Русские женщины – краткое содержание произведения Некрасова

Краткое содержание «Русские женщины»

Поэма «Русские женщины» Некрасова посвящена женам декабристов, последовавшим вслед за ссыльными мужьями в Сибирь. Книга состоит из двух частей. Главной героиней первой части, написанной в 1871 году, является княгиня Екатерина Трубецкая. Вторая часть, в основу которой легли воспоминания княгини Марии Волконской, была завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1872, № 4 и 1873, том 206).

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Русских женщин», которое будет полезным как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.

Мария Николаевна Волконская – княгиня, супруга князя Волконского.

Другие персонажи

Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.

Граф – отец Екатерины Трубецкой.

Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Княгиня Трубецкая

Часть первая

Старый граф, отец Екатерины Ивановны Трубецкой со слезами на глазах занимается последними приготовлениями – « княгиня-дочь… куда-то едет в эту ночь…» . Она прощается с семьей и просит родительского благословения в дальнюю дорогу. Княгиня прекрасно понимает, что надежды на встречу в будущем практически нет, « но долг другой, и выше, и трудней » зовет ее в путь.

По дороге Екатерина Трубецкая вспоминает свое счастливое, беззаботное детство, стремительный калейдоскоп балов в роскошном родительском доме, на которые съезжались лишь сливки общества. Эти воспоминания сменяются яркими, солнечными картинами свадебного путешествия по Италии, когда Трубецкие бродили по Ватикану, по шумным городским площадям, посещали « дворец, развалины, музей », и высшим счастьем было затем « делиться мыслию своей с любимым существом ».

Но счастливые воспоминания княгини нарушаются мрачной действительностью. В Сибири « на триста верст какой-нибудь убогий городок », из-за сильного мороза все сидят по домам, и даже собаки не лают. Этот край навевает у Трубецкой тяжелые мысли: « Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак . ».

Перед глазами Екатерины Ивановны встают сцены восстания декабристов, ее свидание с арестованным мужем, вызывающие в ней чувство острой безысходности.

Часть вторая

После двух месяцев утомительного пути княгиня прибывает в Иркутск. Ее встречает сам « начальник городской », давний знакомый отца княгини, который настойчиво отговаривает от дальнейшей поездки.

Он пугает ее невероятно опасной и тяжелой дорогой, взывает к дочерним чувствам, но все напрасно: княгиня Трубецкая видит свой долг только в том, чтобы поддержать супруга в тяжелый час. Ей не страшны все тяготы, что красочно описывает губернатор, она готова в чужом краю « близ мужа умереть ».

На следующий день губернатор еще раз делает попытку отговорить княгиню от рокового шага, но она по-прежнему настаивает на своем. Тогда губернатор сообщает ей, что в этом случае она обязана « отреченье подписать » от всех своих прав, то есть « нищей стать и женщиной простой ».

Напоследок губернатор пугает княгиню тем, что не даст ей лошадей, а отпустит ее этапом до Нерчинска, вместе с каторжниками. Однако и эта попытка сломить волю решительной женщины оказывается безуспешной. Пораженный мужеством княгини, старый генерал со слезами на глазах признается, что мучил ее по приказу царя. Он приказывает запрягать лошадей, и княгиня отправляется в Нерчинск.

Княгиня Волконская

Желая сохранить для своих потомков память о прожитых годах, княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Глава I

Родилась княгиня « под Киевом, в тихой деревне », в знатном уважаемом семействе. Ее отец, генерал Раевский, в войне с Наполеоном « мужеством добыл и лавры побед и почести, чтимые миром ». Маша была любимицей всей семьи, и детские и юношеские годы синеглазой красавицы прошли мирно и беззаботно.

На балах, устраиваемых Раевскими, Маша была настоящей царицей. Она пленяла своей красотой гусаров и улан, но ее сердце оставалось холодным. За Машу сделал выбор ее отец, предложив в мужья князя Волконского – отважного генерала, любимца императора. На робкое возражение Маши о том, что жених гораздо старше ее, отец безапелляционно заявил: « Ты будешь с ним счастлива!» .

После свадьбы супруги редко виделись друг с другом: Сергей Волконский постоянно был в разъездах. Однажды, когда он привез беременную Машу в Одессу, он разбудил ее посреди ночи с требованием разжечь камин, и затем всю ночь « бумаги сносил к камину — и жег торопливо ». Затем он в срочном порядке отвез жену к отцу, в спешке простился с ней и ускакал.

Глава II

Молодая княгиня никак не могла понять причину такого поведения супруга, но чувствовала, что « недоброе что-то случилось ». Родные всячески успокаивали Машу, напоминали ей о том, что она должна беречься из-за ребенка.

Рождение первенца оказалось серьезным испытанием для княгини Волконской, которая в течение двух месяцев серьезно болела. Все это время семья скрывала от нее тот факт, что князь оказался заговорщиком.

Княгине удалось добиться свидания с мужем, и, увидев его измученное лицо, Маша укрепилась в своем решении ехать за ним в Сибирь. Именно в тот момент она поняла, насколько сильно любит своего супруга.

Родители княгини умоляли ее одуматься, не ломать судьбу не только свою, но и ребенка. Но Маша настойчиво твердила только одно – « Поеду!».

Глава III

Молодой княгине тяжело принимать столь ответственное решение, поскольку до этого рокового момента за нее это делали другие. Только на двадцатом году жизни она « узнала, что жизнь не игрушка ».

Княгине тяжело расставаться с сыном, но она надеется, что повзрослев, « он матери чувство поймет и в сердце ее оправдает ». Маша уверена, что в глубине души ее поддерживает и отец, хотя никогда не признается в этом.

Мария Николаевна получает письмо от царя, в котором тот восхищается ее смелостью, но намекает « на то, что возврат безнадежен ». Немедля, она собирается в дорогу, и напоследок отец под угрозой проклятия требует ее возвращения через год.

Глава IV

Княгиня держит путь в Москву, чтобы попрощаться с любимой сестрой Зинаидой. Чтобы поддержать Марию, она решает устроить пир, на который приглашает весь московский цвет общества: поэтов, артистов, певцов. Все стремятся выразить свое восхищение удивительной смелостью столь хрупкой женщины.

Среди гостей Мария Николаевна замечает Пушкина – старинного приятеля, с которым она была дружна в юности. Она вспоминает счастливые, безмятежные дни в Крыму, когда оба они были молоды, наивны и беспечны.

Глава V

По дороге в Сибирь перед Волконской раскрывается картина ничем не приукрашенной жизни обычных людей. Тяжелая дорога и сильная метель вынуждают княгиню сделать небольшой привал в сторожке лесника, где для защиты от медведей дверь подпирается камнями.

На одной из станций княгиня узнает от конвойного солдата, что все ссыльные декабристы живы и « живут в руднике Благодатском ». В Иркутске Волконскую губернатор мучает точно так же, как и княгиню Трубецкую, но она проявляет настойчивость и держит свой путь далее. В Нерчинске ее ждет радостная встреча с Екатериной Трубецкой.

Глава VI

Объединенные общим горем, женщины рады видеть друг друга. Они утешают себя тем, что станут « опорою гибнущим, слабым, больным » мужьям и достойно выдержат непростое испытание.

Узнав, куда узники отправляются на работу, Мария Николаевна спешит к руднику. Она умоляет часового пропустить ее к мужу, и тот уступает ее мольбам. Пробежав в полной темноте мимо опасных провалов и трещин, княгиня благополучно добирается к работающим узникам. Ее радостно встречают знакомые лица: « Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенской ».

Княгиня видит супруга, на лице которого написаны все страдания, что ему довелось пережить. Мария Николаевна в слезах припадает к его оковам и целует их. В этот момент все чувствуют, как « тихого ангела бог ниспослал » – настолько волнующим и трепетным было свидание разлученных супругов.

Заключение

Авторская рукопись Некрасова имела иное название – «Декабристки», но писатель изменил его на «Русские женщины». Тем самым он хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность героинь, способных на великий подвиг самоотречения.

После краткого пересказа «Русских женщин» рекомендуем прочесть поэму Некрасова в полном варианте.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Н.А. Некрасов «Русские женщины»

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание по частям
  4. Графиня Трубецкая
  5. Княгиня Волконская
  6. Основная идея

Поэма Николая Некрасова «Русские женщины» включает в себя две части, которые можно рассматривать как отдельные произведения. Краткое содержание поэмы Некрасова о русских женщинах не передает глубины произведения, поэтому рекомендуется прочитать его целиком.

В черновой версии поэма называлась «Декабристки», но впоследствии Некрасов исправил название на «Русские женщины». Этим он подчеркивал, что не принадлежность к сословию заставила этих девушек отправиться в тяжелый путь, а их русская душа.

Основные персонажи

  • Екатерина Ивановна Трубецкая – юная княгиня, жена князя Трубецкого. Он принял участие в восстании декабристов в 1825 г., за что был сослан на каторгу. Екатерина последовала за супругом, чтобы разделить с ним все тяготы;
  • Мария Николаевна Волконская – юная супруга князя Волконского, оставив новорожденного сына, отправилась в Сибирь за супругом, который был намного старше нее;

  • Николай Раевский – отец Марии, генерал;
  • Граф – отец Екатерины;
  • Губернатор Иркутска – чиновник, получивший императорский приказ вернуть назад обеих женщин, отговорив их от продолжения пути.

Очень краткий пересказ

Краткий пересказ произведения «Русские женщины» можно вместить в несколько предложений. Княгини Волконская и Трубецкая с юных лет привыкли к богатой праздной жизни. Обе вышли замуж, а их супруги участвовали в заговоре против царского самодержавия, вошедшего в историю как восстание декабристов. Мужчины были приговорены к каторжным работам. Молодые женщины решили ехать вслед за супругами, чтобы разделить с ними тяготы и облегчить пребывание в ссылке. В основе произведения – тяжелый путь в Сибирь и воспоминания о безвозвратно ушедших прекрасных, беззаботных днях счастливой жизни.

Краткое содержание по частям

Ниже представлено краткое содержание поэмы «Русские женщины», разбитое по главам.

Графиня Трубецкая

Первая часть посвящена графине Трубецкой.

Часть 1
Все начинается с того, как зимой 1826 года Екатерина Ивановна прощается со своим отцом и семьей перед поездкой. Она понимает, что эта встреча может быть последней в их жизни, но высокий долг зовет ее в путь.

В длительном пути вплывают воспоминания о беззаботном детстве и счастливой юности, о балах. Она мысленно переносится в свадебное путешествие по Италии, куда они отправились с мужем.

Эти радужные картины так контрастируют с суровой действительностью России, где «на триста верст какой-нибудь убогий городок», из-за трескучего мороза все сидят по домам и даже собак не слышно. Так изнеженная девушка решительно едет вперед. С грустью думая: «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?»

Она также припоминает и восстание декабристов, встречу с супругом после ареста и решение отправиться за любимым.

Часть 2
Два месяца провела княгиня в трудном пути и, наконец, прибыла в Иркутск. Она остановилась в доме губернатора, который служил в молодости у ее отца. Губернатор настойчиво отговаривает Трубецкую от дальнейшей поездки, уговаривает ее вернуться в отчий дом, вспомнив о дочернем долге. Молодая женщина парирует, что она теперь женщина замужняя и долг перед мужем важнее.

Губернатор рассказывает страшные факты о том, что в Сибири суровый климат, что ее будут окружать лишь каторжники, уголовники и убийцы. Но и это не сломило решимости женщины. Наконец, чиновник вынуждает ее подписать отказ от своих дворянских прав, и сообщает, что дальнейший путь она продолжит как простолюдинка под конвоем в окружении ссыльных. Когда Екатерина и после подписания бумаг решается ехать, сердце губернатора не выдерживает: он расплакался от нахлынувших чувств и признался, что все это сделал по приказанию императора. Трубецкая отправилась в Нерчинск.

Княгиня Волконская

Княгиня Мария Волконская записала воспоминания о своей судьбе. Именно эти записки стали основой второй части произведения. С этими записками ознакомился Некрасов с разрешения сына Волконских. Автора потрясли эти записи: он часто просил прекратить читать, и плакал, до глубины души растроганный от услышанного.

Глава I
Родилась Мария Николаевна недалеко от Киева в знатной семье. Ее отец – генерал Раевский – участник войны 1812 года. В юные годы синеглазая темноволосая красотка была королевой на балах. Она кружила головы молодым людям, но не влюблялась. Когда в 18 лет пришла пора выходить замуж, отец выбрал ей в мужья князя Волконского. Избранник – генерал, достойный человек. На замечание Марии о том, что жених намного старше и они почти не знакомы, отец ответил: «Ты будешь с ним счастлива!»

Девушка покорилась родительской воле. С мужем она виделась редко, он часто уезжал. Когда молодая женщина была беременна, они переехали в Одессу. Однажды супруг разбудил ее ночью и попросил развести огонь в камине. Помогая мужу жечь бумаги, но она не задала ни единого вопроса об их содержании. После муж отвез ее в родительское поместье и уехал.

Глава II
Родители уговаривали девушку не переживать, а думать о себе и о ребенке, которого она носила. Роды были очень тяжелыми, и два месяца после них женщина тяжело болела. Родные скрывали правду о том, что муж стал мятежником и был приговорен к ссылке. Когда правда открылась, Мария отправилась на свидание в тюрьму к мужу. Там она поняла, как глубоко любит этого человека, и решает ехать вместе с ним в Сибирь.

Родители старались отговорить дочь от опрометчивого шага, ведь решалась не только ее судьба, но и судьба новорожденного малыша. Уговоры не подействовали. Женщина осталась непреклонна

Глава III
Княгиня Волконская размышляет о том, что все решения за нее принимал кто-то другой. А поездка за мужем на каторгу – это первое самостоятельное решение 20-летней женщины. Расставание с сыном далось ей очень тяжело. Всю ночь сидела она у кроватки малыша, прощаясь с ним и прося прощения. Она понимала, что если останется и будет вести светскую жизнь, то не сможет избежать косых взглядов знакомых. А сын, когда вырастет, будет презирать ее за малодушие. Она надеялась, что сын сможет понять ее поступок и простить свою мать. Также она понимала, что отец негласно поддерживает ее благородное решение, хоть и продолжает отговаривать.

Пришло письмо от императора, который дает согласие на выезд. Он восхищен ее решимостью и напоминает, что обратной дороги может и не быть. Маша собирается в путь.

Глава IV
Перед отъездом в Сибирь, Волконская заехала в Москву к сестре Зинаиде, для прощания. Сестра организовала бал, на который съехался весь свет Москвы, в том числе и друг детства Пушкин. Все присутствовавшие на балу высказывали восхищение героическим поступком хрупкой девушки.

Глава V
Путь в Сибирь оказался труден и суров. Жизнь людей оказалась так не похожа на ту, к которой привыкла Мария. Попав в сильную метель, ей приходится заночевать в избушке лесника, в которой дверь подпирали валунами, чтобы медведи не забрались внутрь.

Прибыв в Иркутск, Мария также оказалась в доме губернатора, и тот настоятельно рекомендовал ей вернуться. Но женщина не вняла его уговорам. А в Нерчинске она встретилась с Екатериной Трубецкой.

Глава VI
Женщины, разделяя общее горе, едут дальше. Они надеются послужить опорой мужьям в скорбный час. Но они обе не представляли тех тягот, которые выпали на долю их супругов.

Мария Николаевна прибыв к месту ссылки, узнала, где работают ссыльные, и упросила часового пропустить ее к супругу. В кромешной тьме она побежала к месту работ, чудом миновав опасные провалы. Она увидела знакомые лица Сергея Трубецкого, Артамона Муравьева, князя Оболенского, Борисовых. И лишь после увидела своего мужа. На лице супруга написаны страдания, которые он пережил за эти месяцы. Женщина опускается на колени перед супругом и прикладывается губами к его оковам. В шахте воцарилась тишина, и все присутствующие чувствуют, как «тихого ангела Бог ниспослал». Так трепетно было это мимолетное свидание.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

Основная идея

Это рассказ о героической душе русских женщин, об их самоотверженности и духовной силе. Они жертвуют своей богатой и беззаботной жизнью ради чести своих супругов.

Краткое содержание поэмы «Русские женщины» не передает в полной мере тех переживаний, которые заложены в произведении. Только прочитав оригинал, можно оценить масштаб силы духа хрупкой русской женщины.

Краткое содержание «Русские женщины»

Читать «Русские женщины» в кратком содержании

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. “Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?” – в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, – та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где “люди редки без клейма, и те душой черствы”. Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, – но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, – та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: “Иду! Мне всё равно!” – старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

КНЯГИНЯ ВОЛКОНСКАЯ

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша – голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха – героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: “Ты будешь с ним счастлива!” – и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей.

Роды были тяжелыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от нее судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора – и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребенка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за нее отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она “тоже не думала много”. Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки – и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребенка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймет её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадежен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась “героинею дня”, ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюбленным в Машу Раевскую – хотя в кого он не был тогда влюблен! После он посвятил ей чудные строки в “Онегине”. Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казенные фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями – от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от нее узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку – видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа – и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы – и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: “Увидимся, Маша, – в остроге!”.

Анализ стихотворения Похороны Некрасова

Стихотворение Похороны описывает как застрелился человек, практически неизвестный гость села, который иногда приезжал в сезон, привозил гостинцы и в целом запомнился жителям этого села с положительной стороны. Рассказ ведется как бы от лица представителей этого села, от простого народа и Некрасов специально тут использует характерную лексику, которую знал довольно точно, да и само стихотворение было написано в 1861 году на территории села Грешнево. Поэтому он вообще мог легко писать практически с натуры характерный деревенский говор.

По большей части описываемая лексика изобилует уменьшительно-ласкательными оборотами, которые как бы нивелируют серьезность ситуации. В этом проявляется какая-то мягкая забота простого человека о другом, попытка примириться с суровой действительностью. Прямехонько, скорехонько, тошнехонько, знавали, сердешного, нашивал – все эти слова дают характеристику рассказчикам, которые просто и прямо стараются понять ситуацию.

Деревенские жители задают себе вопрос «какою кручиною надрывалося сердце твое», они хотят понять какие факторы могут подтолкнуть человека на такой греховный поступок. К слову, набожность довольно точно просвечивает за всем этим повествованием благодаря характерным деталям. «Бог тебе судия», «грешною кровию» и подобное.

Помимо этого сами рассказчики называют свои поля «неповинными», то есть фактически относят себя к безгрешным существам. Тем не менее, этот вопрос, который они задают о причинах поступка, не является глубоким, они не хотят достигнуть смысла. Тут речь по большей части о причитаниях относительно того как жизнь может выбиваться из привычного уклада.

Даже горе является для этих людей практически неизвестным. Оно может только бродить по свету и каким-то негаданным образом набрести на эту деревню, которую жители считают практически святой. Наверное, в какой-то степени Некрасов описывает тут так называемую святую простоту или своеобразную чистоту, которая не затронута внешним миром.

Где-то в другом пространстве проживают люди, которые могут приехать с гостинцами, терзаться вплоть до трагического исхода, но деревня представляет собой своеобразную божью благодать. Фактически перед нами образ рая, упокоиться в котором является довольно позитивным вариантом. Не зря Некрасов говорит о безгреховных снах, которые навевают хлебородные нивы.

Вариант 2

Произведение посвящено социальной тематике, более всего привлекавшей Некрасова, но, при этом, оно носит лирический характер.

Все герои стихотворения безымянные. Вероятно, это должно было символизировать, что, несмотря на то, что случай, послуживший завязкой для сюжета, все же, носит необычный и экстраординарный характер, автор говорит о реальной русской жизни.

Недалеко от села застрелился неизвестный местным крестьянам охотник. Разумеется, было назначено следствие. Крестьяне, руководствуясь обычаями того времени, собирают деньги и дают взятку властям. Дело закрывается без лишнего шума и местным жителям советуют по-тихому похоронить самоубийцу.

Собственно говоря, изложение этого эпизода и является целью создания стихотворения. Взятка властям, даже при таком деле, где живущие рядом крестьяне явно не замешаны, представлена обычной практикой. Чиновники используют любую возможность, чтобы на законных основаниях, создать проблемы людям, попавшим в их поле зрения. Конечно, без большой личной ненависти или взятки от недругов этих крестьян, никто из них не будет обвинен в убийстве и посажен в тюрьму, даже на время следствия.

Некрасов прямо говорит о принесении «подарка» представителям следствия как о способе избавиться от длительных бюрократических процедур, отвлекающих от повседневных дел. А они будут иметь место, так как в подобных случаях платят все и отказ будет воспринят чиновниками, как попытку лишить их того, что они считали своим. Описывая инцидент с охотником-самоубийцей, автор точно воспроизводит практику своего времени.

Однако ограничься Некрасов только упоминанием о коррупции, стихотворение было бы быстро забыто. Простое, шаблонное напоминание о несовершенстве государственного аппарата и недостатках существующего строя было мало кому интересно. Автор показывает душу русского народа. Крестьяне искренне сожалеют о человеке, лишившем себя жизни, хотя ничего о нем не знают и он доставил им неприятности. Они видят в охотнике-самоубийце человека, думая о его матери и любимой. Проходя мио его могилы, местные жители вспоминают о лежащем в ней. Причем, думают о нем хорошо. В частности, истолковывают неизвестные им факты в его пользу. Он был нездешний, но любил охотиться тут, поэтому любил эти места.

Некрасов без пафоса и надрыва показал русских крестьян обычными добрыми и душевными людьми. Этим он призывал более образованных и обеспеченных читателей отнестись к простому народу так же, как эти крестьяне к самоубийце из более высокого социального слоя. Поэт хотел побудить вникнуть в нужды простых людей, посочувствовать им и как сам автор, внести посильный вклад в освобождения их от бесправия и гнета. Для этого он описал в данном произведении.

Картины русской природы, нарисованные в стихотворении, также призваны сблизить простой народ, живущий среди этих полей и лесов и представителей образованное общество, также любящих родную землю как охотник в стихотворении.

Анализ стихотворения Похороны по плану

Похороны

Возможно вам будет интересно

Спустя 20 дней после Бородинской битвы, Жуковский выпускает своё новое творение «Певец», посвященное великой войне против Франции.

Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! », проникнутое душевной болью, направленно к подруге – любимой жене Наталье.

Фет написал огромное количество прекрасных произведений и одним из них является «О, нет, не стану звать утраченную радость». Все события стихотворения происходят в одном очень красивом, но старом саду.

Июнь 1941 года стал для советского союза роковым. Именно тогда германия, без объявления войны, напала на Советский союз. Это было, словно гром среди ясного неба и никто не был готов к этому.

Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

Анализ стихотворения Некрасова Похороны

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко»

29 октября 2012

Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому народу, к Родине.

Зная не понаслышке жизнь простых крестьян, поэт всегда с состраданием относился к крепостному, подневольному человеку. Эта тема поднимается во многих его произведениях, не является исключением и стихотворение «На смерть Шевченко».

Лично знакомым с великим украинским кобзарем Некрасов не был, хотя всегда с великим уважением относился к творчеству этого человека. Зная непростую историю жизни Тараса Григорьевича, русский поэт восхищался стойкостью и силой духа, свободолюбием кобзаря.

Данное стихотворение родилось на похоронах Шевченка, на которых лично присутствовал Некрасов. А напечатано оно было только незадолго до смерти великого русского поэта и то, благодаря записи родной сестры поэта.

Как сжато, но в тоже время лаконично передано начало жизни поэта — «…молодость трудная,

Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие, дни заточения.

Не каждый писатель смог бы так емко сказать, а поэт Некрасов смог. Еще несколько строк и все, жизнь прожита — тюрьма, допросы, степь, изгнание, страдания…и освобождение-

«Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Кончилось время его несчастливое,
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося».

В тоже время в стихотворении видно и недоумение, и вопрошение к судьбе — «как такое возможно и почему?» Ведь Шевченко — выдающийся поэт, художник, борец за свободу родного народа и тут такая несправедливость — короткая жизнь, полная страданий. По мнению Николая Алексеевича, такой человек заслуживает большего — уважения, любви, участия. Заканчивая свое произведение смертью поэта, Некрасов показывает весь трагизм происходящего не только констатацией данного факта, но и литературным обрывом- переходом в другую рифму.

Сказано очень сильно и красиво — “Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася”.

Т.Г. Шевченко и Н.А.Некрасов были основоположниками нового периода в истории украинской и русской литератур, поэтому нет ничего удивительного в написании данного произведения.

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно Некрасова

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас – голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. – тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка.

Без попов. Только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой.
Мать о сыне рекой разливается,
Плачет муж по жене молодой,-

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит,-
“Чу!- кричат наши детки проворные.-
Прошлогодний охотник палит!”

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружье.
_____

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Упокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать. Николай Некрасов

Читаем вслух

Николай Некрасов — Меж высоких хлебов затерялося ( Похороны )

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
№ 4 И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас — голова бесшабашная —
№ 8 Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. — тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
№ 12 И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
№ 16 Без всего, чем могила крепка.

Без попов. только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
№ 20 Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
№ 24 И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой.
Мать о сыне рекой разливается,
№ 28 Плачет муж по жене молодой, —

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
№ 32 Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
№ 36 Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
№ 40 Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит, —
«Чу! — кричат наши детки проворные. —
№ 44 Прошлогодний охотник палит!»

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
№ 48 И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
№ 52 Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
№ 56 И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
№ 60 Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
№ 64 Перед тем, как спустил ты ружье.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
№ 68 Успокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
№ 72 Безгреховные сны навевать.

Mezh vysokikh khlebov zateryalosya
Nebogatoye nashe selo.
Gore gorkoye po svetu shlyalosya
I na nas nevznachay nabrelo.

Oy, beda priklyuchilasya strashnaya!
My takoy ne znavali vovek:
Kak u nas — golova besshabashnaya —
Zastrelilsya chuzhoy chelovek!

Sud priyekhal. doprosy. — toshnekhonko!
Dogadalis denzhonok sobrat:
Osmotrel yego lekar skorekhonko
I velel gde-nibud zakopat.

I prishlos nam nezhdanno-negadanno
Khoronit molodogo strelka,
Bez tserkovnogo penya, bez ladana,
Bez vsego, chem mogila krepka.

Bez popov. tolko solnyshko znoynoye,
Vmesto yarogo vosku svechi,
Na litso neprobudno-spokoynoye
Ne skupyas navodilo luchi;

Da vysokaya rozh kolykhalasya,
Da pestreli v doline tsvety;
Ptichka bozhya na grob opuskalasya
I, chiriknuv, letela v kusty.

Poglyadim: chto rebyat nabirayetsya!
Pokrestilis i podnyali voy.
Mat o syne rekoy razlivayetsya,
Plachet muzh po zhene molodoy, —

Kak ne plakat im? Divo veliko li?
Svoyemu-to oni khoroshi!
A po kom rebyatishki zakhnykali,
Tot, naverno, byl dobroy dushi!

Mezh dvumya khleborodnymi nivami,
Gde proshel neshiroky dolok,
Pod bolshimi plakuchimi ivami
Uspokoilsya bedny strelok.

Chto tebya dokonalo, serdeshnogo?
Ty za chto svoyu dushu sgubil?
Ty zakhozhy, ty rodu nezdeshnego,
No ty nashu storonku lyubil:

Tolko minut morozy upornye
I vesennikh gostey naletit, —
«Chu! — krichat nashi detki provornye. —
Proshlogodny okhotnik palit!»

Ty laskal ikh, gostintsu im nashival,
Ty na spros otvechat ne skuchal.
U tebya poroshku ya poprashival,
I vsegda ty neskupo daval.

Pochivay zhe, druzhok! Pamyat vechnaya!
Ne zhiva l tvoya bednaya mat?
Ili, mozhet, zaznoba serdechnaya
Budet tayat, druzhka podzhidat?

My doydem, povestim tvoyu miluyu:
Mozhet byt, i priyedet lyubya,
I poplachet ona nad mogiloyu,
I rasskazhem my yey pro tebya.

Pochivay sebe s mirom, s lyuboviyu!
Pochivay! Bog tebe sudia,
Chto obryzgal ty greshnoyu kroviyu
Nepovinnye nashi polya!

Kto doznayet, kakoyu kruchinoyu
Nadryvalosya serdtse tvoye
Pered volnoy tvoyeyu konchinoyu,
Pered tem, kak spustil ty ruzhye.

Mezh dvumya khleborodnymi nivami,
Gde proshel neshiroky dolok,
Pod bolshimi plakuchimi ivami
Uspokoilsya bedny strelok.

Budut pesni k nemu khorovodnye
Iz sela po zare doletat,
Budut nivy yemu khleborodnye
Bezgrekhovnye sny navevat.

Vt; dscjrb[ [kt,jd pfnthzkjcz
Yt,jufnjt yfit ctkj/
Ujht ujhmrjt gj cdtne ikzkjcz
B yf yfc ytdpyfxfq yf,htkj/

Jq. tlf ghbrk/xbkfcz cnhfiyfz!
Vs nfrjq yt pyfdfkb djdtr:
Rfr e yfc — ujkjdf ,tcif,fiyfz —
Pfcnhtkbkcz xe;jq xtkjdtr!

Cel ghbt[fk/// ljghjcs/// — njiyt[jymrj!
Ljuflfkbcm ltym;jyjr cj,hfnm:
Jcvjnhtk tuj ktrfhm crjht[jymrj
B dtktk ult-yb,elm pfrjgfnm/

B ghbikjcm yfv yt;lfyyj-ytuflfyyj
[jhjybnm vjkjljuj cnhtkrf,
,tp wthrjdyjuj gtymz. tp kflfyf,
,tp dctuj, xtv vjubkf rhtgrf///

tp gjgjd!// njkmrj cjkysirj pyjqyjt,
Dvtcnj zhjuj djcre cdtxb,
Yf kbwj ytghj,elyj-cgjrjqyjt
Yt cregzcm yfdjlbkj kexb;

Lf dscjrfz hj;m rjks[fkfcz,
Lf gtcnhtkb d ljkbyt wdtns;
Gnbxrf ,j;mz yf uhj, jgecrfkfcz
B, xbhbryed, ktntkf d recns/

Gjukzlbv: xnj ht,zn yf,bhftncz!
Gjrhtcnbkbcm b gjlyzkb djq///
Vfnm j csyt htrjq hfpkbdftncz,
Gkfxtn ve; gj ;tyt vjkjljq, —

Rfr yt gkfrfnm bv? Lbdj dtkbrj kb?
Cdjtve-nj jyb [jhjib!
F gj rjv ht,znbirb pf[ysrfkb,
Njn, yfdthyj. sk lj,hjq leib!

Vt; ldevz [kt,jhjlysvb ybdfvb,
Ult ghjitk ytibhjrbq ljkjr,
Gjl ,jkmibvb gkfrexbvb bdfvb
Ecgjrjbkcz ,tlysq cnhtkjr/

Xnj nt,z ljrjyfkj, cthltiyjuj?
Ns pf xnj cdj/ leie cue,bk?
Ns pf[j;bq, ns hjle ytpltiytuj,
Yj ns yfie cnjhjyre k/,bk:

Njkmrj vbyen vjhjps egjhyst
B dtctyyb[ ujcntq yfktnbn, —
«Xe! — rhbxfn yfib ltnrb ghjdjhyst/ —
Ghjikjujlybq j[jnybr gfkbn!»

Ns kfcrfk b[, ujcnbywe bv yfibdfk,
Ns yf cghjc jndtxfnm yt crexfk/
E nt,z gjhjire z gjghfibdfk,
B dctulf ns ytcregj lfdfk/

Gjxbdfq ;t, lhe;jr! Gfvznm dtxyfz!
Yt ;bdf km ndjz ,tlyfz vfnm?
Bkb, vj;tn, pfpyj,f cthltxyfz
,eltn nfznm, lhe;rf gjl;blfnm?

Vs ljqltv, gjdtcnbv ndj/ vbke/:
Vj;tn ,snm, b ghbtltn k/,z,
B gjgkfxtn jyf yfl vjubkj/,
B hfccrf;tv vs tq ghj nt,z/

Gjxbdfq ct,t c vbhjv, c k/,jdb/!
Gjxbdfq. ju nt,t celbz,
Xnj j,hspufk ns uhtiyj/ rhjdb/
Ytgjdbyyst yfib gjkz!

Rnj ljpyftn, rfrj/ rhexbyj/
Yflhsdfkjcz cthlwt ndjt
Gthtl djkmyjq ndjt/ rjyxbyj/,
Gthtl ntv, rfr cgecnbk ns he;mt?//

Vt; ldevz [kt,jhjlysvb ybdfvb,
Ult ghjitk ytibhjrbq ljkjr,
Gjl ,jkmibvb gkfrexbvb bdfvb
Ecgjrjbkcz ,tlysq cnhtkjr/

elen gtcyb r ytve [jhjdjlyst
Bp ctkf gj pfht ljktnfnm,
,elen ybds tve [kt,jhjlyst
,tpuht[jdyst cys yfdtdfnm///

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Похороны»

“Похороны”

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас – голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. – тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка.

Без попов. Только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой.
Мать о сыне рекой разливается,
Плачет муж по жене молодой,-

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит,-
“Чу!- кричат наши детки проворные.-
Прошлогодний охотник палит!”

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружье.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Упокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать.

Стихотворение Некрасова Н.А. – Похороны

См. также Николай Некрасов – стихи (Некрасов Н. А.) :

Поэзия
Я владею чудным даром, Много власти у меня: Я взволную грудь пожаром.

Поэзия бурь
Летит по дороге четверка, В коляске Мария сидит. А месяц, как дынная.

Послушайте стихотворение Некрасова Похороны

Николай Некрасов — Меж высоких хлебов затерялося ( Похороны )

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
№ 4 И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас — голова бесшабашная —
№ 8 Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. — тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
№ 12 И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
№ 16 Без всего, чем могила крепка.

Без попов. только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
№ 20 Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
№ 24 И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой.
Мать о сыне рекой разливается,
№ 28 Плачет муж по жене молодой, —

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
№ 32 Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
№ 36 Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
№ 40 Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит, —
«Чу! — кричат наши детки проворные. —
№ 44 Прошлогодний охотник палит!»

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
№ 48 И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
№ 52 Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
№ 56 И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
№ 60 Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
№ 64 Перед тем, как спустил ты ружье.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
№ 68 Успокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
№ 72 Безгреховные сны навевать.

Mezh vysokikh khlebov zateryalosya
Nebogatoye nashe selo.
Gore gorkoye po svetu shlyalosya
I na nas nevznachay nabrelo.

Oy, beda priklyuchilasya strashnaya!
My takoy ne znavali vovek:
Kak u nas — golova besshabashnaya —
Zastrelilsya chuzhoy chelovek!

Sud priyekhal. doprosy. — toshnekhonko!
Dogadalis denzhonok sobrat:
Osmotrel yego lekar skorekhonko
I velel gde-nibud zakopat.

I prishlos nam nezhdanno-negadanno
Khoronit molodogo strelka,
Bez tserkovnogo penya, bez ladana,
Bez vsego, chem mogila krepka.

Bez popov. tolko solnyshko znoynoye,
Vmesto yarogo vosku svechi,
Na litso neprobudno-spokoynoye
Ne skupyas navodilo luchi;

Da vysokaya rozh kolykhalasya,
Da pestreli v doline tsvety;
Ptichka bozhya na grob opuskalasya
I, chiriknuv, letela v kusty.

Poglyadim: chto rebyat nabirayetsya!
Pokrestilis i podnyali voy.
Mat o syne rekoy razlivayetsya,
Plachet muzh po zhene molodoy, —

Kak ne plakat im? Divo veliko li?
Svoyemu-to oni khoroshi!
A po kom rebyatishki zakhnykali,
Tot, naverno, byl dobroy dushi!

Mezh dvumya khleborodnymi nivami,
Gde proshel neshiroky dolok,
Pod bolshimi plakuchimi ivami
Uspokoilsya bedny strelok.

Chto tebya dokonalo, serdeshnogo?
Ty za chto svoyu dushu sgubil?
Ty zakhozhy, ty rodu nezdeshnego,
No ty nashu storonku lyubil:

Tolko minut morozy upornye
I vesennikh gostey naletit, —
«Chu! — krichat nashi detki provornye. —
Proshlogodny okhotnik palit!»

Ty laskal ikh, gostintsu im nashival,
Ty na spros otvechat ne skuchal.
U tebya poroshku ya poprashival,
I vsegda ty neskupo daval.

Pochivay zhe, druzhok! Pamyat vechnaya!
Ne zhiva l tvoya bednaya mat?
Ili, mozhet, zaznoba serdechnaya
Budet tayat, druzhka podzhidat?

My doydem, povestim tvoyu miluyu:
Mozhet byt, i priyedet lyubya,
I poplachet ona nad mogiloyu,
I rasskazhem my yey pro tebya.

Pochivay sebe s mirom, s lyuboviyu!
Pochivay! Bog tebe sudia,
Chto obryzgal ty greshnoyu kroviyu
Nepovinnye nashi polya!

Kto doznayet, kakoyu kruchinoyu
Nadryvalosya serdtse tvoye
Pered volnoy tvoyeyu konchinoyu,
Pered tem, kak spustil ty ruzhye.

Mezh dvumya khleborodnymi nivami,
Gde proshel neshiroky dolok,
Pod bolshimi plakuchimi ivami
Uspokoilsya bedny strelok.

Budut pesni k nemu khorovodnye
Iz sela po zare doletat,
Budut nivy yemu khleborodnye
Bezgrekhovnye sny navevat.

Vt; dscjrb[ [kt,jd pfnthzkjcz
Yt,jufnjt yfit ctkj/
Ujht ujhmrjt gj cdtne ikzkjcz
B yf yfc ytdpyfxfq yf,htkj/

Jq, ,tlf ghbrk/xbkfcz cnhfiyfz!
Vs nfrjq yt pyfdfkb djdtr:
Rfr e yfc — ujkjdf ,tcif,fiyfz —
Pfcnhtkbkcz xe;jq xtkjdtr!

Cel ghbt[fk/// ljghjcs/// — njiyt[jymrj!
Ljuflfkbcm ltym;jyjr cj,hfnm:
Jcvjnhtk tuj ktrfhm crjht[jymrj
B dtktk ult-yb,elm pfrjgfnm/

B ghbikjcm yfv yt;lfyyj-ytuflfyyj
[jhjybnm vjkjljuj cnhtkrf,
,tp wthrjdyjuj gtymz, ,tp kflfyf,
,tp dctuj, xtv vjubkf rhtgrf///

Читайте также:  Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова

,tp gjgjd!// njkmrj cjkysirj pyjqyjt,
Dvtcnj zhjuj djcre cdtxb,
Yf kbwj ytghj,elyj-cgjrjqyjt
Yt cregzcm yfdjlbkj kexb;

Lf dscjrfz hj;m rjks[fkfcz,
Lf gtcnhtkb d ljkbyt wdtns;
Gnbxrf ,j;mz yf uhj, jgecrfkfcz
B, xbhbryed, ktntkf d recns/

Gjukzlbv: xnj ht,zn yf,bhftncz!
Gjrhtcnbkbcm b gjlyzkb djq///
Vfnm j csyt htrjq hfpkbdftncz,
Gkfxtn ve; gj ;tyt vjkjljq, —

Rfr yt gkfrfnm bv? Lbdj dtkbrj kb?
Cdjtve-nj jyb [jhjib!
F gj rjv ht,znbirb pf[ysrfkb,
Njn, yfdthyj, ,sk lj,hjq leib!

Vt; ldevz [kt,jhjlysvb ybdfvb,
Ult ghjitk ytibhjrbq ljkjr,
Gjl ,jkmibvb gkfrexbvb bdfvb
Ecgjrjbkcz ,tlysq cnhtkjr/

Xnj nt,z ljrjyfkj, cthltiyjuj?
Ns pf xnj cdj/ leie cue,bk?
Ns pf[j;bq, ns hjle ytpltiytuj,
Yj ns yfie cnjhjyre k/,bk:

Njkmrj vbyen vjhjps egjhyst
B dtctyyb[ ujcntq yfktnbn, —
«Xe! — rhbxfn yfib ltnrb ghjdjhyst/ —
Ghjikjujlybq j[jnybr gfkbn!»

Ns kfcrfk b[, ujcnbywe bv yfibdfk,
Ns yf cghjc jndtxfnm yt crexfk/
E nt,z gjhjire z gjghfibdfk,
B dctulf ns ytcregj lfdfk/

Gjxbdfq ;t, lhe;jr! Gfvznm dtxyfz!
Yt ;bdf km ndjz ,tlyfz vfnm?
Bkb, vj;tn, pfpyj,f cthltxyfz
,eltn nfznm, lhe;rf gjl;blfnm?

Vs ljqltv, gjdtcnbv ndj/ vbke/:
Vj;tn ,snm, b ghbtltn k/,z,
B gjgkfxtn jyf yfl vjubkj/,
B hfccrf;tv vs tq ghj nt,z/

Gjxbdfq ct,t c vbhjv, c k/,jdb/!
Gjxbdfq! ,ju nt,t celbz,
Xnj j,hspufk ns uhtiyj/ rhjdb/
Ytgjdbyyst yfib gjkz!

Rnj ljpyftn, rfrj/ rhexbyj/
Yflhsdfkjcz cthlwt ndjt
Gthtl djkmyjq ndjt/ rjyxbyj/,
Gthtl ntv, rfr cgecnbk ns he;mt?//

Vt; ldevz [kt,jhjlysvb ybdfvb,
Ult ghjitk ytibhjrbq ljkjr,
Gjl ,jkmibvb gkfrexbvb bdfvb
Ecgjrjbkcz ,tlysq cnhtkjr/

,elen gtcyb r ytve [jhjdjlyst
Bp ctkf gj pfht ljktnfnm,
,elen ybds tve [kt,jhjlyst
,tpuht[jdyst cys yfdtdfnm///

Анализ стихотворения Некрасова «Муза». Образ музы Некрасова

История создания

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

Краткий анализ №1

Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве.
Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих. Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи. И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Образы и символы

Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей –

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Муза анализ стихотворения Некрасова

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания. Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. «чистого искусства» относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество «оправдательных» произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение «Муза» (1852 г.).

2. Жанр произведения — гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения — размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не «поющая и прекрасная» дева, а «скорбящая и болящая» Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и «разгульная песня», напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза «гармонии волшебной не учила». В ее песнях сочетались «проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей «начать упорный бой». При этом Муза поэта изначально «любящая и нежная». Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется «божественно-прекрасною минутой» христианского смирения и всепрощения.

Образ «непонятной девы» у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона». Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан «прочным и кровным союзом». Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, — благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения — шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Некрасов использует большое количество положительных («прекрасные», «любящей», «божественно-прекрасной») и отрицательных («безумном», «плачущей», «ожесточенный») эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах («подругой любящей»,»печальной спутницы… бедняков») и олицетворениях («играла бешено… колыбелью», «шептала надо мной»). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Поэт и гражданин

Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится «Муза», датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

Основная идея

Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.
В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле. Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Сквозь годы

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза — это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Некрасов сделал выбор своей музы — «Печальной спутницы печальных бедняков».

Стилистические особенности

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта.

Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Певец трудового народа

Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. если и появлялись на страницах то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне «от сохи». Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении «Муза», Некрасов. Анализ последующего показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

Путь к свободе

Анализ стихотворения Некрасова «Муза» после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как крепостное право. Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

Ссылка на основную публикацию