Анализ стихотворения Утро Никитина (5 класс)

«Утро», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение Никитина «Утро» было написано в конце 1854 г. Писатель вновь вернулся к нему в январе 1855 г. Иван Никитин считал его одним из лучших. Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках» № 7 за 1855 г. Гораздо позже стихотворение было положено на музыку композиторами Калинниковым и Ивановым-Корсунским.

Литературное направление и жанр

Литературоведы отмечают в поэзии Никитина соединение русской фольклорно-поэтической традиции и классической поэзии. Поэт-демократ Никитин – последователь традиций Некрасова. Часто его называют крестьянским поэтом. Действительно, стихотворение описывает то, что окружает крестьянина и ценно для него: природу и мирный крестьянский труд в ней. Стихотворение – образец пейзажной лирики. Другие исследователи считают его медитативной лирикой.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» – истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество – занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.

Стихотворение наполнено глаголами. Его образы – постоянная смена декораций вокруг лирического героя. Это смена времени суток и положения героя в пространстве. Для поэта важна динамика. Поэтому почти в каждой строчке есть глагол, из 20 рифм 14 глагольных. В созерцательном, медитативном стихотворении почти нет назывных предложений (только «В огне облака» и «Тишь – безлюдье вокруг»). Глаголы иногда повторяются (действие будто растягивается во времени): горит-разгорается, едет, едет. Сменяющие друг друга действия передаются с помощью однородных сказуемых, часто синонимичных: звёзды меркнут и гаснут; ветерок потянул, морщит-рябит; утки пронеслись и скрылися; рыбаки пробудилися, сняли сети и несут; птички ждут солнышка, поют; лес стоит, улыбается; солнце встаёт, блестит, покинуло ночлег, хлынуло потоками; пахарь едет и поёт. Устаревшая форма инфинитивов не только нужна для дактилической рифмы, но и делает описание эпичным, былинным.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

Анализ стихотворения И.С.Никитина “Утро”

Анализ стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро»

Удивительное, прекрасное, чистое, как само утро, стихотворение вызывает у меня чувство светлой грусти, умиротворения, радости и счастья. Хочется просто забыться, абстрагироваться от жизни: её проблем, переживаний, хлопот – и наслаждаться этим утром, быть по–настоящему счастливым.

Ключевые слова, формирующие эти чувства: дремлет, тишь, безлюдье, колокольчик звенит, птички песни поют, улыбается, блестит, душа, веселое.

От начала до финала можно наблюдать динамику чувств: в начале всё ещё как будто спит, отсюда легкая тоска, грусть, умиротворение, далее, солнце встает, мир пробуждается; не только утро, солнечный свет ярко горят, но и чувства разгораются с большей силой, они становятся теплее, ярче, сильнее.

На протяжении всего стихотворения автор изображает несколько картин. Первая картина отражает уход ночи. Всё еще дремлет, но звезды уже меркнут и догорают. Вокруг тишина, на горизонте появляется алый свет. Вторая картина: утренняя рябь, роса, которую можно почувствовать от малейшего прикосновения. В третьей картине жизнь начинает пробуждаться: звенит колокольчик, с шумом пролетают утки, и в этом мире природы появляется человек, точнее, люди – это рыбаки, которые проснулись с первыми лучами солнца. И, последняя, четвертая картина – это утро, полное жизни, красок, света и труда, именно труда, потому что с самого восхода солнца в мир приходит труд – пахарь с сохой.

Цветовая гамма в произведении ярка, насыщенна, приятна. Можно наблюдать следы уходящей ночи в гаснущих звездах, алый свет зари, блеск и серебристость росы, мне также представляется нежно-голубой оттенок колокольчика, зеленеющий камыш, переливы солнечного света, словно золото, а также белые облака с алыми поцелуями утра.

Звуковая гамма тоже имеет свою динамику: от сна, тишины до звона колокольчика, крика уток – и всё ярче и сильнее играет эта музыка: начинают петь птицы, рыбаки распутывают сети, пахарь идет на поле, и не просто идет, а поет, потому что в песне – сила, душа и сама жизнь.

Я считаю, что времяпространство в стихотворении очень велико. Это не одно утро, описанное автором. Этим пространством для меня является жизнь. Да, она тяжелая, трудная, но никто не отменял этого чудесного, прекрасного утра. И оно не одно в нашей жизни, просто мы не замечаем этого, просто не хотим, мы погрязли в проблемах и заботах, и не замечаем, что счастье здесь, оно близко, его можно увидеть, если присмотреться, в том числе к мелочам. Оглянитесь вокруг, и, посмотрите, – какая красота! Ни одной похожей капельки росы, ни одного похожего облачка или листочка, все уникально и прекрасно. Вот в чем сила этого мира, сила Создателя.

Для более яркого и точного выражения чувств автор использует художественные средства: повторы (далеко – далеко, морщит – рябит , горит – разгорается), глаголы в просторечной форме (скрылися, пробудилися), союз «да», вместо союза «и» («солнце да утро веселое»). Эта своеобразная фольклорность подчеркивает близость авторского взгляда к народному.

Любуясь и восхищаясь красотой природы, автор употребляет слова в стихотворении с особой ласковостью: «рыбки», «птички», «солнышко», «тропинка», «ветерок». Эпитеты: «белый пар», «зеркальной воде», «чуткий камыш», «алый свет», «золотыми потоками», «роса серебристая». И, конечно, одухотворенность природы передается через олицетворения и метафоры: «восток горит», «лес улыбается», и др.

Что касается лирического героя, то я считаю, что это человек, проживший тяжелую жизнь, на своем веку он повидал многое, судьба не раз подкидывала ему испытания, и это все для того, чтобы убедиться, насколько он силен, готов ли взглянуть судьбе в глаза, пройти достойно все испытания. Я считаю, что смог, это я вижу в авторской позиции, в отношении к герою. Этот герой очень богат, потому что умеет разглядеть прекрасное вокруг себя – это то самое утро, описанное автором. Мы можем предполагать, что лирический герой близок к автору или даже похож на него, автор хотел передать нам, читателям, свои личные чувства и переживания, показать нам в этом стихотворении свою тяжелую долю и немаловажное умение ценить прекрасное, видеть счастье вокруг.

Я считаю, что стихотворение «Утро» Ивана Никитина одно из лучших произведений русской литературы! Автор очень ярко и образно, сочно и звучно не только рисует пейзаж, восхваляя природу, но и с тонкостью и удивительным умением передает читателю богатую гамму чувств, на самом деле знакомых многим. Именно поэтому стихотворение так трогательно и легко отзывается в сердцах читателей.

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина “Утро”
статья по литературе (5 класс) на тему

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо весомо и значимо. Наблюдения над языком подчинены раскрытию идейного смысла стихотворения. В данной статье показаны основные направления такой работы над стихотворением.

Скачать:

ВложениеРазмер
nikitin_utro.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с понятием «метафора» на примере стихотворения И.С. Никитина «Утро» на уроке литературы в 5 классе.

Работе над стихотворением «Утро» можно предпослать беседу о летних впечатлениях учеников. Начать её можно с рассказа об интересных случаях из детской жизни, так как о событиях дети рассказывают с большим интересом, а следовательно, более свободно. Завязавшуюся беседу следует направить на передачу впечатлений от летней природы.

Спросим, не приходилось ли кому-нибудь встречать зарю на реке, в поле, в лесу.

Детские воспоминания и рассказы о летних прогулках и связанных с ними впечатлениях о родной природе следует обобщить , расширить. Пусть дети глубже раскроют, что переживали они, наблюдая восход солнца, пробуждение жизни в лесу, на полях, на воде. Любовались ли они этими картинами? Радостно ли было им от сознания, что это всё своё, родное, русское? Пейзажные стихотворения, в которых так красочно передано ощущение радости жизни, веселья, любование картинами родной природы, должны быть связаны с детскими впечатлениями и восприняты детьми как отражение их собственного восторга перед красотами природы родной страны.

А вот как описывает наступление летнего утра И.С. Никитин. Учитель читает наизусть стихотворение «Утро», предварительно объяснив непонятные слова. Ученики должны наглядно представить себе нарисованные поэтом картины и почувствовать радость светлого летнего утра. Эта задача определяет и план разбора стихотворения. Разбираем его по частям .

Сколько картин, рисующих зарождение светлого летнего утра, прошло перед вашими глазами?

Дети выделяют три основные картины зарождения дня: перед рассветом; заря занимается; солнышко взошло.

Начинаем с первой картины. Что характерно для предрассветного момента ? – Полная тишина: природа и всё живое погружено в сон, покоится, отдыхает.

Какие слова стихотворения передают эту тишину? – Вода зеркальная. Камыш задремал. Тишь, безлюдье. Учащиеся раскроют образность этих слов.

Предлагаем детям указать, как передаёт поэт борьбу рассвета с ночью, зарождение утра ? – Звёзды меркнут и гаснут. Расстилается пар по лугам. Разливается алый свет зари по воде, по деревьям.

Устанавливаем разницу в значении двух первых глаголов и показываем их выразительность. Подбираем синонимы к двум другим глаголам и попутно останавливаем внимание учащихся на переносном значении всех этих глаголов, то есть даём им почувствовать их метафоричность. Затем предлагаем учащимся указать эпитеты (пар белый, вода зеркальная, камыш чуткий, тропинка росистая, роса серебристая) и раскрыть их смысловое значение. Ученики укажут, что эти эпитеты не только рисуют картину предрассветного момента, но и передают волнующую красоту летней зари.

Зачитываем вторую часть стихотворения. Учащиеся выясняют, какими художественными средствами передано зарождение жизни в природе ( Потянул ветерок, воду морщит, рябит. Пронеслись утки с криком. Рыбаки пробудились. Птицы песни поют). Останавливаем внимание учащихся на центральном, пожалуй, лучшем образе стихотворения: «И стоит себе лес, улыбается». Надо, чтобы дети нашли свои слова для раскрытия этого образа, сумели рассказать, как они представляют себе «улыбающийся лес».

В последней картине , передающей утреннюю природу в момент восхода солнца, остановим внимание детей на том, как художественно дано поэтом появление солнечного света: «золотыми потоками хлынуло». Учащиеся должны глубоко почувствовать метафоричность этого образа. Какое настроение у людей вызывает зарождение яркого летнего утра? Дети отметят, что даже пахарь с сохой, русский крестьянин, песни поёт в такое «утро весёлое». Даже он забывает все свои невзгоды и заботы и чувствует прилив бодрости и сил: «По плечу молодцу всё тяжёлое!»

После такого разбора переходим к выразительному чтению стихотворения. Оно даёт хороший материал для укрепления навыков выразительного чтения.

В заключение предлагаем ученикам ответить, почему же утро, описанное в стихотворении, следует действительно назвать весёлым?

Затем переходим к важной задаче урока – выяснению, что такое метафора.

Записываем определение метафоры. Учащиеся выделяют глаголы-метафоры из стихотворения «Утро»: звёзды меркнут и гаснут (свойство огонька), свет разливается, потоки света хлынули (свойство воды), камыш дремлет, лес улыбается (это свойственно человеку ). Что мы заметили в таком приёме выразительности ? – Действия, свойственные одному предмету, переносятся на другой предмет. Что достигается этим? – Благодаря этому мы живее представляем те предметы, которые обрисованы поэтом. Когда говоришь «звёзды меркнут и гаснут», так и встают перед глазами звёзды, которые, словно отдалённые огоньки, то гаснут, то снова загораются.

Таким путём учитель подводит детей к пониманию метафоры и её определению. Затем ученики читают статью учебника о метафоре т закрепляют это понятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать.

Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики .

Лирика – это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети.

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…».

Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста.

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения.

Элективный курс “Лингвистический анализ стихотворного текста” представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гу.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО». ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ (Опыт интегрированного урока в VI классе)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО».

ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ

(Опыт интегрированного урока в VI классе)

Интегрированный принцип препода­вания реализует свойственные толь­ко ему возможности в решении опре­деленных методических и педагогиче­ских задач лишь при условии, что урок не является «собранием» разроз­ненных сведений из разных областей знаний. Только тогда допу­стимо называть урок интегрирован­ным, когда все его компоненты между собой связаны, разъясняют и дополняют друг друга.

В разработке данного урока тема «Ме­тафора» является главной на заня­тии, а стихотворение И.С. Никитина «Утро» иллюстрирует изобразитель­но-выразительные возможности мета­форы в искусстве словесного творче­ства..

-Скажите, какой век сейчас идет? (XXI.) Давайте перенесемся лет на 150-200 назад. В какой век? (В XIX.).

XIX век был особым, значительным в истории нашей страны Что можно сказать о том времени?

Тяжелый физический труд оставал­ся необходимым условием существо­вания человеческого общества. Тем не менее характерной особенностью в жизни России XIX в. было стремле­ние людей послужить своему Отече­ству. Понятие Родины было священ­ным, а гражданский долг перед отчиз­ной — выше личных интересов. Глав­ным мерилом ценности жизни для мно­гих людей была величина той лепты, которую человек вносил в жизнь стра­ны. Многие люди посвятили свою жизнь беззаветному служению общест­венным интересам. Не случайно рус­ские люди XIX в. оставили нам много замечательных творений в музыке, живописи, литературе, открытии в науке, технических изобретений.

К плеяде замечательных российских патриотов принадлежал и поэт Иван Саввич Никитин. Одно из его сти­хотворений мы сегодня прочитаем.

Большинство стихотворений Ники­тина посвящено горькой жизни бед­няков. Почему? Близость к трудово­му народу, глубокое сопереживание его тяжкой доле, хорошее знание не только страданий и нужд народа, но и силы его духа, которую не сломили невзгоды, определили содержание про­изведений Никитина. А стихотворение «Утро» — о природе. Но только ли об этом? Прочитаем его.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

-О чём это стихотворение?

Да, оно рисует яркую карти­ну раннего летнего утра. Мы видим, что в этой небольшой пейзажной за­рисовке поэт не обходит стороной жизнь простых тружеников, у которых трудовой день начинается до восхода солнца, которые привыкли встречать восход уже за работой.

А скажите, кто-нибудь из вас наблю­дал восход солнца летом. Давайте постараемся нарисовать словами картину раннего летнего утра, предвеща­ющего погожий теплый день.

Солнца еще нет, но уже светает. Это появившаяся у самого горизонта полоска зари гонит с земли ночную тьму. Кстати, в какой части неба появляется заря: на юге, на севере. (На востоке.) А какого цвета эта ранняя зорька (Красного.)

Больших массивных облаков на небе нет, только легкие облачка. Такие облачка являются признаком хорошей погоды днем. Заря медленно распол­зается по небу и окрашивает эти облачка. В какой цвет? (В красный.)

Обильная роса, выпавшая за ночь, является признаком. какой погоды? (Солнечной, теплой, может быть, даже жаркой.) Низко над землей стелется туман, в низинах он гуще. Туман какого цвета? (Белый.) Туман, как и роса, обещает. какой день? (Теплый или даже жаркий.)

Подул ветерок, он прохладный и освежающий, потому что влажный: его не спутаешь ни с каким другим ветром, он особенный. Такой ветерок также обещает хорошую погоду.

Заря между тем «разливается» по небу все дальше и дальше. Ее цвет из красного постепенно переходит. в какой? (В золотистый.) Представьте се6е отражение такого неба в воде, например в зеркале пруда или в тихой

речке. Не правда ли, очень красиво?

Тьма исчезает полностью, становится совеем светло, — рассвело. И вот появляется долгожданное. что? (Солнышко.) Сначала оно какое?

(Красное и неяркое.) Солнышко бы­стро поднимается вверх, становится

ослепительно ярким и пробуждает от ночного сна все живое в природе.

Может ли такое утро кого-то оставить равнодушным? Такое утро зарядит жизнерадостным настроением каждого, кто его наблюдает!

Такое утро наблюдает и поэт Никитин. Оно вызывает в нем восторг. И как поэт Никитин не может не поделиться своей радостью с другими. Точно и тонко рисует он стихами картину утра.

Как же удается поэту словами со­звать зримую картину утра и зарядить

своим настроением читателя? Здесь ему помогает отчасти одно замечательное свойство языка. Выявим это свойство на примере глагола встать. (На классной доске записывается гла­гол.) Самый обычный, часто употреб­ляемый нами в речи глагол. Но да­вайте хорошенько подумаем и выяс­ним, что означает этот глагол и в ка­ких случаях он употребляется. Нач­нем с частных примеров.

Игрушку ванька-встанька знаете. Слово встанька от какого глагола? (Встать.) Если ваньку-встаньку на­клонить, а потом отпустить, он встает, т.е. принимает. какое положение? (Стоячее, вертикальное.)

Другой пример. Человек лежал или сидел — и вот он встал. Какое положе­ние принял? (Стоячее, вертикаль­ное.)

Если столб опустить нижним кон­цом в специально приготовленную для него яму, он встанет, т.е. какое поло­жение примет? (Вертикальное.)

Итак, что означает глагол встать? (Принять вертикальное положение.) А теперь скажите, мяч может встать? Можно ли о мяче сказать, что он при­нял вертикальное положение? (Нель­зя.) Почему нельзя? (Мяч не может изменить своего положения, потому что имеет форму шара.)

Солнце тоже имеет форму шара. Солнце может встать? Может принять вертикальное положение? (Не мо­жет.) Но ведь мы говорим солнце встает, солнце встало. Почему же мы так говорим? Давайте искать ответ на этот вопрос.

Я назову несколько пословиц с гла­голом встать, которые подскажут от­вет на поставленный вопрос:

Кто рано встает, тому Бог подает. Встать пораньше да пройти подальше. Рано вста­ла, да мало напряла.

Какое значение имеет глагол встать в этих пословицах? («Проснуться, отойти от сна, начать бодрство­вать».)

Итак, мы выявили два значения у глагола встать. Первое — «принять вертикальное положение» объяснений не требует. Но скажите, почему глагол встать получает еще и значение «проснуться, начать бодрствовать»? (Потому что человек, проснувшись, обычно встает, т. е. принимает вертикальное положение.)

Как вы думаете, какое из этих зна­чений глагола встать является основ­ным, главным? («Принять вертикаль­ное положение».) «Принять верти­кальное положение» является пря­мым значением глагола встать. Другое его значение — «проснуться, начать бодрствовать» является пере­носным.

Вернемся к выражению солнце вста­ло. В этом выражении глагол упо­треблен в значении «отойти ото сна, начать бодрствовать». Конечно, на са­мом деле солнце не может ни спать, ни бодрствовать. Просто русские люди в своей родной речи действие, свой­ственное им самим, перенесли на солн­це. Подобно человеку, солнце ночью спит, отдыхает, а утром в с т а е т, т. е. просыпается, чтобы снова светить все­му сущему на земле. Вот какой смысл заложен в выражениях солнце вста­ет, солнце встало.

Слово, с помощью которого действие одного лица или предмета приписы­вается другому лицу или предмету, называется метафорой. В выраже­нии солнце встает глагол встает является. чем? (Метафорой.) И в выражении солнце встало глагол встало является. чем? (Метафо­рой.)

Метафора — слово греческое, означает в переводе на русский язык « перенос ». В выражениях солнце встает, солнце встало действие, свой­ственное человеку, перенесено на солн­це, глаголы встает, встало употреб­лены в метафорическом значении.

Мы в своей речи очень часто упо­требляем слова в метафорическом смысле, иногда даже и не подозревая об этом. Например, привычной для нас фразой является птицы поют. Дей­ствие, свойственное человеку (петь), переносится на птиц, которые, конеч­но, вовсе не поют в прямом смысле это­го слова.

Тот, кто обладает обостренным чув­ством родного языка, видит и находит употребление слов в метафорическом значении в таких часто употребляе­мых выражениях, над прямым содер­жанием которых другие и не задумы­ваются. Поэты и писатели относятся к тому типу людей, которые обладают обостренным чувством языка. Они и своим читателям иногда помогают уви­деть метафору там, где мы ее и не за­метили бы.

Например, в стихотворении «Утро» поэт Никитин к выражению солнце встает добавляет: За морями ночлег свой покинуло. Солнце у Никитина встает с ночлега, т. е. со своего ночно­го ложа; ночью оно отдыхало, спало и вот теперь встает, «отходит ото сна», чтобы целый день снова светить и греть. И птицы в том же стихотворе­нии Никитина не просто поют, но поют песни, — совсем как люди!

В качестве метафоры могут выступать не только глаголы, но и другие части речи: существительные, прилагатель­ные, наречия, а также словосочетания. Употребление слов в метафорическом значении открывает неограниченные возможности для выражения тончай­ших оттенков мысли в яркой, вырази­тельной и образной форме. Мастера словесного искусства умело пользуют­ся этим свойством языка. При этом они не только используют готовые речевые обороты со словами-метафорами вро­де солнце встает и птицы поют, но и используют привычные слова в непри­вычном для нас значении.

Можем ли мы о каком-нибудь рас­тении сказать, что оно дремлет, или назвать растение чутким? А вот у Никитина в стихотворении «Утро» дремлет чуткий камыш. Прочитав это предложение, мы видим и камыш, который дремлет, но готов встрепе­нуться от дуновения ветерка (чуткий), и даже то погожее утро, о котором рас­сказывает стихотворение: в дождли­вую или ветреную погоду камыш «дре­мать» не может и не может быть «чут­ким». Вот так одной короткой фразой поэт создает целую картину, употреб­ляя привычные слова в метафориче­ском смысле.

Скажите, кто, кроме человека, может улыбаться? (Никто.) А вот у Никитина лес улыбается: И стоит себе лес, улыбается.

Обратите внимание и на выражение — стоит себе. Словосочетания глагола с усилительной частицей себе употребляются при рассказе о человеке или других живых существах. Например, стоит себе, как вкопанный; идет себе, ничего не замечая. Словосочетания типа стоит себе, идет себе выражают свойства, характерные для живых существ. В стихотворении «Утро» свойство живых существ приписыва­йся лесу. В этом стихотворении выражение стоит себе является… чем? (Метафорой.)

Лес стоит себе и улыбается. Совсем как человек! И оттого, что лес улыбается, каждый из нас при чтении стихотворения тоже невольно улыбнется. Так действие, перенесенное словом с человека на лес, возвращается обратно к человеку: мы, читатели, улыбаем­ся.

В стихотворении Никитина многие глаголы, прилагательные, существительные употреблены как метафоры: облака в огне, свет разливается, у лозняка (кустарник лозняк) кудри.

Ветерок воду морщит. Ветерок делает воду какой? (Морщинистой.) А могут ли у воды быть морщины? (Нет.)

Звезды меркнут. Что значит меркнуть? (Постепенно утрачивать яркость, блеск.) Подумайте, неужели в самом деле звезды теряют свою яркость оттого, что у нас наступило утро? Конечно, нет. Просто на фоне посветлевшего неба они кажутся нам менее яркими. Метафора или не метафора глагол меркнут во фразе звезды меркнут? (Метафора.)

Роса серебристая. Прилагательное серебристая метафора или не метафора? В данном случае сообщается реальный факт: роса, когда она не ос­вещена солнцем, и серебро похожи по цвету. Здесь нет переноса качества с одного предмета на другой, с серебра на росу. Прилагательное серебристая в данном случае не метафора.

Ветерок воду рябит. Вам знакомы слова рябь, рябить? Рябью называют очень маленькие мелкие волны на водной поверхности. Рябить – вызывать такие волны. В предложении Вете­рок воду . рябит глагол рябит ме­тафора или не метафора? Здесь нет переноса действия с одного предмета на другой. Не кто-нибудь, но действи­тельно ветерок вызывает рябь на вод­ной поверхности. Глагол рябит не метафора.

Подытожим то, что узнали на уро­ке.

Каждое слово имеет прямое значе­ние, т.е. основное, главное. Но мно­гие слова помимо своего прямого зна­чения имеют и переносные значения. Вспомните прямое значение глагола встать. («Принять вертикальное положение».) А переносное? («Про­снуться».)

Слова могут использоваться как ме­тафора, т.е. обозначать перенос дей­ствия, признака, свойства с одного лица или предмета на другое лицо или пред­мет. Лес улыбается, облака в огне, ветерок воду морщит-рябит, дремлет чуткий камыш. Какие слова в этих фразах являются метафорами? (Улыбается, в огне, морщит, дремлет, чуткий.) Возможность употреблять слово в метафорическом значении яв­ляется замечательным свойством язы­ка. Метафоры позволяют выразить тончайшие оттенки мысли в яркой и образной форме.

Однако, встретив в художественном тексте слово, употребленное в перенос­ном или метафорическом значении, мы должны не упускать из виду и его пря­мое значение, — только при этом усло­вии слово может засверкать всем сво­им разноцветьем, а мы поймем, насколь­ко удачно, а может быть и неудачно, оно выбрано автором.

А теперь еще раз послушайте сти­хотворение Ивана Саввича Никити­на «Утро».

Надеюсь, вам всем понравилось сти­хотворение. Теперь можно поговорить о его содержании, чтобы глубже его понять. В стихотворении идет после­довательный рассказ о наступлении утра: гаснут звезды, разгорается заря, всходит солнце, наступает трудовой день. И вдруг совсем неожиданно: Не боли ты, души! отдохни от забот! Не показалось ли вам, что эти слова выпадают из общего содержания, что они здесь лишние?

Я прочитаю, а вы внимательно по­слушайте последние две строфы, но без строчек о пахаре:

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Скажите, если убрать из стихотворе­ния рассказ о пахаре, будет ли увязы­ваться с общим содержанием стихотво­рения восклицание Не боли ты, душа! отдохни от забот! (Не будет.)

Теперь подумаем, кому адресовано пожелание Не боли. отдохни. Оно, разумеется, относится к тем людям, которые не знают отдыха от тяжких повседневных забот, вызванных ост­рой нуждой. Находим ли мы таких людей в стихотворении? Рыбаков, у которых трудовой день начался чуть свет, касается это пожелание? А паха­ря, который едет на пашню? Пожела­ние-восклицание потому и не выпада­ет из стихотворения, что касается па­харя и следует сразу после рассказа о пахаре.

В начале урока я сказала, что содер­жание стихотворений Никитина со­ставляют рассказы о горькой жизни бедняков и гордость за свой народ, силу духа которого не сломили ника­кие невзгоды. Узнали ли мы что-ни­будь из стихотворения «Утро» о жиз­ни простого народа? (Трудовой день у сельских тружеников начинается до восхода солнца.) Какими словами из стихотворения можете подтвердить, что сила народа не сломлена? (По плечу молодцу все тяжелое.) Каки­ми словами из стихотворения можете подтвердить, что дух народный кре­пок? (Едет — песню поет.)

Как видите, даже в стихотворении, которое представляет собой лишь не­большую пейзажную зарисовку, поэт сумел запечатлеть моменты из жизни людей труда и выразить свое восхи­щение духовной и физической мощью простого народа.

Рефлексия в форме «Незаконченного предложения».

Сегодня на уроке мне было комфортно (некомфортно)..

Мне было трудно…

На дом — три задания.

Первое задание. Подготовьте вы­разительное чтение стихотворения.

Чтобы помочь вам выполнить это задание, обращаю ваше внимание на графическое оформление стихотворе­ния. Заметьте: четные и нечетные строчки расположены по-разному: чет­ные сдвинуты вправо. Почему? Они читаются с различной интонацией. В середине нечетных строчек видим какой-нибудь знак препинания; он де­лит стих на две части: на два предложения или на две фразы. Эти стихи произносятся с паузой в середине. Четные же стихи произносятся на од­ном дыхании. Заметьте также, что у нечетных стихов последний слог всег­да ударный, а у четных последние два слога безударные, ударным является третий от конца; если гласную этого слога произносить чуть-чуть нараспев, стихотворение приобретает мелодичность, приближается к песне.

Обратите внимание на рифмы сти­хотворения, они четкие, ясные, звонкие: облака — лозняка, расстилается — разливается. При чтении недопусти­мо «съедать» окончания стихов (это ведь рифмы!), необходимо четко их выговаривать.

Второе задание. Найдите в сти­хотворении те метафоры, о которых мы не говорили на уроке.

Третье задание. Подумайте и вы­скажите свое мнение: можно ли счи­тать метафорами глаголы в повели­тельном наклонении не боли, отдох­ни, здравствуй в заключительных строчках стихотворения:

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

При проверке домашнего задания я попросила учащихся дать ответ на третье задание в письменном виде. Были предложены пять вариантов от­вета:

метафоры (метафорами назвали глаголы 6 учащихся);

Сочинение: Образ лета в стихотворении Никитина «Утро»

Образ лета в стихотворении И. С. Никитина «Утро»

В стихотворении «Утро» Иван Саввич Никитин описывает, как и природа, и люди встречают новый день, который будет теплым и солнечным.

Стихотворение Никитина очень мелодично. Как в народных песнях, автор повторяет слова: «морщит — рябит», «далеко-далеко», «горит-разгорается». Особое звучание стихотворению придают и глаголы «скрылися», «пробудилися».

Никитин изображает, как сначала пробуждается природа, затем рыбаки и, наконец, «едет пахарь». Наступил

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Никитин любуется красотой летнего утра. Как ласково он описывает природу: «тропинка», «ветерок» «рыбки», «птички», «солнышко»! Картину летнего утра ему помогают создать эпитеты: «белый пар», «по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «рос; серебристая», «золотыми потоками».

Описание летнего утра в стихотворении можно раз делить на три части. Первая

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

Вторая часть — это пробуждение природы и ожи­дание солнца:

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

В третьей части появляется солнце, и все его при­ветствуют:

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло…

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Это стихотворение наполнено радостным настрое­нием. «Колокольчик звенит», и птички, и пахарь поют свою песню — так они встречают «утро веселое». Ни­китин описал утро в деревне, где оно особенно красиво. В конце стихотворения он изобразил пахаря: «…По пле­чу молодцу все тяжелое…».

Для пахаря утро — это нача­ло нового летнего дня, который подарит ему урожай, поэтому он так рано едет на поле и так рад солнышку!

Дайджест:

Анализ стихотворения Никитина «Утро» Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. .

Анализ стихотворения Никитина «Зимняя ночь в деревне» Никитин по праву заслужил звание одного из самых замечательных мастеров русского пейзажа. В стихотворении «Зимняя ночь в деревне», датированном декабрем 1853 года, он с удивительной теплотой и проникновенностью описывает картины. .

Стихи Ивана Саввича Никитина Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучения в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал. .

Сочинение: описание картины Яблонской «Утро» Сочинение: описание картины Яблонской «Утро» Описание темы: Утро. Девочка, недавно проснувшись, делает зарядку. Легкая и непринужденная обстановка, как бы самого естества природы простого солнечного утра в обыкновенном доме. Художественное описание. .

На тему: Э. ГРИГ. «УТРО» Э. ГРИГ. «УТРО» Композитор Эдвард Григ назвал свою музыкальную картину «Утро». Услыхав, что музыка называется «Утро», мы неволь­но начинаем как бы переводить музыку на язык давно знако­мых нам зрительных образов. .

На тему: «Апрельское утро» Утро в апреле начинается рано, ведь день уже давно прибывает. Рассветает быстро. Сначала на улице еще пасмурно и сыро. Ведь вчера был холодный весенний дождь. На зеленой траве лежат хрустальные. .

Образ природы в стихотворении Ахматовой Какова роль природных образов, используемых в стихотворениях А. Ахматовой? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, како­вы композиционные особенности данного произведения. Проанализи­руйте строение стихотворения от начала к финалу и выясните. .

Утро в летнем лагере Сочинение «Утро в летнем лагере» — вариант сочинения на свободную тему. Автор непринужденно излагает события, выбрав наиболее подходящую форму сочинения-репортажа: читатель получает полное представление и о звуках, и об эмоциях. .

Сочинение: Мотив неволи в стихотворении Пушкина «Узник» Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» Еще во время учебы в Лицее Александр Пушки и обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на. .

Образ зимы в стихотворении Пушкина «Зимний вечер» Образ зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер» Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихо­творении «Зимний вечер» поэт передает образ зим и настроение, которое. .

По картине А. Пластова «Юность. Утро» Многих художников привлекали жизненные сцены простого народа. Как они работаю, отдыхают, празднуют. Около десяти тысяч картин посвятил этой тематике Пластов Аркадий Александрович. Его вдохновлял деревенский быт. Мне очень нравится картина. .

Женский образ в стихотворении «Тройка» Н. А. Некрасова Стихотворение «Тройка» написано Н. А. Некрасовым в любимом для него жанре — песне. Эта песня стала русской народной. Это говорит о том, что поэзия Некрасова глубоко народна. Изображая народную жизнь. .

Е. М. Винокуров. Богатырь. Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного бога­тыря? Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая за­ставляет читателя улыбнуться, задуматься над при­родой смешного. Почему стихотворение «бога­тырь» вызывает у читателя улыбку? В стихотворении «Богатырь» автор шутливо описывает. .

Сочинение: Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия» Вопрос экзаменационного билета Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия» Поэтическое творчество Александра Александровича Бло­ка принадлежит к числу замечательнейших явлений русской национальной художественной культуры. Блок по силе своего песенного. .

«Весеннее утро» Сочинение «Весеннее утро» Рано взошло ласковое весеннее солнце, разбудив природу и людей. Оно скользнуло по стволам и веткам деревьев, отбросив длинные черные тени на землю. Вокруг тишина и покой. Ни. .

Про лето, описание лета в художественном стиле Сочинение про лето, описание лета в художественном стиле Лето — чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается. .

Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина «Пророк» И ныне есть еще пророки, Хотя упали алтари, Их очи ясны и глубоки Грядущем пламенем зари. Н. Гумилев Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, —. .

Художественный анализ стихотворения Зимнее утро 1. Тема произведения. — В стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня… 2. Идея произведения. — Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть. .

Что является истинной красотой природы? По тексту Б. Колесова Ясное морозное зимнее утро Российский писатель, журналист Борис Колесов рассуждает в своем тексте об истинной красоте природы. Он призывает бережно относиться к живому миру, чтобы сохранить его для потомков. Автор вспоминает детство, когда по. .

Образ осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Образ осени в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» В этом стихотворении Федор Иванович Тютчев любуется картиной наступающей осени, еще теплой, мягкой, завораживающей и прекрасной. Есть в осени. .

На тему: «Конец лета» Август. Скоро в школу. За последние недельки каникул охота как можно больше отдыхать, гулять, видеться с друзьями. Веселье уже не такое бурное, как когда только-только отпустили на каникулы. Тогда хотелось. .

Анализ рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» 1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю. П. Казакова относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема — вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем. .

Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…» Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века. Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. .

Роман «Хмурое утро». Образ Рощина Известно, что 16-17-летние юноши и девушки почти всегда максималисты и, не обладая достаточным жизненным опытом, судят решительно и строго, не учитывая сложной диалектики жизни, особенно в период революционных переворотов. Идейным. .

Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским ле­том на даче» солярная тематика? Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским ле­том на даче» солярная тематика? Выполняя задание, раскройте, как в стихотворении «Необычайное приключение…» представлен фантастический сюжет —. .

Описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро» Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер русской живописи, заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей. Художница на своей. .

Отзыв на стихотворение Зимнее утро Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это шедевр не только русской пейзажной литературы, но и мировой литературы в целом. Когда читатель знакомится с данным произведением, воображение рисует великолепные картины. .

По картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Это, пожалуй, самая известная картина знаменитого художника И. И. Шишкина. Практически каждый житель нашей страны знаком с этим удивительно красивым пейзажем. Художник нарисовал утро таким, каким оно бывает в тихой. .

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкин, является несравненным живописцем и патриотом. В его коллекции произведений, особое место занимаю те, которые посвящены природе. Одним из лучших его произведений в это категории, является стихотворение «Зимнее утро», которое. .

Сочинение: Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Стихотворения Федора Ивановича Тютчева о родной при­роде знакомы нам еще с дошкольного возраста. В своих стихах поэт любуется красотой природы и передает ее очарование в живых красочных картинах. Как и. .

«Чем мне запомнилось первое школьное утро» Школа, наверное, это самое веселое время в моей жизни. Когда я ходила в детский сад, то мечтала поскорее пойти в школу. В то время школа для меня была чем-то интересным. .

Описание картины Т. Яблонской «Утро» Творчество российской художницы Т. Н. Яблон­ской отличается поэтичностью, откровенной ис­кренней любовью к жизни, к человеческому сущес­твованию. Ее картина «Утро» — олицетворение бод­рости, свежести, открытости чему-то новому. Изображенная на картине девочка. .

На тему: ОБРАЗ КНЯЗЯ ОЛЕГА В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» Уже первые строки стихотворения характеризуют князя Олега как отважного и смелого воина, решивше­го отомстить хазарам за их наглое вторжение в рус­ские земли. Однако неустрашимый князь Олег верит в предсказания кудесника. .

На тему: анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро, 3 класс, 5 класс, 6 класс, краткий анализ, письменный анализ, по плану, основная мысль — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро, 3 класс, 5 класс, 6 класс, краткий анализ, письменный анализ, по плану, основная мысль. Читая лирику Пушкина, иногда ощущаешь. .

«Зимнее утро» Пушкина А. С Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На. .

Про лето. Жаркие дни моего лета Я помню каждое свое лето. Мои родители каждый год придумывают, куда же меня отправить. Как только начинаются школьные каникулы, становится вопрос об этом. Папа все время хочет, чтобы я ехал. .

А. Т. Твардовский. «Июль — макушка лета…» Какие приметы «макушки лета» вспоминает поэт? В июле появляется ощущение, что летнее время скоро пойдет на убыль. Уже сокращается дневное время. «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». .

В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери? В чем специфика актуализированной в стихотворении А. Т. Твардов­ского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери яв­ляется одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как. .

Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина Образ поэта в лирике А. С. Пушкина И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и. .

Воспоминания о детстве в стихотворении Бунина «Помню — долгий зимний вечер…» Воспоминания о детстве в стихотворении И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер…» В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин вспо­минает о своем детстве, о маме. Он рассказывает нам о том. .

Анализ стихотворения Никитина “Утро

Стихотворение “Утро” , написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло.

Высокую оценку “Утру” давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение “Утро”. Авторы – Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Пушкина “Зимнее утро” (2) Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые.

КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А.

Сочинение по картине Яблонской “Утро” Татьяна Ниловна Яблонская – замечательная русская художница, среди ее работ – много известных и любимых всеми картин. Одной из них является картина “Утро”. Посмотрев на картину в первый раз, я.

Сочиненин по картине Пластова “Юность. Утро” Многих художников привлекали жизненные сцены простого народа. Как они работаю, отдыхают, празднуют. Около десяти тысяч картин посвятил этой тематике Пластов Аркадий Александрович. Его вдохновлял деревенский быт. Мне очень нравится картина.

Анализ стихотворения Пастернака “Весна в лесу Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в.

Это утро, радость эта А. А. ФЕТ * * * Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы, Этот говор вод.

Анализ стихотворения Белого “Тройка В творчестве Андрея Белого был небольшой период, когда поэт искал новые формы и жанры для выражения собственных идей, экспериментировал со стилем и образами. Именно в это время (1904 год) появилось.

Анализ стихотворения Фета “Я пришел к тебе с приветом Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские.

Сочиненин по картине Шишкина Туманное утро Русская природа настолько разнообразна, что обращаться к этой теме можно вновь и вновь, раскрывая новые ее грани. Шишкину принадлежит большое количество работ, в которых он воспевает красоту наших полей и.

Анализ стихотворения Бунина “Высоко полный месяц стоит Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в.

Анализ стихотворения Рубцова “Посвящение другу Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как.

Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря.

Анализ стихотворения Анненского “Снег Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима.

Анализ стихотворения Пушкина “Пророк” (1) А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим.

Анализ стихотворения Блока “В ночи, когда уснет тревога Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому.

Анализ стихотворения Пастернака “Хмель Практически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои.

Анализ стихотворения Ахматовой “Вечером Анну Ахматову по праву считают “дамской” поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы.

Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1) “Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм.

Сочиненин по картине Яблонской “Утро” Как приятно проснуться теплым солнечным утром и распахнуть окно. Именно так и сделала героиня картины Яблонской “Утро”. Девочка распахнула балконную дверь, впуская в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Юная.

Анализ стихотворения Бунина “Родина Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на.

Анализ стихотворения Пушкина “Поэту Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия.

Анализ стихотворения Пастернака “Венеция Борис Пастернак с детства мечтал стать музыкантом либо поэтом. Но судьба распорядилась иначе: после успешного окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1912 году отправился в.

Анализ стихотворения Есенина “Весна на радость не похожа Стихотворение “Весна на радость не похожа…” , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике “Пряник осиротевшим детям”, редактированием которого занимался писатель.

Анализ стихотворения Есенина “Собаке Качалова Стихотворение “Собаке Качалова” , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные.

Анализ стихотворения Фета “Жди ясного на завтра дня Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен.

Анализ стихотворения Тютчева “Весна Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и.

Анализ стихотворения Лермонтова “Она была прекрасна, как мечта Первый раз юный Лермонтов Влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их.

Анализ стихотворения Державина “Разлука Незадолго до смерти Гавриил Державин, будучи уже известным литератором, издал сборник стихов под названием “Анакреонтические песни”, полностью состоящий из любовной лирики. Более поздние произведения были посвящены двум супругам поэта –.

Анализ стихотворения Бунина “Старая яблоня Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со.

Читайте также:  Варька - краткое содержание рассказа Носова
Ссылка на основную публикацию