Школьник – краткое содержание произведение Некрасова

Краткое содержание: Школьник (Некрасов)

Школьник

— Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находи­лась далеко от маленького села, в большой де­ревне. Затем автор дает описание того, кто устре­мился за знаниями.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Здесь и сам попутчик, видя книжку в котом­ке, убеждается, что мальчик идет за знаниями. Да и отец школьника, понимая важность уче­ния, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику. Его ей подала на чаек проезжая купчиха.

Тут попутчик задается вопросом, что мальчик может быть из дворовых (при крепостном праве дворня — домашняя прислуга в помещичьем до­ме). Хозяева имели право отпускать своих дво­ровых людей. Поэтому попутчик словно утешает его, что он не пропадет, хотя теперь находится не при дворе хозяина.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадешь!

Все трудности, преодолеваемые для того, что­бы попасть в школу и получить знания в скором времени окупятся. Ведь только там школьник сможет понять, что простой мужик может быть разумным и величественным благодаря своим знаниям и при помощи божьей воли.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Возможно, после окончания школы как-ни­будь доберется бывший школьник и до Москвы. А там будет прекрасная возможность сделать сон явью — учиться в университете.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

А знания, полученные за годы в университете, откроют юноше дорогу в новый мир. Нужно толь­ко не лениться и постоянно трудиться. И только русский человек, по мнению попутчика, обладает такой уникальной способностью — постоянно трудиться. Этим герой и восхищается. Только родная Русь способна рождать таких людей.

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

И значительное место среди одаренных людей отводится именно простому мужику, то есть че­ловеку из народа.

Окружающая богатая природа наделила его необычайными способностями. Край показал все свои красоты, а также беды, которые такой ученый человек, возможно, сможет облегчить. Родная Русь поселила в его сердце добро и бла­городство.

Поэтому люди из народа сильны не только телом, но и любящей душой. Своим таким вну­тренним содержанием они превосходят и даже порой не выдерживают сравнения с богатыми, но напыщенными и тупыми людьми.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Богатство приносит только холод и смирение. Но человек из народа, вооруженный знаниями, сможет изменить жизнь к лучшему. Такое впе­чатление возникает от всего стихотворения. Но чтобы появился такой человек, которому суждено жить не только среди народа, но и для народа, нужно получить те знания, к которым стремится маленький школьник, шагающий по нелегкой и длинной дороге знаний.

В стихотворении «Школьник» Николай Не­красов ярко показывает образ человека, кото­рый стремится к знаниям. И он стремится к ним не только ради собственной выгоды. Подростку полученное образование не только даст возмож­ность узнать намного больше о том мире, в кото­ром он живет, но и попробовать в будущем пойти дальше. Например, поступить в университет. Тяга к таким знаниям порождает в маленьком человеке большое упорство, которое он проявля­ет в стремлении к знаниям. Он идет, возможно, в другое село, где стоит школа. Его село очень маленькое, и поэтому там школы нет.

Окружающие понимают, что мир требует ум­ного человека, поэтому отец отдает последние деньги, только чтобы сын его учился. Поэтом подчеркивается, что мальчик из народа. И это говорит о его упорстве и большой тяге к знани­ям. Он верит, что именно такой человек, кото­рый прошел через все тяготы и лишения кресть­янской жизни сможет помочь с помощью своих знаний тому народу, из которого он сам в свое вре­мя вышел. Он, прожив половину жизни среди обездоленных и поняв с помощью учебы, что воз­можна совершенно иная жизнь, сможет попы­таться исправить ее. Тяга к знаниям и упорство становится яркой чертой характера подростка из народа, описанного в этом стихотворении Нико­лаем Некрасовым.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Краткое содержание рассказов Некрасова

Дед Мазай и зайцы

С наступлением ранней весны, происходит таяние снега и поднимается вода, что всё плывёт. Автор сравнивает это событие с Венецией. Живущий в этом крае Мазай, не может без него жить Читать далее

Дедушка

Одно из самых первых произведений про декабристом. В начале произведения меленький мальчик находит в доме интересную старую фотографии. На ней изображен молодой человек в военной форме Читать далее

Железная дорога

Произведение основано на разговоре автора с мальчиком Ваней. Это произведение о жизни простого народа. Автор рассказывает мальчику Ване все сложности и трудности жизни обычных крестьян. Читать далее

Княгиня Волконская

Произведение начинается с момента, когда дети просят бабушку Волконскую рассказать им о своих молодых годах. Но княгиня отправляет их гулять, обещая, что вся ее жизнь будет описана в мемуарах. Читать далее

Княгиня Трубецкая

Тяжелой судьбе княгини Трубецкой, одной из русских дворянок, последовавшей вслед за мужем, отправленным в сибирскую ссылку, посвящено произведение Княгиня Трубецкая. Читать далее

Кому на Руси жить хорошо

Встретились на дороге семь временнобязанных мужчин. Стали спорить кто живет забавно, очень свободно на Руси. Пока спорили, наступил вечер, они сходили за водкой, зажгли костер и снова принялись спорить Читать далее

Коробейники

«Коробейники» – поэма Николая Некрасова, написанная в 1861 году. Она повествует о судьбе бродячих торговцев – коробейников. Свой товар они носили в коробе, который одевался за плечи как рюкзак, отсюда и их название. Читать далее

Крестьянские дети

очаровательная поэма «Крестьянские дети», в которой говорится о том, что однажды в деревенскую сараюшку зашел охотник, который от усталости забылся сном Читать далее

Мороз, Красный нос

В избе живет крестьянская семья: муж Прокол, жена Дарья и их два ребенка Маша и Гриша. Даря ждет третьего малыша. Читать далее

На Волге

Это стихотворение написано Некрасовым от имени человека, вернувшегося в родные края после долгого скитания. Он стоит на берегу Волги и вспоминает прожитые годы. Читать далее

Размышления у парадного подъезда

Поэт наблюдает из своего окна, как несколько крестьян обивают порог министра, живущего напротив. По всей видимости, они пришли в столицу издалека с каким-то важным прошением. Но их прошение Читать далее

Русские женщины

Княгиня Трубецкая В данной главе отчетливо видим, как в суровые зимние дни Екатерина Трубецкая отправляется вслед за своим супругом в далекую Сибирь, которого осудили за то, что он покушался на жизнь царя Читать далее

В центре сюжета мы видим семейство пожилых зажиточных господ, которые воспитывают дочку по имени Саша. Ее родители были открытыми и добродушными людьми, которые презирали угодничество и высокомерие. Читать далее

Об авторе

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. Его отец был поручиком полка, квартировавшего в г. Немирове Винницкого уезда, где и родился будущий поэт.

Множество произведений Некрасова посвящено его матери, Елене Андреевне Закревской, которая вышла замуж по любви вопреки воле родителей. Но счастливым этот брак не был. Некрасов очень любил мать и восхищался ее стойкостью. Матери он посвятил поэмы «Мать», «Рыцарь на час». Образ женщины-матери проходит через все его творчество.

Юность поэта была полна лишений. Вопреки воле отца, который хотел, чтобы сын стал военным, юноша в 1839 г. стал вольнослушателем Петербургского университета. Он решил изучать филологию. Без материальной поддержки отца Николай часто голодал и даже вынужден был ночевать в ночлежках. В это время он начал писать статьи о литературе, а также водевили (под псевдонимом Перепельского).

В 1840 г. выходит первая книга стихов Некрасова «Мечты и звуки». Основное содержание сборника, раскритикованного В.Г. Белинским, составляли романтические баллады. После критики поэт стал скупать и уничтожать экземпляры книги, поэтому впоследствии она стала библиографической редкостью.

Начиная с 1840 г., Некрасов сближается с Белинским, который высоко оценил стихотворение «В дороге». Тогда же начинается деятельность Некрасова как издателя. В конце 1846 г. он начинает редактировать журнал «Современник». Вскоре издание становится лучшим литературным журналом России. В этот период Некрасов пишет ряд лирических стихотворений, посвященных его гражданской жене А.Я. Панаевой.

Во время раскола «Современника» поэт поддержал демократическое крыло журнала во главе с Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. В этот период он пишет стихотворения «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Дорога». Когда «Современник» был закрыт, Некрасов начинает редактировать «Отечественные записки», которые вскоре повторяют успех «Современника». В последние годы жизни Некрасов заканчивает поэму «Кому на Руси жить хорошо», посвященную жизни крестьян после падения крепостничества.

Умер поэт 27 декабря 1877 г. от рака кишечника.

Краткое содержание: Школьник (Некрасов)

Школьник

— Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находи­лась далеко от маленького села, в большой де­ревне. Затем автор дает описание того, кто устре­мился за знаниями.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Здесь и сам попутчик, видя книжку в котом­ке, убеждается, что мальчик идет за знаниями. Да и отец школьника, понимая

важность уче­ния, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику. Его ей подала на чаек проезжая купчиха.

Тут попутчик задается вопросом, что мальчик может быть из дворовых (при крепостном праве дворня — домашняя прислуга в помещичьем до­ме). Хозяева имели право отпускать своих дво­ровых людей. Поэтому попутчик словно утешает его, что он не пропадет, хотя теперь находится не при дворе хозяина.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадешь!

Все трудности, преодолеваемые для того, что­бы попасть в школу и получить

знания в скором времени окупятся. Ведь только там школьник сможет понять, что простой мужик может быть разумным и величественным благодаря своим знаниям и при помощи божьей воли.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Возможно, после окончания школы как-ни­будь доберется бывший школьник и до Москвы. А там будет прекрасная возможность сделать сон явью — учиться в университете.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву,

Читайте также:  Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

А знания, полученные за годы в университете, откроют юноше дорогу в новый мир. Нужно толь­ко не лениться и постоянно трудиться. И только русский человек, по мнению попутчика, обладает такой уникальной способностью — постоянно трудиться. Этим герой и восхищается. Только родная Русь способна рождать таких людей.

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

И значительное место среди одаренных людей отводится именно простому мужику, то есть че­ловеку из народа.

Окружающая богатая природа наделила его необычайными способностями. Край показал все свои красоты, а также беды, которые такой ученый человек, возможно, сможет облегчить. Родная Русь поселила в его сердце добро и бла­городство.

Поэтому люди из народа сильны не только телом, но и любящей душой. Своим таким вну­тренним содержанием они превосходят и даже порой не выдерживают сравнения с богатыми, но напыщенными и тупыми людьми.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Богатство приносит только холод и смирение. Но человек из народа, вооруженный знаниями, сможет изменить жизнь к лучшему. Такое впе­чатление возникает от всего стихотворения. Но чтобы появился такой человек, которому суждено жить не только среди народа, но и для народа, нужно получить те знания, к которым стремится маленький школьник, шагающий по нелегкой и длинной дороге знаний.

В стихотворении “Школьник” Николай Не­красов ярко показывает образ человека, кото­рый стремится к знаниям. И он стремится к ним не только ради собственной выгоды. Подростку полученное образование не только даст возмож­ность узнать намного больше о том мире, в кото­ром он живет, но и попробовать в будущем пойти дальше. Например, поступить в университет. Тяга к таким знаниям порождает в маленьком человеке большое упорство, которое он проявля­ет в стремлении к знаниям. Он идет, возможно, в другое село, где стоит школа. Его село очень маленькое, и поэтому там школы нет.

Окружающие понимают, что мир требует ум­ного человека, поэтому отец отдает последние деньги, только чтобы сын его учился. Поэтом подчеркивается, что мальчик из народа. И это говорит о его упорстве и большой тяге к знани­ям. Он верит, что именно такой человек, кото­рый прошел через все тяготы и лишения кресть­янской жизни сможет помочь с помощью своих знаний тому народу, из которого он сам в свое вре­мя вышел. Он, прожив половину жизни среди обездоленных и поняв с помощью учебы, что воз­можна совершенно иная жизнь, сможет попы­таться исправить ее. Тяга к знаниям и упорство становится яркой чертой характера подростка из народа, описанного в этом стихотворении Нико­лаем Некрасовым.

Глоссарий:

        • некрасов школьник краткое содержание
        • сообщение о некрасове краткое содержание
        • некрасов школьник
        • школьник некрасов
        • краткое содержание некрасов школьник

Другие работы по этой теме:

Некрасов, Школьник. Какие приметы “невеселой дороги” даны в строках стихотворения? Некрасов, Школьник. Какие приметы “невеселой дороги” даны в строках стихотворения? В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо­носове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу.

Школьник характеристика образа Школьника ШКОЛЬНИК (Стихотворение, 1856) Школьник – крестьянский мальчик, который отправляется пешком в город учиться. Доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит ему славное.

Анализ стихотворения Некрасова “Школьник” Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до.

Краткое содержание: На Волге (Некрасов) На Волге Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой ре­ки. Здесь кричали.

Некрасов, Краткое содержание Железная дорога Краткое содержание Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой – рас­сказчик, едет в поезде. Его.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткое изложение текста Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя… Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом… Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали… Поэт.

“Школьник” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В.

Краткое содержание “Саша” Некрасов Н. А В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть им противна, а спесь неизвестна”.

Краткое содержание “Мороз Красный нос” Некрасов Н. А В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой.

Краткое содержание Саша в сокращении (Некрасов Н. А.) (1855 г.) Растет в семье степных помещиков дочь Саша. Ее родители – добродушные старички, которые с детства постарались дать своей дочери все, что могли позволить.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Читайте также:  Анализ стихотворения Мать Некрасова

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете — Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Краткое содержание: Школьник (Некрасов)

Школьник

– Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! садись ко мне, дружок!

Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находи­лась далеко от маленького села, в большой де­ревне. Затем автор дает описание того, кто устре­мился за знаниями.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь.

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Здесь и сам попутчик, видя книжку в котом­ке, убеждается, что мальчик идет за знаниями. Да и отец школьника, понимая важность уче­ния, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику. Его ей подала на чаек проезжая купчиха.

Тут попутчик задается вопросом, что мальчик может быть из дворовых (при крепостном праве дворня – домашняя прислуга в помещичьем до­ме). Хозяева имели право отпускать своих дво­ровых людей. Поэтому попутчик словно утешает его, что он не пропадет, хотя теперь находится не при дворе хозяина.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

Все трудности, преодолеваемые для того, что­бы попасть в школу и получить знания в скором времени окупятся. Ведь только там школьник сможет понять, что простой мужик может быть разумным и величественным благодаря своим знаниям и при помощи божьей воли.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Возможно, после окончания школы как-ни­будь доберется бывший школьник и до Москвы. А там будет прекрасная возможность сделать сон явью – учиться в университете.

Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

А знания, полученные за годы в университете, откроют юноше дорогу в новый мир. Нужно толь­ко не лениться и постоянно трудиться. И только русский человек, по мнению попутчика, обладает такой уникальной способностью – постоянно трудиться. Этим герой и восхищается. Только родная Русь способна рождать таких людей.

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь.

Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

И значительное место среди одаренных людей отводится именно простому мужику, то есть че­ловеку из народа.

Окружающая богатая природа наделила его необычайными способностями. Край показал все свои красоты, а также беды, которые такой ученый человек, возможно, сможет облегчить. Родная Русь поселила в его сердце добро и бла­городство.

Поэтому люди из народа сильны не только телом, но и любящей душой. Своим таким вну­тренним содержанием они превосходят и даже порой не выдерживают сравнения с богатыми, но напыщенными и тупыми людьми.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, –

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Богатство приносит только холод и смирение. Но человек из народа, вооруженный знаниями, сможет изменить жизнь к лучшему. Такое впе­чатление возникает от всего стихотворения. Но чтобы появился такой человек, которому суждено жить не только среди народа, но и для народа, нужно получить те знания, к которым стремится маленький школьник, шагающий по нелегкой и длинной дороге знаний.

В стихотворении “Школьник” Николай Не­красов ярко показывает образ человека, кото­рый стремится к знаниям. И он стремится к ним не только ради собственной выгоды. Подростку полученное образование не только даст возмож­ность узнать намного больше о том мире, в кото­ром он живет, но и попробовать в будущем пойти дальше. Например, поступить в университет. Тяга к таким знаниям порождает в маленьком человеке большое упорство, которое он проявля­ет в стремлении к знаниям. Он идет, возможно, в другое село, где стоит школа. Его село очень маленькое, и поэтому там школы нет.

Окружающие понимают, что мир требует ум­ного человека, поэтому отец отдает последние деньги, только чтобы сын его учился. Поэтом подчеркивается, что мальчик из народа. И это говорит о его упорстве и большой тяге к знани­ям. Он верит, что именно такой человек, кото­рый прошел через все тяготы и лишения кресть­янской жизни сможет помочь с помощью своих знаний тому народу, из которого он сам в свое вре­мя вышел. Он, прожив половину жизни среди обездоленных и поняв с помощью учебы, что воз­можна совершенно иная жизнь, сможет попы­таться исправить ее. Тяга к знаниям и упорство становится яркой чертой характера подростка из народа, описанного в этом стихотворении Нико­лаем Некрасовым.

Ссылка на основную публикацию