Заплатка – краткое содержание рассказа Носова

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.10.2018

“Заплатка”

Носов Н., рассказ “Заплатка”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Заплатка” и их характеристика

  1. Бобка, мальчик старательный и аккуратный, хотя очень торопливый. Старается быть самостоятельным.
  2. Мама. Ласковая и заботливая, но хочет чтобы сын вырос настоящим мужчиной.
  3. Ребята. Веселые, беззаботные, насмешливые.

План пересказа рассказа “Заплатка”

  1. Штаны защитного цвета
  2. Коварный забор
  3. Отказ мамы
  4. Смех ребят во дворе
  5. Неудача с заплаткой
  6. Старательный Бобка
  7. Гордость.

Кратчайшее содержание рассказа “Заплатка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Бобка очень гордился своими штанами защитного цвета.
  2. Однажды он порвал их, а мама отказалась чинить штаны.
  3. Бобка вышел с дыркой во двор и его засмеяли ребята.
  4. Мальчик стал торопливо пришивать заплатку, но пришил ее неровно.
  5. Он оторвал заплатку и пришил ее аккуратно.
  6. Бобка гордился результатами своего труда.

Главная мысль рассказа “Заплатка”
Настоящий мужчина должен уметь все делать сам, своими руками.

Чему учит рассказ “Заплатка”
Рассказ учит быть самостоятельными, не надеяться на помощь родителей, а самим добиваться поставленной цели. Учит не спешить, и выполнять работу аккуратно и качественно. Учит ответственности и целеустремленности.

Отзыв на рассказ “Заплатка”
Мне понравился этот рассказ и особенно старательный мальчик Бобка. Он понял, что мама не станет помогать ему и сам решил возникшую проблему. Конечно сперва он спешил и заплатка вышла кривой, но когда он занялся делом аккуратно и неторопливо, все вышло лучшим образом. Бобка – молодец!

Пословицы к рассказу “Заплатка”
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Сам не научишься – никто не научит.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Если мастер крепко сделал, то и черт не раздерет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Заплатка”
Мальчик Бобка очень гордился своими зелеными штанами, защитного цвета. Ни у кого из ребят таких штанов не было, и все они очень завидовали Бобке.
Однажды Бобка полез через забор, нарвался на гвоздь и порвал свои штаны. Он прибежал к маме и стал просить ее зашить штаны
Но мама рассердилась и сказала, чтобы он сам зашивал свои штаны. Бобка сказал, что не умеет зашивать, но мама посоветовала ему научиться.
Бобка пошел во двор в рваных штанах, и ребята стали над ним смеяться. Бобка оправдывался, что мама не стала ему зашивать штаны, но ребята сказали, что солдатам мамы штаны не зашивают.
Бобке стало стыдно, он вернулся домой и попросил у мамы иголку и кусок зеленой материи.
Мальчик стал пришивать заплатку на штаны, но торопился и колол себе пальцы. А когда закончил, оказалось, что заплатка пришита криво и одна штанина стала короче другой.
Бобка понял, что так еще хуже чем было и оторвал заплатку.
Он положил заплатку на штаны, обвел вокруг нее черным карандашом и стал пришивать снова. Он следил, чтобы заплатка не вылазила за проведенную черту и шил очень аккуратно.
Бобка возился со штанами долго, но заплатка получилась на славу – ровная и крепкая, ее нельзя было оторвать даже зубами.
Мальчик надел штаны и вышел во двор. Его окружили ребята. Они хвалили Бобку и говорили, что сразу видно, что он пришивал заплатку сам, ведь она обведена карандашом.
А радостный Бобка мечтал научиться пришивать пуговицы и говорил, что как только какая-нибудь пуговица оторвется, он обязательно пришьет ее сам.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Заплатка”

Краткое содержание рассказа «Заплатка» для читательского дневника

В 1941 году был опубликован написанный советским детским писателем Николаем Носовым рассказ о мальчике Бобке «Заплатка». В читательский дневник можно записать, что эта интересная история учит детей самостоятельности, трудолюбию и упорству. Главный герой привык, что за него всё делала мама, но однажды понял, что, чтобы стать настоящим солдатом и достойным человеком, нужно уметь всё делать самому. Другое название произведения — «Чудесные брюки».

Краткое содержание

Жил-был на свете мальчик, его звали Бобка. У него были превосходные штаны — солдатские, защитного цвета. Он очень гордился ими и всегда хвастал перед друзьями во дворе, а они, разумеется, испытывали зависть.

Мальчик очень берёг свои брюки, чтобы случайно не запачкать их замазкой или не зацепить о гвоздь. Но как-то раз он перебирался через забор и всё-таки порвал их. Он едва не заплакал из-за этой неприятности, пошёл к маме и попросил зашить их. Но она отказалась: «Умел порвать — умей и зашить», — сказала она.

Сначала Бобка разозлился и сказал ей, что он так будет ходить. Вышел во двор с порванными штанами, а все ребята стали над ним смеяться. «Что же ты за солдат, если у тебя штаны порваны?» — задавали они вопрос. Бобка попытался оправдаться, сказав, что он просил маму зашить, а она не захотела. Но ребята в ответ сказали, что настоящим солдатам матери штаны не зашивают, солдаты сами всё умеют — и брюки зашивать, и пуговицы пришивать.

Тогда Бобка вернулся домой, попросил у мамы иглу с ниткой, зелёный лоскут ткани и ножницы. Из ткани он вырезал заплатку размером с огурец. Пришил её, исколов себе все пальцы, но получилось плохо: она походила на сушёный гриб, а ткань вокруг так сморщилась, что даже одна штанина стала покороче другой. Бобка решил, что так не пойдёт, нужно переделать.

Он отпорол заплатку, а во второй раз обвёл её карандашом, чтобы пришить, не вылезая за черту. На этот раз он шил аккуратно, не торопясь. Он долго кряхтел над своей работой, но вот всё было готово. Заплатка была пришита надёжно и красиво.

Мальчик вышел во двор. Ребята увидели заплатку, похвалили его и даже заметили, что вокруг неё карандашный контур, — значит, точно самостоятельно пришивал. А Бобка пообещал, что, если у него когда-нибудь оторвутся пуговицы, он тоже их обязательно сам пришьёт.

План для пересказа

Краткое содержание «Заплатки» Носова для читательского дневника показывает, что это довольно короткий, но очень поучительный рассказ. Его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Замечательные солдатские штаны.
  2. Бобка порвал брюки.
  3. Отказ мамы.
  4. Смех ребят во дворе.
  5. Попытка пришить заплатку.
  6. Неудачная работа.
  7. Вторая попытка.
  8. Идеальная заплатка.
  9. Бобка — настоящий солдат.

Благодаря устному пересказу по плану можно лучше понять смысл произведения.

Главные герои

В рассказе несколько главных героев. Их описание и характеристика:

  • Бобка — обычный мальчик, который очень гордился своими брюками защитного цвета и хотел походить на настоящего солдата. В начале истории он предстаёт человеком, привыкшим полагаться на других, ведь раньше за него всё делала мама. Однако по ходу действия он меняется, становится трудолюбивым, старательным, самостоятельным, аккуратным. Он добрый, весёлый, не боится трудностей, упорный, уверенный в себе. Заплатка становится для него новым поводом для гордости.
  • Мама Бобки — добрая, ласковая и заботливая женщина, но хочет, чтобы сын вырос по-настоящему самостоятельным и ни от кого не зависящим, поэтому преподаёт ему хороший урок, отказав зашивать брюки.
  • Ребята во дворе — верные друзья главного героя, хорошие, весёлые, беззаботные, насмешливые. Восхищаются брюками Бобки и заплаткой, которую он сам пришил, дают дельные советы, комментируют его поступки и хвалят его.

Таким образом, каждый из героев может чему-то научить читателя.

Идея и основная мысль

Проводя анализ рассказа, можно выделить его главную мысль: если постараться и проявить терпение и аккуратность, удастся справиться с любым делом.

Рассказ учит самостоятельности, дисциплинированности, терпению, упорству, настойчивости, умению выходить из трудной ситуации и преодолевать препятствия, возникшие на пути. Самостоятельность нужно проявлять не только в важных и значимых поступках, но и в бытовых мелочах, — об этом говорится в произведении Носова «Заплатка».

Картинки к рассказу показывают, что штаны у Бобки именно зелёные, защитного цвета — а значит, он мечтает стать настоящим солдатом. И благодаря этой ситуации главный герой понимает, что настоящий солдат должен не только Родину защищать, но и уметь обслуживать себя в быту, как любой другой человек. Мама не всегда будет рядом, поэтому лучше не перекладывать ответственность на родителей, а самому добиваться поставленной цели.

Старательность Бобки — наглядная иллюстрация того, что в любом деле лучше не спешить, а действовать аккуратно и продуманно. Сначала он зашил штаны как попало, из-за чего всё стало ещё хуже, чем с дыркой. Зато в другой раз, когда он нанёс рисунок карандашом и шил, не выходя за карандашную черту, на заплатку стало любо-дорого поглядеть.

Всякая самостоятельность начинается со своей победы над ленью, безответственностью и небрежностью. Главное в любом деле — не опускать руки, если что-то не получается с первого раза.

Читая эту занимательную историю, любой ребёнок захочет брать пример с главного героя и стремиться к самостоятельности. Мама Бобки также проявила себя как мудрый человек, заботящийся о своём сыне. Она понимала, что, чем раньше ребёнок научится сам зашивать порванную одежду, тем лучше. Более того: это научит его более бережно относиться к вещам, не лазать по заборам, а уж если натворил что-то — нести ответственность за свои поступки.

Кроме того, произведение учит, что своими победами можно и нужно гордиться. Иногда собственным трудом, качественно выполненной работой не стыдно и похвастаться перед другими.

Пословицы к произведению

К каждому произведению можно подобрать пословицы, которые помогут лучше отразить его основную идею. К этому рассказу подходят следующие:

  1. Терпение и труд всё перетрут.
  2. Поспешишь — людей насмешишь.
  3. Была бы охота — будет ладиться всякая работа.
  4. Сам не научишься, никто не научит.
  5. Первый блин комом.

Кроме того, в тексте в репликах персонажей тоже звучат довольно мудрые фразы. Например: «Сумел порвать, сумей и зашить». Это можно назвать еще основной идеей рассказа: ведь мальчик научился отвечать за свои поступки.

Детские рассказы Николая Носова – краткое содержание

Найти себя в профессии!

Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим. Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии. Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.

После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.

Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт. Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.

Читайте также:  Незнайка на Луне - краткое содержание рассказа Носова

Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.

Приключения Незнайки и его друзей

Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора. Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе: Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.

Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».

Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».

Затейники

Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.

Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик. Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк. Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.

Живая шляпа

Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.

Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.

Мишкина каша

Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.

А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.

А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.

Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.

Витя Малеев в школе и дома

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» была издана тридцать раз (с 1951 по 1953 год) и переведена на двадцать три языка. Существует издание 1978 года, тираж которого – пятьсот тысяч экземпляров. В 1954 году по мотивам повести был снят фильм «Два друга»

Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…

Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.

Дневник Коли Синицына

Это тоже увлекательное произведение – повесть для детей. Коля Синицын решил вести дневник. Сначала вроде бы ничего не происходило, но потом воспоминания о событиях текущих дней, из которых одно было интереснее другого, стали ложиться строчками на бумагу.

И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.

Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.

Бенгальские огни

Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.

Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.

Заплатка

У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»

Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.

Веселая семейка

Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц. Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже. Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.

Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.

Дружок

Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.

К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.

Телефон

Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали — все было слышно» – написано в рассказе.

Мальчики не могли нарадоваться новой покупке, а потом один из аппаратов испортился. Миша его разобрал. Огорчились мальчики, но телефоны уже починить было невозможно. «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?!» – думал Коля, идя домой. Но потом успокоился и понял, что жизнь все-таки очень интересная. Даже если в ней и случаются неприятности.

Конспект НОД для средней группы «Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка»

Олеся Аширова
Конспект НОД для средней группы «Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка»

-использование форм прямой и косвенной речи в общении;

-обогащение словаря за счёт прилагательных;

– продолжить знакомство детей с произведениями повествовательного жанра – рассказом.

– воспитание в детях трудолюбия, стремления помогать родным и взрослым;

-формирование культуры поведения и общения;

– совершенствование умений в работе с ножницами, тканью, клеем, бумагой.

Методический приём «Ситуация»

Воспитатель: Как вы думаете? Как нужно обращаться с одеждой, чтобы она вам долго прослужила (Ответы детей)

Технологическая карта к кейсу

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводный Читает отрывок из рассказа Н. Носова «Заплатка».

Читайте также:  Приключения Незнайки и его друзей - краткое содержание книги Носова

Фиксирует внимание детей на первой ситуации,открывает кейс-иллюстрацию: «Бобка показывает порванные штаны маме и просит её их зашить.»

Знакомит детей с содержанием кейса при помощи наводящих вопросов:

-Какое настроение у Бобки? Почему?

Слушают рассказ.

Интересуются яркой красочной иллюстрацией.

Рассматривают первую кейс-иллюстрацию.

-Грустное, расстроенный, что порвал свои любимые штаны.

-Просит маму, чтобы она их зашила.

Мотивационный Формулирует или помогает сформулировать проблему:

-Что сейчас чувствует Бобка, после того как мама отказалась зашивать его любимые штаны?

-О чём он думает?

Мотивирует детей к принятию проблемной ситуации:

-Как поступить Бобке?

Определяет целевую установку:

-Зачем?Учувствуют в формулировке проблемы:

-Бобка не сможет теперь хвастаться порванными штанами

Концентрируются на принятии:

-Штаны нужно зашить.

Осознаёт цель поиска:

-Чтобы он смог дальше их носить.

(обсуждение проблемы)Побуждает детей к активизации:

-Что нужно уметь делать, чтобы зашить штаны?

Осуществляет коррекционную и консультационнуюпомощь в процессе поиска:

-Что произойдёт если у Бобки ничего не получится? Упражняют и активизируют своёвосприятие:

-Нужно научиться шить.

Проводит поисковую деятельность.

Вовлекает детей в процесс составления определённого плана действий:

-Каковы действия Бобки?

Фиксирует внимание детей на точках зрения,высказанных раньше:

-Что необходимо учесть? Принимают план действий.

-Необходимо попросить у мамы иголку, нитку и лоскуток материи для заплатки.

Демонстрируют умение высказывать свою точку зрения.

– Будет сложно, может не получиться и придётся перешивать несколько раз.

(решение кейса)Показывает вторую кейс-иллюстрацию: «Бобка любуется своей работой»

Создаёт мотивацию на возможные механизмы решения:

-Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Формирует аналитические способности детей обобщать материал:

Фиксируют внимание на второй иллюстрации.

Выдвигают свои аргументы.

Высказываются все желающие. Дети могут дополнять ответы друг друга.

Участвуют в обсуждении и применяют полученные знания.

Рефлексивный Побуждает детей к высказыванию своего мнения:

-К чему могут привести необдуманные поступки?

-Чему хотела мама научить Бобку?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Высказывают свою точку зрения.

Дети рассуждают. Приводят примеры из собственного опыта.

Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в мастеров, друзей Бобки. Он сфотографировал свои штаны и прислал вам, чтобы вы поддержали его и поставили свои заплатки.

Дети под руководством воспитателя отрезают кусочек заплатки и приклеивают к штанам. Оформляется выставка.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Ушинского «4-желания» Конспект НОД Воспитатель: Ван О. Н. Возрастная группа детей подготовительная группа. Тема Н. О. Д. «пересказ рассказа Ушинского «4-желания».

Конспект НОД «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» для детей подготовительной к школе группы Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему.

Конспект НОД по ЧХЛ на тему «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в рамках тематической недели «Я сам» Цель: создание условий для знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской.

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Весна». Пересказ рассказа «Март, апрель, май» для средней группы Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы на тему «Весна», пересказ рассказа «Март, апрель, май». Задачи: -познакомить с.

Конспект занятия «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» с детьми подготовительной группы Цели: формировать интерес детей к творчеству Н. Носова; расширять представления детей об особенностях произведения, его отличиях от других.

Логопедическое занятие «Пересказ текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Логопедическое занятие «Пересказ текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Цель: составление пересказа по опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект НОД для детей средней группы «Пересказ русской народной сказки» Приоритетная образовательная область: речевое развитие Развивающая предметно-пространственная среда: групповая комната, маркеры, фломастеры,.

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Конспект НОД для детей подготовительной группы Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа; продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать.

Знакомство с творчеством Н. Носова и чтение рассказа «Живая шляпа» с детьми подготовительной группы Цели: формировать интерес детей к творчеству Н. Носова; расширять представления детей об особенностях произведения, его отличиях от других.

“Заплатка” Н.Носов

Читать рассказ для детей “Заплатка”

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

– Я больше не буду! Зашей, мама!

– Так я же ведь не умею!

– Сумел порвать, сумей и зашить.

– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

– Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

– Я просил маму зашить, а она не хочет.

– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

– Чего ты колешься? Ах ты, противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

– Ну, куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны. – Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.

Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

– Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

– Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Главный герой рассказа Николая Николаевича Носова “Заплатка” – это мальчик Бобка, у которого были любимые зеленые штаны. Бобка был самовлюбленным, но также и трудолюбивым (два раза перешивал штаны).

Второстепенные герои – мама и друзья Бобки.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

1. Нужно уметь бережно относиться к вещам. Например, Бобка гордился зелёными штанами, но лазил в них по заборам и порвал их.

2. Если допустил ошибку – сумей исправить ее. Например, Бобка сначала собирался сделать так, чтобы мама зашила ему порванные штаны, но затем взялся за дело сам.

3. Любое дело нужно делать качественно и по совести. Например, когда Бобка сначала поставил заплату на штаны впохыхах, неаккуратно и только когда друзья стали смеяться, то перешил заплату не торопясь и качественно.

4. Каждый ребёнок должен учиться сам за собой ухаживать. Например, Бобка теперь может сам поставить заплату или пришить пуговицу.

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ЗАПЛАТКА” Н.НОСОВА

Мальчик Бобка, который порвал штаны имеет два выбора, ходить в рваных или зашить самому, что он конечно же не умеет. Автор этим рассказом показывае, что рано или поздно придется быть самостоятельным, что нельзя всю жизнь на кого-то надеяться. Чем раньше человек начнет учиться самостоятельности, тем быстрее жизнь станет проще. Рассказ показывает, что не все получается с первого раза. Нужно стараться и усердно работать. Без этого опыта не получить.

Н. Носов в своем рассказе “Заплатка” уделяет особое место совести. После того как мама решает залатать сыну штаны ,в Бобке просыпается совесть и он берется за дело сам, тем самым исправляя свою оплошность.

Только со второго раза мальчику удалось закрыть дырку заплаткой, причем только повторно выполненная работа принесла желаемый результат. Заплатка получилась аккуратной, а Бобка получил удовлетворение от своего труда. И это понятно, поскольку лишь стремление к самостоятельности поможет добиться в жизни успеха. А терпение, настойчивость и целеустремленность могут способствовать достижению желаемого результата.

Ответственный подход к делу, трудолюбие и стремление к самостоятельности, качественно выполненная работа приносит человеку уважение окружающих, а самому герою – гордость и удовлетворение.

ПОСЛОВИЦЫ К РАССКАЗУ “ЗАПЛАТКА” Н.НОСОВА

“У ленивого крыша течет и печь не печет”;
“Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах”;
“Не игла шьет, а руки”;
“Сделаешь наспех, сделаешь на смех”;
“Где труд, там и радость”;
“Кто в чем сплошает, за то и отвечает”;
“Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться”;
“Всякая работа мастера хвалит”.

ПЛАН:

План помогает правильно рассказать текст, чтобы не упустить в нем главное.

1. “У БОБКИ БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ШТАНЫ”. (1-я часть включает два абзаца и кончается словами: “Ни у кого больше таких зеленых штанов не было”.)

2. “КАК БОБКА ПОРВАЛ СВОИ СОЛДАТСКИЕ ШТАНЫ”. (2-я часть до слов “Ребята увидели, что на штанах у него дырка”)

3. “БОБКЕ СТАЛО СТЫДНО”. (3-я часть до слов “Пошел он домой, попросил у мамы иголку. “)

4. “КАК БОБКА ПРИШИВАЛ ЗАПЛАТКУ В ПЕРВЫЙ И ВО ВТОРОЙ РАЗ”. (4-я часть до слов “Она была пришита ровно, гладко . “)

Тема: Николай Николаевич Носов «Заплатка»

Автор: Кузнецова Валентина Ивановна

Место работы: ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №3 г. Иркутска, Иркутская область

План-конспект урока по чтению в 4 классе специальной (коррекционной) школы

Тема: Николай Николаевич Носов «Заплатка»

Закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами. Тренировать соблюдать паузы между предложениями, выбирать необходимую интонацию.

Читайте также:  Дружок - краткое содержание рассказа Носова

Учить оценивать чувства героев, выбирать в тексте слова, выражения, подтверждающие эти оценки.

Подвести учащихся к выводу о том, что нужно заботиться о своих вещах, беречь их, сравнение с опытом детей.

Оборудование: учебник, презентация, текст речевой зарядки, иллюстрация к тексту, портрет Н.Н. Носова, трудные слова для чтения.

Первая группа (самая сильная) : Алёна, Юля.

Вторая группа: Катя, Паша, Даша.

Третья группа: Вика, Яна, Дима.

Четвертая группа: Миша, Коля.

– Здравствуйте ребята. Проверьте всё ли у вас готово для проведения урока? Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.

– Сейчас у нас речевая зарядка. Научимся читать это короткое стихотворение целыми словами, правильно и выразительно. (учитель на доске пишет стихотворение)

Примостилась для порядка,

На штанах моих заплатка.

Мы и с дыркой, со штанами,

Жили очень хорошо.

Только, посудите сами –

Стыдно, если скажут маме:

– Ваш Владимир к нашей Тане

С дыркой на штанах пришёл!

– Прочитайте стихотворение про себя (жужжащее чтение)

– Послушайте, как я прочитаю это стихотворение выразительно. (учитель читает правильно и выразительно)

– О чём это стихотворение? (о заплатке на штанах)

– Ребята, а у вас были когда-нибудь заплатки на штанах? (ответы детей)

– А как бы вы рассказывали про свою заплатку? Весело или грустно? (ответы детей)

– Кто догадался, это стихотворение серьёзное или шуточное? (ответы детей) Значит, и читать надо радостно и весело.

– Теперь вы прочитаете это стихотворение выразительно (хором читаем это стихотворение до дружного чтения целыми словами)

– Юля, прочитай это стихотворение правильно и выразительно.

– Ребята, как вы думаете, Юля весело прочитала это стихотворение? (нет)

– Катя прочитай это стихотворение правильно.

– Теперь читает Вика (читает до остановки учителем,1-6 строчка), Миша читает дальше. (продолжает чтение до конца, 7-8 строчка).

– Молодцы ребята, у вас получилось прочитать это стихотворение правильно и целыми словами.

Подготовка к восприятию текста

Вывешивается портрет Николая Николаевича Носова

– Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николая Николаевича Носова. Этот человек жил очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были еще маленькие. Его детство прошло в небольшом городке, где он пошел учиться в школу. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы о детях.

Посмотрите на его портрет.

– Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова «Заплатка».

Первичное чтение текста учителем

– Сейчас я прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте, в конце вам нужно будет ответить на вопрос, как звали героя рассказа

Проверяется у всех ли закрыты книги.

– Итак, как звали героя рассказа? (Бобка)

– А вы запомнили, что произошло с главным героем? (он порвал штаны, и ему пришлось пришивать заплатку самому)

Чтение трудных слов

– Сейчас будем учиться читать этот рассказ и разбирать его. Но вначале прочитаем трудные слова. Когда будем читать текст, читайте эти слова правильно и с выражением.

(на доске вывешиваются слова):

– Прочитайте эти слова про себя.

– Прочитаем первое слово вместе про-вор-чал, проворчал. Что означает это слово? (проговорить сердито)

– Прочитаем второе слово вместе о-пра-вды-вал-ся, оправдывался. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

– Прочитаем третье слово вместе ма-те-рия, материя. Что означает это слово? (ткань)

– Прочитаем четвёртое слово вместе смор-щи-лась, сморщилась. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

– Прочитаем пятое слово вместе от-по-рол, отпорол. Что означает это слово? (отрезал)

– Прочитаем шестое слово вместе чер-ниль-ным, чернильным. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

– Прочитаем седьмое слово вместе крях-тел, кряхтел. Что означает это слово? (издавать глухие неясные звуки)

– Прочитаем эти слова ещё раз. Читает Алёна, теперь Дима.

Чтение текста детьми про себя

– Хорошо, теперь мы готовы читать этот рассказ.

– Можно открыть учебник, страница 115.

– Сейчас прочитайте про себя. Потренируйтесь как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами.

Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

– Сейчас будем читать рассказ вслух по частям, разбирать его. Читает тот, кого я назову. Остальные следят.

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

– Смотрите, ребята, какие у меня штаны: солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.

– Что было у Бобки? (солдатские штаны)

– Какого цвета, были штаны у Бобки? (защитного цвета)

– Почему ребята завидовали Бобке? (потому что у них не было таких штанов)

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел скорее домой и стал просить маму зашить.

– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

– Я больше не буду! Зашей, мама!

– Так я же ведь не умею!

– Сумел порвать, сумей и зашить.

– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошел во двор.

– Что произошло со штанами Бобки? (он порвал их)

– Что мама сказала Бобке на то, что он попросил зашить штаны?

(- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

– Сумел порвать, сумей и зашить.)

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

– Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывался:

– Я просил маму зашить, а она не хочет.

– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.

– Почему ребята смеялись над Бобкой? (потому что он не может сам поставить заплатку)

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи.

Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

– Чего ты колешься? Ах ты, противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.

– Ну куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны. – Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.

– Как была пришита заплатка? (торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче)

– Почему заплатка была пришита не аккуратно, торчала на штанах и даже одна штанина стала короче? (потому что Бобка торопился и не старался)

Он взял ножик и отпорол заплатку.

Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова.

Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

– Почему Бобке пришлось отпарывать заплатку? (потому что он пришил её не аккуратно)

– В это раз, как Бобка пришивал заплатку? (не спеша, аккуратно, обвёл её карандашом и следил, чтоб она не вылезала за черту)

– Как была пришита заплатка? (Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.)

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

– Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

– Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью.

– Итак, как зовут мальчика? (Бобка)

– Кем себя считает Бобка? (солдатом)

– Почему мама не захотела ставить заплатку на штаны Бобке? (потому что если он порвал, значит и должен сам зашить)

– Умел ли Бобка пришивать заплатки? (нет)

– У Бобке получилось поставить заплатку? А почему? (да, потому что он старался и делал всё аккуратно)

– Что сказали ребята Бобке, когда увидели, как он пришил заплатку?

(- Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.)

Вывод, которого нужно добиться от детей: Учит нас беречь чужой труд, становиться самостоятельными.

Вывод, который говорит учитель: Учит беречь чужой труд, становится самостоятельными. Вот поэтому Николай Николаевич Носов написал такой поучительный рассказ, в котором он рисует картины самостоятельности мальчика.

Целостное чтение текста

– Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать выразительно. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят. (читают сильные и слабые дети)

Оценка детей по окончании чтения текста.

Заключительная работа по прочитанному

Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 116. К какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте.

– А теперь посмотрите на первую иллюстрацию на доске. Какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте. (на доске картинка, мальчик в штанах зелёного цвета)

Работа над главным героем

– Ребята, скажите вам понравился рассказ Носова? Попробуйте сказать, что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

– А, что вы можете сказать о главном герое – мальчике Бобке? (высказывания детей)

– Как вы думаете, чего хотела добиться мама, когда отказалась пришивать заплатку? Добилась она своего?

– Выберите из слов на доске слова, которые подходят к характеристике Бобки. (аккуратный, старательный, хвастунишка, важный, торопливый, трудолюбивый)

– Итак, скажите, а какое у вас сложилось отношение к мальчику Бобке?

– Дома нужно будет научиться читать этот рассказ правильно, выразительно и целыми словами. И после приготовить ответы на вопросы после теста.

1, 2, 3 группа – все вопросы;

4 группа – 1,2 вопрос.

Пересказ – 1,2 группа.

– Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке? (Заплатка)

– Кто автор? (Николай Николаевич Носов)

– О ком этот рассказ? (о Бобке)

– Чему научил вас этот рассказ? (беречь чужой труд, и быть немного самостоятельными)

Ссылка на основную публикацию