Анализ стихотворения Свобода Некрасова

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Анализ лирики – наиболее сложный вид творческой работы учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
План анализа лирического произведения25.5 КБ
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”36 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении .

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

— Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

— сонет — дружеское послание

— поэма — признание и т. д.

  1. Настроение стихотворения

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает . заставляет почувствовать, настраивает на …

… радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу, успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа. Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

Неожиданная метафора «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. О бязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

(1) Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: « Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается работы («Грех сказать, чтоб ленива была»), а в том, что жизнь в барском доме лишила её физической силы и выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик: Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

На какой-то патрет всё глядит

Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество. Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий и искажённых слов — и нам явственно представляется жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа. (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты«наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда».

Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н.А. Некрасов)

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, подразумевает полное раскрытие темы, историю создания, а так же разбор образов и символов, которые использовал автор.

Этот знаменитый поэт и писатель в основном принимал участие в борьбе за права народа. Его произведения очень ценятся потому, что при их написании автор ставил на первое место права рабочего и крестьянского класса. Отмена крепостного права и жизнь людей, после принятия данной реформы – это основная тема произведений Николая Алексеевича. В то время данное направление было уникально, поэтому и вызывает неподдельный интерес читателя.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Образы и символы стихотворения
  4. Темы и проблемы произведения
  5. Композиция
  6. Средства художественной выразительности
  7. Смысл произведения

История создания

Как и большая часть произведений Некрасова, стихотворение «Поэт и гражданин» посвящается теме социума, где он уделяет особое место теме поэта и поэзии в нашем мире. Над данным произведением автор трудится на протяжении года. Начав написание в 1855 году – заканчивает он его в 1856 году.

После печати в «Современнике» стихотворение вызывает неподдельный интерес и восторг у общественности, но принимается в штыки властью. На их взгляд, поэт призывает к революционным действиям. Это грозило Некрасову арестом по возвращению на родные земли, но его это ничуть не пугало. Данный выпуск журнала пришлось изъять из публикации, чтобы не раздувать дальнейший скандал.

Жанр, размер

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике, где автор прибегает к использованию диалога между лирическими героями. Благодаря такому написанию очень хорошо можно увидеть весь гражданский конфликт. Он показывает все свое отношение к данной ситуации.

Размер данного стихотворения – это четырехстопный ямб, рифмовку же он использует перекрестную, парную и кольцевую. Именно это немного напоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Образы и символы стихотворения

В данном стихотворении две центральные фигуры – это поэт и гражданин. Благодаря их образам, автор передает определенный смысл и идею.

Гражданин – в его образе показывается идея революционной демократии. Он находится в состоянии борьбы, отстаивая права народа. Его образ олицетворяет совесть, которая призывает Поэта к борьбе и действиям.

Гражданин представляет активную позицию и пытается донести свою великую идею до Поэта. Сравнивая родину с родной матерью, он показывает всю значимость проблем родного государства. Он пытается объяснить Поэту то, что его талант необходимо использовать в их нелегкой борьбе. Нельзя сидеть, сложа руки.. Необходимо использовать все средства на благо Отечества.

Что же касается образа Поэта, то здесь мы видим полную противоположность Гражданина. Он трусоват, ему не хватает внутреннего стержня, активности и упорства. Он пытается оправдать свое нерешительное поведение. Это своего рода карикатура на тех творцов, которые полностью поглощены своим творчеством и совершенно не обращают внимания на события, которые происходят вокруг них. Дело в том, что они очень эгоистичны, и бояться кинуть вызов обществу.

Темы и проблемы произведения

Основной проблемой данного стихотворения является роль поэта и поэзии как таковой в обществе. Каким образом поэзия способна влиять на мнение общественности, и какую силу она несет. Некрасов считает, что в столь непростое время, основное назначение поэта – это творить для общественности и влиять на настроение толпы. Ведь большинство поэтов были очень эгоистичны, и в своих трудах лишь воспевали свои переживания и элементы своей личной жизни.

Поэт призывает творцов обратить свое внимание на те проблемы, которые происходят вокруг них в их государстве. И то, что талант необходимо направить на решение глобальных проблем, тем самым постараться помочь народному горю.

Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Растрачивая свой талант на написание совершенно бесполезных текстов, которые не несут никакой пользы народу, Некрасов считает невозможным. Он пытается донести всю важность их творчества для гражданского населения. В первую очередь он старается доказать это себе самому, потому что, как и многие другие авторы порой теряет уверенность в своих силах, и перестает видеть смысл и важность своего творчества. Когда человек сталкивается с трудностями, он теряет уверенность в своих силах. Поэтому, призывая творческих людей творить для народа, он показывает и самому себе, насколько важно его дело для людей и родины.

Проблемы, которые в своем творчестве затрагивает Некрасов, в первую очередь показывают всю ту нестабильность и враждебность, которая происходит в его стране. Обычных людей загнали в такие рамки, что они молча выполняют свою работу, и продолжают жить в бедности, граничащей с нищетой, но бояться высказать свое мнение открыто. Люди живут в постоянном страхе перед могуществом правителей. Что же касается господ, то их совершенно не интересуют проблемы народа, а так же они не собираются делать что-то для улучшения их жизни.

Основными проблемами стихотворения можно выделить следующее:

  • Полное безразличие господ к проблемам населения.
  • Отсутствие социального равенства населения.
  • Отсутствие возможности у простых людей исправить свое жизненное состояние, по той причине, что они полностью лишены каких-либо прав.
  • Неправильное поведение творческих людей по отношению к своему таланту.
  • Основные обязанности творческих людей, о которых они предпочли забыть, поставив на первое место собственные интересы.

Композиция

Композиционно стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина. Благодаря этому, Некрасову удалось показать одновременно две точки зрения. Как таковых строф в стихотворении нет, за место них автор использует реплики героев.

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Средства художественной выразительности

Благодаря большому количеству эпитетов, которые использует автор, стихотворение как нельзя лучше доносит истинный смысл. Большое количество метафор так же придают тексту большую яркость и выразительность.

Использование же риторических восклицаний, которые встречаются в диалоге Поэта и Гражданина, помогают читателю проникнуться основной идеей.

Совокупность всех этих средств художественной выразительности делают текст ярким, эмоциональным, способным достучаться до самых зачерствевших душ и сердец.

Смысл произведения

Основным смыслом произведения заключается в том, что автор призывает к пробуждению всего народа, а так же творцов, которые слишком уж увлеклись воспеванием природы и собственной жизни. Он толкает людей бороться за свои убеждения, а не отсиживаться где-то в стороне, пуская все на самотек.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Некрасов призывает людей любое дело делать на благо отечеству, ведь иначе оно не несет в себе никакого смысла. Истинный патриот, которому была не безразлична судьба его родины, не мог сидеть на месте, наблюдая за народным горем.

Анализ стихотворения Некрасова Мать

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.

Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности. Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением.

Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками. Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская». написанном в 1863 году.

С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой. Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?». Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю.

Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина. Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына. И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.

Сочинения по темам:
  1. Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
  2. Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Утро» Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек» В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Россия практически весь период своего становления участвовала в военных конфликтах. Служить на пользу Отечества должен был каждый, а срок службы.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.
  7. Краткое содержание «В окопах Сталинграда» Некрасова Во время отступления под Осколом полк бросает свежие окопы. Для обороны остается первый батальон, которым командует Ширяев и его помощник.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мать»

В молодые годы Н. А. Некрасов познал много горя. Заметный отпечаток на всю жизнь оставила судьба его мамы – Елены Андреевной. После возмужания, он решил написать поэму о своей горячо любимой маме. В лаконичном названии «Мать» Некрасов попытался детально раскрыть вечные темы – взаимопонимание в семье и тяжелую женскую долю в 19 веке.

Центральный образ поэму – мама Некрасова – мечтательная и добрая женщина, а также горячо любящая своего мужа – прямую противоположность ей самой. Она духовно богатая и образованная женщина, он – образованный, но жестокий и грубый «мужлан», ценящий только увеселенья и попойки. Большую часть свободного времени ее муж проводит в веселых разъездах и охоте на зайцев, не забыв, при этом, как следует напиться и проиграть солидную сумму денег в карты.

Поэт, описал печальный образ женщины, сидящей целыми днями у рояля и напевающей тягостные песни о любви, надежде и доброте. «Она была певица с прекрасным голосом», — как то в одной газете поэт отозвался о маме. Впоследствии эти тягостные песни легли в основу многих его стихотворений.

В поэме Некрасов подымает тему бесправья крестьян, которым постоянно грозился пьяный муж жестокой расправой. В такие моменты жена пыталась защитить беззащитных крестьян, лесными словами утихомиривая его гнев. Но доброй женщине не всегда удавалось успокоить своего мужа, и он обрушивал всю лавину гнева на бедную жену, иногда доходило даже до избиения. Такие ужасные сцены, безусловно, наложили заметный отпечаток на сына.

Некрасов очень любил свою маму, ведь это она познакомила его с поэтами с мировым именем. Она часто рассказывала о жизни самых поэтах, цитируя их творчество. Впоследствии, молодой Некрасов начнет писать стихотворения на разные темы, используя в качестве информативной базы, рассказанные ему стихотворения мамой.

Стоит отметить, что мало кто с поэтому так часто обращался к образу матери, как Некрасов. Очень хорошими стихотворениями о маме считаются «Родина», «Рыцарь и час», «Мать» и другие. Он всеми силами отстаивал права женщин на собственное мышление, на политические и равные материальные права. К борьбе за сравнение в правах женщин и мужчин побудили его собственные воспоминания о частых страданиях его мамы.

Впоследствии он не раз жалел о том, что в малом возрасте не мог ничего противопоставить отцу-тирану. И, по истечении времени, он решил выразить всю свою любовь и ненависть к несправедливости в прекрасном стихотворении «Мать».

Николай Некрасов — Она была исполнена печали ( Мать )

Ona byla ispolnena pechali,
I mezhdu tem, kak shumny i rezvy
Tri otroka vokrug neye igrali,
Yee usta zadumchivo sheptali:
«Neschastnye! zachem rodilis vy?
Poydete vy dorogoyu pryamoyu
I vam sudby svoyey ne izbezhat!»
Ne omrachay veselya ikh toskoyu,
Ne plach nad nimi, muchenitsa-mat!
No govori im s molodosti ranney:
Yest vremena, yest tselye veka,
V kotorye net nichego zhelanney,
Prekrasneye — ternovogo venka.

Jyf ,skf bcgjkytyf gtxfkb,
B vt;le ntv, rfr ievys b htpds
Nhb jnhjrf djrheu ytt buhfkb,
Tt ecnf pflevxbdj itgnfkb:
«Ytcxfcnyst! pfxtv hjlbkbcm ds?
Gjqltnt ds ljhjuj/ ghzvj/
B dfv celm,s cdjtq yt bp,t;fnm!»
Yt jvhfxfq dtctkmz b[ njcrj/,
Yt gkfxm yfl ybvb, vextybwf-vfnm!
Yj ujdjhb bv c vjkjljcnb hfyytq:
Tcnm dhtvtyf, tcnm wtkst dtrf,
D rjnjhst ytn ybxtuj ;tkfyytq,
Ghtrhfcytt — nthyjdjuj dtyrf///

«Орина, мать солдатская» Н.Некрасов

«Орина, мать солдатская» Николай Некрасов

День-деньской моя печальница,
В ночь — ночная богомолица,
Векова моя сухотница…
(Из народной песни)

Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.

— Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! Пустая эта думушка!

Посетила ли кручинушка?
Молви — может, и размыкаю.-
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет — не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные…
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!

Да недолги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»
Да ошибся — не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился…»

Замолчала — не прибавила
Ни словечка, бесталанная.
— Да с чего же привязалася
К парню хворость окаянная?

Хилый, что ли, был с рождения. –
Встрепенулася Оринушка:
«Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

Подивился сам из Питера
Генерал на парня этого,
Как в рекрутское присутствие
Привели его раздетого…

На избенку эту бревнышки
Он один таскал сосновые…
И вилися у Иванушки
Русы кудри, как шелковые…»

И опять молчит несчастная…
— Не молчи — развей кручинушку!
Что сгубило сына милого —
Чай, спросила ты детинушку?-

«Не любил, сударь, рассказывать
Он про жизнь свою военную,
Грех мирянам-то показывать
Душу — богу обреченную!

Говорить — гневить всевышнего,
Окаянных бесов радовать…
Чтоб не молвить слова лишнего,
На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною
Подобает христианину.
Знает бог, какие тягости
Сокрушили силу Ванину!

Я узнать не добивалася.
Никого не осуждаючи,
Он одни слова утешные
Говорил мне, умираючи.

Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую обхаживал,
Огород обнес забориком;

Перекрыть сарай задумывал,
Не сбылись его желания:
Слег — и встал на ноги резвые
Только за день до скончания!

Поглядеть на солнце красное
Пожелал,- пошла я с Ванею:
Попрощался со скотинкою,
Попрощался с ригой, с банею.

Сенокосом шел — задумался,
— Ты прости, прости, полянушка!
Я косил тебя во младости!-
И заплакал мой Иванушка!

Песня вдруг с дороги грянула,
Подхватил, что было голосу,
«Не белы снежки», закашлялся,
Задышался — пал на полосу!

Не стояли ноги резвые,
Не держалася головушка!
С час домой мы возвращалися…
Было время — пел соловушка!

Страшно в эту ночь последнюю
Было: память потерялася,
Всё ему перед кончиною
Служба эта представлялася.

Ходит, чистит амуницию,
Набелил ремни солдатские,
Языком играл сигналики,
Песни пел — такие хватские!

Артикул ружьем выкидывал
Так, что весь домишка вздрагивал:
Как журавль стоял на ноженьке
На одной — носок вытягивал.

Вдруг метнулся… смотрит жалобно…
Повалился — плачет, кается,
Крикнул: «Ваше благородие!
Ваше. »- вижу — задыхается;

Я к нему. Утих, послушался —
Лег на лавку. Я молилася:
Не пошлет ли бог спасение.
К утру память воротилася,

Прошептал: «Прощай, родимая!
Ты опять одна осталася. »
Я над Ваней наклонилася,
Покрестила, попрощалася,

И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная…»
_______

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.

Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности. Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением. Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками. Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская», написанном в 1863 году.

С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой. Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?». Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю. Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина. Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына. И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.

Послушайте стихотворение Некрасова Мать

Анализ стихотворения Мать Некрасова

Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

Произведение “Мать” было написано Некрасовым через четырнадцать лет после смерти мамы. Взрослый поэт уже наиболее тонко прочувствовав то горе, которое выпало на долю его родному человеку выражает в своём стихотворении сострадание к образу воспоминаний о любимой матери. Бурю негодования и отрицательных эмоций поэт направляет в сторону отца, называя его палачом. Некрасов в своих осуждениях припоминает все, что было плохого в поведении отца, который не давал спокойной жизни и тем самым губил мать и лишал поэта детства. Мама поэта была добродушна и образована. С супругом они были абсолютными антиподами, мечтательная натура любвеобильной матери и жены сравнивается с грубостью и безудержным весельем отца картежника.

В описании Некрасова образ матери получается всегда полным грусти, тоски и печали. Спокойная женщина всегда напуганная, не имеющая собственного мнения была загнана в рамки жестоких обстоятельств. Через много лет поэт понимает, на что была похожа жизнь его матери, но изменить ничего нельзя. В стихотворении поэт вспоминает как мама сидела и что-то напевала. Голос её был мелодичным и тонким. Всегда болезненно бледная и умиротворенная. Образованная женщина часто рассказывала много интересного о жизни и творчестве многих поэтов. Засчет этого поэт с самого детства приобретал заочное знакомство с мировыми поэтами. Работая над стихотворением Некрасов вспоминает ту информацию, в которую посвящала его мать.

Постоянно думая о тяжёлой судьбе родной матери, поэт с малых лет учился проявлять сострадание, милосердие и понимание. К беззащитным женщинам у поэта было особое снисходительное отношение.

В стихотворении мать думает не о себе, а о несчастье своих детей, которые вынуждены страдать без вины находясь в деспотических условиях. Поэт утешает её страдания и просит не плакать и не предрекать заранее детям плохой судьбы. Поэт верит в стойкий дух русского человека, который способен выстоять в любых страданиях. И дети, над которыми плачет мать, тоже являются русскими людьми и исходя из этого можно сделать вывод о том, что им уже уготован терновый жизненный венец.

Анализ 2

Наверное, все кто знаком с Некрасовым знают о том, что детство его было тяжелым и трудным. Он был единственным писателем, который так много своих произведений посвятил матери. В его жизни было очень много горя. Все свое детство ему приходилось постоянно терпеть своего отца, который постоянно контролировал его шаги и устанавливал свои порядки, которым нужно следовать и ослушаться нельзя. Кроме этого он ненавидел своих подчиненных и старался всегда и во всем их унизить или оскорбить. Практически каждый день отец бил Некрасова, а для того чтобы от него спрятаться, он выбегал из дома и прятался у соседей или у крестьян. В этом случае доставалось матери писателя. Больше всего на свете ему хочется сделать так, чтобы отец не посмел поднимать руку ни на него, ни на мать, но ничего с этим поделать не мог. И ему ничего не оставалось, как все это терпеть и молчать.

В четырнадцать лет у него умерла мать и в это время он решает написать стихотворение под названием «Мать». Здесь он передает всю любовь и нежность к матери. Кроме этого он высказывает все свои переживания, печаль, и сострадание по матери. А вот отца он наоборот осуждает и упрекает за то, что не давал спокойно жить. Он сравнивает его с палачом, который сам решает за других их судьбу и не дает сбыться мечтам. Он постоянно говорил своему отцу о том, что он сгубил мать и испортил детство. Мать у него была самой доброй и постоянно заботилась о нем. А вот отец полная ее противоположность, ему совсем было все равно, что происходит в его семье. Кроме этого все заработанные деньги он проигрывал в карты и охотился на зайцев в лесу.

Автор описывает свою мать, которая практически никогда не улыбается, а находится в постоянном страхе. Она бы рада все изменить, но боится. Парню хочется помочь ей, но с отцом он не справиться и поэтому исправить ничего нельзя. Он намного был старше матери, и поэтому постоянно упрекал в том, что у нее очень много мужчин. Но никто не знает, что находится внутри или на душе у женщины. Отец кричал, что она разрывает ему сердце и если это будет и дальше продолжаться, то он покончит с собой.

Также мать всегда перед сном пела Некрасову разные и очень красивые песни и он сладко засыпал. Вечером мать рассказывала ему про знаменитых авторов, которые в жизни добились многого и даже цитировала многие их произведения. И в будущем все эти рассказы пригодились поэту.

Поскольку он постоянно видел страдания матери, то теперь и ко всем людям начал относиться с состраданием. Он всегда помогал и выручал их в непростой ситуации и даже тех, которых видел впервые. Кроме этого он всегда жалел крестьян и крепостных рабочих.

В этом произведении мать совсем не думает о себе, больше всего на свете она боится за своих детей. А ведь они очень сильно страдают и мать ничем им помочь не может. Автор старается утешить не только детей, но и мать, но пока ничего не получается.

Кроме этого мать постоянно заступалась за крестьян, которые работали у ее мужа. Она понимала, что он не прав, но перечить ему боялась. Иногда он переключался на нее, и тогда вместо крестьян доставалось жене.

Анализ стихотворения Мать по плану

Возможно вам будет интересно

В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос для чего и кого все это нужно. Анна Ахматова не стала исключением,

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей

В семейной жизни Афанасию Фету трудно считать себя счастливым и состоятельным человеком. В 1857 году он заключает брак с Марией Боткиной, которая являлась состоятельной наследницей купца, продававшего чай.

Стихотворение было написано в 1970 году и отражало навязанные идеалы общества. Бродский попросту высмеивает двуличие, которым заразились праведные члены советского общества.

Одно из первых произведений О.Э. Мандельштама, вышедшее в печать в 1910 году. В нем поэт пытается ответить на вечный вопрос, что же такое душа человека.

Лучшие стихи о маме + анализ «Мать» Н. Некрасова

Для каждого человека мама – самая лучшая и красивая, самая добрая, ласковая, заботливая и терпеливая, весёлая выдумщица и интересная рассказчица. Берегите мамочек, говорите им только приятные слова и читайте самые красивые стихи про маму.

  1. Стихотворения для младших школьников
  2. Трогательные стихи о маме
  3. Стихи на 8 марта
  4. Анализ стихотворения «Мать» Некрасова
  5. Вариант 1
  6. Вариант 2
  7. Анализ стиха «Маме» М. Цветаевой

Стихотворения для младших школьников

Красивый стих про маму способен растрогать всех. Представляем несколько вариантов таких произведений.

Солнце днём нас только греет,

Мама же – без выходных

И заботится, лелеет,

И голубит чад своих.

Месяц светит только ночью,

Мама – любит круглый год.

Любит нежно, крепко очень.

И любить не устаёт!

Мама – это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Наша мама – мастерица:

Любит вкусно нас кормить,

Свитера вязать на спицах,

Нас к порядку приучить,

За проказы не накажет,

Лишь легонько пожурит!

Сказку перед сном расскажет,

И весь дом спокойно спит!

Мама лучшая у нас!

Мама наша лучшая,

Очень, очень нужная:

Быстро вылечит она!

Если кто-то нас обидит,

Разберется мама вмиг!

Мама все всегда увидит,

Все поймет и все простит!

Я никакой темноты

Чтобы могли ко мне

Чтобы мне слышать

В домике у Солнышка

И в мороз тепло,

Даже ночью темною

Там всегда светло.

Как увижу Солнышко,

Больше всех люблю!

Подарю красивые я цветы,

Потому что Солнышко –

Трогательные стихи о маме

Трогательные до слез, красивые стихи про маму для детей 5–10 лет.

Если спать приляжет:

Может, снится сказка –

Вам потом расскажет.

Может, снится детство –

Жизни всей начало…

Ведь она устала.

Есть разные мамы

На нашей планете,

Их любят детёныши,

Бывают на свете

Для сына родного —

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы – нету!

Кто всех ласковей на свете?

Кто красивей всех на свете?

Кто нас любит всех сильнее?

Кто же в холода нас греет?

Она везде, она одна для нас,

И нет ее милей на свете.

Не замечает мамочка проказ,

И говорит: «На то они и дети!»

Она и здесь, она и там,

Везде уж поспевает.

А дети ходят по пятам,

И хнычут, зевают.

Если мамы дома нет,

Очень, очень грустно.

Если мамы долго нет,

То обед невкусный.

Если мамы рядом нет

Холодно в квартире,

Если мамы близко нет,

Плохо в целом мире.

Если мама далеко,

Очень детям нелегко.

Я скажу вам прямо:

Мама долго хлопотала:

Все дела, дела, дела…

Мама за день так устала,

На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немного –

Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе –

Очень я ее люблю!

Жалко только, что не слышит

Мама песенку мою.

Нету песенки чудесней.

Может, спеть погромче мне,

Чтобы маме эту песню

Слышно было и во сне.

Мама, мамочка, мамуля —

Повторяю вновь и вновь,

Потому что подарила

Мне мамулечка любовь

И тепло, и обожанье,

И уют, и доброту…

И тебя, мамуль, ЛЮБЛЮ!

Стихи на 8 марта

Цветы для мамы

Я цветы красивые

В сказочном лесу.

Не смотря на зимние

В лес зовут подснежники:

— К нам скорей, сюда!

Здесь мы на поляночке,

Мы для милых мамочек

К сроку расцвели!

Сюрприз

А какой подарок маме

Мы подарим в Женский день?

Есть для этого немало

Ведь сюрприз готовить маме –

Это очень интересно…

Мы замесим тесто в ванне

Или выстираем кресло…

Ну, а я в подарок маме

Разрисую шкаф цветами,

Хорошо б и потолок…

Жаль, я ростом невысок.

Мама, мамочка моя,

Поздравляю я тебя.

Будь здорова и красива,

Будь любима и счастлива.

Тогда солнце из окошка

Прыгнет на твои ладошки,

Ты меня обнимешь нежно —

Буду счастлив я, конечно.

И подарок подарю.

Мама, я тебя люблю!

Скоро день 8 марта…

Скоро день 8 Марта.

Что бы маме подарить?

Может, ей цветок красивый

Или вазочку купить?

Но цветы подарит папа.

Вазы есть, и даже две.

Тут отличная идея

Появилась в голове!

Рамку для фото сама смастерю.

Мамочке милой её подарю.

Это Мамин День

Наступает мамин праздник

Наступает мамин праздник,

Наступает женский день.

Знаю: любит мама очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать…

А ведь можно на листочке

Все цветы нарисовать!

Приколю картинку эту

Я над маминым столом,

Утром маму дорогую

И поздравлю с Женским днём!

Мамочке

В день Восьмого марта

Подарю я солнца

Пусть коснётся лучик

Поцелует в щёчку

Нежно и неловко.

Прямо через тучки

Лучик мой игривый

И проснётся мама,

Мамочке – подарочки

Я любимой мамочке

Вышью ей платочек.

Как живой, цветочек!

Чисто уберу в квартире –

И нигде не будет пыли.

Вкусный испеку пирог

С яблочным вареньем…

Только мама на порог –

Тут и поздравления!

Ты мамуленька моя,

Поздравляю я тебя:

С этим праздником,

С первыми цветочками

И с хорошей дочкой.

Мамочку поздравим

Я поздравить мамочку

С праздником хочу

Сделаю для мамы

Уберу свой столик,

Вместе с куклой Ниной

Хоть из пластилина,

Но ведь угощенье.

Наш подарок маме

Мы на стол поставим

Вместе с куклой Ниной

Анализ стихотворения «Мать» Некрасова

Поэма или стихотворение «Мать» Николай Некрасов написал в 1868 году. Представляем вам текст произведения и его анализ в двух вариантах.

Мать

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

«Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!»

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее — тернового венка…

Анализ

Вариант 1

Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

Произведение “Мать” было написано Некрасовым через четырнадцать лет после смерти мамы. Взрослый поэт уже наиболее тонко прочувствовав то горе, которое выпало на долю его родному человеку выражает в своём стихотворении сострадание к образу воспоминаний о любимой матери.

Бурю негодования и отрицательных эмоций поэт направляет в сторону отца, называя его палачом. Некрасов в своих осуждениях припоминает все, что было плохого в поведении отца, который не давал спокойной жизни и тем самым губил мать и лишал поэта детства.

Мама поэта была добродушна и образована. С супругом они были абсолютными антиподами, мечтательная натура любвеобильной матери и жены сравнивается с грубостью и безудержным весельем отца картежника.

В описании Некрасова образ матери получается всегда полным грусти, тоски и печали. Спокойная женщина всегда напуганная, не имеющая собственного мнения была загнана в рамки жестоких обстоятельств. Через много лет поэт понимает, на что была похожа жизнь его матери, но изменить ничего нельзя.

В стихотворении поэт вспоминает как мама сидела и что-то напевала. Голос её был мелодичным и тонким. Всегда болезненно бледная и умиротворенная. Образованная женщина часто рассказывала много интересного о жизни и творчестве многих поэтов. За счет этого поэт с самого детства приобретал заочное знакомство с мировыми поэтами.

Работая над стихотворением, Некрасов вспоминает ту информацию, в которую посвящала его мать.

Постоянно думая о тяжёлой судьбе родной матери, поэт с малых лет учился проявлять сострадание, милосердие и понимание. К беззащитным женщинам у поэта было особое снисходительное отношение.

В стихотворении мать думает не о себе, а о несчастье своих детей, которые вынуждены страдать без вины находясь в деспотических условиях. Поэт утешает её страдания и просит не плакать и не предрекать заранее детям плохой судьбы.

Поэт верит в стойкий дух русского человека, который способен выстоять в любых страданиях. И дети, над которыми плачет мать, тоже являются русскими людьми и исходя из этого можно сделать вывод о том, что им уже уготован терновый жизненный венец.

Вариант 2

Наверное, все кто знаком с Некрасовым знают о том, что детство его было тяжелым и трудным. Он был единственным писателем, который так много своих произведений посвятил матери. В его жизни было очень много горя.

Все свое детство ему приходилось постоянно терпеть своего отца, который постоянно контролировал его шаги и устанавливал свои порядки, которым нужно следовать и ослушаться нельзя.

Кроме этого он ненавидел своих подчиненных и старался всегда и во всем их унизить или оскорбить. Практически каждый день отец бил Некрасова, а для того чтобы от него спрятаться, он выбегал из дома и прятался у соседей или у крестьян.

В этом случае доставалось матери писателя. Больше всего на свете ему хочется сделать так, чтобы отец не посмел поднимать руку ни на него, ни на мать, но ничего с этим поделать не мог. И ему ничего не оставалось, как все это терпеть и молчать.

В четырнадцать лет у него умерла мать и в это время он решает написать стихотворение под названием «Мать». Здесь он передает всю любовь и нежность к матери. Кроме этого он высказывает все свои переживания, печаль, и сострадание по матери.

А вот отца он наоборот осуждает и упрекает за то, что не давал спокойно жить. Он сравнивает его с палачом, который сам решает за других их судьбу и не дает сбыться мечтам. Он постоянно говорил своему отцу о том, что он сгубил мать и испортил детство.

Мать у него была самой доброй и постоянно заботилась о нем. А вот отец полная ее противоположность, ему совсем было все равно, что происходит в его семье. Кроме этого все заработанные деньги он проигрывал в карты и охотился на зайцев в лесу.

Автор описывает свою мать, которая практически никогда не улыбается, а находится в постоянном страхе. Она бы рада все изменить, но боится. Парню хочется помочь ей, но с отцом он не справиться и поэтому исправить ничего нельзя. Он намного был старше матери, и поэтому постоянно упрекал в том, что у нее очень много мужчин.

Но никто не знает, что находится внутри или на душе у женщины. Отец кричал, что она разрывает ему сердце и если это будет и дальше продолжаться, то он покончит с собой.

Также мать всегда перед сном пела Некрасову разные и очень красивые песни, и он сладко засыпал. Вечером мать рассказывала ему про знаменитых авторов, которые в жизни добились многого и даже цитировала многие их произведения. И в будущем все эти рассказы пригодились поэту.

Поскольку он постоянно видел страдания матери, то теперь и ко всем людям начал относиться с состраданием. Он всегда помогал и выручал их в непростой ситуации и даже тех, которых видел впервые. Кроме этого он всегда жалел крестьян и крепостных рабочих.

В этом произведении мать совсем не думает о себе, больше всего на свете она боится за своих детей. А ведь они очень сильно страдают и мать ничем им помочь не может. Автор старается утешить не только детей, но и мать, но пока ничего не получается.

Кроме этого мать постоянно заступалась за крестьян, которые работали у ее мужа. Она понимала, что он не прав, но перечить ему боялась. Иногда он переключался на нее, и тогда вместо крестьян доставалось жене.

Анализ стиха «Маме» М. Цветаевой

Стихотворение «Маме» Марина Цветаева написала в 1907 году. Представляем вам текст произведения и его анализ.

Маме

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Анализ стихотворения

Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая смогла привить будущей знаменитости любовь к истории и литературе. Девочек, Марину и Анастасию, воспитывали в строгости, практически с пеленок прививая им хорошие манеры.

Мать поэтессы, пианистка польского происхождения, считала, что настоящая леди должна вести себя сдержанно и очень благоразумно. Именно это вынесла из своего достаточно безмятежного детства Марина Цветаева, хотя впоследствии очень редко следовала данному правилу.

Писать стихи поэтесса начала очень рано, в шестилетнем возрасте. И в ее самый первый сборник поэзии вошло произведение «Маме», созданное в 1907 году. К этому моменту Цветаевой уже исполнилось 15 лет, и она готовилась к первой самостоятельной поездке за границу, чтобы стать слушательницей курсов старофранцузской поэзии в Сорбонне.

Незадолго до отъезда девушка осознала, что детство для нее уже закончилось, И, обращаясь в своем стихотворении к матери, попыталась объективно оценить все то, что получила в наследство от этой достаточно властной и суровой женщины.

Произведение «Маме» начинается со строк о «старом вальсе штраусовском», который, по-видимому», стал для сестер Цветаевых символом домашнего воспитания.

Когда мать его исполняла, девочки словно бы переносились в прошлое, и с той поры, по мнению поэтессы, «нам чужды все живые». Эта фраза означает, что именно в детстве Цветаева научилась ценить красоту прошлого, которое стало для нее гораздо важнее и значимее, чем настоящее и будущее.

«С ранних лет нам близок, кто печален», – отмечает поэтесса, подчеркивая тем самым, что обычные детские шалости и игры в доме Цветаевых не приветствовались. Поэтому маленькая Марина все свое свободное время предпочитала проводить за книгами или же сочинением стихов, что поощрялось ее родителями.

Однако отсутствие маленьких радостей в виде общения со сверстниками ничуть не смущало поэтессу. Спустя годы в стихотворении «Маме» она написала, что «всё, чем в лучший вечер мы богаты, нам тобою вложено в сердца».

Детство Цветаевой прошло в совершенно особой атмосфере, у нее был собственный мир сказок и иллюзий, с которыми в юности пришлось расстаться. Поэтому поэтесса в обращении к матери подчеркивает, что «ты вела своих малюток мимо горькой жизни помыслов и дел».

Уже будучи гимназисткой, Цветаева поняла, насколько окружающий мир может быть жестоким и беспощадным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой оказалась благодарна матери, которая смогла, пусть и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.

Марина Цветаева понимает, что ей довелось родиться в непростое время, когда Россия стоит на пороге глобальных перемен. Поэтому поэтесса отмечает, что «наш корабль не в добрый миг отчален и плывёт по воле всех ветров».

Однако гораздо больше в этот момент Цветаеву волнует то, что ее матери, которая скончалась в 1906 году, нет рядом с ней. Об этом свидетельствует полная отчаяния строчка о том, что «мы одни на палубе стоим».

И, подводя итог своему стремительно уходящему детству, поэтесса завершает стихотворение фразой, полной укора и сожаления: «Видно грусть оставила в наследство ты, о мама, девочкам своим!».

Гораздо позднее, уже став матерью, Цветаева несколько раз обращалась к теме своего детства. Поэтесса признавалась, что не в состоянии дать своей семье ту защиту и спокойствие, которое ощущала, будучи маленькой девочкой.

И это чувство вины она испытывала до самой смерти, считая, что так и не смогла стать для своих детей примером для подражания, утешительницей и опорой.

Читайте также: Что такое красота – сочинение для 5–11 классов.

Мама — одно из первых слов на земле. Имя, на которое откликаются миллиарды женщин, в нём звучит нежность, любовь, привязанность, иногда — тоска. На свете столько же разных мам, сколько детей. И всё же, на всех континентах, мамы, обнимающие малышей, похожи, как сёстры.

Анализ стихотворения Некрасова «Мать»

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

«Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою И вам судьбы своей не избежать!»

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее — тернового венка.

В этом стихотворении ясно отражена печаль матери: «Несчастные! зачем родились вы?» Данная фраза отражает скорбь матери, но не о рождении детей, а о их судьбе. Об этом свидетельствует фраза «И вам судьбы своей не избежать!» Однако поэт успокаивает ее.

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее — тернового венка.

Этими словами автор пытается сказать, что русский народ страдал, страдает и будет страдать.

Эти дети — русские люди и поэтому они также примерят на себя терновый венец жизни.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью. Неудивительно, что впоследствии в своем […].

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Россия практически весь период своего становления участвовала в военных конфликтах. Служить на пользу Отечества должен был каждый, а срок службы обычного рядового солдата достигал четверть века. Если служивому удалось выжить, то домой он возвращался уже в зрелом возрасте. Поэт не был свидетелем военных действий, но смог наблюдать последствия тяжелой войны 1812 года. Регулярно армия пополнялась […].

«Родина — мать» сочинение Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина — данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию, точно так же, как не выбирают себе мать: уж […].

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому народу, к Родине. Зная не понаслышке жизнь простых крестьян, поэт всегда с состраданием относился к крепостному, подневольному человеку. Эта тема поднимается во многих его произведениях, не является исключением и стихотворение «На смерть Шевченко». Лично знакомым […].

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля кров с законным супругом. Безумный и вопиющий по своей дерзости роман с Авдотьей Панаевой продолжался почти 16 лет, и его кульминацией стало рождение общего ребенка, […].

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум» Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант. Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских […].

Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» «Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем, убожеством окружающей жизни. Раскрыть эту тему можно было бы особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Это женщина, на которой вымещает свои бесчисленные обиды муж, и к тому же она мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя […].

Родина — вторая мать О Родине написано и сказано так много, что кажется, будто слова уже ничего не стоят. Это что же такое Родина? Земля, на которой родился. Государство, которое организует нации через законы. Это с детства знакомый язык, которым говорят родители и друзья. Часто приходится слышать, что Родина, патриотизм — это все немодные, затертые понятия. И вдобавок сегодня […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом
Ссылка на основную публикацию