Анализ стихотворения Никитина Поле

Никитин И – Поле (ст. чит.Н.Першин)

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я. И сердцу и думам свобода.
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
1849

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович [1902–1962] — артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта — его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

«Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина

История создания

Стихотворение «Поле» было написано 25-летним Иваном Никитиным в 1849 г. Это одно из наиболее ранних сохранившихся стихотворений. Оно вошло в сборник 1856 г.

Поэт ценил это своё стихотворение, так как послал в 1853 г. в газету «Воронежские губернские ведомости». Из трёх отправленных для публикации стихотворений было напечатано только стихотворение «Русь».

Литературное направление и жанр

Никитина часто называют последователем некрасовских реалистических традиций в русской литературе, и недаром. В последней строке стихотворения «Поле» чувствуется влияние Некрасова. Природа – мать, друг и наставник поэта, она допускает его к мощной широкой груди и вливает в душу часть своей силы. Так и у Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова»:

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Таким образом, поле у Никитина, как и у Некрасова, ассоциируется с нивой жизни. Несомненно, стихотворение Никитина «Поле» сочетает в себе черты философской и пейзажной лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – поле как воплощение природы, из которой человек черпает силу. Основная мысль: жизнь человека немыслима без природы, играющей роль матери, друга и наставника.

Стихотворение состоит из 7 двустиший. Композиционно оно делится на 2 части. Первые 4 двустишья – описание летнего поля. В последних 3 двустишьях появляется лирический герой, который в одиночестве гуляет по полю и наслаждается свободой, связью с природой и силой, наполняющей его, размышляет о светлом будущем.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части – бескрайнее поле, раскинувшееся волнистою тканью (сравнение). Его описание традиционно для русской литературы. Взгляд лирического героя перемещается с самого поля, сливающегося тёмно-синею гранью с небом (метафора), на прозрачное небо (эпитет), в котором золотым щитом сияет блестящее солнце (сравнение и эпитеты).

Образ поля не просто традиционен для русского фольклора и литературы, он живой. Поле движется (колосья от ветра), дышит, оно производит хлеб (жизнь) и является её воплощением. Это не просто бесконечная равнина. Поле неоднородно по высоте, холмистое, его вид постоянно изменяется, недаром же оно в стихотворении подобно морю.

Поле взращиваемо и оберегаемо силами природы. Солнце – золотой щит для поля (нельзя не вспомнить о природе этого образа: солярные знаки изображались на щитах язычников). Ветер защищает поле одеждой из тумана.

Третье и четвёртое двустишья посвящены солнцу и ветру. Эти природные явления дают полю силу. Ветер гуляет по нивам, как по морю (сравнение), одевает белым туманом холмы (метафора и эпитет), говорит с травой и смело шумит в золотой ржи (олицетворение и эпитет).

Вторая часть стихотворения метафорична. Она начинается строкой, состоящей из двух предложений с многоточиями: «Один я… И сердцу, и думам свобода…» Это приём умолчания. Читатель сам догадывается, какие сердечные думы рождаются у героя в чистом поле. Некоторые догадки подсказывает биография поэта. Никитин вынужден был содержать постоялый двор, купленный в 1844 г. его непутёвым пьяницей-отцом, но душа его рвалась к иному. Природа позволяла Никитину сохранять душевное равновесие. Другим утешением для поэта, по роду занятий воронежского мещанина, был литература.

Природа в стихотворении метафорически называется матерью, другом и наставником. Но в первую очередь природа подобна именно матери, допускающей героя к мощной, широкой груди (эпитет). Лирический герой сравнивается с младенцем. Общение с матерью-природой делает жизнь осмысленной («светлей впереди» – метафорический эпитет). Лирический герой, выходя в поле, воплощающее саму природу, наполняется её силой: «И часть своей силы мне в душу вливает» – метафора.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием. Этот размер наиболее близок к разговорной речи. Рифмы в стихотворении точные, в основном именные или глагольные. Женские рифмы чередуются с мужскими. Рифмовка парная.

Никитин Иван – Поле

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я. И сердцу и думам свобода.
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
1849

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Читайте также:  Кому на Руси жить хорошо - краткое содержание поэмы Некрасова

ПЕРШИН Николай Федорович [1902–1962] — артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта — его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин “В синем небе плывут над полями. ”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
0005c998-1c128c8c.docx173.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями …»

Тип урока : изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  • Воспитывать у учащихся любовь Родине .

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».

-Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

– Начнём урок с речевой разминки:

– читаем медленно тихо

-читаем быстрее громче

– читаем очень быстро громко

(Сначала по одному, в конце хором).

Проверка домашнего задания.

– С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке? ( А. Н. Плещеева).

– Какое стихотворение читали? («Дети и птичка»). Уточните, что вы готовили дома.

(Чтение наизусть стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»).

– Чьё чтение наизусть вам больше всего понравилось? Почему?

Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

  1. Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

– Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется «На старом кургане».

2) Первичное знакомство со стихотворением. ( Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).

3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Что вы представили, когда слушали? ( Синее небо, облака, простор и т.д.)

– Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? ( Радостное, спокойное, умиротворённое)

4) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте стихотворение про себя. Отметьте незнакомые слова.

Анализ стихотворения И.С.Никитина “Утро”

Анализ стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро»

Удивительное, прекрасное, чистое, как само утро, стихотворение вызывает у меня чувство светлой грусти, умиротворения, радости и счастья. Хочется просто забыться, абстрагироваться от жизни: её проблем, переживаний, хлопот – и наслаждаться этим утром, быть по–настоящему счастливым.

Ключевые слова, формирующие эти чувства: дремлет, тишь, безлюдье, колокольчик звенит, птички песни поют, улыбается, блестит, душа, веселое.

От начала до финала можно наблюдать динамику чувств: в начале всё ещё как будто спит, отсюда легкая тоска, грусть, умиротворение, далее, солнце встает, мир пробуждается; не только утро, солнечный свет ярко горят, но и чувства разгораются с большей силой, они становятся теплее, ярче, сильнее.

На протяжении всего стихотворения автор изображает несколько картин. Первая картина отражает уход ночи. Всё еще дремлет, но звезды уже меркнут и догорают. Вокруг тишина, на горизонте появляется алый свет. Вторая картина: утренняя рябь, роса, которую можно почувствовать от малейшего прикосновения. В третьей картине жизнь начинает пробуждаться: звенит колокольчик, с шумом пролетают утки, и в этом мире природы появляется человек, точнее, люди – это рыбаки, которые проснулись с первыми лучами солнца. И, последняя, четвертая картина – это утро, полное жизни, красок, света и труда, именно труда, потому что с самого восхода солнца в мир приходит труд – пахарь с сохой.

Цветовая гамма в произведении ярка, насыщенна, приятна. Можно наблюдать следы уходящей ночи в гаснущих звездах, алый свет зари, блеск и серебристость росы, мне также представляется нежно-голубой оттенок колокольчика, зеленеющий камыш, переливы солнечного света, словно золото, а также белые облака с алыми поцелуями утра.

Звуковая гамма тоже имеет свою динамику: от сна, тишины до звона колокольчика, крика уток – и всё ярче и сильнее играет эта музыка: начинают петь птицы, рыбаки распутывают сети, пахарь идет на поле, и не просто идет, а поет, потому что в песне – сила, душа и сама жизнь.

Я считаю, что времяпространство в стихотворении очень велико. Это не одно утро, описанное автором. Этим пространством для меня является жизнь. Да, она тяжелая, трудная, но никто не отменял этого чудесного, прекрасного утра. И оно не одно в нашей жизни, просто мы не замечаем этого, просто не хотим, мы погрязли в проблемах и заботах, и не замечаем, что счастье здесь, оно близко, его можно увидеть, если присмотреться, в том числе к мелочам. Оглянитесь вокруг, и, посмотрите, – какая красота! Ни одной похожей капельки росы, ни одного похожего облачка или листочка, все уникально и прекрасно. Вот в чем сила этого мира, сила Создателя.

Для более яркого и точного выражения чувств автор использует художественные средства: повторы (далеко – далеко, морщит – рябит , горит – разгорается), глаголы в просторечной форме (скрылися, пробудилися), союз «да», вместо союза «и» («солнце да утро веселое»). Эта своеобразная фольклорность подчеркивает близость авторского взгляда к народному.

Любуясь и восхищаясь красотой природы, автор употребляет слова в стихотворении с особой ласковостью: «рыбки», «птички», «солнышко», «тропинка», «ветерок». Эпитеты: «белый пар», «зеркальной воде», «чуткий камыш», «алый свет», «золотыми потоками», «роса серебристая». И, конечно, одухотворенность природы передается через олицетворения и метафоры: «восток горит», «лес улыбается», и др.

Что касается лирического героя, то я считаю, что это человек, проживший тяжелую жизнь, на своем веку он повидал многое, судьба не раз подкидывала ему испытания, и это все для того, чтобы убедиться, насколько он силен, готов ли взглянуть судьбе в глаза, пройти достойно все испытания. Я считаю, что смог, это я вижу в авторской позиции, в отношении к герою. Этот герой очень богат, потому что умеет разглядеть прекрасное вокруг себя – это то самое утро, описанное автором. Мы можем предполагать, что лирический герой близок к автору или даже похож на него, автор хотел передать нам, читателям, свои личные чувства и переживания, показать нам в этом стихотворении свою тяжелую долю и немаловажное умение ценить прекрасное, видеть счастье вокруг.

Я считаю, что стихотворение «Утро» Ивана Никитина одно из лучших произведений русской литературы! Автор очень ярко и образно, сочно и звучно не только рисует пейзаж, восхваляя природу, но и с тонкостью и удивительным умением передает читателю богатую гамму чувств, на самом деле знакомых многим. Именно поэтому стихотворение так трогательно и легко отзывается в сердцах читателей.

Анализ стихотворения ивана никитина в синем небе плывут над полями. Урок литературы И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями… Метафора в синем небе плывут над полями

Иван Никитин был очень талантливым и успешным человеком. В русской литературе он прославился, как “мастер пейзажной лирики”. Его стихотворения всегда рождали в сердце человека противоречивые чувства. Они одновременно радовались красоте своей родины, но в то же время приходили в уныние от страха ее испортить или потерять.

Он видел еще в детстве, снова возродятся в его стихотворениях.

Писать он начинает довольно поздно, в 30 лет у него выходит первый сборник стихотворений, который читатели встречают с превеликим удовольствием. В начале его творчество носило лишь природный характер, он описывал ее красоту и величие. После того, как поэт заболевает, в его лирике появляется важная тема, тема веры.

Стихотворение “В синим небе плывут над полями” носит одновременно два смысла. Тема природы тесно переплетается с темой веры. Он описывает природу, как красивое божественное явление. При этом Никитин не упускает возможности,

Использовать эпитеты, которые ярче передают ее красоту – “облака с золотыми краями”, “теплый вечер”, “огненный шар”.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки мы видим “точно в храме, стою я в тиши”, что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Все это он чувствует находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №15
Информационная карта урока литературного чтения,
проведенного студенткой группы Ш-42
Дзюбенко Анной Анатольевной
в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508
Дата проведения урока: 13.11.2014
Отметка за проведение:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Москва 2014
Место урока в программе
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема урока И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Предметные умения УУД
Познакомить учащихся с поэтом И. С. Никитиным и его произведением «В синем небе плывут над полями…» Познавательные
построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные
Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Личностные
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения
Опорные
понятия, термины Новые
понятия, термины
Стихотворение, эпитет, сравнение Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир
Русский язык
Фронтальная, групповая, индивидуальная Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.
Этапы Ход урока Деятельность учащихся Примечания
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. II. Основная часть
1) Введение в тему Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?
А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?
А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.
Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения. Вечер, закат
Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое Иллюстрации вечернего времени суток на слайде
2) Пейзажная лирика И. С. Никитина Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
«Встречу зимы»:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал – и тепло, и светло.
Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?
Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?
Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу. Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Лес, степь
Природа К каждому произведению иллюстрация на слайде.
3) Первичное восприятие Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.
В синем небе плывут над полями/Облака с золотыми краями;/
Чуть заметен над лесом туман,/
Тёплый вечер прозрачно-румян.//Вот уж веет прохладой ночною;/
Грезит колос над узкой межою;/
Месяц огненным шаром встаёт,/
Красным заревом лес обдаёт.//
Кротко звёзд золотое сиянье,/
В чистом поле покой и молчанье;/
Точно в храме, стою я в тиши/И в восторге/ молюсь/ от души.//
Какие картины вы увидели?
Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?
Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? Поле, лес, вечер, закат
Конец лета, прощание с летом
Грусть, спокойствие Видеоролик
4) Чтение стихотворения Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?
Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.
А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.
А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.
А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.
А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.
Прочитай первое четверостишие.
Прочитай второе четверостишие.
Прочитай третье четверостишие.
А теперь найдите и прочитайте строчку:
Где плывут облака?
Какие облака плывут?
Что чуть заметно над лесом?
Какой вечер в этот момент?
Чем вдруг повеяло?
Что говорится о колосе?
Что говорится о месяце?
Как месяц освещает лес?
Что говорится о звездах?
Как поэт описывает поле?
С каким местом автор сравнивает тишину поля?
Что испытывает автор в этот момент? Нет, грезит, межа, зарево
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения Иллюстрации словарных слов
5) Физминутка Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно. 6)Анализ произведения Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?
Что такое сравнение? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;
Что такое олицетворение? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;
Что такое эпитет? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;
Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?
А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?
Как вы думаете, какое это время суток?
Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?
А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?
Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.
Какое еще средство выразительности здесь есть?
А какое время суток описано во втором четверостишии?
Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?
А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?
Теперь найдите эпитет во второй строчке.
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?
Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?
Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.
Почему автор в восторге молится?
Какое же время суток описано в этом четверостишии? Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Солнце скрыто за облаками и освещает их
Эпитет
Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец
Ранний вечер
В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает
Колос будто дремлет
Олицетворение
Прохладной ночною – эпитет
Ответы детей
Олицетворение – месяц встаёт, обдаёт
Поздний вечер
Золотое сиянье – эпитет
Тишь сравнивает с тишиной в храме
Чистое поле
Спокойствие, тишину
Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину
Кротко(спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.
Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.
Ночь Определения появляются на слайде
7) Творческая работа по следам прочитанного А сейчас нам предстоит очень интересная работа. У нас есть 3 группы. Я предлагаю вам нарисовать картину к стихотворению. У каждой группы есть лист А3 – это заготовка, фон для нашей картины. Также, у каждой группы в конверте лежат детали картины. Наклейте эти детали на лист А3, чтобы у вас получилась готовая картина нашего стихотворения.
Молодцы! А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и прикрепит вашу картину на доску.
Ребята, посмотрите, одинаковые ли получились картины? Что же нам делать? Произведение было одно, материал у всех одинаковый, но картины получились разные. Я попрошу каждую команду защитить свою картину, насколько точно вы отразили все, что есть в стихотворении в вашей картине.
Отвечает первая команда.
Значит ваша картина не закончена. А у кого есть продолжение? Может быть у вас полная картина? Отвечает вторая команда.
Давайте узнаем у третьей команды.
Какой мы вывод можем сделать? Правильно, только все 3 картины в совокупности создают единое произведение.
Нет
У нашей картины есть синее небо, облака с золотыми краями, туман на лесом. Но у нас нет колоса, о котором говорится во 2 четверостишии.
У нас есть колос, месяц, но нет того, что было у первой команды и нет звезд, о которых говорится в третьем четверостишии.
У нас есть звезды, поле и человек – автор, который наблюдает за природой в этот момент, но нет того, что есть у первой и второй команды. У каждой группы лист А3 с фоном и детали картины
8) Закрепление полученных знаний Ребята, у каждого из вас есть тест.
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе. Тест- открытка
III. Заключительная часть С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто написал это произведение?
Поднимите ручки те, кому сегодня все было понятно. Поднимите ручки те, у кого возникали трудности.
Поднимите ручки те, у кого сегодня ничего не получалось.
Спасибо за урок. До свидания!

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  • Воспитывать у учащихся любовь Родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Иван Саввич Никитин Поэтическая тетрадь.

ЦЕЛИ: ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; учиться выразительному чтению; пополнять словарный запас; развивать речь, мышление, воображение; тренировать память.

Дом-музей И. Никитина в Воронеже Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи. В своих стихах он передал любовь к родной русской природе и Родине. Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти.

Просмотр видеоролика с романсом на слова стихотворения.

Словарная работа. Грезит – мечтает. Стр. 12 Межа – граница земельных участков. Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений. Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Грезит- Восторг- Золотой- Сиять – мечтает восхищение жёлтый, оранжевый мерцать, переливаться Что такое синонимы? Синонимы – это слова, схожие по значению. Подберите синонимы к словам:

Прохладный – Восторг – жаркий, знойный, тёплый огорчение, печаль, тоска Что такое антонимы? Антонимы – это слова, противоположные по значению. Подберите анто нимы к словам:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЭПИТЕТ Синее небо Синяя бабочка «Я работаю волшебником» Золотые часы Золотые края (облаков)

*** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. Синее небо Золотые края Тёплый вечер Найдите в тексте эпитеты.

Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. Прохладой ночною Красное зарево

Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме стою я в тиши И в восторге молюсь от души. Золотое сиянье Чистое поле

Рефлексия – Мне понравилось … – Я понял, что … – Я научился … – Я сегодня работал … Домашнее задание: с. 12 (наизусть)

Предварительный просмотр:

Сценарий урока (литературное чтение).

Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».

Учитель: Черчес Елена Николаевна

Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ № 1959, ЮВАО, г. Москва.

« Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин «В синем небе…»

Тип урока : изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  1. Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  2. Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  3. Воспитывать у учащихся любовь Родине .

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».

Ссылка на основную публикацию