Анализ стихотворения Тишина Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова Тишина

Анализ стихотворения Некрасова «Тишина»

Анализ стихотворения Некрасова «Тишина»

Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина».

Читая заглавие, думаешь, что речь пойдет о любви или одиночестве, имея в виду отношения двух людей, представляя пустоту и темную комнату, или рисуя в воображении бесшумный диалог мыслей. Но все наши банальные предположения Некрасов стремительно рассеивает с первых строчек: «Все рожь кругом, как степь живая,Ни замков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор!». Итак, читая дальше, мы с легкостью находим главную тему произведения — любовь, но не ту, о которой пишут Тургенев и Пушкин, а ту которую каждый из нас познает с молоком матери — любовь к родине.

Главный лирический герой, он же рассказчик повествует нам о том чувстве, которое не дает ему покоя. Пытаясь забыть о своих проблемах, он спасается бегством за границу, и вот тогда понимает, что от себя не убежать, а спасение души его от ужасных мук может произойти только в родных и милых сердцу местах.

Некрасов поистине писал о русском народе и только для него. Лексика проста и доступна, ведь в 19 веке огромная часть страны была совершенно безграмотна. Нет сложных речевых оборотов, которые приходиться перечитывать, чтобы уловить смысл, мы не встречаем сложных рифм, зато много яркости и живых эмоций передают олицетворение отчизны, громкие эпитеты и броские метафоры.

В ансамбле рисуют необычайно бурную литературную картину, на которой, скорее всего бурлящее море чувств, волны художественной выразительности которого выбрасывают на берег идею и суть стихотворения. Не та это тишина, которой именуется отсутствие внешних звуков, а та которая в душе кричит от боли.

Сочинения по темам:

  1. Сочинение по картине Левитана «Тишина» Картина «Тишина» написана Исааком Левитаном в 1898 году. Она не пользуется широкой известностью, тем не менее, является признанным шедевром позднего.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Тишина»

«В столицах шум, гремят витии…» Н.Некрасов

«В столицах шум, гремят витии…» Николай Некрасов

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив…

Анализ стихотворения Некрасова «В столицах шум, гремят витии…»

В 1856 году Некрасов отправился в заграничное путешествие, в рамках которого он побывал в нескольких европейских городах, среди них – Вена, Берлин, Флоренция. Первые впечатления, полученные после возвращения на родину, отразились в ряде стихотворений. В их числе – «В столицах шум, гремят витии…». Произведение датируется концом 1850-х годов. Изначально оно показалось цензорам подозрительным, поэтому не было опубликовано сразу после написания, как хотелось Николаю Алексеевичу. В печати текст появился лишь спустя несколько лет. Причем со временем произведение претерпевало изменения, много раз редактировал его поэт.

Первая строчка стихотворения практически сразу после публикации в 1861 году обрела невероятную популярность, превратившись в крылатую фразу. Широкое распространение также получили следующие слова:
…А там, во глубине России –
Там вековая тишина.

В стихотворении «В столицах шум, гремят витии…» город Некрасов противопоставляет деревне. В больших городах – постоянно шумно и суетно, люди спорят между собой, не в силах прийти к согласию, к общему знаменателю. Николая Алексеевича, приехавшего из-за границы, поразило огромное количество разговоров, связанных с ожидаемыми реформами, которые случатся только в 1861 году. Шум этот невероятный подняли либеральные журналисты вместе с излишне восторженными писателями. В сельской местности жизнь уравновешена и спокойна – там царствует многовековая тишина. Гармоничность существования подчеркивается при помощи чудесного пейзажа – колосья бесконечных нив целуются с матерью-землей, ветер колышет вершины придорожных ив. Тишина в произведении обозначает не молчание, а согласие между людьми, отсутствие серьезных противоречий.

Вообще к реформам императора Александра II, которые принято называть великими, Некрасов всегда относился негативно. Особенно не нравилось ему то, как было проведено освобождение крестьян от крепостного гнета. По мнению поэта, простой народ из одной кабалы сразу же попал в другую, о чем напрямую говорится в известном стихотворении «Свобода». При этом сам Николай Алексеевич считал, что Российской империи следует идти по американскому пути развития капитализма. Наибольшее благо для крестьян он видел в организации индивидуальных хозяйств, а также в активном политическом и культурном просвещении деревенских жителей.

Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова “Тишина”

Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н.А.Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина».
Читая заглавие, думаешь, что речь пойдёт о любви или одиночестве, имея в виду отношения двух людей, представляя пустоту и темную комнату, или рисуя в воображении бесшумный диалог мыслей. Но все наши банальные предположения Некрасов стремительно рассеивает с первых строчек: «Всё рожь кругом, как степь живая,/Ни замков, ни морей, ни гор…/Спасибо, сторона родная,/За твой врачующий простор!». Итак, читая дальше, мы с легкостью находим главную тему произведения – любовь, но не ту, о которой пишут Тургенев и Пушкин, а ту которую каждый из нас познает с молоком матери – любовь к родине.
Главный лирический герой, он же рассказчик повествует нам о том чувстве, которое не даёт ему покоя. Пытаясь забыть о своих проблемах, он спасается бегством за границу, и вот тогда понимает, что от себя не убежать, а спасение души его от ужасных мук может произойти только в родных и милых сердцу местах.
Некрасов поистине писал о русском народе и только для него. Лексика проста и доступна, ведь в 19 веке огромная часть страны была совершенно безграмотна. Нет сложных речевых оборотов, которые приходиться перечитывать, чтобы уловить смысл, мы не встречаем сложных рифм, зато много яркости и живых эмоций передают олицетворение отчизны, громкие эпитеты и броские метафоры. В ансамбле рисуют необычайно бурную литературную картину, на которой, скорее всего бурлящее море чувств, волны художественной выразительности которого выбрасывают на берег идею и суть стихотворения. Не та это тишина, которой именуется отсутствие внешних звуков, а та которая в душе кричит от боли.

2195 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова “Тишина”

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Смысл названия стихотворения Н. А. Некрасова «Тишина»»

Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов. полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина».

Читая заглавие, думаешь, что речь пойдёт о любви или одиночестве, имея в виду отношения двух людей, представляя пустоту и темную комнату, или рисуя в воображении бесшумный диалог мыслей. Но все наши банальные предположения Некрасов стремительно рассеивает с первых строчек: «Всё рожь кругом, как степь живая,/Ни замков, ни морей, ни гор…/Спасибо, сторона родная,/За твой врачующий простор!». Итак, читая дальше, мы с легкостью находим главную тему произведения — любовь, но не ту, о которой пишут Тургенев и Пушкин, а ту которую каждый из нас познает с молоком матери — любовь к родине.

Главный лирический герой, он же рассказчик повествует нам о том чувстве, которое не даёт ему покоя. Пытаясь забыть о своих проблемах, он спасается бегством за границу, и вот тогда понимает, что от себя не убежать, а спасение души его от ужасных мук может произойти только в родных и милых сердцу местах.

Некрасов поистине писал о русском народе и только для него. Лексика проста и доступна, ведь в 19 веке огромная часть страны была совершенно безграмотна. Нет сложных речевых оборотов, которые приходиться перечитывать, чтобы уловить смысл, мы не встречаем сложных рифм, зато много яркости и живых эмоций передают олицетворение отчизны, громкие эпитеты и броские метафоры. В ансамбле рисуют необычайно бурную литературную картину, на которой, скорее всего бурлящее море чувств, волны художественной выразительности которого выбрасывают на берег идею и суть стихотворения. Не та это тишина, которой именуется отсутствие внешних звуков, а та которая в душе кричит от боли.

Другие сочинения по этому произведению

Послушайте стихотворение Некрасова Тишина

Альманах педагога

Автор: Львова Раиса Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ “Кировская гимназия”
Населённый пункт: г.Кировск Ленинградской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Комплексный анализ текста (“Тишина” Н.А.Некрасов)
Дата публикации: 17.12.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе

учитель Львова Р.Н.

Тема урока:
«Комплексный анализ поэтического текста – отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Тишина».
Цели урока:
1) расширить представление о комплексном анализе поэтического текста; 2)создать условия для закрепления и усовершенствования умений по анализу поэтического текста, способствовать осмыслению связей учебного материала и жизненных ситуаций; 3) развивать навыки анализа поэтического текста, ассоциативное мышление и воображение; умение обобщать, делать выводы; создавать собственное высказывание; обогащать словарный запас; 4)воспитывать нравственные качества, гражданскую позицию, формировать умение давать явлениям нравственную оценку.
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные: знать алгоритм анализа и особенности восприятия поэтического текста, характеризовать особенности поэтической речи, определять значение основных средств выразительности. Метапредметные: осуществлять творческий подход, проводить аналогию, сравнивать, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, участвовать в обсуждении. Личностные: воспринимать лирический текст, осознавать значимость эмоциональной составляющей, уметь выразить свои эмоции.
Тип урока:
комбинированный.
Методы обучения:
беседа, упражнения по анализу поэтического текста, создание собственного высказывания.
Средства обучения
: мультимедийный проектор, презентация, текст – отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Тишина». 1

самооценки
1.Организационный Приветствует учащихся. Предлагает убедиться в готовности к уроку. Приветствуют учителя, проверяют наличие на партах необходимых учебных принадлежностей. Личностные: положительное отношение к учению, умение выделять нравственный аспект поведения 2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. Формулирование темы и целей урока. Беседа. Просит сформулировать тему исходя из домашнего задания. Постановка задач на урок. Определение личных задач и целей учащихся на урок. Формулируют тему. Запись в тетрадь.
1) Регулятивные:
– целеполагание как постановка учебной задачи, – планирование, – прогнозирование.
2) Коммуникативные:
– умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
2) Познавательные:
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач 3. Актуализация опорных знаний. Беседа. Беседа по домашнему заданию. Проверка. Активное участие в уроке,
1) Познавательные
: формулировать Контроль и 2
Задаёт вопросы, комментирует ответы, корректирует. Обращает внимание на роль союзов: но- указывает на антитезу; и – соединяет детали в целостную картину. работа с подготовленным домашним материалом по теме, освоение новых знаний. 1.читают выразительно текст; 2.определяют тему, тип и стиль речи; смысловые части – микротемы; определяют связь между ними; 3.формулируют проблему и авторскую идею; 4.дают характеристику предложениям – выборочно – и выполняют пунктуационный анализ; 5.называют средства выразительности, в том числе синтаксические (роль ССП, СПП, союзов и, но) проблемы и решать их, выделять основную информацию, выстраивать речевое высказывание, анализировать поэтический текст.
2)Коммуникативные
: выражение своих мыслей и чувств в процессе беседы.
3) Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). самооценка. 4. Изучение нового материала на основе анализа текста. Анализ текста с элементами беседы и использованием презентации, письменная Задаёт вопросы, направляет деятельность уч-ся, создаёт проблемную ситуацию. 1.Просит определить эмоциональную Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы, записывают основные тезисы по ходу обсуждения.
1) Познавательные:
умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов Контроль и 3
работа в тетрадях. составляющую текста – выписать или выделить цепочку слов и словосочетаний из текста, обозначающих эмоции; 2.задаёт вопрос: с чем связана (от чего зависит) эмоциональная составляющая? кто переживает? 3.определить главный композиционный приём первой части – антитеза, какова её роль; 4.определить роль пейзажа – выписать зримые образы из 1и2 части; определить поэтическую идею; 5.охарактеризовать центральный образ текста – какой? Почему – доказать; особая роль эпитетов и метафор; какие мотивы связаны с образом храма? 6.образ лирического героя в последней строфе, – с переживаниями, с темой; – лирический герой и народ; – противопоставление двух миров – чужбины и родины – через внутренние переживания лирического героя; – пейзаж вводит тему Родины; – «врачующий» характер русской природы; – образ храма как отражение души народа – его верований, переживаний, упований; мотив веры, покаяния, утешения, очищения; деятельности, выделять основные мысли и записывать в виде тезисов.
2)Коммуникативные
– анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные
: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). самооценка 4
особенности синтаксиса; 7. охарактеризовать итог переживаний лирического героя. – кульминация внутренних переживаний, молитва – СПП с придаточными цели; – духовное единение с народом. 5.Закрепление изученного материала. Беседа, самостоятельная творческая работа, использование ИКТ, работа в парах. Комментирует работы уч-ся. Предлагает написать сочинение-миниатюру по тексту на тему: «Я твой…» Можно воспользоваться алгоритмом на слайде. Поэтический текст Н.А.Некрасова связан с темой… Эта тема раскрывается через … (описание русской природы через переживания лирического героя). Стихи пронизаны… (чувством горячей любви к родине, радостью возвращения, верой в спасение души). Основная поэтическая идея заключается… (в утверждении духовного Создают самостоятельное высказывание по тексту. По просьбе учителя зачитывают работы.
1) Познавательные:
анализировать поэтический текст, находить образы- символы, делать самостоятельные выводы.
2)Коммуникативные
– анализ, сравнение, синтез, выражение и аргументация своего мнения, взаимодействие с учителем и учениками в группе.
3) Регулятивные
: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия), коррекция знаний и умений. Контроль и самооценка 5
единства поэта со своим народом, в неразрывности судеб). Выразительность лирического текста, на мой взгляд, достигается… Я бы обратил особое внимание на строки… (почему?) 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Беседа, выставление оценок за урок. Организует рефлексию. Отвечают на вопросы: 1)что входит в комплексный анализ текста? 2)на что в первую очередь обращаешь внимание при анализе поэтического текста? 3) какие термины необходимо использовать, составляя самостоятельное высказывание по поэтическому тексту? Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму
Личностные:
осознание успешности деятельности на уроке, значимости изучаемой темы.
Регулятивные:
волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные:
отображение в речи содержания выполненных действий.
Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процессов и Самооценка 6
результатов деятельности. 6. Домашнее задание Перечитать и принести текст Н.А.Некрасова «Рассказ про Якова Верного, холопа примерного». Разбить на смысловые части, определить тему, проблему, идею автора. Записывают задание, задают вопросы. Личностные: интерес к изучаемому материалу и способу решения конкретной задачи. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватная самооценка правильности выполнения заданий. Коммуникативные: объяснение совершаемых действий. Познавательные: выбор эффективного способа выполнения творческого задания. Самооценка. 7

Читайте также:  Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Смысл названия стихотворения Н. А. Некрасова “Тишина”

Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как “Тишина”.
Читая заглавие, думаешь, что речь пойдет о любви или одиночестве, имея в виду отношения двух людей, представляя пустоту и темную комнату,

Не та это тишина, которой именуется отсутствие внешних звуков, а та которая в душе кричит от боли.

Related posts:

Как я понимаю смысл стихотворения Н. А. Некрасова “Рыцарь на час”Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетенного народа. Он считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела. Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из […].

Сочинение на тему: “Смысл названия поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова”Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана вскоре после принятия реформы “Об отмене крепостного права” в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа. Основной темой его творчества было народное счастье и борьба за справедливость по отношению к нему. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана с большим […].

Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, […].

Смысл названия поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. НекрасоваСамо название поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет исследоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы […].

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Внимая ужасы войны”Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении “Внимая ужасы войны”, написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: “Один я в мире подсмотрел святые, […].

Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н. А. Некрасов в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” попытался раскрыть нам этот загадочный термин. В поэме Некрасов вводит семерых мужиков, которые отправляются искать на Руси счастливого человека. И каково […].

Анализ стихотворения Некрасова “В столицах шум, гремят витии…”В 1856 году Некрасов отправился в заграничное путешествие, в рамках которого он побывал в нескольких европейских городах, среди них – Вена, Берлин, Флоренция. Первые впечатления, полученные после возвращения на родину, отразились в ряде стихотворений. В их числе – “В столицах шум, гремят витии…”. Произведение датируется концом 1850-х годов. Изначально оно показалось цензорам подозрительным, поэтому не […].

Смысл названия “Вишневый сад”Смысл названия. “Вишневый сад”; – название емкое и много­значное, как и сам этот образ. Неверно понимать его только как ме­сто действия пьесы. Продажа вишневого сада лежит в основе ее сю­жета, и можно сказать, что по отношению к нему характеризуются все герои комедии. Но еще важнее то, какой смысл вкладывается в образ вишневого сада. Известно, что […].

Смысл названия и проблематика рассказа “Гранатовый браслет”А. И. КупринаАлександр Иванович Куприн – один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ “Гранатовый браслет”, в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни. С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование […].

Смысл названия “На дне”Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”;, затем “Бог солнца”;, “На дне жизни”; и только потом “На дне”;. В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. […].

Смысл названия Белая гвардияСмысл названия. Белая гвардия или белое движение – это со­бирательное название военных формирований, боровшихся во время Гражданской войны в России 1917-1922 г. против советской власти. Основу белого движения составляли офицеры российской армии. В числе руководителей движения были М. В. Алексеев, П. Н. Врангель, А. В. Деникин, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов, Е. К. Миллер, […].

Анализ стихотворения “Поэт и гражданин” Н. А. НекрасоваВ стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки (“входит”, “берет книгу”, “читает”, “с восторгом”). Стихотворение написано в целях полемики поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражданин призывает его проснуться и […].

Смысл названия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. Д. И. Писарев Иван Сергеевич Тургенев – один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал […].

Смысл названия пьесы М. Горького “Дачники”Пьесу “Дачники” (1904) называют “самой темной” среди ранних произведений М. Горького. Сам писатель, формулируя замысел этой драмы, писал, что изобразил ту часть русской интеллигенции, которая “стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и – спокойно, тихо, она ищет […].

Смысл названия романа В. Набокова “Машенька”Образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием. И кроме этого образа, другой Машеньки нет и быть не может. В. Набоков. Машенька. Родившийся в самом конце 19 столетия в Петербурге и скончавшийся в конце 20 века в Швейцарии, Владимир Владимирович Набоков и до сегодняшнего времени остается […].

Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”Имя А. И. Куприна прославили такие произведения, как “Олеся”, “Суламифь”, “Поединок”, “Белый пудель”, “Гранатовый браслет”. Рассказ “Гранатовый браслет” (1907) является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает представления писателя о любви, а также его взгляды на общество и современников. В основе произведения лежит история глубокого и сильного чувства незначительного чиновника Желткова […].

Смысл названия драмы “Гроза” ОстровскогоТворчество А. Островского – русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы “дикого капитализма”, требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX – начале XXI века. Драма Островского “Гроза” – одно из лучших […].

Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение”Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей…” Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души, а также души всей […].

Смысл названия повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – проблемы долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, подлинной героиней произведения является Маша Миронова. На это, по моему мнению, указывает и название повести. Именно дочь капитана […].

Анализ стихотворения Некрасова ЭлегияНиколай Некрасов русский поэт был известен своими политическими взглядами. Происходил он из дворянской семьи, однако позже его часто прозывали “мужицким поэтом”. А все из-за того, что большинство своих произведений он посвящал простому народу. Он жил еще в 19 веке и застал время когда существовало крепостное право. Поэт видел как бедствуют и страдает люди низших социальных […].

Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестомНиколай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл. На выбор такого пути повлиял жизненный опыт автора, те моменты, когда в молодости он ушел из дома научили его воспринимать реальность, какой бы она не была. В своем […].

Смысл названия поэмы Мертвые души ГоголяНазвание данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мертвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться. Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и […].

В чем смысл названия поэмы А. Блока “Двенадцать”?Поэма Александра Блока “Двенадцать” – самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей революции. Произведение бессмертно еще и потому, что является настоящим художественным шедевром. Его появление в печати в 1918 году произвело впечатление на читателей, прежде всего, своей необычностью. “Необычное явление, – удивлялся известный ученый Б. Эйхенбаум, – […].

Смысл названия Герой нашего времениСмысл названия. Первоначальное название романа – “Один из героев начала века”;. Оно связано с появившимся незадолго до того романом французского писателя А. Мюссе “Исповедь сына ве­ка”;, ставшего очень популярным. Но, готовя свой роман для печа­ти, Лермонтов изменил название. “Герой нашего времени”; – опре­деление более емкое и содержательное, ставшее в дальнейшем определением целого ряда героев русской […].

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX векаИзвестно, что над романом “Мастер и Маргарита” – главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но, возможно, уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков сжег свой “Евангельский роман”, однако произведение впоследствии возродилось. Как тут не поверить мессиру Воланду, […].

Смысл названия горе от ума ГрибоедоваСмысл названия. Проблема ума – это тот идейно­эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все осталь­ные вопросы общественно-политического, философского, националь­но-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разу­меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем […].

“Прости” анализ стихотворения НекрасоваИстория создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было напечатано в “Библиотеке для чтения” № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра […].

Гуманистический смысл названия романа А. Н. Толстого “Война и мир”А. Н. Толстой великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением в течение его творчества стал роман “Война и мир”, который несет в себе философский характер, так как его герои размышляют о смысле жизни, о чувствах, и о других вопросах, волнующих их сердца. И даже в самом названии романа скрыт смысл гуманности. “Война […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Свобода Некрасова

Смысл названия романа И. Гончарова “Обыкновенная история”И. А. Гончаров (помимо того, что он великолепный писатель) – мудрый человек и тонкий психолог. Название его первого романа звучит как некий диагноз. Сложно сказать, диагноз ли это “болезни” определенной исторической эпохи или данная “болезнь” характерна для всех времен. Главному герою романа, Александру Адуеву, “жизнь от пелен улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют […].

Смысл названия Романа “Мастер и Маргарита”Смысл названия. Считается, что существует 8 редакций рома­на с разными заглавиями: “Сатана”;, “Князь тьмы”;, “Черный маг”;, “Инженер с копытом”;. Все эти названия говорят о желании автора создать произведение о нечистой силе. Однако в последнем вари­анте романа тема любви и творческой свободы художника затмева­ет все остальные. Роман получает название “Мастер и Маргарита”;. В 20-е годы появилась […].

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”Излюбленное место действия в тургеневских произведениях – “дворянские гнезда” с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева, и один из своих романов, который называется “Дворянское гнездо”, проникнут чувством тревоги за их судьбу. Этот роман пропитан сознанием того, что “дворянские гнезда” вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них […].

Анализ стихотворения “Огородник” Н. А. НекрасоваВ центре стихотворения Н. А. Некрасова “Огородник” проблема “любовь и социальное неравенство”. Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительно-выразительных средств для того, чтобы история выглядела как сказка, а ее герои – как идеальная пара. Девица-краса “черноброва, статна, словно сахар бела. ”. У нее “ясны очи”, […].

В чем смысл названия повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”?Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой “своих”, свойственных его интересам и мировоззрению, героев. Н. С. Лесков “ввел” в литературу героев-праведников, русских богатырей со сложной и противоречивой судьбой. Самым ярким из них является Иван Флягин – главный герой повести Лескова “Очарованный странник”. Первое, что мы замечаем в этом герое, – его удалой, безудержный, […].

Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна “Поединок”В годы назревания первой русской революции Куприн отдается работе над своим крупнейшим произведением – повестью “Поединок”. Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако все в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порожденный стремлением Куприна разоблачить пороки армейской […].

Смысл названия повести А. П. Платонова “Котлован”“Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. П. Платонов изобразил строительство “общепролетарского дома”, в котором будут жить все трудящиеся города. “Стройка социализма” […].

Смысл названия повести А. Платонова “Котлован”Главной темой повести А. Платонова “Котлован” является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также – в уничтожении кулаков. Реализацией этого единого проекта заняты, […].

Как трактуется исследователями смысл названия романа “Тихий Дон”?Как трактуется исследователями смысл названия рома­на “Тихий Дон”? “Славный тихий Дон”, “Ты наш батюшка, тихий Дон” – так исстари называли эту реку. Фольклорно-песенное название шоло­ховского романа отражает замысел автора – показать жизнь дон­ского казачества с его традициями, культурой, диалектными осо­бенностями языка. Смысл названия комментируется эпиграфами (два ко всему ро­ману, один – к третьей книге). Все […].

Смысл названия драмы А. Островского “Гроза”После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […].

Смысл названия Тихий донСмысл названия. Первоначально М. А. Шолохов свой роман назвал “Донщина”;. Вскоре он отказался от этого названия. Название “Тихий Дон”; символично и одновременно многознач­но. Вся жизнь казачества связана с историей Дона. Но Дон – это только на первый взгляд тихая и спокойная река. На самом деле она полна водоворотов и подводных каменей. Жизнь героев подоб­на течению […].

Смысл названия комедии Фонвизина “Недоросль”Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия “Недоросль” (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. Слово “Недоросль” образовано от слова “рост”, “расти”. А “расти” – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как […].

Николай Некрасов — Тишина: Стих

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев свою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнул — и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет… Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры…
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали —
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

Пора! За рожью колосистой
Леса сплошные начались,
И сосен аромат смолистый
До нас доходит… «Берегись!»
Уступчив, добродушно смирен,
Мужик торопится свернуть…
Опять пустынно-тих и мирен
Ты, русский путь, знакомый путь!
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей,
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Опять ты сердцу посылаешь
Успокоительные сны,
И вряд ли сам припоминаешь,
Каков ты был во дни войны,-
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный,
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон,
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Войска водили офицеры,
Гремел походный барабан,
Скакали бешено курьеры;
За караваном караван
Тянулся к месту ярой битвы —
Свозили хлеб, сгоняли скот.
Проклятья, стоны и молитвы
Носились в воздухе… Народ
Смотрел довольными глазами
На фуры с пленными врагами,
Откуда рыжих англичан,
Французов с красными ногами
И чалмоносных мусульман
Глядели сумрачные лица…
И, все минуло… все молчит…
Так мирных лебедей станица,
Внезапно спугнута, летит
И, с криком обогнув равнину
Пустынных, молчаливых вод,
Садится дружно на средину
И осторожнее плывет…

Свершилось! Мертвые отпеты,
Живые прекратили плач,
Окровавленные ланцеты
Очистил утомленный врач.
Военный поп, сложив ладони,
Творит молитву небесам.
И севастопольские кони
Пасутся мирно… Слава вам!
Вы были там, где смерть летает,
Вы были в сечах роковых
И, как вдовец жену меняет,
Меняли всадников лихих.

Война молчит — и жертв не просит,
Народ, стекаясь к алтарям,
Хвалу усердную возносит
Смирившим громы небесам.
Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!

Молчит и он… как труп безглавый,
Еще в крови, еще дымясь;
Не небеса, ожесточась,
Его снесли огнем и лавой:
Твердыня, избранная славой,
Земному грому поддалась!
Три царства перед ней стояло,
Перед одной… таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!
В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.
Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет…
Свершилось! Рухнула твердыня,
Войска ушли… кругом пустыня,
Могилы… Люди в той стране
Еще не верят тишине,
Но тихо… В каменные раны
Заходят сизые туманы,
И черноморская волна
Уныло в берег славы плещет…
Над всею Русью тишина,
Но — не предшественница сна:
Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.

А тройка все летит стрелой.
Завидев мост полуживой,
Ямщик бывалый, парень русский,
В овраг спускает лошадей
И едет по тропинке узкой
Под самый мост… оно верней!
Лошадки рады: как в подполье,
Прохладно там… Ямщик свистит
И выезжает на приволье
Лугов… родной, любимый вид…
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера… Ночью темной
Мы миновали луг поемный,
И вот уж едем целый день
Между зелеными стенами
Густых берез. Люблю их тень
И путь, усыпанный листами!
Здесь бег коня неслышно тих,
Легко в их сырости приятной,
И веет на душу от них
Какой-то глушью благодатной.
Скорей туда — в родную глушь!
Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет?-
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И богу уступай — не споря…

Анализ поэмы «Тишина» Некрасова

Произведение «Тишина» Николая Алексеевича Некрасова традиционно считается его первой попыткой охватить поэмой народную тему.

Стихотворение написано в 1857 году. Его автору в эту пору исполнилось 36 лет, он по-прежнему руководит журналом «Современник», в разгаре и развитие отношений с А. Панаевой, однако есть определенные проблемы со здоровьем. Пришлось даже ехать лечиться в Италию. По жанру – эпическая поэма из народной жизни, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, состоит из нескольких частей. Лирический герой – сам автор, обозревающий «сторону родную». Композиция сюжетна. Побывав в чужеземных странах, герой благословляет и благодарит Русь. Смягчается его сатирический, обличительный задор и пафос. «Я твой». Затем умиленный герой видит «убогий храм», вступает под его кров. Пейзажные зарисовки сменяют размышления о «русском пути». Наконец, возникают картины прошедшей Крымской войны, осады Севастополя. Идет стремительная перечислительная градация военного времени: отдавала, высылала, гремел, скакали, свозили. И вот уже везут «пленных врагов». С «красными ногами», кстати, зуавы в шароварах. Итогом становится развернутое сравнение наступившего мира со стаей лебедей. «Народ – герой!» И вновь возносится панегирик силе духа, терпению, смирению. Опять перед глазами разрушительные картины войны. Сильное сравнение: людей, как мертвых пчел. Анафора «свершилось!» звучит по-библейски. «Над всею Русью тишина». В 4 части появляется почти гоголевский образ мчащейся тройки. Ямщик, «русский парень», выезжает на приволье. Вновь пленяет взор природа. «Веет глушью благодатной». Герой прославляет гармонию окружающего мира, высокого предназначения самого простого труда, призывает сбросить с себя иго «грусти праздной», взять пример с пахаря, который с верой, терпением живет и умирает. «Его примером укрепись». Не нужно гнаться за личным счастьем – все равно не угонишься. Не стоит и слишком собою гордиться: Богу уступай, не споря. Поэт испытал чувство ностальгии, примирения с жизнью и собой, а главное – с Богом. Россия «думает думу» и выбирает путь. Эпитеты: любимый вид, густых берез, нерукотворных облаков. Сравнения: ярче изумруда, как в подполье, как вдовец, нежнее ковров, озера, как блюда. Инверсия: рухнула твердыня, отчистил врач. Уменьшительный суффикс: лошадки. Множество восклицаний и вопросов.

Поэма «Тишина» Н. Некрасова – признание в любви к Родине, сострадание народу в его бедах при недавней Крымской кампании.

Николай Некрасов — Все рожь кругом, как степь живая ( Тишина )

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
№ 4 За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
№ 8 И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
№ 12 Но ты дохнула — и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
№ 16 Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
№ 20 И в умиленьи посылаю
Всему привет. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
№ 24 И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм божий на горе мелькнул
№ 28 И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
№ 32 Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
№ 36 Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали —
Убогий храм земли твоей:
№ 40 Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
№ 44 Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
№ 48 С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной.

Я внял. я детски умилился.
И долго я рыдал и бился
№ 52 О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
№ 56 Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь Некрасова

Vse rozh krugom, kak step zhivaya,
Ni zamkov, ni morey, ni gor.
Spasibo, storona rodnaya,
Za tvoy vrachuyushchy prostor!
Za dalnim Sredizemnym morem,
Pod nebom yarche tvoyego,
Iskal ya primirenya s gorem,
I ne nashel ya nichego!
Ya tam ne svoy: khandryu, nemeyu,
Ne odolev moyu sudbu,
Ya tam pognulsya pered neyu,
No ty dokhnula — i sumeyu,
Byt mozhet, vyderzhat borbu!

Ya tvoy. Pust ropot ukorizny
Za mnoyu po pyatam bezhal,
Ne nebesam chuzhoy otchizny —
Ya pesni rodine slagal!
I nyne zhadno poveryayu
Mechtu lyubimuyu moyu
I v umilenyi posylayu
Vsemu privet. Ya uznayu
Surovost rek, vsegda gotovykh
S grozoyu vyderzhat voynu,
I rovny shum lesov sosnovykh,
I derevenek tishinu,
I niv shirokiye razmery.
Khram bozhy na gore melknul
I detski chistym chuvstvom very
Vnezapno na dushu pakhnul.
Net otritsanya, net somnenya,
I shepchet golos nezemnoy:
Lovi minutu umilenya,
Voydi s otkrytoy golovoy!
Kak ni teplo chuzhoye more,
Kak ni krasna chuzhaya dal,
Ne yey popravit nashe gore,
Razmykat russkuyu pechal!
Khram vozdykhanya, khram pechali —
Ubogy khram zemli tvoyey:
Tyazhele stonov ne slykhali
Ni rimsky Petr, ni Kolizey!
Syuda narod, toboy lyubimy,
Svoyey toski neodolimoy
Svyatoye bremya prinosil —
I oblegchenny ukhodil!
Voydi! Khristos nalozhit ruki
I snimet voleyu svyatoy
S dushi okovy, s serdtsa muki
I yazvy s sovesti bolnoy.

Ya vnyal. ya detski umililsya.
I dolgo ya rydal i bilsya
O plity starye chelom,
Chtoby prostil, chtob zastupilsya
Chtob osenil menya krestom
Bog ugnetennykh, bog skorbyashchikh,
Bog pokoleny, predstoyashchikh
Pred etim skudnym altarem!

Dct hj;m rheujv, rfr cntgm ;bdfz,
Yb pfvrjd, yb vjhtq, yb ujh///
Cgfcb,j, cnjhjyf hjlyfz,
Pf ndjq dhfxe/obq ghjcnjh!
Pf lfkmybv Chtlbptvysv vjhtv,
Gjl yt,jv zhxt ndjtuj,
Bcrfk z ghbvbhtymz c ujhtv,
B yt yfitk z ybxtuj!
Z nfv yt cdjq: [fylh/, ytvt/,
Yt jljktd vj/ celm,e,
Z nfv gjuyekcz gthtl yt/,
Yj ns lj[yekf — b cevt/,
,snm vj;tn, dslth;fnm ,jhm,e!

Z ndjq/ Gecnm hjgjn erjhbpys
Pf vyj/ gj gznfv ,t;fk,
Yt yt,tcfv xe;jq jnxbpys —
Z gtcyb hjlbyt ckfufk!
B ysyt ;flyj gjdthz/
Vtxne k/,bve/ vj/
B d evbktymb gjcskf/
Dctve ghbdtn/// Z epyf/
Cehjdjcnm htr, dctulf ujnjds[
C uhjpj/ dslth;fnm djqye,
B hjdysq iev ktcjd cjcyjds[,
B lthtdtytr nbibye,
B ybd ibhjrbt hfpvths///
[hfv ,j;bq yf ujht vtkmryek
B ltncrb xbcnsv xedcndjv dths
Dytpfgyj yf leie gf[yek/
Ytn jnhbwfymz, ytn cjvytymz,
B itgxtn ujkjc ytptvyjq:
Kjdb vbyene evbktymz,
Djqlb c jnrhsnjq ujkjdjq!
Rfr yb ntgkj xe;jt vjht,
Rfr yb rhfcyf xe;fz lfkm,
Yt tq gjghfdbnm yfit ujht,
Hfpvsrfnm heccre/ gtxfkm!
[hfv djpls[fymz, [hfv gtxfkb —
E,jubq [hfv ptvkb ndjtq:
Nz;tkt cnjyjd yt cks[fkb
Yb hbvcrbq Gtnh, yb Rjkbptq!
C/lf yfhjl, nj,jq k/,bvsq,
Cdjtq njcrb ytjljkbvjq
Cdznjt ,htvz ghbyjcbk —
B j,ktuxtyysq e[jlbk!
Djqlb! [hbcnjc yfkj;bn herb
B cybvtn djkt/ cdznjq
C leib jrjds, c cthlwf verb
B zpds c cjdtcnb ,jkmyjq///

Z dyzk/// z ltncrb evbkbkcz///
B ljkuj z hslfk b ,bkcz
J gkbns cnfhst xtkjv,
Xnj,s ghjcnbk, xnj, pfcnegbkcz
Xnj, jctybk vtyz rhtcnjv
,ju euytntyys[, ,ju crjh,zob[,
,ju gjrjktybq, ghtlcnjzob[
Ghtl ‘nbv crelysv fknfhtv!

Тишина

Примечания

Печатается по Ст 1879, т. I, с. 243–249.

Впервые опубликовано: С, 1857, No 9 (ценз. разр. – 31 авг. 1857 г.), с 115–122, с подписью: “Н. Некрасов”, в составе пяти глав, без ст. 107–114, 149–152, с исправлениями в ст. 14–15, 40, 67, 69, 88, 116–118, 179, внесенными по цензурным и автоцензурным соображениям.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1, в составе четырех глав, с восстановлением ст. 107–114, с отточиями вместо ст. 115–118, 149–152 и с устранением исправлений, внесенных по цензурным соображениям, в ст. 14–15, 40, 67, 69, 88, 179 (перепечатано: 1-я часть всех последующих прижизненных изданий “Стихотворений”; Ст 1879, т. I, по словам редактора этого издания С. И. Пономарева, “с немногими исправлениями, указанными самим автором” (Ст 1879, т. IV, с. XLIX): ст. 116–118, 147–152 даны в окончательной редакции, исправлен ст. 173).

Беловой автограф главы 3, с датой: “28 дек. 1856. Рим” – ГБЛ (Зап. тетр. No 4, л. 37–38). Авторизованная копия журнального текста – ИР ЛИ (Тетр. Панаевой, л. 2–8). В этой копии глава 4, напечатанная в “Современнике”, вычеркнута рукой поэта (как известно, более в текст поэмы не включалась).

Датируется 1856–1857 гг. За исключением главы 3, поэма писалась летом 1857 г. после возвращения Некрасова из-за границы в июне 1857 г.

Глава 3 посвящена окончившейся Крымской войне, защите Севастополя, героизму русского народа, восхищавшему поэта. Недаром сам он хотел ехать в Севастополь. “Хочется ехать в Севастополь,– сообщает он Тургеневу 30 июня – 1 июля 1855 г. – Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно – боюсь, не поздно ли уже будет?”. Тогда же в рецензии на брошюру “Осада Севастополя”, напечатанной в “Современнике”, Некрасов писал: “Несколько времени тому назад корреспондент газеты “Times” сравнивал осаду Севастополя с осадою Трои. Он употребил это сравнение только в смысле продолжительности осады, но мы готовы допустить его в гораздо более обширном смысле, именно в смысле героизма, которым запечатлены деяния защитников Севастополя. Мы решительно утверждаем, что только одна книга в целом мире соответствует величию настоящих событий – и эта книга “Илиада”” (ПСС, т. IX, с. 263–264).

Глава 4 поэмы в первопечатном тексте (см.: Другие редакции и варианты, с. 325–326) включала ряд сочувственных строк о реформах Александра II. Видимо, это было тактическим ходом, а не результатом заблуждений или иллюзий, о чем можно судить по письму Некрасова к И. С. Тургеневу от 25 декабря 1857 г.: “Кстати расскажу тебе быль, из коей ты усмотришь, что благонамеренность всегда пожинает плоды свои. По возвращении из-за границы тиснул я “Тишину” (наполовину исправленную), а спустя месяц мне объявлено было, чтоб я представил свою книгу на 2-е издание”.

Цензурное вмешательство привело к существенному искажению ряда строк: вместо “Тяжеле стонов не слыхали” в “Современнике” напечатано “Молитвы жарче не слыхали”; вместо “Проклятья стоны и молитвы” – “Прощанья, стоны и молитвы”; вместо “Ни божьих, ни ревижских душ” – “Безропотно покорных душ”. После смерти поэта было найдено следующее написанное им объяснение, касающееся стихов, вызвавших возражения цензуры:

“Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал

Здесь автор разумел дошедшие до него за границу слухи, что многие обвиняли его в нелюбви к родине.

Христос снимет
С души оковы

Никакая мирская власть не может наложить оков на душу, равно как и снять их. Здесь разумеются оковы греха, оковы страсти, которые налагает жизнь и человеческие слабости, а разрешить может только бог.

Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей

Что война есть народное бедствие и что после нее остаются сироты, вдовы и матери, лишившиеся детей,– об этом я не считал неудобным упомянуть в стихах, тем более что это уже относится к прошедшему.

Проклятья, стоны и молитвы
Носились в воздухе.

Проклинали пленные враги, стонали раненые, молились все пораженные бедствием войны. Если зачеркнуть проклятия на том основании, что, может быть, проклинали и свои, то вслед за тем придется зачеркнуть и стоны, потому что, может быть, стонали не от одних ран,– а затем придется зачеркнуть и молитвы, потому что мало ли о чем можно молиться?

Известно, что после войска самые страдательные лица в войне врач и поп, едва успевающие лечить и отпевать. Потому, упомянув о враче, я упомянул и о попе, служащем при войске,– в этом смысле употреблено прилагательное военный” (ГБЛ, ф. 195, М5769. 2. 4).

Поэма выражает горячее чувство любви к родине, с особой силой охватившее поэта после возвращения в Россию из Рима, и тесно связана с другими его произведениями середины 1850-х гг., посвященными войне (“Внимая ужасам войны. “) и народу (“Несчастные”, “В столицах шум. “) (см. об этом: Лебедев Ю. В. Н. А. Некрасов и русская поэма 1840–1850-х годов. Ярославль, 1971, с. 104–108, 112–115 и др.). Героем поэмы стал народ как целое. События войны, ожидание перемен привнесли в поэму живое ощущение истории народа и его силы. Л. Н. Толстой в письме Некрасову от И октября 1857 г. называл первую часть поэмы “чудесным самородком” (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Сер. 3. Письма, т 60 М., 1949, с. 225).

“Тишина” была воспринята современниками как новое слово в поэзии Некрасова, но почти сразу же истолкована некоторыми критиками в примирительном духе: “Содержание его (стихотворения “Тишина”,– Ред.),— писал анонимный рецензент “Сына отечества” (возможно, это был В. Р. Зотов),– резко противоречит духу его прежних произведений, и мы должны отметить эту перемену в направлении таланта г. Некрасова, конечно весьма приятную для всех, кто желает видеть в поэте истинное смирение, покорность воле провидения вместо тяжелой грусти, недовольства своею судьбою и других прежних свойств его поэзии. Как не порадоваться такой перемене! Г-н Некрасов был за границей и не нашел там ничего, он поехал назад, и вот перед ним:

Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.

Мы очень рады, что г. Некрасов вывез из-за границы такие похвальные чувства, что в нем

Сердце вещее ликует
И умиляется до дна –

и что он говорит в конце стихотворения:

Сломившийся под игом горя
За личным счастьем не гонись
И богу уступай не споря.

Последний стих нам кажется только неполон. Истинное смирение принуждает уступать и людям” (СО, 1857, No 43, с. 1052). Рецензент “Русской речи” А. С. писал: “Г-на Некрасова действительно любят у нас, но любят не потому только, что он является грозным сатириком, что ему удается вызвать часто своими стихами чувство негодования в читателе, а потому особенно, что он чувствует жизнь, что он нашел в пей примиряющий элемент Успокоение это вносится в душу поэта чувством любви к родине-матери и к народу И нива просветлеет перед поэтом, станет пышней и красивей, и ласковей замашет лес своими вершинами, и слезы хлынут из глаз, и в умилении посылает он привет и рекам родным, и деревенской тишине, и широким нивам, и божий храм пахнет на него детски чистым чувством веры, и пропадет отрицанье и сомненье. “Войди с открытой головой”,– шепчет ему какой-то голос. И чудные упруго-металлические стихи вырываются у поэта, стихи скорби и любви льются из-под пера его, когда он входит в божий храм и вспоминает о народе, который он так любит, о пароде-герое, который в борьбе суровой не шатнулся до конца, которого венец терновый светлее победоносного венца” (Рус. речь, 1861, No 103–104, с. 805).

Откликаясь на Ст 1861, критика в целом теснее связывала “Тишину” с другими произведениями Некрасова: “Когда мы геройствовали, собирали армии и ополчения, еще более собирали забытые воспоминания о бранной славе двенадцатого года и многие, даже очень многие, поэты и прозаики пустились в воинственные песни псевдонародного содержания,– г. Некрасов написал следующее маленькое стихотворение, которое нам нравится более всех воинственных стихов:

Внимая ужасам войны

Наконец, еще больше приближаясь к нашему времени, когда после войны, всё, казалось, заговорило и зашевелилось, когда столица наша начала ораторствовать и появились надежды,– в это время, в 1856 году, г. Некрасов написал следующее превосходное стихотворение “В столицах шум. “” (ОЗ, 1861, No 11–12, отд. II, с. 90.

В том же духе оценивалась “Тишина” в анонимной рецензии на Ст 1861 в журнале “Светоч”: “При первом шаге за рубеж своей родины поэт отдается весь ее чарующему влиянию, он весь проникается разлитой повсюду родной по крови жизнью: полной грудью пьет он воздух беспредельно раскинутых перед ним полей и в этом воздухе находит источник обновляющих сил. Вся природа в глазах поэта принимает праздничный вид, всё улыбается ему, всё манит в братские объятия, в святую минуту свидания с милой родиной он забывает, как еще недавно здесь же, полный “мучительных дум”, выносил он тяжелое страданье, обливался кровавыми слезами, как еще недавно из его наболевшей груди вырывались болезненные стоны; но всё прощено, всё исчезло. поэт помнит одно, что он на родине, что он видит то, перед чем привык благоговеть, может быть, в далекое, давно минувшее детство. Тот, кто умеет так чувствовать, может, положа руку на сердце, смело сказать, что он любил и любит свою родину. Ни в одном произведении своем Некрасов не являл нам таких образов, какие явил он в “Тишине”” (Св, 1862, кн. 1, отд. “Критическое обозрение”, с. 104–105).

Тогда же, истолковывая “Тишину” в почвенническом духе, Ап. Григорьев в статье “Стихотворения Н. Некрасова” связывал ее с предшествующей традицией Пушкина и Лермонтова: “Поставьте в параллель с этою искренностью любви к почве первые, робкие, хотя затаенно страстные, признания великого Пушкина в любви к почве в “Онегине” – и вы поймете. конечно не то, что “если б не обстоятельства, то Некрасов был бы выше Пушкина и Лермонтова”, а разницу двух эпох литературы. Припомните тоже полусардоническое, язвительное, но тоже страстное признание почве в любви к ней Лермонтова (“Люблю я родину” и проч.) – и потом посмотрите, до какого высокого лиризма идет Некрасов, нимало не смущаясь” (В, 1862, No 7, отд. II,

Стремление рассматривать поэму как попытку примирения с жизнью имело место и в советском литературоведении (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. Творческий путь Н. А. Некрасова. М. –Л., 1953, с. 102–103). Иная точка зрения представлена в указанной работе Ю. В. Лебедева (с. 109–111 и др.).

Ст. 40–41 Тяжеле стонов не слыхали Ни римский Петр, ни Колизей! – Собор святого Петра в Риме, главный собор римской католической церкви, выдающийся памятник архитектуры XV–XVII вв. Упоминание всемирно известного римского Колизея, связанного с муками первых христиан, которых там бросали на растерзание диким зверям, и собора святого Петра как места паломничества должно было с особой силой подчеркнуть меру страданий русского народа, приходящего в свой сельский “убогий” храм.

Ст. 93. Французов с красными ногами. – Во время Крымской войны в состав французских войск входили отряды зуавов, комплектовавшиеся в основном из алжирских племен; особенностью их обмундирования были красные шаровары.

Ст. 123. Молчит и он. — Слово “он” относится к Севастополю.

Ст. 179. . ни ревижских душ. – Ревизская душа – единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью. Существовала в России с 1718 по 1887 г. Лица, с которых взимались подати, включались в особые учетные списки – “ревизские сказки”, и поэтому именовались “ревизскими душами”.

Ссылка на основную публикацию