Доклад на тему Хохлома – Деревянное золото сообщение

Сообщение “История хохломы”

Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Скачать:

ВложениеРазмер
istoriya_khokhlomy3.docx529.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Буранчинская ООШ»

Сообщение: «История хохломы»

Выполнила: ученица 7 класса

Проверила: учитель немецкого языка

Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома “возвращается” к нам в Россию и мир.

Легенда о “Хохломе”

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю “хохлома” и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо – художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление “Золотой хохломы”

Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещиали избу. Сани, розвальни, дровни, телега – нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда – всё делали из дерева.

Самые древние письма – берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь – лапти, плетеные из внутренней части липовой коры – луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки – всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки – баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это – следы работы резчика, каждая его ложка – единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы – ковши – утки, ковши – петухи вытачивает не каждый мастер, а художник – умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют “бельем” .

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото – благородный красивый материал – редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным – мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам – мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера – иконописцы изобрели ещё один способ “дешевой” позолоты: они покрывали олифой – варёным льняным маслом – листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово – серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Золотистый, красный и черный – такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для “хохломы” эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

Итак, мы теперь знаем тайну хохломского золота. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, “хохлома” бывает и серебряной и глиняной.

Первую из этих кружек называют “бельё”.Сперва её сушат, а затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом . Современные мастера называют наложение грунта – вапы грунтовкой . Вапа красновато – коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную – под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой – так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Втирание полуды называется лужением . Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла – она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера – красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, “ляпушки” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками.

Итак, серебристая луженая кражка расписана. Художник – красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака – олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 – 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов – пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них – “травный орнамент” , или просто “травка” . Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. “Травка” отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется “осочка” . Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи – травинки по сторонам основного кустика и бусины – ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

“Травка” – самостоятельный тип росписи, но она – обязательная часть любого растительного орнамента “хохломы”. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется “травным”, или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент “пряник”.

Хохломские росписи украшают предметы – чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Реферат: Проект по теме «Хохломское искусство»

Муниципальное образовательное учреждения

«Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»

Творческий проект по теме

Выполнила Ведерникова Дарья,

учащаяся 5в класса

Педагог изобразительного искусства

Лапшина Ирина Николаевна

2. История народного промысла «Хохлома».

3. Практическая часть.

5. Список используемой литературы.

Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всем мире: городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое.

Однажды, на уроке изобразительного искусства, учитель нам рассказывала о древнем русском промысле – «Хохлома». И мне стало интересно узнать о ней подробнее. Как развивалось древнее мастерство, каковы ее особенности, почему хохломские изделия называют золотыми?

Цель проекта: изучить историю возникновения

Чтобы все это изучить и познать я наметила следующие задачи:

– изучить литературу о народных промыслах и декоративной росписи;

– найти и изучить основные особенности и отличительные черты хохломской росписи»

– научиться самой расписывать посуду хохломскими узорами.

История народного промысла «Хохлома».

Хохлома – это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье) и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок (ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении “трав”) следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома “возвращается” к нам в Россию и мир.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

Технология изготовления хохломы.

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

Виды хохломской росписи

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли “жарким” . В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.

В хохломской росписи сложились два вида письма “фоновое” и “верховое”.

При “верховом” письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: “травка” , роспись “под листок” или “под ягодку “ .

« Травка» – главный мотив хохломской росписи. “Травная роспись” напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют “под листок” или “под ягодку” . Эти росписи отличаются от “травки” более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с “травкой” она многоцветнее. Например, если в “травной” росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи “под листок” или “под ягодку” мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.

В “фоновом” письме выделяют два типа орнамента: – роспись “под фон” и роспись “кудрину” .

Роспись “под фон”, как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются “травные приписки” – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти “налепливаются” ягоды и мелкие цветы. “Золото” просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись “под фон” значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

Разновидностью “фоновой” росписи является “кудрина” . Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название “кудрина” получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись “кудрина” напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же.

Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

Прежде, чем начать роспись Хохломы я сделала изделия в технике папье-маше.

1 этап. Изготовление тарелочки и стаканчика в технике папье-маше .

Изделия послойно склеивала на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели (тарелочки, стаканчика).

Первый слой – бумага, смоченная только водой. Для второго слоя брала газетную бумагу, смазанную клеем, прикрепляла к модели, стараясь, чтобы она легла глаже, чтобы не было морщин. Выкладывала следующий слой и так же склеивала. Чтобы изделие было прочным, делала 4-5 слоев. Слои бумаги выкладывала на модель смазанной клеем с обеих сторон, с таким расчетом, чтобы края ее находили один на другой, приблизительно на сантиметр.

Сушила изделия, а затем расписывала.

2 этап. Овладение техникой росписи Хохломы.

Прежде, чем начать расписывать изделия из папье-маше я овладевала техникой хохломской росписи на листах бумаги. Отдельно рисовала орнамент, узор, а затем уже училась рисовать на готовых формах.

3 тап. Хохломские узоры на изделиях.

Для росписи выбрала краску – гуашь, так как она хорошо ложится на поверхность. Я выбрала также яркие цвета для изделий: красный, желтый, золотистый, зеленый.

Для того, чтобы расписать изделия для тарелочки использовала «травку» – главный мотив хохломской росписи. Травка выполняется вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок». Это основная особенность росписи хохломских изделий. Орнамент растительный

Узор всегда расположен в центре изделия. Самое трудное в хохломской росписи – это «мазок с тенями». Узор всегда начинают писать с крупных деталей.

Название: Проект по теме «Хохломское искусство»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 07:18:15 08 марта 2012 Похожие работы
Просмотров: 16031 Комментариев: 32 Оценило: 38 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать

Для двух других изделий подобрала рисунки и составила эскиз. Эскиза рисунка перенесла на изделие, используя карандаш. Далее приступила раскрашивать красками.

4 этап. Завершающий этап.

Последним завершающим этапом стало покрытие изделия Хохломы быстросохнущим лаком ПВФ. Тарелочки и стаканчик высохли. Они готовы.

Слово «хохлома» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Идея хохломских мастеров перенести на деревянные изделия живописные леса, заливные луга, золото осени. Очень популярны растительные орнаменты, ягодки и травки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!

И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Я тоже научилась некоторым премудростям хохломской росписи. Своими руками я не только сделала тарелочки и стаканчик, но и расписала их. Работа доставила радость не только мне, но и моим друзьям и близким.

Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно- эмоциональный настрой).

Данная работа может использоваться на уроках технологии, изобразительного искусства.

Практический материал может послужить хорошим наглядным пособием для детей и учителей технологии и изобразительного искусства.

Доклад Деревянное золото (Хохлома) для 6 класса по русскому языку сообщение

Россия – страна необыкновенно устойчивых традиций, тем более, если речь идет об искусстве декорирования материала из дерева. Одним их подобных явлений, распространенных в рамках мирового масштаба, является деревянное золото. Такое название носит хохломская роспись, которую нельзя спутать ни с каким другим видом.

Многие исследователи склоняются к единому мнению, высказываясь о ее происхождении. Декоративная роспись деревянных изделий впервые появилась в районах реки Волги, в Нижегородской области. XVII век считается датой, когда возникли первые упоминания о ней. От названия местного села (Хохлома), где был сосредоточен центр продаж, и произошло наименование “Хохломская роспись”.
Деревянное золото – это предметы кухонного назначения, мебель, изделия для дома, которые отличаются своеобразным мотивом. Его роспись уникальна. Сувениры имеют деревянную основу, которая скрыта под красками. Расписные узоры выполняются с использованием красного, желтого, черного цветов. Ягоды чередующиеся с листьями и цветами, являются роскошными представителями мира растений родного края. Благодаря их оригинальному орнаменту, предметы с хохломской росписью узнаваемы во всем мире. В последнее время нередко используется зеленый цвет.

Определяющим в словосочетании “деревянное золото” является слово золото, так как искусные украшения привлекают внимание, прежде всего, ярким незабываемым золотым блеском. На самом деле блеск ему придает поверхностный слой лака, представляющий собой завершительный этап работы. Зачастую для изделия выбирается золотой фон, а поверх наносятся задуманные разноцветные узоры.

Технологии изготовления подобных изделий с древних времен изменились. Станочный способ частично сменил ручной труд. Однако они проходят несколько этапов – роспись основы из дерева, лакировка, сушка в печи, которые производятся также вручную.

Являясь частью живой природы, незатейливые рисунки в виде растений, а также птиц, напоминают мотивы русского народного фольклора, сказочные узоры, тем самым создавая интерес не только для взрослых, но и детей.

Каждое изделие называется деревянным золотом вполне оправдано. Праздничный вид основы из дерева придает огненный оттенок золотых рисунков, который привлекает внимание богатством расписного способа и качеством. Россыпь нарядных плодов и листьев имеет общенациональное внимание, так как отражает дух нашего народа.

Многовековая традиция пользуется большой популярностью и сегодня, так как спрос на красочные предметы и домашнюю утварь не уменьшается. Их своеобразие оценивается высоко за счет крепкого качества и ярко выраженной интересной тематики.

Доклад Деревянное золото

Давным-давно на Руси было торговое село, оно носило название Хохлома. Село располагалось вблизи Нижнего Новгорода. Очень часто с соседних деревень сюда приезжали торговцы различных изделий. Привозили они деревянную посуду, которая была расписана замечательными узорами. Из Хохломы посуда уезжала в самые разные уголки страны. Многие покупатели даже не разбирались, и особо не думали о том, кто сделал эти красивые вещи, они просто их покупали. С того времени роспись получила название благодаря селу Хохлома, изделия начали называть хохломские.

Декоративные изделия из Хохломы всегда украшались черными, зелеными и красными красками. Особенно это красиво смотрелось на золотом фоне. Живопись Хохломы всегда считалась истинно народной. Ходит легенда по поводу красок, использованных для украшения изделий. Считается, что начало такому окрасу положил художник, работающий при царе. Ему надоело жить при дворе, он хотел создать что-то народное, настоящее. Он сбежал со двора в лес, там и поселился. Именно в этих краях он изготовлял деревянную посуду. Расписывая ее так, как самому при этом хотелось. К нему присоединялись единомышленники, так и образовалось ремесленническое село. За художником приехали стражники царя, которые увидели лишь сгоревшую избу художника, которая горела алым пламенем на фоне черной земли и зеленой травы. Самого художника они не нашли, куда он делся так никто и не знает. После него остался лишь опыт переданный односельчанам и манера расписывать посуду.

Хохломская посуда не уступала посуде, подающейся в царских хоромах. Она была словно сама сделанная из золота. Этот эффект получался благодаря олифе и позолоте. Характерным для такой росписи считается изображение алых ягод, зеленых лепестков. На золотом фоне это смотрится очень красиво и богато. Такая роспись заслужено получила название деревянное золото. Хохломские мастера научились изготавливать и украшать бокалы, вазы, и даже предметы мебели. Такое декорирование и замечательные украшения ценятся даже сегодня.

Доклад Хохлома (Деревянное золото) 6 класс

В мировом декоративно – прикладном искусстве хохлома представляет собою поистине уникальное явление. Несмотря на то, что впервые этот русский народный промысел зародился в 17-м веке, роскошная красно – золотая роспись мебели и посуды пока еще не теряет актуальности, а выглядит все так же шикарно и впечатляюще.

Мало того, до сих пор появляются любители разнообразных этнических росписей и орнаментов, желающие сделать дизайн своего жилища в подобном стиле. И хоть порой это выглядит несколько нелепо, учитывая современную технику и убранство, приятно, что люди обращаются к своим корням, помнят наследие предков, а также историю своего народа.

Данная роспись также поражает своей красочностью и нарядностью, а также стойкостью красок. Обычно, в качестве элементов декора в хохломе используются ягоды рябины, земляники, реже малины, смородины и крыжовника.

Согласно общепринятой версии происхождения данного вида искусства, возникла хохломская роспись в 17-м веке, на левом берегу Волги, в деревне Хохлома и ее окрестностях. Однако кто именно стал первым мастером, использующим ее, до сих пор неизвестно.

Естественно, многие источники указывают, что довольно значительное развитие хохломе дали старообрядцы из глухих деревень. Это вполне логично. Но было бы намного интереснее, если бы до наших дней дошли сведения о человеке, который первым применил данный вид росписи. Увы, наверное, мы так и не узнаем этого.

Хохлому также называют «деревянным золотом», по той причине, что основную популярность ей принесло свойство добиваться эффекта золота без его применения. Этого можно было достичь, используя оловянный порошок, который придавал изделиям сияние. Благодаря этому создавалось впечатление, что в росписи использовано самое настоящее золото.

Но не стоит думать, что производство утвари с хохломской росписью было дешевым: для посуды требовалось весьма дорогое для того времени олово, поэтому поначалу мастерам было довольно сложно. Однако впоследствии у них появился очень авторитетный и постоянный заказчик – церковь. В обеспечении посудой Троице – Сергиевой Лавры участвовали почти 80 сел данного региона.

Как же происходит создание подобных изделий? Для начала берется некая основа из дерева, называемая «бельем». Это может быть что угодно: тарелка, чашка, ложка, блюдце или даже стул. После тщательной сушки деревянные предметы обрабатываются жидкой очищенной глиной. Процесс грунтовки закончен, потому изделие снова подлежит процессу сушки (которая, впрочем, длится довольно долго – около 7-8 часов)

Затем предмет покрывается слоями олифы, обязательно вручную.

Следующий этап – «лужение». Алюминиевый порошок втирается тампоном из овечьей кожи. Далее изделие расписывается масляными красками, затем покрывается лаком и сушится на печах при довольно высокой температуре.

При Советской власти хохломской росписью стал заниматься не только простой деревенский люд. Производство стало массовым: многие фабрики начали использовать данную технологию для украшения мебели и утвари. К слову, некоторые потомственные художники практикуют это и по сей день.

Многие ошибочно думают, что хохлома являлась и является пережитком прошлого. Но, несмотря на довольно таки преклонный возраст, данное искусство росписи все еще не имеет аналогов в современном мире.

Вариант №4

Россия всегда славилась землями, где жили и творили замечательные умельцы. В наше время пришло много народного ремесла, которое имеет очень давнюю историю. В районах Заволжья очень хорошо помнят и берегут традиции росписи деревянной посуды и мебели. Эта роспись называется – Хохлома.

Название этого прикладного искусства пошло от названия торгового села в Нижегородской области, где оно появилось еще в семнадцатом веке. Там на ярмарке народные умельцы продавали домашнюю, деревянную утварь, роспись по которой нельзя было спутать ни с одним видом росписи по дереву. Оно получило очень красивое название ” деревянное золото”. Из этого села посуда уезжала не только во все уголки России, но и распространялась по всему миру.

Это декоративная роспись отличалась своими цветами. По золотистому фону рисовали черными, красными и зелеными красками. Наличие только этих цветов, описывают в очень давней легенде. В ней говорилось, что жил при царском дворе художник. Но хотелось ему творить, что-то необычное, близкое к народу. И следуя своей мечте, он сбежал от царя и поселился в лесу. Там он и начал делать деревянную посуду. Но царь не мог смириться с бегством своего мастера и послал за ним целое войско. Но когда, стража прибыла к избушке художника, его самого там уже не было. Они только и увидели черную землю с поникшей от пламени зеленой травой и яркое алое пламя от горящей избушки. Так эти цвета навсегда стали символом хохломской росписи.

Эта роспись всегда выполняется по дереву, но особенностью ее является то, что цвета самого дерева нигде не видно. Мастерам хотелось чтобы произведенная ими утварь, выглядела не хуже чем посуда царского двора, украшенная серебром и золотом. И они пошли на маленькую хитрость, выполняя рисунки оловом и покрывая их олифой, что давало в результате цвет и блеск настоящего золота.

На предметах украшенных хохломской росписью можно увидеть различные ягоды красного цвета. Это и рябина, и малина, и брусника. Ягоды чередуются с листьями и цветами. Особенно праздничным и нарядным видом отличаются изделия на которых изображены звери, рыбы, и, конечно, птицы. Трава изображается на изделиях в виде завитков, которые очень напоминают жар-птицу. Она всегда пишется золотистым цветом. Узоры и росписи никогда не повторяются, так как они выполняются художниками вручную. И каждый из них хочет добиться неповторимости в рисунке.

После нанесения рисунка посуду обрабатывают в печах, поэтому в дальнейшем она может выдержать высокую температуру. Дерево становится очень прочным и не трескается.
Изделия выполненные по этой технологии пользуются огромной популярностью и сегодня. Сейчас узоры с хохломской росписью можно встретить на тканях, бумаге для упаковки, в декорировании помещений. А сами изделия являются сувенирами, которые могут украсить любой дом, неся в него добро и благополучие.

6 класс по русскому языку кратко

Деревянное золото (Хохлома)

Популярные темы сообщений

Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение,

Африку можно назвать прародительницей не только человечества, но и родиной многих религий мира. Население Африки насчитывает более 1 млрд человек, которое с каждым годом продолжает увеличиваться.

Кальмары относятся к головоногим моллюскам. Обитают они в морях, более распространены в субтропических и умеренных водах. Встречаются также и в других климатических зонах.

Хохлома — красная, чёрная, золотая

Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги — главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Основные виды орнамента:

  • «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

Хохлома как традиция. История возникновения

Хохлома – это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

Давайте-ка с ней познакомимся

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью – значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

Народный промысел хохлома: основные цвета и мотивы. Этапы создания изделия

Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень. О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.

История промысла

Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению. Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи. Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.

Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.

Хохлома XIX век

Но начинали хохломские умельцы не с тех нарядных изделий, которые мы сегодня ассоциируем с хохломой. Серебряный порошок, что при обработке превращался в золотой, стоил слишком дорого. Потому сначала им выполнялась только окантовка посуды. И лишь в 19 веке из олова научились делать тот самый золотистый фон, дешевизна такого способа привела к появлению той самой узнаваемой хохломской посуды.

Народное творчество могло быть забыто в ходе научно-технического прогресса, пришедшего на стык веков: заводские товары стоили прилично дешевле, потому изготовление расписной посуды перестало иметь коммерческий смысл.

Люди, имена которых ассоциируются с хохломской росписью:

  • Красильниковы – династия выдающихся хохломичей, в которой пять поколений занималось народным промыслом. А.В. Красильников написал книгу «Золотая хохлома», настоящую энциклопедию ремесла, уникальный с точки зрения истории искусства труд.
  • Георгий Матвеев – основал школу хохломской росписи в Семенове. Георгий Петрович в течение долгих лет собирал произведения народных умельцев, которые впоследствии приобрели статус музея кустарно-художественных промыслов. Интересно, что художественной обработке дерева Матвеев научился в Холмогорах, будучи арестованным за революционную деятельность.
  • Степан Веселов – уже в 5 лет расписал первую ложку, а работы семилетнего мальчика отец уже продавал на ярмарке. Работы именитого мастера присутствуют в собраниях многих музеев. Военные ранения могли помешать продолжению его творческого пути, но рабочую руку не ранило, и в 50-е годы Степан Павлович вернулся к хохломе. Поклонники промысла узнают и чтят веселовское травное письмо.

Династия Гущиных, семья Лушиных – в истории развития хохломы такая семейственность не редкость. Возникновение новых династий может продолжить старинный промысел, дать ему возможность пережить еще несколько витков популярности.

В 60-е годы прошлого века артель «Хохломская роспись» трансформируется в крупную фабрику с тем же названием. На базе фабрики открывается творческая лаборатория, в 90-х годах там открывается цех по изготовлению матрешки, мастерская миниатюрной живописи, а в 2004 году на фабрике появляется участок живописи.

5 лет назад город Семенов обрел статус столицы Золотой хохломы, и в том же году стартовало одноименное международное фестивальное движение.

Сегодня на фабрике активно производятся стильные аксессуары с уже легендарными элементами хохломы. Мотивы, узоры, цвета то и дело вдохновляют фешн-художников создавать коллекции с русским настроением. Посуда, офисные принадлежности, новогодние сувениры, мебель, миниатюрные работы – список продукции, производимой сегодня в контексте росписи хохломы, впечатляюще длинный. И к счастью, изделия, выполненные в узнаваемой технике, находят своих покупателей по всему миру.

Основные цвета

Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота. Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.

Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.

Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:

  • черный;
  • красный;
  • белый;
  • оранжевый;
  • отборный желтый;
  • зеленый;
  • коричневый;
  • голубой;
  • изумруд.

Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.

Разновидности росписи

Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.

Верховой рисунок

Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».

Орнаментальные варианты верховой росписи:

    • «Травная» — осока, белоус и луговик, вот главные элементы росписи. Она пишется завитками и различными мазками, колосками либо ягодками по золотому фону.

    • «Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся кистевым тычком.

    • «Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.

Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.

Фоновый рисунок

В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.

В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.

Популярные мотивы и элементы росписи

Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.

Рисунок «под ягодку», «под листок»

В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием. Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.

Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.

Этапы создания изделия с хохломской росписью

Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.

Процесс изготовления изделия с хохломой:

  1. Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
  2. Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
  3. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
  4. При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
  5. Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
  6. Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
  7. Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
  8. Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия.

Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.

На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.

Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!

Читайте также:  Полевой шпат - сообщение доклад
Ссылка на основную публикацию