Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина

открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин “В синем небе плывут над полями. ”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
0005c998-1c128c8c.docx173.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями …»

Тип урока : изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  • Воспитывать у учащихся любовь Родине .

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».

-Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

– Начнём урок с речевой разминки:

– читаем медленно тихо

-читаем быстрее громче

– читаем очень быстро громко

(Сначала по одному, в конце хором).

Проверка домашнего задания.

– С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке? ( А. Н. Плещеева).

– Какое стихотворение читали? («Дети и птичка»). Уточните, что вы готовили дома.

(Чтение наизусть стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»).

– Чьё чтение наизусть вам больше всего понравилось? Почему?

Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

  1. Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

– Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется «На старом кургане».

2) Первичное знакомство со стихотворением. ( Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).

3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Что вы представили, когда слушали? ( Синее небо, облака, простор и т.д.)

– Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? ( Радостное, спокойное, умиротворённое)

4) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте стихотворение про себя. Отметьте незнакомые слова.

Анализ стихотворения ивана никитина в синем небе плывут над полями. Урок литературы И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями… Метафора в синем небе плывут над полями

Иван Никитин был очень талантливым и успешным человеком. В русской литературе он прославился, как “мастер пейзажной лирики”. Его стихотворения всегда рождали в сердце человека противоречивые чувства. Они одновременно радовались красоте своей родины, но в то же время приходили в уныние от страха ее испортить или потерять.

Он видел еще в детстве, снова возродятся в его стихотворениях.

Писать он начинает довольно поздно, в 30 лет у него выходит первый сборник стихотворений, который читатели встречают с превеликим удовольствием. В начале его творчество носило лишь природный характер, он описывал ее красоту и величие. После того, как поэт заболевает, в его лирике появляется важная тема, тема веры.

Стихотворение “В синим небе плывут над полями” носит одновременно два смысла. Тема природы тесно переплетается с темой веры. Он описывает природу, как красивое божественное явление. При этом Никитин не упускает возможности,

Использовать эпитеты, которые ярче передают ее красоту – “облака с золотыми краями”, “теплый вечер”, “огненный шар”.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки мы видим “точно в храме, стою я в тиши”, что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Все это он чувствует находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №15
Информационная карта урока литературного чтения,
проведенного студенткой группы Ш-42
Дзюбенко Анной Анатольевной
в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508
Дата проведения урока: 13.11.2014
Отметка за проведение:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Москва 2014
Место урока в программе
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема урока И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Предметные умения УУД
Познакомить учащихся с поэтом И. С. Никитиным и его произведением «В синем небе плывут над полями…» Познавательные
построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные
Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Личностные
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения
Опорные
понятия, термины Новые
понятия, термины
Стихотворение, эпитет, сравнение Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир
Русский язык
Фронтальная, групповая, индивидуальная Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.
Этапы Ход урока Деятельность учащихся Примечания
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. II. Основная часть
1) Введение в тему Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?
А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?
А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.
Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения. Вечер, закат
Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое Иллюстрации вечернего времени суток на слайде
2) Пейзажная лирика И. С. Никитина Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
«Встречу зимы»:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал – и тепло, и светло.
Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?
Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?
Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу. Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Лес, степь
Природа К каждому произведению иллюстрация на слайде.
3) Первичное восприятие Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.
В синем небе плывут над полями/Облака с золотыми краями;/
Чуть заметен над лесом туман,/
Тёплый вечер прозрачно-румян.//Вот уж веет прохладой ночною;/
Грезит колос над узкой межою;/
Месяц огненным шаром встаёт,/
Красным заревом лес обдаёт.//
Кротко звёзд золотое сиянье,/
В чистом поле покой и молчанье;/
Точно в храме, стою я в тиши/И в восторге/ молюсь/ от души.//
Какие картины вы увидели?
Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?
Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? Поле, лес, вечер, закат
Конец лета, прощание с летом
Грусть, спокойствие Видеоролик
4) Чтение стихотворения Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?
Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.
А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.
А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.
А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.
А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.
Прочитай первое четверостишие.
Прочитай второе четверостишие.
Прочитай третье четверостишие.
А теперь найдите и прочитайте строчку:
Где плывут облака?
Какие облака плывут?
Что чуть заметно над лесом?
Какой вечер в этот момент?
Чем вдруг повеяло?
Что говорится о колосе?
Что говорится о месяце?
Как месяц освещает лес?
Что говорится о звездах?
Как поэт описывает поле?
С каким местом автор сравнивает тишину поля?
Что испытывает автор в этот момент? Нет, грезит, межа, зарево
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения Иллюстрации словарных слов
5) Физминутка Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно. 6)Анализ произведения Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?
Что такое сравнение? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;
Что такое олицетворение? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;
Что такое эпитет? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;
Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?
А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?
Как вы думаете, какое это время суток?
Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?
А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?
Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.
Какое еще средство выразительности здесь есть?
А какое время суток описано во втором четверостишии?
Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?
А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?
Теперь найдите эпитет во второй строчке.
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?
Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?
Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.
Почему автор в восторге молится?
Какое же время суток описано в этом четверостишии? Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Солнце скрыто за облаками и освещает их
Эпитет
Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец
Ранний вечер
В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает
Колос будто дремлет
Олицетворение
Прохладной ночною – эпитет
Ответы детей
Олицетворение – месяц встаёт, обдаёт
Поздний вечер
Золотое сиянье – эпитет
Тишь сравнивает с тишиной в храме
Чистое поле
Спокойствие, тишину
Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину
Кротко(спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.
Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.
Ночь Определения появляются на слайде
7) Творческая работа по следам прочитанного А сейчас нам предстоит очень интересная работа. У нас есть 3 группы. Я предлагаю вам нарисовать картину к стихотворению. У каждой группы есть лист А3 – это заготовка, фон для нашей картины. Также, у каждой группы в конверте лежат детали картины. Наклейте эти детали на лист А3, чтобы у вас получилась готовая картина нашего стихотворения.
Молодцы! А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и прикрепит вашу картину на доску.
Ребята, посмотрите, одинаковые ли получились картины? Что же нам делать? Произведение было одно, материал у всех одинаковый, но картины получились разные. Я попрошу каждую команду защитить свою картину, насколько точно вы отразили все, что есть в стихотворении в вашей картине.
Отвечает первая команда.
Значит ваша картина не закончена. А у кого есть продолжение? Может быть у вас полная картина? Отвечает вторая команда.
Давайте узнаем у третьей команды.
Какой мы вывод можем сделать? Правильно, только все 3 картины в совокупности создают единое произведение.
Нет
У нашей картины есть синее небо, облака с золотыми краями, туман на лесом. Но у нас нет колоса, о котором говорится во 2 четверостишии.
У нас есть колос, месяц, но нет того, что было у первой команды и нет звезд, о которых говорится в третьем четверостишии.
У нас есть звезды, поле и человек – автор, который наблюдает за природой в этот момент, но нет того, что есть у первой и второй команды. У каждой группы лист А3 с фоном и детали картины
8) Закрепление полученных знаний Ребята, у каждого из вас есть тест.
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе. Тест- открытка
III. Заключительная часть С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто написал это произведение?
Поднимите ручки те, кому сегодня все было понятно. Поднимите ручки те, у кого возникали трудности.
Поднимите ручки те, у кого сегодня ничего не получалось.
Спасибо за урок. До свидания!

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  • Воспитывать у учащихся любовь Родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Иван Саввич Никитин Поэтическая тетрадь.

ЦЕЛИ: ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; учиться выразительному чтению; пополнять словарный запас; развивать речь, мышление, воображение; тренировать память.

Дом-музей И. Никитина в Воронеже Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи. В своих стихах он передал любовь к родной русской природе и Родине. Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти.

Просмотр видеоролика с романсом на слова стихотворения.

Словарная работа. Грезит – мечтает. Стр. 12 Межа – граница земельных участков. Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений. Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Грезит- Восторг- Золотой- Сиять – мечтает восхищение жёлтый, оранжевый мерцать, переливаться Что такое синонимы? Синонимы – это слова, схожие по значению. Подберите синонимы к словам:

Прохладный – Восторг – жаркий, знойный, тёплый огорчение, печаль, тоска Что такое антонимы? Антонимы – это слова, противоположные по значению. Подберите анто нимы к словам:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЭПИТЕТ Синее небо Синяя бабочка «Я работаю волшебником» Золотые часы Золотые края (облаков)

*** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. Синее небо Золотые края Тёплый вечер Найдите в тексте эпитеты.

Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. Прохладой ночною Красное зарево

Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме стою я в тиши И в восторге молюсь от души. Золотое сиянье Чистое поле

Рефлексия – Мне понравилось … – Я понял, что … – Я научился … – Я сегодня работал … Домашнее задание: с. 12 (наизусть)

Предварительный просмотр:

Сценарий урока (литературное чтение).

Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».

Учитель: Черчес Елена Николаевна

Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ № 1959, ЮВАО, г. Москва.

« Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин «В синем небе…»

Тип урока : изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока : продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

  1. Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  2. Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  3. Воспитывать у учащихся любовь Родине .

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».

Портфолио

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному чтению в 4 классе

Тема « Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Генрих Елена Николаевна

Учитель начальных классов

Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс в 2 частях

7. Цель урока: овладение навыками работы над лирическим произведением.

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму.

Обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

воспитывать любовь к малой Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Оборудование: мутьтимедийный проектор, компьютер, записи романса

«В синем небе плывут над полями…» в исполнении А.Шарафутдинова, музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

I. Организационный момент. (1 мин)

Проверка готовности к уроку.

II. Речевая разминка. ( 5 мин)

Тихо ночь ложится

И луна глядится

Над глухою степью

В неизвестный путь

Над рекой широкой,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

– Прочитайте, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с замедлением.

– Прочитайте с интонацией восхищения.

III . Введение в раздел. Актуализация знаний. (6 мин)

– Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение? (Наверное сегодня на уроке мы будем читать стихи этого поэта.)

– Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.( слайд3)

– Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…»

– Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

– Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

-Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды и к какому слайду подойдут?

-Почему они подходят?

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?

– Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём.

– Посмотрите на слайды ( слайд 7)

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.

С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.

– Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена.

IV .Физкультминутка. (3 мин)

V . Работа над новым материалом (20 мин)

1.Сообщение темы урока

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина

« В синем небе плывут над полями…»

2.Чтение стихотворения учителем

Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

(учитель под мелодию П.Л.Чайковского «Времена года» читает наизусть стихотворение.)

( Вопросы после прочтения)

-Какие чувства вы пережили?

-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

3. Словарно-лексическая работа.

– Объясните значение слов:

Межа–граница земельных участков

– Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает), восторг (восхищение, радость)

-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),

восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно

(дети читают стихотворение про себя)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

– С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

– Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

– Назовите эпитеты? (Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер)

– Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

– Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

– Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

(На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

– Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам.

( Чтение всего стихотворения.) (слайды 24- 32)

– Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.

– Какие мысли передал Никитин?

(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)

7. Подготовка к выразительному чтению.

– Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

( Работа в парах над выразительностью чтения)

8. Выразительное чтение стихотворение

– Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

– Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

9. Составление синквейна.

-Теперь давайте представим себя писателями и составим «синквейн» к этому стихотворению.

– Вспомните, что такое «синквейн»?

(Стихотворение из пяти строчек)

а) 1строка – подлежащие (тема)

б) 2 строка – 2 прилагательных ( раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка – вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

– Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе плывут над полями…»

– Что вам понравилось в этом романсе?

– О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

– Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться. Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина? Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?

VII .Домашнее задание: (2 мин)

подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.

1. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов ,2000г.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки литературного чтения. Москва. Вита-Пресс, 2011

3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.4 класс Москва « Вако» 2012.

4. Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2012.

5. Ожеков С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва

И.С. Никитин ” В синем небе плывут над полями. “

урок изучения нового материала

-расширить знания о поэте, его жизни и творчестве;

-по­полнять словарный запас;

-учить видеть прекрасное вокруг;

-раз­вивать память, речь, мышление.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Никитин ” В синем небе плывут над полями. ” »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Коробинская основная общеобразовательная школа»

Тверская область, Зубцовский район, д. Малое Коробино

(Федеральный государственный общеобразовательный стандарт)

Конспект по литературному чтению

Тема: И.С. Никитин « В Синем небе плывут над полями…»

Учитель начальных классов

Лабутина Вероника Валентиновна

д. Малое Коробино

-расширить знания о поэте, его жизни и творчестве;

-по­полнять словарный запас;

-учить видеть прекрасное вокруг;

-раз­вивать память, речь, мышление.

предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р – форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда­ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни­ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: формиро­вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.

Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио- приложение к учебнику, аудиозапись

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Тихо ночь ложится

И луна глядится

Над глухою степью

В неизвестный путь

Над рекой широкой,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

– Прочитайте, разделяя слова на слоги( использование интерактивной доски)

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с замедлением.

– Прочитайте с интонацией восхищения.

III. Актуализация знаний.

-узнайте полное имя поэта, творчество которого мы изучать на уроке выписав только буквы русской азбуки ( зад. на доске)

( Иван Саввич Никитин)

– Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать .

– Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

– Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?

– Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём. (портрет поэта на интерактивной доске)

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.

С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.( биография на интерактивной доске)

-Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена. ( материал на интерактивной доске)

V. Работа над новым материалом

1.Сообщение темы урока

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина

« В синем небе плывут над полями…»

2.Использвоание для прослушивания стихотворения – аудиозаписи

Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

( Вопросы после прослушивания)

-Какие чувства вы пережили?

-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

3. Словарно-лексическая работа.

– Объясните значение слов:

Межа–граница земельных участков

– Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает), восторг (восхищение, радость)

-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),

восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно

(дети читают стихотворение про себя)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

– С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

– Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

– Назовите эпитеты? (Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер)

– Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

– Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

– Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

(На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

– Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.

– Какие мысли передал Никитин?

(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)

7. Подготовка к выразительному чтению.

– Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению ( на интерактивной доске)

( Работа в парах над выразительностью чтения)

8. Выразительное чтение стихотворение

– Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

– Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

– Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе плывут над полями…»

– Что вам понравилось в этом романсе?

– О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

– Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться. Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина? Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?

подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.

Презентация по литературному чтению “И.С.Никитин “В синем небе плывут над полями. ” 4 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иван Саввич Никитин Подготовила: учитель нач. классов МБОУ СОШ №11 п. Преображения Цыркова Мария Александровна

Проверка домашнего задания. А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

Сегодня на уроке. Познакомимся с жизнью и творчеством И. С. Никитина. Будем учиться выразительно читать его стихотворение «В синем небе…»

Иван Саввич Никитин. Родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. Дом-музей И. Никитина в Воронеже

Желая выучить единственного своего сына на лекаря, он отдает мальчика в училище, а потом в семинарию. Будущий поэт мечтал стать высокообразованным человеком, окончить университет. Здание (семинария), где учился И.С. Никитин.

Но мечты не сбылись: отец вскоре разорился, продал свечной завод и приобрел постоялый двор, содержателем которого приставил юношу. Нелегко было Никитину, но он не переставал учиться самостоятельно: все свободное время отдавал чтению, увлекся сочинением стихов.

Никитин решился опубликовать свои стихи в газете, когда ему было почти тридцать лет. То было стихотворение “Русь”, звучное и мудрое, проникнутое любовью к родине, гордостью ее могучей силой и героической историей.

Стихи поправились читателям. Ободренный знатоками, поэт поверил в свои силы, стал писать больше и смелее. Он создавал стихи о жизни простого народа, о землепашцах, рыбаках, ямщиках, об их нужде и горе.

В 1856 году вышла первая книжка стихов И.С. Никитина. Имя его получило широкую известность. С помощью друзей он покупает книжный магазин, о котором давно мечтал. .

При лавке была открыта библиотека, которой безвозмездно пользовались воронежцы. Многие приходили сюда и затем, чтобы насладиться умной беседой хозяина. Областная библиотека имени Никитина на площади Ленина в городе Воронеже.

Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, беспросветная жизнь крестьян и крестьянский труд, страдания городской бедноты.

Иван Саввич от природы был физически сильным человеком. Но работа на постоялом дворе подорвала его здоровье. Десять лет подряд он болел. Острая простуда в мае 1861 года на несколько месяцев приковала его к постели. 16 октября 1861 года Иван Саввич скончался.

Похоронен Иван Саввич Никитин в Воронеже.

В 1911 году, в 50 – летие со дня смерти, ему был поставлен памятник в Воронеже.

В СССР была выпущена почтовая марка с изображением И.С.Никитина.

«На старом кургане» исполняет Иван Скобцов Более 60 романсов и песен написаны на стихи И.С. Никитина.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Работа в тетради. Стр.42, №1.

Словарно –лексическая работа Межа – граница земельных участков.

Словарно –лексическая работа Подберите синоним к слову: Грезит – мечтает Восторг – восхищение Подберите антоним к слову: прохладный – жаркий восторг – огорчение

Работа в тетради. Стр.42, №2.

Словарно –лексическая работа Назовите эпитеты. Синее небо Золотые края Тёплый вечер Прохладная ночь Чистое поле Красное зарево Золотое сияние

Работа с учебником. Стр. 146, выразительное чтение.

Рефлексия. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

Домашнее задание. Стр.146, Выразительное чтение, по желанию выучить.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Начальные классы

Урок составлен по программе “Школа России” учебник Климанова. Данная презентация поможет учителю познакомить детей с жизнью и творчеством И.С.Никитина.

Работа над новым стихотворением начинается с прослушивания аудио записи стихотворения в исполнении актера, прослушивания романса “На старом кургане” на стихи И.С.Никитина в исполнении Ивана Скобцова.

Также в презентации представлена словарная работа по тексту стихотворения.

Анализ стихотворения в синем небе плывут над полями никитин ПРИЗ ?

Литература | 1 – 4 классы

Анализ стихотворения в синем небе плывут над полями никитин ПРИЗ !

Количество символов – 353

Количество символов без пробелов 294

Количество слов – 59

Количество уникальных слов – 51

Количество значимых слов – 17

Количество стоп – слов – 13

Количество строк – 12

Количество строф – 1.

Пожалуйста сделайте анализ стихотворения Утро Ивана Савича Никитина 5 Класс?

Пожалуйста сделайте анализ стихотворения Утро Ивана Савича Никитина 5 Класс.

И с Никитин в синем небе плывут над полями Сколько прилагательных в этом стихотворении выпиши их прилагательные которые употреблены в прямом значении подчеркни красным карандашом а в переносном зелены?

И с Никитин в синем небе плывут над полями Сколько прилагательных в этом стихотворении выпиши их прилагательные которые употреблены в прямом значении подчеркни красным карандашом а в переносном зеленым.

Анализ или отзыв стихотворения Тютчева Она сидела на полу и груду писем разбирала?

Анализ или отзыв стихотворения Тютчева Она сидела на полу и груду писем разбирала.

Какие выразительные слова находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы?

Какие выразительные слова находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы?

Запиши их в Рабочию тетрадь.

В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно – румян Иван Саввич Никитин.

В синем небе плывут на полями ?

В синем небе плывут на полями .

Сколько прилагательных в этом стихотворении.

Какие метафоры есть в стихотврении “В синем небе плывут над полями”?

Какие метафоры есть в стихотврении “В синем небе плывут над полями”.

Очень срочно помогите?

Очень срочно помогите!

Запишите анализ стихотворения И.

(композизия, образы, цвет, свет, звуки, время, пространство, лирический герой, художественные средства).

В стихотворение и?

В стихотворение и.

С. никитин утро найти эпитеты .

Здравствуйте, помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Никитина Утро?

Здравствуйте, помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Никитина Утро.

Метафоры в стихотворении Утро Никитин?

Метафоры в стихотворении Утро Никитин.

Вопрос Анализ стихотворения в синем небе плывут над полями никитин ПРИЗ ?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Литература и соответствует программе для 1 – 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Тихое пение ручейка, звон капель.

Слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя повести “Белые ночи” Ф. Достоевского В этой сентиментальной повести автор уделяет много внимания чувствам и состоянию души главного героя. Ему удаётся тонко передать чувства, ведь пов..

(1. Трудная жизнь воробьёв. 2. Пашка в ларьке. 3. Милиционер спасает Пашку. 4. Пашка в гостях у Маши. 5. Пашкина благодарность. 6. Воробей провожает маму до театра. 7. Рукопашный бой. 8. Возвращение хрустальной веточки.

Ну, как что – страдала, что ж ещё. Гуляла по волшебным садам. Есть – пить отказывалась, страдала, то собиралась в море кинуться – то вдруг отказывалась, в общем – всё в духе романтической героини Пушкина. “. ни скучных песен, ни пиров, не стану ес..

Истинную красоту человека стоит искать внутри человека, гораздо глубже, чем могут отражать глаза. Красота, является тем, что несет собой человек. Для одних это доброта и бескорыстие, для других – спокойствие и уверенность. Однако найти эти качеств..

Она была очень добрая.

Письмо Деду Морозу Здравствуй, Дедушка Мороз! Меня зовут ИМЯ. Мне КОЛИЧЕСТВО лет. Я живу в городе НАЗВАНИЕ. Весь год я хорошо себя вёл (вела), слушался (слушалась) маму и папу, помогал(а) им и не капризничал(а). В этом уходящем году я научился (..

Рассказчик смотрит на портрет девушки, который его завораживает. Он находит историю этого портрета. Оказывается, что художник и его модель были возлюбленными. Художник пишет её портрет, а она, молодая и энергичная, угасает с каждым днём. Когда ху..

Читайте также:  Кому на Руси жить хорошо - краткое содержание поэмы Некрасова
Ссылка на основную публикацию