Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Зелёный шум» было написано в 1863 г. и опубликовано в «Современнике» № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г.

С образом зелёного шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с комментариями Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и всё пространство вокруг заволакивалось зеленью, поднимался ветер, появлялись облака цветочной пыльцы. Эти образы Некрасов использовал в стихотворении.

Стихотворение «Зелёный шум» было неоднократно положено на музыку (его пейзажная часть).

Литературное направление, жанр

Стихотворение можно отнести к ролевой лирике. Эпический герой – крестьянин, приехавший с заработков в Питере и узнавший об измене жены. Некрасов подражает жанру семейно-бытовых песен о любви и измене. Писатели-реалисты очень ценили народные песни этого жанра, считая, что они говорят о том, что бывает в жизни, что типично.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – муж переживает измену жены и удерживается от убийства, поддавшись влиянию весеннего обновления.

Основная мысль: победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем. Возрождение природы после зимней спячки и освобождение человека от обиды, непрощения и всего, что убивает душу.

Стихотворение построено на психологическом параллелизме (обновление природы и человеческой души). Композиционно оно делится на 4 части с двумя чередующимися темами. Первая и третья части повествуют о приходе весны и об изменениях в природе, её украшении и обновлении. Четыре раза повторяется рефрен.

Вторая и четвёртая части посвящены сюжету о крестьянине и его изменнице-жене. Некрасов использует пейзаж как рамку для описания драматических событий в семье эпического героя и его исповеди. В первой эпической части он рассказывает об измене жены, о своих колебаниях в том, как же поступить, о замысле убить изменницу, созревшем за долгую зиму. Первая эпическая часть заканчивается приходом перемен: «Но тут весна подкралася». Во второй эпической части состояние природы и человека приходит в гармонию, эпический герой как будто получает от самой природы, из песни, которая звучит отовсюду, дар мудрости и прощения, Божий дар.

Тропы и образы

Пейзаж Некрасова деятельный и динамичный. «Идёт-гудёт зелёный шум» – это олицетворение пришедшей весны и символ нового начала, перемены, оживления природы и души. В этом фольклорном образе, который Некрасов заимствовал из песни, о чём честно сказал в примечании, соединяются свежий цвет и беспокойный звук. Зелёный шум – метонимия (шум зелени). В стихотворении олицетворяется верховой ветер (сильный весенний ветер), который «играючи, расходится». С помощью олицетворений описываются деревья: сосновые леса повеселелые, липа и берёзонька лепечут песню, у берёзы зелёная коса. Весенний пейзаж содержит сравнения: зелёная цветочная ольховая пыль подобна облаку, сады вишнёвые как будто облиты молоком.

В пейзажной части Некрасов употребляет постоянные фольклорные эпитеты: весенний шум, тёплое солнышко, липа бледнолистая, белая берёзонька, зелёная коса, тростинка малая, высокий клён. Повторение слова или однокоренных слов акцентируют внимание на слове: зелёный шум, шумит тростинка, шумит клён, шумят по-новому, новая зелень, новая песня.

В эпической части тоже используются эпитеты и метафорические эпитеты: скромна хозяюшка, глаза суровые, дума лютая, зима косматая, долгая ноченька, глаза бесстыжие, песня-вьюга зимняя, вострый нож. Это постоянные фольклорные эпитеты или эпитеты, связанные с зимним состоянием природы и сердца человека. Чтобы ещё более связать зиму в природе и в сердце, Некрасов использует олицетворения: зима заперла супругов в избе и день и ночь ревёт, требуя убить изменницу и злодея.

Речь эпического героя сумбурна, изобилует незаконченными фразами. Некрасов подражает разговорной речи с неполными предложениями, фразеологизмами («водой не замутит» – тихая, скромная, «типун ей на язык», наплевать в бесстыжие глаза). Эпический герой называет жену по имени-отчеству не из особого уважения, а по русской традиции. Он досадует на то, что жена рассказала ему об измене, нарушив привычную гармонию, называет её глупой. Слова об измене эпический герой даже не может произнести, заменяя их перифразом: «С ней беда случилася».

Слово Некрасова точно и ёмко. Фраза «жаль её, сердечную» выявляет любовь героя к жене. Сделав свой нравственный выбор, герой принимает любовь, терпение и прощение, а всё худшее в сердце, что символизирует побеждённая зима, отдаёт на суд Божий.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения похож на четырёхстопный ямб, но многочисленные пиррихии приближают его к тоническому песенному стиху. Стихотворение не имеет рифмы (белый стих).

Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова

Стихотворение “Зеленый шум” написано Некрасовым в форме песни – и форма эта выбрана неспроста. Краткий анализ “Зеленый шум” по плану поможет ученикам 7 класса понять авторский замысел. Использовать этот материал можно и как дополнительный, и как основной при объяснении соответствующей темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.

История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая “, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение“ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

История создания

Идея написания этого произведения пришла к автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который заволакивал все зеленой пылью и облаками цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы поэтом.

Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале “Современник”. В 1864 году поэт издал сборник своих произведений, куда вошел и “Зеленый шум”.

Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что ее отягощает.

Композиция

Некрасов переносит прием психологического параллелизма из содержания в формы, разделяя произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой “беда приключилася” (так иносказательно он говорит о ее измене).

В данном случае описание природных явлений используется как обрамление для основной части – истории о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны все изменил, настроил его на совсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьей человеку может быть только Бог – это подчеркивается в последней строфе.

Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает божий замысел.

В подражание жанру семейно-бытовых песен, распространенных в народе, автор придает этому стиху форму ролевой лирики. Он описывает типичную ситуацию, рассказывает реалистичную историю.

Поэт использовал для написания произведения четырехстопный ямб, но для того, чтобы приблизить его к песенной форме, перебивал его многочисленными пиррихиями. А чтобы оно приобрело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмовки.

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “ весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком” .

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Стихотворение “Зеленый шум” Некрасова: полноценный анализ

Стихотворение «Зеленый шум» авторства Некрасова Николая Алексеевича является одним из его самых известных произведений. Слова из этого повествования не раз ложились на музыку, ведь подобных лирических историй в русской литературе не так много. Прочитать полный анализ стихотворения можно в данной статье.

Жанровая принадлежность

Уже при первом прочтении стиха «Зеленый шум» видна рука Некрасова и его стиль. Он был писателем-реалистом и ценил применение бытовых ситуаций в искусстве. На написание этого стиха его вдохновила украинская народная песня. Писатель всегда ценил подобные произведения, ведь в них отображалась типичная жизнь. Его образ крестьянина, который приехал из Питера, где трудился на благо семьи и узнал об измене жены, соответствует лирическому стилю. Лирический герой хранил верность все время в отъезде, а после возвращения узнает такое печальное известие. Такая завязка часто применяется в ролевой лирике.

Читайте также:  Анализ стихотворения Нравственный человек Некрасова

История написания

В 1856 году Николай Некрасов прочитал украинскую народную песню, где был описан данный образ, но название «Зеленый шум» позже придумал сам автор. К этому произведению свои комментарии добавил известный литератор Максимович, который объяснял некоторые строки. Например, он утверждал, что после обращения к Днепру молодых девушек река будто оживала. Природа начинала бурлить вокруг нее, а вся близлежащая местность затягивалось зеленью, цветы раскрывались, а деревья начинали оживать. Николаю Некрасову сильно понравился этот образ, и он использовал его в своем произведении. Следует отметить, что в 1856 году такое явление не называлось «Зеленый шум». Автор сам придумал подходящее имя. Интересно то, что написал данный шедевр Некрасов только в 1863 году, и тогда же появилась первая публикация стихотворения. С этого можно сделать вывод, что образ из украинской народной песни надолго засел в его памяти, если он вернулся к нему спустя восемь лет. На музыку же была положена та часть произведения, где описываются красоты местности и пейзажи.

Сюжет

В стихотворении Некрасова «Зеленый шум» все начинается с приезда простого рабочего мужчины из Санкт-Петербурга после заработков. Началась зима, и он возвратился домой, где узнал об измене жены. Первая часть полностью посвящена тому, как главный герой терзает себя сомнениями. Он мечется между добротой и желанием убить неверную спутницу жизни. Заканчивается сюжет в этой части тем, что персонаж встречает весну, которая должна поставить точку в сомнениях. Вторая часть полностью посвящена поиску гармонии внутри себя. Приход весны крестьянин принимает в качестве Божьего дара. Когда на улице все начинает зеленеть, состояние главного героя также приходит в гармонию. В третьей и четвертой части крестьянин понимает всю суть своего прежнего замысла с убийством. В душе его происходит исповедь, и он будто очищается от желания мести.

Тематика

Композиция стиха «Зеленый шум» составлена из четырех частей, описание которых проводилось в абзаце выше. В ней наблюдается прием под названием психологический параллелизм, когда две тематики взаимосвязаны и по очередности сменяются. У Некрасова это обновления весны, когда все живое наполняется силой и будто заново воскресает после долгой зимы. Вторая тема заключается в сложных перипетиях судьбы крестьянина и его жены. Она просматривается в первой и третьей части. Основная мысль заключается в том, что весна своим приходом побеждает зиму, а вместе с этим жизнь торжествует над смертью в душе главного героя. Его разум очищен от злых помыслов о мести неверной возлюбленной. Главный герой сумел понять, что чувство обиды и злости давит его. Вместе с весной он проходит стадию перерождения. Мужчина сумел простить жену за предательство, что показывает его решимость и доброту. Смерть никогда не является верным решением проблемы, и автор акцентирует на этом внимание.

Образы

Стих «Зеленый шум» в первую очередь пленяет читателя мощностью описания пейзажей, которые Некрасов постарался сделать максимально динамичными. Он показывает, что весна не собирается давать даже несколько лишних дней зиме. Она бурно врывается в природу, чем так сильно поражает главного героя. Не забыл писатель также поставить акцент на том, что приходу солнечной поры радуются все окружающие растения и живые существа. Образ у Некрасова «зеленого шума» является метонимией, а в тексте часто можно встретить олицетворения предметов. Так автор подчеркивает мощность всех изменений, которые идут вместе с весной. В описании пейзажей он использует красочные фольклорные эпитеты, ведь вдохновение он черпал из народной песни. Это касается как частей с описанием изменений в природе, так и части с эпической развязкой сюжета и сомнениями главного героя. Когда повествование идет от лица крестьянина, то в тексте встречаются незаконченные фразы и чувствуются сомнения, что его одолевают. Все эти элементы только подчеркивают важность происходящих событий.

Итоги

В стихотворении «Зеленый шум» Некрасов сумел прекрасно показать, что на правильный путь можно ступить даже без лишней помощи. Достаточно дождаться правильного момента и найти в себе силы для прощения. Смерть здесь выступает в роли холодной зимы, а доброта и прощение приняли образ весны. Их смена в природном цикле одновременно изменяет душу главного героя. Автор сумел прекрасно расставить акценты на чувствах персонажей, а также описании пейзажей. В итоге получился шедевр, который вошел в историю русской литературы. Примечательно, что Некрасов в дополнение к произведению написал, что образ был взят из украинской народной песни. Это никак не уменьшает заслуг писателя, а лишь свидетельствует о его честности.

«Зелёный Шум» Н. Некрасов

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — всё зелено,
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют. »
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И всё мне песня слышится
Одна — в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум»

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман – «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Природа в лирике Некрасова

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Читайте также:  Анализ стихотворения Дума Некрасова

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли – там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» – безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа – не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум». Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, – все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» – Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу. а дума лютая
Покоя не дает:
Убить. так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ – глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты – зеленый и белый – подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада – это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» – тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, –
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза – дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны – напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, – в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось.

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря.

Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив.

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая – купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая », – пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Стихотворение “Зеленый шум” написано Некрасовым в форме песни – и форма эта выбрана неспроста. Краткий анализ “Зеленый шум” по плану поможет ученикам 7 класса понять авторский замысел. Использовать этот материал можно и как дополнительный, и как основной при объяснении соответствующей темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.

История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая“, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение“ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

История создания

Идея написания этого произведения пришла к автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который заволакивал все зеленой пылью и облаками цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы поэтом.

Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале “Современник”. В 1864 году поэт издал сборник своих произведений, куда вошел и “Зеленый шум”.

Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что ее отягощает.

Композиция

Некрасов переносит прием психологического параллелизма из содержания в формы, разделяя произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой “беда приключилася” (так иносказательно он говорит о ее измене).

Важно заметить, что крестьянин хотел бы не знать о произошедшем, он мысленно корит жен за то, что она не смогла удержать язык за зубами и сама же ему проболталась, заставила думать об убийстве и точить нож.

В данном случае описание природных явлений используется как обрамление для основной части – истории о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны все изменил, настроил его на совсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьей человеку может быть только Бог – это подчеркивается в последней строфе.

Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает божий замысел.

В подражание жанру семейно-бытовых песен, распространенных в народе, автор придает этому стиху форму ролевой лирики. Он описывает типичную ситуацию, рассказывает реалистичную историю.

Поэт использовал для написания произведения четырехстопный ямб, но для того, чтобы приблизить его к песенной форме, перебивал его многочисленными пиррихиями. А чтобы оно приобрело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмовки.

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Ссылка на основную публикацию