Мишкина каша – краткое содержание рассказа Носова

«Мишкина каша» – краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника

История создания

Началось творчество Николая Николаевича в то время, когда его сын был совсем маленьким. Он придумывал для него весёлые и забавные истории. Но однажды писатель понял, что это лучшее занятие, которое его увлекает и он желал бы им заниматься всю свою жизнь. Так Николай Николаевич написал рассказ «Мишкина каша», краткое содержание которого будет интересно детям младшего школьного возраста.

Известно, что это произведение вошло в сборник «Тук-тук-тук», который был опубликован в 1945 году. Все рассказы предназначались для малышей.

Характеристика героев

В рассказе Николая Носова «Мишкина каша» главных героев не так уж и много. Но ребятам запоминаются весёлые и никогда не унывающие мальчики, которые могут найти выход из любой ситуации. К основным персонажам этого произведения можно отнести:

Есть и эпизодические лица, которые позволяют лучше понять замысел автора. К таким второстепенным действующим лицам можно отнести следующих персонажей:

Рассказ, что произошло с мальчиками, ведётся самим Колей. Он доверчив и рассудителен. Совсем другое дело Мишка, который отличается не только весёлым характером, но и тем, что он большой хвастун. Мама Коли появляется только эпизодически, так как она оставляет сына на несколько дней, уезжая в город. Она считает, что Коля и его друг — самостоятельные ребята и с ними ничего не может случиться.

Тётя Наташа тоже появляется лишь только утром на даче, и автор показывает, что она добрая и отзывчивая. Отрицательных персонажей в этом рассказе нет.

Главная мысль рассказа

При изучении произведения Николая Носова следует определить жанр и выявить основную мысль. Читатели должны понять, что любое дело, даже самое простое, требует обязательно знания и опыта. Сюжет произведения «Мишкина каша», герои которого — простые мальчишки, учит ребят добросовестно выполнять все задания и не браться за дело, которое не можешь выполнить.

Забавная история с кашей позволяет маленьким читателям задуматься, что даже приготовлению пищи нужно учиться, это тоже наука, к которой нельзя несерьёзно относиться.

Краткий сюжет

Однажды, когда Коля был на даче, к нему приехал его лучший друг. Мама в это время собиралась на несколько дней уехать в город, так как неожиданно появились дела. Она поинтересовалась у Коли и Миши, смогут ли они сами приготовить ужин. Ребята заверили её, что они уже умеют готовить. Миша пообещал, что он сварит вкусную и аппетитную кашу, которую с удовольствием съест Коля.

Но мама всё-таки решила подробно рассказать, как нужно готовить кашу и суп, но ребята слушали её невнимательно и с нетерпением ждали, когда же останутся одни. День друзья провели отлично. Они сначала были на речке, где смогли поймать целое ведро пескарей, а после этого решили приготовить ужин, ведь за день они сильно проголодались. Мишка стал варить кашу. Но так получилось, что крупы в кастрюле оказалось слишком много, поэтому ребятам пришлось доливать воду. Но каша так сильно разбухла, что она просто стала вылазить из кастрюли.

Мишка и Коля стали её разливать по тарелкам. После этого они долили воду в кастрюлю, и каша получилась пресная и водянистая. Тогда мальчики решили пожарить рыбу, но пескари стали прилипать к сковороде. В результате они чуть было не устроили пожар. Тогда они просто съели варенье и легли пораньше спать. И лишь только на следующее утро они попросили соседку накормить их. За это они пообещали тёте Наташе очистить от сорняков её огород.

Художественные особенности

Произведение Николая Носова написано разговорным стилем, который так понятен детям. Его писатель использует, чтобы донести до детей важные мысли, поэтому главным художественно-выразительным средством являются просторечные слова. В рассказе есть только одна сюжетная линия. Это и является отличительной характеристикой жанра. Автор рассказывает читателю, как мальчики, оставшись одни на 2 дня, пытались сварить кашу и пожарить рыбу.

Николай Николаевич продумал и название своего произведения, так как он постарался ответить на главный вопрос: почему каша, которую приготовили ребята, особенная. Название запоминающееся, в нём заключён весь смысл рассказа.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературного чтения это произведение Николая Носова подробно разбирается, и учитель может задать школьникам не только его прочитать, ответить на вопросы, но и сделать пересказ текста или же выполнить рисунок эпизода, который больше всего понравился.

В классе учитель вместе с детьми разбирает содержание произведение, вместе рассматривают картинки в книге, подбирают пословицы, которые бы отражали основную идею произведения. Можно на заключительном этапе с учениками провести небольшой тест на знание текста, либо предложить ребятам написать сочинение.

В дневник для чтения можно поместить характеристику героев рассказа Носова «Мишкина каша». План для пересказа может быть таким:

  1. Приезд Мишки.
  2. Отъезд мамы в город.
  3. Удачный день на речке.
  4. Готовка каши.
  5. Слишком много крупы.
  6. Закончилась вода.
  7. Невкусная каша.
  8. Пескари на ужин.
  9. Неудачная идея.
  10. Сладкий ужин.
  11. Помощь соседки.

Можно в читательский дневник поместить не только план произведения Николая Носова, но и понравившийся эпизод. Обычно ребята хорошо запоминают момент, где рассказывается, как каша из горшочка стала выпрыгивать. Не зная, что делать, они даже разложили её по тарелкам, но когда посуда закончилась, каша продолжала выползать из кастрюли.

Образец сочинения

Сюжет рассказа Носова прост и незамысловат. В нём повествуется, как мама одного из мальчиков вынуждена была уехать в город. А её сын и Мишка остались одни, и им пришлось приготовить себе ужин. Писатель учит, что любому делу стоит сначала учиться, так как ничего нельзя хорошо сделать, если не обучаться. Это только лишь со стороны за другими наблюдать кажется простой работой.

А когда мальчики решили сами сварить кашу, не смогли это сделать. Миша положил в кастрюлю слишком много крупы, и она стала разбухать и выползать из кастрюли. А когда стали герои доливать воду, она ещё стала и безвкусной. И многим может Мишка показаться хвастуном, ведь он говорит маме Коли, что умеет хорошо готовить кашу. Но делает он это не специально, а просто он любит всё новое и заранее уверен в своём успехе.

Несмотря на то что Коля и Миша дружат, они совершенно разные. Когда мальчики видят, что каша не получилась, то и ведут себя по-разному: Коля смущался и терялся, а Мишка был уверен, что каша всё-таки у них получится. Когда у колодца они набирают воду, то начинают ссориться. Так они чуть не уронили кастрюлю с кашей в колодец.

Мишка — очень уверенный человек, так как берётся с большим рвением и за жарку рыбы. Он всё делает так, что Коля думает, что его друг умеет это делать, поэтому и выполняет все его указания. Но оказывается, что Мишка не умеет и это делать.

Этот рассказ мне очень понравился, так как он научил меня, что нужно всему обучаться и никогда не надо сдаваться. Несмотря на то что у героев Носова ничего не получилось, и они ссорились, всё-таки лучшими друзьями они остаются.

Анализ произведения

Рассказ Николая Носова помогает читателю понять, что стоит всё-таки ответственно относиться к каждому делу и не браться за те, что выполнить не сможешь. Но если всё-таки пригодится выполнять такие поручения, следует внимательно слушать советы взрослых и следовать им.

Раньше герои произведения думали, что готовить легко, но, попробовав сами, стали с уважением относиться к труду мамы, которая каждый день заботится, чтобы мальчики не остались голодными.

Читая произведения Носова, можно весело провести время и посмеяться над тем, как ведут себя герои. А после этого не совершать таких ошибок, чтобы тоже не выглядеть нелепо. Автор доказывает всем, что дружба является самой большой ценностью, поэтому нужно её беречь.

Отзывы читателей

Интересная история! Мне очень понравилось, как Мишка кашу варил!

Чтобы каша получилась, нужно было слушать маму.

Я так переживала, что мальчики голодные спали. Хорошо, что у них соседка добрая.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

11.09.2018

“Мишкина каша”

Носов Н., рассказ “Мишкина каша”

Жанр: юмористический рассказ для детей

Главные герои рассказа “Мишкина каша” и их характеристика

  1. Коля. Мальчик веселый, беззаботный, рассудительный.
  2. Мишка. Веселый озорник, хвастливый и легкомысленный. Сперва делает, а потом думает. Заводила всех проказ и игр.

План пересказа рассказа “Мишкина каша”

  1. Отъезд мамы
  2. День на речке
  3. Мальчики варят кашу
  4. Каша убегает
  5. Кончилась вода.
  6. Ведро в колодце
  7. Чайник в колодце
  8. Невкусная каша
  9. Сгоревшие пескари
  10. Голодный сон
  11. Завтрак у тети Наташи

Кратчайшее содержание рассказа “Мишкина каша” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Коля и Мишка остаются одни на даче и целый день проводят на речке.
  2. Вечером Мишка начинает варить кашу, но каша все время убегает
  3. Вода кончается и мальчики роняют в колодец ведро и чайник
  4. Мальчики сварили кашу, но каша получилась несоленой и горькой
  5. Мальчики сожгли пескарей и легли спать голодными
  6. Мальчиков накормила завтраком тетя Наташа.

Главная мысль рассказа “Мишкина каша”
Если не умеешь что-то делать, не берись.

Чему учит рассказ “Мишкина каша”
Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

Отзыв на рассказ “Мишкина каша”
Мне очень понравился этот рассказ. Его главные герои мне также понравились, хотя конечно история с кашей получилась очень смешная. Зато после этого мальчики наверняка поняли, что нельзя сразу научиться делать то, чего не умеешь. Что надо слушать внимательно советы, которые дают знающие люди. Рассказ очень поучительный и занимательный.

Пословицы к рассказу “Мишкина каша”
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Скоро, да неудачливо.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Мишкина каша”
Однажды к Коле на дачу приехал друг Мишка, которому мальчик очень обрадовался. Мама тоже обрадовалась Мишке, потому что собиралась уезжать в город. Она спросила, проживут ли мальчики два дня одни, и те конечно ответили, что легко.
Мишка пообещал, что сварит такую кашу, что пальчики оближешь. Поэтому, когда мама объясняла, как варить кашу, никто ее не слушал, зачем, если Мишка и так все знает.
Утром мальчики первым делом пошли рыбачить. Целый день они провели на речке, купались, загорали, поймали десяток пескарей и вернулись очень голодными.
Мишка сразу начал варить кашу. Он насыпал полную кастрюлю крупы, налил доверху воды и велел Коле, смотреть за печкой.
Мальчики подложили дров и стали смотреть на кастрюлю. Вдруг крышка кастрюли поднялась и каша стала вываливаться наружу. Воды в кастрюле уже не было, а была только твердая крупа. Мальчики решили, что вода испарилась. Мишка переложил лишнюю кашу в тарелку и налил в кастрюлю еще воды.
Скоро каша снова полезла наружу. Они снова стали откладывать лишнюю кашу, а в кастрюлю подливать воды. Скоро все тарелки были завалены кашей.
Наконец Коля понял, что надо вывалить половину крупы и налить воды. Но вода кончилась. На улице было темно, но Мишка взял спички, ведро, к которому привязал веревку и пошел к колодцу.
Скоро он вернулся, но без воды. Оказалось, что ведро он уронил в колодец. Мальчики решили достать воды чайником. Но возникла другая сложность, второй веревки не было. Теперь уже мальчикам захотелось не только есть, но и пить. Они привязали к чайнику леску и вместе отправились к колодцу.
Они опустили в колодец чайник, но когда стали поднимать, леска порвалась и чайник улетел в колодец.
Идею достать воду самоваром Коля отверг и решил использовать кружку. Друзья вытащили две кружки воды и напились. Потом Мишка принес кастрюлю и поставил ее на край колодца. А Коля едва не столкнул кастрюлю в колодец.
Наконец мальчики набрали воды и снова поставили кастрюлю на печь. Каша получилась горькая и несоленая. Есть ее было не возможно.
Тогда Мишка предложил зажарить пескарей. Он почистил рыбу и положил ее на сковороду. Но когда стал переворачивать, оказалось, что пескари прилипли к сковороде. Коля напомнил про масло и Мишка плеснул на сковороду масло. Потом он сунул сковороду прямо в печь и масло вспыхнуло. Залить масло было нечем, ведь вода кончилась. Пескари сгорели.
Мальчики погрызли лук, пожевали сырую крупу, облизали банку из-под варенья и легли спать голодными.
Утром Мишка снова собрался варить кашу, но Коля его решительно остановил.Он повел Мишку к тете Наташе и та накормила мальчиков
Потом мальчики вытащили крючком ведро и чайник и пошли к тете Наташе полоть сорняки.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Мишкина каша”

Рассказ Мишкина каша

Рассказ Мишкина каша краткое содержание

Этот рассказ Носова знаком многим. Мама рассказала двум друзьям, как варить кашу и ухала на 2 дня. Мальчики развлекались, а когда захотели кушать – принялись варить кашу. Оказалось это не так просто, как кажется.

Читайте также:  Автомобиль - краткое содержание рассказа Носова

Рассказ Мишкина каша скачать:

Рассказ Мишкина каша читать

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

– Это очень хорошо, что ты приехал, – сказала она. – Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?

– Конечно, проживём, – говорю я. – Мы не маленькие!

– Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

– Сумеем, – говорит Мишка. – Чего там не суметь!

– Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

– Сварим и кашу. Чего там её варить! – говорит Мишка. Я говорю:

– Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

– Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил.

– Зачем, – думаю, – раз Мишка знает.

Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.

– Постой, – говорю я. – А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?

– Чего там варить! – говорит Мишка. – Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.

Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

– Ну, Мишка, – говорю, – ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

– Давай кашу, – говорит Мишка. – Кашу проще всего.

– Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

– Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

– Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.

– Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

– Мишка, – говорю, – что это? Почему каша лезет?

– Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

– Не знаю, – говорит Мишка, – с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

– Мишка, – говорю, – куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

– Не знаю, – говорит. – Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

– Наверно, испарилась, – говорит Мишка. – Надо ещё подлить.

Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.

– Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка. – Куда же ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.

– Вот видишь, – говорит, – ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:

– Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

– Да, – говорит Мишка, – кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”

– А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

– Ну и сварю, не мешай только.

– Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.

Я не вытерпел и говорю:

– Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

– А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

– Так то, – говорю, – в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

– А нам-то куда спешить?

– Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

– Успеешь, – говорит, – выспаться.

И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.

– Ты, – говорю, – всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.

– А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?

– Выложить, – говорю, – половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.

Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.

– Наливай, – говорю, – теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.

– Нету, – говорит, – воды. Вся вышла.

– Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! – говорю. – И колодца не увидишь.

– Чепуха! Сейчас принесу!

Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.

– А вода где? – спрашиваю.

– Вода. там, в колодце.

– Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

– И ведро, – говорит, – в колодце.

– Ах ты, – говорю, – размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?

– Чайником можно. Я взял чайник и говорю:

– А её нет, верёвки.

– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.

– Ничего, – говорит Мишка, – сейчас пойду попрошу у соседей.

– С ума, – говорю, – сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:

– Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.

– Ты не рассуждай, а ищи верёвку.

– Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.

– А леска выдержит?

– Может быть, выдержит.

– А если не выдержит?

– Ну, если не выдержит, то. оборвётся.

– Это и без тебя известно.

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.

– Не выдержит! – говорю. – Я чувствую.

– Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, – говорит Мишка.

Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх – и нет чайника.

– Не выдержала? – спрашивает Мишка.

– Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?

– Самоваром, – говорит Мишка.

– Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.

– Что у нас, – говорю, – по-твоему, кастрюльный магазин?

– Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!

– Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.

– Давай, – говорю, – кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.

Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:

– Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные.

– Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.

Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

– Ах ты, растяпа! – говорю. – Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.

Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.

Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”

– О! – говорит Мишка. – Хорошая каша получилась, знатная!

Я взял ложку, попробовал:

– Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.

– Нет, – говорит, – умирать буду, а такую кашу не стану есть!

– Такой каши наешься, и умереть можно! – говорю я.

– Чудаки мы! – говорит Мишка. – У нас же пескари есть!

– Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.

– Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро – раз, и готово.

– Ну, давай, – говорю, – если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.

– В один момент, вот увидишь.

Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.

– Умник! – говорю. – Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки – масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.

– Ну, – говорит Мишка, – что теперь жарить будем?

– Нет, – говорю я, – больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!

– Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать – противно. Попробовали сырой лук – горько. Масло попробовали без хлеба есть – тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.

Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.

– Не смей! – говорю. – Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так, что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.

Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало – всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.

– Сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Читайте также:  Милиционер - краткое содержание рассказа Николая Носова

«Мишкина каша» – краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника

В детской литературе особое место занимают рассказы Николая Носова, которые полюбились не только детям, но и взрослым. По многим из них сняты киноленты. Одно из произведений Носова рассказывает о двух весёлых и озорных мальчишках, которые готовили кашу, но чуть дом не сожгли. Этот рассказ изучается в школе, а затем учитель рекомендует школьникам записать содержание рассказа «Мишкина каша» в читательский дневник.

История создания

Началось творчество Николая Николаевича в то время, когда его сын был совсем маленьким. Он придумывал для него весёлые и забавные истории. Но однажды писатель понял, что это лучшее занятие, которое его увлекает и он желал бы им заниматься всю свою жизнь. Так Николай Николаевич написал рассказ «Мишкина каша», краткое содержание которого будет интересно детям младшего школьного возраста.

Известно, что это произведение вошло в сборник «Тук-тук-тук», который был опубликован в 1945 году. Все рассказы предназначались для малышей.

Характеристика героев

В рассказе Николая Носова «Мишкина каша» главных героев не так уж и много. Но ребятам запоминаются весёлые и никогда не унывающие мальчики, которые могут найти выход из любой ситуации. К основным персонажам этого произведения можно отнести:

Есть и эпизодические лица, которые позволяют лучше понять замысел автора. К таким второстепенным действующим лицам можно отнести следующих персонажей:

Рассказ, что произошло с мальчиками, ведётся самим Колей. Он доверчив и рассудителен. Совсем другое дело Мишка, который отличается не только весёлым характером, но и тем, что он большой хвастун. Мама Коли появляется только эпизодически, так как она оставляет сына на несколько дней, уезжая в город. Она считает, что Коля и его друг — самостоятельные ребята и с ними ничего не может случиться.

Тётя Наташа тоже появляется лишь только утром на даче, и автор показывает, что она добрая и отзывчивая. Отрицательных персонажей в этом рассказе нет.

Главная мысль рассказа

При изучении произведения Николая Носова следует определить жанр и выявить основную мысль. Читатели должны понять, что любое дело, даже самое простое, требует обязательно знания и опыта. Сюжет произведения «Мишкина каша», герои которого — простые мальчишки, учит ребят добросовестно выполнять все задания и не браться за дело, которое не можешь выполнить.

Забавная история с кашей позволяет маленьким читателям задуматься, что даже приготовлению пищи нужно учиться, это тоже наука, к которой нельзя несерьёзно относиться.

Краткий сюжет

Однажды, когда Коля был на даче, к нему приехал его лучший друг. Мама в это время собиралась на несколько дней уехать в город, так как неожиданно появились дела. Она поинтересовалась у Коли и Миши, смогут ли они сами приготовить ужин. Ребята заверили её, что они уже умеют готовить. Миша пообещал, что он сварит вкусную и аппетитную кашу, которую с удовольствием съест Коля.

Но мама всё-таки решила подробно рассказать, как нужно готовить кашу и суп, но ребята слушали её невнимательно и с нетерпением ждали, когда же останутся одни. День друзья провели отлично. Они сначала были на речке, где смогли поймать целое ведро пескарей, а после этого решили приготовить ужин, ведь за день они сильно проголодались. Мишка стал варить кашу. Но так получилось, что крупы в кастрюле оказалось слишком много, поэтому ребятам пришлось доливать воду. Но каша так сильно разбухла, что она просто стала вылазить из кастрюли.

Мишка и Коля стали её разливать по тарелкам. После этого они долили воду в кастрюлю, и каша получилась пресная и водянистая. Тогда мальчики решили пожарить рыбу, но пескари стали прилипать к сковороде. В результате они чуть было не устроили пожар. Тогда они просто съели варенье и легли пораньше спать. И лишь только на следующее утро они попросили соседку накормить их. За это они пообещали тёте Наташе очистить от сорняков её огород.

Художественные особенности

Произведение Николая Носова написано разговорным стилем, который так понятен детям. Его писатель использует, чтобы донести до детей важные мысли, поэтому главным художественно-выразительным средством являются просторечные слова. В рассказе есть только одна сюжетная линия. Это и является отличительной характеристикой жанра. Автор рассказывает читателю, как мальчики, оставшись одни на 2 дня, пытались сварить кашу и пожарить рыбу.

Николай Николаевич продумал и название своего произведения, так как он постарался ответить на главный вопрос: почему каша, которую приготовили ребята, особенная. Название запоминающееся, в нём заключён весь смысл рассказа.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературного чтения это произведение Николая Носова подробно разбирается, и учитель может задать школьникам не только его прочитать, ответить на вопросы, но и сделать пересказ текста или же выполнить рисунок эпизода, который больше всего понравился.

В классе учитель вместе с детьми разбирает содержание произведение, вместе рассматривают картинки в книге, подбирают пословицы, которые бы отражали основную идею произведения. Можно на заключительном этапе с учениками провести небольшой тест на знание текста, либо предложить ребятам написать сочинение.

В дневник для чтения можно поместить характеристику героев рассказа Носова «Мишкина каша». План для пересказа может быть таким:

  • Приезд Мишки.
  • Отъезд мамы в город.
  • Удачный день на речке.
  • Готовка каши.
  • Слишком много крупы.
  • Закончилась вода.
  • Невкусная каша.
  • Пескари на ужин.
  • Неудачная идея.
  • Сладкий ужин.
  • Помощь соседки.

    Можно в читательский дневник поместить не только план произведения Николая Носова, но и понравившийся эпизод. Обычно ребята хорошо запоминают момент, где рассказывается, как каша из горшочка стала выпрыгивать. Не зная, что делать, они даже разложили её по тарелкам, но когда посуда закончилась, каша продолжала выползать из кастрюли.

    Образец сочинения

    Сюжет рассказа Носова прост и незамысловат. В нём повествуется, как мама одного из мальчиков вынуждена была уехать в город. А её сын и Мишка остались одни, и им пришлось приготовить себе ужин. Писатель учит, что любому делу стоит сначала учиться, так как ничего нельзя хорошо сделать, если не обучаться. Это только лишь со стороны за другими наблюдать кажется простой работой.

    А когда мальчики решили сами сварить кашу, не смогли это сделать. Миша положил в кастрюлю слишком много крупы, и она стала разбухать и выползать из кастрюли. А когда стали герои доливать воду, она ещё стала и безвкусной. И многим может Мишка показаться хвастуном, ведь он говорит маме Коли, что умеет хорошо готовить кашу. Но делает он это не специально, а просто он любит всё новое и заранее уверен в своём успехе.

    Несмотря на то что Коля и Миша дружат, они совершенно разные. Когда мальчики видят, что каша не получилась, то и ведут себя по-разному: Коля смущался и терялся, а Мишка был уверен, что каша всё-таки у них получится. Когда у колодца они набирают воду, то начинают ссориться. Так они чуть не уронили кастрюлю с кашей в колодец.

    Мишка — очень уверенный человек, так как берётся с большим рвением и за жарку рыбы. Он всё делает так, что Коля думает, что его друг умеет это делать, поэтому и выполняет все его указания. Но оказывается, что Мишка не умеет и это делать.

    Этот рассказ мне очень понравился, так как он научил меня, что нужно всему обучаться и никогда не надо сдаваться. Несмотря на то что у героев Носова ничего не получилось, и они ссорились, всё-таки лучшими друзьями они остаются.

    Анализ произведения

    Рассказ Николая Носова помогает читателю понять, что стоит всё-таки ответственно относиться к каждому делу и не браться за те, что выполнить не сможешь. Но если всё-таки пригодится выполнять такие поручения, следует внимательно слушать советы взрослых и следовать им.

    Раньше герои произведения думали, что готовить легко, но, попробовав сами, стали с уважением относиться к труду мамы, которая каждый день заботится, чтобы мальчики не остались голодными.

    Читая произведения Носова, можно весело провести время и посмеяться над тем, как ведут себя герои. А после этого не совершать таких ошибок, чтобы тоже не выглядеть нелепо. Автор доказывает всем, что дружба является самой большой ценностью, поэтому нужно её беречь.

    Отзывы читателей

    Интересная история! Мне очень понравилось, как Мишка кашу варил!

    Чтобы каша получилась, нужно было слушать маму.

    Я так переживала, что мальчики голодные спали. Хорошо, что у них соседка добрая.

    Краткое содержание «Мишкина каша» для читательского дневника

    Носов Николай Николаевич писал сказки для детей. Одним из его знаменитых произведений является «Мишкина каша». Краткое содержание для читательского дневника повествует о дружбе двух мальчишек. Жанр литературной направленности этого сочинения — рассказ. Он имеет небольшой размер и легко читается.

    Сюжетная линия

    История начинается с того, что к мальчику Коле приехал его лучший друг Миша. У мамы Коли возникли срочные дела в городе, и ей нужно было уезжать. Она спросила мальчишек, смогут ли они приготовить поесть. Миша утверждал, что отлично готовит, он сам сварит вкусную кашу и досыта накормит своего верного товарища. Но мама засомневалась в способностях друга своего сына и стала объяснять, как правильно сварить кашу и суп. Но мальчики тем временем были увлечены разговором и практически не слушали ее.

    Когда мама уехала, друзья отправились на речку и наловили много пескарей. Вечером им сильно захотелось есть, и Миша принялся готовить ужин. В кастрюлю он засыпал много крупы и налил воды. Дальше они заложили дрова в печь и подожгли их. После закипания каша начала разбухать и вываливаться из кастрюли. Мальчики тем временем принялись разливать ее по тарелкам.

    Когда посуда закончилась, а каша продолжала вытекать из горшка, Миша понял, что нужно долить еще воды, но она закончилась. На улице было уже темно, мальчики взяли спички, ведро с веревкой и пошли к колодцу, но емкость оторвалась и упала. Потом они решили привязать чайник к леске и опустить. Когда стали вытягивать наверх, леска тоже оборвалась. После двух неудачных попыток они решили воспользоваться кружкой, чтобы добыть воды. Им удалось достать необходимое количество жидкости. Мальчики вновь наполнили кастрюлю и поставили на печь.

    В итоге их блюдо получилось невкусным. Оно имело пресный и водянистый вкус. Снизу каша вовсе пригорела.

    Мальчики поняли, что это есть невозможно, и принялись жарить рыбу. Но она тоже стала прилипать к сковороде. Из-за этого чуть не произошел пожар. Друзьям ничего не оставалось, как поесть варенья и лечь спать. Проснувшись утром, они поняли, что готовить у них не получается, и попросили соседку тетю Наташу, а взамен они пообещали прополоть ей огород.

    Краткий пересказ подходит для читательского дневника. «Мишкина каша» и указывает на то, что любое дело требует опыта и сноровки. Главная мысль произведения заключается в том, что нельзя хвалиться тем, чего не умеешь. Кроме этого, автор хочет донести читателям, что нужно быть:

    1. Самостоятельным.
    2. Ответственным.
    3. Добросовестным.

    Анализируемая история является отличным уроком для тех, кто не слушает наставления старших, как эти два мальчика. За свою невнимательность они поплатились тем, что легли спать голодными.

    Нельзя не отметить, что друзья оказались смышлеными и догадались обратиться к соседке, которая не смогла отказать.

    Участники истории

    Главными героями «Мишкина каша» являются два мальчика, но, кроме них, в тексте имеются еще два персонажа. Для того чтобы понять отношение автора к героям рассказа, нужно узнать характеристику каждого из них, например:

    1. Миша — легкомысленный мальчишка, самоуверенный и безответственный.
    2. Коля — веселый паренек, рассудительный и более спокойный, чем его друг.
    3. Мама — добрая женщина, которая объяснила мальчикам, как приготовить ужин.
    4. Тетя Наташа — соседка по даче, накормившая детей завтраком.

    Каждый из этих персонажей имеет свою особенность характера. Мальчики недобросовестно отнеслись к наставлениям мамы и наказали сами себя. Если читать рассказ полностью, становится ясно, что мальчики целеустремленные. Когда им нужна была вода, они не сдались, хотя с первого раза у них не получилось ее добыть.

    Отзывы читателей

    Я с этим произведением познакомилась еще в 4 классе, оно действительно полезное. Главная ошибка — это то, что мальчики отвлеклись, когда им мама рассказывала, как сделать все правильно. Это сочинение раскрывает тему безответственности.

    Поучительная история, очень хорошо, что ее изучают в школе. Она может многому научить детей, которые часто остаются дома одни.

    Вроде произведение для детей, но даже я, взрослый человек, столкнулась с такой же проблемой. Как-то варила кашу и переборщила с крупой. Получилось так же, как у мальчишек. В этот момент мне вспомнилась сказка «Горшочек, не вари».

    Мишкина каша — Носов Н.Н.

    Рассказ про двух друзей, которых оставили одних на даче на два дня. Уезжая, мама объяснила, как приготовить кашу и суп. Да только мальчишки совсем не слушали советов. Читайте, как друзья ловили убегающую кашу, доставали ведро из колодца, жарили карасей и все-равно остались голодными…

    Читайте также:  Приключения Незнайки и его друзей - краткое содержание книги Носова

    Рассказ Мишкина каша читать

    Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

    — Это очень хорошо, что ты приехал, — сказала она. — Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?

    — Конечно, проживём, — говорю я. — Мы не маленькие!

    — Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

    — Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!

    — Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

    — Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:

    — Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

    — Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

    Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил.

    — Зачем, — думаю, — раз Мишка знает.

    Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.

    — Постой, — говорю я. — А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?

    — Чего там варить! — говорит Мишка. — Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.

    Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём.

    Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

    — Ну, Мишка, — говорю, — ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

    — Давай кашу, — говорит Мишка. — Кашу проще всего.

    — Ну что ж, кашу так кашу.

    Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

    — Сыпь побольше. Есть очень хочется!

    Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

    — Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.

    — Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

    Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

    Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

    — Мишка, — говорю, — что это? Почему каша лезет?

    — Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

    Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

    — Не знаю, — говорит Мишка, — с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

    Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

    — Мишка, — говорю, — куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

    — Не знаю, — говорит. — Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

    Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

    — Наверно, испарилась, — говорит Мишка. — Надо ещё подлить.

    Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили — смотрим, опять каша наружу лезет.

    — Ах, чтоб тебя! — говорит Мишка. — Куда же ты лезешь?

    Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.

    — Вот видишь, — говорит, — ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

    Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:

    — Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

    — Да, — говорит Мишка, — кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”

    — А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

    — Ну и сварю, не мешай только.

    — Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.

    Я не вытерпел и говорю:

    — Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

    — А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

    — Так то, — говорю, — в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

    — А нам-то куда спешить?

    — Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

    — Успеешь, — говорит, — выспаться.

    И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.

    — Ты, — говорю, — всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.

    — А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?

    — Выложить, — говорю, — половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.

    Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.

    — Наливай, — говорю, — теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.

    — Нету, — говорит, — воды. Вся вышла.

    — Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! — говорю. — И колодца не увидишь.

    — Чепуха! Сейчас принесу!

    Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.

    — А вода где? — спрашиваю.

    — Вода… там, в колодце.

    — Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

    — И ведро, — говорит, — в колодце.

    — Ах ты, — говорю, — размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?

    — Чайником можно. Я взял чайник и говорю:

    — А её нет, верёвки.

    — Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

    Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.

    — Ничего, — говорит Мишка, — сейчас пойду попрошу у соседей.

    — С ума, — говорю, — сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

    Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:

    — Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.

    — Ты не рассуждай, а ищи верёвку.

    — Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.

    — А леска выдержит?

    — Может быть, выдержит.

    — А если не выдержит?

    — Ну, если не выдержит, то… оборвётся…

    — Это и без тебя известно.

    Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.

    — Не выдержит! — говорю. — Я чувствую.

    — Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, — говорит Мишка.

    Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх — и нет чайника.

    — Не выдержала? — спрашивает Мишка.

    — Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?

    — Самоваром, — говорит Мишка.

    — Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.

    — Что у нас, — говорю, — по-твоему, кастрюльный магазин?

    — Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!

    — Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.

    — Давай, — говорю, — кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.

    Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:

    — Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…

    — Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.

    Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

    — Ах ты, растяпа! — говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.

    Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.

    Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”

    — О! — говорит Мишка. — Хорошая каша получилась, знатная!

    Я взял ложку, попробовал:

    — Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

    Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.

    — Нет, — говорит, — умирать буду, а такую кашу не стану есть!

    — Такой каши наешься, и умереть можно! — говорю я.

    — Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!

    — Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.

    — Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.

    — Ну, давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.

    — В один момент, вот увидишь.

    Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.

    — Умник! — говорю. — Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом.

    Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки — масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет.

    Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.

    — Ну, — говорит Мишка, — что теперь жарить будем?

    — Нет, — говорю я, — больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!

    — Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать — противно. Попробовали сырой лук — горько. Масло попробовали без хлеба есть — тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.

    Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.

    — Не смей! — говорю. — Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

    Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так, что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.

    Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало — всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.

    — Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

    (Илл. И.Семёнова, изд. Machaon, 2016 г.)

  • Ссылка на основную публикацию