Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не люблю иронии твоей.

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты“ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Это произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Кроме того, Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Несмотря на то, что произведение написано ямбом, он очень часто срывается на пиррихий, что делает ритм похожим на дыхание взволнованного человека – рваным и неравномерным.

Эффект усиливается за счет рифмовки – кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана со смежной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Средства выразительности

Для того, чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “ горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

«Я не люблю иронии твоей» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История создания произведения

Встреча писателя с замужней красавицей Авдотьей Панаевой перевернула всю его жизнь. Влюбившись в девушку с первого взгляда, юноша готов был ради нее на все, и даже законный супруг не стал помехой их отношениям. Как ни странно, но Некрасов жил со своей возлюбленной в гражданском браке в одной квартире с ее мужем. Троица вызывала массу негодования у окружающих, однако любовь была сильнее.

Результатом пылкой любви стало рождение сына Авдотьи и Некрасова, однако ребенок умер вскоре после появления на свет. С того момента между влюбленными начались частые ссоры и разногласия, постепенно жаркие чувства стихали. После расставания автор так и не смог больше полюбить так же сильно и искренне. После смерти официального мужа Панаевой писатель надеялся вернуть былую страсть и даже намеревался жениться на ней. Однако вдова отвергла его предложение, несмотря на то, что любовь между ними все еще сохранилась.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» он посвятил любимой женщине в 1850 году, но только в 1855 его разрешили опубликовать в «Современнике» по причине слишком интимного характера. В тексте можно найти не только подтверждение большой любви и самых страстных чувств, но и описание часто случавшихся ссор и бурных выяснений отношений.

Основной темой произведения является развитие романа между двумя любящими людьми, вспышка чувств и периодическое охлаждение друг к другу. Главная мысль, которую Некрасов пытался донести в стихотворении, заключается в том, что любовь в жизни — это самое главное. Всегда нужно за нее бороться, пытаться спасти и сохранить.

В произведении выделяется 3 строфы:

  • в первой содержится признание героя, что чувства начинают угасать и ослабевать, но все еще в душе теплится любовь и надежда на ее возрождение;
  • вторая повествует о нынешнем развитии отношений между влюбленными, в пока еще случающихся свиданиях присутствует и нежность, и романтика, однако есть предчувствие неизбежного угасания чувств;
  • третья строфа отчетливо демонстрирует отсутствие у автора всяческих иллюзий и надежд, скандалы и выяснения отношений привели к тому, что в сердце влюбленных поселились тоска, грусть и необъяснимый холод по отношению друг к другу.

Некрасов сравнивает свой роман с рекой, которая бурлит сильно, но при этом к осени уже становится холодной. Так и в чувствах автора постоянно присутствовали и страсть, и тепло, и холодок.

Тропы, образы и рифмовка

Стих Некрасова основан на постоянном противопоставлении бушующей страсти и охлаждения, холодного и горячего. При написании автор использовал яркие метафоры: «кипят ревнивые тревоги», «горячо любившие», «тайный холод». Произведение имеет незаконченную мысль даже без двух завершающих строк, перед которыми автор употребил многоточие. Сравнивая чувства с бурлящей рекой, он в последний раз надеется на понимание и взаимность возлюбленной.

Стихотворение написано в жанре послания, относится к интимной лирике. Писатель использует не совсем естественный и привычный для него ритм и нестандартную рифмовку.

роведя синтаксический разбор послания, можно сделать вывод, что автор выбрал пятистопный ямб, а также пиррихий. Его выражения в сбивчивом ритме намеренно подчеркивают затрудненное дыхание волнующегося влюбленного.

В разных строфах отличается рифмовка:

  • в первой — кольцевая;
  • во второй — перекрестная;
  • в третьей — перекрестная совместно со смежной.

Натура лирического героя очень трепетная. Автор выражает волнение и за свою избранницу, ведь он знает, что она также тяжело переживает расставание. При этом в иронию Некрасов вкладывает сильнейшее разочарование, и это выражается в смелых насмешках над тем, что было раньше святым и трепетным. В то же время он призывает любимую не прятать свою любовь под леденящей улыбкой и маской равнодушия.

После анализа стихотворения влюбленного автора можно сказать, что, кроме темы любви, затронуты также ревность и непреодолимая тоска. По мнению писателя, именно в ревности выражается истинная мужская страсть, и без нее отношения невозможны. Что касается тоски и скуки, они неизбежно поселяются в когда-то любившем сердце после расставания.

Критики отмечают «осеннее» настроение произведения, ведь в нем описываются угасающие чувства. Читателю хорошо заметны и легкая усталость от бурного романа и постоянных ссор, и приятная ностальгия, и жгучая тоска. Но главная мысль автора заключается в его призвании уходить от отжившей страсти достойно, без негативных эмоций в память о нежной любви.

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 10.08.2018

Тема любви является традиционной в русской литературе. Н. А. Некрасов тоже не мог пройти мимо нее и облачил свои переживания в веский и прямолинейный некрасовский слог. Читатель может заметить, насколько реалистична любовь у поэта, например, в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…».

История создания

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности. Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски. Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.
Читайте также:  Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Само чувство – любовь – автор описывает метафорами: «кипят ревнивые тревоги», «кипим сильней», «полны последней жаждой». И также есть противовес этому чувству, например, безразличие: «тоска сердца».

Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (Н. Некрасов)

Николай Некрасов, как и многие русские поэты, по-особенному видел предназначение поэтического творчества. Понять внутренний мир автор, увидеть мотив, проходящий красной нитью сквозь всю его поэзию, вам поможет Многомудрый Литрекон, который подготовил разбор произведения «Блажен незлобивый поэт».

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Средства художественной выразительности

Некрасов в стихотворении использует различные тропы, понимание которых необходимо при анализе произведения.

В произведении можно увидеть такой троп, как метафора. Она встречается уже в первой строфе. Выражение «в ком мало желчи, много чувство» означает тихий, спокойный нрав поэта. Он не будет противостоять обществу, создавать абсурдные стихотворения, поражающие людей правдой.

Так же во второй строфе Некрасов использует сравнение. «Сочувствие в толпе» он называет «ропотом волн». Ведь для поэта хвала людей, уважение – так же ласковы, как и звуки умиротворенной стихии.

Важную роль в лирическом тексте играют эпитеты. Они придают словам необходимый оттенок: «благородный гений», «тернистый путь», «сладкий ропот хвалы», «дикие крики озлобленья».

«Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Литературное направление, жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской поэзии. Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинная сущность поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф и условно делится на 2 части. Первые 4 строфы посвящены незлобивому поэту, последние 6 – поэту-обличителю, поэту-сатирику. В основе композиции – антитеза.

Тема стихотворения традиционна для Некрасова – тема поэта и поэзии, а шире – творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек – любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят. Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум. Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой». Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит – ненавидя. Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут. Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья».

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя. Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

Анализ стихотворения Некрасова Блажен незлобивый поэт

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.


Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают воссоздать образы поэта и общества, разоблачить проблемы эпохи.

Главную роль играет метафора: «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей». Дополняется картина эпитетами: «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнений в тексте всего два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Читайте также:  Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

Средства выразительности подчеркивают настроение лирического героя и автора. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья».

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября в 1821 году в городе Немиров. Родом Николай Некрасов из богатой дворянской семьи.
В детстве Николай проживал в родовом поместье Некрасовых, но его детство не было счастливым, потому как в семье возникало множество семейных неурядиц между отцом и матерью. Когда будущий писатель был еще совсем в раннем возрасте, он видел множество слез, разврата и смертей. Николай Некрасов у отца с матерью был не единственным ребенком, детей в семье было всего тринадцать.

Николай Алексеевич Некрасов начал писать стихотворения в юношеском возрасте, когда учился в гимназии. Учителя были не довольны его стихотворениями, потому что в них содержалась высмеивающая сатира.

При жизни знаменитый и талантливый поэт сочинил множество бессмертных стихотворений, которые были написаны, о природе, о чувствах, о людях. Множество стихотворений было посвящено его матери.

Все произведения Некрасова, не содержали радостной ноты. В стихах замечательного поэта, преобладает только трагичная и печальная лирика. Вот одно их таких стихотворений Некрасова, которое было написано о творческом, лирическом человеке. Стихотворение называется «Блажен незлобивый поэт».

Блажен незлобивый поэт, в ком мало желчи, много чувства: ему так искренен привет друзей спокойного искусства. Очевидно с первых строк, что стихотворение посвящено всем поэтам. В этих строках Некрасов рассказывает о чистой душе поэта, а так же о том, что каждому поэту приятно, когда читатели восторгаются его творчеством.

Ему сочувствие в толпе, как ропот волн, ласкает ухо; он чужд сомнения в себе — сей пытки творческого духа. В этих строках Некрасов рассказывает, что горю поэта, может сочувствовать целая толпа, которая прочла стихотворение, основанное на его жизни. А так же о том, что поэт это не профессия, а призвание, что настоящий поэт бессилен против своего творчества. Видя происходящую ситуацию, стихотворные строки поэта будут литься сами собой.

В этом стихотворение Николай Алексеевич Некрасов, так же рассказывает, что находятся и люди, которые пренебрежительно относятся к творчеству поэта, высмеивая содержание его стихотворений. Но рано или поздно, такие люди после смерти поэта, вникая в суть его стихотворений, понимают, что труд усопшего лирика был не бесполезен, на произведение его искусства, в жизни можно научиться многому.

Николай Алексеевич Некрасов ушел из жизни 27 декабря в 1877 году. Смерть наступила по причине серьезного заболевания.

Анализ стихотворения Н.А. «Блажен незлобивый поэт. »

Наряду со многими поэтами, Некрасов неоднократно касался в своем творчестве вопроса о месте поэта и его предназначении. Одним из стихотворений, раскрывающих этот вопрос, является произведение «Блажен незлобивый поэт…», которое Некрасов посвятил памяти Гоголя. Здесь автор отобразил свое мнение относительно роли поэта в жизни общества. По мнению Некрасова, поэт – это не работа, не профессия, это призвание. И если поэт является поэтом от Бога, то он не сможет ничего поделать со своим талантом, он не скроет его, не сможет молчать. Но такими истинными поэтами являются лишь те, кто не пишет ради похвалы.

Произведение описывает судьбы двух типов поэтов. Один из них – не приемлет сатиру и говорит только о том, что приятно слышать толпе. Его стихи простые и даже мелочные, но он пользуется признанием:

«И современники ему

При жизни памятник готовят. ».

Все о чем он пишет, находит поддержку общества, всем его печалям сочувствуют тысячи. Он не говорит о насущных проблемах и это всех устраивает. Восхищение таким поэтом позволяет ему даже управлять толпой, заставляя ее переживать и думать о том, о чем ей будет велено. Однако после смерти такого автора его произведения, будучи пустыми, забудутся, так как в них нет отражения самой жизни, и потомкам они будут не интересны.

А есть другой тип поэтов:

«…чей благородный гений

Стал обличителем толпы».

Такие поэты не думают о том, как угодить обществу. Они подмечают все существующие несправедливости, общественные злодеяния, актуальные проблемы и прямо говорят о них в обличительной форме. Своими стихотворениями они смеются над пороками общества, выставляя их напоказ. От их сарказма сложно укрыться и все, кто находит свое отражение в таких произведениях, осуждают подобное творчество и самого поэта. Каждая строка нового стихотворения является катализатором для увеличения числа врагов автора. Его не хвалят, его ругают, на него озлобляются и кричат. И именно это является похвалой для настоящего поэта, потому что такая реакция указывает на то, что автор смог раскрыть истину, он затронул человеческие души. Не смотря на то, что все высказываемые эмоции негативные – они живые, яркие и настоящие, в отличие от тех дифирамбов, которые поются поэтам первого типа.

Слова истинного поэта хоть и сквозят сарказмом, но они говорят правду, какой бы горькой она ни была. Его стихотворения открывают истину, обращают внимание на пороки и дают возможность их исправить, хотя люди вместо работы над собой предпочитают ненависть к автору.

Судьба «блаженного незлобивого поэта» легка. Он принимается всеми и каждым признается. Но доволен ли он сам такой жизнью? Он пишет о прекрасном и его слушают, им восхищаются. Однако, приятна ли ему такая похвала, которую он ничем, кроме покорности, не заслужил? После его смерти его стихи исчезнут вместе с ним, и наверняка появятся подобные люди, которые будут созидать до поры новую пыль.

Жизнь бунтарей полна трагедии. Они не признаны, напротив, их ненавидят, высылают, запрещают их стихи. Но истинный поэт не умолкает, не смотря на такую реакцию. Он смело говорит правду, он смеется и укоряет. Может быть от злости, а может быть для того, чтобы общество исправилось, и мир наполнился гармонией. И после его смерти именно за эту смелость и правду его будут помнить, а его творчество станет ценностью, которая будет с каждым годом и столетием сиять еще ярче. Непризнанные гении становятся легендами, на творчестве которых воспитываются новые поколения, потому что они никому не угождали, не потакали и не жалели себя – они творили и верили, и потому они бессмертны.

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты рощи голы
    Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,
  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
    Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,
  • Анализ стихотворения Баратынского Родина
    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта
  • Анализ стихотворения Пушкина Прощание
    Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая
  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс
    Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тишина Некрасова

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Возможно вам будет интересно

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

Н. А. Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Анализ

Автор очень четко подмечает, что поэт — это не профессия и даже не призвание. Если и дается человеку этот истинный поэтический дар от Бога, то он его никак не утаит и уже не сможет молчать. Но настоящими поэтами могут быть лишь те немногие, которые не трудились ради похвалы и славы. Другим же, работавшим исключительно ради выгоды, их современники уже при жизни воздвигали памятники и, что любопытно, всячески их поддерживали, так как они ничем не досаждали и не говорили о насущных проблемах. Такие поэты купались в лучах своей собственной славы, и им даже, в некоторой степени, разрешали управлять толпой, заставляя ее думать и переживать о том, о чем будет велено свыше.

Воистину блажен незлобивый поэт. Анализ стихотворения подытоживает, что со смертью одного из таких легкомысленных поэтов все его творения очень скоро забудутся современниками и не вспомнятся потомками из-за пустоты и неинтересности, так как в них не будет чувствоваться никакого отражения и борьбы за те самые человеческие ценности и приориты, на которых основывается жизнь общества.

Но тип поэтов, который не так покладист и силен духом, никогда не умолкает и, следовательно, становится очень неудобен для сильных мира сего. Они как совесть народа всегда подметят существующую несправедливость, обман и лицемерие, всякого рода общественные злодеяния и прямо скажут о назревших проблемах, выступят с критикой в резкой и обличительной форме.

Именно об этом буквально кричит в своем произведении «Блажен незлобивый поэт» Некрасов.

Истинные поэты не будут никому угождать, и от их сарказма будет невозможно укрыться. Те, кто увидит свое отражение в этих произведениях, будут осуждать и ругать их. Именно такая реакция и будет указывать на то, что автор смог тронуть человеческую душу за больное и вскрыть истинные причины болезни. И вот проявление таких негативных эмоций, живых и настоящих, будет всяко лучше, чем льстивые дифирамбы, поющиеся поэтам первого типа.


История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Неблагодарная поэтическая правда

Обычно произведения поэтов-бунтарей полны сарказма, кстати, как и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Они отрывают, хоть и горькую, но правду, обращая свое внимание на все человеческие пороки общества. Однако люди вместо того, чтобы работать над собой, анализировать себя и заниматься дальнейшим самоусовершенствованием, начинают озлобляться. Для них травля и ненависть к автору становятся чуть ли не смыслом всей их жизни. Ведь, по их мнению, автор переходит всякие границы дозволенного, нарушая их покой.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Некрасов

Поэт Некрасов пишет, что судьба незлобивого поэта легка, его все признают и принимают, однако встает вопрос: «А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?». Но тут же добавляется, что после смерти с ним исчезнут и его труды, а за ним придет смена, которая точно таким же способом начнет создавать новую пыль.

Глубокий анализ произведения «Блажен незлобивый поэт» приводит к тому, что, в отличие от первого типа, второй тип поэтов сражается за свою правду всю жизнь, которая будет полна трагедий, их будут не признавать, высылать и люто ненавидеть, но даже несмотря на такую реакцию, они не будут умолкать. И будут делать все, что в их силах, чтобы общество исправилось, и весь мир человеческий наполнился гармонией, справедливостью и добром.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!

Смерть как награда

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне.

На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Очень красивыми и точными словами о таких поэтах заканчивает свое стихотворение «Блажен незлобивый поэт» Некрасов. Они говорят о том, как только поэт-мятежник умирает, общество сразу начинает понимать, как много этот человек сделал и как любил, ненавидя.

Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания

. Произведение «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.

В «Мертвых душах» есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. «гражданского» направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей «чистого искусства».

В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле — поэта гражданского направления. Под «незлобивым поэтом», скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.

2. Жанр стихотворения

3. Основная тема

произведения — сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает «незлобивого поэта». В каком-то смысле автор даже завидует тому, «в ком мало желчи, много чувства». «Миролюбивая лира» дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от «пытки творческого духа» у сторонников гражданской лирики.

Воспевая только любовь и красоту природы, «незлобивый поэт» проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.

В русской поэзии «толпа» традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.

Подготовка прижизненного памятника для «незлобивого поэта» — откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.

«Благородный гений» такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается «дикими криками озлобленья». Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что «проповедует любовь… словом отрицанья». При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.

4. Композиция

. Произведение делится на описания представителя «чистого искусства» (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).

5. Размер стихотворения

— четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства

. Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев («спокойное искусство», «миролюбивая лира» — «обличитель толпы», «карающая лира»), на втором — бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества («благородный гений», «высокое призванье» — «хулы», «врагов суровых»).

Большую роль играют разнообразные метафоры («пытка творческого духа», «уста вооружив сатирой»), олицетворения («сочувствие… ласкает», «преследуют хулы»), сравнение («как ропот волн»).

7. Главная мысль

произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради «чистого искусства» обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.

В этом стихотворении воспевается поэт, а также его озлобленность, как свойство, присуще не только ему, но всем его современникам.

С первых строк автор заявляет что поэт, будь он даже злобным, блаженен, то есть почти свят. Ему следует дарить венцы как символ чествований. Поэта Полонский сравнивает с нравственным калекой. Получается, что поэт пережил духовную травму, а, возможно, и не одну… Его окружение (всех людей, вообще) Полонский называет детьми века, тоже озлобленного. Это такое злое время, по мнению автора.

Во второй строфе раскрывается, чем же занимается герой в своей поэтической деятельности. Конечно, поэт ищет свет (выход) во тьме. Видимо, это тьма невежества, злости людской… Он не верит людям, не верит в богов. Единственное, что у него осталось – ум, рациональность. Да, такой век – потеря религиозности, а также общности, объяснение всего логическими выкладками.

Тема эта развивается в третьей строфе. Поэт тревожит людей «солидных», то есть их сон. Люди будто спят, а не живут, но иногда стихотворная строчка может так задеть, что они проснутся для настоящей жизни. Вокруг героя одни противоречия, и он страдает. Здесь использована метафора «ярмо сомнений», которая подчеркивает их тяжесть. Эпитет «пророческий» в отношении стихов очень важен для понимания, ведь поэты и писатели часто выступают «предсказателями». Люди удивляются, спустя годы, как поэт предугадал события. Но мыслящий человек просто видит совсем не радужные перспективы, предупреждает других, но те не всегда готовы что-то изменить.

В четвертой строфе наметился перелом. Теперь речь идёт о том, что поэт не делает. Не переносит он масок, то есть обманных впечатлений, которое хотят произвести люди. Он не просит поменять свое счастье на что-то материальное. Но главное, что он любит всех всем сердцем.

Эта мысль находит продолжение, ведь в любви этой – будущие идеи, а в них – спасение. Важны тут и страсти, и дух противоречия поэта-творца. Фразы здесь становятся рублеными определениями.

Поэт невольно кричит, но этим он выражает затаённую людскую боль. Этой способностью он и велик.

Анализ стихотворения Полонский Блажен озлобленный поэт по плану

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».
Тема стихотворения – взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

Композиция – Стихотворение Я. Полонского – монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй – поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей».

Эпитеты – «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнения – «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Ссылка на основную публикацию