Анализ стихотворения В деревне Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова В деревне

Среди огромного количества произведений Николая Алексеевича Некрасова стихотворение “В деревне” представляет собой очередное изображение поэтом непростой судьбы крестьянской семьи, страдающей, нуждающейся в помощи. Благодаря реалистичному описанию природы, деревенского быта, создается атмосфера сопереживания, а использование живой народной речи помогает проникнуть в мир чувств и мыслей героев.

Повествование ведется от лица автора, который выступает в роли наблюдателя, проходящего недалеко от колодца. Его неприятно удивило большое количество ворон, заполонивших все вокруг. Они разместились на трубах, колокольне и кресте, став нежеланными спутниками рассказчика. Такое скопление птиц в начале произведения создает мрачную картину, предвещая трагические события. Тоскливое настроение подчеркивает унылое описание дождливого дня, с самого утра задавшегося непогодой.

Раздражение, подавленность, отсутствие желания работать в эту пору – состояние, которым пронизано начало стихотворения. Завершает описание сельского пейзажа упоминание о наступающей вечерней поре, напоминающей об упадке сил, призывающей ко сну.

Резкая смена интонации происходит во время встречи двух пожилых женщин. Поэт напрямую вслушивается в их разговор, наполненный воплями. Из диалога становится очевидным отчаяние одной из женщин. Похоронив любимого сына, она безудержно скорбит по нему, не находя себе места. Угнетенное душевное состояние старушки помогают воспроизвести причитания, сопровождающиеся ласковыми обращениями (родимая, голубушка, сердешная, болезная), жалобами, связанными со смертью близкого человека, которой был опорой и кормильцем для нее. Каждый столбец стихотворения содержит повтор фразы: “Умер, Касьяновна, умер. “, которая усиливает эмоциональное состояние героини, подчеркивая покорность, отчаяние и невозможность что-либо изменить. Потеря любимого сына, горечь утраты, осознание одиночества – все это склоняет женщину к мысли о скорой смерти. Нелегко ей жить в ветхом доме, который самостоятельно не поднять, некому заняться работами в поле, заготовкой дров.

Периодическое обращение к знакомой по отчеству, использование ласковых слов создают образ доброй, но несчастной женщины. Тяжелая женская доля вызывает сочувствие, понимание трагедии, представленной в стихотворении, находит отклик в сердцах собеседницы и автора. Н.А. Некрасов не скрывает истинной тяжелой действительности в жизни крестьян, каков их быт и отношения друг с другом. Он правдиво раскрывает безвыходные ситуации одинокого человека, у которого за добротой, мужеством, скрывается беспомощность и угнетение. Повествование заканчивается все той же мрачной, пугающей картиной слетевшихся ворон, которые беспокойно взлетают, будто предупреждая о грядущей беде.

Образ матери, обреченной на нищету, убитой горем, вызывает огромную жалость у автора. Он не в силах ей помочь, но считает, что женщина, вынужденная терпеть жизненные сложности не по своей вине, заслуживает лучшей участи.

Анализ стихотворения В деревне Некрасова

Некрасов был одним из ярых противников крепостного права, продолжавшего существовать в Росси 19 века. Именно о том, что не должно в стране, считающей себя европейской процветать столь жестокое неравенство людей, и пишет он свои стихотворения. Произведение «В деревне» так же не является исключением из правил и относится преимущественно к крестьянской тематике. При прочтении же данное произведение напоминает песню, или же молитву за счет использования автором рефренов: Умер, Касьяновна, умер, родимая…//Умер, голубушка, умер, Касьяновна…

Деревенский пейзаж вдруг нарушают своим карканьем и обильным присутствием вороны. Они буквально облепили все, и избы и церкви, и изгороди. Именно их видит юноша, который уже предчувствует неладное, но не имеет права долго раздумывать над этим, ведь пора работать. А мы с первых строк понимаем, что в этой деревне вороны, а значит и смерть – частые гости. И в этот раз они прилетели не случайно, ведь далее мы узнаем о гибели это самого юноши.

Главной героиней произведения становится старушка, потерявшая сына на охоте. Обо всех тяготах своего нынешнего положения она рассказывает, встретившейся по дороге знакомой – Касьяновне. Примечательно, как деликатно сумел Некрасов показать проблемы всего крестьянства через судьбы двух этих женщин. Во-первых, следует отметить то, что деревня живет за счёт сугубо мужской силы, если таковая отсутствует, начинает разрушать сначала дом, а после и вся барская усадьба, целиком зависящая от крестьян, именно с этим и сталкиваемся мы в описаниях владений барыни Марии Романовны. Парадоксальная любовь к барину, вызывавшая у Некрасова неподдельное возмущение, в связи с тем, что крестьянин не осознавал, что барину главное вовремя получить от него деньги, прослеживается и здесь. Старушка говорит о том, что продав шкуру медведя, сумела выплатить долг барыне, которая якобы по своей душевной доброте заказала панихиду. Более того, в глазах старушки барыня приписывается к числу благодетелей, заслуживающих место в раю. Однако, ничуть не задумывается женщина о том, что Мария Романовна, желая уехать в город, не переживает о судьбе оставшихся так же ни с чем старых, да малых своих крестьян, которые в силу возраста не могут быть ей полезны, и попросту бросает их на гибель.

Несмотря на всю трудность своего положения, душевную боль, связанную с утратой сына, старушка, как человек глубоко верующий боится наложить на себя руки (

Умер, Касьяновна, умер, родимая, –
Эх! кабы только не грех. ), а ждет естественной смерти, потому как для неё жизнь уже закончилась. Тем более, что спутницей старушки становится ни кто иной, как смерть, которая и сама, подобно крестьянам изнурена тяготами такой жизни. Уверенно говорить о том, что это- смерть мы можем в связи с именованием её Касьяновнй ( в славянской мифологии Касьян связан с демоническими сущностями), кроме того, именно она управляет воронами, так же она собирается вновь по утру на охоту, возможно за этой старушкой. И еще один примечательный факт, старушка предлагает ей топор, который в принципе в своем использовании сродни косе.

Особый ужас вызывает эта встреча, и положение родного народа еще и потому, как спокойно встречена Касьяновна, она уже становится завсегдатаем , «приятной знакомой», которую хорошо знают все. И словно в замкнутом круге, страдает и гибнет русский народ в своей немощи, не желании меняться, словно легкая добыча, пойманная в силки- черную сетку, появляющуюся в качестве образа последней строки.

Картинка к стихотворению В деревне

Популярные темы анализов

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,

В.В. Маяковский – известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.

Алексей Николаевич Апухтин – известный поэт, его стихотворение «Сумасшедший» было опубликовано в 1890 году. Стихотворение написано очень необычно, оно состоит из трех частей, во второй из которых резко меняется размер стиха,

Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

Николай Некрасов — Право, не клуб ли вороньего рода ( В деревне )

Право, не клуб ли вороньего рода
Около нашего нынче прихода?
Вот и сегодня. ну, просто беда!
№ 4 Глупое карканье, дикие стоны.
Кажется с целого света вороны
По вечерам прилетают сюда.
Вот и еще, и еще эскадроны.
№ 8 Рядышком сели на купол, на крест,
На колокольне, на ближней избушке, —
Вон у плетня покачнувшийся шест:
Две уместились на самой верхушке,
№ 12 Крыльями машут. Все то же опять,
Что и вчера. посидят, и в дорогу!
Полно лениться! ворон наблюдать!
Черные тучи ушли, слава богу,
№ 16 Ветер смирился: пройдусь до полей.
С самого утра унылый, дождливый,
Выдался нынче денек несчастливый:
Даром в болоте промок до костей,
№ 20 Вздумал работать, да труд не дается,
Глядь, уж и вечер — вороны летят.
Две старушонки сошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят.

№ 24 «Здравствуй родная». — «Как можется, кумушка?
Все еще плачешь, никак?
Ходит знать по сердцу горькая думушка,
Словно хозяин-большак?»
№ 28 — «Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит.
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землю зарыт!

№ 32 Ведь наскочил же на экую гадину!
Сын ли мой не был удал?
Сорок медведей поддел на рогатину —
На сорок первом сплошал!
№ 36 Росту большого, рука что железная,
Плечи — косая сажень;
Умер, Касьяновна, умер, болезная, —
Вот уж тринадцатый день!

№ 40 Шкуру с медведя-то содрали, продали;
Деньги — семнадцать рублей —
За душу бедного Савушки подали,
Царство небесное ей!
№ 44 Добрая барыня Марья Романовна
На панихиду дала.
Умер, голубушка, умер, Касьяновна, —
Чуть я домой добрела.

№ 48 Ветер шатает избенку убогую,
Весь развалился овин.
Словно шальная пошла я дорогою:
Не попадется ли сын?
№ 52 Взял бы топорик — беда поправимая, —
Мать бы утешил свою.
Умер, Касьяновна, умер, родимая, —
Надо ль? топор продаю.

№ 56 Кто приголубит старуху безродную?
Вся обнищала вконец!
В осень ненастную, в зиму холодную
Кто запасет мне дровец?
№ 60 Кто, как доносится теплая шубушка,
Зайчиков новых набьет?
Умер, Касьяновна, умер, голубушка, —
Даром ружье пропадет!

№ 64 Веришь родная: с тоской да с заботами
Так опостылел мне свет!
Лягу в каморку, покроюсь тенетами,
Словно как саваном. Нет!
№ 68 Смерть не приходит. Брожу нелюдимая,
Попусту жалоблю всех.
Умер, Касьяновна, умер, родимая, —
Эх! кабы только не грех.

№ 72 Ну, да и так. дай бог зиму промаяться, —
Свежей травы мне не мять!
Скоро избенка совсем расшатается,
Некому поле вспахать.
№ 76 В город сбирается Марья Романовна,
По миру сил нет ходить.
Умер, голубушка, умер, Касьяновна,
И не велел долго жить!»

№ 80 Плачет старуха. А мне что за дело?
Что и жалеть, коли нечем помочь.
Слабо мое изнуренное тело,
Время ко сну. Недолга моя ночь:
№ 84 Завтра раненько пойду на охоту,
До свету надо крепче уснуть.
Вот и вороны готовы к отлету,
Кончился раут. Ну, трогайся в путь!
№ 88 Вот поднялись и закаркали разом.
— Слушай, равняйся! — Вся стая летит:
Кажется будто меж небом и глазом
Черная сетка висит.

Pravo, ne klub li voronyego roda
Okolo nashego nynche prikhoda?
Vot i segodnya. nu, prosto beda!
Glupoye karkanye, dikiye stony.
Kazhetsya s tselogo sveta vorony
Po vecheram priletayut syuda.
Vot i yeshche, i yeshche eskadrony.
Ryadyshkom seli na kupol, na krest,
Na kolokolne, na blizhney izbushke, —
Von u pletnya pokachnuvshysya shest:
Dve umestilis na samoy verkhushke,
Krylyami mashut. Vse to zhe opyat,
Chto i vchera. posidyat, i v dorogu!
Polno lenitsya! voron nablyudat!
Chernye tuchi ushli, slava bogu,
Veter smirilsya: proydus do poley.
S samogo utra unyly, dozhdlivy,
Vydalsya nynche denek neschastlivy:
Darom v bolote promok do kostey,
Vzdumal rabotat, da trud ne dayetsya,
Glyad, uzh i vecher — vorony letyat.
Dve starushonki soshlis u kolodtsa,
Day-ka poslushayu, chto govoryat.

«Zdravstvuy rodnaya». — «Kak mozhetsya, kumushka?
Vse yeshche plachesh, nikak?
Khodit znat po serdtsu gorkaya dumushka,
Slovno khozyain-bolshak?»
— «Kak zhe ne plakat? Propala ya, greshnaya!
Dushenka noyet, bolit.
Umer, Kasyanovna, umer, serdeshnaya,
Umer i v zemlyu zaryt!

Читайте также:  Анализ стихотворения Нравственный человек Некрасова

Ved naskochil zhe na ekuyu gadinu!
Syn li moy ne byl udal?
Sorok medvedey poddel na rogatinu —
Na sorok pervom sploshal!
Rostu bolshogo, ruka chto zheleznaya,
Plechi — kosaya sazhen;
Umer, Kasyanovna, umer, boleznaya, —
Vot uzh trinadtsaty den!

Shkuru s medvedya-to sodrali, prodali;
Dengi — semnadtsat rubley —
Za dushu bednogo Savushki podali,
Tsarstvo nebesnoye yey!
Dobraya barynya Marya Romanovna
Na panikhidu dala.
Umer, golubushka, umer, Kasyanovna, —
Chut ya domoy dobrela.

Veter shatayet izbenku uboguyu,
Ves razvalilsya ovin.
Slovno shalnaya poshla ya dorogoyu:
Ne popadetsya li syn?
Vzyal by toporik — beda popravimaya, —
Mat by uteshil svoyu.
Umer, Kasyanovna, umer, rodimaya, —
Nado l? topor prodayu.

Kto prigolubit starukhu bezrodnuyu?
Vsya obnishchala vkonets!
V osen nenastnuyu, v zimu kholodnuyu
Kto zapaset mne drovets?
Kto, kak donositsya teplaya shubushka,
Zaychikov novykh nabyet?
Umer, Kasyanovna, umer, golubushka, —
Darom ruzhye propadet!

Verish rodnaya: s toskoy da s zabotami
Tak opostylel mne svet!
Lyagu v kamorku, pokroyus tenetami,
Slovno kak savanom. Net!
Smert ne prikhodit. Brozhu nelyudimaya,
Popustu zhaloblyu vsekh.
Umer, Kasyanovna, umer, rodimaya, —
Ekh! kaby tolko ne grekh.

Nu, da i tak. day bog zimu promayatsya, —
Svezhey travy mne ne myat!
Skoro izbenka sovsem rasshatayetsya,
Nekomu pole vspakhat.
V gorod sbirayetsya Marya Romanovna,
Po miru sil net khodit.
Umer, golubushka, umer, Kasyanovna,
I ne velel dolgo zhit!»

Plachet starukha. A mne chto za delo?
Chto i zhalet, koli nechem pomoch.
Slabo moye iznurennoye telo,
Vremya ko snu. Nedolga moya noch:
Zavtra ranenko poydu na okhotu,
Do svetu nado krepche usnut.
Vot i vorony gotovy k otletu,
Konchilsya raut. Nu, trogaysya v put!
Vot podnyalis i zakarkali razom.
— Slushay, ravnyaysya! — Vsya staya letit:
Kazhetsya budto mezh nebom i glazom
Chernaya setka visit.

Ghfdj, yt rke, kb djhjymtuj hjlf
Jrjkj yfituj ysyxt ghb[jlf?
Djn b ctujlyz/// ye, ghjcnj ,tlf!
Ukegjt rfhrfymt, lbrbt cnjys///
Rf;tncz c wtkjuj cdtnf djhjys
Gj dtxthfv ghbktnf/n c/lf/
Djn b tot, b tot ‘crflhjys///
Hzlsirjv ctkb yf regjk, yf rhtcn,
Yf rjkjrjkmyt, yf ,kb;ytq bp,eirt, —
Djy e gktnyz gjrfxyedibqcz itcn:
Ldt evtcnbkbcm yf cfvjq dth[eirt,
Rhskmzvb vfien/// Dct nj ;t jgznm,
Xnj b dxthf/// gjcblzn, b d ljhjue!
Gjkyj ktybnmcz! djhjy yf,k/lfnm!
Xthyst nexb eikb, ckfdf ,jue,
Dtnth cvbhbkcz: ghjqlecm lj gjktq/
C cfvjuj enhf eysksq, lj;lkbdsq,
Dslfkcz ysyxt ltytr ytcxfcnkbdsq:
Lfhjv d ,jkjnt ghjvjr lj rjcntq,
Dplevfk hf,jnfnm, lf nhel yt lftncz,
Ukzlm, e; b dtxth — djhjys ktnzn///
Ldt cnfheijyrb cjikbcm e rjkjlwf,
Lfq-rf gjckeif/, xnj ujdjhzn///

«Plhfdcndeq hjlyfz»/ — «Rfr vj;tncz, reveirf?
Dct tot gkfxtim, ybrfr?
[jlbn pyfnm gj cthlwe ujhmrfz leveirf,
Ckjdyj [jpzby-,jkmifr?»
— «Rfr ;t yt gkfrfnm? Ghjgfkf z, uhtiyfz!
Leitymrf yjtn, ,jkbn///
Evth, Rfcmzyjdyf, evth, cthltiyfz,
Evth b d ptvk/ pfhsn!

Dtlm yfcrjxbk ;t yf ‘re/ uflbye!
Csy kb vjq yt ,sk elfk?
Cjhjr vtldtltq gjlltk yf hjufnbye —
Yf cjhjr gthdjv cgkjifk!
Hjcne ,jkmijuj, herf xnj ;tktpyfz,
Gktxb — rjcfz cf;tym;
Evth, Rfcmzyjdyf, evth, ,jktpyfz, —
Djn e; nhbyflwfnsq ltym!

Irehe c vtldtlz-nj cjlhfkb, ghjlfkb;
Ltymub — ctvyflwfnm he,ktq —
Pf leie ,tlyjuj Cfdeirb gjlfkb,
Wfhcndj yt,tcyjt tq!
Lj,hfz ,fhsyz Vfhmz Hjvfyjdyf
Yf gfyb[ble lfkf///
Evth, ujke,eirf, evth, Rfcmzyjdyf, —
Xenm z ljvjq lj,htkf/

Dtnth ifnftn bp,tyre e,jue/,
Dtcm hfpdfkbkcz jdby///
Ckjdyj ifkmyfz gjikf z ljhjuj/:
Yt gjgfltncz kb csy?
Dpzk ,s njgjhbr — ,tlf gjghfdbvfz, —
Vfnm ,s entibk cdj////
Evth, Rfcmzyjdyf, evth, hjlbvfz, —
Yflj km? njgjh ghjlf//

Rnj ghbujke,bn cnfhe[e ,tphjlye/?
Dcz j,ybofkf drjytw!
D jctym ytyfcnye/, d pbve [jkjlye/
Rnj pfgfctn vyt lhjdtw?
Rnj, rfr ljyjcbncz ntgkfz ie,eirf,
Pfqxbrjd yjds[ yf,mtn?
Evth, Rfcmzyjdyf, evth, ujke,eirf, —
Lfhjv he;mt ghjgfltn!

Dthbim hjlyfz: c njcrjq lf c pf,jnfvb
Nfr jgjcnsktk vyt cdtn!
Kzue d rfvjhre, gjrhj/cm ntytnfvb,
Ckjdyj rfr cfdfyjv/// Ytn!
Cvthnm yt ghb[jlbn/// ,hj;e ytk/lbvfz,
Gjgecne ;fkj,k/ dct[///
Evth, Rfcmzyjdyf, evth, hjlbvfz, —
‘[! rf,s njkmrj yt uht[///

Ye, lf b nfr/// lfq ,ju pbve ghjvfznmcz, —
Cdt;tq nhfds vyt yt vznm!
Crjhj bp,tyrf cjdctv hfcifnftncz,
Ytrjve gjkt dcgf[fnm/
D ujhjl c,bhftncz Vfhmz Hjvfyjdyf,
Gj vbhe cbk ytn [jlbnm///
Evth, ujke,eirf, evth, Rfcmzyjdyf,
B yt dtktk ljkuj ;bnm!»

Gkfxtn cnfhe[f/ F vyt xnj pf ltkj?
Xnj b ;fktnm, rjkb ytxtv gjvjxm?//
Ckf,j vjt bpyehtyyjt ntkj,
Dhtvz rj cye/ Ytljkuf vjz yjxm:
Pfdnhf hfytymrj gjqle yf j[jne,
Lj cdtne yflj rhtgxt ecyenm///
Djn b djhjys ujnjds r jnktne,
Rjyxbkcz hfen/// Ye, nhjufqcz d genm!
Djn gjlyzkbcm b pfrfhrfkb hfpjv/
— Ckeifq, hfdyzqcz! — Dcz cnfz ktnbn:
Rf;tncz ,elnj vt; yt,jv b ukfpjv
Xthyfz ctnrf dbcbn/

Николай Некрасов — В деревне: Стих

Право, не клуб ли вороньего рода
Около нашего нынче прихода?
Вот и сегодня… ну просто беда!
Глупое карканье, дикие стоны…
Кажется, с целого света вороны
По вечерам прилетают сюда.
Вот и еще, и еще эскадроны…
Рядышком сели на купол, на крест,
На колокольне, на ближней избушке,-
Вон у плетня покачнувшийся шест:
Две уместились на самой верхушке,
Крыльями машут… Все то же опять,
Что и вчера… посидят, и в дорогу!
Полно лениться! ворон наблюдать!
Черные тучи ушли, слава богу,
Ветер смирился: пройдусь до полей.
С самого утра унылый, дождливый,
Выдался нынче денек несчастливый:
Даром в болоте промок до костей,
Вздумал работать, да труд не дается,
Глядь, уж и вечер — вороны летят…
Две старушонки сошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят…

— Здравствуй, родная.- «Как можется, кумушка?
Всё еще плачешь никак?
Ходит, знать, по сердцу горькая думушка,
Словно хозяин-большак?»
— Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит…
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землю зарыт!

Ведь наскочил же на экую гадину!
Сын ли мой не был удал?
Сорок медведей поддел на рогатину —
На сорок первом сплошал!
Росту большого, рука что железная,
Плечи — косая сажень;
Умер, Касьяновна, умер, болезная,-
Вот уж тринадцатый день!

Шкуру с медведя-то содрали, продали;
Деньги — семнадцать рублей —
За душу бедного Савушки подали,
Царство небесное ей!
Добрая барыня Марья Романовна
На панихиду дала…
Умер, голубушка, умер, Касьяновна,-
Чуть я домой добрела.

Ветер шатает избенку убогую,
Весь развалился овин…
Словно шальная, пошла я дорогою:
Не попадется ли сын?
Взял бы топорик — беда поправимая,-
Мать бы утешил свою…
Умер, Касьяновна, умер, родимая,-
Надо ль? топор продаю.

Кто приголубит старуху безродную?
Вся обнищала вконец!
В осень ненастную, в зиму холодную
Кто запасет мне дровец?
Кто, как доносится теплая шубушка,
Зайчиков новых набьет?
Умер, Касьяновна, умер, голубушка,-
Даром ружье пропадет!

Веришь, родная: с тоской да с заботами
Так опостылел мне свет!
Лягу в каморку, покроюсь тенетами,
Словно как саваном… Нет!
Смерть не приходит… Брожу нелюдимая,
Попусту жалоблю всех…
Умер, Касьяновна, умер, родимая,-
Эх! кабы только не грех…

Ну, да и так… дай бог зиму промаяться,
Свежей травы мне не мять!
Скоро избенка совсем расшатается,
Некому поле вспахать.
В город сбирается Марья Романовна,
По миру сил нет ходить…
Умер, голубушка, умер, Касьяновна,
И не велел долго жить!

Плачет старуха. А мне что за дело?
Что и жалеть, коли нечем помочь.
Слабо мое изнуренное тело,
Время ко сну. Недолга моя ночь:
Завтра раненько пойду на охоту,
До свету надо крепче уснуть…
Вот и вороны готовы к отлету,
Кончился раут… Ну, трогайся в путь!
Вот поднялись и закаркали разом.
— Слушай, равняйся!- Вся стая летит:
Кажется будто меж небом и глазом
Чёрная сетка висит.

Анализ стихотворения «В деревне» Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов «В деревне» отдал для публикации в «Современник».

Стихотворение написано в 1854 году. Идет русско-турецкая война, взволновавшая поэта, которому к тому времени исполнилось 33 года. Он уже вполне прочно стоял на своих ногах, был вхож в литературные круги, дружил с И. Тургеневым. Поэт был болен, И. Тургенев пригласил его отдохнуть и поохотиться в свое имение Спасское. Жанр произведения – социальная драма, плач, размер – дактиль с парной, опоясывающей и перекрестной рифмой, стихотворение состоит из 3 частей. Лирический герой здесь – сам автор. Завязка – длинный рассказ о воронье, слетевшемся в село. Начинается с вопроса и парентезы (вводного слова): право. Обилие многоточий подчеркивает интонацию внутреннего монолога героя. Далее ряд перечислительных градаций, где тревожной нотой звучат «дикие стоны», будто подготавливающие читателя к развитию событий. Природа томится, тучи черные, засилье каркающих ворон, засевших даже на куполе храма, сам герой промок и провел день без пользы. Парентеза: кажется. Эпитеты: глупое, унылый, несчастливый. Лексический повтор: еще. Числительное: две. Сравнение: эскадроны. Уменьшительные суффиксы: рядышком, избушке, денек, душенька. Модально-волевые частицы: дай-ка. Восклицание, обращенное к самому себе: полно лениться!

Герой прислушивается к разговору двух «старушонок». Диалог начинается с приветствий. В этой части много обращений и эпитетов в народном духе: кумушка, болезная, сердешная, голубушка. У одной из женщин погиб в схватке с медведем сын, сама же она вдова, больше нет никого. Интересен почти былинный портрет сына из уст матери: рука что железная, плечи – косая сажень, сорок медведей поддел на рогатину (это еще, возможно, и гипербола). В причитания вплетен прозаизм: добрые люди помогли добить зверя-душегуба, выручила она за него деньги. Теперь вот топорик продает. Нужда и быт в момент горя сближают ее с героиней «Щей» И. Тургенева. Барыня «Марья Романовна» на панихиду денег дала. Выясняется, что жили они в «избенке убогой», которую Савушка не успел поправить. Через все строфы этой части проходит рефрен: умер, Касьяновна. Нет дров, шуба износилась, в доме мертвая тишина. Впрочем, ей и жить не хочется (инверсия: опостылел свет). И добрая барыня скоро отбудет в город. Спать ложится – будто в гроб. Уж и руки б на себя наложила – да грех ведь. Надо зимовать, а там уж и конец… В 3 части с мнимым равнодушием поэт говорит: а мне что за дело? Нечем помочь. Да и на охоту завтра опять. Он идет прочь, а воронья стая над головой застит белый свет («черная сетка висит»). Такой угрюмой метафорой завершается его рассказ.

Произведение «В деревне» Н. Некрасова вышло с посвящением, которое принято относить к журналисту и критику С. Дудышкину.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.06.2020 · Обновлено 29.06.2020

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Читайте также:  Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески.
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта.
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей.

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» .

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора:

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

Николай Некрасов — Еду ли ночью по улице тёмной: Стих

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
Б комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной» Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов оставил большое литературное наследие, однако стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» занимает в нем особое место. Это произведение потрясло И. Тургенева, В. Белинского, вызвало множество подражаний и интерпретаций.

Стихотворение создано в 1847 году, его автору 26 лет. Пройдя через нужду и лишения после разлада с отцом, поэт в эти годы занялся творческой и издательской деятельностью, возглавил журнал «Современник».

По жанру — сюжетная лирика, городская баллада, по размеру — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой, 4 строфы. Лирический герой — рассказчик, участник событий. По композиции делится на 3 части: в первой герой вспоминает недолгий эпизод в своей жизни, когда была у него семья, во второй — смерть ребенка и страшный выход из тупика, найденный матерью умершего мальчика, в третьей — вновь воспоминания героя, раскаяние и думы о дальнейшей судьбе женщины, которой в его жизни больше нет.

Восклицания, вопросы без ответа и многоточия довершают безрадостную картину. Лексика разговорная, нейтральная, с вкраплением возвышенной. Неясно, ребенок от первого брака или родился уже в новой семье. Образ героини традиционно трактуют как образ падшей женщины, однако рассказчик явно дает понять, что подобным ремеслом она не промышляла. Отчаяние толкнуло ее на этот шаг. Герой обращается к ней не по имени, он дает понять, что она не одна такая: друг беззащитный, больной и бездомный, бедная.

Слова из лексикона народной песни: тяжелая рука, выпал на долю, судьба невзлюбила. Много метафор, аллегорий. Сердце читателя сжимается от уменьшительных суффиксов в таких словах: положат рядком, гробик ребенку, зажгли огонек. Сгоряча герой говорит о самоубийстве: завтра три гроба вместе свезут. С горькой издевкой замечает он: принарядившись, как будто к венцу. Эпитеты: именем страшной, мучительной думой.

Заканчивается стихотворение на гневной, но бессильной ноте, в очередной раз повторяется слово «проклятье», герой страшится, но подозревает, что хороший человек по-прежнему в тисках нужды и нищеты, что она из-за голода решилась продавать себя, ее презирают, упрекают. Между прочим, из 1 строфы ясно, что сам рассказчик сумел выкарабкаться из тяжелых обстоятельств.

Читайте также:  Русские женщины - краткое содержание произведения Некрасова

Социальная тема — главная в поэзии Н. Некрасова. Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» произвело большое впечатление на современников поэта смелостью выбора темы и сострадательной авторской интонацией.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).

Стихотворение нацарапано четырехстопным дактилем (есть двух строчки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются дамские нечетные и мужеские четные окончания).

Стихотворение Двигаюсь ли ночью по улице темной, вытребовавшее экзальтированный отзыв современников Некрасова Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др. , с одной стороны, обычный с целью самого поэта, но, с другой принципиально революционное с целью российской версификации вообще. Таковая его характерная черта как сюжетность, и сам разбор киносюжета судьба женская половина человечества в безжалостных общественных условиях, погружающих ее к падению не свежи с целью версификации Некрасова (вспомним впрочем бы стихотворение Рано или поздно изо сумрака заблужденья, 1845). Впрочем сами фабульность и разбор киносюжета нарушение традиции, так как сюжет, больше всего сюжет низкий, имеющий отношение к делам связанным с нищетой, голодом и поголовно общественными проблемами, событие редкостное для донекрасовской российской поэзии. Тут-то одно из основных проявлений созидательного порядка Некрасова, содержавшегося в разрушении обыкновенных общепризнанных мерок и канонов, в пародировании их (как в почти во всех прочих его ранешних стихотворениях, в частности Сегодняшняя песня и Колыбельная песня, 1845, В неведомой глуши, в деревне полудикой, 1846, Высоконравственный человек, 1847 и т. д. ), причинность элементарно не возбраняется водился заслужить себе благородное пространство в русской версификации половины начала первой пятидесяти процентов XIX в. , рано или поздно энтузиазм к поэзии поголовно (а) также больше всего, к традиционной версификации (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок. Стихотворение нацарапано четырехстопным дактилем (есть двух строчки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются дамские нечетные и мужеские четные окончания). Разбор трехсложного габарита очередное изображение лироэпического новаторства Некрасова, ставшим в одиночестве из первых российских поэтов, темпераментно использовавших трехсложники, приближавшие поэтичную здравицу к разговорной, совместно с тем обогащая художественный язык. Стихотворение складывается из четырех долей многообразного размера: первая делянку двенадцать стихов, вторая и третья доли по шестнадцать стихов и четвертая делянку восемь стихов, что также представляется характерной характерной чертой Некрасовской поэзии: сходственное случайное строфическое разделение сталкивается в течение многих его стихах, в частности Ну да наша жизнедеятельность протекал мятежно, Так это шутка? Трогательная моя (1850), Богиня искусств (1851), О письма женская половина человечества нам милой! . . (1852) и т. д. Таковое подразделение на строфы совмещается с сюжетным членением: первая октава воспоминания богатыря о прежней любовнице прощай с ним, вторая рассказ о погибели их ребенка, третья рассказ о ее падении, четвертая вторично тенденцию про то, где она теперь. В стихотворении сталкивается ориентировочные и неточные рифмы: ручкой мной, беспрогляднее не лей, уснем рядком, венцу основателю и т. д. событие да редкостное с целью российской версификации половины XIX в. и ставшее общепризнанным и во всю ширь используемым исключительно в версификации символистов и поэтов XX целая вечность А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и др. В опровержение воззрения о болезненной фигуре или безыскусности некрасовских стихов, имевшегося сильно разблаговещенным промежду критиков-современников, одной изо необыкновенностей данного стихотворения представляется сильно утончённая звукопись, штудирующая посредством весь текст: Звукопись данная акцентирует некоторое количество генеральных мотивов стихотворения, в то же время сплачивая их: проблема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С согласный), проблема любви, холода, голода, слез, плача, невыносимой мысли (звуки л и j, шипящие вспомянем классическую семантику данной звукописи, в частности в Мцыри Лермонтова). Богатство компаний гармоничных (темной, пасмурный, друг, вдруг, малости дождя, пронизывающе звонок, сколько душе угодно поплакал и т. д. ) осуществляют движение поэтичной речи прерывистым, затрудненным, акцентируют внимание трагизм обрисовываемых событий. Прочая отличительная характерная черта данного стихотворения богатство отрицаний: доброжелатель беззащитный, болезненный и не имеющий пристанища с ранних лет судьбина возненавидел тебя, муж тебе выстрел ожесточенный на долю, не покорилась, да не на радость сошлась и со мной, он не смолкал, слез легкомысленных не лей, ты не торопился с грустным признаньем, Я ничего не спросил, все без изъятья, безрезультатно захолонут также характерна версификации Некрасова, ср. , в частности стихотворение Богиня искусств (1851): Никак нет Камены приветливо напевающей и прекрасной Далеко не припоминаю по-над на лицо я песенки сладкогласной! Она гармонии колдовской далеко не учила, В пеленках у меня свирели далеко не забыла, Иллюзией неотчетливой не волновала ум И не являлась недуманно-негаданно экзальтированному взгляду и т. д. Эти отрицания не столько акцентируют внимание отрицательное противодействие общественной сферы для судьбину человека, но также удостоверение отречения данной сферы поэтом. Все стихотворение выстроено для много ажурных мотивах, изучающих посредством его текст и связывающих его воедино, выделяющих его трагизм.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).

Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои, а простые и бедные люди, для которых любовь убийственна и разрушительна.

Это шокирующее для своего времени стихотворение вызвало у современников и восхищение своим новаторством, и осуждение из-за своей не эстетичности и мрачности, да и главной героиней стала падшая женщина, к которой проникаешься сочувствием. Некрасов воспел не красоту и утонченность любви героев, а описал обыденность и нищету, в которой это прекрасное чувство гибнет

Отличительная особенность этого стихотворения – сюжетность. Из воспоминаний героя мы узнаем скудные факты из беспросветной жизни его возлюбленной. Из этих обрывочных фрагментов в его памяти и мучительных раздумий складывается картина всей ее недолгой и тяжелой жизни. Она выросла в бедной семье, где отец был угрюм и озлоблен, выдана замуж на нелюбимого человека, недоброго, с бешеным нравом и тяжелой рукой. Не выдержав, уходит к тому, кого любила и готова была разделить его участь. Но он, больной и бедный, не может постоять за нее и невольно губит окончательно. Последний их совместный вечер описывается обыденно и страшно, чувствуется приближение их общей гибели.

В холодной комнате героиня пыталась своим дыханием согреть руки плачущему малышу, который умирает. Герой пытается утешить рыдающую мать тем, завтра и они с голода также сладко уснут, найдя избавление от страданий и голода в смерти. Но она, ничего не отвечая, задумавшись ненадолго, приняла страшное решение и ушла, принарядившись, словно к венцу. Так поэт подчеркнул христианскую жертвенность ее грехопадения. Вернувшись, приносит гробик сыну и еду для мужа. Поужинав, обрядили и положили в гроб ребенка. Не посмел герой узнать, какой ценой это все досталось, малодушно помышляя о божьей помощи или счастливом случае. Но героиня не спешила с признаньем, не позволила себе оправдываться и уходит. Она ничего не говорит, только плачет. Но так ясно представляется бездна ее горя, потеряв единственного сына, она, чтобы не стать презренной обузой, предпочитает освободить любимого. Все повествование погружено во мрак: буря, пасмурный день, темные улицы, ночь, холодная и пустая комната, где полусвет, полумрак, ветер гудит в трубе нетопленной печи. И на душе у героя так же мрачно и беспросветно, ему ведомы лишь унынье, чувство бессилия, злоба.

Но не может забыть герой свою любимую, называя другом бездомным и беззащитным. Понимая, какая позорная судьба ей уготована, каким страшным именем ее теперь зовут, он проклинает судьбу, но проклятия беззвучно затихают, ибо изменить он ничего уже не может

Частный случай из жизни обездоленных людей помогает понять драматизм социального мироустройства. Эта фатальная история любви безымянных героев, не способных противостоять нужде и лишениям, одна из самых трагических в русской литературе.

Анализ 2

Стихотворение в 1847 году произвело довольно мощное впечатление на современников, которые довольно высоко оценивали «Еду ли ночью..» во многом за новаторство. И, действительно, новаторского тут много, начиная от звукописи и до выбора темы и стихотворного размера.

Тем не менее, охватить полностью весь спектр достоинств этого стихотворения является довольно сложным. Поэтому постараемся рассмотреть наиболее существенные детали, которые могут относиться к таким элементам, которые делают данный стих как бы вневременным. Ведь есть детали, которые позволяют поэзии всегда оставаться актуальной.

Наверное, наиболее заметным и выпуклым фактором тут является социальная проблематика. Конечно, в нынешнюю эпоху рассказами о падших женщинах и нищете никого не удивить. Более того сейчас довольно трудно растрогать зрителя/читателя, который становится более циничным и в арсенале стандартных реакций имеет разве только насмешки.

Для Некрасова ситуация была немного иной, он как наследник классицизма и романтизма искал новые формы и новое содержание, но до него практически никто не затрагивал такие социально значимые аспекты. Этого было просто не принято касаться как чего-то грязного и чрезмерно мрачного. К слову, само стихотворение насыщено своеобразным погружением во мрак, везде образы ночи, бури, полутьмы, глубокого сна.

На протяжении всего стихотворения автор как бы низводит читателя в своеобразные пределы ада или, если так угоднее, проводит вниз по социальной лестнице, туда, где сидят голодные и угрюмые люди, где от голода оставляют этот свет дети, а для того чтобы купить ребенку гробик, нужно продавать собственное тело. Подобный экскурс был для своего времени действительно удивительным феноменом, но автор на него решился. Он подчеркнул атмосферу безысходности и мрака, в котором некоторым людям приходится существовать просто в силу обстоятельств.

Помимо этого интересной деталью является частое использование в стихе частицы «не», которая как бы указывает на какую-то неустроенность, на негативный аспект существования. Этот пласт действительности хочется отринуть, он сам как бы отвергает идею нормально существования, он негативен, как тьма является противоположностью свету. С другой стороны этим подчеркивается и определенная негативность мира по отношению к простому человеку, для которого действительность может становиться столь мрачной и неуютной, как говориться, юдолью скорби и страдания.

Анализ стихотворения Еду ли ночью по улице темной по плану

Еду ли ночью по улице темной

Возможно вам будет интересно

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы

В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я

Больше всего на свете Есенину нравилось описывать обычную природу или природу, которая находится в деревне. А также все бытовые проблемы и дела. Данное произведение было написано в 1914 году.

Ссылка на основную публикацию