Анализ стихотворения Сон Некрасова

научная статья по теме НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕКРАСОВ (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «СОН») Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

ГРЯЗНОВА АННА ТИХОНОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕКРАСОВ (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «СОН»)»

(Лингвопоэтический анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Сон»)

Мне голос был. Он звал утешно.

К философской лирике Н. А. Некрасова исследователи его творчества обращаются довольно редко. А ведь подобных стихотворений у поэта не так уж мало: «Смерти» (1838), «Жизнь» (1939), «Ангел смерти» (1839), «Истинная мудрость» (1839), «Моя судьба» (1839), «Сомнение» (1839), «Час молитвы» (1839), «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876), «Молебен» (1876), «Сон» (1877).

Анализируя список названий, можно прийти к некоторым любопытным выводам. Прежде всего, стихотворения четко поляризуются по времени написания. Первые опыты философской лирики относятся к началу творчества Некрасова, они опубликованы в раннем сборнике «Мечты и звуки» (1840). Поздние стихотворения философского характера написаны поэтом незадолго до смерти и составляют сборник «Последние песни» (1877). Таким образом, философская лирика образует в творчестве Некрасова логическое кольцо, которое нашло выражение и в названиях сборников: слова звуки («Мечты и звуки») и песни («Последние песни») образуют окказиональную синонимо-антоними-ческую пару.

Обратимся к стихотворению «Сон» (1877?), в котором нашли отражение многочисленные интертекстуальные связи лирики Некрасова.

Мне снилось: на утесе стоя, Я в море броситься хотел, Вдруг ангел света и покоя Мне песню чудную запел: «Дождись весны! Приду я рано, Скажу: будь снова человек! Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелелых век; И музе возвращу я голос, И вновь блаженные часы Ты обретешь, сбирая колос С своей несжатой полосы».

Грязнова Анна Тихоновна, кандидат филол. наук, преподаватель вуза.

Легко заметить, что стихотворение разительно отличается от привычной нам некрасовской манеры письма, которая у большинства читателей ассоциируется с использованием прозаизмов и диалектизмов1. В стихотворении «Сон», напротив, преобладают единицы высокого, традиционно-поэтического стиля. Среди них есть и церковнославянизмы (глава, блаженные, сбирая), и библеизмы (ангел света, колос; ср. злачное место), и элементы поэтических клише (сон, утес, море, ангел, песня чудная, туман, муза, голос). На первый взгляд кажется, что большинство этих слов употреблено в прямом значении, но детальный анализ свидетельствует о том, что многие лексемы использованы метонимически (человек — «духовная личность»; муза -«вдохновение»; голос — «творческие способности»; блаженные часы — «блаженство»). Встречаются и метафоры (туман, сон). Изобразительно-выразительными возможностями в стихотворении обладают и грамматические формы: единственное число слова колос употреблено в значении множественного, а множественное число слова часы, напротив, передает значение единственного числа (ср. блаженство, время).

Но насколько характерны эти особенности для позднего стиля поэта? Даже беглое знакомство с содержанием сборника «Последние песни» свидетельствует о том, что пространные, сюжетные, обнаруживающие сходство с прозой стихотворения2 сменились у Некрасова произведениями, в которых мысль и чувство сжаты до предела; ср.:

Скоро — приметы мои хороши, —

Скоро покину обитель печали:

1 Термины Ю. Н. Тынянова. См. статью «Стиховые формы Некрасова» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

2 О «прозаизации» лирики Н. А. Некрасова писал Ю. Н. Тынянов; см., например, цит. изд.

Вечные спутники русской души — Ненависть, страх — замолчали.

В этих стихах выражено гораздо больше, чем написано. Чтобы осмыслить их в полной мере, нужно уметь «читать между строк». Отнюдь не трафаретность образов, а пушкинская краткость, за которой стоит колоссальный объем информации, — вот итог эволюции художественного стиля Некрасова. Этого художественного эффекта поэт достигает как с помощью интенсивного использования символов, так и актуализацией реминисценций.

Символ в литературе «не сводится как знак лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте»3. Центральным символом, который организует все пространство художественной ткани стихотворения «Сон», является образ сна.

Смысл стихотворения, скорее всего, может пониматься по-разному. Кто-то решит, что в стихотворении пересказывается реальный сон, увиденный поэтом. Это самое простое и самое буквальное толкование опирается на одно из словарных значений лексемы: «То, что снится, видение, грезы спящего». Кому-то покажется, что речь идет о болезни Некрасова, который, увидев чудесный сон, поверил в возможность исцеления. В основе такой интерпретации лежит, с одной стороны, знание обстоятельств жизни поэта; с другой — владение фоновой информацией, закрепленной за упомянутым лексико-семантическим вариантом слова сон: «чудесный знак, посылаемый человеку свыше», в данном случае Богом, чьим посланником становится ангел. Эта версия получает подтверждение в строках: Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелелых век, где значение слова сон может быть истолковано как «бездеятельное, пассивное существование кого-либо», безразличное, апатичное отношение к окружающей действительности. Наконец, зная, что слово сон обладает таким этнокультурным компонентом значения, как «предсказание», можно предположить, что поэт в аллегорической форме

3 Полная энциклопедия символов / Сост.

В. М. Рошаль. – М„ 2005. – С. 18.

пишет о духовном возрождении России (образ несжатой полосы ассоциируется именно с русской темой в творчестве поэта).

Однако толкование слова сон может быть и иным. Дело в том, что у этого слова есть комплекс лексико-семанти-ческих вариантов, принципиально отличающихся по семантике от перечисленных выше. Так, в Словаре под ред. Д. Н. Ушакова выделяется вариант, сопровождающийся пометой поэтическое: «Мечта, греза, нечто, увлекающее воображение и чувство». В этом лексико-семантическом варианте обнаруживается смысловой комплекс «нечто существующее лишь в сознании (воображении) человека, весьма далекое от реальной действительности и, скорее всего, несбыточное». В таком случае интерпретация стихотворения будет резко отличаться от первоначальной. Указанное значение будет доведено до логического предела, если читатель сделает упор на такой фоновой семантике , как «ложь, обман, призрак». Наконец, к парадигме сценариев развития лирического сюжета следует отнести и тот, в котором актуализирована сема «смерть» (ср.: сон — младший брат смерти; вечный [мертвый, мертвецкий, могильный, последний1 сон). Именно такое значение мы найдем, например, в стихотворении Лермонтова «В полдневный жар в долине Дагестана. ».

Столь же непросто интерпретировать символы утеса и моря. В каждом случае требуется не только опора на словарные значения, но и использование фоновой информации.

Образ утеса генетически связан с символом горы: «Гора (а также холм, курган и т. п.) — вертикаль, связывающая верх и низ, что определяет двойственность представлений о горе, с одной стороны, как о чистом, с другой — как о демоническом локусе. . В русских заговорах гора, с одной стороны, — место, где находятся Бог, Христос, Богородица, а с другой — место, связанное с нечистью. . С горой связано представление о потустороннем мире (ср. рус. выражение отправиться на горку — «умереть»; страна с золотыми горами — царство мертвых; рай находится на железной горе или — за горами). Гора — место обитания нечистой силы. Лысая

гора — традиционное место шабаша ведьм»4. А в стихотворении Лермонтова «Утес» центральный образ тесно связан с идеей одиночества. В конечном счете обе составляющие (одиночество и пограничная ситуация) актуальны для понимания произведения Некрасова.

Образ моря, чрезвычайно популярный у писателей-романтиков, символизировал в их произведениях свободу и революционный вызов. Однако Некрасов употребляет его скорее в христианском понимании — как «море житейское». Об этом свидетельствуют и строки раннего стихотворения поэта:

. Когда я, дум высоких полный, Безгрешен сердцем и душой, И бурной суетности волны Меня от жизни неземной Увлечь не в силах за собой; Когда я мыслью улетаю В обитель к горнему Царю, Когда пою, когда мечтаю, Когда молитву говорю, Я близок к небу — смерти время! Нетруден будет переход; Душа, покинув жизни бремя, Без страха в небо перейдет.

(«Смерти», 2 ноября 1838).

В стихотворении выстраивается оппозиция: бурной суетности волны — жизнь неземная, т. е. вечная, посмертное бытие души человека.

Задача интерпретатора в процессе анализа стихотворения усложняется тем обилием реминисценций, которые обнаруживает короткий текст стихотворения. Заметим, что чрезвычайно часто реминисценции используются писателем сознательно. Проблема исследователя заключается в верификации — доказательстве целенаправленности авторского выбора.

В свое время Ю. Н. Тынянов, обратив внимание на частотность пушкинских реминисценций в творчестве Некрасова, отметил: «У него часты повторения классических стиховых формул. Ср. «И с отвращением кругом кидая взор. » («Родина») с пушкинским: «И с отвращением читая жизнь мою. » . Перед самою смертью он пишет «Пускай чуть слышен голос твой. », «Мне снилось: на утесе стоя. » — стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по

ритмико-синтаксическому рисунку примыкающие к пушкинскому стиху»5. Пушкинские реминисценции вместе с символами образуют неделимое целое, существенно углубляя смысл художественного текста и делая его многомерным.

Интертекстуальные вкрапления в стихотворении «Сон» не ограничиваются лишь теми, которые были упомянуты Тыняновым. Стихотворение, написанное Некрасовым незадолго до смерти, обнаруживает гораздо больше пересечений с русской поэзией Золотого века, чем это заметно на первый взгляд. Оно все построено на реминисценциях из русской литературы и мировой культуры.

В стихотворении встречаются не только лексические, но и фонетические реминисценции: при анализе звуковых повторов становится ясно, что доминирующим среди них является аллитерация группы согласных сн. Безусловно, она связана с темой стихотворения Не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления

Штудии

Елена Доркина

Елена ДОРКИНА — ученица 11-го класса МОУ СОШ № 1, г. Нижний Ломов Пензенской области. Учитель — Алексей Константинович Васильев. Работа Елены получила диплом первой степени на X Пензенской областной научно-практической конференции школьников «Старт в науку» (27–28 марта 2008 г.).

Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления

В литературоведческих исследованиях не раз говорилось об использовании Достоевским самых различных материалов как автобиографического, так и литературного характера. Постараемся проследить путь художественной мысли писателя, проанализировав стихотворение Н.А. Некрасова «До сумерек» и «Сон об истязании лошади» из романа «Преступление и наказание».

Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека
Непосильную ношу влача. —
Клячонка стояла
Полосатая вся от кнута…

Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка

клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться…

Как видим, и Некрасов, и Достоевский описывают слабую, беззащитную “клячонку”, которая не в состоянии справиться с “непосильной ношей”. Связь стихотворения с эпизодом очевидна, более того, наблюдаются явные лексические совпадения.

У Некрасова описываемое животное называется “лошадь-калека”, “клячонка”. У Достоевского тоже употребляется слово “клячонка”. Создавая образ избиваемой лошади, писатель употребляет существительные с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами: “кобылёнка”, “лошадёнка”, с помощью которых, с одной стороны, подчёркивается невозможность бедного животного защитить себя, с другой стороны, показано сочувствие и сострадание автора и его героя к бедной “лошадёнке”.

Использованы Достоевским и некоторые некрасовские эпитеты. У Некрасова лошадь “чуть жива”, “безобразно тоща”, у Достоевского — “маленькая, тощая… клячонка”, “издыхающая кобылёнка”, “…этака лядащая кобылёнка”. (Лядащий [ледащий] — дрянной, хилый, тощий.)

Читайте также:  Анализ стихотворения Буря Некрасова

С помощью художественных определений писателю удаётся создать образ замученного, доведённого до смерти, беззащитного животного, которое вызывает жалость и сострадание маленького Раскольникова. Писатель показывает всё самое чистое, доброе, человеческое, что есть в герое романа.

И вновь обратимся к фрагментам анализируемых произведений.

Вот она зашаталась и стала…
“Ну!” — погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) —
И уж бил её, бил её, бил!

. клячонка… кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся на неё, как горох… Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков. Миколка вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берёт её за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской… со всех сторон принимают её в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвёртый, мерно, с размаха… Миколка бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом…

При описании орудий истязания писателями используется приём градации. У Некрасова называется “кнут”, “полено”, у Достоевского — “три кнута”, “оглобля”, “шесть кнутов”, “железный лом”. Во сне упоминается ещё одно орудие убийства — топор: “Топором её, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий”. Герой, переживая увиденный сон, отождествляет себя с Миколкой: “Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу её череп…” Наяву позднее Раскольников топором убивает старуху процентщицу и Лизавету.

Обратим внимание на отношение некрасовского лирического героя и маленького Раскольникова к происходящему.

Я сердился — и думал уныло:
“Не вступиться ли мне за неё?”
В наше время сочувствовать мода.
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа, —
Да себе не умеем помочь…

. Он бежит подле лошадки, он забегает вперёд, он видит, как её секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нём поднимается, слёзы текут…

Мальчик, единственный сочувствующий, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку…

Лирического героя Некрасова возмутила увиденная картина, но это явно рефлексирующий герой, остающийся “внутри себя” (“Мы помочь бы тебе и не прочь. да себе не умеем помочь”). Маленький Раскольников в эпизоде пытается защитить несчастную лошадь и бросается с “кулачонками” на истязателя.

Сходными в эпизоде и стихотворении является и ответная реакция народа, наблюдающего происходящее.

…Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко своё…

…Вдруг хохот раздаётся залпом и покрывает всё…

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падёт, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы любитель.

Писатели изображают равнодушную толпу, у Достоевского она даже озлобленная и злорадствующая. Но в эпизоде романа «Преступление и наказание» из толпы слышатся голоса, осуждающие действия Миколки:

“— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

— Видано ль, чтобы така лошадёнка таку поклажу везла, — прибавляет другой…

— Заморишь! — кричит третий…”

Подводя итоги своих наблюдений, мы приходим к следующим выводам. Стихотворение Н.А. Некрасова «До сумерек» представляет собой бытовую зарисовку, заострённую социально-психологически. Достоевский создаёт картину символическую. Некрасовские художественные образы, использованные Достоевским в контексте эпизода и всего романа и подвергнутые творческой переработке, становятся образами-символами.

1. От безымянного погонщика у Некрасова к жестокому Миколке, имеющему в романе своего антипода под таким же именем.

2. От некрасовской “лошади-калеки”, “клячонки” к “лошадёнке”, “кобылёнке”, “клячонке” и далее в романе к изображению несчастной Катерины Ивановны (“Довольно. Пора. Уездили клячу. Надорвалась. ”)

3. От “кнута” и “полена” к “трём кнутам”, “оглобле”, “шести кнутам”, “железному лому” и “топору”, которым совершается преступление.

4. От некрасовских “плачущих, кротких глаз” к “глазам савраски” (“…По глазам хлещи, по глазам…”, “…секут по глазам, по самым глазам!”) к “глазам” Лизаветы и Сони Мармеладовой.

5. От смеющейся толпы у Некрасова к равнодушной, хохочущей, поющей песню, злорадствующей толпе в эпизоде «Сон об истязании лошади» и к смеющейся, любопытной публике, наблюдающей за Катериной Ивановной и её детьми на улице Петербурга.

6. Отсутствие осуждающих жестокость в некрасовском стихотворении и народная точка зрения на происходящее во сне Раскольникова и в самом романе (мотив осуждения преступления, совершённого Раскольниковым, и самого Раскольникова).

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “ полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.
Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи. Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа». Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном. Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ. »

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил. »

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
— богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора
«Стонет он по полям…»
«Стонет он по тюрьмам…»
«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем, что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния. Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»). Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5. Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12. Средства художественной выразительности
13. Чем понравилось стихотворение?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Анализ лирики – наиболее сложный вид творческой работы учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
План анализа лирического произведения25.5 КБ
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”36 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении .

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

— Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

— сонет — дружеское послание

— поэма — признание и т. д.

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает . заставляет почувствовать, настраивает на …

… радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу, успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа. Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

Неожиданная метафора «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. О бязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

(1) Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: « Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается работы («Грех сказать, чтоб ленива была»), а в том, что жизнь в барском доме лишила её физической силы и выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик: Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

На какой-то патрет всё глядит

Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество. Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий и искажённых слов — и нам явственно представляется жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа. (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Еду ли ночью по улице темной. ” (1847).

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной. “, вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова – Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., – с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой – принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета – судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению – не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение “Когда из мрака заблужденья. “, 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета – нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет “низкий”, связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, – явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом – одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, “Современная ода” и “Колыбельная песня”, 1845, “В неведомой глуши, в деревне полудикой. “, 1846, “Нравственный человек”, 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины – начала первой половины XIX в., когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские – нечетные – и мужские – четные – окончания). Выбор трехсложного размера – еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть – двенадцать стихов, вторая и третья части – по шестнадцать стихов и четвертая часть – восемь стихов, – что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, “Да, наша жизнь текла мятежно. “, “Так это шутка? Милая моя. ” (1850), “Муза” (1851), “О письма женщины, нам милой. ” (1852) и т.д.. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа – воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая – рассказ о смерти их ребенка, третья – рассказ о ее падении, четвертая – вновь мысль о том, “где она теперь”.
В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: “рукой” – “мной”, “темней” – “не лей”, “заснем” – “рядком”, “венцу” – “отцу” и т.д. – явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о “слабой форме” или “безыскусности” некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:
Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С – согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, “мучительной думы” (звуки л и j, шипящие – вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в “Мцыри” Лермонтова). Обилие групп согласных (“темной”, “пасмурный”, “друг”, “вдруг”, “брызги дождя”, “пронзительно звонок”, “вдоволь поплакал” и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.
Другая характерная особенность этого стихотворения – обилие отрицаний: “друг беззащитный, больной и бездомный”, “с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной. “, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил”, “все без изъятья”, “бесполезно замрут” – также свойственна поэзии Некрасова, ср., например, стихотворение “Муза” (1851):
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!

Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
и т.д.
Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: “Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день” – продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: “полусвет, полутьма”, – затем усиливающийся: “становилось темней”; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: “В комнате темной зажгли огонек”. Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: “темной” – “огонек”, что отсылает ко второй части, где “полусвет” и “полутьма” выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой – характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные “петербургские” мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых . сказал: “Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге”.), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших “петербургскую” тему.
К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, – тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни: эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба” (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: “умер ребенок”, “завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем” (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, – “сладкий” – относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, “принарядившись, как будто к венцу”), “три гроба”, “гробик ребенку”, “в гроб положили”.
Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.
Далее, мотив бедности, нищеты, голода: “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”, необходимость женщине торговать собой, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу” (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: “А тут ребятишки голодные. а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. ” (“Преступление и наказание”, ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: “Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем”.), нищета горемычная.
Другой важный мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:
Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут.
Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев.
Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил” (ср. “труб заунывные звуки”), образ слабого ребенка, “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” (умереть с голоду – или утратить честь?), “злая тебя сокрушила борьба”. Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

37069 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию