Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

Тема любви в лирике Некрасова

Главные некрасовские темы нередко заслоняют те немногие стихотворения, где рассказана история долгой и мучительной любви. Интересно, что многие современники Некрасова и не заметили этой темы в лирике Некрасова. Так, один из сотрудников «Современника», М.А. Антонович писал в своих воспоминаниях о Некрасове, что тема любви «почти вовсе не затронута поэзией Некрасова; он касается ее изредка, так сказать мимоходом и как будто только потому, что такой повсеместной, общераспространенной темы уж никак нельзя было избежать и обойти. Муза Некрасова не воспевала прелестей любви, ее упоений и восторгов, ее мук и страданий. ». Это замечание несправедливо, разве только что можно согласиться с тем, что «прелести любви, ее упоения и восторги» действительно не стали темой поэзии Некрасова. Его лирика – о муках и страданиях любви.

Тема любви в лирике Некрасова, и прежде всего знаменитый «панаевский цикл», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я. Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова – мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями. Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: «. Почти каждое любовное стихотворение – это рассказ о большой человеческой беде. Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы . Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт », – пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики. «Панаевский цикл» – это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту. Как пишут исследователи, поэзия здесь «преодолевает свои границы: «панаевский» цикл – своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизация».

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово «мятежный»: «Если мучимый страстью мятежной», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты». Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, – «кипит», «кипим»: «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»; «Кипим сильней, последней жажды полны»; герои ощущают «с каждым днем сильней кипевшую любовь». Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями – «вспышки», «ссоры». Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей. Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений. Счастье в понимании некрасовского героя – воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками («И то, что в нем казалось нам страданьем, –/ И то теперь я счастием зову. »). Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. «Мятежная», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы,
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Лирический герой Некрасова, по справедливому наблюдению Г.А. Гуковского, «дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный пример живого человека, человека хорошего, но отравленного «дурной» эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века».

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с «кровными врагами», которую ведут и герой и героиня. Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения. В стихотворении «Тяжелый год – сломил меня недуг» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, «истерзанной борьбой с своими кровными врагами».

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне рассказываешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

Нет лучшей доли!
Живешь легко, глядишь светлей,
Не жалко времени и воли,
Не стыдно праздности своей,
Душа тоскливо вдаль не рвется
И вся блаженна перед той,
Чье сердце ласковое бьется
Одним биением с тобой.

«Женская любящая душа» – это «благословение» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г. Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: «Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли убеждены Вы, что цель и смысл жизни – любовь? (в широком смысле). Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к сущ(ествованию) других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением. По мере того как живешь – умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить – и они, вероятно (то есть люди в настоящем смысле), чувствуют то же – жаль становится их – и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности . Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви. Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством («Огородник»), разностью характеров и судеб («Прекрасная партия», «В дороге»), тяготами и нищетой («Тройка», «Свадьба» и др.). Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки («Княгиня»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, – «Любушка» (другое название «Буря»).

«Мерещится мне всюду драма», – признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н.А. Некрасов)

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, подразумевает полное раскрытие темы, историю создания, а так же разбор образов и символов, которые использовал автор.

Этот знаменитый поэт и писатель в основном принимал участие в борьбе за права народа. Его произведения очень ценятся потому, что при их написании автор ставил на первое место права рабочего и крестьянского класса. Отмена крепостного права и жизнь людей, после принятия данной реформы – это основная тема произведений Николая Алексеевича. В то время данное направление было уникально, поэтому и вызывает неподдельный интерес читателя.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Образы и символы стихотворения
  4. Темы и проблемы произведения
  5. Композиция
  6. Средства художественной выразительности
  7. Смысл произведения

История создания

Как и большая часть произведений Некрасова, стихотворение «Поэт и гражданин» посвящается теме социума, где он уделяет особое место теме поэта и поэзии в нашем мире. Над данным произведением автор трудится на протяжении года. Начав написание в 1855 году – заканчивает он его в 1856 году.

После печати в «Современнике» стихотворение вызывает неподдельный интерес и восторг у общественности, но принимается в штыки властью. На их взгляд, поэт призывает к революционным действиям. Это грозило Некрасову арестом по возвращению на родные земли, но его это ничуть не пугало. Данный выпуск журнала пришлось изъять из публикации, чтобы не раздувать дальнейший скандал.

Жанр, размер

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике, где автор прибегает к использованию диалога между лирическими героями. Благодаря такому написанию очень хорошо можно увидеть весь гражданский конфликт. Он показывает все свое отношение к данной ситуации.

Размер данного стихотворения – это четырехстопный ямб, рифмовку же он использует перекрестную, парную и кольцевую. Именно это немного напоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Образы и символы стихотворения

В данном стихотворении две центральные фигуры – это поэт и гражданин. Благодаря их образам, автор передает определенный смысл и идею.

Гражданин – в его образе показывается идея революционной демократии. Он находится в состоянии борьбы, отстаивая права народа. Его образ олицетворяет совесть, которая призывает Поэта к борьбе и действиям.

Гражданин представляет активную позицию и пытается донести свою великую идею до Поэта. Сравнивая родину с родной матерью, он показывает всю значимость проблем родного государства. Он пытается объяснить Поэту то, что его талант необходимо использовать в их нелегкой борьбе. Нельзя сидеть, сложа руки.. Необходимо использовать все средства на благо Отечества.

Что же касается образа Поэта, то здесь мы видим полную противоположность Гражданина. Он трусоват, ему не хватает внутреннего стержня, активности и упорства. Он пытается оправдать свое нерешительное поведение. Это своего рода карикатура на тех творцов, которые полностью поглощены своим творчеством и совершенно не обращают внимания на события, которые происходят вокруг них. Дело в том, что они очень эгоистичны, и бояться кинуть вызов обществу.

Темы и проблемы произведения

Основной проблемой данного стихотворения является роль поэта и поэзии как таковой в обществе. Каким образом поэзия способна влиять на мнение общественности, и какую силу она несет. Некрасов считает, что в столь непростое время, основное назначение поэта – это творить для общественности и влиять на настроение толпы. Ведь большинство поэтов были очень эгоистичны, и в своих трудах лишь воспевали свои переживания и элементы своей личной жизни.

Поэт призывает творцов обратить свое внимание на те проблемы, которые происходят вокруг них в их государстве. И то, что талант необходимо направить на решение глобальных проблем, тем самым постараться помочь народному горю.

Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Растрачивая свой талант на написание совершенно бесполезных текстов, которые не несут никакой пользы народу, Некрасов считает невозможным. Он пытается донести всю важность их творчества для гражданского населения. В первую очередь он старается доказать это себе самому, потому что, как и многие другие авторы порой теряет уверенность в своих силах, и перестает видеть смысл и важность своего творчества. Когда человек сталкивается с трудностями, он теряет уверенность в своих силах. Поэтому, призывая творческих людей творить для народа, он показывает и самому себе, насколько важно его дело для людей и родины.

Проблемы, которые в своем творчестве затрагивает Некрасов, в первую очередь показывают всю ту нестабильность и враждебность, которая происходит в его стране. Обычных людей загнали в такие рамки, что они молча выполняют свою работу, и продолжают жить в бедности, граничащей с нищетой, но бояться высказать свое мнение открыто. Люди живут в постоянном страхе перед могуществом правителей. Что же касается господ, то их совершенно не интересуют проблемы народа, а так же они не собираются делать что-то для улучшения их жизни.

Основными проблемами стихотворения можно выделить следующее:

  • Полное безразличие господ к проблемам населения.
  • Отсутствие социального равенства населения.
  • Отсутствие возможности у простых людей исправить свое жизненное состояние, по той причине, что они полностью лишены каких-либо прав.
  • Неправильное поведение творческих людей по отношению к своему таланту.
  • Основные обязанности творческих людей, о которых они предпочли забыть, поставив на первое место собственные интересы.

Композиция

Композиционно стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина. Благодаря этому, Некрасову удалось показать одновременно две точки зрения. Как таковых строф в стихотворении нет, за место них автор использует реплики героев.

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Средства художественной выразительности

Благодаря большому количеству эпитетов, которые использует автор, стихотворение как нельзя лучше доносит истинный смысл. Большое количество метафор так же придают тексту большую яркость и выразительность.

Использование же риторических восклицаний, которые встречаются в диалоге Поэта и Гражданина, помогают читателю проникнуться основной идеей.

Совокупность всех этих средств художественной выразительности делают текст ярким, эмоциональным, способным достучаться до самых зачерствевших душ и сердец.

Смысл произведения

Основным смыслом произведения заключается в том, что автор призывает к пробуждению всего народа, а так же творцов, которые слишком уж увлеклись воспеванием природы и собственной жизни. Он толкает людей бороться за свои убеждения, а не отсиживаться где-то в стороне, пуская все на самотек.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Некрасов призывает людей любое дело делать на благо отечеству, ведь иначе оно не несет в себе никакого смысла. Истинный патриот, которому была не безразлична судьба его родины, не мог сидеть на месте, наблюдая за народным горем.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы с тобой бестолковые люди.
История создания – написано это произведение в 1851 году, в разгар романа Некрасова с Авдотьей Панаевой. Напечатано в “Современнике” в том же году, а в 1856-м вошло в поэтический сборник.

Тема – ссора влюбленных, за которой следует примирение.

Композиция – стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых рассказывает о состоянии поссорившихся влюбленных.

Жанр – любовная лирика.

Эпитеты – “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди”.

Метафоры – “вспышка готова”, “душу волнует и мучит“, “возвращенье любви и участья“.

Тропы и образы

В первой строфе состояние поссорившихся влюблённых описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковый – неразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.

Всё стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.

Некрасов пользуется таким приёмом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих (с, з, ч, ст) передаёт звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.

История создания

Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в свое время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завел отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трех человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.

Познакомились влюбленные в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в процессе состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причем она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.

Таким образом к 1851 году их роман был еще на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стих был напечатан в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем любовницы поэта.

Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребенка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.

Читайте также:  Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

Женщины Некрасова

На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю — имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Композиция

Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюбленных. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.

Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит ее высказать свое мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “скорее наскучит“, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.

И третья строфа снова статична – поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не дает им застояться на месте.

Средства художественной выразительности

Стихотворение невелико по объему, поэтому оно и не изобилует эпитетами и метафорами, но они все-таки имеют место быть.

«Неразумное, резкое слово» — весьма образный эпитет, передающий отношение лирического героя к природе ссоры. Герой отдает себе отчет в том, что конфликт – глупый и импульсивный поступок, к которому невозможно относиться с предельной серьезностью. Ссора – это эмоция.

«Проза в любви» — популярная метафора литераторов, которая описывает серость и будничность, а иногда и отрицательные аспекты любви.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “прозу любви“. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придает ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится еще более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трехстопный анапест и женская рифма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчёркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося. Стихотворная исповедь — это итог ссоры и попытка примирения.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Мы с тобой бестолковые люди»

По писателю: Некрасов Николай

В стихотворении поэт описывает ссору двух влюбленных людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “сердиться открыто“, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.

«Пора, мой друг, пора» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Одной из причин разрыва сам Некрасов считал невыносимую атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Он ревновал свою возлюбленную к законному супругу, а она периодически устраивала безобразные сцены с руганью и битьем посуды. Примечательно, что это совершенно не мешало этой необычной троице прекрасно ладить, когда речь заходила о работе. Панаев и Некрасов в этот период возрождали журнал «Современник», а Авдотья являлась владелицей литературного салона, где регулярно проходили встречи с молодыми писателями и поэтами.

К слову, в сети Авдотьи Панаевой, которая на тот момент считалась одной из самых привлекательных женщин Петербурга, угодили многие литераторы, включая Федора Достоевского. Однако она ответила взаимностью лишь Некрасову, став не только его любовницей, но и единомышленником. Именно при ее участии был создан так называемый «панаевский цикл» произведений, куда вошли не только стихи, но и повести Некрасова. Часть своих творений автор посвятил избраннице, и среди них — стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», написанное в 1851 году.

В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала.

Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными. но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья», — считает поэт.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Воистину существуют пары, любовь которых затмевает и быт, и творчество, волнует воображение своей страстностью и вызывает негодование у моралистов.

Именно такой была, возникнувшая душевная связь между Николаем Алексеевичем Некрасовым и Авдотьей Яковлевной Панаевой. Ситуация была осложнена еще и тем, что последняя была замужем.

Авдотья Яковлевна была одной из красивейших и образованнейших женщин в России того времени. Многие писатели советовались с ней по поводу своих произведений, ею были очарованы Тургенев и Достоевский.

Однако Панаева выбрала Николая Алексеевича Некрасова, роман с которым длился 16 лет. Такая связь вызывала законное возмущение и порицание у общественности, но еще большей дерзостью был то, что писатель вселился в дом Авдотьи Яковлевны и жил под одной крышей с ней и ее мужем.

К слову Некрасов и Панаев, отнюдь не враждовали, а наоборот, были заняты общим делом – выпуском журнала современник. Панаева же держала у себя литературный салон, где собирались лучшие умы того времени.

Но если уж общий труд сплочал, то никак не являлся гарантией мирного семейного существования. Авдотья Панаева обладала вспыльчивым, взрывным характером она любила устраивать сцены и скандалы.

Некрасов же к особенностям своей возлюбленной относился вполне спокойно, считая, что проза в любви неизбежна. Но в то же время в своем стихотворении к Панаевой, Николай Алексеевич называет и себя, и ее «бестолковыми людьми», которые часто устраивают ссоры из ничего. Однако, Некрасов, не отмечает в таких ссорах ничего злого или негативного, наоборот очередная вспышка – это перезарядка любовных отношениях, которая высказанностью эмоций будет только сильнее греть костер взаимной любви.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» входит в так называемый «Панаевский» цикл, наряду с другими произведениями Николая Алексеевича. Впервые стихи были опубликованы в 1851 году в журнале «Современник», когда любовь Некрасова и Панаевой только достигла своего пика, а мелкие ссоры остались пережитком прошлого.

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Читайте также:  Некрасов Дедушка читать текст полный

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень четкий ритмический рисунок. Он создается чередованием трех- и четырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “ крестьянка молодая “, “ сестра родная “.
  • Метафора – “крестьянка-Муза” .

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Анализ стихотворения Вчерашний день в часу шестом Некрасов

Стихотворение «Вчерашний день» написано в 1848г., как утверждал сам поэт, однако истинную известность оно получило после публикации в 1892г. Жестокость окружала Некрасова с самого рождения. Сначала она выражалась в излишней строгости отца, от которого он позже сбежал. Позже с жестокостью будущий поэт столкнулся, скитаясь по петербургским трущобам. Стихотворение «Вчерашний день» описывает все ту же жестокость по отношению к крестьянке. Некрасов был сторонником отмены крепостной системы, считая, что каждый человек имеет право быть свободным от рождения. Именно поэтому большинство его стихотворений принадлежат к так называемой крестьянской лирике. В них он словно отрекается от благородного происхождения, провозглашая единение с крепостным народом.

В стихотворении перед лирическим героем предстаёт молодая девушка, которую публично подвергают порке на одной из петербургских улиц. Отметим, что в первом четверостишии автор уточняет возраст крестьянки, она совсем молода, но уже провинилась. Совсем юная душа, только открывающая для себя этот мир, уже познала всю горечь физической и моральной ( бьют на глазах у общественности) расправы над собой, ввиду социального неравенства. Во втором четверостишии поэт играет на звуковом восприятии, а именно мы слышим молчание крестьянки и свист кнута. Девушка, не смотря на хрупкость своей натуры, держится гордо, не лишается собственного достоинства. И здесь же мы слышим самого лирического героя, который в своем высказывании сравнивает музу с избиенной девушкой, такой же сильной, способной выдержать любые страдания.

В данном стихотворении поднимается немало важная тема – тема поэта и поэзии, и их роли в обществе. И не случайно музой Некрасов выбирает не прелестную деву в белоснежных одеждах, а простую дворовую девку, это сразу определяет тон его творчества и идеи, увы, совсем не о возвышенном и прекрасном. Как можно судить из последних строк поэт и его творчество зачастую тоже становятся заложниками обстоятельств и общественных неравенств, страдают, терпят молча побои общества в свой адрес, но именно на их примере люди все же понимают главные истины. И именно в это время( 48-55годы) поэзия наиболее сильно зависела от цензоров, а значит стихи Некрасова, не всегда получали достойную огласку. Молчание крестьянки-музы, это не столько желание показать свою силу, сколько не возможность вымолвить ни звука, так как уже от первого удара кнута голосовые связки человека словно парализуются. Однако, поэзия самого Некрасова, подобно непоколебимой крестьянке, которая не просит пощады и заступничества, все же горда и независима от общественного мнения.

Поэт Некрасов- поэт гражданин, который каждой частицей своего сердца отстаивает свое Отечество, свой народ, пусть такой изможденный, измученный, запуганный, но от этого, ставший во сто крат сильнее. В этом и заключена тайна русской души, о которой так же говорит поэт, в её силе, мужестве, в том, что она не прогибается не от каких испытаний. И в своих страданиях она приобретает мужество, которым может похвалиться не каждый другой народ.

Анализ стихотворения Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Тема крестьянства и угнетенного народа часто поднимается в лирических произведениях Н.А. Некрасова. Наряду с этим он выделял проблему поэзии и роли поэта в обществе. Обе эти идеи были отображены в восьми строчках стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом. “.

Размер стихотворения – разностопный ямб. В первом четверостишии автор пишет о крестьянке, которую избивают кнутом прилюдно на улице. В юной девушке автор видит не просто личность. Она олицетворяет собой весь бедный, угнетенный народ, который бьют и унижают в царской России. Однако бедная страдалица не подала ни звука, пока ее били кнутом. Почему? Некрасов подчеркивает безмолвие народа. Его раболепство, боязнь высказать протест даже в те минуты, когда терпеть нельзя. Однако в этом же молчании можно разглядеть и неподдельную гордость, и достоинство несчастных выдерживать удары судьбы. Автор и укоряет крепостных, и сочувствует им в их нелегкой доле.

Здесь начинает проявляться и вторая тема – предназначение поэта. В этом стихотворении Некрасов называет Музу сестрой молодой крестьянки. Богиня поэзии предстает не в прекрасных одеждах, а родственницей истязаемой девушки. Литература при жизни писателя подвергалась жёсткой критике и нападкам со стороны государства. Однако в это время, несмотря на цензуру, создавались шедевры русской классики. Муза и искусство были непобедимы. И они, как и обычные люди, с достоинством выдерживали тяжёлые времена под давлением цензоров.

Своей задачей поэт ставил пробуждение народа к действиям. В своих стихах он восхищался их стойкостью, но в то же время корил за то, что они готовы молча мириться со своей судьбой. Поэт знал, что в народе скрыта огромная сила, и хотел, чтобы она вырвалась на свободу.

Стихотворение написано в 1848 году, но в свет вышло гораздо позднее. Его относят к жанру гражданской поэзии. Первый раз прочитав его, создаётся впечатление зарисовки с натуры. Некрасов даёт конкретное место событий (Сенная площадь) и время действия (шестой час). Таким образом он создаёт картину достоверных событий.

Некрасов считал своей миссией отображать в литературном творчестве тяготы и страдания обездоленного народа. Его стихи призывали к нравственному перевороту и вызывали желание исправить несправедливость. Темы угнетённого крестьянства, тяжёлая участь крестьянских женщин, назначение поэта занимают ведущие позиции в его произведениях.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Вчерашний день в часу шестом

Популярные темы анализов

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

Элегия – жанр, в котором автор подводит итог переживаниям сложных жизненных проблем. Она существовала ещё в Греции и Риме. В России её ввёл в моду Жуковский, и с тех пор этим жанром пользовались многие поэты.

В произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.

Николай Некрасов не был певцом красот природных. Мало того, он считал лириков, воспевающих их на все лады, людьми, которые растрачивают талант свой впустую. Его гораздо больше интересовала жизнь человека

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

Анализ стихотворения Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Тема крестьянства и угнетенного народа часто поднимается в лирических произведениях Н.А. Некрасова. Наряду с этим он выделял проблему поэзии и роли поэта в обществе. Обе эти идеи были отображены в восьми строчках стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…».

Размер стихотворения — разностопный ямб. В первом четверостишии автор пишет о крестьянке, которую избивают кнутом прилюдно на улице. В юной девушке автор видит не просто личность. Она олицетворяет собой весь бедный, угнетенный народ, который бьют и унижают в царской России. Однако бедная страдалица не подала ни звука, пока ее били кнутом. Почему? Некрасов подчеркивает безмолвие народа. Его раболепство, боязнь высказать протест даже в те минуты, когда терпеть нельзя. Однако в этом же молчании можно разглядеть и неподдельную гордость, и достоинство несчастных выдерживать удары судьбы. Автор и укоряет крепостных, и сочувствует им в их нелегкой доле.

Здесь начинает проявляться и вторая тема — предназначение поэта. В этом стихотворении Некрасов называет Музу сестрой молодой крестьянки. Богиня поэзии предстает не в прекрасных одеждах, а родственницей истязаемой девушки. Литература при жизни писателя подвергалась жёсткой критике и нападкам со стороны государства. Однако в это время, несмотря на цензуру, создавались шедевры русской классики. Муза и искусство были непобедимы. И они, как и обычные люди, с достоинством выдерживали тяжёлые времена под давлением цензоров.

Своей задачей поэт ставил пробуждение народа к действиям. В своих стихах он восхищался их стойкостью, но в то же время корил за то, что они готовы молча мириться со своей судьбой. Поэт знал, что в народе скрыта огромная сила, и хотел, чтобы она вырвалась на свободу.

Стихотворение написано в 1848 году, но в свет вышло гораздо позднее. Его относят к жанру гражданской поэзии. Первый раз прочитав его, создаётся впечатление зарисовки с натуры. Некрасов даёт конкретное место событий (Сенная площадь) и время действия (шестой час). Таким образом он создаёт картину достоверных событий.

Некрасов считал своей миссией отображать в литературном творчестве тяготы и страдания обездоленного народа. Его стихи призывали к нравственному перевороту и вызывали желание исправить несправедливость. Темы угнетённого крестьянства, тяжёлая участь крестьянских женщин, назначение поэта занимают ведущие позиции в его произведениях.

Кратко по плану

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение – небольшое по объему, всего два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Средства художественной выразительности, используемые автором


Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.
Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.
Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Произведения, которые критики относят к раннему периоду творчества Некрасова, отражают реальные ситуации. Их автор мог сам наблюдать или слышать от людей, помогавших ему выжить. Каждое из стихотворений или коротких очерков, которые он продавал различным изданиям, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, пропитано безысходностью, попытками выжить. Николай Алексеевич был единственным среди современников, кто решился представить обществу истинную жизнь воров, проституток, нищих. Даже занимая должность редактора «Современника» и являясь уважаемым гражданином общества и известными писателем, Некрасов продолжал писать о трущобах, простых людях и бледных детях Петербурга.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Крепостное право


На протяжении всей своей жизни писатель наблюдал за угнетением крестьян. Несправедливость, часто имеющая место во всех дворянских владениях, угнетала Некрасова. Детские впечатления писателя основывались на ежедневном наблюдении за поведением тиранов, отца и соседей. Уже тогда формировалось сочувствие к простому народу, интерес к его повседневной жизни.
Но и переезд в Петербург не изменил мнения автора. Собственные тяготы и лишения, наблюдение за такими же обездоленными людьми культивировали чувство ненависти к несправедливому укладу. Это и стало основным мотивом к написанию искренних и правдивых произведений. Современники признавали, что жизнь простого человека наиболее честно и ярко представлена именно в литературе Некрасова.

Стремление крестьян к свободе, как к единственной возможности жить полной жизнью, в стихотворениях Некрасова представлена как цель. Именно к ней движутся все стремления простого народа. Однако, после отмены крепостного права, крестьяне сталкиваются с проблемой совершенно иного рода — они не умеют распоряжаться собственной свободой. На протяжении всей жизни бившийся за освобождение крестьян писатель предполагает, что все же жизнь при хозяине обеспечивала людям и работу и кусок хлеба.

На момент написания стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…» до отмены крепостного права было еще далеко. Поэтому автор искренне негодует, наблюдая за избиением простой девушки и преследованием литераторов, о чем и рассказывает в небольшом произведении. Также, как и крестьянка, за любую провинность писатели могли быть отправлены в изгнание, подвергнуться тюремному заключению. Но по словам автора, литературная муза также независима, горда, сломить ее невозможно.

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»

Николай Некрасов был человеком не простой судьбы. Будучи подростком, он был вынужден покинуть родительский дом, ведь оставаться там было не истерпимо. Его отец-тиран ни давал жизни ни кому из домочадцев. Некрасов вынужден был скитаться по трущобам Петербурга. Конечно же, нищета, голод и холод оставили свой отпечаток в душе поэта. Годы скитаний показали Некрасову другую жизнь – жизнь простого человека, крепостного крестьянина, бедняка. Он был вынужден столкнуться с несправедливостью и классовым неравенством. Именно по этим причинам работы Некрасова пропитаны реалистичностью описываемых событий, он не преукрашал действительность, а описывал все как было на самом деле.

Поэт был ярым противиком крепостного права и неоднократно выступал за его отмену. Некрасов утверждал, что каждый человек рождается свободным и ни кто не может решать его судьбу. Правда, немного позже, после отмены крепостного права, поэт признает, что русский человек просто не знает, что делать с даром свободы, что находясь под гнетом помещика, крепостной был уверен в завтрашнем дне, а получив свободу – он не знал, как жить дальше. Но это будет позже.

В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Главной героиней данного произведения является молодая девушка крестьянка. Действие разворачивается на Сенной площади Петербурга, по которой прогуливался поэт.

Перед глазами автора разворачивается картина казни молодой девушки. Поэт не называет за какое деяние она была подвергнута публичному наказанию, лищь говорит, что ее били кнутом. Все это вызывает в душе автора жалость, смятение, осознание того, что он не в силах это остановить.

Однако, второе четверостишие пронизано совершенно другим настроением. Некрасов восторгается силой и мужественностью этой крестьянки: «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя…». Душа поэта переполняется гордостью за свой народ, который ни смотря ни на что, остается гордым и неприклонным. Его не могут сломить ни бедность, ни голод, ни публичные унижения. Именно в этой упрямости Некрасов видит тайну русской души.

Также, стоит отметить, то что поэт называет эту «крестьянку молодую» своей музой. Именно жизнь крепостных, полная невзгод, унижений и страданий, стала для Некрасова источником вдохновения. Таким образом, поэт еще раз подчеркнул тот факт, что ни смотря на свое дворянское происхождение, ему близка жизнь простого человека. Это и объясняет то, что муза Некрасова изображена, как униженная крестьянская девушка, а не дама из высшего общества. Ведь, поэт считал, что только в муках и лишениях могут родиться действительно настоящие стихотворения, которые заставят задуматься над происходящими событиями.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…» Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…»

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

«Вчерашний день, часу в шестом…», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» – одно из самых загадочных в творчестве Некрасова. Сам автор датировал его 1848 годом, но сделал это по памяти, отыскав клочок с карандашными набросками среди старых бумаг. Подобные «раскопки» он проводил с целью найти небольшое стихотворение для альбома Ольги Козловой, жены известного переводчика. Через пять лет после смерти поэта альбом был опубликован малым тиражом.

В 1892 году произведение вновь увидело свет в благотворительном сборнике. В собрание сочинений Некрасова оно попало уже при советской власти, а вскоре было включено в школьную программу.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и, на первый взгляд, представляет собой зарисовку с натуры. Здесь есть четкое указание времени и места: вчера, около шести на Сенной площади. У читателя сразу складывается впечатление достоверности описываемых событий. Автор прогуливался и случайно увидел, как бьют кнутом молодую крестьянку. На следующий день, пребывая под впечатлением от жуткой сцены, поэт написал эти строки. Но современникам Некрасова было хорошо известно, что Николай Алексеевич использовал здесь исключительно художественные образы.

Наказания кнутом были отменены еще в 1845 году, а к женщинам они применялись крайне редко. Подобные публичные казни часто оканчивались увечьем и даже смертью. Они никогда не проводились на Сенной площади. Что же хотел показать Некрасов, почему он изобразил в своем стихотворении такую экзекуцию? Ответ кроется в последних двух строках произведения, где страдающая женщина названа сестрой Музы поэта.

Период с 1848 по 1855 год известен самой свирепой цензурой в России. Некрасов, чьи произведения были глубоко демократичны и посвящены страданиям простого народа, в эти годы почти не публиковался. Цензоры перечеркивали неугодные стихи поэта красными чернилами. Это и вызвало у Некрасова ассоциацию со спиной, распоротой до крови кнутом. Возможно, такое зрелище ему было знакомо с детства или ранней юности. Отсюда и достоверные детали наказания.

Строка «лишь бич свистал, играя» добавляет драматизма этой сцене. Кнут, как известно, издает свист в воздухе, а слово «играя» подчеркивает произвол экзекуторов и вызывает ассоциацию с ударами судьбы.

Принято считать, что строка «ни звука из ее груди» говорит о стойкости наказуемой. Но уже первый удар кнутом вызывает болевой спазм, который парализует голосовые связки. Это было известно поэту, как и его читателям. Некрасов хотел показать не стойкость молодой крестьянки, ее терпение, а подчеркивал вынужденное молчание своей Музы под бичами цензоров.

Судьба поэта, чья Муза испытала жестокие удары, тесно переплетается с судьбой крепостной России, которая молчит под кнутом царской власти. Такая трактовка была еще более опасна для Некрасова. Не удивительно, что произведение так долго не выходило в свет, да и сам автор не решался его публиковать.

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» состоит всего из восьми строк. Репортажную краткость повествования обеспечивает разностопный ямб. В нечетных строках – четырехстопный с мужской рифмой, в четных – трехстопный с женской. Точная рифма и перекрестная рифмовка создают четкий ритмический рисунок произведения.

Первая строфа носит описательный характер и в ней присутствует всего один эпитет – «молодая». Эмоциональность второй строфы создают сразу несколько приемов. Это восклицание при обращении к Музе, инверсия «сестра твоя родная». а также многочисленные звуки «и», воспроизводящие эффект свиста. С этой целью даже слово «кнут» заменено синонимом «бич». Олицетворение «бич свистал» и контраст с молчанием героини усиливают эмоциональный эффект, вызывают сострадание.

Уличная сцена в этой миниатюре приобретает символическое значение. В самом начале творческого пути поэт определяет свой выбор. Его Муза – не прекрасная дева, не спустившаяся с небес богиня, а родная сестра истязаемой крестьянки. Не о возвышенных и прекрасных чувствах будет петь вдохновенная лира Некрасова, а о народных страданиях.

Поэт считал себя обязанным создавать строки, в которых изображены тяготы простого народа. Его стихотворения пробуждают желание изменить положение дел в стране, заставляют чувствовать и мыслить нравственно. Образ Музы-крестьянки, иссеченной кнутом, еще не раз появится в творчестве Некрасова.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Анализ стихотворения Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом

Творчество Николая Некрасова весьма реалистично и лишено приукрашивания действительности. Это объясняется не только личной драмой поэта, который подростком сбежал из дома, опасаясь гнева своего несдержанного и довольно жестокого отца. Годы скитаний и жизни в питерских трущобах заставили Некрасова совсем по-иному взглянуть на окружающий его мир, в котором жестокости гораздо больше, чем справедливости.

Некрасов открыто выступал за отмену крепостного права, считая, что никто не может быть хозяином другому человеку, который по праву своего

рождения является свободным. Однако позже, когда русский крестьянин получил долгожданную свободу, поэт осознал, что его народ попросту не знает, что делать с этим бесценным даром. Поэтому в своих поздних произведениях автор неоднократно указывал на то, что крепостные крестьяне хоть и находились под гнетом помещиков и были совершенно бесправными, но все же имели свой кров и кусок хлеба на ужин.

Впрочем, до 1864 года было еще достаточно далеко, и молодой поэт, сам хлебнувший горя и унижений в чужом городе, воспринимал страдания своего народа очень близко к сердцу. Итогом такого отношения к окружающей действительности

стало появление хрестоматийного стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…” , созданного в 1848 году. Его героиня является молодая крестьянка, которую поэт увидел на Сенной площади в Петербурге теплым летним вечером. За неизвестно какую провинность ее подвергли публичной порке кнутом, что вызвало у автора смесь самых разнообразных чувств – жалость, негодование, беспомощность и глубокую печаль от осознания того, что ничего в этом мире изменить он не в состоянии.

Однако второе четверостишье этого произведения пронизано совершенно другими мыслями и настроениями. Николай Некрасов, отмечает, что обычная сельская девушка держалась очень мужественно и достойно. “Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя…”, – отметил поэт. И это удивительное наблюдение наполнило его душу гордостью за собственный народ, который, вопреки всем унижениями и невзгодам, остается гордым, непреклонным и не теряющим чувства собственного достоинства. По мнению автора, в этом и заключается загадочность русской души, ее самая сокровенная тайна, которая дает силы обычной молодой крестьянки без единой слезы и слова упрека снести публичные унижения, сохранив при этом честь и природную гордость.

Примечательно, что поэт отождествляет эту простую русскую женщину с собственной музой, считая, что к столбу на Сенной площади привязана ее родная сестра. Именно такой, гордой и неприступной Некрасов видит собственную музу, которая способна вынести любые страдания и при этом даже виду не подать, насколько ей больно и тяжело. Стоит также отметить, что в этом произведении поэт впервые затронул тему роли поэта в обществе и попытался дать ответ на вопрос о том, что именно лично его вдохновляет на творчество. И этим источником вдохновения оказалась жизнь простых крепостных крестьян, полная лишений, невзгод и страданий. Таким образом, автор, являясь выходцем из достаточно благородной и обеспеченной семьи, словно бы перечеркивает свое дворянское происхождение, отмечая, что нужды народа ему гораздо ближе и понятнее, чем проблемы высшего общества. И это добровольное отречение от тех, кого Некрасов считает недостойными зваться людьми, становится основным лейтмотивом творчества поэта, его “визитной карточкой” в мире русской литературы. Именно поэтому муза Некрасова рисуется поэту в образе крестьянки, а не изысканной и благородной барышни. Ведь, по мнению автора, только в муках и страданиях могут рождаться по-настоящему достойные стихи, способные заставить людей мыслить, чувствовать и желать хоть что-то изменить в своей жизни.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Ссылка на основную публикацию