Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

«В полном разгаре страда деревенская» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, жанр, идея

В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская” Некрасов отразил горячее сочувствие, которое он всегда испытывал к несчастным крестьянкам и к женщинам в принципе. Поэт описал бытовую картину так, что на глаза наворачиваются слезы. Краткий анализ “В полном разгаре страда деревенская” по плану разъяснит ученикам 11 класса непонятные моменты и покажет им всю глубину поэтического замысла. Разбор используется на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В полном разгаре страда деревенская.

История создания – произведение написано Николаем Алексеевичем в 1862 году, а напечатано на следующий год в “Современнике”.

Тема – тяжелая судьба русской женщины, крестьянки.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части. Первая – это экспозиция, в которой автор обращается к русской женщине. Далее он показывает, как тяжело она работает. И в последней части лирический герой оплакивает тяжкую долю русской женщины вместе с самой крестьянкой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль, четырехстопный чередуется с трехстопным.

Эпитеты – “многострадальная мать”, “бедная баба”, “ноженька голая”, “губы опалённые”, “слёзы солёные”.

Метафоры – “вянешь до времени”, “бедная баба из сил выбивается”, “слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты”, “страда деревенская в полном разгаре”.

История создания

Эмоционально это произведение тесно связано с детскими переживаниями Некрасова, который видел жестокое обращение отца с матерью, которую поэт горячо любил. Тема тяжелой женской судьбы стала одной из центральных в его творчестве – и именно ей посвящено написанное в 1862 году стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”.

Напечатано стихотворение в 1863 году, в четвертом номере “Современника”.

Посвящено оно тяжелой доле русской крестьянки, которая вынуждена жить в тяжелых условиях, работать в невыносимый зной и очень напряженно. При этом ей еще труднее, чем мужчинам, поскольку на попечении у крестьянской женщины находился ребенок, а то и несколько. Тема стихотворения очень близка Некрасову, который с детства наблюдал за тем, как сложно живется крестьянам – и особенно их женам.

Композиция

Стихотворение тематически разделяется на три части. Первую поэт посвящает описанию женской доли в России. Вторая часть – основная, в ней Некрасов наглядно демонстрирует, почему именно эта доля так тяжела. Работа у нее непосильна, вдобавок ее жалят насекомые и нещадно опаливает солнцем. Но прерываться все равно нельзя, потому что страда – пора тяжелая и напряженная, нужно успеть переделать все работу. Даже порезав ногу, крестьянка не останавливается. Только плачущий ребенок может заставить ее оторваться от косьбы.

Третья часть связана с кратким моментом отдыха. При этом Некрасов показывает безотрадную картину: бедная мать настолько отупела, что неспособна даже спеть песню своему ребенку. Она плачет, даже не замечая этого, и поэт плачет вместе с ней.

Это философская лирика – Некрасов раздумывает о том, насколько же тяжела судьба русской крестьянки.

Стих написан дактилем с чередованием трех– и четырехстопный строк, что придает ему сходство с песней-причитанием.

Средства выразительности

Множество тропов, которые Некрасов использует в этом произведении, помогают ему ярче проиллюстрировать его основную идею и показать степень страданий крестьянки. Поэт употребляет:

  • Эпитеты – “многострадальная мать”, “бедная баба”, “ноженька голая”, “губы опалённые”, “слёзы солёные”.
  • Метафоры – “вянешь до времени”, “бедная баба из сил выбивается”, “слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты”, “страда деревенская в полном разгаре”.

Предыдущая

С-т-и-х-и

Тексты песен

Проза

Сценарии

Сочинения

Анализ стихотворения Некрасова Н. А. “В полном разгаре страда деревенская. “

  • полный текст стихотворения Некрасова Н. А. “В полном разгаре страда деревенская. “,
  • подробный анализ стихотворения Некрасова Н. А. “В полном разгаре страда деревенская. “
  • видео: Кубанский казачий хор исполняет песню “В полном разгаре страда деревенская”.

Некрасов Н. А. “В полном разгаре страда деревенская. “

В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую –
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они – всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.

Анализ стихотворения Некрасова Н. А. “В полном разгаре страда деревенская. “

Творчество Николая Алексеевича Некрасова обращено к многострадальному русскому народу. В произведениях русского поэта живут образы простых крестьян. Эти люди, угнетённые и нищие, вызывают сочувствие в душе поэта.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» стало литературным гимном простой русской женщине. Детство поэта трудно назвать счастливым, ведь ему приходилось видеть страдания собственной матери, тяжело трудившейся и терпевшей жестокий нрав отца. Эти переживания нашли отклик в произведении, объединив её образ с похожими судьбами других матерей, измученных нищетой и беспросветностью крестьянского быта.

Произведение написано в жанре философской лирики. Это яркий пример «народной» поэзии. «Народность» стихотворного стиля Некрасова заключается в использовании «непоэтического» языка, насыщенного просторечиями и разговорными формами. Поэт не только заговорил на языке народа, но и заставил его звучать так благозвучно, что многие его стихи были положены на музыку.

Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение, чередуя трёхстопный и четырёхстопный дактиль, именно эти размеры и ритм придают звучанию напевность, схожесть с горестным причитанием.

Используя метафоры и эпитеты, автор красочно и правдиво описывает страдания русской женщины: «вянешь до времени, многострадальная, бедная, зной нестерпимый, губы опалённые», выражая свою жалость к ней при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «ноженьки, косыньки, долюшка».

Вся непростая судьба русской женщины прослеживается в этом коротком произведении: её безвременное увядание, непосильный труд, боль и кротость, с которой она переносит тяготы жизни. Не случайно и присутствие плачущего ребёнка, ведь доля крестьянских детей быта почти так же тяжела, как и жизнь их родителей. Что ждало их в будущем? Чаще всего – труд от зари и до темна, бедность, выживание, голод. Терпение, с которым женщина продолжает трудиться, несмотря на чудовищные условия, вызывает у поэта и восхищение, и душевный протест одновременно.

Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.

Автор не видит смысла в этом беспрестанном терпении, в этих страданиях, которые с потом и слёзами упадут в кислое питьё, и будут добровольно выпиты снова и снова.

Так стоит ли терпеть? Это главный вопрос и идея произведения Некрасова.

Стихотворение заканчивается строками, пронизанными и острой жалостью и горькой иронией:

Вкусны ли, милая, слёзы солёные
С кислым кваском пополам.

Несмотря на то, что стихотворение было написано и опубликовано уже после отмены крепостного права, оно нашло горячий отклик у читателей, ведь жизнь простого народа была по-прежнему тяжела.

Русский поэт обогатил искусство новыми поэтическими формами, особыми художественными приёмами, благодаря которым его поэтический стиль стал особенно узнаваем. В произведениях Николая Алексеевича Некрасова простой язык приобретает особенную грацию, становится частью искусства.

Свой поэтический талант Некрасов использовал, чтобы показать тяжёлую жизнь русского народа. В этом мы находим значение и роль поэзии Некрасова.

Кубанский казачий хор – “В полном разгаре страда деревенская. “

Урок литературы по теме «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». (по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи:

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы по теме

«Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

(по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

Цель : добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.

– Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).

– Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ ( кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка)

III. Изучение нового материала.

1. Тема урока. С-1 «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

1. Познакомиться со стихотворением «В полном разгаре …».

2. Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова.

3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. » в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

– Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).

– Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

С-2 Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская. » рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.

К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники. Предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

3. Экскурсия по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

С-3, 4, 5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

С-6 2 раза В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

С-7 Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.

С-8 – В каких строчках звучит главная тема стихотворения? ( Не сыскать труднее русской долюшки женской ).

– Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)

– Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).

3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

– Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).

4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

– Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

( Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора) .

5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам. ».

– Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

( Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).

– С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать. »), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

С-9 – Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре. » написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

VI. Знакомство с песней «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

С-10 Стихотворение Н.А.Некрасова « В полном разгаре страда деревенская…» стало поистине народным достоянием. На стихи положена музыка. Прослушайте песню в исполнении Кубанского хора.

С-11 Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

VIII. Домашнее задание. С-12 Прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Задание 1 на с.189.

Анализ стихотворения Некрасова Нравственный человек

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек. У него есть строгая мораль. Только что толку от неё, если одно только прикосновение этого человека превращает всё что угодно в гниль?

Когда читаешь это произведение, то создаётся такое впечатление, будто смотришь на заплесневелый хлеб. Нет, это не добрый человек, хотя, возможно, он считает себя добрым. Общество наверняка его поддерживает. Но он опасен. Он делает зло, сам того не осознавая, и только из-за строгой морали, которая действительно порядочному человеку не нужна. Помните, как Христос разгромил церковь?

Вот у героя стихотворения жена ушла к любовнику. Безнравственно? Возможно. Обманутый нравственный человек уличает их и вызывает полицию. Полиция на его стороне, безусловно. Они тоже поддерживают нравственность, и неважно, чем они занимаются во внерабочее время. А жена позора не выдержала. Слегла и умерла. Но такое впечатление, будто нравственному человеку это всё равно. Он продолжает говорить, что никому не сделал в жизни зла.

Вот приятель не отдал долга в срок. Нравственный человек не потерпел этого и посадил его в тюрьму. Злиться есть причина, но наш носитель строгой морали не злится. А друг скончался в застенках. В этот же день нравственный человек простил ему долг. Строгая мораль, нужно прощать, ничего не поделаешь. Зато никому не сделал в жизни зла.

Вот нравственный человек отдаёт крестьянина в повара. И хороший ведь повар вышел! Одна беда – выучился читать и стал рассуждать. К чему при дворе такой умник? Нужно отбить охоту! Словом это сделать не получилось, и нравственный человек высек повара. Тот не пережил унижения и утопился. Вот так побеждается безнравственность. Вот так не совершается зло.

Вот дочка влюбилась в учителя. Влюбилась и влюбилась, но этим дело не ограничилось. Она захотела сбежать с ним, и это вроде не пустые фантазии – хотя ещё страшнее, если это были они. Наш нравственный человек насильно выдаёт её замуж за богача. А что ещё делать с безнравственницей? Но дочка заболела туберкулёзом и умерла. Нелюбимая и несчастная. А нравственный человек кичится: у него строгая мораль и полное несовершение зла.

После того, как прочтёшь это стихотворение несколько раз, ты чувствуешь настоящее отвращение. Это злой человек, но злой как бы нечаянно, неосознанно. Он движим только строгой моралью, но он не любит людей и не умеет прощать. И совершает зло, хотя сам говорит, что никому не сделал в жизни зла. Омерзительно.

Картинка к стихотворению Нравственный человек

Популярные темы анализов

Стихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца – Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны.

Н. А. Заболоцкий – выдающийся поэт, переводчик и философ XX века. Он признан одним из самых необычных авторов того времени. Н. А. Заболоцкий жил в эпоху потрясений и серьезных перемен, однако это не помешало ему творить и обогатить

Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского,

Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей.

Игорь Северянин – поэт Серебряного века. Стихи Северянина были под запретом в советские времена потому что считалось, что они плохо влияют на психику читателей. Но в современное время, мы можем наслаждаться стихами такого замечательного

Анализ стихотворения Некрасова Нравственный человек

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Нравственный человек»

Стихотворение не просто ехидное, а какое-то резко самокритичное. А точнее, совсем не оправдывающее нравственное общество того времени, когда творил Некрасов. И вроде бы всё в этом произведении понятно и мало того, всё в нём правильно.

Если посмотреть со стороны то муж спас семью от позора изобличив жену в измене, дочери дал блестящее будущее, выдав замуж за взрослого состоятельного человека, да и долг ведь платежом красен, каким бы ты не был близким другом.

Казалось бы, всё правильно, что же тут плохого, коль человек соблюдает нравственный подход к жизни. Он ведь не убийца, просто хочет сделать, так как ему кажется, будет хорошо всем. Но почему то от позора умирает жена, от неравного брака умирает дочь, крестьянин, которого он вывел в люди вдруг утопился, посаженный в тюрьму за неуплату долга умирает друг. Чего это они? Всё же правильно, всё же верно. Поступки человека нравственного устоя не могли привести к таким результатам. Но…

После каждой части стихотворения повторяется как мантра: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Это звучит и как убеждение и как оправдание. Ведь и вправду, не он виновен в их несчастьях, а они сами.

Ведь не нужно было изменять, чтобы не умереть от позора. Не нужно было, влюбляться в кого попало, чтобы не умереть от чахотки в богатой семье, не нужно было браниться с барином, чтобы потом топиться. И в конце концов, не нужно было брать в долг, чтобы потом его не отдать и не попасть в тюрьму. Этот человек искренне верит, что не причинил зла.

Все его действия, по его логике, приносили только спасение и делали как можно лучше жизнь самих людей. Что же здесь не так то? Просто он действовал так, чтобы выгодно было только ему. Спас себя от позора и от того, чтобы общество звало его «рогоносцем».

Спас свою дочь от нищенского существования и свой кошелёк от траты на нужды дочери. Выучил своего крестьянина на повара и стал, есть хорошо, но не сдержался и попытался научить человека говорить хорошо. И, в конце концов, постарался вернуть себе своё же. То есть получилось, что эти люди сами себя довели до критического состояния и он в их смертях не при чём.

Некрасов снова и снова в своих стихотворениях говорит о моральных устоях того времени. Изобличает тех, кто под маской нравственности делает зло, обвиняет таких «тихих мерзавцев» в подлости, в высокомерии и как не странно, в безнравственности.

Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Николай Некрасов — Живя согласно с строгой моралью ( Нравственный человек )

Живя согласно с строгой моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
№ 4 Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил. Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
№ 8 Истерзана позором и печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
№ 12 Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
№ 16 Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
№ 20 Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
№ 24 И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
№ 28 Он взял да утопился, дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
№ 32 И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
И дом блестящ и полон был как чаша;
№ 36 Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
№ 40 Я никому не сделал в жизни зла.

Nravstvenny chelovek

Zhivya soglasno s strogoy moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.
Zhena moya, zakryv litso vualyu,
Pod vecherok k lyubovniku poshla.
Ya v dom k nemu s politsiyey prokralsya
I ulichil. On vyzval — ya ne dralsya!
Ona slegla v postel i umerla,
Isterzana pozorom i pechalyu.
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Priatel v srok mne dolga ne predstavil.
Ya, nameknuv po-druzheski yemu,
Zakonu rassudit nas predostavil;
Zakon prigovoril yego v tyurmu.
V ney umer on, ne zaplativ altyna,
No ya ne zlyus, khot zlitsya yest prichina!
Ya dolg yemu prostil togo zh chisla,
Pochtiv yego slezami i pechalyu.
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Krestyanina ya otdal v povara,
On udalsya; khoroshy povar — schastye!
No chasto otluchalsya so dvora
I zvanyu neprilichnoye pristrastye
Imel: lyubil chitat i rassuzhdat.
Ya, utomyas grozit i raspekat,
Otecheski posek yego, kanalyu;
On vzyal da utopilsya, dur nashla!
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Imel ya doch; v uchitelya vlyubilas
I s nim bezhat khotela sgoryacha.
Ya pogrozil proklyatyem yey: smirilas
I vyshla za sedogo bogacha.
I dom blestyashch i polon byl kak chasha;
No stala vdrug blednet i gasnut Masha
I cherez god v chakhotke umerla,
Sraziv ves dom glubokoyu pechalyu.
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Yhfdcndtyysq xtkjdtr

;bdz cjukfcyj c cnhjujq vjhfkm/,
Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf/
;tyf vjz, pfrhsd kbwj defkm/,
Gjl dtxthjr r k/,jdybre gjikf/
Z d ljv r ytve c gjkbwbtq ghjrhfkcz
B ekbxbk/// Jy dspdfk — z yt lhfkcz!
Jyf cktukf d gjcntkm b evthkf,
Bcnthpfyf gjpjhjv b gtxfkm////
;bdz cjukfcyj c cnhjuj/ vjhfkm/,
Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf/

Ghbzntkm d chjr vyt ljkuf yt ghtlcnfdbk/
Z, yfvtryed gj-lhe;tcrb tve,
Pfrjye hfccelbnm yfc ghtljcnfdbk;
Pfrjy ghbujdjhbk tuj d n/hmve/
D ytq evth jy, yt pfgkfnbd fknsyf,
Yj z yt pk/cm, [jnm pkbnmcz tcnm ghbxbyf!
Z ljku tve ghjcnbk njuj ; xbckf,
Gjxnbd tuj cktpfvb b gtxfkm////
;bdz cjukfcyj c cnhjuj/ vjhfkm/,
Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf/

Rhtcnmzybyf z jnlfk d gjdfhf,
Jy elfkcz; [jhjibq gjdfh — cxfcnmt!
Yj xfcnj jnkexfkcz cj ldjhf
B pdfym/ ytghbkbxyjt ghbcnhfcnmt
Bvtk: k/,bk xbnfnm b hfcce;lfnm/
Z, enjvzcm uhjpbnm b hfcgtrfnm,
Jntxtcrb gjctr tuj, rfyfkm/;
Jy dpzk lf enjgbkcz, lehm yfikf!
;bdz cjukfcyj c cnhjuj/ vjhfkm/,
Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf/

Bvtk z ljxm; d exbntkz dk/,bkfcm
B c ybv ,t;fnm [jntkf cujhzxf/
Z gjuhjpbk ghjrkznmtv tq: cvbhbkfcm
B dsikf pf ctljuj ,jufxf/
B ljv ,ktcnzo b gjkjy ,sk rfr xfif;
Yj cnfkf dlheu ,ktlytnm b ufcyenm Vfif
B xthtp ujl d xf[jnrt evthkf,
Chfpbd dtcm ljv uke,jrj/ gtxfkm////
;bdz cjukfcyj c cnhjuj/ vjhfkm/,
Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf///

«Нравственный человек» Н.Некрасов

«Нравственный человек» Николай Некрасов

Живя согласно с строгой моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился, дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
И дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек»

В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить отъявленных подлецов, рассказывая в стихотворениях их биографии. Первый подобный портрет дан в «Современной оде» (1845). Ее герой – пройдоха и карьерист, без зазрения совести обворовывающий беззащитных граждан и готовый ради продвижения по службе пожертвовать честью собственной дочери. В том же 1845 году на свет появились стихотворения «Чиновник» (про взяточника) и «Колыбельная песня» (про потомственного вора). Спустя пару лет Николай Алексеевич написал «Нравственного человека», тем самым продолжив галерею образов негодяев. Главный герой произведения – мужчина, считающий, что он живет «согласно с строгою моралью» и никому не делает зла.

Текст разделен на четыре части. Каждая строфа – рассказ от первого лица. В начальных десяти строках персонаж повествует о том, как обошелся с собственной женой. Супруга изменила ему, и он решил отомстить. В итоге опозоренная женщина заболела от горя и умерла. Во второй части герой рассказывает о своей дочери. Девушка имела неосторожность влюбиться в учителя, даже хотела сбежать вместе с ним. Отец пригрозил ей проклятьем и заставил сочетаться браком с состоятельным стариком. Результат – несчастная девица скончалась от чахотки. В третьей строфе речь идет о крестьянине, которому герой стихотворения помог стать поваром. Крепостной научился хорошо готовить, но вот загвоздка – слишком пристрастился к чтению, стал много думать, рассуждать. В воспитательных целях «нравственный человек» его высек. Финал истории – повар утопился. В четвертой и заключительной части персонаж рассказывает о приятеле, которому он сначала дал денег взаймы, а потом за долги засадил в тюрьму. Там и скончался заемщик.

В конце каждой строфы повторяются две строки:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Герой стихотворения искренне считает, что его действия совершенно оправданы, что ничего плохого в них нет. Логику размышлений персонажа легко понять: не изменяла бы жена, не пришлось бы умирать опозоренной; не влюбилась бы дочь в того, кто ниже по социальному статусу, жила бы счастливо в неравном браке; не стал бы крестьянин спорить с барином, не утопился бы; отдал бы друг долг, не попал бы в тюрьму. Некрасовский «нравственный человек» не считает себя виноватым в чужих бедах, но страшно не это. Страшно то, что общество поддерживает его и ему подобных.

Слушать стихотворение Некрасова Нравственный человек

Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова

Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом которых было обличение главных общественных пороков. При этом основной темой для поэта была защита низших слоев общества. Подавляющая часть стихотворений Некрасова посвящена крестьянству. Но иногда он подробно останавливался на описании представителей господствующего класса. Ярким примером является стихотворение «Нравственный человек».

Автор описывает жизнь и деятельность некого «нравственного человека» с огромной долей сарказма. В композиционном плане стихотворение состоит из четырех отдельных частей, посвященных отношениям главного героя с совершенно разными людьми.

В первой части «нравственный человек» узнает об измене своей жены. Он разоблачает ее с помощью полиции, но отказывается от вызова на дуэль. Опозоренная женщина умирает, не в силах вынести выпавшие на ее долю страдания.

Следующим поступком главного героя становится судебное разбирательство с приятелем, который был ему должен. Должника приговорили к тюремному заключению, в котором он умер.

Своего крепостного крестьянина «нравственный человек» обучил поварскому искусству. «К несчастью», вместе с новой профессией крестьянин приобрел тягу к знаниям («любил читать и рассуждать»). За это хозяин долго ругал его и, в конце концов, подверг телесному наказанию. «Дурак» с горя утопился.

«Вершиной» нравственности главного героя становится его обращение с родной дочерью. Девушка полюбила бедного учителя, а рассудительный отец заставил ее выйти замуж за более предпочтительного «седого богача». «Счастливая» семейная жизнь продолжалась недолго. Дочь стала быстро «бледнеть и гаснуть» и умерла через год после свадьбы.

Некрасов ни в чем не обвиняет своего главного героя. Он предоставляет вынести приговор читателям. Сам «нравственный человек» твердо уверен в своей непогрешимости. Он доказывает это с помощью несколько раз повторяющегося рефрена: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла».

Весь ужас ситуации состоит именно в том, что такой взгляд был характерен для подавляющей части дворянства. Некрасов, конечно, создал собирательный образ негодяя, но в целом его поступки не противоречат так называемой «строгой морали». Все жертвы получили по заслугам. Жена изменила мужу, приятель не отдавал долг, крестьянин осмелился противоречить хозяину, а дочь вышла из родительского повиновения. «Нравственному человеку» не жалко этих грешников. Он сам «чист» перед Богом. Единственное, что его смущает — «глубокая печаль» в доме после смерти Маши.

Анализ стихотворения Нравственный человек Некрасова

Произведение представляет собой едкую сатиру. В нем автор высмеивает не только лицемеров, но сами нормы жизни так называемого приличного общества, следование которым позволяет подлецу считаться добропорядочным членом общества. Косвенно сатира направлена и против государства, в котором установлен строй не только позволяющий таким людям хорошо жить, но и помогающий им творить постыдные дела.

Герой стихотворения – состоятельный человек с положением. Эпизод с женой, которую он, заподозрив в измене, поймал с любовником при помощи полиции, рисует «нравственного человека» стоящим вне рамок морали и чести. Подобный поступок, безусловно, должны были осудить читатели, принадлежащие к дворянству. Недаром в произведении упоминается вызов героя на дуэль, от которого тот предпочел отказаться. Эта часть истории должна была привести к однозначному выводу, что государство, позволяющее подобным персонажам не только свести от позора в могилу свою жену, но и плевать на законы чести, и даже предоставляющее таковым возможность воспользоваться помощью полиции, устроено неправильно.

Другое деяние героя также связано с зависимым от него человеком – дочерью, которую он выдает замуж с второго богача, разрушив ее счастье с бедным учителем. Здесь «нравственный» герой Некрасова, с точки зрения общественных норм оказывается прав. Он заботился о ее благосостоянии, кроме того, просто имел право распоряжаться судьбой членов своей семьи. В этом месте Некрасов высмеивает и критикует мещанство и подчинение расчету и денежным интересам, которые обедняют жизнь и, иногда, как в случае с дочерью героя этого стихотворения, делают ее невыносимой и рано сводят в могилу.

В третьем описанном случае с крепостным, имевшим тягу к чтению и умственным занятиям, видна явная критика социального неравенства. Герой, владея другими людьми, может принуждать их делать все, что ему угодно, в том числе ломать жизнь. Повар, высеченный им за излишние, по мнению персонажа этого произведения, для человека его положения интеллектуальные занятия утопился.

В последнем эпизоде стихотворения, «нравственный человек» сажает своего друга за невыплаченный долг в долговую тюрьму, где тот умирает. Здесь также отчетливо видна роль государственной машины, которая слепо перемалывает попавших в ее жернова, и, при этом, служит бесчестным, но состоятельным людям.

Конечно, масштаб совершенного героем преувеличен, хотя каждый из подобных поступков мог иметь трагические последствия, вплоть до смертельного исхода, описанного Некрасовым в каждом случае. Герой стихотворения силен не сам по себе, это не какой-то исключительный злодей, а просто порождение системы. Поэт-демократ подталкивает читателей к выводу, что при ином государственном строе подобные люди не могли бы принести столько вреда окружающим, хотя, конечно, продолжали бы существовать. В обществе без крепостного права, с более гуманным законодательством и широкими правами женщин подобный человек не смог бы принести столько зла.

Вариант 2

Как заклинание звучат повторы строк в произведении “Нравственный человек”, главный герой которого придерживаясь во всем строгих рамок морали никому не причиняет зла. Сам того не желая человек приносит людям несчастье.

Во время чтения этого стихотворения возникает ощущение будто ешь что-то не свежее. Этот человек считающий себя порядочным на самом деле не является таковым. Скорее всего найдутся те, кто его станет оправдывать, но в большинстве своём у читателя появляется негативное чувство. Человек подчиняясь строгим моральным рамкам неосознанно вредит своему окружению.

Ушедшая к любовнику жена нравственного человека имеет полное право на свободу. Но он пытается наказать её, и следуя законам нравственности вызывает полицию. Блюдущие закон полицейские стали на его сторону не принимая во внимание то, чем они сами занимаются в свободное от работы время. А для самой женщины это был позор, который она не смогла выдержать. Следует полное равнодушие нравственного героя. Он продолжает утверждать, что не делал никому в жизни зла.

Не вернувшему вовремя долг товарищу, нравственный человек припомнил его, посадив в заключение. Злиться попусту не выход для нравственного героя. Он действует решительно и чужими руками вершит правосудие. Друг умирает в тюремной камере и тут же наступает прощание долга. И снова нравственный человек ничего плохого не делал.

Помогая крестьянину герой направляет его в повара. Повар вышел замечательный. Только вот образованным стал и принялся рассуждать. Нравственному герою это пришлось не по нраву и выпорол он повара. Не переживя позора тот утопился. Вот таким способом побеждает безнравственность, и утверждается отсутствие зла.

Пресекает настоящую любовь дочери, которую она испытывала по отношению к небогатому человеку. Но нравственный человек не может этого допустить и вынуждает её выйти за богатого. Дочка заболевает туберкулёзом и умирает несчастной без любви. А нравственный человек гордится, что никому не делал зла.

После нескольких прочтений приходит полное осознание того, какую подлость совершает нравственный человек по отношению к другим людям. Все у него происходит как бы случайно. Он преклоняется только перед строгостью морали. У него отсутствует любовь к людям, моральные ценности, он не склонен прощать. Совершая зло не собственными руками он не способен чувствовать доставленную боль другим людям.

Анализ стихотворения Нравственный человек по плану

Нравственный человек

Возможно вам будет интересно

Василий Андреевич Жуковский внес в жанр баллады элементы романтизма, и этот жанр стал для него любимым. В основу сюжетов его произведений легли старинные предания и легенды разных народов.

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

Отчаяние – очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение

Произведение относится к раннему творчеству поэта, по жанровой направленности является любовной лирикой с включением в нее философских элементов и представляет собой одну из составных частей поэтического сборника «Камень»

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Признание
Ссылка на основную публикацию