Анализ стихотворения Снежок Некрасова

КТО ЖЕ АВТОР?

Позвонила дочь с просьбой прояснить непонятку.Они с Женей(мой внук) решили к утренику в садике выучить стишок о зиме. Выбрали “Снежок”:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

А непонятка в том, что интернет выдаёт. двух авторов этого стишка- Н.Некрасов и Зинаида Александрова.
Я не поверил и тоже пошёл к Яндексу. И что вы думаете? Точно: на этот стишок претендуют два автора.
Вот “Снежок” Зинаиды Александровой:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Разница лишь в одном слове:
В холодное стекло—-у Н.Некрасова
В прозрачное стекло—-у З.Александровой

И как всё это называется? Чья-то тупая ошибка? Дурная шутка? Или голый плагиат?

Валерий Куракулов # 4 декабря 2015 в 14:59 +1
Михаил Заскалько # 4 декабря 2015 в 15:21 0
Михаил Заскалько # 4 декабря 2015 в 15:44 +1
Neihardt # 4 декабря 2015 в 16:25 +1

В академическом собрании сочинений Николая Некрасова, где и черновые варианты стихов присутствуют, этих стихов нет, это действительно так.
Зинаида Александрова с 1919 года росла в детском доме. Родилась в семье учителя. Окончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Училась в Ленинградском техникуме печати.

Затем работала в редакциях многих газет и журналов. После Ленинградского периода она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». В рукописи воспоминаний, хранящейся в Литфонде СП, вспоминала, что в детстве очень любила зиму и стихи про нее. В 1930 году записала стишок, который как песенку пела еще в детском доме : Снежок порхает-кружится. По словам писательницы, она постеснялась сказать учителям, что является автором этой песенки, и сочинила, будто слышала ее совсем маленькой от родителей или читала в какой-то из книжек, кажется у Некрасова.
Согласно лингвистической экспертизе, которую делали по поводу “Снежка” еще в 1960х годах, поэт НИ РАЗУ не сравнивал снег с мелом в других произведениях. С мелом у него ассоциировался “бледный лик” – и только. Результаты экспертизы были представлены в качестве доказательства авторства иного поэта, не Некрасова.
Так что мой голос – в пользу Зинаиды.

Михаил Заскалько # 4 декабря 2015 в 17:13 +1
Валентин Воробьев # 4 декабря 2015 в 16:58 0

Я помню это стихотворение, но только без последнего четверостишия:
“Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири”.

Русские поэты о Зимушке-Зиме

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ (отрывок из поэмы “Евгений Онегин”)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый –
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…

Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?

ВЕЧЕР ТИХИЙ И МОРОЗНЫЙ

Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.

Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей.
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.

Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.

Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.

Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.

Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.

На небе месяц – и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

“ЗИМА. Огромная, просторная зима. »

Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья.
Тёмные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звёзды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне.
Но лишь заря прорежет небосклон
И встанет солнце, как, подобно чуду,
Свет тысячи огней возникнет отовсюду,
Частицами снегов в пространство отражён.
И девственный пожар январского огня
Вдруг упадёт на школьный палисадник,
И хоры петухов сведут с ума курятник,
И зимний день всплывёт, ликуя и звеня.
В такое утро русский человек,
Какое б с ним ни приключилось горе,
Не может тосковать.
Когда на косогоре
Вдруг заскрипел под валенками снег
И большеглазых розовых детей
Опять мелькнули радостные лица.

Вот и выпал первый снег,
первый снег,
Он покрыл долины рек —
первый снег.
А река течёт черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Вся любовь моя черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Льдом покроется она,
первый снег,
Но на свете есть весна,
первый снег!
Я приветствую тебя,
первый снег,
Не жалея, не скорбя,
первый снег.
Хоть невесело идти,
первый снег,
На седом твоём пути,
первый снег.

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
— Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор.
Он пасть раскрыл — и снегу хвать —
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…

Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звёзды,
В доме
Выключили свет.
Из-за леса
Туча вышла.
Дом притих
И замолчал.
Ночью кто-то
Еле слышно
В окна лапками
Стучал.
А под утро
В серебристой,
В белоснежной
Тишине
Кто-то чистый
И пушистый
На моём лежал
Окне.
***

Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Всюду снег, в снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

Снежок

НазваниеСнежок
Дата публикации21.04.2014
Размер42.5 Kb.
ТипДокументы

5-bal.ru > Астрономия > Документы

СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Тема: Н.А. Некрасов. «Стихи детям о зиме»

Цели урока:

  • познакомить с творчеством Н.А. Некрасова;
  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять кругозор;
  • воспитывать интерес к книгам;
  • воспитывать любовь к русской природе;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование:

  • портрет Н.А. Некрасова,
  • презентация по теме урока,
  • компьютер,
  • мультимедиа проектор,
  • экран,
  • рисунок большого весёлого солнца,
  • рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,
  • выставка книг
  • листы белой бумаги,
  • цветные карандаши.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

– На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!

А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2.Работа с выставкой книг.

-Это книги с произведениями Н.А. Некрасова.
– Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова.

3.Беседа об авторе.

4. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Снежок”.

а) Чтение стихотворения учителем

– Понравилось вам это стихотворение ? Чем?

Это стихотворение о зимней природе, о её красоте.

– Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку?

Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном.

Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь.

б) Вторичное чтение стихотворения.
в) А сейчас нарисуйте зиму ( снег, деревья зимой…)

5.Минутка отдыха для глаз.

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах – глянцевый и блестящий.

За окном зима намела пушистые сугробы. Под тёплой шубой спят травы и кусты. Над миром простирается царство Мороза. А нам с вами тепло и уютно, и не страшен нам мороз с его льдами и метелями. Нам хорошо знаком с раннего детства этот старик – Дед Мороз. О нём мы читали в сказках, ему мы писали письма с просьбами о подарках, его ругали по пути в школу, когда замерзали руки и ноги.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Небо скрыто снежной мглою,
Солнце выглянет порою,
В белом саване дома.
К нам опять пришла… зима

Хорошо лететь зимой
На них с горки ледяной.
В низ несут в сугроб, к полянке
На стальных полозьях … санки

Красногрудых птиц сюда
К нам приносят холода.
Корм скорей им собери –
Прилетели … снегири

Только встал малыш на лыжи,
Говорят ему: «Потише!»
Не послушался маму – хлоп!
Прямо с палками в … сугроб

Что за белые пушинки?
Это падают … снежинки

Не жалея рук и ног,
Заливаем мы каток.
Хочешь на перегонки?
Одевай скорей … коньки

Он у дома побывал –
окна все разрисовал. (Мороз)

Много – много звездочек
Тонких как стекло;
Звездочки холодные, а зиме тепло. (Снежинки)

Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик)

Что за толстое стекло
Речку всю заволокло? (Лёд)

На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к березке,
Тянут следом две полоски. (Лыжи)

Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться – чудно. (Санки)

Шайба и клюшка тянутся к друг дружке. (Хоккей)

Природа в лирике Некрасова

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли – там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» – безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа – не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум». Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, – все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» – Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу. а дума лютая
Покоя не дает:
Убить. так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ – глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты – зеленый и белый – подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада – это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» – тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, –
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза – дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны – напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, – в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось.

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря.

Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив.

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая – купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая », – пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Мысль» («Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…»)

Н.А.Некрасов был поэтом великой борьбы, защитником всех страждущих, гибнущих под гнетом нужды. Н.А.Некрасов — величайший сын своей Родины, он умел жить её невзгодами, проблемами. Всю жизнь Некрасовым владела грандиозная идея — идея народного освобождения.

Жизнь поэта — в его стихотворениях. Стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез».

Стихотворение «Мысль» было написано Некрасовым в 1838 году. Впервые оно было напечатано в том же году, в пятом номере журнала «Сын Отечества». Этот год был непростым для начинающего поэта. Отец направил его в Петербург для поступления в Дворянский полк. Но юноша, вопреки воле отца, держит экзамен в университет и зачисляется туда на правах вольнослушателя. Вследствие того, что Некрасов поступил по собственному разумению, он остался без поддержки отца, в том числе и финансовой. Молодому человеку пришлось зарабатывать на жизнь литературной деятельностью в различных журналах.

Литературные опыты начинающего поэта были оформлены им в виде сборника «Мечты и звуки», в который вошло и стихотворение «Мысль». Некрасов был недоволен своими первыми юношескими стихами и терзался сомнениями по поводу их опубликования. Николай Алексеевич решил посоветоваться с Жуковским. Тот ознакомился со стихами и посоветовал не издавать их. Но у Некрасова были обязательства по изданию данного сборника. Тогда Жуковский порекомендовал снять имя автора с обложки, и Некрасов подписал свою первую книгу инициалами «Н.Н.». Сборник «Мечты и звуки» был издан в 1840 году в типографии Егора Алипанова.

В марте 1840 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована рецензия Белинского на книгу «Мечты и звуки» (в нем присутствовало и стихотворение «Мысль»), выдержанная в довольно резких тонах. Это огорчило Некрасова. На тот момент Виссарион Григорьевич Белинский не мог и предположить, что спустя несколько лет судьба сведет его с Некрасовым, который станет его другом, коллегой и редактором журнала «Современник».

И хотя сборник «Мечты и звуки» подвергся критике, тем не менее значение его, как первой книги Н.А.Некрасова большое. Всё великое начинается с малого. «Мечты и звуки» — первый важный этап в биографии поэта, который впоследствии называл свою музу «музой мести и печали».

В книге «Мечты и звуки» стихотворение «Мысль» (1838 год) шло под шестым номером. Время, в которое Некрасов писал это стихотворение, принадлежит к числу самых печальных, как в русской жизни вообще, так и в литературе в частности. Жизнь, казалось, совершенно замерла и окоченела. Ни малейшего просвета в будущем, ни тени какого-либо движения в настоящем. В одном из своих стихотворений Некрасов писал о том, что после кончины Пушкина (1837 год) в русской литературе все было «пусто и мертво». Без Пушкина любовь к литературе в публике остыла, и некому было направить литературное движение к цели.

Вот в такой обстановке появляется стихотворение «Мысль». Его можно отнести к жанру философской лирики. Философская лирика – это стихи, в которых лейтмотивом является смысл жизни, мироустройство, цель нашего пребывания на земле.

Стихотворение «Мысль» представляет собой размышление лирического героя на тему мировосприятия. В начале стихотворения лирический герой сообщает, что «спит дряхлый мир», и лишь остатки огня согревают его. Лирический герой сравнивает мир с обветшалым старцем: «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…» Настроение лирического героя – грустное, пессимистическое.

Далее происходит смена тональности, лирический герой оживляется, идёт рассуждение о том, что все меняется в мироздании, и, может быть, огонь трансформирует свою силу:

«И вспыхнет для тебя прекрасное былое.
И, может быть, распустится зерно
В тебе давно угасшей жизни силы…»

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Мысль», мы замечаем, как много в нем пессимистических нот. Но общеизвестно, что Некрасов — поэт, стихи которого больно сжимали сердце читателя.

Главная мысль стихотворения – произойдут ли изменения в мироздании, озарит ли мир новая мысль, проснётся ли он от дремоты?

Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении, следующие:

Эпитеты — печальный мир, отрадный покой, прекрасное былое, поддельный блеск.

Метафоры — дряхлый мир, пылающая душа, погаснувший день, заглохшие могилы.

Повторения – «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…», «Спи, старец, спи!», «И снова ты проснешься от дремоты, И снова, юноша с пылающей душой…».

Восклицания – «Нет! тот же всё проснулся ты…».

Стихотворение «Мысль» написано с применением сложной схемы рифмовки. Так, в первом четверостишии используется смежная рифмовка (схема аабб). Причем в двух первых строках первого четверостишия применена женская рифма с ударением на предпоследний слог в строке, а в третьей и четвертой строках используется мужская рифма с ударением на последний слог.

Начиная с пятой строки стихотворения, схема рифмовки становится более сложной. Вначале следуют четыре строки с кольцевой рифмовкой. Пятая строка стихотворения рифмуется с восьмой строкой , а шестая – с седьмой (схема абба).

Параллельно с этим восьмая строка используется как начало перекрестной схемы рифмовки: восьмая строка рифмуется с десятой, а девятая — с одиннадцатой. Общая схема рифмовки строк с пятой по одиннадцатую имеет следующий вид – аббавав. Такую же схему рифмовки Некрасов использует и в последних семи строках стихотворения.

Некрасов писал это стихотворение, будучи совсем молодым, ему было всего семнадцать лет, но даже его ранние строки, пронзительные, искренние, стремительно, неудержимо просились в душу читателя. И хотя считалось, что всё в них выражено слегка наивно, однако в этих строках просматривается серьезное, вдумчивое отношение к жизни. Перед читателем предстает не просто поэт, а мыслящая натура, предъявляющая свои требования и запросы к жизни.

В стихотворении мне понравилось то, что лирический герой не теряет надежду на обновление мира, на его развитие. Он верит, что забудутся старые годы, и мир будет жить жизнью молодой.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ стихотворения Некрасова Огородник

Стихотворение «Огородник», датированное 1846 годом, относится к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой произведения становится социальное неравенство, которое препятствует влюбленным быть вместе.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать, что юноша и девушка из разных сословий не имеют возможности открыто встречаться из-за сложившегося социального строя, ведь такие отношения считались противозаконными. Также автор хочет показать, что простой русский «мужик-вахлак» обладает такими качествами, как порядочность и благородство.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, потому что читатель слышит историю жизни лирического героя, рассказанную им самим. Он описывает свои эмоции и чувства.

Произведение относится к народно-песенной поэзии. Устаревшие слова, передающие речь простого русского человека, а также элементы фольклора делают стихотворение похожим на сказку, но, к сожалению, с грустным финалом.

Произведение состоит из шестнадцати строф. Стихотворный размер – четырёхстопный анапест. Рифмовка – перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру складывается впечатление, что лирический герой рассказывает свою историю так взволнованно, что у него даже перехватывает дыхание, но он продолжает повествование. Многоточия и восклицательные знаки усиливают эмоциональную окраску и придают стихотворению большую выразительность.

Уже в первой строфе слова «я свой век загубил» дают читателю понять, что он услышит печальную историю любви, из-за которой оказалась сломанной жизнь лирического героя. Поэт применяет постоянные фольклорные эпитеты «дремучий лес» и «девица-краса», придавая стихотворению эффект сказочности.

Герой рассказывает о том, что, работая в «немецком саду», он заметил «хозяйскую дочку». Огородник видел много прекрасных девушек, «а такой не видал, да и нету другой». Это говорит о том, что дочь хозяина сада очень понравилась молодому человеку.

Дальше огородник описывает свою возлюбленную словами «черноброва, статна, словно сахар бела», у неё «ясны очи» и «руса косынька». Но и сам юноша «не уродом рождён». Он «круглолиц, белолиц», у него «кудри – чёсаный лён».

Во время прогулок девушка часто приходит к огороднику, они разговаривают и смеются. Вскоре лирический герой начинает тайно ходить «в горенку» к возлюбленной.

Однажды, когда герой «крался» к девушке, его приняли за вора и задержали. Но молодой человек на допросах «молчал, говорить не хотел». Огородник очень любил девушку и не хотел опозорить её в глазах людей, поэтому ничего не сказал про их отношения, а признал себя вором. Его «постегали плетьми», надели кандалы и отправили на каторгу.

Последние две строки раскрывают идею стихотворения. В них автор делает вывод, что не судьба «мужику-вахлаку» – простолюдину, любить «дворянскую дочь» – благородную девушку. Ведь если бы не было проблемы социального неравенства, молодые люди могли бы быть вместе, и сказка имела бы счастливый конец.

В стихотворении поэт показал, что юноша и девушка из разных сословий не могут быть вместе, потому что такие отношения считаются противозаконными. Также автору удалось показать, что простой русский «мужик-вахлак» обладает такими качествами, как порядочность и благородство. Он сознаётся в том, чего не совершал, потому что не хочет опорочить честь любимой девушки.

Картинка к стихотворению Огородник

Популярные темы анализов

Афанасий Афанасьевич Фет – знаменитый русский поэт середины XIX века. “Чудная картина” относится к раннему периоду его многогранного творчества. Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов.

В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

Творчество Ивана Алексеевича Бунина началось с раннего детства. Получая домашнее образование, в возрасте семи лет начинающий поэт создавал свои первые стихи. Его кумирами на тот момент являлись Пушкин и Лермонтов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Горы Некрасова
Ссылка на основную публикацию