Архитектура Санкт-Петербурга – сообщение доклад

Архитектура Санкт-Петербурга: описание, достопримечательности и интересные факты

Санкт-Петербург – главный туристический центр России. Миллионы туристов приезжают сюда ежегодно с разных континентов, чтобы увидеть удивительный музей под открытым небом. Именно здесь создавалась история страны. Стоит вспомнить великие завоевания Петра Первого, великолепные победы Российской империи, а также первые шаги раннего Советского Союза.

Основная информация о городе

Официальной датой основания Санкт-Петербурга считается 16 (27 мая) 1703 года. Над строительством прекрасного города на Неве трудилось множество знаменитых архитекторов, инженеров, вольнонаемных людей из России, а также из Европы. Уже к 1712 году большая часть строительства была закончена, вся царская семья переехала в Санкт-Петербург и сделала его столицей империи.

К сожалению, большая часть негатива в двадцатом столетии в сторону власти была именно в этом городе, здесь формировались целые ячейки и группировки. В тридцатые годы численность населения в Ленинграде (именно так долгое время назывался город) сильно сократилась, поскольку в стране происходили массовые репрессии и практически каждую семью, к сожалению, это коснулось. Во время Второй мировой войны населенный пункт подвергся блокаде. За невероятное мужество в это время Санкт-Петербургу присвоили звание города-героя.

Архитектура города

Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторической части, представляет собой созданный в XVIII-XX веках столичный комплекс. Безусловно, здесь имеется множество особенностей. Главным отличием градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга является продуманная регулярность строительства сооружений, а также гармоничность ансамблей.

Стили архитектуры

Многие знают, что город полон различных гармонично сочетающихся архитектурных стилей. Мы расскажем вам о самых популярных из них.

Во-первых, многие здания построены в стиле петровского барокко. Этот стиль был привезен иностранными архитекторами, и наибольший вклад в это внес Доменико Трезини. Именно он построил Петропавловский собор, а также здание двенадцати коллегий.

Во-вторых, в городе достаточно много элементов “высокого” барокко. Ему присущи размах, динамичность, а также вычурность. Главным архитектором, трудившимся в это время, был Варфоломей Растрелли. По его проекту был построен Зимний дворец, Смольный собор, а также многие другие здания. По большей части именно эти памятники архитектуру Санкт-Петербурга 18 века и формируют.

Позже на смену барокко пришел строгий классицизм. Этому стилю присущи гармония, а также строгость и простота. Во время данного периода был построен Манеж и дворец Юсуповых.

Затем появился стиль ампир, прославляющий величие государства после победы в войне с Наполеоном. Среди архитекторов того периода можно упомянуть Карла Росси. По его проектам был построен Александринский театр.

В последующие годы архитекторы стали смешивать различные стили и стремились к романтизму. Стили архитектуры в Санкт-Петербурге очень разнообразны.

Комитет архитектуры

Многие задаются вопросом, где же находится комитет Санкт-Петербурга по архитектуре и градостроительству? Главный офис располагается по адресу: улица Зодчего Росси 1-3. Ближайшая станция – “Гостиный двор”.

Достопримечательности города

Как уже было сказано выше, Санкт-Петербург является музеем под открытым небом, ведь здесь столько достопримечательностей, что даже за месяц их все тщательно не осмотришь. В городе множество замечательных храмов, соборов, дворцов с богатейшими коллекциями.

Имперское прошлое, без всякого сомнения, отражается в фасадах неотразимого Зимнего дворца и пышных аристократических особняках на Невском проспекте. В этом городе грациозные набережные, а также несравненные мосты, которые постоянно привлекают к себе внимание туристов со всех стран мира.

Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)

С этим местом неразрывно связана часть истории Российской империи. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины Великой. Лишь почти спустя сто лет двери музея открылись для посетителей, а галерея превратилась в массовую достопримечательность. В те годы основная экспозиция занимала одно здание, сейчас же их пять.

Внимание Эрмитажу уделяла не только Екатерина Вторая, в последующие годы все правители всегда стремились также тщательно следить за дворцом. Например, при Николае Первом в музее появилось множество картин на батальную тему.

К сожалению, в двадцатом столетии коллекция музея очень сильно пострадала из-за советской власти, а также многочисленных войн. Из музея были украдены многие известные экспонаты, и практически не происходило пополнения. Сотрудники музея изо всех сил пытались сохранить коллекцию дворца, и благодаря им многие полотна до сих висят на стенах.

В наше время Зимний дворец является не только одним из самых знаменитых и крупнейших музеев, но также и очень успешным научно-исследовательским центром. Ежегодно его посещают миллионы людей, а филиалы появляются в других городах.

Дворцовая площадь

Самая главная площадь в Санкт-Петербурге. Она возникла в восемнадцатом столетии. Данную территорию образует архитектурный комплекс, в который входит Зимний дворец, здание Главного штаба, Александровская колонна, здание штаба Гвардейского корпуса, а также Триумфальная арка.

Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года, хотя до этого данная территория также существовала, но называлась совсем иначе. Изначальное название – Адмиралтейский луг.

Первое оформление площади связано с приездом Петра Третьего. Вся территория перед этим событием была замощена щебнем, а также некоторыми строительными материалами. Горожанам разрешалось забирать все с площади бесплатно. Таким образом, все расчистили к утру.

В начале девятнадцатого столетия правительство скупило все близлежащие здания, и на этом месте была построена арка Главного Штаба.

Здание Главного адмиралтейства

Адмиралтейство играет очень важную роль не только в архитектуре, но и в русской истории в целом. Данная судостроительная верфь была основана пятого ноября 1704 года.

Изначально ее строили по чертежам Петра Первого, и она носила немного иной характер. Адмиралтейство должно было представлять собой крепостное сооружение, окруженное земляным валом с бастионами, а также вырытым перед ним рвом. Петр распланировал здание в виде буквы “П”. Оно строилось одноэтажным и с высоким шпилем.

Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший достаточно большое количество различных побед на море, в частности при Гангуте, а также Гренгаме.

Исаакиевский собор

Крупнейший православный храм в городе. Здесь содержится уникальная архитектура собора в Санкт-Петербурге. Храм был возведен по проекту Огюста Монферрана. Еще он является одним из лучших кафедральных соборов в Европе.

При отделке храма использовался гранит, многие виды мрамора, а также малахит и лазурит. Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской живописи середины девятнадцатого столетия. Здесь насчитывается больше сотни произведений. Также тут больше трехсот статуй и скульптурных групп.

В двадцатом столетии в Исаакиевском соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем здание получило звание музея-памятника. В наше время у посетителей имеется уникальная возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты более сорока метров полюбоваться великолепной панорамой Санкт-Петербурга.

Казанский собор

Еще один крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Здесь хранится икона Божьей Матери. Собор был построен по проекту знаменитого русского архитектора Андрея Воронихина. Стиль постройки – ампир.

Закладка первого камня происходила здесь в присутствии императора Александра Первого. Внутренние интерьеры этого величественного сооружения украшены монументальными колоннадами. Безусловно, как можно заметить, здание напоминает больше музей, нежели церковь.

Иконы для Казанского собора писали известные российские художники. Среди них О. Кипренский, а также А. Иванов.

Храм Спаса-на-Крови

Знаменитый храм, возведенный на месте убийства Александра Второго. Инициатором строительства собора был Александр Третий. Высота данного здания составляет около восьмидесяти одного метра, и именно это совпадает с годом убийства императора – 1881 год.

Собор был достроен в 1907 году, здесь не проводились богослужения, а устраивались службы в память императора Александра Второго. Мало кто знает, но во времена советской власти Храм Спас-на-Крови использовался как морг, а также склад. После ремонта, произведенного в 1997 году, здание стало музеем.

Александро-Невская лавра

Известная достопримечательность города, располагающаяся на Невском проспекте. Один из крупнейших монастырей города. С конца XVIII века имеет статус лавры.

Кроме того, в составе Александро-Невской лавры числятся несколько некрополей, в которых похоронены великие личности XVIII и XIX столетий.

Интересные факты

О знаменитом городе имеется также множество интересных фактов. Например, в Санкт-Петербурге располагается самый глубокий метрополитен в мире. Кроме того, изначально в городе не нумеровали дома. Самой теплой точкой в населенном пункте является Невский проспект. Небольшую скульптуру, располагающуюся в центральной части города, пытались украсть больше семи раз.

В получасе ходьбы от Александро-Невской лавры, на улице Республиканской, в абсолютно непримечательном здании, размещается в Санкт-Петербурге “Зубная архитектура”. Строение не имеет никакого отношения к градостроительству. В нем располагается компания, которая занимается продажей стоматологического оборудования. Но таково очарование Северной столицы: даже торговые фирмы носят здесь названия из сферы зодчества.

Доклад на тему Архитектура Санкт-Петербурга сообщение

С момента строительства Санкт-Петербурга прошло достаточно времени, за это время город обрел свой исторический облик, который стал его визитной карточкой и привлекает множество туристов на протяжении всего года.

Петр Первый стал основателем города на Неве, который старался построить по всем канонам Европейских государств. Он много путешествовал, смотрел на немецкое и итальянское зодчество, которое несомненно привлекало внимание. Государь хотел жить в подобном месте, воссоздать его кусочек у себя на родине, чтобы не выезжать за границу, ища возможности насладиться архитектурными шедеврами.

Одной из главных особенностей архитектуры прекрасного города является продуманная регулярность застройки, городские ансамбли выстроены соразмерно. Кроме того, архитекторы и застройщики учли природные особенности месте городской застройки, дома выглядят могущественно, несмотря на то, что были построены на достаточно болотистой местности.

В зданиях плавно переплетается зарубежная культура с российским менталитетом и могуществом. Здания обладают огромной силой, именно это и приводит к культурному восхищению всех, кто посещает этот замечательный город.

В нем переплелись множество стилей, во время Петра была построена только часть городской постройки, после каждый правитель достраивает части города, в своем стиле. У каждого из них есть собственное видение того, какими должны быть дворцы и дома отдыха, в каких домах должны жить горожане.

Также на архитектуру сказываются люди, которые Петром насильно переселяются жить в новый город. Отстроенный в стиле ренессанса и барокко, он захватывает каждого приезжающего. При этом мрачная погода и множество дождей идеально дополняют существующий архитектурный ансамбль, который выделяется на фоне остальных российских городов.

Наверно это и было одной из причин, почему Петр хотел перенести Российскую столицу в Санкт-Петербург. На данный момент столица осталась в Москве, но Питер по сей день считают культурной столицей, где происходят все мероприятия, связанные с культурной жизнью страны. Да и сами жители, находящиеся под регулярным влиянием внешней обстановки, обладают особым отношением к жизни и взглядом на происходящие вещи под культурным углом.

Вариант 2

Архитектура Петербурга представляет собой образец наиболее красивой европейской столицы. Относительно короткая история города, тем не менее, позволила составить довольно интересные ансамбли.

Когда мы говорим об архитектуре города, то речь идет о центре, то есть пространстве, которое формировалось исторически, начиная от Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Невского проспекта. Изначально центр города был образован тремя улицами, которые шли от Адмиралтейства и Дворцовой площади. Далее развивалась область Сенной площади, Петроградская сторона и Васильевский остров.

Отличительной особенностью застройки Петербурга является регулярная застройка, которая выполнялась строго схематично. Характерным примером тут является Васильевский остров или область Староневского проспекта, где используются улицы регулярной застройки. Если сравнивать с другими городами, в частности такими древними столицами как Москва, то там используется так называемая радиальная застройка, которая распространяется подобно кольцам или кругами на воде, расходящимся от центральной точки.

Развитие городской архитектуры связано с развитием архитектуры в целом. Подобно тому как менялись концепции и мировые тренды менялся и город. К примеру, в 1760 годах на смену типичному для петровских времен барокко приходит классицизм.

С 1800 года и до 1830 длится период высокого классицизма или так называемого ампира – величественного стиля, который также обуславливался и политическими событиями, к примеру, победой над Наполеоном, которую запечатлели в том числе и в архитектуре города.

Именно начало 19 века знаменуется созданием существенной части наиболее известных зданий города. Вторая половина 19 века интересна различными экспериментами, в том числе и обращением к так называемому русскому стилю, который является ответом на общие настроения в стране.

На данный период архитектура города продолжает меняться, хотя исторический центр стремятся сохранять и не возводить здания, которые не соответствуют облику.

Картинка к сообщению Архитектура Санкт-Петербурга

Популярные сегодня темы

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Опята – группа грибов. Такое название происходит от местообитания, так как большинство грибов растет на пнях и на древесине, особенно в дождливую погоду. Опята растут большими колониями

Владимир нередко называют воротами Золотого кольца. Ранее город действительно имел существенное экономическое и политическое значение, являлся крупным центром Руси.

Водоросли различают в основном по цветам: зеленые, красные, бурые. Особое внимание привлекают бурые водоросли.

Процессор также называют центральным обрабатывающим устройством. Он представляет собою электронный блок, функционирующий благодаря программному коду. Процессор можно назвать главным элементом

Смоленск – древнейший город Российского государства, город-герой, который не раз спасал столицу России от врагов, благодаря своему выгодному местоположению и своим жителям.

Архитектура Санкт-Петербурга – сообщение доклад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет”

(ФГБОУ ВПО “СПбГТЭУ”)

КАФЕДРА ПРАВА И ИСТОРИИ

тема: Архитектурные памятники Санкт-Петербурга в XIX-XX вв.

по дисциплине “Отечественная история”

Студентка: Чернова Валерия Сергеевна

факультет: Управления и бизнес технологий

Контрольную работу проверила:

преподаватель: Щемелева Елена Геннадьевна

1. Дворцы и особняки

Особняк, Г.А. Кушелева-Безбородка

2. Доходные дома

Доходный дом С.Г. Раменского

Доходный дом Никонова

Собор Воскресения Христова

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга – одна из главных составных частей очарования этого города. Белые ночи, разводные мосты, насыщенная культурная жизнь и совершенно особенная атмосфера этого города притягивает к нему внимание с самого момента основания Петербурга.

Природные условия, в которых возводился Санкт-Петербург, были непростыми – болотистая местность и не слишком благоприятные погодные условия затрудняли ход работ. Кроме того, архитекторам пришлось учесть и то, что в местности, выбранной для строительства нового города, преобладает пасмурная погода и наблюдается отсутствие резко выраженных теней. Поэтому, чтобы как можно выгоднее подчеркнуть архитектурные формы и декоративные детали строящихся зданий, зодчим пришлось “играть” с расцветками” фасадов. Но, следует заметить, что к расцветкам фасадов относились очень серьезно – цветовая палитра строго регламентировалась царскими указами.

Читайте также:  Какие животные делают запасы на зиму?

С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, появляется разнообразие историзма (эклектики). Эклектика сохраняет архитектурный орден, но в ней он утратил свою исключительность.

На рубеже 19 и 20 веков сформировывается модерн.

Решительно осудив эклектику за подражательность, сторонники модерна провозгласили свою полную независимость от каких бы то ни было традиций. Во внешнем облике проектировавшихся ими зданий они старались полнее выявлять особенности новых строительных материалов и конструкций, используя их и для создания своеобразных декоративных эффектов. В практику внедрялись динамичные, неуравновешенные композиции; их основой служила лишенная симметрии свободная планировка, которая определялась, прежде всего, соображениями удобства, комфорта во взаимном расположении помещений.

Специфический орнамент, составленный из переплетающихся изогнутых линий, своей напряженной динамикой словно подчеркивал сложность пространственных решений модерна.

В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины 19 – начала 20 вв. осознается все более отчетливо. Данная работа ставит целью охарактеризовать типологию архитектуры того времени формирование и развитие разнообразных типов зданий и сооружений.

архитектурный памятник петербург дворец

1. Дворцы и особняки

В Санкт-Петербурге насчитывается более 600 сохранившихся дворцов и особняков. Великолепие этих непростых зданий, принадлежавших когда-то могущественным, власть имущим людям, сразу бросается в глаза неискушенному посетителю Северной столицы. Рассмотрим некоторые дворцы и особняки, являющиеся поистине шедеврами архитектурного искусства.

Николаевский дворец, находящийся на Благовещенской площади ныне площадь Труда был построен по проекту архитектора Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство было завершено в 1861 году. Фасады дворца являют собой яркий пример неоренессансного стиля. Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры 16 века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами. Из-за измельченности масштаба ордер утрачивает мощь и героичность, присущие постройкам классицизма. Портик из четырех гранитных колонн, в отличие от классицизма, не играет роли эмоционального и смыслового центра, он превратился в простое оформление парадного подъезда. Вместе с тем Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров.

Причина этого – характер ордерной обработки фасада. Первый этаж украшен широкими ионическими пилястрами, второй – коринфскими колоннами, третий – короткими узкими пилястрами, что создает иллюзию перспективного сокращения. Также облегчается скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания. Предпочтение в отделке было отдано ренессансу и барокко. Одним из интереснейших произведений мировой архитектуры XIX века является парадная лестница. Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В дифференцированности архитектурных приемов проявилось стремление отразить функцию здания в его облике и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий.

Ново-Михайловский дворец был также построен по проекту Штакеншнейдера в 1857-1861 гг. Он находится между Дворцовой площадью и Миллионной улицей. Главный корпус дворца, выходящий на Дворцовую набережную, оформлен наиболее пышно, облик же шталмейстерского корпуса, где находились квартиры придворных и служащих решен очень скромно и напоминает многоквартирный доходный дом. В этом различии проявляется свойственной эклектике стремление создавать взаимосвязи между функцией здания и его архитектурным обликом. Нео барокко. Первым зданием, созданным в Нео барочном стиле, стала собственная дача наследника-цесаревича будущего Александра II в Старом Петергофе, в 50 х гг. стиль этот вошел в моду. Особняки и дворцы, строившиеся в Петербурге в середине 19 века, отличаются большим разнообразием размеров, планировок и художественных решений фасадов от пышных палаццо, до скромных одноэтажных домиков. В планировке особняков в середине 19 века использовались сложившиеся в предшествовавшие десятилетия приемы.

В главном лицевом корпусе размещались апартаменты, расположенные традиционной анфиладой обычно они занимали второй этаж и выделялись увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон, подъезд оформлялся навесом зонтиком на тонких чугунных колоннах или металлических кронштейнах. В глубине участка размещались служебные постройки.

Особняк Г.А. Кушелева-Безбородка

Особняк Г.А. Кушелева-Безбородка находится на набережной Кутузова. Над сменой облика здания в 1857-58 годах поработал архитектор Г.А. Генрихсен: он распорядился обработать первый этаж рустом, а второй и третий пилястрами поэтажно. На втором этаже красуются танцующие пути, исполненные в барельефах, увеличена высота стен. Здание венчают фронтоны, предназначенные для герба и эмблем его владельца.

Доходными домами называются здания, специально построенные или перепланированные для сдачи квартир внаем на длительный срок.

Доходный дом Иды-Амалии Лидваль

Доходный дом Лидваль – памятник северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу Каменноостровский пр., 1-3/Малая Посадская ул.,

. Построен в 1899 – 1904 гг.

Дом представляет собой целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией корпусов, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня (талько хлорита), разнофактурной штукатурки и гладкой керамической плитки.

Фасады украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Здание в 1907 г. премировали на 1-м городском конкурсе “лучших фасадов”.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Доходный дом С.Г. Раменского

Дом сооружен в 1822-1826 гг. арх. Мельниковым А.И. для купца Семенова. В центре здания, над проездом, Мельников сделал высокую нишу, по ширине проезда. Над ним в нише помещен балкон, над которым прорезано окно верхнего этажа. Перед Октябрьской революцией домом владел С.Г. Раменский. Здесь располагались магазины музыкальных инструментов, белья, перчаток. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Петербургская врачебная община организовала здесь бесплатные курсы по уходу за больными и ранеными.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Доходный дом Никонова

Доходный дом Никонова Н. Н, построенный в 1899-1900 гг., находится по адресу Колокольная ул, 11. Строительство производилось под руководством самого владельца. Стиль, к которому относится дом на Колокольной улице принято считать неорусским. Это направление в архитектуре получило распространение в конце XIX – начале XX веков и отмечено обращением к мотивам древнерусского зодчества в целях возрождения национальных традиций и своеобразия русской культуры. Отличием от близкого ему “русского” (или “псевдорусского”) стиля того же периода служит уход от грубого копирования и даже заимствования элементов в пользу обобщения форм и тонкой стилизации прототипов. Керамический декор доходного дома Никонова Н.Н. в Санкт-Петербурге имеет большую художественную ценность и несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX – начала ХХ вв.

Можно ли представить себе Санкт-Петербург без храмов, соборов и церквей, так же как без Невы и Эрмитажа? Конечно, нет! Ведь церкви всегда были самыми красивыми сооружениями в России. В настоящее время, если верить адресному справочнику Санкт-Петербурга, в Северной столице насчитывается более 200 храмов, с учетом подворий монастырей и домовых церквей (т.е. при больницах и других общественных учреждениях), а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Конечно, больше всего православных храмов. И идет очень интенсивное строительство новых церквей и часовен в каждом районе города, потому что тяга к религии у народа в последнее время сильно возросла.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей. Как и многие храмы, Собор неоднократно перестраивался. Окончательный вид храм приобрел в 1858 году, когда и стал выполнять функции Главного Кафедрального собора России. Здесь крестили членов царской семьи, он был центром общегородских праздников. Исаакиевский собор является один из лучших кафедральных соборов Европы.

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый.

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, – серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью “Богоматерь во славе”, работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Собор Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, является значимым памятником русской архитектуры конца XIX-начала XX веков. Собор был построен в 1883-1907 годах на том самом месте, где 1 (13) марта 1881 года Царь-освободитель Александр II был смертельно ранен бомбой народовольца И. Гриневицкого. Возведенный по указанию Александра III собор был призван служить памятником трагически погибшему императору. Это предназначение определило статус храма как особый, мемориальный, в котором никогда не проводились массовые службы.

Храм строился 24 года и был освящён лишь в праздник Преображения 19 августа 1907 года, уже при Николае II, внуке Александра II.

В оформлении храма использовано свыше 20 отечественных и зарубежных минералов. Калабрийским мрамором облицованы стены здания. Иконостас выполнен из темно-красного и розового мрамора также итальянского происхождения. К этому надо добавить уральскую и алтайскую яшму, порфир, орлец, иссиня-черный аспид и другие отечественные минералы. В облицовке пола преобладает итальянский мрамор – каррарский, генуэзский, сиенский.

В настоящее время в Соборе Воскресения Христова проводятся редкие торжественные службы. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством.

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра.

Храм закладывался в присутствии Александра I. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам.

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир, Андрей Первозванный, Иоанн Креститель и Александр Невский. Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

В годы Отечественной войны 1812, как и многие другие храмы, Казанский Собор был местом хранения военных трофеев. Храм носит мемориальный характер – здесь в 1813 году похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Сегодня храм открыт для посещений. Каждый год 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры проходят крестные ходы в честь святого покровителя города – Александра Невского.

Итоги градостроительного развития Петербурга во второй половине 19 – начала 20 века далеко не однозначны. Рост города ускорился, темпы строительства возросли, и больше стали проявляться контрасты и противоречия, выразившиеся в резком различии благоустройства и общего характера застройки центра и окраин. Размеры зданий, их объемно-пространственная структура, их соотношение с окружающей средой оказываются иными, чем в прошлые эпохи. Поэтому архитекторы-эклектики, заимствуя те или иные мотивы, вынуждены были переосмысливать их применительно к новым задачам.

Это достигалось изменением масштабного соотношения стильных деталей с общей структурой здания, их иной пластической трактовкой. Постройки, возведенные в центре Петербурга А.П. Брюлловым, О. Монферраном, И.Д. Черником, И.И. Штакеншнейдером дополнили сложившиеся ранее ансамбли и сформировали некоторые новые – например, ансамбль Исаакиевской площади.

Черты архитектурного единства приобретали и некоторые новые кварталы в центре города, застраивавшиеся многоэтажными жилыми домами, но это единство было вызвано сходством конструкций многоэтажных зданий, разделенных на внутренние ячейки-квартиры, одинаковостью их высоты, лимитированной строительным законодательством, близостью масштабных характеристик их фасадов. Все более активную роль в компоновке зданий стали играть элементы, непосредственно связанные с их функциональными особенностями.

Так, стали использоваться эркер и широкие окна-витрины. Все чаще включались в композиции башнеобразные объемы. С середины 19 века начался процесс уплотнения застройки городских кварталов, вызвавший справедливые нарекания современников. Отдельные небольшие скверы и бульвары не могли ослабить нарастающий дефицит зелени. Еще сохранялись и в значительной мере стимулировались официальным правительственным заказом архитектурно-строительные решения в духе классицизма. Привнесение в идеологическую доктрину третьего элемента народности привело к изменению стилевых характеристик церковных зданий. Так стала формироваться новая тенденция, которая привела в последних десятилетиях 19 – начала 20 века целой системы церковных зданий в древнем вкусе. Стала формироваться и панорама Обводного канала, Выборгской стороны, районов за Невской заставой, создававших социальную и архитектурную антитезу репрезентативному и импозантному облику центра столицы.

Облик города становился все более противоречивым.

.Екатерина Юхнева. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. Изд-во Центрполиграф, 2008

.Кириков Б.М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.2-е изд. – СПб.: Коло, 2007

Читайте также:  Горы - сообщение доклад

.Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Изд-во Ленинград, 1990

Теги: Архитектурные памятники Санкт-Петербурга в XIX-XX вв. Реферат История

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

П етровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Александр Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь — в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра — Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения — чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте — подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Архитектура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание

Архитектура Санкт-Петербурга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Содержание

I. Введение.
II. Основание Санкт-Петербурга.
III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.
IV. Первые генеральные планы.
V. Столица империи.
VI. Развитие города в 1725—1736 годах.
VII. Единая градостроительная политика.
VIII. Экстенсивное развитие.
IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.
X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.
XI. Индустриальное строительство.
XII. Современный период.
XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.
1.Барокко.Петровское барокко.
2.Елизаветинское барокко.
3.Классицизм.
4.Строгий классицизм.
5.Павловский классицизм.
6.Ампир. Александровский (поздний) классицизм.
7.Русский ампир.
8.Необарокко.
9.Модерн.
XIV. Заключение.

Работа состоит из 1 файл

Реферат по культурологии Архитектура Санкт-Петербурга.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра «Прикладная психология и социология»

Реферат по культурологии:

II. Основание Санкт-Петербурга.

III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.

IV. Первые генеральные планы.

V. Столица империи.

VI. Развитие города в 1725—1736 годах.

VII. Единая градостроительная политика.

VIII. Экстенсивное развитие.

IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.

X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.

XI. Индустриальное строительство.

XII. Современный период.

XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.

6.Ампир. Александровский (поздний) классицизм.

Архитектура Санкт-Петербурга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга – его визитная карточка. Он полон архитектурной гармонии и европейской элегант ности.

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно строгое сочетание архитектуры разных эпох и различных архитектурных стилей. Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан и другие архитекторы.

В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами.

“Симфонией в камне” иногда называют город. Острова, извилистые реки и каналы придают городу неповторимое своеобразие. Ажурные мостики, сверкающие золотом и мозаикой купола храмов, великолепные фасады дворцов открываются взору посетителей.

II. Основание Санкт-Петербурга.

Основание Санкт-Петербурга зафиксировано с календарной точностью: 27 мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове, у разлива Невы на Большую и Малую, торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города. В 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного, северного, направления основная крепость была защищена вспомогательной, Кронверком, за которым был оставлен гласис. На его месте сейчас разбит Александровский парк. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.

Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове, который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция»верфь-крепость « Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

Читайте также:  Доклад сообщение Волнистый попугай

Однако к концу десятилетия театр военных действий сместился в Центральную Европу. Атаки Швеции на петербургские укрепления продолжались до 1708 года, но до крепости они не докатились. Наступала пора развития города в новом качестве.

III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.

После Полтавской битвы, занятия Эстляндии и Курляндии, взятия Выборга и Кексгольма строящийся Санкт-Петербург уже не был пограничным форпостом. Примерно с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург.

Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.

Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.

В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек, однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

IV.Первые генеральные планы.

Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.

По первому варианту столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин, где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.

Второй вариант предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.

По третьему варианту, не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.

Четвёртый вариант создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове.

В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе .Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.

В этот же период активно осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы.

V. Столица империи.

После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку. Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1961 году.С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

VI. Развитие города в 1725—1736 годах.

Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора, Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.

Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.

VII. Единая градостроительная политика.

В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин. В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями.

Великие архитекторы Санкт-Петербурга

Основанный Петром в начале XVIII столетия Санкт-Петербург сегодня считается одним из красивейших городов мира, и сотни тысяч туристов с разных уголков земного шара приезжают в город на Неве, чтобы насладиться великолепием и величием его архитектуры. Но сегодня поговорим не о зданиях, а о людях, которые возвели эту красоту, и в нашем обзоре самые известные архитекторы Санкт-Петербурга, а также их величественные архитектурные творения. Ведь именно произведения архитекторов современности и прошлого создают тот неповторимый образ Петербурга, который по праву называют «городом дворцов». Для удобства восприятия разместим архитекторов в хронологическом порядке.

Доменико Трезини (1630-1734)

Доменико Андреа Трезини в России называли на русский лад Андреем Петровичем Трезиным. Великий архитектор родился в небольшом городке на границе Италии и Швейцарии, а в 1703 году по приезду в Россию, стал первым архитектором Петербурга.

На фото: Петропавловский собор в Петропавловской крепости

По его проектам были возведены Благовещенская церковь в лавре, Петровские ворота, но главное именно по его проектам шла городская застройка и планировка улиц.

В 1712 году стал архитектором Петропавловского собора в Петропавловской крепости, а в 1724 году начал работу над возведением Здания Двенадцати коллегий.

Джованни Мария Фонтанa (1670-1712)

Архитектор. Родом из Италии прославился постройкой великолепных зданий в Москве и в Санкт-Петербурге, среди которых особо выделяется Меншиковский дворец в северной столице.

На фото: Большой дворец (Ораниебаум)

Работал в изысканном стиле барокко, часто вдохновляясь архитектурными шедеврами античности. А вот Лефортовский дворец, построенный еще в 1699 году, Фонтана перестроил по указанию нового владельца Александра Меньшикова.

Среди других его работ стоит также отметить Большой дворец в Ораниенбауме, возведенный также по указу близкого соратника Петра I.

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)

Французский архитектор стал первым, кто разработал детальный план застройки Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. В 1716 г. Леблон был назначен главным архитектором города и занимал эту должность до самой смерти.

Архитектор Петергофа активно принимал участие в планировке верхнего парка, отделке Летнего дворца Петра I, руководил строительством фонтанов и разбивкой аллей.

По одной из версий, Леблон умер, не выдержав оскорблений со стороны русского императора, который, поверив слухам, оскорбил и ударил палицей талантливого архитектора.

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1742)

Говоря об архитектуре Санкт-Петербурга, сразу вспоминается имя великого итальянского архитектора. В 1715 году семья Франческо приехала в Россию, где он и начал свою блистательную карьеру архитектора.

Первые свои оригинальные архитектурные творения итальянец создает в Курляндии, а со временем становится обер-архитектором Елизаветы Петровны.

Архитектор Мариинского дворца в Петергофе, архитектор Зимнего дворца в центре города, а также автор многих других великолепных зданий в Петербурге, в том числе и построивший Большой дворец в Петергофе, Франческо Растрелли стал ярким представителем так называемого елизаветинского барокко, и оставил о себе добрую память, застывшую в великолепных постройках. Вершиной его творчества стал Екатерининский дворец в царском селе, возведенный по личному распоряжению Екатерины I.

Савва Чевакинский (1709-1776)

Известный русский архитектор елизаветинского барокко родился в тверской губернии, а работал в основном по заказам российского флота, будучи главным архитектором Адмиралтейства.

На фото: Никольский морской собор

Особенностью его зданий стали колоны, которые Чевакинский размещал на выступающих углах своих строений, делая, таким образом, закругленные фасадные линии. Таким пред нами предстает Дом Шувалова и многие другие творения архитектора.

Кроме колонн на углах, Савва активно использовал кованые балкончики и декорированные в растительном стиле фасады своих зданий.

Антонио Ринальди (1710-1794)

Еще один талантливейший итальянский архитектор, который работал и прославился в России. Прибыл в Российскую империю в 1751 году, а до этого долго путешествовал по Европе, вдохновляясь шедеврами лучших зодчих прошлого.

Ринальди стал автором строительства Большого дворца в Гатчине, возвел Екатерининский собор в Ямбурге. В самом Петербурге по его проектам возвели Мраморный дворец, Большой театр, а также множество других строений гражданского и церковного предназначения.

Именно Ринальди в 1783 г. закончил строительство, начатое еще в 1738 году церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800)

Прославился этот француз тем, что первым в Российской империи стал профессором архитектуры, а до приезда в Россию учился мастерству в Париже и Риме.

В 1756 году была основана Академия художеств в России, а проект ее создания поручили Жаку Франсуа Блонделю, у которого учился Валлен-Деламот. Ученик совместно с русским архитектором Кокориным переделали проект, и здание Академии стало величественным символом правления Екатерины II.

На фото: Академия художеств России

Жан Батист, в основном, разрабатывал лишь проекты зданий, не принимая прямого участия в их строительстве. Воспитал новое поколение российских архитекторов, а в 1775 году вернулся во Францию.

Этьен Фальконе (1716-1791)

Французский скульптор, в произведениях которого ярко отразились европейские идеи классицизма. Родился он в Париже, а с 1766 по 1778 год жил и работал в Петербурге.

Этьен работал в художественной мастерской на Большой Морской улице, а вошел в историю российского города, как создатель памятника Медный всадник. Именно в этом своем творении Этьен воплотил давние свои мечтания создать монументальное произведение.

Творение, посвященное Петру I, установили на Сенатской площади в честь 20-летия правления Екатерины II, в 1782 г., когда Этьен уже покинул Россию.

Юрий Фельтен (1730-1801)

Русский архитектор получил образование в Германии. И долгое время работал под началом Растрелли, а в 1772 году получил звание академика. Был директором академии художеств и ведущим архитектором при дворе Ее Величества.

Многие его постройки храмовой и дворцовой архитектуры и сегодня являются важнейшими украшениями Петербурга. В 1764 году начал работы по созданию Малого Эрмитажа, а в 1771 разрабатывает проект и начинает строительство еще одного величественного дворцового комплекса — Большого Эрмитажа.

Активно работал и в архитектуре малых форм, создавая неповторимые и оригинальные здания.

Василий Баженов (1737-1800)

Представитель классицизма, художник, архитектор Василий Баженов еще в студенческие годы стал работать помощником Чевакинского при строительстве Никольского собора.

Стал автором Михайловского замка в Петербурге, который еще называют Инженерный — крупнейшего памятника архитектуры, завершившим эпоху XVIII века.

По его проекту и под прямым руководством возвели красивейшие здания Петербурга и его окраин. Баженов работал при дворе Павла I. А также преподавал в Московском университете. Он начал проект постройки Смольного института, который уже закончил Кваренги.

Джакомо Кваренги (1744-1817)

Итальянского живописца и архитектора в 1780 году пригласила работать в Россию сама императрица Екатерина II. Джакомо с удовольствием принял предложение, и оставил о себе добрую память в зданиях и созданных по его проекту дворцах.

Возвел в городе множество церквей, а также Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, знаменитый Дворец Юсуповых и дом Салтыкова на Дворцовой набережной.

Кроме Петербурга работал в Москве и других регионах России. Память о талантливом, творческом человеке увековечена в названиях улиц в его родном Бергамо и Санкт-Петербурге.

Продолжение статьи ЧИТАЙТЕ на следующей странице ↓↓↓

Ссылка на основную публикацию