Анализ стихотворения Современная ода Некрасова

Урок 2. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира.

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит о, или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Здесь искали:
  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Особенности Лирики Некрасова

Подробно Некрасов описывает быт, также продолжая традиции Пушкина. Любая жизненная ситуация, даже самая трагическая, становится объектом его поэтического внимания.

Стихи Некрасова очень пессимистичны, часто его мрачный настрой контрастирует с природой: чем красивее окружающий пейзаж в стихотворении, тем хуже окажется жизнь.

Лирический герой Некрасова — это человек из толпы, дворянин, страдающий за народ. Сам он живет неправильно, из-за этого его мучает совесть. Его недостижимые гражданские идеалы — друзья, павшие в борьбе за народное счастье.

Кто для Некрасова является идеальным образом Поэта?

Для него им является Шиллер (портрет его представлен ниже).

Творчество, мысль, жизнь этого великого немецкого поэта для Некрасова прекрасны главным образом потому, что он видит в них проявление художника-судьи, руководствующегося высшими принципами красоты и нравственности. Автор подчеркивает в подвиге своего героя возвышенное и прекрасное. Он равен в своем верном служении свободе Богу. Поэт вооружен «небесными громами». Он стоит выше банкиров и царей, а «волшебный факел», поднятый им, как «светильник разума», уже нам знакомый, озаряет путь людям, выводит их на свет.

Своему веку и людям нужен Поэт. Он служит им, не пытаясь замкнуться в искусстве, оторванном от жизни. Певец зовет свою музу только тогда, когда ясны в его душе «типы добра и любви». По мнению автора, такой творец может и должен напоминать людям о «высоком призвании», а также, что особенно важно теперь для Некрасова, вносить «гармонию» в их чувства и дела, руководствуясь высоким идеалом красоты.

«Железная дорога»

Одной из главный тем лирики Некрасова является тема крестьянства. По мнению поэта, жизнь крестьянина — сущий кошмар. Но это тот самый народ, ради которого русскому человеку стоит жить.

В стихах регулярно звучит комплекс вины дворянина перед народом, поскольку высший класс часто ведет себя непозволительно грубо по отношению к крестьянам.

В этом отношении очень выразительно в этом отношении стихотворение Железная дорога, где речь идет о строительстве дороги между Москвой и Петербургом. Генерал разговаривает в купе поезда со своим сыном, а лирический герой вмешивается в их беседу и объясняет мальчику, что дорогу с огромным трудом и проблемами строили крестьяне.

Однако из этого стихотворения еще нельзя сделать вывод, поддержит ли молодое поколение позицию Некрасова.

«Поэт и гражданин»

Основные темы и идеи лирики Некрасова были связаны с одним очень важным для Николая Алексеевича понятием — «гражданин». Поэт, размышляя о художнике-творце, создает стихотворение под названием «Поэт и гражданин». Образу Поэта в нем он придал некоторые собственные свои черты, колебания, сомнения, хотя и стремился, прежде всего, к типизации этого образа. Фигура Гражданина также отличается обобщенностью. Он требует от Поэта откликаться на различные жизненные конфликты, служить активно народу, защите обездоленных. К декабристской поэзии восходят строки Николая Алексеевича о том, что можно не быть Поэтом, но гражданином — обязательно. Вспомним, например, формулу К. Ф. Рылеева (портрет его представлен ниже), который говорил, что он не поэт, а гражданин.

Николай Алексеевич развивает эту мысль. «Разговорность» и драматизм произведения «Поэт и гражданин» (Некрасов) усилила его диалогическая форма. Однако она не спасла от дидактизма и некоторой декларативности, которые проявляются в риторических вопросах, наставлениях, призывах, побуждениях, а также в политической лексике, присущей эпохе Некрасова.

Два направления в искусстве

Две основные тенденции в вопросе о том, как следует понимать стоящие перед искусством задачи, определились в середине 19 века. Сторонники «чистого искусства» полагали, что не в изображении реальности заключается поэзия. Она состоит в изяществе предмета и формы стихотворения. Представители этого направления осознанно уходили от проблем действительности и обращались в своем творчестве к «вечным» темам.

Представители так называемого «демократического» направления занимали противоположную позицию. Они опирались на опыт поэтов-декабристов, Лермонтова и Пушкина. Безусловно, к их числу принадлежал и Некрасов. Творчество Н. А. Некрасова является ярким примером служения Отчизне. Продолжая традиции Лермонтова и Пушкина, этот поэт постоянно обращался на протяжении своего пути к теме поэзии и поэта. Многие стихотворения Некрасова посвящены ей. Мы отметим в этой статье лишь наиболее известные и важные из них.

Два типа поэтов в стихотворении Некрасова

Также Некрасов размышляет о творце, в частности, в произведении «Блажен незлобивый поэт…». Это творение, созданное в период «мрачного семилетия», посвящено памяти Н. В. Гоголя (на фото ниже), только что умершего. В нем ведется, вопреки цензуре, борьба за торжество в литературе «гоголевского» направления. В этом стихотворении по-новому раскрывается тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Николай Алексеевич резко противопоставляет 2 типа поэтов: «обличитель толпы» и являющийся «незлобивым» художник слова.

Некоторые исследователи творчества интересующего нас автора убеждены в том, что он подразумевал под «незлобивым поэтом» Жуковского, вполне заслуживающего данного эпитета. Под «обличителем толпы», сатириком Некрасов подразумевает Гоголя. Путь в литературе этого писателя был «тернистым». Гоголю не было «пощады» и покоя от противников. «Крики озлобленья» и «хулы» постоянно преследовали его. А самое главное — именно Николай Васильевич, «вооружив сатирой» уста, обличал «карающею лирой» общественные пороки. Необычайно близка была Некрасову проповедь любви «ненавистью» ко злу, «враждебным словом отрицанья». Как и Николай Васильевич (портрет его представлен ниже), Николай Алексеевич «любил ненавидя». Некрасов провозглашал свою заветную мысль о том, что своей отчизны не любит тот, кто живет без гнева и печали.

Николай Алексеевич Некрасов
«Современная ода»

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко.

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Не гнушаешься темной породою:
«Братья нам по Христу мужички!»
И родню свою длиннобородою
Не гоняешь с порога в толчки.

Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе все свалилося
За твою добродетель и честь.

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки)
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: добродетели-далеко-свидетели-глубоко.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гадины-готов-украдены-вдов.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ты-помочь-ты-дочь.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: породою-мужички-длиннобородою-толчки.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: явилося-есть-свалилося-честь.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: добродетели-далеко-свидетели-глубоко.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Некрасова «Современная ода»

Жанр произведения указан Некрасо­вым в названии — ода. Однако время одической поэзии завершилось в кон­це XVIII — начале XIX века.

В строгом смысле создание оды уже стало невозмож­ным, а потому ее жанровые особенности, например торжественное восхваление ко­го-либо или чего-либо, используются для создания комического эффекта, для сати­рического осмеяния.

Так, герой оды Не­красова, которого «украшают добродете­ли, до которых другим далеко», высме­ивается за свою нравственную непорядоч­ность, карьеризм, корыстолюбие и т. д. Стихотворение Некрасова по своему жан­ру — сатира.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу. Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в […].

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова […].

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая Алексеевича, несмотря на недостатки формы, главным считая ее содержание. Другим она категорически не нравилась. Какой бы ни была позиция, общее у этих людей одно – их слух поэзия Некрасова оскорбляла, […].

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства — непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно — отвергнутый тобою», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил […].

Анализ стихотворения Некрасова «Угомонись, моя муза задорная» Тема предназначения поэта и поэзии занимает важнейшее место в творчестве Некрасова. Множество его стихотворений разных лет посвящено Музе. Ее образ обрел особенные черты уже в произведении «Муза», написанном в 1852 году. Она не учила поэта гармонии, выступала в роли «печальной спутницы печальных бедняков», была «неласковой и нелюбимой», «плачущей, скорбящей и болящей». Ее главная заслуга: …Почувствовать […].

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. Николай Алексеевич вдохновлялся творчеством разных авторов, в их числе – Лермонтов, Жуковский, Пушкин, Бенедиктов. Нельзя сказать, что книга была разгромлена критиками, — рецензии встречались как […].

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство» Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может […].

Анализ стихотворения Некрасова поэт и гражданин Это — единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную ораторскую патетику М. Ю. Лермонтова. Величие некрасовского манифеста еще и в том, что он далеко выходит за пределы литературы: речь идет о политической борьбе, о гражданской доблести, о патриотизме — подлинном и мнимом. Ведь именно […].

Краткое содержание Княгиня Волконская Некрасова для читательского дневника

Произведение начинается с момента, когда дети просят бабушку Волконскую рассказать им о своих молодых годах. Но княгиня отправляет их гулять, обещая, что вся ее жизнь будет описана в мемуарах. Для них она оставила портреты близких людей и красивые вещицы, подаренные й когда-то подругами.

Родом она была из небольшой деревушки, которая находилась под Киевом. В семье ее очень любили. Особенно отец, герой былых сражений, в ней души не чаял. Генерала Раевского уважали и много хвалили. И хотя он был крутого нрава дети все равно его любили. Мария Николаевна находилась под присмотром гувернантки родом из Англии. Княгиня обучалась разным наукам, а после занятий она прогуливалась в саду и пела. Отец любил слушать ее мастерство. Генерал устраивал часто званые вечера и балы, на которые съезжалась вся аристократия. Мария Николаевна блистала на них своей неподдельной красотой. Около нее всегда было много молодых людей, которые ухаживали за ней однако никто ей не нравился. Но отец сам нашел ей жениха, и поэтому в возрасте 18 лет она уже была повенчана с Сергеем Волконским. Мария была смущена тем, что ее супруг был старше ее. Но видно такова была ее судьба. Супруга своего она видела не так часто, так как он постоянно куда-то отлучался. Даже во время отдыха он отвез Марию, находящуюся в положении, к отцу.

Рожала княгиня тяжело. Практически два месяца она лежала в постели. Когда девушка пришла в сознание, она сразу же поинтересовалась у своей няни о муже. Узнав, что от него нет вестей, Волконская отправилась в Петербург, где стала интересоваться у отца о Сергее. Но ей ничего не сказали, и долгое время пытались скрыть новость о том, что ее супруг был заговорщиком против государя. Узнав эту информацию из приговора, она решила разделить с мужем тяжелую его участь и отправиться с ним на каторгу. Свое решение она только укрепила после того, как увидела его печальные глаза в крепости на свидании. Как ни хлопотали за Сергея, приговор оставался окончательным. Перед дальней дорогой между отцом и дочерью состоялся серьезный разговор, где Раевский говорил ей о том, что она подвергает себя и жизнь ребенка тяжелым испытаниям и портит свое будущее. Однако княгиня осталась при своем мнении. Оставив ребенка у родителей, Мария Волконская отправилась в путь. Остановившись у сестры, проживающей в Москве, Мария побыла в последний раз на вечере, где встретила Пушкина. Между ними завязался разговор, где поэт восхищался поступком княгини.

В дороге Волконская наблюдала различные сцены, происходившие с простыми людьми. Остановившись на одной из станций в Казани ее пытались напугать тем, что могут вернуть как Трубецкую. Но она не испугалась и поспешила вперед. Догнав Трубецкую в Нерчинске, Мария отправилась в Благодатск, где от извозчика узнала, что мужья женщин находятся в бодром расположении духа.

Увидев супруга на руднике, Волконская поняла, как он много страдал, и поняла, что ее любовь к нему еще сильнее. Поэма учит нас быть сильными по духу, стойкими, несмотря на трудности, возникшие на жизненном пути.

Читать краткое содержание Княгиня Волконская. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Некрасов. Краткие содержания произведений

  • Дед Мазай и зайцы
  • Дедушка
  • Железная дорога
  • Княгиня Волконская
  • Княгиня Трубецкая
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Коробейники
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный нос
  • На Волге
  • Размышления у парадного подъезда
  • Русские женщины
  • Саша
Читайте также:  Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Картинка или рисунок Княгиня Волконская

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине

Шестилетний мальчишка заболевает страшной болезнью полиомиелитом. У него отнимаются ноги. После сложной операции, многочисленных испытаний мальчик не теряет надежду вновь ходить.

«Заповедник» — это повесть написанная Сергеем Довлатовым. Как и во многих других произведениях, главный герой является олицетворением самого автора. В отличие от других повестей, в этой, у главного героя вымышленная фамилия и имя

Две подруги завершают учебу в пансионе мисс Пинкертон и теперь их ждут разные пути. В первую очередь от того, что они вышли из разных слоев общества, и имеют разный склад характера: Эмилия – дочь состоятельных родителей, полна добродетелей

В своих записях Аркадий Макарович Долгорукий (подросток) рассказывает о себе самом, а также, о своей жизни, и тех людях, которые были в его жизни.

«Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

Поэма (1826 год)

Часть первая

Княгиня Екатерина Трубецкая собирается в дальнюю дорогу. Она обещает вспоминать родной дом и город, просит благословения отца. Княгиня знает, что будет тяжело, но полна решимости. С ней отправляется секретарь.

Трубецкая спешит и на каждой станции щедро раздает червонцы, чтобы поскорее сменили лошадей. Дорога трудна и зима сурова. Через месяц она подъезжает к Енисею.

В дороге женщина часто дремлет. Ей снятся милые картины прошлого: детский бал в родном доме, знакомство с будущим супругом, праздники, на которых она пленяет всех своей красотой. Но избраннику княгини не в радость светская суета. И вот супруги уже в Риме, бродят среди развалин, осматривают музеи, наслаждаются свободой. Строгая красота храмов сменяется живыми картинами итальянской народной жизни.

Потом возникают совсем другие сюжеты: стоны бурлаков, бедняки, которые гнут спину на полях ее родины. Княгиня спрашивает мужа: «Неужели так повсюду?», на что он отвечает: «По-другому не может быть в стране рабов и нищих».

Трубецкая просыпается от кандального звона. Это партия ссыльных. Женщина раздает деньги каторжникам и с грустью думает о том, что ее любимый тоже проходил здесь.

Княгине снится новый сон. Стоя на верхушке высокой башни, она видит огромную площадь, заполненную народом. Выстроенным полкам кричат: «Сдавайтесь!», но солдаты не отступают. В каре влетает верхом генерал, чтобы разогнать восставших. Его сбрасывают с седла, попытку повторяет другой, того убивают. Военных пытается усмирить митрополит, но ему советуют уйти. Тогда выкатывают пушки, и царь сам дает команду стрелять. Княгиня падает с высоты, она в ужасе за судьбу любимого.

Теперь ей снится длинный и сырой тюремный коридор. Старый инвалид ведет ее к арестованному супругу. Он жив и невредим, но приговор жесток. Княгиня спрашивает: «Чем помочь?», но муж отвечает, что просить бесполезно. В трепете она просыпается. Вокруг лишь темный лес, слышен вой волков. Ямщик заверяет, что все в порядке, и княгиня снова погружается в сон. На этот раз ей снится южный пейзаж. Рядом с мужем она скачет по цветущей долине. Женщина с корзинкой бросает ей цветок. Все вокруг поет о счастье, о том, что ее милый друг снова рядом и свободен.

Часть вторая

Тяжелый путь продолжается два месяца. Секретарь заболел в дороге, и княгиня едет дальше одна. В Иркутске ее встречает губернатор – старик в чине генерала. Трубецкая просит запрячь лошадей до Нерчинска и поскорее. Губернатор уговаривает женщину отдохнуть. С последней почтой пришла бумага, в которой сообщается, что ее отец тяжело болен. Старик просит Екатерину вернуться. Но княгиня непреклонна. Она очень любит отца, но не может уже повернуть назад.

Губернатор пугает Трубецкую жизнью на рудниках. Там зима длится восемь месяцев, нравы очень грубы, постоянно случаются драки и убийства. Жить придется в общем бараке, питаться хлебом и квасом. Трубецкая отвечает, что должна разделить судьбу супруга.

Губернатор уверен, что женщину доконает суровый климат. Но княгиня согласна умереть рядом с любимым. Тогда старик рассказывает о моральных страданиях ее мужа, который будет винить себя, что погубил супругу. Женщина в ответ уверяет губернатора: она будет сильной и со временем станет опорой супругу. Генерал еще напоминает княгине, что та молода, ее ждут свобода, почет, богатство, возможно, новый брак. Трубецкая с негодованием отвергает подобные планы.

Исчерпав аргументы, губернатор требует подписать отречение от наследства и дворянского титула. Трубецкая, ни мгновения не колеблясь, соглашается. Но генерал предлагает женщине еще раз подумать. Затем он болеет пять дней, и княгиня вынуждена ждать. После выздоровления губернатор заявляет, что не может дать женщине лошадей. Она пойдет по этапу вместе с каторжниками. Трубецкая согласна на все, она пойдет!

Сердце старика наполняется болью. По его седому усу скатывается слеза. Он действовал по приказу и ставил преграды, но больше не в силах препятствовать железной воле княгини. Екатерину доставят в Нерчинск за три дня.

КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ

(Бабушкины записки)

(1826 – 27 гг.)

Глава I

Бабушка пишет записки для внуков. Она завещает им портреты дорогих людей и железный браслет, который их дедушка выковал из своей цепи.

Родилась княгиня Мария Волконская в деревне под Киевом в богатой и знатной семье. Ее отец прославился в войнах с Персией и Швецией, но наибольшей славой покрыл себя в 1812 году. Удостоенный всех возможных наград и почестей, воспетый Жуковским и другими поэтами, он поселяется в своем спокойном поместье и пишет мемуары.

Старик дает балы, на которых Маша блистает красотой, но сердце девушки свободно. Ее судьбу решает отец. И вот девушка стоит под венцом с генералом Сергеем Волконским. Маша лишь однажды говорила с ним, а видела не более трех раз, но не смеет возражать строгому родителю.

После свадьбы она редко видит своего супруга. Тот постоянно объезжает свою бригаду. Маша болеет, и врачи советуют женщине морские купания. Она едет в Одессу, куда зимой наведывается муж. Неожиданно среди ночи Сергей будит жену и просит разжечь камин. Он сжигает какие-то бумаги, а затем супруги срочно покидают город. Волконский отвозит Машу к отцу и тут же с ней прощается.

Глава II

Маша встревожена, от Сергея нет никаких вестей. Родные стараются успокоить будущую мать. Роды проходят очень тяжело, и княгиня приходит в себя только через два месяца. Она узнает, что Сергей до сих пор не объявлялся, а отец и братья уехали в Петербург. Маша решает ехать в столицу, чтобы узнать о судьбе супруга.

В Петербурге все становится известно из приговора, и Волконской разрешают встречу с осужденным мужем. Свидание проходит в присутствии посторонних, поэтому супруги не могут говорить открыто, но Маша дает понять Сергею, что все приняла и простила.

Княгиня бросается к влиятельным родственникам и друзьям, чтобы спасти супруга, но узнает, что уже все возможности были испробованы, смягчить решение царя не удалось. Тогда Маша собирается ехать в Сибирь к мужу. Родственники ее отговаривают, а отец гневается. Он требует, чтобы дочь одумалась и не делала ребенка сиротой.

Глава III

Маша до двадцати лет была под постоянной опекой отца и не принимала никаких решений. Но сейчас ее воля тверда. Вопреки всем уговорам и советам окружающих, она поедет к Сергею. Сын вырастет и поймет свою мать.

Никто из родственников не спешит помогать княгине в приготовлениях к отъезду. Тогда Маша пишет письмо царю. Государь не препятствует ее поездке, хотя советует остаться дома с ребенком. Получив разрешение, княгиня собирается в дорогу. Последнюю ночь Маша проводит возле кроватки сына.

Утром она поручает ребенка заботам сестры, обнимает родных, становится на колени перед отцом с просьбой благословить ее. Отец отвечает: «Через год возвращайся домой, не то прокляну!»

Глава IV

Волконская едет в Москву, чтобы проститься с сестрой Зинаидой. Там готовится прощальный бал, на который приглашены знаменитые артисты и поэты. Среди них – Пушкин, с которым Маша знакома с детства. Вместе они отдыхали в Гурзуфе и резвились на берегу моря. Этот эпизод поэт описал в романе «Евгений Онегин».

Пушкин напутствует и ободряет подругу юности: царский гнев не вечен и она еще вернется домой. А если погибнет, память о ее подвиге сохранится на столетия. До самого утра Маша слушает прекрасные песни, стихи и музыку. В дорогу артисты провожают ее со слезами.

Глава V

Волконская в пути. В Казани она оказывается за несколько часов до нового года. Станционный смотритель отговаривает Машу ехать дальше, поскольку начинается метель. Но княгиня продолжает свой нелегкий путь. Новый год она встречает в поле. Дорогу замело, и тройка не может бежать дальше. Ямщик находит сторожку. Там на мерзлой рогожке княгиня проводит новогоднюю ночь.

Дальше дорога становится еще тяжелее. Дважды кибитка переворачивается, ее приходится сменить на телегу. Маша голодает в пути, но стойко переносит все трудности. В Нерчинске она догоняет Трубецкую. До рудника в Благодатске остается двенадцать верст.

Глава VI

Начальник острога требует разрешение на встречу с узниками, зная, что из Нерчинска еще не пришли бумаги. Волконская хочет ехать за ними, но начальник обещает привезти документы сам. Женщины идут отдыхать.

Утром, пока Трубецкая еще спит, Маша идет к руднику и уговаривает охрану пропустить ее. Но в шахте княгиню замечает дежурный. Волконская задувает факел, сбрасывает шубу и в полной темноте бежит вперед, рискуя свалиться в яму.

Каторжники замечают женщину, а Трубецкой узнает ее. Посылают за Сергеем. В ожидании мужа Маша раздает арестантам письма от родных. Вскоре появляется Волконский. Он от волнения плачет, а княгиня падает перед мужем на колени и целует его оковы.

Русские женщины

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Читайте также:  Княгиня Волконская - краткое содержание Некрасов

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша — голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха — героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» — и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей.

Роды были тяжёлыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от неё судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора — и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребёнка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за неё отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки — и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребёнка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймёт её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадёжен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюблённым в Машу Раевскую — хотя в кого он не был тогда влюблён! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казённые фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями — от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от неё узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку — видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьёв, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа — и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы — и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, — в остроге!»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Некрасов Княгиня Волконская

Жизнь княгини Марии Волконской изображается в виде воспоминаний, которая женщина пишет для будущих поколений.

Мария является дочерью богатого дворянина генерала Раевского, ставшего героем во время русско-французской войны, и представляется поэтом в качестве черноволосой, голубоглазой, румяной красавицы, любимицы семейства Раевских и гордой королевы местных званых балов, где она с легкость покоряет сердца многих мужчин.

Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Мария по воле отца выходит замуж за генерала Сергея Волконского, участия событий 1812 года, раненного в Лейпцигской битве, зрелого мужчину, который, став ее мужем, постоянно находился в поездках по службе, нечасто бывая дома и радуя молодую жену.

Находясь в ожидании долгожданного наследника, Волконские отдыхают в Одессе, откуда князю приходится срочно уехать, при этом уничтожив в огне какие-то документы. Произведя в тяжелых родах на свет сына, Мария узнает об аресте мужа, участвующего в декабрьском государственном перевороте, информацию о котором ее родные долго скрывают от кормящей матери.

Княгиня посещает мужа, добившись встречи в Петропавловской крепости, с грустью видя его печальные глаза, чувствуя неприкрытую любовь к нему и осознавая скорую разлуку. После тюремного свидания княгиня Волконская, услышав судебный приговор, принимает решение отправиться вслед за супругом в сибирскую ссылку, направив государю соответствующее прошение.

Решение Марии встречает сопротивление ее семьи, умоляющей остаться с новорожденным ребенком, нуждающимся в материнской заботе и любви, но княгиня не меняет своего выбора, несмотря ну душевные страдания из-за оставленного сына, осознавая, что возможно больше никогда не сможет его увидеть и обнять, но чувствуя, что, повзрослев, мальчик поймет ее решение и одобрит.

При прощании с отцом, Мария не сдерживает слез, надеясь на его понимание, слыша от родителя умоляющую просьбу вернуться домой через год, при этом разрешение, выданное царем, на поездку к князю, является невозвратным. Просидев возле спящего малыша последнюю ночь, Мария отправляется в путь, совершив остановку в Москве в доме сестры Зинаиды, где ощущает восхищение московской знати, выражающей восторг и уважением совершенным ею поступком. Среди поклонников ее решения оказывается и Пушкин, с которым Волконская знакома еще с юности, печально благословивший на выбранный молодой женщиной путь.

Дорога в Сибирь оказывается для княгини невыносимо тяжелой, однако мужественная женщина, охваченная желанием поскорее встретиться с любимым мужчиной, с гордостью переносит все тяготы и невзгоды. Добравшись до Нерчинска, княгиня Волконская обнаруживает там княгиню Трубецкую, также следовавшую к месту отбывания наказания мужа. Женщины совместно, поддерживая друг друга, отправляются в Благодатск, где находится поселение для ссыльных декабристов.

Оказавшись в поселке, не дожидаясь разрешения надзирателя на свидания с супругом, Мария Волконская направляется на рудник, где работают каторжники в надежде на долгожданную встречу с Сергеем, которая волею судьбы происходит. Видя в глазах мужа мучительные переживания и понимания, какие страдания он испытывает, женщина склоняется на колени и прикладывает свои губы к оковам, которыми закован князь Волконский, приведя всех окружающих, разделяющих горестную тоску и счастливую радость встречи родных людей, в немое изумление.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Некрасов Н. А.. Все произведения

  • Дедушка
  • Дедушка Мазай и зайцы
  • Железная дорога
  • Княгиня Волконская
  • Княгиня Трубецкая
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Коробейники
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный нос
  • На Волге
  • Размышления у парадного подъезда
  • Русские женщины
  • Саша
  • Школьник

Княгиня Волконская. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания.

Стал дедушка совсем старенький. Плохо видел, плохо слышал, ходить толком не мог, зубов уже совсем не осталось. Когда он кушал, у него все падало изо рта на стол. Жена сына и сам сын прекратили сажать его за стол.

Бондарев Юрий Васильевич, талантливейший писатель, один из столпов прозаики в Советском Союзе. Родился на свет 15.03.1924 году в городе Орске. В годы военного лихолетья Юрий не прятался за спинами товарищей

В этом произведении говорится о тяжелой жизни военнопленных, узниках лагерей. В одном таком лагере смерти, и произошла эта история.

В этой главе мы знакомимся с Ильей Обломовым. Его привычный образ жизни нельзя было назвать деятельным. Об этом свидетельствовала обстановка комнаты, где он жил: пыль на мебели, засохшие остатки еды, пожелтевшие газеты.

Ссылка на основную публикацию