Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно…»

На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая Алексеевича, несмотря на недостатки формы, главным считая ее содержание. Другим она категорически не нравилась. Какой бы ни была позиция, общее у этих людей одно — их слух поэзия Некрасова оскорбляла, ведь во главу угла на тот момент уже встало творчество Пушкина и Лермонтова.

В критической статье, посвященной дебютному сборнику Николая

Среди них — стихотворение «Пускай мечтатели осмеяны давно…», датированное 1845 годом. Оно представляет собой образец александрийского стиха с явной оглядкой на творческое наследие Пушкина.

Скорей всего, в произведении отразились отношения Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Дело в том, что Панаева не стала уходить от мужа, Некрасов просто поселился в их доме, и они стали жить втроем.

В самом начале анализируемого текста лирический герой утверждает — мечтатели давно осмеяны. Более того — многое в них действительно смешно. Несмотря на это, от своих мечтаний он отказываться не собирается. В часы разлуки, среди душевной муки, в минуты горького раздумья и печали герой вспоминает о чудесном времени, проведенном в компании с возлюбленной. В его памяти возникает идиллическая картина — вместе с дорогой сердцу женщиной он прогуливается вечерней порой по темной аллее, любуется луной.

Впрочем, каким бы ни был прекрасным пейзаж, ему не сравнится с прелестью чувств, что испытывают влюбленные люди. Гораздо важнее не природные красоты, а обращенные друг к другу глаза, сливающиеся в поцелуе уста.

В 1902 году русский композитор Цезарь Антонович Кюи написал вокальный цикл «21 стихотворение Некрасова». Среди прочих он положил на музыку и «Пускай мечтатели осмеяны давно…».

Дайджест:

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода» Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую. .

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…» В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой. .

Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…» Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба. » — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта. .

Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья…» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения. .

Анализ стихотворения Элегия Некрасова Элегия Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и. .

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…» Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасы войны» Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает. .

Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…» В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался. .

Анализ стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья…» Любовь в интимной лирике Некрасова редко преподносится как счастье. Практически всегда рядом с ней соседствуют слезы, тоска, ссоры, ревность, взаимные упреки, озлобление. Часто в стихотворениях говорится о разлуке. Иногда разрыв. .

Анализ стихотворения Некрасова «Угомонись, моя муза задорная…» Тема предназначения поэта и поэзии занимает важнейшее место в творчестве Некрасова. Множество его стихотворений разных лет посвящено Музе. Ее образ обрел особенные черты уже в произведении «Муза», написанном в 1852. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» — тема народной судьбы. Лирическое произведение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знатный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», противопоставлен крепостному крестьянину. .

Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. .

Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей. .

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова Н. А Позднее стихотворение «Элегия» кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом, выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка» В стихотворении «Тройка» главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения. .

Анализ стихотворения Некрасова «Муза» Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его. .

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова Н. А В центре стихотворения Н. А. Некрасова «Огородник» проблема «любовь и социальное неравенство». Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительновыразительных. .

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» Мать Некрасова — Елена Андреевна Закревская — вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея. .

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова Н. А Анализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети», полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии. .

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля. .

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого. .

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова Н. А Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых — «Памяти приятеля» , посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» , «Памяти Добролюбова» , «He рыдай так. .

Анализ стихотворения Тройка Некрасова Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнес в поэзию то, что раньше не было для нее характер­ным. Впервые в русской литературе быт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!…» Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Родина» Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит. .

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге» Стихотворение «В дороге» посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Центральйым в стихотворении является образ дороги. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум» Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте. .

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» Некрасова Н. А Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада. Н. .

Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…» Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в рус­ской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада. Н. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и. .

Анализ стихотворения Некрасова «Душно! без счастья и воли…» В 1868 году Некрасов написал стихотворение «Душно! Без счастья и воли…». В тексте содержится практически прямой призыв к активной революционной борьбе, в результате которой мир должен измениться, а народное горе. .

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Некрасова Н. А При жизни поэта стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» не публиковалось. В 70-х гг. Некрасов будто бы нашел лоскуток бумаги, исписанный карандашом, и смог разобрать лишь два четверостишия. Он по. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зине» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50 лет. Причем, его избранницей стала не светская львица и записная. .

Николай Алексеевич Некрасов
«Пускай мечтатели осмеяны давно. »

Пускай мечтатели осмеяны давно,
Пускай в них многое действительно смешно,
Но все же я скажу, что мне в часы разлуки
Отраднее всего, среди душевной муки,
Воспоминать о ней: усилием мечты
Из мрака вызывать знакомые черты,
В минуты горького раздумья и печали
Бродить по тем местам, где вместе мы гуляли,
И даже иногда вечернею порой,
Любуясь бледною и грустною луной,
Припоминать тот сад, ту темную аллею,
Откуда мы луной пленялись вместе с нею,
Но, больше нашею любовию полны,
Чем тихим вечером и прелестью луны,
Влюбленные глаза друг к другу обращали
И в долгий поцелуй уста свои сливали.

Читайте также:  Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 16 строк
Строфа: шестнадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: шестистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: давно-смешно-разлуки-муки
мечты-черты-печали-гуляли
порой-луной-аллею-нею
полны-луны-обращали-сливали.
Рифмовка: AABC DDEE FFGG ABEE

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…). «Вечер», анализ стихотворения Тютчева

Вечер — это слово, которое вызывает различные ассоциации. Для одних — это приятный отдых, возможность пообщаться с близкими; для других — полное уединение, возможность остаться со своими мыслями. Кто-то ждёт вечера, для того чтобы сходить на свидание, а кому-то нужно вечером успеть сделать много дел. В любом случае — это полумрачное время суток самое таинственное. А само выражение: «До встречи вечером!» — звучит громко и обещает многое.
Если говорить о натуральной природе, то вечер, такое время суток, когда большинство растений погружается в сон, а вокруг происходят неуловимые изменения, иногда вовсе не понятные человеку. Не удивительно, что поэтов и прозаиков влечёт загадочное время суток.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева не обделено произведениями, которые посвящаются именно этому времени суток. Их можно насчитать десятки. Это и «Осенний Вечер», и «Летний Вечер»… Творчество Тютчева велико и многообразно, а природные стихотворные этюды переплелись с философской мыслью. Эти произведения требуют неспешного прочтения и изучения.

Жанр, направление, размер

  • «Осенний вечер», как и многие лирические стихотворения Тютчева, можно отнести к философской и пейзажной лирике одновременно. В произведении описаны картины природы (осенний пейзаж), а также поднимается вечная тема — быстротечности времени.
  • Тютчев создал свои сроки, используя любимый стихотворный размер А.С.Пушкина – ямб. Рифма – перекрестная.
  • Поэт работал по принципам чистого искусства — уникального явления в поэзии, в рамках которого авторы поднимали только эстетические, романтические или же философские темы, но не касались социальных и политических аспектов. Красоту они ставили на первое место, были ее жрецами. Особенно в данном направлении преуспел Федор Тютчев.

Фёдор Иванович Тютчев


Родился автор произведения «Вечер» в 1803 году. Все свое раннее детство он провел в доме отца, который располагался в Орловской губернии. Он не ходил в специализированные школы, а проходил курс обучения на дому. Ему хорошо была известна латынь и древнегреческие особенности языка.
Практически с самого младенчества, Фёдор Иванович полюбил природу. В дальнейшем, в своих произведениях, он часто напоминал читателям об этом. Первый его учитель был весьма известным на то время человеком, который писал стихи. Звали его Семён Раич. Учитель очень сильно привязался к ученику, так как Федор был достойным и умным мальчиком. Именно Раич пробудил в поэте любовь к природе и лирике.

Тютчев учился на дому до 15 лет, после чего поступил в университет в Москве. Закончив его, он служил в русском посольстве и отправился в Германию, где провел 22 года. На протяжении всего этого времени он писал незабываемые и изысканные стихотворения.

Композиция

Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).

  1. Так, в первом четверостишии в центре внимания лирического героя находится картина осеннего пейзажа. Он наблюдает за противоречивой природой, в которой соединятся и «зловещий блеск» и «томный, лёгкий шелест» листьев.
  2. Во второй части поднимается тема неизбежного увяданья. Вся природа омрачена, а вместе с ней грустит и человек.
  3. В третьей части отражается неразрывная связь лирического героя с окружающим миром. Человеческие чувства сравниваются с угасанием природы.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Образы и символы

  • В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
  • Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.

История создания

Уже когда Федор Иванович Тютчев был в почтенном возрасте, к нему пришла слава. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов и широкая публика узнала о таланте поэта. Однако сам он не хотел признавать свою внезапную славу. Автор хотел абстрагироваться от суеты известности и в такие моменты часто искал утешение в природе. В отличие от А. А. Фета, Тютчев лишь наблюдает за природой, он не пропускает ее через себя. И в этом уникальность пейзажной лирики этого поэта.

Стихотворение написано в 1866 спустя два года после смерти его любимой жены Елены Денисьевой. Она умерла прямо на его руках, а через некоторое время ушли из жизни двое их общих детей.

Федор Иванович всегда считал себя недостойным своей супруги, а после ее гибели он совсем отчаялся. Однако в «Летней ночи» тоски почти незаметно. Стихотворение посвящено состоянию человека после жизненных проблем.

Темы, настроения, проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Осенний вечер» — связь природы и человека. Лирический герой чувствует, что жизнь напоминает смену времен года. За осенью приходит зима, как за радостью приходит печаль. Но даже находясь в таком «предчувствии сходящих бурь», герой не перестаёт радоваться каждому мгновению, чувствовать любое изменение в окружающем мире. Поэтому он замечает и «тихую лазурь», и «порывистый, холодный ветр». Приход осени можно сравнивать с наступлением зрелости. В эту пору человек уже прошёл через многие испытания, однако, несмотря ни на что, не утратил жизнелюбие.
  2. Основная проблема стихотворения — неизбежность быстротечности бытия, которое не останавливается ни на минуту. Невозможно вечно пребывать в состоянии юности и подъема, ведь неминуемо должен начаться спад, неминуемо придет старение. Это непреложная закономерность естественного развития, и ее надо принять, не переча, что не всем дано.
  3. Настроение стихотворения грустное и меланхоличное, что способствует появлению ностальгии и светлой, очищающей душу тоски.
Читайте также:  Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

LiveInternetLiveInternet

Фёдор Иванович Тютчев

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шум от стаи журавлиной,- И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день,- И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень.

Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации.

«Вечер», создание которого относят к 1825—1829 гг., начинается с «фирменной» лексической анафоры «Как». Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она передает авторскую заинтересованность, в последующих — организует сравнение.

«Колокольный звон» — . Звуковая доминанта отличается мелодичностью и приглушенностью: источник звона находится далеко, и до лирического «я» доходят лишь его отголоски. Интересно, что звуковая волна подобна дуновению ветра: она «веет» над открытым пространством «долины» и угасает, замирая в листве деревьев. Последняя наделяется оригинальным эпитетом, который также ассоциируется с фонетическим эффектом.

Первое из сравнений уподобляет далекий звон «шуму от стаи журавлиной». Показателен выбор лексемы «шум»: в авторской версии она получает дополнительное значение, связанное с приятным, гармоничным характером звука. «Шум» является средством выражения основного акустического образа.

Во втором катрене на смену фонетическим приемам приходят изобразительные. Начальное двустишие сообщает о неподвижности окружающей природы. Спокойствие погожего дня сравнивается с разливом весенних вод. Финальные строки посвящены наступающему вечеру: появление теней знаменует приход сумерек. Антитеза между дневным и вечерним пейзажами организуется по признаку пассивности и активности. В отличие от неизменной, будто застывшей картины дня, грядущая ночь несет череду трансформаций. Для ее характеристики применяются два наречия в сравнительной степени: «торопливей» и «молчаливей».

Умиротворенное настроение лирического субъекта отражают формальные особенности стихотворения: классический размер четырехстопного ямба, звукопись с опорой на гласные «о», «э», «и».

В тот же период появилось другое произведение со сходной тематикой — «Летний вечер». Художественное пространство этого творения содержит ночную картину звездного неба. Темнота и прохлада приносят долгожданное «освобождение от зноя» и таинственный «сладкий трепет», охватывающий природу.

Средства выразительности

Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).

Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии: «багряных листьев», «холодный ветер порою».

Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина
    Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции. Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя
  • Анализ стихотворения Весенние мысли Фета
    Весна в лирике Афанасия Фета является олицетворением возрождения и новым смыслом жизни. Благодаря этом автор находит силы жить заново и находить новые цели. Множество своих стихотворений Афанасий посвящает весне
  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова
    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой
  • Анализ стихотворения Маяковского Ночь
    Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления
  • Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
    Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, И в шуме листьев замер он.

Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, — И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень.

Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

Произведение относится к гражданской лирике поэта. В нем Некрасов, в форме, казалось бы, простого бытового общения, сопоставляет два типа мировоззрения и поведения в жизни.

Обывательское отношение к жизни в стихотворении выражает старая нянька, убаюкивающая младенца Еремушку. Оно просто: нужно кланяться господам, пытаться подружиться с сильными, поступать не по своей воле, а угождать им. Наградой за такое поведение должна стать жизнь праздная и привольная. Причем последнее нельзя понимать, как свободу, так как человек, переставший угождать, сразу потеряет все. Определение «привольная» здесь можно истолковать как синоним исполнения меньшего числа обязанностей. Няня своей колыбельной песней советует ребенку выбрать судьбу старшего холопа и всеми силами служить хозяевам жизни. Она проповедует конформизм в крайней степени.

Другой вариант построения жизни предлагает младенцу заезжий свободолюбивый образованный человек из города. Он призывет ломать существующий миропорядок и строить новую жизнь, на иных прингципах. Для этого необходимо избавиться от лени и, отбросить рутину прежнего жизненного уклада. По мнению поэта – революционера, человек должен полностью посвятить себя высокой цели и отдать ей всего себя без остатка. Это служение сродни религиозному, только на место Бога поставлено счастье народа. Полноценную борьбу за высокие идеалы, как утверждает Некрасов, нельзя сочетать с обычной жизнью. Недаром он говорит о невозможности заполнить старую форму новым содержанием. Все мечты об обычном человеческом счастье, тихой спокойной жизни, карьере и достатке должны быть отброшены.

Автор понимает, что требует от молодого поколения, которого олицетворяет младенец Еремушка, очень многого. Однако он не стремится даже обещать какие-либо блага после установления нового более справедливого строя. Наградой должно стать создание честно выполненного долга. Некрасов выдвигает другое обоснование необходимости всецело посвятить себя борьбе. В стихотворении звучит утверждение, что стремление к справедливости заложено в человеке изначально. Пытаться погасить его – значит идти против природы.

Кроме этого, герой, олицетворяющий передовую интеллигенцию, поющий свою колыбельную Еремушке, воспевает любовь к труду. Это служит не только для подкрепления его мысли о необходимости отбросить спокойную жизнь, но и показатель его приверженности левым идеям. Для автора, посвятившего жизнь служению трудовому народу, праздность – синоним предательства, отказа исполнить свое предназначение. Поэт призывает возжигать в себе ярость и ненависть к угнетателям, считая, что без этого человек легко скатывается в обычную жизненную колею и становится бесполезным для борьбы за великие идеи.

Однако Некрасов понимает, что его призывы в большинстве случаев останутся без ответа. Недаром речи борца за свободу вскоре сменяет прежняя песня няньки, увещевающей младенца, пытаться выбиться в доверенные слуги.

Вариант 2

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое, но многое определяется его окружением, внешним пространством.

Как известно, аристократам с детства внушают чувство собственной исключительности, достоинства, хотя и учат относиться ко всем равным образом. Для простого человека, к примеру, для крепостного времен Некрасова характерны совершенно иные установки, которые внушаются с детства. Такому человеку нужно клонить голову «ниже тоненькой былиночки», чтобы «в люди вывели».

Подобная покорность и раболепие впитывается буквально с молоком матери. Недаром Некрасов указывает на эту деталь, когда сиделка хочет покормить младенца, а потом продолжает «кормить» его снова своей песней покорности.

Поэт в этом стихотворении создает невероятно яркий образ, который описывает подрастающее поколение, фактически тех, кто станет людьми в дальнейшем, как полусонные создания, которые кормятся песнями покорности. Некрасов в свою очередь, будучи заботящимся о высшем благе, предлагает другие песни, песни свободы. Он дает Еремушке альтернативу, предлагает не пользоваться «формой старой» и направить «силу благородных юных дней» в более достойное русло.

По сути, перед нами вполне типичное поведение аристократа/интеллигента, который старается привить достоинство простым людям, который видит во всех равных и хочет чтобы каждый проявлял усилия для обретения собственной личной свободы. Конечно, мы можем обратить внимание на более конкретные идеалы, к которым взывает поэт, наподобие «Братства, Равенства, Свободы», которые явно намекают на французские революции начала века. Тем не менее, эти детали – только условности, в которые облачается общая схема, излагаемая выше.

Поэтому возникает вопрос, является ли деятельность поэта в такой ситуации вообще хоть сколько продуктивной и требуется ли подобное поведение. Конечно, герой этого произведения ведет себя естественным, опять-таки для себя образом. Он как прогрессивный представитель города старается внушить высокие идеалы простым людям.

Однако, ведь и простые люди действуют тут естественно для себя. Да они поют песни покорности, но ведь они крепостные, для которых именно такое отношение к действительности является самым выгодным и удобным.

Анализ стихотворения Песня Еремушке по плану

Песня Еремушке

Возможно вам будет интересно

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный «Денисьевским», по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным.

Василий Андреевич Жуковский стал родоначальником темы романтизма со своим неповторимым стилем. Баллада «Людмила» написана Жуковским на основе произведения немецкого поэта Бюргера.

Небольшой цикл «Гадания», который полностью впитал в себя народные и романтические традиции лирики, распространённой в России.

Некрасов в 1840-ых годах знакомится с очаровательной Авдотьей Николаевной Панаевой. На тот момент она являлась законной супругой Ивана Панаева, окружающие люди считали ее одной из самых красивых

Анализ стихотворения Некрасова Песня Еремушке

Николай Алексеевич Некрасов вырос в деревне, где ежедневно наблюдал за жизнью крестьян. Поэт остро переживал из-за неравноправия в обществе, потому что любил простых русских людей и сочувствовал их тяжёлой судьбе.

Одной из главных тем в творчестве Некрасова стала тема социального неравенства. В стихотворении «Песня Ерёмушке», написанном в 1859 году, поэт призывает крестьян и простой народ сопротивляться бесправию в обществе.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы противопоставить песню «нянюшки» песне «проезжего, городского». А также призвать людей бороться за равноправие, а не подчиняться сложившемуся социальному строю.

Тема стихотворения – убедить народ сражаться за свободу.

Стихотворение состоит из двадцати строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано хореем с разным числом стоп в строках. Рифмовка используется перекрёстная.

Поэт применяет антитезу, чтобы противопоставить «песню безобразную» няни – крестьянки песне «своей, любимой…» «проезжего, городского». Поэтому стихотворение мысленно можно поделить на две части.

В первой части поэт, чтобы передать особенность речи крестьян и простого русского народа, употребляет диминутивы: «песенку», «лесенку», «былиночки», «сиротиночки», «соломушку», «Ерёмушку».

Автор использует литоту «ниже тоненькой былиночки надо голову клонить». Этот троп показывает, что крестьянка глубоко заблуждается, думая о том, что помещики, если перед ними преклоняться и угождать во всём, «выведут в люди» покорного крестьянина. И что дальше у Ерёмушки начнётся жизнь «и привольная, и праздная» в обществе с «вельможами» и «молодицами». Такая песня, по мнению путника, призывает людей и дальше безропотно терпеть гнёт помещиков.

Эта песня возмущает проезжего человека. Именно с этого места начинается вторая часть стихотворения. Путник берет ребенка на руки и поёт свою песню, которая призывает бороться за равноправие и справедливость.

Поэт использует тавтологию: «пошлой – пошлых – пошлый» в девятой строфе, «вольным – вольную» в двенадцатой строфе. Этим приёмом он ярко демонстрирует ненависть к сложившемуся общественному строю, призывая больше не надрываться и не терпеть лишения, потому что все люди рождаются свободными и с равными правами.

В песне путника много глаголов и восклицаний. Так он призывает народ променять «холопское терпение» на «необузданную, дикую вражду» к тиранам, чтобы «ненавистью правою» и «верою святой» встать на путь борьбы с беззаконием.

Читайте также:  Анализ стихотворения Демону Некрасова

В стихотворении поэту удалось противопоставить песню «нянюшки» песне «проезжего, городского». Песня няни успокаивает малыша, убеждая жить по-старому, преклоняясь перед помещиком. А песня путника призывает к борьбе за свободу.

Последняя строфа играет важную роль для раскрытия идеи стихотворения. Няня запела «снова песенку свою…». Это говорит о том, что простые люди привыкли к тяжёлой жизни, поэтому готовы и дальше смиренно нести своё бремя.

Картинка к стихотворению Песня Еремушке

Популярные темы анализов

Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин написал в 1922 году, когда жил во Франции. Поэт показывает свою печаль и тоску по родному дому, по жизни среди любящих и близких людей.

В данном произведении читатель легко может услышать типичные для творчества Есенина сожаление, которое следует сразу за грубостью. Стих был написан в 1924 году, за год до кончины писателя. В это же время он занимается написанием

Стихотворение “Зине” посвящается жене поэта Некрасова, написанное самим поэтом на закате дней. Будучи человеком эмоциональным, он в предддверии своей кончины пишет строки своей молодой супруге,

Природа у Есенина живая, он с ней общается, как с человеком. Почему? У него нет настоящих друзей? А вот русскую природу поэт любил с детства. Она для него настоящий друг. Ничего не требующий, всегда молчаливо слушающий.

В произведении поднимается актуальный во все времена вопрос отношения власти к людям. Каждый из героев стихотворения свято верит в справедливость, отзывчивость и милосердие барина. Любую проблему, которую не под силу решить крестьянину

Николай Некрасов — Стой, ямщик! жара несносная ( Песня Еремушке )

«Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная —
№ 4 Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
№ 8 И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку,
№ 12 Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
№ 16 Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку —
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
№ 20 В люди вывели скорей.

В люди выдешь, все с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
№ 24 Шутки вольные шутить.

И привольная и праздная
Жизнь покатится шутя. »
Эка песня безобразная!
№ 28 «Няня! дай-ка мне дитя!»

— «На, родной! да ты откудова?»
— «Я проезжий, городской».
— «Покачай; а я покудова
№ 32 Подремлю. да песню спой!»

— «Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая.
№ 36 — Баю-баюшки-баю!

В пошлой лени усыпляющий
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий
№ 40 Пошлый опыт — ум глупцов!

В нас под кровлею отеческой
Не запало ни одно
Жизни чистой, человеческой
№ 44 Плодотворное зерно.

Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
№ 48 Необдуманно не лей!

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
№ 52 В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою —
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
№ 56 Называются они.

Возлюби их! на служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
№ 60 Лучезарней нет венца.

Будешь редкое явление,
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
№ 64 Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
№ 68 К бескорыстному труду.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
№ 72 Грянешь божьею грозой.

И тогда-то. » Вдруг проснулося
И заплакало дитя.
Няня быстро встрепенулася
№ 76 И взяла его, крестя.

«Покормись, родимый, грудкою!
Сыт. Ну, баюшки-баю!»
И запела над малюткою
№ 80 Снова песенку свою.

«Stoy, yamshchik! zhara nesnosnaya,
Dalshe yekhat ne mogu!»
Vish, pora-to senokosnaya —
Vsya derevnya na lugu.

U dvora u postoyalogo
Tolko nyanyushka sidit,
Zakachav rebenka malogo,
I sama pochti chto spit;

Cherez silu tyanet pesenku
Da, zevaya, krestit rot.
Sel ya ryadom s ney na lesenku,
Nyanya dremlet i poyet:

«Nizhe tonenkoy bylinochki
Nado golovu klonit,
Chtob na svete sirotinochke
Bespechalno vek prozhit.

Sila lomit i solomushku —
Poklonis ponizhe yey,
Chtoby starshiye Yeremushku
V lyudi vyveli skorey.

V lyudi vydesh, vse s velmozhami
Budesh druzhestvo vodit,
S moloditsami prigozhimi
Shutki volnye shutit.

I privolnaya i prazdnaya
Zhizn pokatitsya shutya. »
Eka pesnya bezobraznaya!
«Nyanya! day-ka mne ditya!»

— «Na, rodnoy! da ty otkudova?»
— «Ya proyezzhy, gorodskoy».
— «Pokachay; a ya pokudova
Podremlyu. da pesnyu spoy!»

— «Kak ne spet! spoyu, rodimaya,
Tolko, znayesh, ne tvoyu.
U menya svoya, lyubimaya.
— Bayu-bayushki-bayu!

V poshloy leni usyplyayushchy
Poshlykh zhizni mudretsov,
Bud on proklyat, rastlevayushchy
Poshly opyt — um gluptsov!

V nas pod krovleyu otecheskoy
Ne zapalo ni odno
Zhizni chistoy, chelovecheskoy
Plodotvornoye zerno.

Bud schastlivey! Silu novuyu
Blagorodnykh yunykh dney
V formu staruyu, gotovuyu
Neobdumanno ne ley!

Zhizni volnym vpechatleniam
Dushu volnuyu otday,
Chelovecheskim stremleniam
V ney prosnutsya ne meshay.

S nimi ty rozhden prirodoyu —
Vozleley ikh, sokhrani!
Bratstvom, Ravenstvom, Svobodoyu
Nazyvayutsya oni.

Vozlyubi ikh! na sluzheniye
Im otdaysya do kontsa!
Net prekrasney naznachenia,
Luchezarney net ventsa.

Budesh redkoye yavleniye,
Chudo rodiny svoyey;
Ne kholopskoye terpeniye
Prinesesh ty v zhertvu yey:

Neobuzdannuyu, dikuyu
K ugnetatelyam vrazhdu
I doverennost velikuyu
K beskorystnomu trudu.

S etoy nenavistyu pravoyu,
S etoy veroyu svyatoy
Nad nepravdoyu lukavoyu
Gryanesh bozhyeyu grozoy.

I togda-to. » Vdrug prosnulosya
I zaplakalo ditya.
Nyanya bystro vstrepenulasya
I vzyala yego, krestya.

«Pokormis, rodimy, grudkoyu!
Syt. Nu, bayushki-bayu!»
I zapela nad malyutkoyu
Snova pesenku svoyu.

«Cnjq, zvobr! ;fhf ytcyjcyfz,
Lfkmit t[fnm yt vjue!»
Dbim, gjhf-nj ctyjrjcyfz —
Dcz lthtdyz yf keue/

E ldjhf e gjcnjzkjuj
Njkmrj yzy/irf cblbn,
Pfrfxfd ht,tyrf vfkjuj,
B cfvf gjxnb xnj cgbn;

Xthtp cbke nzytn gtctyre
Lf, ptdfz, rhtcnbn hjn/
Ctk z hzljv c ytq yf ktctyre,
Yzyz lhtvktn b gjtn:

«Yb;t njytymrjq ,skbyjxrb
Yflj ujkjde rkjybnm,
Xnj, yf cdtnt cbhjnbyjxrt
,tcgtxfkmyj dtr ghj;bnm/

Cbkf kjvbn b cjkjveire —
Gjrkjybcm gjyb;t tq,
Xnj,s cnfhibt Thtveire
D k/lb dsdtkb crjhtq/

D k/lb dsltim, dct c dtkmvj;fvb
,eltim lhe;tcndj djlbnm,
C vjkjlbwfvb ghbuj;bvb
Ienrb djkmyst ienbnm/

B ghbdjkmyfz b ghfplyfz
;bpym gjrfnbncz ienz///»
‘rf gtcyz ,tpj,hfpyfz!
«Yzyz! lfq-rf vyt lbnz!»

— «Yf, hjlyjq! lf ns jnreljdf?»
— «Z ghjtp;bq, ujhjlcrjq»/
— «Gjrfxfq; f z gjreljdf
Gjlhtvk//// lf gtcy/ cgjq!»

— «Rfr yt cgtnm! cgj/, hjlbvfz,
Njkmrj, pyftim, yt ndj//
E vtyz cdjz, k/,bvfz///
— ,f/-,f/irb-,f/!

D gjikjq ktyb ecsgkz/obq
Gjiks[ ;bpyb velhtwjd,
,elm jy ghjrkzn, hfcnktdf/obq
Gjiksq jgsn — ev ukegwjd!

D yfc gjl rhjdkt/ jntxtcrjq
Yt pfgfkj yb jlyj
;bpyb xbcnjq, xtkjdtxtcrjq
Gkjljndjhyjt pthyj/

,elm cxfcnkbdtq! Cbke yjde/
,kfujhjlys[ /ys[ lytq
D ajhve cnfhe/, ujnjde/
Ytj,levfyyj yt ktq!

;bpyb djkmysv dgtxfnktybzv
Leie djkmye/ jnlfq,
Xtkjdtxtcrbv cnhtvktybzv
D ytq ghjcyenmcz yt vtifq/

C ybvb ns hj;lty ghbhjlj/ —
Djpktktq b[, cj[hfyb!
,hfncndjv, Hfdtycndjv, Cdj,jlj/
Yfpsdf/ncz jyb/

Djpk/,b b[! yf cke;tybt
Bv jnlfqcz lj rjywf!
Ytn ghtrhfcytq yfpyfxtybz,
Kextpfhytq ytn dtywf/

,eltim htlrjt zdktybt,
Xelj hjlbys cdjtq;
Yt [jkjgcrjt nthgtybt
Ghbytctim ns d ;thnde tq:

Ytj,eplfyye/, lbre/
R euytnfntkzv dhf;le
B ljdthtyyjcnm dtkbre/
R ,tcrjhscnyjve nhele/

C ‘njq ytyfdbcnm/ ghfdj/,
C ‘njq dthj/ cdznjq
Yfl ytghfdlj/ kerfdj/
Uhzytim ,j;mt/ uhjpjq///

B njulf-nj///» Dlheu ghjcyekjcz
B pfgkfrfkj lbnz/
Yzyz ,scnhj dcnhtgtyekfcz
B dpzkf tuj, rhtcnz/

«Gjrjhvbcm, hjlbvsq, uhelrj/!
Csn?// Ye, ,f/irb-,f/!»
B pfgtkf yfl vfk/nrj/
Cyjdf gtctyre cdj////

«Песня Ерёмушке» Н. Некрасов

– Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу! –
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот,
Сел я рядом с ней на лесенку,
Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.

В люди выдешь, всё с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
Шутки вольные шутить.

И привольная, и праздная
Жизнь покатится шутя…»
Эка песня безобразная!
– Няня! дай-ка мне дитя! –

«На, родной! да ты откудова?^
– Я проезжий, городской. –
«Покачай; а я покудова
Подремлю… да песню спой!»

– Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая…
Баю-баюшки-баю!

В пошлой лени усыпляющий
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий
Пошлый опыт – ум глупцов!

В нас под кровлею отеческой
Не запало ни одно
Жизни чистой, человеческой
Плодотворное зерно.

Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
Необдуманно не лей!

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою –
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.

Возлюби пх! на служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
Лучезарней нет венца.

Будешь редкое явление,
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую,
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…

И тогда-то…– Вдруг проснулося
И заплакало дитя.
Няня быстро встрепенулася
И взяла его, крестя.

«Покормись, родимый, грудкою!
Сыт. Ну, баюшки-баю!»
И запела над малюткою
Снова песенку свою…

Дата создания: 1859 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке»

Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами.

Тем не менее, очень скоро Некрасов стал понимать, что русские крестьяне попросту не знают иной доли, они веками привыкли батрачить на своего помещика, мечтая лишь о том, чтобы он получше устроил их судьбу. Крепостные девушки рассчитывали удачно выйти замуж и остаться в родном имении, а юноши надеялись на то, что им не придется пополнить ряды солдат, отдав муштре и строевой подготовке 25 лет своей жизни.

Некрасов бунтовал против подобного положения дел и часто вел философские беседы с простолюдинами, пытаясь им внушить, что под лежачий камень вода не течет. Однако его слова так не разу и не были услышаны. Именно по этой причине в 1859 году появилось стихотворение «Песня Еремушке», в которой автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту.

Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка.

Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. «И привольная, и праздная жизнь покатится шутя», – напевала няня. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», – увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Ссылка на основную публикацию