Анализ стихотворения Влас Некрасова

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Анализ лирики – наиболее сложный вид творческой работы учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
План анализа лирического произведения25.5 КБ
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”36 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении .

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

— Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

— сонет — дружеское послание

— поэма — признание и т. д.

  1. Настроение стихотворения

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает . заставляет почувствовать, настраивает на …

… радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу, успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа. Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

Неожиданная метафора «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. О бязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

(1) Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: « Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается работы («Грех сказать, чтоб ленива была»), а в том, что жизнь в барском доме лишила её физической силы и выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик: Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

На какой-то патрет всё глядит

Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество. Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий и искажённых слов — и нам явственно представляется жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа. (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Некрасов “Влас” главные герои и главная мысль, краткое содержание? О чем?

Некрасов “Влас”, характеристика Власа и краткое содержание. Старик Влас в молодости был равнодушным к людским страданиям мужиком. Он не жалел бедных соседей, скупал хлеб, а потом в голодный год продавал в тридорога и ему было не жаль умирающего бедняка. Влас довел до смерти свою жену, она умерла от побоев, он помогал прятать краденое. И вдруг Влас заболел, он при смерти, но никто не приходит ему на помощь. И тогда Влас клянется построить церковь, если выздоровеет. Бог послал здоровье Власу и Влас раздал все свои деньги, с тех пор прошло 30 лет. Раздетый и старый Влас ходит по селениям и собирает пожертвования на строительство храмов.

Стихотворение “Влас” учит соблюдать моральные принципы с малых лет, чтобы не прожить горькую одинокую старость. Главная мысль стихотворения “Влас” учит состраданию, каждый человек имеет потребность сострадать, но под давлением обстоятельств не находит сил сопротивляться материальным соблазнам. Некрасов показывает как велика и сильна душу русского мужика, осознав свои грехи главный герой Влас смог подняться со дна пропасти. пусть ог гол как сокол, но его душа чиста, а потому он здоров и силен.

Главные герои рассказа “Три охотника” дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма, они были охотниками и однажды в лесу решили отдохнуть и стали рассказывать друг другу веселые истории. Первым свою историю рассказа дядя Ваня, он на охоту пришел без ружья и его чуть не загрызли волки. Дядя Ваня залез на дерево, чтобы волки его не достали, но упал и провалился в берлогу к медведю. Медведь разогнал волков и дядя Ваня смог спастись.

Вторая история от дяди Феди, он рассказал историю, в которой смог убежать от медведя. Сначала охотник отвлекал внимание медведя своей одеждой, которую бросал во время погони, а потом медведь сломал мост и упал в воду. А потом он хотел залезть к себе домой в окно, но его спутали с воришкой.

последним свою историю рассказал дядя Кузьма, он застрелил медведя и привез его домой, но медведь оказался живым и бросился на дядю Кузьму. Но это оказалось все сном.

Главная мысль рассказа “Три охотника” учит любить животных, потому что в конце рассказа Пришвина герои говорят такие слова “И зверушки ни одной не убили, и весело время провели”, то есть в лесу можно не только охотиться, но и понаблюдать за животными.

План рассказа “Три охотника”

1 Охотники на привале

2 Случай на охоте. История дяди Вани

3 Как дядя Федя от медведя убегал

4 Дядя Федор рассказывает свой сон

5 Хороший был отдых!

Рассказ Джека Лондона “Сказание о Кише” показался мне не только интересным, но и познавательным. Я узнала о том, как когда-то жили северные племена, как они охотились и распределяли добычу.

Главный герой произведения – это тринадцатилетний мальчик Киш, оставшийся без отца. Его отец был замечательным охотником и всегда распределял мясо по-справедливости. Теперь же, после гибели отца, соплеменники подсовывали слабым и немощным людям самые плохие части туши. Вот мальчик и возмутился такой несправедливостью и объявил, что отныне будет сам добывать пищу.

Кишу удалось стать умелым охотником, а в племени начали поговаривать о том, что он использует силу духов. Они считали, что колдовство помогает мальчику добывать мясо, поскольку одному ему завалить медведя не под силу.

В конце повествования Киш раскрывает соплеменникам тайну шариков, с помощью которых он побеждал медведей. Находчивый молодой охотник скатывал шарики из жира тюленя, а внутрь него прятал туго скрученный китовый ус. Эти приманки поедали медведи, после чего слабели и падали, а Киш их добивал.

Через время Киш стал вождем племени, а сказание о благородном и справедливом предводителе стало передаваться из уст в уста.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно быть не только умным и решительным человеком, но и проявлять смекалку. Зачастую именно находчивость помогает достичь цели, в то время как сила оказывается бесполезной.

Рассказ учит нас, что во взрослом мире молодой человек может добиться уважения, если он честен, справедлив и благороден. Кроме того, рассказ учит нас бороться с несправедливостью и всегда доказывать свою правоту.

Начнем с главных героев. Томас Уингфилд, молодой англичанин. Де Гарсиа, испанский идальго. Отоми, дочь Монтесумы (Монтесума – вождь ацтеков). В начале книги де Гарсиа убил мать Томаса, которую когда-то любил, но она предпочла ему другого – отца Томаса, вся остальная книга посвящена его погоне за убийцей по всему свету с целью отомстить. Он последовал за ним в Испанию, там чуть не погиб от рук святой инквизиции, затем пересек океан вслед за армией Кортеса, к которой примкнул подлец Гарсиа. В Америке он попал к ацтекам и долго жил среди них, полюбил дочь вождя Отоми, едва не был принесен в жертву индейским богам кровожадными жрецами. Лежащему на алтаре с занесенным над ним мечом Томасу спас жизнь Гарсиа, по ошибке, конечно. Томас женился на Отоми, сражался на стороне индейцев, в конце концов загнал своего врага на вершину действующего вулкана, в жерло которого негодяй и низринулся. После смерти Отоми Томас вернулся в Англию. Главная мысль книги – месть и великодушие. Главный герой посвятил всю свою жизнь отмщению убийце матери и он выполнил свою клятву, много раз рискуя своей собственной жизнью. Это ооочень краткое содержание книги, и она стоит того, чтобы прочитать ее полностью.

Самолет терпит крушение и дети от 3 до 14 лет оказываются на необитаемом острове без врзрослых. Первыми появляются Ральф и Хрюша. Хрюша – мальчик в очках, болющий астмой. Они находят раковину, с помощью которой созывают к себе оставшихся детей. Последим риходит Джек, приведя собой шрупу мальчиков-хористов. Главным выбирают Ральфа, хотя Джек тоже притендовал на эту должность. Они устанавливают правило, по которому во время собрания можно говорить только тому, у кого в руках раковина.Джек и хористы становятся охотниками. Самые младшие из ребят начинают бояться чудовища, якобы живущего на острове, но Ральф убеждает их, что чудовищ тут нет и предлгает развести костер, чтобы его дым можно было заметить с воздуха, когда за ними прилетят спасатели. С помощью очков Хрюши им удается развести костер, но огонь перекидывается на лес и в пожаре пропадает один из малышей. Хрюша редлагает строить шалаши, но детям эта идея не интересна. Вместо того, чтобы следить за костром, хористы убегают на охоту и огонь гаснет в тот самый момент, когда мимо острова проплывает корабль. Вскоре Джек уходит в другую часть острова и начинает переманивать в свой лагерь детей, обещая им веселье и охоту. В лагере Ральфа остается только 4 человека:сам Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм. В лагаре Джек объявляет себя вождем, а идолом длает воображаемое чудовище, оторому дети делают жертвоприношения. В один из такомх ритуалов мальчику по имени Саймон становится плохо и ребята убивают его. Все это Видит Ральф и трое других ребят из его лагеря. Для того, чтобы снова разжечь костер, Джек силой отбирает очки у Хрюши. Ральф пытается договориться, о том, чтобы ребята объединились. Однако Джек против. Он и его лгерь убивают Хрюшу, а близнецов берут в плен. Ральф остается один. Ребята устраивают охоту на Ральфа. Они поджигают джунгли, чтобы вытеснить его к берегу, бросают в него камни и копья. В этот момент военные замечают дым и подплывают к берегу. Ральф им все рассказал. Он рассказал о том, что вначале им удалось наладить жизнь на острове, но потом ребята стали дикарями и в результате двое погибли. основная мысль в том, что человек, оказавшись далеко от цивилизации начинает деградировать. Нужно в любой ситуации оставаться цивилизованным и не терять человеческие качества.

Книга Виктора Астафьева “Кража” начинается с описания детского дома, в котором умер мальчик Гоша Воробьев. Главные герои детдомовские дети, Астафьев пишет

В детдоме были круглые сироты и дети, кто при живых родителях попал в детдом, все уже смирились со своей участью, но смерть мальчика потрясла их всех одинаково. Смерть всколыхнула в них притухшее одиночество, при виде мертвого мальчика дети представили себя на его месте и враз поняли, никому они не нужны, умрешь и не заметят. А каждый человек рождается , чтобы оставить след в памяти будущих поколений.

Астафьев поднимает проблему ненужных детей, проблему нравственного выбора, которую сделают никому ненужные дети.

Урок литературы в 10-м классе по теме “Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова”

Разделы: Литература

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

– Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

– Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

– Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

– Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

– прочитать стихотворение и выбрать ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Какую окраску они несут?

– каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

– найти рифмующиеся слова;

– определить размер стихотворения;

– составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы“Поражена потерей невозвратной” 1848“Мы с тобой бестолковые люди” 1851“Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова.Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно.Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви.Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?“р”-передает напряжение, раздражение, стремление.“ш”, шипящие, свистящие – протяженность, возмущениеПреобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова.Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба.Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье.Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения.Ямб несет возбуждениеАнапест- длительностьЯмб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении?в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской.Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное.Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Анализ стихотворения Пчелы Некрасова

Это стихотворение было написано Некрасовым специально для детской книги, которую он хотел издать, но так и не получилось. Николай Алексеевич считал, что уровень детской литературы в России того времени оставляет желать лучшего. Начинается это небольшое стихотворение с прямой речи, в которой герой приглашает поесть мёда с хлебом и послушать историю. А слушателя герой называет «сынком».

Со второй строки начинается эта правдивая история (уже без кавычек). Говорится, что очень уж поднялась вода – почти всё вокруг затопило. Сухого места осталось только деревня и пригорок с ульями. Герой говорит о пчелах с любовью и уважением. Эти насекомые из «наших» ульев для деревни, как те же коровы, – кормилицы. Кроме того, пчёлы, как труженицы, вызывают уважение. И также жалость от того, что с пыльцой пчелы тогда не могли перелететь эту воду, падали и тонули. Если бы они летели «налегке», будто трутни, то сохранили б себе жизнь, но они погибали, выполняя свой долг. И герой горько вспоминает – тонули работницы сердечные. Все в деревне хотели им помочь, но не знали, как это сделать. Вот почему жителей этой деревни называют в стихотворении грешными, то есть за грехи им такое наказание – наблюдать гибель своих пчёл.

И признаётся рассказчик, что никогда б не нашли решения, но, к счастью, проходил мимо их деревни человек. И как раз привело его к ним на большой церковный праздник – это хороший знак. Этот «прохожий» посоветовал поставить вехи – такие опоры для пчел, чтобы они могли отдохнуть. За эту простую, но практически гениальную мысль он стал буквально «святым человеком» в той деревне. И пчелы сразу поняли помощь людскую – на первую же веху повалили отдыхать. Их сравнивают с «богомолками» у храма.

Завершается история в третьей строфе, когда подчеркивается, что за того прохожего теперь только и молиться. И слушатель, поев мёда, тоже перекрестился с благодарностью тому человеку.

Речь героя ритмична, описательна, но и достаточно эмоционально. Например, он восклицает о наводнении: «Беда!» Многие слова указывают на то, что говорит человек простой, хотя и вполне грамотный. К примеру, «надоумить», «натко», также есть сказочная напевность, ведь история для ребенка, «тужил-тосковал», «травочка». И сейчас мы видим много устаревших слов: «осенить», «благодать».

Это стихотворение легко читается, показывает простых людей, их добрые поступки и, вообще, гармонию в мире.

Анализ 2

В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.

Жители села не знали как поступить в такой ситуации, но какой-то пришлый человек советует установить вехи для того чтобы пчелы могли отдыхать. Благодаря этому совету люди действительно устанавливают вехи и спасают пасеку. В стихотворении герои благодарят этого советчика, который фактически даровал спасение пчелам и мед пасеке.

Конечно, данное стихотворение может рассматриваться сугубо как детская история, особенно если учитывать изначальное предназначение стиха именно для детского цикла. Некрасов написал ряд таких стихов и в этом прослеживаются характерные детали именно для детского творчества. Тут дается довольно простой сюжет, поучительная история и используется понятная лексика.

Тем не менее, вдумчивый читатель может поразмыслить над дополнительными смыслами, которые вкладывал автор в собственное произведение. Ведь на самом деле символ пчел является довольно понятным.

Лирика Некрасова нередко посвящалась простому трудовому народу, он писал о тяготах простых людей, о напрасной гибели и подобном. Пчела является более чем характерным символом простого рабочего человека, бескорыстная и трудолюбивая, она выполняет собственную работу в интересах улья. Подобным образом действуют и крепостные, о которых так часто волновался Некрасов.

Трудно сказать, какое именно событие или пласт событий описывает автор, но мы можем предположить некое отсутствие чуткого руководства над пчелами, которые от этого начинают гибнуть и страдать. Если вмешивается какой-то внешний фактор, в частности наводнение, то пчелы не могут нормально действовать. Только совет стороннего человека позволяет справиться с этими невзгодами.

Возможно, Некрасов, тут указывает на потребность более гуманного отношения к рабочим людям, потребность в разуме или чем-то подобном. Также тут возможна и религиозная символика, ведь Некрасов указывает на человека, который пришел на Благовещенье – праздник, который отмечает извещение Девы Марии и непорочном зачатии Христа.

Далее этот образ развивается и пчелки сравниваются в «богомолками у церкви», то есть эти вехи мы можем сопоставить с церквями как таковыми или религиозным уставом (к примеру, каждая веха – отдельная заповедь) который помогает не потонуть в грехе материального мира и перебраться на сушу, на другой берег мира вечного.

Как известно, мед является одним из самых ценных продуктов сельского хозяйства. Собственно и все пчеловодство приносит немалый доход и пользу.

Только вот за пчелами нужно тщательно следить, создавать оптимальные условия для развития улья и содержать улей в порядке. Ведь колония пчел может погибнуть или перебраться в какое-то другое жилище, есть много вариантов. Пчелы маленькие, но представляют собой довольно внушительный организм, который действует сообща.

Анализ стихотворения Пчелы по плану

Пчелы

Возможно вам будет интересно

Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

Стихотворение Упоенье — яд отравы.. написано в 1914 году молодым Есениным, который, тем не менее, в раннем возрасте начал пользоваться вниманием публики. Его стихи обретали популярность

Существуют различные воззрения относительно развития человечества. Если взять наиболее распространенное сейчас мнение у людей цивилизации, то люди двигаются к прогрессу и каждое техническое достижение приближает

Рассвет представляет собой невероятно мощный образ, который позволяет использовать множество интереснейших поэтических тропов и создавать увлекательное повествование. Смена ночи днем, рассеивание тьмы давно используется в мировой культуре

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Анализ стихотворения Некрасова Пчелы

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют они «слаще хороводов». Но со временем злые люди начали отлавливать певчих птичек и продавать на рынке. Это продолжалось до тех пор, пока в соловьиной роще не осталось ни одного соловья.

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще до рассвета и работает до поздней зари. Лирическая героиня сожалеет, что не может вести свободную жизнь певчей птички.

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» — это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

Стихотворение «Пчёлы»

Стихотворение «Пчёлы». Почему автор дал такое название своему стихотворению? Что же мы увидели здесь? Чему нас учат эти стихи? Стихотворение называется «Пчёлы», т.к. действительно пчёлы здесь выступают. Они трудятся, чтобы на столе всегда был мед, так необходимый всем. Его с удовольствием ест один из героев стихотворения – мальчик. Автор нам говорит, что не только пчелы должны на нас работать, но и мы в трудную минуту должны оказывать им свою помощь. Если бы не были поставлены вехи, то пчёлы могли погибнуть.

Слайд 5 из презентации «Тема урока Мир детства глазами Н.А. Некрасова»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тема урока Мир детства глазами Н.А. Некрасова.ppt» можно в zip-архиве размером 322 КБ.

краткое содержание других презентаций о Некрасове

«Некрасов Николай Алексеевич» – Памятники Н.А.Некрасову. Чего только не пришлось пережить Некрасову! В 1838 г. начал печатать свои стихи. Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877). Книги Некрасова. Некрасов был поэтом глубоко национальным. В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал поступать в Петербург поступать в Дворянский полк (офицерское училище).

«Николай Алексеевич Некрасов» – В холодное стекло. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Снежок порхает, кружится, На улице бело. Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Родился Н. А. Некрасов в местечке Немирове подольской губернии в семье дворянина. Стихотворение «На Волге». И превратились лужицы. О, Волга. колыбель моя!

«Пушкин и Некрасов» – Два гения одного века. Уваженье к именам. Фразеологизмы. Стихотворения. Море пред грозою. О жизни и творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Кроссворд. Онегин. Анализ стихотворения. Славная осень. Цыганы. Стихотворный размер. Пушкин и Некрасов. Русские женщины. Словарная работа. Пушкин. Восстание на Сенатской площади.

«Поэт Некрасов» – Казалось бы, полная лодка зайцев – богатая добыча, охотничья удача… На то вам и красное детство дано. Дети – герои многих произведений Некрасова. Растите на воле! Мы оба нагнулись, да разом и хвать Я детского глаза люблю выраженье, Змею! Образы крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова. В поэме «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям.

«Творчество Некрасова урок» – Бурлаки на Волге. А. С. Пушкин. Александринский театр. Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. М. Ю. Лермонтов. Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). Н. Некрасов. Приведи в соответствие. «Я бескорыстно люблю твой талант, твою литературную известность…» Н. Некрасов.

«Н.А.Некрасов» – Дай твоей неизящности силу. Последователи Некрасова. Стихотворения Некрасова созвучны и с полотнами художников-передвижников. Некрасов в музыке. И многие поэты последующего поколения явились продолжателями традиций Н.А.Некрасова. А когда читаешь «Тишину» поэта, то перед глазами предстаёт работа И.И.Шишкина «Рожь».

Всего в теме «Некрасов» 30 презентаций

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Пчелы»

“Натко медку! с караваем покушай,
Притчу про пчелок послушай!

Нынче не в меру вода разлилась,
Думали, просто идет наводнение,
Только и сухо, что наше селение
По огороды, где ульи у нас.
Пчелка осталась водой окруженная,
Видит и лес, и луга вдалеке,
Ну и летит, – ничего налегке,
А как назад полетит нагруженная,
Сил не хватает у милой. Беда!
Пчелами вся запестрела вода,
Тонут работницы, тонут сердечные!
Горю помочь мы не чаяли, грешные,
Не догадаться самим бы вовек!
Да нанесло человека хорошего,
Под благовещенье помнишь прохожего?
Он надоумил, христов человек!

Слушай, сынок, как мы пчелок избавили:
Я при прохожем тужил-тосковал;
“Вы бы им до суши вехи поставили”, –
Это он слово сказал!

Веришь: чуть первую веху зеленую
На воду вывезли, стали втыкать,
Поняли пчелки сноровку мудреную:
Так и валят и валят отдыхать!
Как богомолки у церкви на лавочке,
Сели – сидят.

На бугре-то ни травочки,
Ну, а в лесу и в полях благодать:
Пчелкам не страшно туда залетать.
Всё от единого слова хорошего!
Кушай на здравие, будем с медком.
Благослови бог прохожего!”

Кончил мужик, осенился крестом;
Мед с караваем парнишка докушал,
Тятину притчу тем часом прослушал
И за прохожего низкий поклон
Господу богу отвесил и он.

Стихотворение Некрасова Н.А. – Пчелы

См. также Николай Некрасов – стихи (Некрасов Н. А.) :

Пышна в разливе гордая река.
Пышна в разливе гордая река, Плывут суда, колеблясь величаво, Просмол.

Пьяница
Жизнь в трезвом положении Куда нехороша! В томительном борении Сама с.

Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе

Анализ стихотворения Некрасова «Пчелы» и «Соловьи»

В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья – странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего. Откровенно иносказательный характер носило стихотворение «Соловьи» (1870). Издавна крестьяне положили меж собой не ловить соловьев в своей роще. Птицам здесь вольно: никто не ставил ни силков, ни сетей. Зато и гремит весь лес каждую весну, радует каждого. Мать, рассказавшая детям о соловьиной роще, прибавила:

  • «Запомнить надобно и вам:
  • Избави бог тут ставить сети!
  • Ведь надо ж бедным соловьям
  • Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Когда старший сын спросил у матери, есть ли такие рощи и для людей, мать ответила:

  • «Нет, мест таких. без податей
  • И без рекрутчины нет, дети
  • А если б были для людей
  • Такие рощи и полянки,
  • Все на руках своих детей
  • Туда бы отнесли крестьянки. »

Поэт внес в стихи горькие мысли о бесправии народа, его мечту об избавлении от гнета, податей и рекрутчины.

Слушать стихотворение Некрасова Пчелы

Чему учит стихотворение Некрасова “Пчелы”?

Н. Некрасов написал стихотворение о труде, пчелы главные герои стихотворения, труженницв попали в беду и если бы не прохожий человек, пчелы бы погибли. Некрасов напоминает слушателям, что все в мире взаимосвязано, природа помогает человеку, а человек должен беречь природу. Погибли бы пчелы, исчезли бы вес пчелы на земле и человек лишился бы дара природы меда. Стихотворение Некрасова “Пчелы” учит заботиться о живой природе, учит любить и понимать природу.

У Некрасова во многих произведениях встречается тема нелегкой женской доли на Руси. Так и в Тройке. Можно выделить следующие темы 1-я – Места. Молодая и красивая девушка,заглядевшись на красавца – корнета, мечтает вырваться из своего полурабского, бесправного положения крепостной девушки (женщины) в России. 2-я – Реальность и наиболее вероятное будущее. Нелюбимый и нелюбящий муж, который издевается над женой, непосильный труд, да плюс издевательства и унижения со стороны свекрови и родственников мужа. Все это приведет к тому, что красота поблекнет, увянет, она рано состарится и рано умрет. 3-я – Вывод и, пусть не очень приятный, но довольно реалистичный призыв – смириться со своей нелегкой долей

Н.А.Некрасов большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова находится на Литейном проспекте д.26.

На противоположной стороне Литейного проспекта размещается дворец с великолепным подъездом, принадлежавший очень богатому и знатному царскому сановнику.

Из окон своего кабинета Н.А.Некрасов наблюдал жизненные сцены у подъезда.

В основном это были просители, которых не пускали далее крыльца, или по “торжественным дням” чиновники канцелярий должны были поздравить своего начальника – расписаться в специальном журнале, чем засвидетельствовать свое почтение.

Вот наблюдая все эти сцены Н.А.Некрасов и назвал свое стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.

Чтобы найти ответ на вопрос пришлось немножко потрудиться. Наконец, нашел все стихотворения Николая Некрасова длиной в шесть четверостиший, то есть из двадцати четырех строчек. Вот список таких стихотворений в хронологическом порядке:

  1. К N. N. (1841)
  2. «Послание к соседу» (1844)
  3. «Современная ода» (1845)
  4. «Отрадно видеть, что находит» (1845)
  5. «Если, мучимый страстью мятежной» (1847)
  6. «Ах, были счастливые годы. » (1851)
  7. «За городом» (1852)
  8. «Гадающей невесте» (1855)
  9. «Демону» (1855)
  10. «Праздник жизни – молодости годы» (1855)
  11. «Белый день был недолог» (1856)
  12. «Всевышней волею Зевеса» (1857-1858)
  13. «На смерть Шевченко» (1861)
  14. «Возвращение» (1864)
  15. «Перед зеркалом» (1866-1867)
  16. «С работы» (1867)
  17. «Молебен» (1876)

Не включено в данный список стихотворение «Загадка» (Художества любитель…), потому что сам автор вместо каких-то понятных только ему слов в двух строчках использовал многоточие, хотя стихотворение состоит из двадцати четырех строк, если считать эти строчки тоже в счет.

Не включил в этот список еще стихотворений: «Ершов-лекарь», «Послание к соседу», «Табак», так как эти стихотворения состоят из двадцати пяти строк.

Ниже приведены тексты стихотворений.

> К N. N. (1841)

> «Современная ода» (1845)

Читать полный текст стихотворения Лермонтов “Осень”. На первый взгляд стихотворение несет угнетающий смысл, поэт описывает свои наблюдения за осенним пейзажем мрачными красками. Но главная мысль стихотворения спрятана в строчках про пахаря. Поэт труженник, его усталость отмечается пессимичтсическим настроением, но видя труд другого человека, поэт заряжается новыми силами и заканчивается стихотворение намеком на продолжение жизни. Стихотворение Лермонтова “Осень” учит наблюдать за природой, подмечать любую деталь, которая натолкнет на новую мысль, ведь пока человек мыслит, он живет. Любите природу, помните, что человек чать природы и вы найдете умиротворение в жизни.

Вопрос касается произведения Николая Некрасова ” Дед Мазай и Зацы”.

Первая часть стихотворения идет от имени автора. В ней он рассказывает как вместе с дедом Мазаем в августе месяце недалеко от Малых Вежей они славно проводили время, охотились, жили в лесу, собирали ягоды. Много автор слышал от Мазая потешных историй.

Во второй части сам Мазай рассказывает о том, как в половодье спасал зайцев. Как смеялась над ним деревня, а он, знай, делал свое дело.

Возможно, автор и засомневался в словах Мазая, подумав, что он все это выдумал, поэтому и передал ему слово для рассказа. А вы уже решайте сами правда это или придуманная история.

Биография и краткий анализ творчества Николая Некрасова

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова … лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Литература. 10 класс (2 часть) Николай Алексеевич Некрасов. Позднее творчество

Книга «Последние песни»

В 1876 году Некрасов почувствовал первые признаки болезни (рак), которая через полтора года тяжких мучений свела его в могилу. В этот трагический период Некрасов пишет лирические стихотворения, вошедшие, наряду с поэмой «Современники» и отрывками из поэмы «Мать», в сборник «Последние песни»:

Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть; Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть. Я дворянскому нашему роду Блеска лирой моей не стяжал; Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал.

Этим трагическим стихам присуща убедительность последнего слова человека, мужественно встречающего смерть.

Внутренний мир лирического героя Некрасова в «Последних песнях» противоречив и драматичен: предчувствие ожидающей поэта славы — и чувство вины перед Родиной; вера в народ —и сознание своей «чуждости» ему; радость от исполненного долга поэта-гражданина — и сомнения в плодотворности выбранного пути, ощущение упущенных творческих возможностей; отчаянный протест против смерти — и примирение с ней…

В стихотворении «Сеятелям» (1876—1877), подводя итог усилиям своего поколения сеять «знанья на ниву народную», Некрасов обращается к сюжету известной евангельской притчи о сеятеле. В отличие от евангельского первоисточника, вина за «хилые» всходы падает не только на «бесплодную почву» народной жизни, но и отчасти на самого сеятеля («Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?»). Важно также отметить, что, в отличие от Христа, «сеятель» Некрасова стремится посеять в народном сознании не семена Веры, а семена Знания. Иными словами, некрасовский «сеятель» хочет озарить народную Веру светом критического сознания, достичь своеобразного синтеза Веры и Разума. Собственно, такая роль предназначалась автором «Кому на Руси жить хорошо» выходцу из «народной интеллигенции» Грише Добросклонову. Именно с этими будущими «сеятелями» связывает Некрасов свои сокровенные чаяния, к ним обращен предсмертный призыв поэта:

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…

В предсмертном стихотворении «О Муза! Я у двери гроба. » Некрасов все же выражает надежду на то, что его сомнения и колебания будут правильно поняты:

Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Нерусский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…

Во время похорон поэта на траурном митинге Достоевский в своей речи сравнил Некрасова с Пушкиным. Молодежь закричала: «Он был выше Пушкина!» Как бы предвидя острые споры о своем месте в русской поэзии, Некрасов просил своих потомков:

Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей.

Основные теоретические понятия

Романтическая ирония, сатира, «физиологический очерк», лирический герой, эпигонство, пародия, прозаизм, перепев, многоголосие, интонация, сказ, эпопея.

Вопросы и задания

1. Как своей литературной деятельностью молодой Некрасов способствовал становлению и утверждению принципов «натуральной школы»?

2. Каковы жанрово-стилевые особенности стихотворных сатир Некрасова?

3. Какие стихотворения входят в «панаевский цикл» лирики Некрасова? Что нового вносит поэт в разработку любовной темы?

4. Как обновляет Некрасов ритмику, интонацию, звукопись классического стиха?

5. Раскройте особенности идеала поэта-гражданина в стихотворении «Поэт и гражданин». Соотнесите этот идеал со стихотворениями «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «В. Г. Белинский», «Н. Г. Чернышевский» и др.

6. Какое значение для понимания характера лирического героя Некрасова имеют постоянно звучащие в его поэзии мотивы раскаяния, искупления вины, добровольного самопожертвования? Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Родина», «Рыцарь на час» и др.

7. Что такое поэтическое многоголосие (полифония)? Как оно проявляется в стиле стихотворений Некрасова, посвященных народной теме?

8. Перечислите жанровые признаки эпопеи. Почему поэму «Кому на Руси жить хоропю» можно назвать «эпопеей современной жизни»?

9. Каков был первоначальный замысел «Кому на Руси…»?

10. Каким смыслом в «Кому на Руси…» по мере развития сюжета наполняется образ дороги?

11. Как воплотился идеал «народного заступника» в образах Ер- милы Гирина и Савелия, богатыря святорусского?

12. К стилю каких жанров фольклора обращается Некрасов, создавая образы Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина?

13. Почему галерея «народных заступников» в поэме Некрасова заканчивается именно образом Гриши Добросклонова? Некоторые комментаторы поэмы, наоборот, считают, что поэма должна заканчиваться главой «Крестьянка» (из III части) и соответственно «Бабьей притчей». Как в этом случае изменился бы авторский замысел поэмы?

*14. Прочитайте лирические циклы Некрасова «На улице» и «О погоде». Сравните некрасовский образ Петербурга с Петербургом А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Петербургские повести»); Петербургом Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»). Каким новым смысловым подтекстом наполняет Некрасов петербургский пейзаж?

*15. Прочитайте стихотворения Некрасова «Влас» (1854), «Песня убогого странника» (из поэмы «Коробейники», 1861), поэму «Дедушка». Как подготавливался в них тип «странника», «юродивого», «народного заступника», занявший впоследствии значительное место в сюжете «Кому на Руси жить хорошо»? Почему в народном сознании жизнь «странника» приравнивается к христианскому подвигу, а сама фигура «странника» окружается ореолом святости?

16. В чем заключается неоднозначное отношение автора к духовным ценностям народной жизни в стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда»?

Тематика сочинений

Образ Музы в лирике Н. А. Некрасова.

Мотив «рокового поединка» в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.

Типы народных праведников в лирике Н. А. Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Тематика рефератов

Н. А. Некрасов как очеркист и прозаик. Водевили Н. А. Некрасова.

Н. А. Некрасов и А. Я. Панаева.

Цикл Н. А. Некрасова «Последние песни».

Тематика исследовательских работ

Н. А. Некрасов-пародист.

Новые формы стиха в лирике Н. А. Некрасова.

Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в цикле Н. А. Некрасова «О погоде».

Споры о композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в отечественном литературоведении.

Литература

Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».— М., 1973.

Бойко М. Лирика Некрасова.—М., 1977.

Коровин В. И. Русская поэзия XIX века.—М. 1983.

Сапогов В. А. Анализ художественного произведения: Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос».— Ярославль, 1980.

Скатов Н. Н. Н. А. Некрасов. Современники и продолжатели.— М., 1986.

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

  1. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
  2. В стихотворении Сеятелям Некрасов призывает молодежь сеять разумное, доброе, вечное, так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

СЕЯТЕЛЯМ Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами1? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? Ответом на этот вопрос стало стихотворение Некрасова Сеятелям. В нем Некрасов говорит о том, что в будущем народ оценит его поэзию и найдет слова благодарности. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность. Слова поэта оказались пророческими. Восьмого января 1878 года Некрасова не стало. Гроб поэта через весь город несли на руках, а за гробом шла необозримая процессия. На венках были надписи: Бессмертному певцу народной скорби. От русских женщин. Слава печальнику горя народного .

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

«Царское село» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс
Ссылка на основную публикацию