Анализ стихотворения В дороге Некрасова 6, 10 класс

Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.
История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.



«В дороге» Н.Некрасов

Стих «В дороге» Николай Некрасов

— Скучно? скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи,- Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть1 и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вид вальяжный2 имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек — Перебрал по ревизии души3 И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно,- Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло4 — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда5 жалко подчас… да куды!- Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты6, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная… Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барченка, каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина. Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают. становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и о, но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом. отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.


История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Моральная сторона трагедии

Духовная сторона той истории, которая произошла с Грушей, не описывается Некрасовым прямо. Чтобы ее почувствовать, необходимо вообразить те обстоятельства, которые происходили с девушкой. Конечно, внешняя тяжесть тех обстоятельств, в которые попала Груша, не может быть недооценена. Хотя при этом она оказывается способной к тяжелой физической работе. Те слова ямщика, которыми он описывает свою супругу («Белоручка, вишь ты, белоличка»), нельзя воспринимать слишком буквально. Ведь когда он говорит о слезах своей жены, этим в некоторой степени опровергается его ирония.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Изломанная судьба женщины

Груша не презирает физическую работу — просто она ей практически не по силам. Ведь этот труд, лежавший на плечах крепостных крестьянок, был сравним с мужским. И в этом отношении вина господ заключается не только в том, что они отправили девушку снова в деревню, но и в том, что они не стали приучать ее к тяжелому труду с юности. Ямщик упоминает о том, что его жена «читает какую-то книжку» мимоходом. Однако эта фраза может послужить пищей для размышлений, в том числе и о духовной стороне этой драмы, о тех моральных страданиях, которые выпали на долю Груши. Что может ее томить помимо работы? Может быть, она плачет не только от непосильного труда? На какой портрет она постоянно смотрит? Об ответах на эти вопросы совершенно не дает себе труда задуматься ямщик, однако читатель, проводящий анализ стихотворения Некрасова «В дороге», не должен довольствоваться этим поверхностным взглядом.

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение — скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина — седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении — у крепостничества нет ни совести, ни законов – в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Основная идея

Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

Анализ стихотворения «В дороге» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 10.08.2018

Некрасов – наиболее известный автор своего времени, который писал на остросоциальные темы. Он затрагивал проблемы собственного достоинства, унижения и оскорбления, рабства и тирании. Пример мы можем найти произведении «В дороге».

Читайте также:  Железная дорога - краткое содержание стихотворения Некрасова

История создания

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека, который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания. Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви. Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности. Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.

Основная идея

Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

Средства художественной выразительности

Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзия Н.А. Некрасова занимает особое место в русской литературе. В своем творчестве поэт отразил главные особенности современной ему эпохи. Поэзия Некрасова оказала значительное влияние на общественную атмосферу его времени и на развитие русской поэзии в целом.

Творчество Некрасова ярко и самобытно. Оно определяется, прежде всего, новизной тематики. Некрасов первым описал в своих стихах события, явления, людей, считавшихся «неэстетичными», «низкими». Но, несмотря на разнообразие творчества поэта, главной темой его лирики является тема народа. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!» – говорил Некрасов о цели своей жизни.

Народная тема у Н. А. Некрасова разработана многосторонне и многогранно. Поэт писал о тяжелой доле русского народа, о женской доле, создавал поэмы о крестьянской жизни и т.д.

Стихотворение «В дороге» (1845 г.) посвящено теме тяжелой жизни русских крестьянок. Это произведение построено как диалог между лирическим героем, едущим по своим делам, и ямщиком, везущим его. Лирический герой скучает и просит ямщика «разогнать его скуку», развлечь каким-нибудь веселым рассказом, народной песней, небылицей. Но ямщику не до веселья: его гнетет мысль о судьбе его «жены- злодейки». Именно здесь и появляется истинная героиня стихотворения – жена ямщика Груша. Мы узнаем о ее печальной судьбе.

С самого детства девушка жила и воспитывалась вместе с барской дочерью:

В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать –
Всем дворянским манерам и шуткам.
К ней сватался «благородный» жених, но
…знать, счастья ей Бог не судил:
Не нужна-ста в дворянство холопка!

Именно с этого момента начинается череда печальных и даже трагических событий в жизни героини. Умирает старый барин – отец Груши. Новый, его зять, приехав из Питера, наводит свои порядки:

Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.

Девушку отправили жить и работать в село: «Знай-де место свое ты, мужичка!» Конечно, для Груши такая расправа была смерти подобна. Ей «крутенько пришло»: после жизни на воле она очутилась в крестьянском ярме. Девушка была не ленива, но дело у нее в руках «не спорилось». Груша не была приспособлена к крестьянской жизни: «становилось Инда жалко подчас…»

В добавление ко всем горестям героиню выдали замуж за простого мужика, без любви. Да и он не любил Грушу. Ямщик говорит, что его, не спросив, «..посадили На тягло – да на ней и женили…».

Муж, как мог, пытался утешить героиню. Но он не понимал ее, ее потребностей, мыслей. Ямщик дарит Груше новые кофты или сарафан, а она только «ревет, как шальная…»

Улучив свободную минутку, героиня читает книгу или «на какой-то патрет все глядит». Свого сына она воспитывает, как барчонка: «учит грамоте, моет, стрижет», чем вызывает недовольство мужа. Он считает, что тем самым Груша «погубит…сынишку».

Во многом, как мне кажется, ямщик прав. Героиня готовит мальчику такую же судьбу, как и у нее: мучиться крестьянской жизнью, зная и чувствуя другую жизнь. Уж лучше думать, что ты создан только для такой, подневольной, судьбы и со смирением нести свой крест, как это делало большинство русских крестьян.

Груша не смогла смириться со своей участью, и ее жизнь на исходе. Тоска и горе иссушили женщину:

Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, то есть, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…

Ямщик удивляется: с чего бы? Ведь все, что нужно для жизни, по его представлениям, у нее было: муж «не томил безустанной работой, одевал и кормил, без пути не бранил, …уважал с охотой». А потом добавляет, что даже и не бил почти никогда, «разве только под пьяную руку…»

Эти слова звучат горькой иронией. Они стали последней каплей для лирического героя, выслушивающего этот рассказ. Он прерывает ямщика:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку.

Мы прекрасно понимаем, что эти слова имеют обратный смысл. Действительно, что может испытывать человек, кроме жалости, тоски и горечи, читая трагическое повествование о жизни героини стихотворения? Кто виноват в ее судьбе? Что позволяет помещикам как угодно распоряжаться судьбами подвластных им людей? Что создает такие невыносимые условия жизни крестьян? Ответ напрашивается один: крепостное право. На него отвечает, сам того не ведая, и ямщик, подводя итог жизни своей жены:

Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Именно крепостное право, на мой взгляд, и считал Некрасов главным виновником «бед человеческих».

Чтобы глубже погрузиться в мир крестьянской жизни, поэт передает не только содержание рассказа ямщика, но и особенности его речи. Она содержит много диалектных слов и выражений: “слышь ты”, “понимаешь-ста”, “вдоволь”, “тоись”, “сам-ат”, “али”, “куды”, “патрет”, “инда” и т.п.

Анализ стихотворения Современная ода Некрасова

Стихотворение под названием «Современная ода», которое было создано Некрасовым, как только начался 1845 год (многие историки и литераторы говорят, что стихотворение было написано в конце февраля). Оно было опубликовано через несколько месяцев этого года, а также в большое собрание произведений Некрасова через двадцать лет.

Центральными персонажами в повествовании являются городские чиновники и другие люди, которые имеют доступ к власти.

В названии произведения писатель сам указывает жанр, в котором будет написано стихотворение. Некрасов обозначает его как оду. Но исследователи и литераторы, говорят о том, что на момент написания стихотворения, данная эпоха уже закончилась.

На самом деле автор использует восхваление для создания совершенно обратного эффекта. Таким образом, он высмеивает главных героев. При этом, само произведение ода требует лирического и возвышенного повествования, а также особого описания.

Но при этом автор использует ряд слов и словосочетаний, который не свойственные жанру ода. Это такие обороты как гадина, делишек, не гнушаться и прочее. С помощью использования подобных слов, читатель может понять, что текст отчасти является сатирическим и высмеивающим окружающих. Он обличает пороки и предпочтения местной власти.

Они привыкли тратить деньги только на себя, при этом не задумывать о народе. Кроме того, они готовы безжалостно идти по головам, не жалеть никого, лишь бы достичь желаемого. Они готовы бороться за собственное благополучие и не думать об окружающих людях.

Некрасов разделяет произведение на строфы, всего их шесть, каждая из них является четверостишьем. При этом каждая следующая строфа описывает главного героя, автор перечисляет его поступки и действия, а также его отношение к окружающему миру. Последняя строфа является повтором первой, таким образом он хочет подчеркнуть, что современные чиновники являются безнравственными и порочными.

Автором во время написания используется трехсложная стопа, точнее анапест. Перекрестная рифма создает сатирическое восприятие.

На данный момент стихотворение является достаточно актуальным и востребованным, даже в современном мире спустя достаточное количество времени. На самом деле среди представителей власти встречаются безнравственные и алчные политики, которые не гнушаются ничего, чтобы достичь желаемого.

Автор старается подчеркнуть и показать окружающему народу, что настоящая власть должна заботиться о народе. При этом он показывает, что многие люди, которые дорвались до большой власти теряют самоконтроль и начинают творить то, что их душе угодно. При этом автор показывает, что такое количество управляющих очень много для страны.

Можно было обойтись малым количеством людей, стоящих у власти, при этом достаточно разбирающихся в делах, происходящих в стране, а не большим количеством правителей, которые готовы быстро разобрать все государственные богатства на благо себе и своих родственников, а не народа.

Анализ 2

Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

Некрасов не называет имени того, кого он «восхваляет». Нет в стихотворении также и указаний на конкретную социальную принадлежность этого обобщенного образа. Однако по самому содержанию похвал, информации, которая в них содержится, можно сделать вывод кого имел в виду литератор, ставивший своей целью обличать пороки общества и бороться за социальную справедливость.

Поэт говорит о своем герое, как несущем только добро правому и виноватому и не обижающем никого. Конечно, приносить зло окружающим может представитель любого класса и сословия, но отсылка к правым и виноватым говорит о человеке, который наделен некой властью. Это не обязательно судья в узком смысле. Любой чиновник (исключая, возможно, самых мелких исполнителей поручений) наделен правом, разбирая чужие дела и вынося в спорных случаях решение в пользу той или другой стороны, определять кто прав, а кто нет. Упоминанием вдов и сирот, как олицетворения самой беззащитности в то время, автор подкрепляет мнение, что под тем, кому посвящена ода, нужно понимать именно чиновника. Здесь виден явный намек на взяточничество.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

Об этом же косвенно говорит и другая похвала. Деньги «восхваляемого» не украдены. Для того чтобы подкрепить свое утверждение о неправедном способе приобретения богатства чиновников, Некрасов использует иронию и гротеск. Он объявляет о своей вере в то, что богатства к чиновнику падают с неба.

Далее поэт говорит об отсутствии угодничества по отношению к вышестоящим. Развивая тему угодничества, он опять доводит свои «восхваления» до гротеска, намекая на способность среднестатистического чиновника пожертвовать ради карьеры и честью своей дочери.

Литератор, боровшийся за счастье простого народа, не обошел вниманием и отношение чиновников к низшим слоям. Он «хвалит» своего героя за отношение к мужикам как к братьям. Здесь его иронические насмешки наиболее справедливы, так как в его время презрение к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице, еще выражалось прямо, без современной вежливости.

Сатира Некрасова не потеряла остроты и в наше время, так как обличаемые в ней отрицательные качества и сейчас распространены широко.

Анализ стихотворения Современная ода по плану

Современная ода

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему – проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда

Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто

Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки

Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

Анализ стихотворения Некрасова Современная ода

Анализ стихотворения Некрасова «Современная ода»

Анализ стихотворения Некрасова «Современная ода»

Жанр произведения указан Некрасо­вым в названии — ода. Однако время одической поэзии завершилось в кон­це XVIII — начале XIX века.

В строгом смысле создание оды уже стало невозмож­ным, а потому ее жанровые особенности, например торжественное восхваление ко­го-либо или чего-либо, используются для создания комического эффекта, для сати­рического осмеяния.

Так, герой оды Не­красова, которого «украшают добродете­ли, до которых другим далеко», высме­ивается за свою нравственную непорядоч­ность, карьеризм, корыстолюбие и т. д. Стихотворение Некрасова по своему жан­ру — сатира.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Утро» Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом — гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Современная ода»

Из истории жанра сатиры. Прочтите стихотворение Н. А. Некрасова «Сов­ременная ода».

Прочтите стихотворение Н. А. Некрасова «Сов­ременная ода». К какому жанру вы его отнесете?

Жанр произведения указан Некрасо­вым в названии — ода. Однако время одической поэзии завершилось в кон­це XVIII — начале XIX века. В строгом смысле создание оды уже стало невозмож­ным, а потому ее жанровые особенности, например торжественное восхваление ко­го-либо или чего-либо, используются для создания комического эффекта, для сати­рического осмеяния. Так, герой оды Не­красова, которого «украшают добродете­ли, до которых другим далеко», высме­ивается за свою нравственную непорядоч­ность, карьеризм, корыстолюбие и т. д. Стихотворение Некрасова по своему жан­ру — сатира.

Прочтите начало и конец «Сатиры первой» А. А. Шаховского, драматурга конца XVIII — начала XIX века. Какие признаки сатиры вы видите в этих строках?

Скорее всего, это стихотворное посла­ние, предметом которого является рас­суждение о роли сатиры в обществе и мастерстве сатирического драматурга, о непревзойденности мастерства Мольера. По выражению Пушкина, «колкий Ша­ховской», комедиограф эпохи позднего классицизма, обращает свое послание к Мольеру, которого считает образцом са­тирического драматурга. Здесь же присут­ствует сатира на современное Шаховско­му общество, косвенно выраженная в сло­вах «здесь твоему перу труда довольно есть».

На этой странице искали :
  • современная ода некрасов анализ
  • некрасов современная ода анализ
  • анализ стихотворения некрасова современная ода
  • современная ода анализ
  • анализ стихотворения современная ода
А поделиться!?

Николай Некрасов — Украшают тебя добродетели ( Современная ода )

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
№ 4 Уважаю тебя глубоко.

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
№ 8 У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
№ 12 С глазу на глаз красавицу дочь.

Не гнушаешься темной породою:
«Братья нам по Христу мужички!»
И родню свою длиннобородую
№ 16 Не гоняешь с порога в толчки.

Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе все свалилося
№ 20 За твою добродетель и честь.

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
№ 24 Уважаю тебя глубоко.

Sovremennaya oda

Ukrashayut tebya dobrodeteli,
Do kotorykh drugim daleko,
I — beru nebesa vo svideteli —
Uvazhayu tebya gluboko.

Ne obidish ty darom i gadiny,
Ty pomoch i zlodeyu gotov,
I chervontsy tvoi ne ukradeny
U sirot bezzashchitnykh i vdov.

V druzhbu k silnomu vlezt ne zhelayesh ty,
Chtob uspekhu delishek pomoch,
I bez umyslu s nim ostavlyayesh ty
S glazu na glaz krasavitsu doch.

Ne gnushayeshsya temnoy porodoyu:
«Bratya nam po Khristu muzhichki!»
I rodnyu svoyu dlinnoboroduyu
Ne gonyayesh s poroga v tolchki.

Ne sproshu ya, otkuda yavilosya
Chto teper v sundukakh tvoikh yest;
Znayu: s neba tebe vse svalilosya
Za tvoyu dobrodetel i chest.

Ukrashayut tebya dobrodeteli,
Do kotorykh drugim daleko,
I — beru nebesa vo svideteli —
Uvazhayu tebya gluboko.

Cjdhtvtyyfz jlf

Erhfif/n nt,z lj,hjltntkb,
Lj rjnjhs[ lheubv lfktrj,
B — ,the yt,tcf dj cdbltntkb —
Edf;f/ nt,z uke,jrj///

Yt j,blbim ns lfhjv b uflbys,
Ns gjvjxm b pkjlt/ ujnjd,
B xthdjyws ndjb yt erhfltys
E cbhjn ,tppfobnys[ b dljd/

D lhe;,e r cbkmyjve dktpnm yt ;tkftim ns,
Xnj, ecgt[e ltkbitr gjvjxm,
B ,tp evscke c ybv jcnfdkztim ns
C ukfpe yf ukfp rhfcfdbwe ljxm/

Yt uyeiftimcz ntvyjq gjhjlj/:
«,hfnmz yfv gj [hbcne ve;bxrb!»
B hjly/ cdj/ lkbyyj,jhjle/
Yt ujyztim c gjhjuf d njkxrb/

Yt cghjie z, jnrelf zdbkjcz
Xnj ntgthm d ceylerf[ ndjb[ tcnm;
Pyf/: c yt,f nt,t dct cdfkbkjcz
Pf ndj/ lj,hjltntkm b xtcnm!///

Erhfif/n nt,z lj,hjltntkb,
Lj rjnjhs[ lheubv lfktrj,
B — ,the yt,tcf dj cdbltntkb —
Edf;f/ nt,z uke,jrj///

Современная ода

Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И – беру небеса во свидетели – Уважаю тебя глубоко. Не обидишь ты даром и гадины, Ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов. В дружбу к сильному влезть не желаешь ты, Чтоб успеху делишек помочь, И без умыслу с ним оставляешь ты С глазу на глаз красавицу дочь. Не гнушаешься темной породою: “Братья нам по Христу мужички!” И родню свою длиннобородою Не гоняешь с порога в толчки. Не спрошу я, откуда явилося, Что теперь в сундуках твоих есть; Знаю: с неба к тебе все свалилося За твою добродетель и честь. Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И – беру небеса во свидетели – Уважаю тебя глубоко.

Добавить в избранное

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Послушайте стихотворение Некрасова Современная ода

Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

    Опубликовано 16.10.2020Образование

Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

Продолжаем анализ произведений, входящих в перечень ЕГЭ по литературе. В предыдущих статьях мы уже коснулись темы лирики Некрасова, а сегодня мы полностью посвятим статью его гениальной поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и сделаем анализ стихотворения «Современная ода». Мы специально выбираем для вас стихотворения и делаем его полный анализ (как доктор прописал) не из кодификаторов ЕГЭ. Такой подход, во-первых, расширит ваш кругозор, а во-вторых избавит от непроизвольного заучивания предоставленного материала (ведь вам необходимо самостоятельно думать).

Подробную биографию Некрасова мы уже излагали, поэтому приступим сразу к изучению произведений и их анализу.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Великая поэма Некрасова, подлинным героем которой является русский народ, была начата вскоре после крестьянской реформы 1861 года.

Обманутую, обобранную реформой крестьянскую Русь показал в своей поэме автор. Изображая невыносимую жизнь крестьян, Некрасов указывал, что их долготерпение уже дошло до предела и что только революционным путем они могут завоевать свое счастье.

Потому то одним из главных героев поэмы является Савелий, «богатый святорусский», человек титанических сил, выступающий в роли беспощадного народного мстителя. Некрасов с глубоким сочувствием отмечал эти одиночные взрывы стихийного народного гнева, так как они, по его убеждению, свидетельствовали, какие могучие силы протеста и классовой ненависти уже успели накопиться в народе. Выявлению этих сил и посвящены первые три части поэмы.

Но к тому времени, когда Некрасов принялся за работу над четвертой частью («Пир на весь мир». К середине 70-х годов начался новый подъем освободительного движения. Он и определил собою ту новую тему, которая наметилась в поэме Некрасова, — тему «народного заступника», ведущего революционную борьбу в крестьянской среде. В связи с этим совсем по-новому ставит Некрасов и проблему счастья. Из множества лиц, изображенных в поэме, единственный счастливиц – сын дьячка Григорий Добросклонов, в сердце которого, как говорит поэт:

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлатчине

Смешалась – и лет пятнадцать

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет

Здесь речь идет о революционном служении народу, что подтверждается и другим стихотворным отрывком:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь

Эти строки дают ясное представление о том, каково было подлинное служение Г. Добросклонова его любимой «вахлатчине». Благодаря им приобретает многозначительный смысл и восклицание Григория:

«Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!»

Этот идеал, в осуществлении которого молодой разночинец Григорий видел единственную цель своей жизни, и хотя этот путь обрекал его на сибирскую каторгу и раннюю смерть, он по мысли Некрасова, был обладателем наивысшего счастья, какое только было возможно в России для демократической интеллигенции 70-х годов.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Современная ода»

Стихотворение «Современная ода» самим своим названием полемически противопоставлено стихам, уводившим читателя от мрачной крепостнической действительности.

Подлинным началом своей литературной деятельности Некрасов считал «Современную оду». Это было первое стихотворение, помещенное в «отечественных записках» (1845 год не под псевдонимом, а с подписью «Н. Не-в». Весьма большое значение в строении стихотворения имеет образ повествователя, носителя индивидуальных речевых особенностей. Самая интересная особенность, суть которой заключается в том, что автор как будто старается скрыть свой личный взгляд и вместе с тем остается постоянно верен ему везде, присутствует и в этом стихотворении.

Отражая действительность путем изображения конкретных жизненных фактов и явлений, для нее типичных, писатель или поэт при помощи слова добивается ее пластичного выражения. Здесь следует сказать о тропах и их видах, используемых в данном тексте.

Троп представляет собой употребление слова в переносном значении, то есть выделение его вторичных признаков для характеристики какого-либо явления. В «Современной оде» имеют место метонимии:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.

В данном случае существенно, что именно выделено для замещения, какое свойство явления признано поэтом наиболее важным и показательным. У Некрасова не случайно выделение помощи злодею и упоминание о червонцах. В данном случае именно помощью злодею герой заполучает червонцы.

Своеобразным проявлением того же замещения по зависимости является ирония. В Этом случае замещение происходит в обратной зависимости.

Украшают тебя добродетели

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко…

Здесь добродетель – явное взятничество, ложь, лицемерие, подлость, а уважение – насмешека и презрение.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Здесь идет органическое сочетание иронии и сатиры. Все богатства эти нажиты нечестным путем, путем взяточничества и подхалимства.

Величина фразы или запутанности ее построения, характер произнесения слов (вопросы, восклицания, спокойное повествование и так далее) – все это является новым средством организации речи повествователя, усиления ее характерности.

В зависимости от интонационно-синтаксической организации речи (не говоря о смысловой стороне), меняется само представление о характере героя, отношению к нему автора.

Тончайшие интонационные оттенки помогают писателю открывать все новые оттенки смысла. Конкретной выразительности речи.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Сама синтаксическая структура этой строфы, короткое утверждение, обобщение, восклицание и незаконченность последней строки, как бы оставляющей догадываться читателю самому об истинном смысле, заключенном в строк «за твою добродетель и честь!…», — все это определяет ту выразительность и полноту, которую мы придаем строфе при ее восприятии.

Выразительность речевых средств, при помощи которых поэт передает переживание, достигается степенью соответствия лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в стихотворении. Если такого соответствия нет. То стихотворение не оказывает на нас большого воздействия, мысль не высказана в нем с необходимой эмоциональной силой, хотя сама по себе и верна.

Именно поэтому художественная форма целостна. Она не распадается на отдельные частные композиционные, стилистические и тому подобные элементы, каждый из которых как бы непосредственно выходит к идейному содержанию произведения и выражает его сам по себе.

Стихотворение «Современная ода» характерно для Некрасова прежде всего тем, что в нем затронута одна из наиболее существенных сторон крепостнической действительности. Оно представляет собой сатиристическое раскрытие ложного бескорыстия и псевдодобродетели. Стихотворение композиционно распадается на четыре части. Первая – вводная, она же будет и заключительной, иронизирующее восхваление всех зримых и незримых псевдоположительных качеств обобщённого героя, вторая, третья и четвертая – рассказ о поступках и их мотивирующих, помогающих раскрыть героя как личность.

В первой и пятой строфах Некрасов чрезвычайно тонко использует звуковые повторы для передачи эмоционального состояния, которое овладело им. Звуковые повторы проходят здесь через всю строфу: (б-д-у-о).

В самом деле, роль звукового повтора в том, что он выделяет связанные с ним слова, заставляет произносить их с особой подчеркнутостью; это – звуковой курсив, который позволяет наиболее нужные и важные слова в строке выделить на первый план, придать им подчеркнутое эмоциональное звучание. Отсутствие звуковых повторов «засушивает» стих.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Новый элемент речевой выразительности – это повтор строфы в начале и в конце стихотворения. Это композиционно-словесное кольцо, образуемое строфой, подчинено смысловому заданию стихотворения, повторение усиливает смысловой контраст, с которым поэт пытается одинаковым словесным содержанием придать различный смысл.

Весь пафос стихотворения как бы сведен в острие его завершающей последней строфы и даже двух последних строках, к ним стягивается все стихотворение. Соответственно с этим и интонационно-ритмическое строение стихотворения подчинено именно этому движению сарказма, раскрытого в стихотворении.

Существующие системы стихосложения распадаются, в основном, на две большие группы: стихосложение количественное (квантитативное) и стихосложение качественное (квалитативное). К качественному стихосложению относятся три основных вида: силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое.

Значительно более четкой является соизмеримость ритмических единиц силлабо-тонического стиха. В нем учитывается не только число ударений, но и место их расположения. То есть соотношение с безударными слогами. Ямб и хорей образуют группу двухсложных размеров, дактиль, амфибрахий и анапест – группу трехсложных размеров. В двухсложных размерах ударения падают на четные (в ямбе). Или нечетные (в хорее) слоги, а в трехсложных размерах они падают через два слога на третий.

Не гнушаешься темной породою:

«Братья нам по Христу мужички!»

И родню свою длиннобородою

Не гоняешь с порога в толчки

В данной строфе прослеживается распределение ударений на слогах: 3-6-9-12-15-18. Такой размер характерен для анапеста.

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира.

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит о, или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Здесь искали:
  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Основные мотивы лирики Некрасова

(352 слова) Не каждый автор своим творчеством может донести до читателя все чувства и переживания. Лишь те, кому это под силу, могут называться настоящими мастерами своего дела. К их числу смело можно отнести Николая Алексеевича Некрасова, чьи лирические произведения всегда проникают в самое сердце. Каковы же основные мотивы его творчества?

Как и у многих поэтов и писателей, главной темой стихов Некрасова была Родина. Для Николая Алексеевича народ всегда занимал главенствующую позицию. Большинство литературных образов списано именно с обычных крестьян, которые живут тихой и спокойной жизнью. Отличительной особенностью его лирики было то, что он всегда правдиво изображал общество с его пороками. Несмотря на все «упреки» русскому народу, писатель всегда был на его стороне. Он любил его, поэтому практически каждое лирическое произведение посвящал своей любимой Родине и её простым людям. Например, «Есть женщины в русских селеньях», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие. Не стоит забывать и о том, что Некрасов уделял внимание и проблеме крепостного права («Несчастные», «Железная дорога»).

Отдельное место занимают и мотивы природы. Для поэта они выступали своеобразным источником вдохновения. Некрасов не раз упоминал о том, что лишь Россия ему нужна. Это ярко прослеживается в таких лирических произведениях, как «Снежок», «Весна», «Горы» и многие другие.

Образ женщины и матери также был любим Некрасовым. Тихая, скромная, непримечательная девушка, трудящаяся целый день, всегда вызывала симпатии поэта. Часто он сравнивал её с настоящей царицей! Более высокую духовную позицию занимал образ матери. В лирических произведениях именно она всегда была положительным героем. Женские мотивы выражены в стихотворениях «Актриса», «Где твое личико смуглое», «Мать» и «Орина, мать солдатская».

Любовные мотивы не являются исключением в творчестве Некрасова. С помощью своего мастерства он точно и очень душевно описывает это высокое чувство. Для поэта любовь – это нечто нереальное, мечтательное и духовное. Именно это мы видим в произведениях «В альбом», «Автору «Анны Карениной» и «Буря».

Не забывает Некрасов и об обществе. Все проблемы, печали и несчастья Отчизны поэт воспринимает как собственные. Он старается всеми силами помочь и сделать её лучше («Поэт и Гражданин»).

Итак, как мы видим, основные мотивы в творчестве Некрасова – это народ, Родина, природа, любовь и женская доля. Благодаря мастерству поэта, каждое его лирическое произведение проникает в душу читателя.

Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 30679 0

Уроки 90–91 Лирика Н. А. Некрасова

показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?

На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

Реализация домашнего задания:

прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания:

прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.

«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.

Вопрос: Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини

, иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника

за безгласных и приниженных».

Домашнее задание

1. Прочитать одну из поэм Некрасова (по выбору).

поурочный план, 10 класс, русская литература

Ссылка на основную публикацию