Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

Урок литературы в 10-м классе по теме “Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова”

Разделы: Литература

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

– Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

– Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

– Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

– Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

– прочитать стихотворение и выбрать ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Какую окраску они несут?

– каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

– найти рифмующиеся слова;

– определить размер стихотворения;

– составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы“Поражена потерей невозвратной” 1848“Мы с тобой бестолковые люди” 1851“Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова.Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно.Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви.Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?“р”-передает напряжение, раздражение, стремление.“ш”, шипящие, свистящие – протяженность, возмущениеПреобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова.Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба.Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье.Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения.Ямб несет возбуждениеАнапест- длительностьЯмб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении?в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской.Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное.Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Тема любви в лирике Некрасова

Главные некрасовские темы нередко заслоняют те немногие стихотворения, где рассказана история долгой и мучительной любви. Интересно, что многие современники Некрасова и не заметили этой темы в лирике Некрасова. Так, один из сотрудников «Современника», М.А. Антонович писал в своих воспоминаниях о Некрасове, что тема любви «почти вовсе не затронута поэзией Некрасова; он касается ее изредка, так сказать мимоходом и как будто только потому, что такой повсеместной, общераспространенной темы уж никак нельзя было избежать и обойти. Муза Некрасова не воспевала прелестей любви, ее упоений и восторгов, ее мук и страданий. ». Это замечание несправедливо, разве только что можно согласиться с тем, что «прелести любви, ее упоения и восторги» действительно не стали темой поэзии Некрасова. Его лирика – о муках и страданиях любви.

Тема любви в лирике Некрасова, и прежде всего знаменитый «панаевский цикл», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я. Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова – мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями. Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: «. Почти каждое любовное стихотворение – это рассказ о большой человеческой беде. Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы . Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт », – пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики. «Панаевский цикл» – это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту. Как пишут исследователи, поэзия здесь «преодолевает свои границы: «панаевский» цикл – своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизация».

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово «мятежный»: «Если мучимый страстью мятежной», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты». Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, – «кипит», «кипим»: «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»; «Кипим сильней, последней жажды полны»; герои ощущают «с каждым днем сильней кипевшую любовь». Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями – «вспышки», «ссоры». Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей. Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений. Счастье в понимании некрасовского героя – воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками («И то, что в нем казалось нам страданьем, –/ И то теперь я счастием зову. »). Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. «Мятежная», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы,
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Лирический герой Некрасова, по справедливому наблюдению Г.А. Гуковского, «дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный пример живого человека, человека хорошего, но отравленного «дурной» эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века».

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с «кровными врагами», которую ведут и герой и героиня. Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения. В стихотворении «Тяжелый год – сломил меня недуг» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, «истерзанной борьбой с своими кровными врагами».

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Читайте также:  Анализ стихотворения Снежок Некрасова

Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне рассказываешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

Нет лучшей доли!
Живешь легко, глядишь светлей,
Не жалко времени и воли,
Не стыдно праздности своей,
Душа тоскливо вдаль не рвется
И вся блаженна перед той,
Чье сердце ласковое бьется
Одним биением с тобой.

«Женская любящая душа» – это «благословение» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г. Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: «Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли убеждены Вы, что цель и смысл жизни – любовь? (в широком смысле). Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к сущ(ествованию) других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением. По мере того как живешь – умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить – и они, вероятно (то есть люди в настоящем смысле), чувствуют то же – жаль становится их – и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности . Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви. Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством («Огородник»), разностью характеров и судеб («Прекрасная партия», «В дороге»), тяготами и нищетой («Тройка», «Свадьба» и др.). Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки («Княгиня»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, – «Любушка» (другое название «Буря»).

«Мерещится мне всюду драма», – признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнёшь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской.

О ты, чьих писем много, много

В моём портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблёкшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н.А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?

Любовная лирика − лирика, главной темой которой является любовная тема.

Мотив бытия, скоротечности времени перекрывает тему любви, ну или как минимум находится в равном положении. Поэтому мб все же это философская лирика?

О любви можно и пофилософствовать. Это стихотворение относится к «Панаевскому циклу», посвящённому А.Я Панаевой, поэтому и относим его к любовной лирике.

Назовите классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н.А. Некрасова.

Элегия − грустное размышление о несовершенстве бытия.

А почему здесь не элегия? Разве для ответа “философская” не должны спрашивать про вид/тип лирики?

Да, это элегия. Ответ поправлен.

Укажите термин, которым обозначается определение, используемое в переносном значении и к которому автор прибегает в строках:

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Эпитет — образное определение.

В приведённых строках эпитетом является определение «унылой».

НУ написано же: “В переносном значении”! Какой эпитет, метафора это.

Вы всё, что в переносном значении метафорой считаете? Аккуратнее на экзамене! “Унылая” душа – однозначный эпитет.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

4) риторическое восклицание

Во второй строфе используется ПОВТОР (О ты, чьих писем много, много).

Кроме этого, встречаем СРАВНЕНИЕ (Как в праздном лепете детей).

Третьим средством является РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (Поблёкшие цветы с могилы|Погибшей юности моей!).

Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова (без указания количества стоп).

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором и последующих четных слогах, т. е. 2, 4, 6, 8, 10 и т. д.

О пИсь/-ма жЕн-/щи-ны/, нам мИ-/лой!

От вАс/ вос-тОр-/гам нет чИс-/ла

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?

Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь – всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и опустошению после разлуки – об этом писали Тютчев, Некрасов, Блок.

Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.07.2020 · Обновлено 13.07.2020

Николай Некрасов отличался от своих коллег по перу тем, что зачастую посвящал свою музу крестьянскому классу. Он отрицательно относился к неравенству, классовому разделению и к привилегиям дворянства. Сострадание Некрасова к крестьянам выражалось во многих произведениях поэта, таких так: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети» и других. В стихотворении «Школьник» автор поднял проблему безграмотности низших слоев. Произведение является одной из работ поэта, посвящённых острым вопросам участи крестьянства в России. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения по плану.

История создания

Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.

Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.

В 1859 г. в рецензии на книгу, предназначавшуюся для детского чтения «Сборник избранных мест из произведений современных русских писателей», Н. А. Добролюбов отметил, что одним из недостатков сборника является отсутствие в нем стихотворений Некрасова, — таких, как отрывки из поэмы «Саша», «Школьник», «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны…» (Добролюбов, т. IV, с. 355). Редакция «Сборника…» учла критику и уже во 2-м издании 1860 года были помещены «Школьник» и «Несжатая полоса». С того времени «Школьник» Н. Некрасова многократно перепечатывался в различных изданиях и школьных учебниках. (см.: Кужелева Н. А. Н. А. Некрасов в дореволюционных изданиях для детей (1849-1917 гг.).

Жанр, направление и размер

Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике. Поэтический размер произведения — хорей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Утро Некрасова

Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям.

Композиция

В стихотворении 10 четверостиший, разделить произведение можно на три части.

  1. Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.
  2. Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.
  3. Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

Смысл названия

Казалось бы, выбор названия для стихотворения был прост, автор просто назвал работу в честь главного героя – школьника-крестьянина. Однако были ли другие варианты, так почему именно этот стал конечным выбором?

На первый взгляд, выбор названия вполне предсказуем, но если разобрать стихотворение поглубже, то в обычном школьнике можно разглядеть собирательный образ целого поколения таких же бедных крестьян, желающих получить образование. Возможно, чтобы не подвергнуться жесткой цензуре, автор специально спрятал большую проблему России того времени в одном образе мальчика.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» читатель может отметить двух главных героев:

  1. Рассказчик – мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».
  2. Второй герой стихотворения — это и есть сам мальчик. За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества. Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого М. Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Монолог является ключевой особенностью стихотворения, в нем автор обращается к мальчику-школьнику, который оказывается его спутником. Вопросы зачастую риторические и не нуждающиеся в ответе собеседника. Лирический герой объясняет юноше, что учеба будет даваться нелегко, как для родителей, так и для самого мальчика. Однако рассказчик верит в силы юноши и надеется, что его ожидает такое же светлое будущее, как и Ломоносова. Параллельно, автор рассуждает о судьбе своей Родины, о том сколько «светлых умов» она потеряет в крестьянских оковах.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Школьник» — получение образования для крестьян Российской Империи в XVIII — XIX вв. Также автор отмечает роль образованных людей в судьбе Родины, и рассуждает о том, как изменится современная Россия, если дать возможность «новым умам» проявить свои способности в обучении.

Еще одна тема произведения — равенство людей. Некрасов, приводя в пример М. Ломоносова, отмечает, что в деревнях прячутся не менее талантливые люди, чем в богатых усадьбах. Нелепые общественные запреты и предрассудки лишают саму же страну шансов на дальнейшее развитие.

Основная проблема в стихотворении «Школьник» — невежество крестьян, которое стало нормой в России. В XVIII — XIX вв. возможность получить образование имели только высшие классы. Считалось, что простой крестьянский мужик от рождения не осилит что-то сложнее элементарной азбуки и счета. Но даже эти знания были доступны далеко не каждому.

Основной конфликт стихотворения – проблема влияния крепостничества на дальнейшие развитие России. Автор акцентирует свое внимание не только на личностных последствиях рабства России, но и рассматривает эту проблему в большем масштабе, обозначая всю серьезность ситуации.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.

Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.

Средства художественной выразительности

Остроту социального вопроса стихотворения «Школьник» одним из первых отметил цензор Е. Е. Волков, который 14 ноября 1856 г. донес министру народного просвещения А. С. Норову: «Здесь автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М. -Л., 1928, с. 223).

Чтобы доказать свою позицию, поэт использует тропы в стихотворении «Школьник»:

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».

Анализ стихотворения Некрасова Школьник

Анализ кратко для 4, 6 класса

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сон Некрасова

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение — в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Послушать стихотворение Некрасова Школьник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

19.11.2019

Некрасов Н. “Школьник”

Главные герои стихотворения “Школьник” и их характеристика

  1. Поэт. Добрый и отзывчивый. Патриот своей страны.
  2. Мальчик. Школьник. Робкий и босой.

План пересказа стихотворения “Школьник”

  1. Предложение подвезти
  2. Босой мальчик
  3. Книжка в котомке
  4. Последний грош
  5. Помощь дьячихи
  6. Совет не робеть
  7. Архангельский мужик
  8. Исполнение мечты
  9. Славные люди
  10. Любимая Русь

Главная мысль стихотворения “Школьник”
Учеба и труд могут из любого сделать великого человека.

Чему учит стихотворение “Школьник”
Стихотворение учит тянуться к знаниям, не обращать внимание на трудности, не робеть. Учит тому, что человек сам творец своей судьбы, и сам должен всего добиваться в жизни.

Отзыв на стихотворение “Школьник”
Мне понравилось это стихотворение, в котором автор рассказал о простом мальчике, который спешит на учебу. Видно, что поэт горячо любит не только Родину, но и, самое главное, простой народ. Считает, что именно простые люди являются настоящим украшением нашей страны, и именно они могут стать надеждой и спасением Отечества.

Анализ стихотворения “Школьник”
Стихотворение было написано Николаем Некрасовым в 1856 году.
Оно написано в форме монолога, от лица неизвестного человека, предположительно самого поэта, который подобрал по дороге оборванного мальчика с книжкой в котомке. Поэт радуется тому, что мальчик идет учиться, и пытается ободрить мальчугана. Он приводит пример Ломоносова, и говорит, что все у мальчика получится, если он не оробеет и будет честно трудиться.
Стихотворение состоит из 10 четверостиший.
Стихотворный размер – хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Школьник”
Эпитеты: невеселая дорога, ноги босы, грязно тело, славный путь, последний грош, разумен и велик, добрых душ, люблю глубоко, славных, добрых, благородных, сильных, любящих, тупых, холодных, напыщенных.
Метафоры: сон наяву, поприще широко.
Олицетворение: не бездарная природа, не погиб край.
Перифраз: архангельский мужик.

Пословицы к стихотворению “Школьник”
Ученье свет, неученье – тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
На бога надейся, а сам не плошай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Грамоте учиться, всегда пригодится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Школьник”
Невеселой дорогой едет поэт. Он предлагает сесть к себе идущему в школу мальчику. Мальчик бос и плохо одет, но поэт призывает его не стыдиться этого, ведь многие великие люди так начинали свой путь.
Поэт замечает у мальчика книжку и понимает, что тот идет в школу. Он предполагает, что отец мальчика потратил на обучение сына последний грош. А дьячиха дала мальчику четвертачок.
Но может быть мальчик из отпущенных? Тогда он тоже не пропадет, если не оробеет. И скоро узнает как простой мужик из Архангельска стал великим человеком.
А уж если доведется мальчику попасть в Москву, в университет, то словно сон свершится наяву.
И поэт говорит, что за то любит Русь, что из простого народа подчас выходят славные и честные люди, которых всегда больше, чем напыщенных, холодных глупцов из богачей.

Читать стихотворение “Школьник”
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Ссылка на основную публикацию