Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

Анализ стихотворения «Элегия» (Н. А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.06.2020 · Обновлено 19.06.2020

Разноплановое поэтическое наследие Н. А. Некрасова представлено в первую очередь гражданской лирикой поэта. Особенно волновала его непростая судьба русского народа, представителям которого даже в самых тяжелых и невыносимых условиях удавалось сохранить внутреннюю силу и стойкость духа. Своей «Элегией» Некрасов бросает вызов «сильным мира», которые не хотят замечать народных страданий. Он открыто говорит о тяжелой доле угнетенного народа и призывает к его освобождению. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ «Элегии» по плану, который поможет разобраться в тематических и художественных особенностях этого яркого произведения.

История создания

«Элегия» была написана в августе 1874 года, однако опубликована была не сразу, так как поэт опасался цензуры. Предполагается, что поводом к написанию стало выступление историка Миллера, который отметил, что Н. А. Некрасов в своих текстах сказал о страданиях народа все, на что был способен. Поэт же в своем стихотворении показал, что тема тяжелой жизни народа, к его великому сожалению, еще долго будет оставаться актуальной и не исчерпанной.

В 1861 году был издан Манифест об отмене крепостного права. Казалось, теперь народ обретет долгожданную свободу, однако на деле личная зависимость сменилась для крестьянства зависимостью финансовой, большинство крестьян продолжало работать на помещиков, безропотно терпеть тяжелые условия труда и голод. «Красный день», как называет Н. А. Некрасов появления Манифеста в своей «Элегии», стал важной точкой отсчета, но это только начало длительного пути, считает поэт. Он стремится привлечь внимание «сильных мира», которые будто не замечают страданий народа, ведь прежде всего от них зависит наступление реальных изменений.

Жанр, направление, размер

Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.

«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.

Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.

Композиция

Стихотворение Некрасова «Элегия» состоит из четырех частей, которые позволяют читателю проследить за движением его поэтической мысли.

  1. Уже в первых строках поэт заявляет тему страданий народа. Некрасов твердо убежден в ее значимости, несмотря на явное общественное презрение к его попыткам описать бедственное положение простых людей. Не игнорирование страданий, а смелый разговор о них провозглашается по-настоящему достойным делом поэзии.
  2. Во второй части автор рассказывает, что избрал для себя путь служения народу, потому совесть его спокойна. Отмена крепостного права дала повод полагать, что мучительной крестьянской доле пришел конец, однако скоро стало ясно, что большая часть бывших крепостных по-прежнему оставалась бесправной и финансово зависимой.
  3. Картины крестьянской жизни, предстающие взору поэта, кажутся идиллическими: жницы стройно поют за своей нелегкой работой, а радостный довольный ребенок спешит доставить отцу в поле завтрак. И все же чуткий наблюдатель замечает, что, несмотря на внешние перемены, тяжелый труд и бесправие простого народа никуда не делись.
  4. За наблюдениями и раздумьями лирический герой проводит целый день. Он благословляет нелегкий крестьянский труд и видит своим долгом рассказать о нем миру, чтобы заставить мучителей народа опомниться и облегчить его долю.

Образы и символы

Лирический герой «Элегии» близок самому поэту. Это образованный человек, способный наблюдать и анализировать, он не довольствуется видимым благополучием явлений, а стремится проникнуть в самую их суть. Некрасов никогда не боялся смело говорить на неудобные темы и прямо указывать на бедственное положение народа. Он не скрывает боли и негодования, когда видит, что даже после отмены крепостного права положение народа не сильно улучшилось.

В центре авторского внимания оказывается сам образ народа, за жизнью которого наблюдает Некрасов. Его восхищает красота и поэтичность увиденных картин, а также способность простых людей честно и с достоинством нести выпавшие на их долю тяготы и лишения. Более того, народ как будто не замечает своего угнетенного положения, о чем автор печально вздыхает в последних строках текста.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» определены и изложены в нижеследующем списке:

  1. Основная тема стихотворения Некрасова «Элегия» – это бедственное положение простого народа. Поэт сравнивает народы с «тощими стадами», которые «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Нищета, голод, непомерно тяжелый труд и фактическое бесправие превращают жизнь крестьян в одно бесконечное испытание.
  2. Еще одной темой становится путь гражданского служения, который избирает для себя поэт. Пусть Некрасов не уверен, что именно его стихи принесут пользу и заставят власть задуматься об улучшении народного положения, но сердце и совесть не позволяют ему закрыть глаза на творящуюся социальную несправедливость. Он видит своим долгом привлекать «вниманье сильных мира» к бедственному положению народа и волнуется не о признании со стороны самого народа, а о реальных позитивных изменениях общественного устройства.

Основная идея

В своем творчестве Некрасов прямо и открыто говорит о том, что его тревожит. Уже в первых строках «Элегии» он поднимает вопрос «страданий народа», который веками не утрачивает своей актуальности. Поэт описывает жизнь крестьянства до и после отмены крепостного права и с сожалением заключает, что положение народа не сильно изменилось после долгожданной реформы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Таковая главная мысль стихотворения «Элегия».

Некрасов говорит о необходимости борьбы за свободу, одним из инструментов которой выступает поэтическое слово. Долг и обязанность поэта – замечать страдания и указывать на них тем, в чьих силах это изменить. Таков смысл произведения «Элегия». Поэт обращается к власти и сильным мира, но при этом хочет быть услышанным и самим народом. К сожалению, народ в полной мере не видит всего ужаса своего положения и это ожидаемо огорчает поэта, который не получает отклика от тех, о ком поет.

Средства выразительности

Наиболее полно раскрыть заявленные темы и выразить свою гражданскую позицию поэту помогает использование средств выразительности.

  1. Яркий и емкий образ бедственного положения народа уже в первых строках создается с помощью сравнения его жизни с «тощими стадами», которые влачат свое жалкое существование по скошенным лугам, подгоняемые бесконечными ударами бича.
  2. Образность текста усиливают эпитеты («золотая жатва», «медленный старик», «нестройный напев») и метафоры («процвел бы божий мир», «кипящие в уме вопросы»).
  3. Некрасов активно вводит в текст и олицетворения. Муза предстает живым собеседником поэта, она призывает отбросить ликование и увидеть истинное положение «освобожденного» народа. Природа также отзывается на песню, которую слагает автор: «ей вторят долы, нивы, и лес откликнулся». Таким образом, с одной стороны, весь чувствующий мир оказывается на стороне лирического героя, а с другой – возникает резкий контраст с реакцией самого народа, отсутствие отклика от которого печалит поэта.
  4. Особое возвышенное звучание стихотворению помогают придать использование поэтом торжественной лексики («рок», «влачат», «внемлет»), а также риторических вопросов и восклицаний.

«Элегия» Н. А. Некрасова представляет собой яркий образец гражданской лирики поэта, торжественный и печальный слог которой позволяет привлечь внимание к бедственному положению народа и заявить о необходимости общественных изменений.

Анализ стихотворения Некрасова «Великое чувство! У каждых дверей…»

Каждый из нас в самые сложные периоды своей жизни мысленно обращается к самому близкому и дорогому человеку к матери. Некрасов, не отличающийся сентиментальностью, также прошел этот путь, хотя о матери у него остались далеко не самые светлые воспоминания. Она умерла молодой, и поэт часто упоминал о том, что эта женщина была глубоко несчастна из-за деспотичного супруга.

Рано покинув отчий дом, Некрасов вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь частными уроками, но в этот период жизни он практически не обращался к теме детский воспоминаний.

У каждых дверей…», в котором признался, что единственным человеком, о котором он вспоминает с нежностью и теплотой, является мама.

Любовь к матерям, какими бы они ни были, закладывается у каждого человека на уровне подсознания еще до появления на свет. Но осмысление этих глубинных чувство происходит гораздо позже и нередко — на пороге собственной смерти. Вот и Некрасов отмечает, что «мы слышим, как дети зовут матерей, далеких, но

Некрасов именует это великим чувством, отмечая, что «его до конца мы в душе сохраняем».

Это чувство гораздо сильнее и прочнее, чем обычная любовь, которую испытывает человек по отношению к тем, кто ему дорог. Однако, как часто это бывает, о матери каждый из нас, по мнению поэта, вспоминает, когда ему особенно тяжело. «Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!», — подчеркивает Некрасов. Прожив жизнь и, фактически, находясь на пороге вечности, поэт хочет что-то изменить и вернуть прошлое, чтобы воздать должное той, которой он обязан своим появлением на свет.

Однако сделать это уже невозможно, поэтому автору остается лишь посвящать стихи этой женщине, которую он долгие годы считал безвольным и не имеющим собственного мнения человеком. К слову, в последние годы перед смертью Некрасов написал и опубликовал более десятка произведений, которые посвятил маме.

Дайджест:

Любовь — великое чувство Стихотворение «Последняя любовь», написанное в «денисьевский период», принадлежит к числу шедевров русской лирики. Это стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование. .

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а. .

Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и. .

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут. .

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного. .

Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья…» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения. .

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма» Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зине» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50 лет. Причем, его избранницей стала не светская львица и записная. .

Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство» Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после. .

Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!…» Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пьяница» В своих произведениях Николай Некрасов очень часто затрагивал социальную тематику, обращая внимание на классовое неравенство и пытаясь представить жизнь простых людей с максимальным реализмом. Судьба распорядилась так, что сам поэт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» Творчество Николая Некрасова весьма реалистично и лишено приукрашивания действительности. Это объясняется не только личной драмой поэта, который подростком сбежал из дома, опасаясь гнева своего несдержанного и довольно жестокого отца. Годы. .

Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…» В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасы войны» Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает. .

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум» Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте. .

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…» В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт. .

Анализ стихотворения Элегия Некрасова Элегия Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…» Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест. .

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион. .

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова Н. А В центре стихотворения Н. А. Некрасова «Огородник» проблема «любовь и социальное неравенство». Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительновыразительных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия» Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. .

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только. .

Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…» Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение «Блажен незлобивый. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей. .

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был. .

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. .

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник» Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу. .

Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке» Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. .

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. .

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» Мать Некрасова — Елена Андреевна Закревская — вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея. .

Стихотворение “Великое чувство! У каждых дверей” Некрасов Николай Алексеевич

Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далеких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,-
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!

Еще стихотворения:

Великое бессмертья хочет Великое бессмертья хочет, А малое себе не прочит Ни долгой памяти в роду, Ни слав на Божием суду,- Иное вымолит спасенье От беспощадного конца: Случайной ласки воскресенье, Улыбки милого лица.

Жаркое чувство, любви не надолго в душе остается Жаркое чувство любви не надолго в душе остается: Только что вспыхнет оно и угаснет сейчас же. Но пепел Этого чувства души возрождает в нас новое чувство: Дружбу, которая нам никогда.

Чувство красоты В черном зеркале рояля Пальцы тонкие дрожат Звуки музыки роями Наполняют сонный сад. То – «Ночная серенада», Сердца горестный вопрос… Пенный запах водопада От струящихся волос… Милая, не будь ревнива.

Великое вблизи неуловимо Великое вблизи неуловимо, Лишь издали торжественно оно, Мы все проходим пред великим мимо И видим лишь случайное звено.

Будет день — и свершится великое Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души. Ты — другая, немая, безликая, Притаилась, колдуешь в тиши. Но во что обратишься — не ведаю, И не знаешь.

И великое пламя над миром прошло И великое пламя над миром прошло, А верней — пронеслось! И от прежних лесов только птичье крыло Сохранить удалось. И хранится оно в золотом терему Да под вечным стеклом. А.

О великое искусство киносъемки! О великое искусство киносъемки! О рекламных объявлений суета! Вот написано, по центру, не в сторонке: В главных ролях, мол, снимались тот и та. Тот и та, у них то свадьбы.

Лучшее чувство Во всем мальчишки любят состязаться. А я во многом уступал друзьям. Что я умел? Глазеть да удивляться Деревьям, людям, песням и цветам… Теперь я знаю: есть такое мненье, Что этот.

Зачем рассказывать о том Зачем рассказывать о том Солдату на войне, Какой был сад, какой был дом В родимой стороне? Зачем? Иные говорят, Что нынче, за войной, Он позабыл давно, солдат, Семью и дом.

Чувство Родины Мне говорят: Забудь, мол, старину Ведь ты поэт – сегодняшний, советский! – А я рукой на критиков махну И еду снова в Переславль-Залесский! Сей древний город славу перенял От златоглавых.

Седьмое чувство Строятся разные небоскребы,- Зодчим слава и честь, Но человек уже хочет иного — Лучше того, что есть. Лучше и лучше пишутся книги, Всех их не перечесть, Но человек уже хочет.

Великое ничто Моя душа — глухой всебожный храм, Там дышат тени, смутно нарастая. Отраднее всего моим мечтам Прекрасные чудовища Китая. Дракон — владыка солнца и весны, Единорог — эмблема совершенства, И феникс.

В крови моей — великое боренье В крови моей — великое боренье. О, кто мне скажет, что в моей крови? Там собрались былые поколенья И хором ропщут на меня: живи! Богатые и вековые ткани Моей груди.

Сомнительное чувство долга Сомнительное чувство долга, двусмысленный мужской уют — где пьют и треплются без толку, и снова треплются и пьют. И засыпают на диване, и просыпаются едва. А утром спросишь: кто ты.

Мне давно это чувство знакомо Мне давно это чувство знакомо: Ветви бьют вперехлест. У крыльца, возле нашего дома, Лужа, полная звезд. Я стою и курю на пороге, Двери настежь открыл. В вышине, на небесной дороге.

Меня зовет какой-то тайный голос Меня зовет какой-то тайный голос, — Я не могу противиться ему. Смотрю вперед: вдали передо мною Несется дым по серым облакам. И что за чувство пробудилось смутно В душе моей.

Каждое чувство бывает понятней мне ночью Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый Образ пугливо-немой дальше трепещет во мгле; Самые отзвуки доступней, даже когда, неподвижен, Книгу держу я в руках, сам пробегая в уме Все.

В каждых сутках есть такой В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и.

Весеннее чувство Пришла весна — цветет земля, Древа шумят в венцах зеленых, Лучами солнца позлащенных, Красуются луга, поля, Стада вокруг холмов играют, На ветвях птички воспевают Приятность теплых, ясных дней, Блаженство участи.

Тогда мне было десять лет Тогда мне было десять лет. За речкой — синих гор громады, Не знал я, счастлив или нет, В лапту играя у ограды… Пылал закат. Вставал рассвет. Над головой синело небо.

Русские женщины

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша — голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха — героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» — и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей.

Роды были тяжёлыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от неё судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора — и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребёнка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за неё отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки — и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребёнка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймёт её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадёжен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюблённым в Машу Раевскую — хотя в кого он не был тогда влюблён! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казённые фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями — от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от неё узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку — видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьёв, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа — и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы — и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Читайте также:  Княгиня Волконская – краткое содержание Некрасов

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, — в остроге!»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

Поэма (1826 год)

Часть первая

Княгиня Екатерина Трубецкая собирается в дальнюю дорогу. Она обещает вспоминать родной дом и город, просит благословения отца. Княгиня знает, что будет тяжело, но полна решимости. С ней отправляется секретарь.

Трубецкая спешит и на каждой станции щедро раздает червонцы, чтобы поскорее сменили лошадей. Дорога трудна и зима сурова. Через месяц она подъезжает к Енисею.

В дороге женщина часто дремлет. Ей снятся милые картины прошлого: детский бал в родном доме, знакомство с будущим супругом, праздники, на которых она пленяет всех своей красотой. Но избраннику княгини не в радость светская суета. И вот супруги уже в Риме, бродят среди развалин, осматривают музеи, наслаждаются свободой. Строгая красота храмов сменяется живыми картинами итальянской народной жизни.

Потом возникают совсем другие сюжеты: стоны бурлаков, бедняки, которые гнут спину на полях ее родины. Княгиня спрашивает мужа: «Неужели так повсюду?», на что он отвечает: «По-другому не может быть в стране рабов и нищих».

Трубецкая просыпается от кандального звона. Это партия ссыльных. Женщина раздает деньги каторжникам и с грустью думает о том, что ее любимый тоже проходил здесь.

Княгине снится новый сон. Стоя на верхушке высокой башни, она видит огромную площадь, заполненную народом. Выстроенным полкам кричат: «Сдавайтесь!», но солдаты не отступают. В каре влетает верхом генерал, чтобы разогнать восставших. Его сбрасывают с седла, попытку повторяет другой, того убивают. Военных пытается усмирить митрополит, но ему советуют уйти. Тогда выкатывают пушки, и царь сам дает команду стрелять. Княгиня падает с высоты, она в ужасе за судьбу любимого.

Теперь ей снится длинный и сырой тюремный коридор. Старый инвалид ведет ее к арестованному супругу. Он жив и невредим, но приговор жесток. Княгиня спрашивает: «Чем помочь?», но муж отвечает, что просить бесполезно. В трепете она просыпается. Вокруг лишь темный лес, слышен вой волков. Ямщик заверяет, что все в порядке, и княгиня снова погружается в сон. На этот раз ей снится южный пейзаж. Рядом с мужем она скачет по цветущей долине. Женщина с корзинкой бросает ей цветок. Все вокруг поет о счастье, о том, что ее милый друг снова рядом и свободен.

Часть вторая

Тяжелый путь продолжается два месяца. Секретарь заболел в дороге, и княгиня едет дальше одна. В Иркутске ее встречает губернатор – старик в чине генерала. Трубецкая просит запрячь лошадей до Нерчинска и поскорее. Губернатор уговаривает женщину отдохнуть. С последней почтой пришла бумага, в которой сообщается, что ее отец тяжело болен. Старик просит Екатерину вернуться. Но княгиня непреклонна. Она очень любит отца, но не может уже повернуть назад.

Губернатор пугает Трубецкую жизнью на рудниках. Там зима длится восемь месяцев, нравы очень грубы, постоянно случаются драки и убийства. Жить придется в общем бараке, питаться хлебом и квасом. Трубецкая отвечает, что должна разделить судьбу супруга.

Губернатор уверен, что женщину доконает суровый климат. Но княгиня согласна умереть рядом с любимым. Тогда старик рассказывает о моральных страданиях ее мужа, который будет винить себя, что погубил супругу. Женщина в ответ уверяет губернатора: она будет сильной и со временем станет опорой супругу. Генерал еще напоминает княгине, что та молода, ее ждут свобода, почет, богатство, возможно, новый брак. Трубецкая с негодованием отвергает подобные планы.

Исчерпав аргументы, губернатор требует подписать отречение от наследства и дворянского титула. Трубецкая, ни мгновения не колеблясь, соглашается. Но генерал предлагает женщине еще раз подумать. Затем он болеет пять дней, и княгиня вынуждена ждать. После выздоровления губернатор заявляет, что не может дать женщине лошадей. Она пойдет по этапу вместе с каторжниками. Трубецкая согласна на все, она пойдет!

Сердце старика наполняется болью. По его седому усу скатывается слеза. Он действовал по приказу и ставил преграды, но больше не в силах препятствовать железной воле княгини. Екатерину доставят в Нерчинск за три дня.

КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ

(Бабушкины записки)

(1826 – 27 гг.)

Глава I

Бабушка пишет записки для внуков. Она завещает им портреты дорогих людей и железный браслет, который их дедушка выковал из своей цепи.

Родилась княгиня Мария Волконская в деревне под Киевом в богатой и знатной семье. Ее отец прославился в войнах с Персией и Швецией, но наибольшей славой покрыл себя в 1812 году. Удостоенный всех возможных наград и почестей, воспетый Жуковским и другими поэтами, он поселяется в своем спокойном поместье и пишет мемуары.

Старик дает балы, на которых Маша блистает красотой, но сердце девушки свободно. Ее судьбу решает отец. И вот девушка стоит под венцом с генералом Сергеем Волконским. Маша лишь однажды говорила с ним, а видела не более трех раз, но не смеет возражать строгому родителю.

После свадьбы она редко видит своего супруга. Тот постоянно объезжает свою бригаду. Маша болеет, и врачи советуют женщине морские купания. Она едет в Одессу, куда зимой наведывается муж. Неожиданно среди ночи Сергей будит жену и просит разжечь камин. Он сжигает какие-то бумаги, а затем супруги срочно покидают город. Волконский отвозит Машу к отцу и тут же с ней прощается.

Глава II

Маша встревожена, от Сергея нет никаких вестей. Родные стараются успокоить будущую мать. Роды проходят очень тяжело, и княгиня приходит в себя только через два месяца. Она узнает, что Сергей до сих пор не объявлялся, а отец и братья уехали в Петербург. Маша решает ехать в столицу, чтобы узнать о судьбе супруга.

В Петербурге все становится известно из приговора, и Волконской разрешают встречу с осужденным мужем. Свидание проходит в присутствии посторонних, поэтому супруги не могут говорить открыто, но Маша дает понять Сергею, что все приняла и простила.

Княгиня бросается к влиятельным родственникам и друзьям, чтобы спасти супруга, но узнает, что уже все возможности были испробованы, смягчить решение царя не удалось. Тогда Маша собирается ехать в Сибирь к мужу. Родственники ее отговаривают, а отец гневается. Он требует, чтобы дочь одумалась и не делала ребенка сиротой.

Глава III

Маша до двадцати лет была под постоянной опекой отца и не принимала никаких решений. Но сейчас ее воля тверда. Вопреки всем уговорам и советам окружающих, она поедет к Сергею. Сын вырастет и поймет свою мать.

Никто из родственников не спешит помогать княгине в приготовлениях к отъезду. Тогда Маша пишет письмо царю. Государь не препятствует ее поездке, хотя советует остаться дома с ребенком. Получив разрешение, княгиня собирается в дорогу. Последнюю ночь Маша проводит возле кроватки сына.

Утром она поручает ребенка заботам сестры, обнимает родных, становится на колени перед отцом с просьбой благословить ее. Отец отвечает: «Через год возвращайся домой, не то прокляну!»

Глава IV

Волконская едет в Москву, чтобы проститься с сестрой Зинаидой. Там готовится прощальный бал, на который приглашены знаменитые артисты и поэты. Среди них – Пушкин, с которым Маша знакома с детства. Вместе они отдыхали в Гурзуфе и резвились на берегу моря. Этот эпизод поэт описал в романе «Евгений Онегин».

Пушкин напутствует и ободряет подругу юности: царский гнев не вечен и она еще вернется домой. А если погибнет, память о ее подвиге сохранится на столетия. До самого утра Маша слушает прекрасные песни, стихи и музыку. В дорогу артисты провожают ее со слезами.

Глава V

Волконская в пути. В Казани она оказывается за несколько часов до нового года. Станционный смотритель отговаривает Машу ехать дальше, поскольку начинается метель. Но княгиня продолжает свой нелегкий путь. Новый год она встречает в поле. Дорогу замело, и тройка не может бежать дальше. Ямщик находит сторожку. Там на мерзлой рогожке княгиня проводит новогоднюю ночь.

Дальше дорога становится еще тяжелее. Дважды кибитка переворачивается, ее приходится сменить на телегу. Маша голодает в пути, но стойко переносит все трудности. В Нерчинске она догоняет Трубецкую. До рудника в Благодатске остается двенадцать верст.

Глава VI

Начальник острога требует разрешение на встречу с узниками, зная, что из Нерчинска еще не пришли бумаги. Волконская хочет ехать за ними, но начальник обещает привезти документы сам. Женщины идут отдыхать.

Утром, пока Трубецкая еще спит, Маша идет к руднику и уговаривает охрану пропустить ее. Но в шахте княгиню замечает дежурный. Волконская задувает факел, сбрасывает шубу и в полной темноте бежит вперед, рискуя свалиться в яму.

Каторжники замечают женщину, а Трубецкой узнает ее. Посылают за Сергеем. В ожидании мужа Маша раздает арестантам письма от родных. Вскоре появляется Волконский. Он от волнения плачет, а княгиня падает перед мужем на колени и целует его оковы.

Краткое содержание Некрасов Русские женщины

Поэма «Русские женщины» написана в двух частях, первая «Княгиня Трубецкая» и вторая – «Княгиня М.Н. Волконская». Из названий можно понять, что повествование будет вестись о двух этих женщинах, русских княгинях.

Начинается поэма с трепетной сцены, где героиня прощается со своим отцом графом и отправляется в дальний путь из Петербурга в Нерчинск. С грустью и тоской княгиня спешит за своим мужем, сосланным в Сибирь. Много морозных зимних дней и ночей была она в пути. Ей снятся сны о былой беззаботной жизни, балах и развлечениях. Ей вспоминается как со своим любимым путешествует по Риму. Ей мерещится встреча с мужем в темнице.

Будучи почти два месяца в изнуряющей дороге, отважная путница приехала в Иркутск. Там ее встретил губернатор города, который несколько дней не давал лошадей и пытался отговорить от продолжения пути, описывая, как тяжела будет ее жизнь в ссылке. Прибегнув даже к обману, сказав, будто граф требует подписать отречение от наследства у своей дочери. Но ее это не смутило, она была готова на все!

Такая настойчивость не смогла оставить генерала равнодушным, и он, со слезами на глазах, приказал доставить жену к мужу как можно скорее.

Вторая часть поэмы – это воспоминания княгини Волконской, которая рассказывает своим внукам о молодости и тягостном пути в Сибирь за своим мужем декабристом.

Семья героини была богатого дворянского рода, отец в молодости участвовал в войнах, слыл отважным полководцем, а в старости отдыхал и устраивал шикарные балы. В 19 лет было решено отдать любимую дочь замуж за генерала Сергея Волконского.

Но спокойной семейной жизнью удалось пожить недолго. Сергей впопыхах уехал, не рассказав беременной жене что же произошло. Все скрывали страшную правду, что Волконский участвовал в заговоре против царя и будет сослан в Сибирь.

На встрече в тюремной камере Мария была поражена измученным видом и печальным взглядом своего мужа. Она сказала ему, что любит по-прежнему и готова отправиться с ним в ссылку.

Вся семья несчастной Маши уговаривала ее не ехать в Сибирь к мужу. Молодой девушке, не знавшей ранее забот, сделать свой выбор было очень тяжело. Но она приняла решение – быть рядом с мужем. А иначе придется Жить размеренной сытой жизнью, но понимать что любимый мужчина страдает, мучиться угрызениями совести и терпеть косые взгляды знакомых. И поймет ли ее выбор сын, если вырастет без отца?

Приехав к сестре Зинаиде в Москву, был устроен прощальный бал, где в поддержку собралось много людей. Там Мария встретила Пушкина, они были друзьями детства и вспоминали проведенные вместе беззаботные дни в Крыму.

Тяжелый путь проделала княжна Волконская до Нерчинска, где встретила подругу по несчастью – княжну Трубецкую. Девушки добрались до места ссылки вместе.

Мария Волконская, проснувшись рано, отправилась на встречу с мужем. Она добралась до рудника, где трудились заключенные, закованные в цепи. Все замерли, наблюдая трепетную сцену воссоединения отважной жены и узника-мужа.

Это произведение о самоотречении богатых русских женщин. Которые пожертвовали беззаботной жизнью ради чести и для своих мужей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Некрасов Н. А.. Все произведения

  • Дедушка
  • Дедушка Мазай и зайцы
  • Железная дорога
  • Княгиня Волконская
  • Княгиня Трубецкая
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Коробейники
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный нос
  • На Волге
  • Размышления у парадного подъезда
  • Русские женщины
  • Саша
  • Школьник

Русские женщины. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Небольшое по объему, но емкое по содержанию произведение «Бакенщик» написал советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны

Рассказ “Моя жизнь” выполнен в виде биографии главного героя Мисаила Полознева. От его же лица и ведется повествование. Из близких родственников у него остались отец да сестра Клеопатра

Некогда Фивами управлял Лаий, супругой его была прекрасная Иокаста. Но в один день узнал он от оракула о том, что настанет день, когда появится на свет у него приемник, и погибнет он от его руки. Когда у него родился наследник

Однажды барину предложили взять медвежонка трех недель от роду. Соседям подарили знакомые охотники. Почему зверя отдавали было непонятно: малыш был очень славным, смешно переваливался, да и размером не больше рукавицы.

Действие начинается с описания героя по имени Грегор Замза, знатного коммивояжера, человека состоятельного, зарабатывающего достаточное состояние для проживания его семьи. Материальное положение позволяет выживать близким персонажа

Краткое содержание поэмы «Русские женщины» Н. А. Некрасова

Поэма «Русские женщины» Некрасова посвящена женам декабристов, последовавшим вслед за ссыльными мужьями в Сибирь. Предлагаем прочитать краткое содержание «Русских женщин», которое будет полезным для читательского дневника. Книга состоит из двух частей.

Главной героиней первой части, написанной в 1871 году, является княгиня Екатерина Трубецкая. Вторая часть, в основу которой легли воспоминания княгини Марии Волконской, была завершена в 1872 году. Обе части стиха были опубликованы в 1873 году в журнале «Отечественные записки».

  1. Основные персонажи поэмы
  2. Некрасов «Русские женщины» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Русских женщин»
  4. Содержание поэмы «Русские женщины» по частям
  5. Видео краткое содержание Русские женщины Некрасов

Основные персонажи поэмы

  • Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
  • Мария Николаевна Волконская – княгиня, супруга князя Волконского.
  • Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
  • Граф – отец Екатерины Трубецкой.
  • Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается остановить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.

Некрасов «Русские женщины» очень кратко

Поэма «Русские женщины» это произведение-гимн самоотверженности и преданности русских женщин, которые шли на каторгу за своими мужьями, осужденными за восстание на Сенатской площади.

Жены декабристов, искренне верящие в любовь и святость семейных уз, ехали в далекую неизведанную Сибирь, чтобы разделить печальную участь со своими мужьями.

Поэма представляет собой две части с описанием чувств и невзгод в пути двух первых русских женщин, отчаянно бросившихся вслед за мужьями — Марии Волконской и Катерины Трубецкой.

Это интересно: «Железная дорога» – драматическая поэма, повествующая о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всем мире. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Железной дороги» Некрасова для читательского дневника. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

Короткий пересказ «Русских женщин»

Некрасов Русские женщины краткое содержание:

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша — голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха — героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» — и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей…

Роды были тяжёлыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от неё судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора — и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребёнка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за неё отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки — и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребёнка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймёт её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадёжен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюблённым в Машу Раевскую — хотя в кого он не был тогда влюблён! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казённые фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями — от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от неё узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку — видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьёв, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа — и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы — и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, — в остроге!».

Читайте также: Стихотворение или поэма «Крестьянские дети» – одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем краткое содержание «Крестьянские дети» для читательского дневника. В поэме говорится о том, что однажды в деревенскую сараюшку зашел охотник, который от усталости забылся сном и его обнаружили ребятишки.

Содержание поэмы «Русские женщины» по частям

Княгиня Трубецкая

Старый граф, отец Екатерины Ивановны Трубецкой со слезами на глазах занимается последними приготовлениями – «княгиня-дочь… куда-то едет в эту ночь…». Она прощается с семьей, и просит родительского благословения в дальнюю дорогу. Княгиня прекрасно понимает, что надежды на встречу в будущем практически нет, «но долг другой, и выше и трудней» зовет ее в путь.

По дороге Екатерина Трубецкая вспоминает свое счастливое, беззаботное детство, стремительный калейдоскоп балов в роскошном родительском доме, на которые съезжались лишь сливки общества. Эти воспоминания сменяются яркими, солнечными картинами свадебного путешествия по Италии, когда Трубецкие бродили по Ватикану, по шумным городским площадям, посещали «дворец, развалины, музей», и высшим счастьем было затем «делиться мыслию своей с любимым существом».

Но счастливые воспоминания княгини нарушаются мрачной действительностью. В Сибири «на триста верст какой-нибудь убогий городок», из-за сильного мороза все сидят по домам, и даже собаки не лают. Этот край навевает у Трубецкой тяжелые мысли – «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. ».

Перед глазами Екатерины Ивановны встают сцены восстания декабристов, ее свидание с арестованным мужем, вызывающие в ней чувство острой безысходности.

После двух месяцев утомительного пути княгиня прибывает в Иркутск. Ее встречает сам «начальник городской», давний знакомый отца княгини, который настойчиво отговаривает от дальнейшей поездки.

Он пугает ее невероятно опасной и тяжелой дорогой, взывает к дочерним чувствам, но все напрасно – княгиня Трубецкая видит свой долг только в том, чтобы поддержать супруга в тяжелый час. Ей не страшны все тяготы, что красочно описывает губернатор, она готова в чужом краю «близ мужа умереть».

На следующий день губернатор еще раз делает попытку отговорить княгиню от рокового шага, но она по-прежнему настаивает на своем. Тогда губернатор сообщает ей, что в этом случае она обязана «отреченье подписать» от всех своих прав, то есть «нищей стать и женщиной простой».

Напоследок губернатор пугает княгиню тем, что не даст ей лошадей, а отпустит ее этапом до Нерчинска, вместе с каторжниками. Однако и эта попытка сломить волю решительной женщины оказывается безуспешной. Пораженный мужеством княгини, старый генерал со слезами на глазах признается, что мучил ее по приказу царя. Он приказывает запрягать лошадей, и княгиня отправляется в Нерчинск.

Княгиня Волконская

Желая сохранить для своих потомков память о прожитых годах, княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась княгиня «под Киевом, в тихой деревне», в знатном уважаемом семействе. Ее отец, генерал Раевский, в войне с Наполеоном «мужеством добыл и лавры побед и почести, чтимые миром». Маша была любимицей всей семьи, и детские и юношеские годы синеглазой красавицы прошли мирно и беззаботно.

На балах, устраиваемых Раевских, Маша была настоящей царицей. Она пленяла своей красотой гусаров и улан, но ее сердце оставалось холодным. За Машу сделал выбор ее отец, предложив в мужья князя Волконского – отважного генерала, любимца императора. На робкое возражение Маши о том, что жених гораздо старше ее, отец безапелляционно заявил: «Ты будешь с ним счастлива!».

После свадьбы супруги редко виделись друг с другом – Сергей Волконский постоянно был в разъездах. Однажды, когда он привез беременную Машу в Одессу, он разбудил ее посреди ночи с требованием разжечь камин, и затем всю ночь «бумаги сносил к камину — и жег торопливо». Затем он в срочном порядке отвез жену к отцу, в спешке простился с ней и ускакал.

Молодая княгиня никак не могла понять причину такого поведения супруга, но чувствовала, что «недоброе что-то случилось». Родные всячески успокаивали Машу, напоминали ей о том, что она должна беречься из-за ребенка.

Рождение первенца оказалось серьезным испытанием для княгини Волконской, которая в течение двух месяцев серьезно болела. Все это время семья скрывала от нее тот факт, что князь оказался заговорщиком.

Княгине удалось добиться свидания с мужем, и, увидев его измученное лицо, Маша укрепилась в своем решении ехать за ним в Сибирь. Именно в тот момент она поняла, насколько сильно любит своего супруга.

Родители княгини умоляли ее одуматься, не ломать судьбу не только свою, но и ребенка. Но Маша настойчиво твердила только одно – «Поеду!».

Молодой княгине тяжело принимать столь ответственное решение, поскольку до этого рокового момента за нее это делали другие. Только на двадцатом году жизни она «узнала, что жизнь не игрушка».

Княгине тяжело расставаться с сыном, но она надеется, что повзрослев, «он матери чувство поймет и в сердце ее оправдает». Маша уверена, что в глубине души ее поддерживает и отец, хотя никогда не признается в этом.

Мария Николаевна получает письмо от царя, в котором тот восхищается ее смелостью, но намекает «на то, что возврат безнадежен». Немедля, она собирается в дорогу, и напоследок отец под угрозой проклятия требует ее возвращения через год.

Княгиня держит путь в Москву, чтобы попрощаться с любимой сестрой Зинаидой. Чтобы поддержать Марию, она решает устроить пир, на который приглашает весь московский цвет общества: поэтов, артистов, певцов. Все стремятся выразить свое восхищение удивительной смелостью столь хрупкой женщины.

Среди гостей Мария Николаевна замечает Пушкина – старинного приятеля, с которым она была дружна в юности. Она вспоминает счастливые, безмятежные дни в Крыму, когда оба они были молоды, наивны и беспечны.

По дороге в Сибирь перед Волконской раскрывается картина ничем не приукрашенной жизни обычных людей. Тяжелая дорога и сильная метель вынуждают княгиню сделать небольшой привал в сторожке лесника, где для защиты от медведей дверь подпирается камнями.

На одной из станций княгиня узнает от конвойного солдата, что все ссыльные декабристы живы и «живут в руднике Благодатском». В Иркутске Волконскую губернатор мучает точно так же, как и княгиню Трубецкую, но она проявляет настойчивость, и держит свой путь далее. В Нерчинске ее ждет радостная встреча с Екатериной Трубецкой.

Объединенные общим горем женщины рады видеть друг друга. Они утешают себя тем, что станут «опорою гибнущим, слабым, больным» мужьям и достойно выдержат непростое испытание.

Узнав, куда узники отправляются на работу, Мария Николаевна спешит к руднику. Она умоляет часового пропустить ее к мужу, и тот уступает ее мольбам. Пробежав в полной темноте мимо опасных провалов и трещин, княгиня благополучно добирается к работающим узникам. Ее радостно встречают знакомые лица: «Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенской».

Княгиня видит супруга, на лице которого написаны все страдания, что ему довелось пережить. Мария Николаевна в слезах припадает к его оковам и целует их. В этот момент все чувствуют, как «тихого ангела бог ниспослал» – настолько волнующим и трепетным было свидание разлученных супругов.

Это интересно: Поэма «Дедушка» Н. Некрасова, написанная в 1870 году, является одним из самых первых произведений про декабристов. Основную мысль поэмы поможет понять краткое содержание «Дедушки» для читательского дневника. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.

Видео краткое содержание Русские женщины Некрасов

Авторская рукопись Некрасова имела иное название – «Декабристки», но писатель изменил его на «Русские женщины». Тем самым он хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность героинь, способных на великий подвиг самоотречения.

Краткое содержание Русские женщины Некрасов на видео:

Ссылка на основную публикацию