Анализ стихотворения Никитина Русь 4, 6, 7 класс

И.С.Никитин “Русь”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_rus_nikitin.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
  • Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.
  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
  • Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
  • Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.
  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Ученик получит возможность

  • научиться ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Ученик получит возможность

  • научиться оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Проблемно – диалогическая технология.
  • ИКТ технологии
  • Метод групповой работы.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

( Звучит песня « Россия! Русь!»).

– Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение )

– О чём и о ком эта песня? ( О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

– Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? ( Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

– Как они называются ? (синонимы).

– С чем ассоциируются у вас эти слова? ( богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

– Сформулируйте тему урока ( на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

– Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

– Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

4. Вести дискуссию

6. Делать выводы

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

– Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт – самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира .

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Где родился поэт?

3 октября 1824 году

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

Что принесло известность поэту?

– Сейчас мы перейдём на стихотворение.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

  • О красоте природе
  • О защитниках
  • О богатстве нашей Родины
  • О подвигах

4. Первичное восприятие стихотворения.

– Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали?

– Ваш прогноз подтвердился?

– По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

(Оно напоминает фольклорное произведение,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

– В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива – засеянное поле

Мурава – молодая трава

Зарево – отсвет пожара

Казна – деньги, имущество государства

Полчище – огромное войско

Ляхи – польские воины

Православные – люди, христианской веры

Груда – большая куча

Шатёр – большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

– Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

– А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

– Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

– Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

– Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

( фиксирую на доске)

– Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

– Чему она посвящена?

( Описывается природа Руси)

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

( ее необъятность, просторы Руси, природа )

– Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

( Одновременно это увидеть нельзя)

– Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

( Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

– Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

– Расскажите о своём понимании этих строк:

– Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

– Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

– Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

( – Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

– Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

– Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)

– Как надо читать эти строки, с какой интонацией? ( торжественно, гордо )

– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

( Русь державная, в красе царственной)

– Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси . )

– Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

-Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

– Подумайте, кому обращены эти вопросы? ( К Родине)

– А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .

– Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

( о героическом прошлом нашей Родины)

– О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига – 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей – В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками – В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами – В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

– Как автор называет врагов? ( туча тёмная, гроза, гости)

-Где поэт стелет постель для незваных гостей ( под сугробами)

– Как в стихотворении называет битву? ( кровавый пир)

– В чем видит поэт силу России? ( сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

На кровавый пир

– Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

– А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

( Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )

– Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году ?

(70 – летие со дня великой победы над фашизмом.)

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

– Указывает ли автор точную дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

– О чём говорится в 3 части? ( о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

( поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

– А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? ( о настоящем своей страны)

– В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

( в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

– Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)

– Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)

-В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

– Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? ( любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

– Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

– Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка )

-Приведите примеры из текста?

– А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Родина!
Бескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там – пригодился!
Дом!

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

– А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

1 группа выписывает эпитеты : ( море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная , воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи , седые моря. )

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)

Урок литературного чтения. И.С. Никитин “Русь”

Цели:

  • обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
  • знакомство с понятием «риторический вопрос»;
  • воспитание любви к русской поэзии.

Оборудование: музыкальная запись романса Э.Ф. Направника «Русь», портрет И.С. Никитина, мультимедиа, слайды на тему «Родина», выставка книг, слайды на тему «Родина», карточки «Приемы художественной выразительности: былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора».

Подготовка к уроку учащихся:

  • 2 ученика получают задание растолковать по словарю слова «шатер, нива, мгла, державная»;
  • все учащиеся учат по самостоятельному выбору стихи на тему «Родина»;
  • 2-3 учащихся подготавливают сообщение о жизни поэта.

1. ОВУ

2. Проверка домашнего задания

– Вчера, на уроке рисования мы с вами начали разговор на тему «Родина», увидели, как художники с помощью красок выражают свои чувства к Родине. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…
На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

(В ходе чтения детьми стихотворений, на экране – необходимые фотографии, картины. См. Приложение.)

3. Актуализация знаний

– Вспомните, кто автор следующих строк. Карточки читают учащиеся:

«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар разливается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается….» («Утро»)
– Кто автор данных слов.

Сообщения учащегося об авторе.

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

4. Работа над новым материалом

5. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать что вы сами….

6. Первичное восприятие

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Читает учитель.

7. Проверка первичного восприятия

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

8. Лингвистическое комментирование.

На экране (анимацией):

Шатер – высокая крыша;
Державная – государственная;.
Нива – засеянное поле;
Брань – война, битва.;
Мгла – непрозрачный воздух.

9. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитаем по цепочке, подумаем сколько картин вы бы нарисовали?

10. Вторичное чтение и анализ

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом).
– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Мурава лугов ковром стелется.
Виноград в садах наливается.

– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца).
– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
– Есть ли в стихотворение рифма? (Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»)
– Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…)

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, … Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ – необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов.(на экране)Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

– Итак, почему Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало, как былина)
– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широка ты, Русь, по лицу земли /В красе царственной развернулася»
– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу – даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами». Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

1 часть

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.
– Расскажите о своем понимании этих строк: (7)

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

– Где «горами лед ходит по морю»?
– Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд – Айсберги)
Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? (Слайд – волны)
– Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)
– Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием- слайд)
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

– Двусоставные предложения придают речи развернутость описания, панорамность (Широта, объём).
– Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
– Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
– Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)
– Как можно озаглавить 1 часть? (“Необъятная, царственная Русь”)

2 часть

– Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.
– С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)
– Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
– К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
– Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.
– Что еще заметили читая эти строки? (Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?»единоначатие)
– Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все , о чем спрашивает поэт, Родина имеет.
– Эту часть мы озаглавим – “Риторические вопросы”.

3 часть

– После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…На кровавый пир

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

– Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

4 часть

– Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Прочтайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

11. Обобщение

1. Необъятная, царственная Русь.
2. Риторические вопросы.
3. Русь непобедимая.
4. Объяснение в любви Родине.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
– Почему вы так думаете?
– Соотнесение иллюстраций с текстом.
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

12. Итог урока

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня?
– Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
– Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Анализ своей работы учащимися (сигнальные карточки).

13. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».

Русь Никитин И. С.

Анализ стихотворения Русь

Центральная тема здесь — это, безусловно, любовь к родине. Она проявляется в каждом слове поэта, ею дышит каждая строка. Иван Саввич начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, — этими словами поэт подчеркивает огромные размеры своей родины, ее необъятность. Говорит он и о богатой плодородной земле, упоминая зрелые нивы и наливающийся в садах виноград, и о богатстве Руси в целом.

Славному воинскому прошлому тоже находится место в произведении. Никитин в стихотворной форме вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над отечеством нависала угроза иностранного вторжения. Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война, отгремевшая совсем недавно. Никитин выделяет ее особо. Говоря, что «под грозой ее леса падали», поэт подчеркивает серьезность угрозы, нависшей в начале XIX века над страной.

В произведении звучит тема героизма русского народа, из раза в раз собиравшегося, «поднимавшегося» со всех концов страны — чтобы выделить эту повсеместность, единый порыв, Никитин использует фразу «Вдруг со всех концов поднялася Русь». Именно благодаря народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить отечество неприкосновенным.

В завершение Никитин описывает нынешнее благосостояние Руси, упоминает, что на поклон идут даже корабли из далеких стран. Финальный аккорд произведения — указание, что слава о Руси идет во всех концах земли, и выражение любви к стране, за которую не жаль и головы сложить. Тема самопожертвования и готовности отдать жизнь за Россию красной нитью проходит через все произведение, но в конце звучит особенно ярко.

Читать стихотворение Русь

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

«Русь» И. Никитин

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Дата создания: 1851 г.

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Среди поэтов середины XIX века, воспевавших красоту родной земли, выделяется Иван Саввич Никитин (1825 – 1861). Он родился и вырос в Воронеже, небольшом провинциальном городке, поэтому лучше, чем многие другие литераторы, знал жизнь простых русских людей и своими глазами наблюдал красоты родной природы.

Стихотворение «Русь», написанное Иваном Саввичем в 1851 году, наполнено восхищением, гордостью и любовью к жителям и просторам родины. По характеру оно напоминает былину или русскую народную песнь.

С народными напевами произведение «Русь» роднит стихотворная композиция. В таких песнях часто нет выраженной рифмы, единство строчек в них поддерживается с помощью размера и ритма. В этом стихотворении также нет рифмы, но прослеживается чёткий ритм. Всего в нём 29 строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В каждой строке 5 слогов, размер можно определить как ямб. Последняя строка чаще всего состоит из одного слова, причём ударение в нём падает на третий слог.

В первых строфах поэт изображает красоты Руси. Словно добрый хозяин, который внимательным взглядом окидывает свои владения, Иван Саввич устремляет мысли к самым дальним уголкам Родины, чтобы донести до читателей всё очарование и мощь родимого края. Он упоминает и бескрайние степи, и луга, и густые леса. Взор поэта достигает даже Севера с его снежными пустынями.

Пейзажи переданы с помощью различных художественных приёмов. Для описания неба автор использует метафору «большой шатёр», «пожар небес» – яркий образ для утренней зари, «кровавый пир» – для сражения. Поэт не стесняется сравнивать явления:
Нивы зрелые.
Что камыш густой…
Снег, что белый пух,
Быстро кружится…

Кроме богатства природы поэт высоко ценит и необыкновенные качества народа Руси. Применяя метонимию, то есть, используя слово «Русь» в значении «русский народ», Иван Саввич прославляет те достоинства, которые делают отчизну уникальной в его глазах.

Важным для поэта представляется стойкость и смелость населения русских земель. Он упоминает татарское завоевание, конфликты с Литвой, из которых Россия неизменно выходила победительницей. Много внимания уделяет Иван Саввич Отечественной войне 1812 года, которая упоминается в стихотворении:
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Высоко ценит поэт общую религию, верность царю, щедрость и широту русской души, эти качества кажутся автору настолько ценными, что он готов встать на защиту Родины, даже если это будет стоить ему жизни. Это стихотворение можно считать патриотическим гимном, вдохновляющим на подвиги во имя родины.

Конспект урока по литературе по теме: «Образ Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь»».

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме:

«Образ Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь»».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  1. знакомство учащихся с русским поэтом XIX века И.С. Никитиным и его стихотворением «Русь»;
  2. обучение восприятию и истолкованию лирического произведения.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. познакомить с краткими сведениями о биографии И.С. Никитина;
  2. повторить сведения об изобразительно-выразительных средствах;
  3. продолжить формирование умений анализировать лирические стихотворения.
  • Развивающие:
  1. развивать навыки выразительного чтения стихотворений;
  2. развивать связную монологическую речь путем вовлечения в диалог, обсуждение;
  3. развивать коммуникативные навыки: умение общаться в паре, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  4. развивать образное мышление, наблюдательность.
  • Воспитательные:
  1. воспитывать любовь к Родине, родной природе посредством знакомства с патриотической лирикой;
  2. воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи, терпимости к чужому мнению.
  • Здоровьесберегающие:
  1. предупреждать переутомление учащихся путем смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Оборудование: учебник литературы, презентация по теме, мультимедийный проектор, колонки, рисунки обучающихся.

Основные понятия: синонимы, изобразительно-выразительные средства .

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Мотивирование на учебную деятельность.

– Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно,

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

(звучит песня «Ты, Россия моя…» в исполнении Л. Зыкиной)

– Какие чувства вы испытали, слушая эту песню? ( гордость, восхищение )

– О чём и о ком эта песня? ( о Родине, о защитниках и истории нашей страны и т.д.)

– С чем ассоциируются у вас слово « Родина », какие синонимы к этому слову можно подобрать? ( мать, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, патриоты, красивая природа…) Кластер на доске на тему: «Родина» (составляется во время ответов учащихся)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. ( Речь на уроке пойдет о родной стране и природе )

  1. Сообщение темы и цели урока.

– Действительно, наш сегодняшний урок будет посвящен теме Родины, родной природы. Тема нашего урока: Образ Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь». Слайд 1 + запись в тетрадь

– Тема Родины издавна волновала и художников, и музыкантов, и писателей. Не исключением был и великий русский поэт XIX века Иван Саввич Никитин.

1. Знакомство с биографией поэта.

– Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись, кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился будущий поэт в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т.к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

На стихи Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира.

  1. Где родился поэт? (в г. Воронеже)
  2. Когда родился? (3 октября 1824 года)
  3. Чем занимался? (писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку)
  4. Что принесло известность поэту) (стихотворение «Русь»)

( Слайд 2 + запись в тетрадь )

2. Первичное восприятие стихотворения.

– Прослушайте запись выразительного чтения стихотворения и попробуйте определить характер стихосложения. Текст читает Н. Першин.

3. Беседа после чтения стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

– Какие чувства вы испытали?

– По характеру стихосложения что напоминает это стихотворение? (Оно напоминает фольклорное произведение, народную песню)

– В каком жанре написано это произведение? ( Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным )

4. Лексическая работа.

– Какую лексику использует автор в стихотворении? ( активно используются устаревшие слова и торжественные слова )

– В стихотворении встретились слова, значение которых для кого-то могло оказаться непонятным. Поэтому сейчас посмотрите на слайд и ознакомьтесь с толкованием некоторых слов из прочитанного текста. Слайд 3

Нива – засеянное поле

Мурава – молодая трава

Зарево – отсвет пожара

Казна – деньги, имущество государства

Курган – холм

Полчище – огромное войско

Ляхи – польские воины

Кишит – шевелится

Православные – люди, христианской веры

Груда – большая куча

Держава – государство

Русь – Россия

Шатёр – большая палатка, крытая тканью, коврами

Грань – плоская часть поверхности

Нужда – недостаток в необходимом, бедность

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

5. Работа по содержанию текста.

– Ребята, сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении? ( 3 части )

1-ая часть стихотворения

– Укажите границы 1-ой части (от слов « Под большим шатром… » до слов « В красе царственной развернулася! »)

– Чему она посвящена? (описывается природа Руси)

– Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?( одновременно это увидеть нельзя)

– Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины? ( он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь, хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

– Прочитайте последние два четверостишия в этой части.Как надо читать эти строки, с какой интонацией? ( торжественно, гордо )

– Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)

– Как можно озаглавить 1-ую часть? ( 1. Описание природы Руси. запись в тетрадь )

2-ая часть стихотворения

– О чём говорится во 2-ой части стихотворения? (об истории Руси)

– Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.Какой синтаксический прием использует автор? ( риторические вопросы )

– Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

– Подумайте, кому обращены эти вопросы? ( Родине)

– О чем еще повествует Никитин в этой части? (о героическом прошлом нашей Родины)

– О каких победах Руси напоминает поэт? ( ответ на этот вопрос заранее подготовил ученик ) Слайд 4

1. Нашествие татаро-монгольского ига 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2. Война с Польшей В борьбе с иностранными захватчиками в XVII веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками – В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

– В чем видит поэт силу России? ( сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

– Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. («… Вдруг со всех концов… На кровавый пир… »)

– Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, был непобедимым и мужественным в сражениях.

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов. (« И в глухих степях. О них плакали. »)

– Указывает ли автор точную дату их гибели? Что он выражает в этих строчках? (поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

– Как можно назвать 2-ую часть стихотворения? ( 2. Описание истории Руси. запись в тетрадь )

З-я часть стихотворения

– О чём говорится в 3-ей части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости страны для добрых гостей, прославляется Русь)

– А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость Родиной? О каком времени идёт речь? ( о настоящем своей страны)

– В каких строчках заключается главная мысль стихотворения ? ( в двух последних четверостишиях )

– Как следует читать эти предложения? ( торжественно, взволнованно )

– Как можно озаглавить эту часть? ( 3. Прославление богатства и величия Руси. запись в тетрадь )

6. Анализ средств выразительности.

– Что значит для поэта любить Русь? ( Любить природу Руси . Любить русский народ. Знать и помнить историю своей Родины.)

– Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? ( любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества)

– Какие средства выразительности и синтаксические приемы использовал поэт в стихотворении для изображения природы, Родины? ( эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, инверсия, риторические обращения )

– Объясните значение каждого термина.

– 1 вариант выписывает из стихотворения эпитеты, 2 вариант – метафоры, 3 вариант – олицетворения, 4 вариант – сравнения, 5 вариант – инверсию, 6 вариант – риторические обращения.

Эпитеты : море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря.

Метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью.

Олицетворения: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон.

Сравнения : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит.

Инверсии: муравьем кишит православный люд, Вдруг со всех концов поднялася Русь, Подымает грудь море синее, и горами лед ходит по морю, поля чистого и др.

Риторические обращения: моя Русь державная; моя родина православная; Русь, Русь могучая.

В заключение нашего урока предлагаю вам составить синквейн на тему «Родина». Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

  1. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: с. 83-88 (прочитать), с. 88 отв. на вопр. 1.

  1. Оценивание.
  2. Рефлексия учебной деятельности.

– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что было самым интересным?

– Что оказалось трудным? Что необходимо, чтобы преодолеть возникшие трудности?

“И.С.Никитин. Русь”

Цели:

Обучающие: ознакомить учащихся со стихотворением «Русь» И.С. Никитина; пополнить биографические знания о поэте; формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении; продолжить работу над выразительностью чтения стихов.

Развивающие: обогащать словарный запас учеников; развивать речь учащихся; прививать любовь и интерес к чтению; развивать память, речь, мышление, формировать межпредметные связи.

Воспитывающие: воспитывать любовь к поэзии, патриотические чувства, любовь к Отечеству.

Оборудование:

1. Портрет И.С.Никитина.

2. Презентация к уроку.

3. Песня «Русь державная» в исполнении Кубанского казачьего хора.

4. Карта России. Плакаты по теме «Родина».

Подготовка к уроку обучающихся:

1 ученик работает по толковому словарю «шатер, нива, мгла, державная, брань, мурава, казна, курган, нужда, разгул, кишит»;

1 ученик готовит сообщение о жизни поэта;

3 ученика готовят исторические справки.

Просмотр содержимого документа
«”И.С.Никитин. Русь” »

Урок литературного чтения

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина.

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Твой родной Московский двор…

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

– Прочитайте птичьим базаром.

– Прочитайте, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте вслух выразительно, с интонацией восхищения.

Введение в раздел. Беседа о Родине.

– Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

– Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? Подберите синонимы к слову Родина.

– Прочитайте слова К.Д. Ушинского:

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

Посмотрите по оглавлению, какие произведения авторы учебника поместили в раздел «Родина».

Россия, Отчизна, Отечество

Стихи русских поэтов о Родине

Предлагаю вам вспомнить, из каких стихотворений следующие строки:

* « Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай…»

* «Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

*«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается….»

– Что объединяет все стихи?

– Кто автор? Прочитаем его имя.

– Послушаем о его жизни.

Читают вслух отрывки

Полно степь моя, спать беспробудно…

Иван Саввич Никитин

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил её. Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства в 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Умер 28 октября 1861 года в Воронеже.

Работа над новым материалом.

А) Постановка цели урока.

Б) Первичное восприятие.

В) Проверка первичного восприятия.

Е) Введение понятия «былинный стих»

Ж) Введение понятия «инверсия»

– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно в 1853 году, когда было впервые напечатано стихотворение «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Мы должны задуматься о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

– Внимательно послушайте стихотворение. Постарайтесь понять чувства поэта.

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

“Когда читаешь ” Русь” – особенно вслух, – обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!” – писал критик Олег Ласунский.

– Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.

Шатер – высокая крыша Державная – обладающая верховной властью (государственная)

Нива – засеянное поле Брань – война, битва

Мгла – непрозрачный воздух

Мурава – молодая трава

Казна – государственное имущество, денежные и иные средства.

Курган – могильный холм у древних славян.

Разгул – безудержное проявление чего-нибудь отрицательного (кутёж).

Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.

Работа над 1-ой частью.

Первая часть -10 строф – заканчивается словами

«Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной ///Развернулася»

Перечитаем отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так:

«Вижу – даль степей зеленеется» или

«Цепи гор стоят великанами»

Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? Работа по карте.

-Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

– Расскажите о своем понимании 7 строфы.

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

– Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы?

– Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»?

– Какие приемы использует поэт в этих строках?

– Расскажите о том, как вы понимает следующую 8 строфу « И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»

– О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?

– Какие приёмы видите в этой строфе?

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение?

Поэт писал его былинным стихом: соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение.

Н-р: Мурава лугов

Виноград в садах

– На какой слог от начала строки падает ударение?

– На какой слог от конца строки падает ударение?

– Есть ли в стихотворение рифма?

В стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»

-Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих?

Могучую, как богатырь, страну, поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

Начиная с четвертого четверостишия выделим устойчивые, характерные для фольклора, словосочетания.

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ – необычный порядок слов в строке для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

Итак, почему Никитин использует инверсию?

Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях

– Как надо читать эти строки, с какой интонацией?

– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.

Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.

– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

– Как можно озаглавить 1 часть?

Работа над 2-ой частью.

Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.

– С какой интонацией следует читать каждое четверостишия?

Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.

– К кому обращены эти вопросы?

– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.

-Что еще заметили, читая эти строки?

Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?» (единоначатие)

– Эти строфы надо читать так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.

Озаглавим эту часть.

Работа над 3-ей частью.

После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

(Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

( И давно ль было,

– Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

– Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

– Почему же поэт не указывает точной даты, когда “. в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки”?

– Как можно озаглавить 3 часть?

Работа над 4-ой частью.

– О чём пишет в этой части?

В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы.

– Как можно ее озаглавить?

– Как следует читать последние 2 четверостишия? Прочитаем вслух два последних четверостиший.

Читайте также:  Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина
Ссылка на основную публикацию