Анализ стихотворения Утро Некрасова

Природа в лирике Некрасова

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли – там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» – безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа – не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум». Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, – все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» – Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу. а дума лютая
Покоя не дает:
Убить. так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ – глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты – зеленый и белый – подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада – это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» – тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, –
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза – дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны – напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, – в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось.

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря.

Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив.

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая – купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая », – пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.

Всякий крупный поэт в тот или иной период своей творческой судьбы терзает себя вопросами о значимости поэзии и собственного поэтического творчества. В стихотворениях А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт и толпа» и других звучат мотивы поэта-избранника, поэта-жертвы, служителя, пророка, мессии, который не должен ориентироваться на восприятие его стихов людьми, «ждать ответа» или наград и похвал. В лирике М.Ю.Лермонтова поэт-пророк осмеян, «Каменья», брошенные в него за его откровения, стали для него трагедией бесполезности, бессилия и одиночества.

В 50-е годы и Некрасов часто обращается к этой теме. В этих стихах поэт продолжает свой излюбленный лексический ряд: муза, лира, народ, толпа, поэт, гражданин, любовь, ненависть…

В стихотворении 1855 года «Праздник жизни – молодости годы…» лирический герой называет «баловнем судьбы, другом лени», очевидно, поэта «чистого искусства». Некрасовские строки были болезненной реакцией на позицию теоретиков «чистого искусства», причислявшего Пушкина к своему стану, а любая болезненная реакция – это тоже крайность. Свой стих поэт сознательно и честно характеризует такими эпитетами, как «Суровый, неуклюжий». Он пишет на злобу дня, им движет только собственная боль, украшение жизни не входит в его задачу. Некрасов горд своей судьбой, но одновременно завидует «поэзии свободной», красоте и лёгкости слога «Баловней свободы». И всё же лирический герой Некрасова отстаивает свою правоту в этом поэтическом противостоянии:

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

В последних строках стихотворения звучит мотив бессилия и беззащитности. Он вновь сближает понятия любви и ненависти:

…Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь…

Любовь, по Некрасову, выполняет две, казалось бы, взаимоисключающие функции: «добрых прославляет» и «клеймит злодея и глупца».

Ещё более резко разведены два типа поэтов и одновременно сделан поэтический выбор в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…», написанном тремя годами раньше, после смерти Н.В.Гоголя. Блаженным Некрасов всегда называет благополучного, довольного собой, не обиженного судьбой. «Незлобивый» никому не вредит, никого не трогает, он безобиден, у него нет врагов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

«Толпа» у Некрасова далеко не то же самое, что «народ». Эти понятия в его поэзии разведены. В «Элегии» он в одной строке напишет: «…Толпе напоминать, что бедствует народ…». Толпа бездушна и погружена в массовое блаженство. Её не трогают, и она в ответ носит поэта на руках. Ей не нужно, чтобы кто-то стал пророком или «глаголом жёг сердца людей». Настоящий поэт должен стать «обличителем толпы, её страстей и заблуждений», ибо если не он, то кто же растормошит, взбудоражит, встряхнёт толпу? Наслаждение поэт видит в вере, что хотя бы после смерти его «поймут» и будет результат, и тогда его сегодняшняя жертва собственным благополучием будет оправдана.

«Поэт и гражданин»

Наиболее полно и противоречиво тема поэта и поэзии разрешается в большом стихотворении 1855 года «Поэт и гражданин», написанном в традиционной форме диалога.

И Поэт, и Гражданин у Некрасова – фигуры трагические. Это стихотворение – диалог с самим собой, болезненное раздвоение личности, попытка разрешить мучительные сомнения. Некрасов развивает лермонтовскую тему непонятого, осмеянного пророка. Поэт «сложил смиренно руки» лишь после того, как не увидел понимания и поддержки и осознал бессмысленность жертв. Он считает блаженным «безмолвного гражданина», так как от его гражданственности нет толку, если он молчит, не пишет. Гражданин, в свою очередь, называет «гражданина безгласного» не блаженным, а жалким, а блажен для него, наоборот, «болтающий поэт».

Поэт понимает ценность позиции Гражданина, более того – в его душе жив Гражданин: «…тот роковой, напрасный пламень / Доныне сожигает грудь». Поэт страдает от своей трусости, так как, довольствуясь малым, он потерял вдохновение, «Муза… отвернулась» от него:

Угрюм и полон озлобленья

У двери гроба я стою…

Это стихотворение – своего рода подстёгивание, поддержка самого себя и подобных, упрёк тем, кто не отдаёт свой поэтический дар служению истине, но и не меньший упрёк толпе, которая, «послышав звуки, сочла их полной клеветой», забросала пытавшегося говорить правду поэта каменьями. Поэт отказался от своего предназначения не просто и не сразу, а лишь после того, как увидел, что бессмысленно бороться, жертвуя собой ради тех, кто сам ничего не хочет и не ценит.

Стихотворение кончается многоточием после слов не Гражданина, а именно Поэта. В этих словах звучат сомнения и горечь от неосуществимости смысла жизни и творчества. Выбор слишком мал: либо быть гражданином, но не поэтом (безгласным гражданином), либо, будучи истинным поэтом-гражданином, погибнуть в бессмысленной борьбе.

Рекомендация к анализу лирического стихотворения.

1. Боль, выраженная лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

2. Элементы комментария к стихотворению:

· время (место) написания, история создания;

· место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобными мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

· пояснение неясных мест, сложных метафор или иные расшифровки, комментарии.

3. Движение авторской мысли, чувства лирического героя от начала к концу стихотворения.

4. Взаимосвязь содержания стихотворения с его художественной формой:

· особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

· звуковой ряд стихотворения (звукопись, ассонанс, аллитерация), его смысловая роль;

· ритм, строфика, графика;

· мотивированность и точность использования выразительных средств.

5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).

6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта; глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

7. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ стихотворения «Утро»

Ты грустна, ты страдаешь душою:

Верю – здесь не страдать мудрено.

С окружающей нас нищетою

Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые, сонные галки,

Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,

Через силу бегущая вскачь

В даль, сокрытую синим туманом,

Это мутное небо… Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:

Те же тучи по небу бегут;

Жутко нервам – железной лопатой

Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

А позорную площадь кого-то

Провезли – там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наёмной карете

Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!

Наводненье столице грозит…

Кто-то умер: на красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит – попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел – кто-то покончил собой…

Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н.А.Некрасова «Последние песни». Из всего сборника оно выделяется названием – светлым и многообещающим. Но как раз в контрасте между названием и содержанием кроется один из главных секретов произведения: название подчёркивает, оттеняет ощущение тоски, безысходности и безнадежности, возникающее и усиливающееся в «кинематографически» быстрой смене картин безотрадного состояния как сельской, так и городской жизни. Лирический герой находится в таком удручённом состоянии души, когда даже вполне нейтральные картинки природы (пастбища, нивы, луга, галки, стог, туман, небо) воспринимаются как мрачные и безотрадные, что подчёркивается эпитетами «мокрые сонные», «синий», «мутное», а также многократным повтором местоимения «это» в разных грамматических формах, с которого часто начинаются строки и строфы, преобладанием пунктуационного знака «точка с запятой», повторы которого создают картину неостановимости пагубного процесса.

То же и во второй части стихотворения: обыденные эпизоды жизни пробуждающегося очередной раз города рисуются сатирически-зло. Авторская позиция проявляется и явно, открыто («но не краше и город богатый», «целый день им обмеривать нужно»), и скрыто, через выразительные средства и иронию. Применяя параллелизм сходного построения фраз типа «те же тучи…», неопределённые местоимения и наречия «кто-то», «где-то», автор констатирует повторяемость и типичность происходящего. Жутковатость картин передаётся аллитерацией на шипящие, а также р и сочетание ст: «жутко нервам…», «возвестили пожар с каланчи…» и т.п.

Н.А.Некрасов применяет в стихотворении и ещё один сатирический приём: самые чудовищные подробности (пожар, гражданская казнь «на позорной площади», дуэль, смерть вельможи, повседневная жизнь проститутки или торгаша, наконец, самоубийство как итог всему) даются словно невзначай, в перечислении, вперемежку с обыденными (лопаты, торговля, дворник, стадо гусей), что создаёт зловещую картину потерянности, ненужности частной судьбы страдающего в этом аду человека. Выстрел «где-то в верхнем этаже» (где живут самые бедные) – действительно становится единственным закономерным итогом, а может быть, выходом для человека, который совершенно не нужен этим утром никому.

Понятие «нищеты» к концу стихотворения расширяется: нищета материальная вырастает в духовную нищету: «работа», которая «начинается всюду», не несёт в себе ни созидания, ни добра, потому что она или незначительна, или безнравственна и уж во всяком случае – никак не обращена к человеку.

В стихотворении есть и загадка. Оно начинается с обращения: «ты грустна, ты страдаешь душою…» Кто же эта «ты»? Конкретное лицо? Сестра поэта А.А.Буткевич или ставшая затем женой Зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта? Или это обобщённое лицо – просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением? А может быть, сама Родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от Н.А.Некрасова А.А.Блок? Наконец, это может быть Муза Некрасова – избитая кнутом, страдающая, но несгибаемая русская крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг? Образ собеседницы остаётся непрояснённым, что придаёт стихотворению обобщённость и особую выразительность. Личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира – а это свойство поэзии Н.А.Некрасова в целом.

Пейзажная лирика — это… Особенности и анализ стихотворений

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – семь мужиков-правдоискателей, поспоривших о счастливцах на Руси, которых не сыскать среди крестьян, но спорщики предполагают, что «живется весело, вольготно» помещикам, чиновникам, священникам, купцам, вельможным людям и царю.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, они отправляются на поиски «счастливцев», решив не возвращаться домой, «покуда делу спорному решения не найдут». Эти семеро мужиков представляют собой единое целое, поэтому отдельно о каждом почти ничего не говорится. О Романе ничего не сказано, Демьян слыл «грамотным»,умея читать по слогам, Луку считали упрямым, речистым и глупым, братья Губины – любители выпить, занимались лошадьми, Пахом – догадливый старик, пчеловод; крепкий мужик Пров был угрюмым, суровым. Эти мужички представляют собирательный образ русского крестьянина у Некрасова, в котором без идеализации переданы темнота, забитость и бедность всего русского народа. Да и названия населенных мест говорит об убогом положении крестьян по всей России: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, волость Пустопорожняя, деревни Заплатово, Разутово, Дырявино, Неурожайка, Неелово, и многие другие.

Путешествуя, мужички встречают массу людей, рассказывающих свои истории в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». В этих рассказах откровенно и без прикрас представлена крестьянская жизнь. Почти за каждой фразой возникает характер, сюжет или личная драма. Наиболее яркими образами стали такие, как Яким Нагой или Ермил Гирин.

Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, которая поведала о своей судьбе семерым странникам в главе «Крестьянка». Много испытаний и горя выпало на долю этой красивой тридцативосьмилетней женщины, которую окрестили счастливицей и прозвали губернаторшей. Выросшая в хорошей, работящей, непьющей семье, она рано была отдана замуж, попав с «девичьей холи» в кромешный ад мужниной семьи, где она стала «последней рабой», на которую взвалили самую тяжелую работу. Когда погиб ее первенец Демушка, которого по недосмотру столетнего деда Савелия загрызли свиньи, чуть не тронулась рассудком. Но вырастила пятерых сыновей. Страдала от суеверной родни, оттого, что вопреки приметам младенца кормила грудью в пост, в Рождество надела чистую рубашку, за что ее обвинили в неурожае и чуть не забили насмерть. За сынишку Федота, пастушка, не отнявшего у волчицы овцу, приняла наказание. В голодный год мужа забрали в рекруты, и она с ребятишками вынуждена была просить подаяние. Решившись на отчаянный шаг, пошла хлопотать за мужа к губернатору. Лишь благодаря заступничеству и жалости губернаторши, ей удалось вернуть мужа в семью и избежать горькой участи.

Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.

Из рассказа Матрены Тимофеевны ходоки узнали о судьбе деда Савелия, который жил уединенно, проводя время в молитвах. Огромный, сгорбленный, с седой гривой Савелий прозван клейменным и каторжным. Он отбыл 20 лет в каторге за то, что управляющего немца Фогеля, сделавшего существование крестьян невыносимым, закопал заживо с девятью подельниками. Этот каторжанин назван святорусским богатырем за недюжинную силу духа, он представлен в поэме Некрасова народным заступником, хотя «клейменый, да не раб». Но протест Савелия – это бунт, ведь «у мужиков на супостатов есть топоры», которые, лишь благодаря долготерпению, «молчат до поры». Даже вернувшись с каторги, Савелий не утратил величия своего духа, презирая покорность и раболепство крестьян перед господами.

В поэме появляется еще один образ народного заступника– молодого Гриши Добросклонова, сына сельского дьячка, который обладает даром повести за собой людей. Он рано определил для себя цель – учиться и служить для счастья «убогого и темного родного уголка» ради спасения страждущих и терпящих лишения и притеснения.

Сатирически переданы в поэме образы помещиков, о которых узнаем из рассказов крестьян. Привыкший властвовать в своей усадьбе, где все ему «покорствовали» и не смели противоречить, а он мог казнить и миловать, ведь законом было его желание, крепостник Оболт-Оболдуев своим кулаком вершил правосудие. Князь Утятин, прозванный «последышем», всю жизнь «чудил, дурил». Не смирившийся с отменой крепостного права, тронувшись умом, он отдает бестолковые распоряжения своим крестьянам: сторожем ставит глухонемого дурачка, пастуху велит запрещать мычать коровам и пр. Крестьяне по договору с родственниками барина притворяются крепостными и терпят его выходки, но остаются обманутыми, не получив награды.

Свое отношение к помещикам крестьяне определили в поговорке, что нужно «хвалить траву в стогу, а барина в гробу».

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Родина

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Изображая народную жизнь, Некрасов использует живую, яркую и образную речь. В поэме используются элементы фольклора: сказки, легенды, загадки, причитания, приметы и пословицы. В повествовании задан песенный ритм и включены как народные, так и авторские песни. Например, песня «Барщинная» из главы «Горькое время – горькие песни» является переработанной фольклорной, а песня Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о родина-мать» создана Некрасовым как образец гражданской лирики. Песни помогают передать тяжесть положения крестьян и развернуто показать картины их быта через праздники, свадьбы, крестины, жатву, похороны и пр. Названия песен говорят сами за себя: «Веселая», «Голодная», «Соленая», «Солдатская» и др.

Глеб Успенский назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой о «народе и для народа». Эпическое[8] повествование с использованием фольклорных жанров придает поэме неповторимый народный колорит.

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.
История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая“, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение – “ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Анализ стихотворения Маша Некрасова

Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

Герой стихотворения, в силу приверженности новым идеям и природной честности, считал недопустимым обогащаться за счет использования своего служебного положения. Некрасов показывает, что подобный человек не просто лишается дополнительных доходов, но будет окружен непонимание окружающих. Автор усложняет положение своего персонажа. Честный чиновник научился игнорировать упреки и пренебрежение родственников и знакомых, что под силу далеко не каждому. Однако героя стихотворения подстерегает главное искушение – любовь к жене и невозможность ее обеспечить должным образом.

Показательно, что жена не требует от чиновника денег. Она не устраивает скандалов и не принуждает его обогащаться за государственный счет. Его честность и верность либеральным принципам испытывает большее давление, чем семейные сцены. Их испытывает на прочность любовь к его Маше и желание видеть ее довольной и счастливой.

Герой произведения выдерживает атаки любви на свою совесть. Однако он не просто оставляет все как есть. Чиновник, по мере своих сил, пытается обеспечить свою жену подработками. Конечно, того, что он может заработать, не нарушая закон и не идя на сделку со своей совестью недостаточно для решения стоящих перед ним проблем.

Произведение заканчивается трагически. Герой выдержал борьбу с искушением начать жить как все и предать свои принципы, но должен заплатить за это. Надорвавшись из-за переработок и отсутствия возможности отдохнуть, чиновник умирает от перенапряжения.

Автор говорит о непонимании жены причины такого исхода. Оно призвано показать, что служение высшей цели, по мнению Некрасова, должно быть бескорыстным.

Кроме того, в произведении есть и другой уровень. Некрасов не просто повествует о трагедии честного человека, но и, рассказывая его печальную историю, критикует общество. Проблема чиновника-идеалиста было не в малом количестве денег. В то время государственные служащие имели официальные оклады больше, чем теперь. Автор подчеркивает, что речь не идет о действительно необходимом. Наряды, которые хочет иметь Маша – это предметы престижного потребления. Автор не видит причины трагедии в человеческих недостатках, таких как жадность или расточительность. Он подчеркивает, что Маша хочет иметь дорогие и красивые вещи только по причине своей молодости и глупости. Некрасов обвиняет не отдельных людей, а систему общественных отношений, сформировавшую мораль, воспринятую подавляющим большинством, делающую жизнь честных и принципиальных людей невыносимой.

Произведение ярко показывает, что коррупция, пропитавшая общество и сделавшаяся нормой, погубила человека, стремившегося жить по совести. Трагической историей идеалиста Некрасов стремился расшатать сложившиеся в обществе представления и заставить таких людей как Маша взглянуть на жизнь по-другому.

Вариант 2

В произведении “Маша” Некрасов выводит на главную сцену двух героев. Он и она – две абсолютные противоположности. У каждого из них свое отношение к любви и ко всему, что их окружает. Один любовь полностью отдаёт, другой принимает как данность. В целом свое стихотворение автор посвящает добросовестному чиновнику, который выступает против любого вида взяточничества. Некрасов показывает через своего героя все трудности, которые появляются в результате следования принципам морали и совести.

Герой произведения будучи честным человеком от природы придерживается мнения, которое не позволяет ему пользоваться своим служебным положением в угоду обогащения. Автор показывает насколько трудно приходится такому человеку существовать в этом мире лжи и материальных потребностей. Непонимание, упреки, пренебрежение – вот все то, с чем сталкивается честный герой. Но преданная, верная и чистая любовь к дорогой сердцу женщине играет с ним злую шутку.

Примечательно, что жена не требуя денег, без сцен и скандалов получает свое. Герой находится между двух огней. Это соблюдение служебной чести и безукоризненное выполнение прихотей жены.

Идёт атака любви на совесть. Чиновник во что бы то ни стало пытается обеспечить свою жену всем, что она хочет. Он работает на износ, только чтобы заработать честные деньги.

У стихотворения трагический финал. Несмотря на презрение и не понимание со стороны родственников и богатых коллег, герой выдерживает и остаётся верен своей чести и совести. Но за такую индивидуальную позицию он платит высокую цену, цену собственной жизни. Не рассчитав силы и возможности он сгорает на работе.

Некрасов с грустью заявляет, что молодая жена героя так и не поняла по какой причине её муж так быстро сгорел.

Некрасов в своём произведении выносит обвинение не отдельной личности, а целой системе общественных отношений, у которой уже сложилась неправильная мораль влияющая отрицательно на жизнь честных и высоконравственных людей.

Смысловая конструкция стихотворения ярко демонстрирует, что коррумпирующая составляющая, которая уже пропитала общество и стала нормой, губит индивидуальность честного человека. Трагедией, которой завершается произведение, Некрасов хочет сдвинуть устоявшиеся общественные представления. Так же повлиять на смену взглядов молодого поколения, представителем которого в произведении выступает Маша.

Анализ стихотворения Маша по плану

Возможно вам будет интересно

Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы – главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков

Анализ стихотворения Некрасова Маша

Белый день занялся над столицей,
Сладко спит молодая жена,
Только труженик муж бледнолицый
Не ложится – ему не до сна!

Завтра Маше подруга покажет
Дорогой и красивый наряд.
Ничего ему Маша не скажет,
Только взглянет. убийственный взгляд!

В ней одной его жизни отрада,
Так пускай в нем не видит врага:
Два таких он ей купит наряда.
А столичная жизнь дорога!

Есть, конечно, прекрасное средство:
Под рукою казенный сундук;
Но испорчен он был с малолетства
Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы:
Исключительно честь понимал,
И безгрешные даже доходы
Называл воровством, либерал!

Лучше жить бы хотел он попроще,
Не франтить, не тянуться бы в свет,-
Да обидно покажется теще,
Да осудит богатый сосед!

Все бы вздор. только с Машей не сладишь,
Не втолкуешь – глупа, молода!
Скажет: “Так за любовь мою платишь!”
Нет! упреки тошнее труда!

И кипит-поспевает работа,
И болит-надрывается грудь.
Наконец наступила суббота:
Вот и праздник – пора отдохнуть!

Он лелеет красавицу Машу,
Выпив полную чашу труда,
Наслаждения полную чашу
Жадно пьет. и он счастлив тогда!

Если дни его полны печали,
То минуты порой хороши,
Но и самая радость едва ли
Не вредна для усталой души.

Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянет свой сиротский удел,
И – бедняжка!- ума не приложит:
Отчего он так быстро сгорел?

Николай Некрасов, Начало 1855

Другие стихи поэта

Белый день занялся над столицей,
Сладко спит молодая жена,
Только труженик муж бледнолицый
Не ложится – ему не до сна!

Завтра Маше подруга покажет
Дорогой и красивый наряд.
Ничего ему Маша не скажет,
Только взглянет. убийственный взгляд!

В ней одной его жизни отрада,
Так пускай в нем не видит врага:
Два таких он ей купит наряда.
А столичная жизнь дорога!

Есть, конечно, прекрасное средство:
Под рукою казенный сундук;
Но испорчен он был с малолетства
Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы:
Исключительно честь понимал,
И безгрешные даже доходы
Называл воровством, либерал!

Лучше жить бы хотел он попроще,
Не франтить, не тянуться бы в свет,-
Да обидно покажется теще,
Да осудит богатый сосед!

Все бы вздор. только с Машей не сладишь,
Не втолкуешь – глупа, молода!
Скажет: “Так за любовь мою платишь!”
Нет! упреки тошнее труда!

И кипит-поспевает работа,
И болит-надрывается грудь.
Наконец наступила суббота:
Вот и праздник – пора отдохнуть!

Он лелеет красавицу Машу,
Выпив полную чашу труда,
Наслаждения полную чашу
Жадно пьет. и он счастлив тогда!

Если дни его полны печали,
То минуты порой хороши,
Но и самая радость едва ли
Не вредна для усталой души.

Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянет свой сиротский удел,
И – бедняжка!- ума не приложит:
Отчего он так быстро сгорел?

Маша
Стихотворение Николая Некрасова

Белый день занялс я над столицей, Сладко спит молодая жена, Только труженик муж бледнолицый Не ложится – ему не до сна! Завтра Маше подруга покажет Дорогой и красивый наряд. Ничего ему Маша не скажет, Только взглянет. убийственный взгляд! В ней одной его жизни отрада, Так пускай в нем не видит врага: Два таких он ей купит наряда. А столичная жизнь дорога! Есть, конечно, прекрасное средство: Под рукою казенный сундук; Но испорчен он был с малолетства Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы: Исключительно честь понимал, И безгрешные даже доходы Называл воровством, либерал! Лучше жить бы хотел он попроще, Не франтить, не тянуться бы в свет,- Да обидно покажется теще, Да осудит богатый сосед! Все бы вздор. только с Машей не сладишь, Не втолкуешь – глупа, молода! Скажет: “Так за любовь мою платишь!” Нет! упреки тошнее труда! И кипит-поспевает работа, И болит-надрывается грудь. Наконец наступила суббота: Вот и праздник – пора отдохнуть! Он лелеет красавицу Машу, Выпив полную чашу труда, Наслаждения полную чашу Жадно пьет. и он счастлив тогда! Если дни его полны печали, То минуты порой хороши, Но и самая радость едва ли Не вредна для усталой души. Скоро в гроб его Маша уложит, Проклянет свой сиротский удел, И – бедняжка!- ума не приложит: Отчего он так быстро сгорел?

Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.

Другие стихи Николая Некрасова

Николай Некрасов — Белый день занялся над столицей ( Маша )

Белый день занялся над столицей,
Сладко спит молодая жена,
Только труженик муж бледнолицый
№ 4 Не ложится — ему не до сна!

Завтра Маше подруга покажет
Дорогой и красивый наряд.
Ничего ему Маша не скажет,
№ 8 Только взглянет. убийственный взгляд!

В ней одной его жизни отрада,
Так пускай в нем не видит врага:
Два таких он ей купит наряда.
№ 12 А столичная жизнь дорога!

Есть, конечно, прекрасное средство:
Под рукою казенный сундук;
Но испорчен он был с малолетства
№ 16 Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы:
Исключительно честь понимал
И безгрешные даже доходы
№ 20 Называл воровством, либерал!

Лучше жить бы хотел он попроще,
Не франтить, не тянуться бы в свет, —
Да обидно покажется теще,
№ 24 Да осудит богатый сосед!

Все бы вздор. только с Машей не сладишь,
Не втолкуешь — глупа, молода!
Скажет: «Так за любовь мою платишь!»
№ 28 Нет! упреки тошнее труда!

И кипит-поспевает работа,
И болит-надрывается грудь.
Наконец наступила суббота:
№ 32 Вот и праздник — пора отдохнуть!

Читайте также:  Анализ стихотворения Маша Некрасова

Он лелеет красавицу Машу,
Выпив полную чашу труда,
Наслаждения полную чашу
№ 36 Жадно пьет. и он счастлив тогда!

Если дни его полны печали,
То минуты порой хороши,
Но и самая радость едва ли
№ 40 Не вредна для усталой души.

Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянет свой сиротский удел
И, бедняжка! ума не приложит:
№ 44 Отчего он так скоро сгорел?

Bely den zanyalsya nad stolitsey,
Sladko spit molodaya zhena,
Tolko truzhenik muzh blednolitsy
Ne lozhitsya — yemu ne do sna!

Zavtra Mashe podruga pokazhet
Dorogoy i krasivy naryad.
Nichego yemu Masha ne skazhet,
Tolko vzglyanet. ubystvenny vzglyad!

V ney odnoy yego zhizni otrada,
Tak puskay v nem ne vidit vraga:
Dva takikh on yey kupit naryada.
A stolichnaya zhizn doroga!

Yest, konechno, prekrasnoye sredstvo:
Pod rukoyu kazenny sunduk;
No isporchen on byl s maloletstva
Izuchenyem opasnykh nauk.

Chelovek on byl novoy porody:
Isklyuchitelno chest ponimal
I bezgreshnye dazhe dokhody
Nazyval vorovstvom, liberal!

Luchshe zhit by khotel on poproshche,
Ne frantit, ne tyanutsya by v svet, —
Da obidno pokazhetsya teshche,
Da osudit bogaty sosed!

Vse by vzdor. tolko s Mashey ne sladish,
Ne vtolkuyesh — glupa, moloda!
Skazhet: «Tak za lyubov moyu platish!»
Net! upreki toshneye truda!

I kipit-pospevayet rabota,
I bolit-nadryvayetsya grud.
Nakonets nastupila subbota:
Vot i prazdnik — pora otdokhnut!

On leleyet krasavitsu Mashu,
Vypiv polnuyu chashu truda,
Naslazhdenia polnuyu chashu
Zhadno pyet. i on schastliv togda!

Yesli dni yego polny pechali,
To minuty poroy khoroshi,
No i samaya radost yedva li
Ne vredna dlya ustaloy dushi.

Skoro v grob yego Masha ulozhit,
Proklyanet svoy sirotsky udel
I, bednyazhka! uma ne prilozhit:
Otchego on tak skoro sgorel?

tksq ltym pfyzkcz yfl cnjkbwtq,
Ckflrj cgbn vjkjlfz ;tyf,
Njkmrj nhe;tybr ve; ,ktlyjkbwsq
Yt kj;bncz — tve yt lj cyf!

Pfdnhf Vfit gjlheuf gjrf;tn
Ljhjujq b rhfcbdsq yfhzl///
Ybxtuj tve Vfif yt crf;tn,
Njkmrj dpukzytn/// e,bqcndtyysq dpukzl!

D ytq jlyjq tuj ;bpyb jnhflf,
Nfr gecrfq d ytv yt dblbn dhfuf:
Ldf nfrb[ jy tq regbn yfhzlf/
F cnjkbxyfz ;bpym ljhjuf!

Tcnm, rjytxyj, ghtrhfcyjt chtlcndj:
Gjl herj/ rfptyysq ceyler;
Yj bcgjhxty jy ,sk c vfkjktncndf
Bpextymtv jgfcys[ yfer/

Xtkjdtr jy ,sk yjdjq gjhjls:
Bcrk/xbntkmyj xtcnm gjybvfk
B ,tpuhtiyst lf;t lj[jls
Yfpsdfk djhjdcndjv, kb,thfk!

Kexit ;bnm ,s [jntk jy gjghjot,
Yt ahfynbnm, yt nzyenmcz ,s d cdtn, —
Lf j,blyj gjrf;tncz ntot,
Lf jcelbn ,jufnsq cjctl!

Dct ,s dpljh/// njkmrj c Vfitq yt ckflbim,
Yt dnjkretim — ukegf, vjkjlf!
Crf;tn: «Nfr pf k/,jdm vj/ gkfnbim!»
Ytn! eghtrb njiytt nhelf!

B rbgbn-gjcgtdftn hf,jnf,
B ,jkbn-yflhsdftncz uhelm///
Yfrjytw yfcnegbkf ce,,jnf:
Djn b ghfplybr — gjhf jnlj[yenm!

Jy ktkttn rhfcfdbwe Vfie,
Dsgbd gjkye/ xfie nhelf,
Yfckf;ltybz gjkye/ xfie
;flyj gmtn/// b jy cxfcnkbd njulf!

Tckb lyb tuj gjkys gtxfkb,
Nj vbyens gjhjq [jhjib,
Yj b cfvfz hfljcnm tldf kb
Yt dhtlyf lkz ecnfkjq leib/

Crjhj d uhj, tuj Vfif ekj;bn,
Ghjrkzytn cdjq cbhjncrbq eltk
B. tlyz;rf! evf yt ghbkj;bn:
Jnxtuj jy nfr crjhj cujhtk?

Слушать стихотворение Некрасова Маша

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Анализ лирики – наиболее сложный вид творческой работы учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
План анализа лирического произведения25.5 КБ
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”36 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении .

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

— Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

— сонет — дружеское послание

— поэма — признание и т. д.

  1. Настроение стихотворения

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает . заставляет почувствовать, настраивает на …

… радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу, успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа. Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

Неожиданная метафора «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. О бязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

(1) Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: « Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается работы («Грех сказать, чтоб ленива была»), а в том, что жизнь в барском доме лишила её физической силы и выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик: Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

На какой-то патрет всё глядит

Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество. Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий и искажённых слов — и нам явственно представляется жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа. (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Анализ стихотворения Некрасова «Маша»

В стихотворении «Маша» есть два противоположных человека: он и она. Они противоположны в главном — в отношении к любви.

Он ее очень любит. И все прощает. И он дарит ей любовь, которая порождает радость для обоих. Но она отдает радость чужим людям. И не возвращает ему любовь.

Но без любви она жить не может. Ее подруги от зависти тоже ей не подарят любовь. И он является для нее единственным источником любви. Она просто об этом не задумывается.: -))

И это несмотря на то, что стих предполагает, что они недавно поженились (если она молодая).

Он же не объясняет ей ничего. Это очень сложно! Для этого необходимо еще больше любви. А он ей и так отдает всю любовь без остатка! И даже одним неосторожным поступком он может обидеть ее и разрушить эту такую хрупкую любовь.

Она так и не поняла смысла любви. И если ей никто не скажет этого, то она и не поймет.

И Коленька Некрасов берет на себя непосильную для человека задачу: рассказать ей о ее любви! Тогда было больше верующих людей в России. И я уверен, что Николай Алексеевич много молился Богу, чтобы его строчки были услышаны.

Вообще, все его стихи написаны от любящего сердца. И это стихотворение является шедевром творчества Некрасова.

И в то время было меньше окружающей людей суеты и не было настолько опустошающего для человека потока СМИ.

Поэтому я считаю, что Николай достиг своей цели. Но только через Бога. Бог — это неисследимый разум. И Бог в состоянии найти возможность передать информацию другому разуму. Ведь он слышит мысли всех. Об этом написано в Библии.

Но на пути этой информации, даже для Бога, стоит сознание человека, которое не умеет слышать свой разум. И безбожная Маша теряет все шансы на любовь.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Некрасова «Поражена потерей невозвратной» 1. ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. -Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. 2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? -«р»-передает напряжение, раздражение, стремление. 3. Найдите рифмующиеся слова. -Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. 4. Определите размер стихотворения. -Ямб несет возбуждение 5. […].

Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей части подражательный характер. В них можно обнаружить многие штампы, возникшие в российской лирике к 40-м годам девятнадцатого столетия. Среди авторов, влияние которых заметно в раннем […].

Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина». […].

Анализ стихотворения Некрасова «Огородник» В центре стихотворения Н. А. Некрасова «Огородник» проблема «любовь и социальное неравенство». Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительновыразительных средств для того, чтобы история выглядела как сказка, а ее герои — как идеальная пара. Девица-краса «черноброва, статна, словно сахар бела. ». У нее «ясны […].

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма» Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом […].

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» Лирика Н. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей», «Поражена потерей невозвратной..», «Да, наша жизнь текла мятежно..» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания: Я мучился: я плакал и страдал, В догадках ум испуганный блуждал, Я жалок был в отчаянье суровом… Лирический герой […].

Анализ стихотворения Некрасова «Ты всегда хороша несравненно по плану» Стихотворения о любви великого поэта Николая Некрасова «Ты всегда хороша несравненно… » затрагивают душу. Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных его произведений. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно». […].

Анализ стихотворения Некрасова «Да наша жизнь текла мятежно» «Он был человек высокого благородства души», — сказал о Некрасове Н. Г. Чер­нышевский. Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе. Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной ли­рике, показал ее новые возможности. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, […].

Ссылка на основную публикацию