Доклад на тему Язык – орган вкуса 4 класс окружающий мир

Урок по окружающему миру “Органы чувств. Вкус”. 4-й класс

Класс: 4

Цель: знакомство с органом вкуса, его значением и гигиеной.

1) формировать бережное отношение к своему здоровью;
2) учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
3) расширять знания учащихся;

Учебный комплект для учащихся:

1.Учебники:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Рабочие тетради:

  • Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2010.

3.Таблица “Вкусовые зоны языка”;

4.Карточки для индивидуальной работы;

5.Презентация физминутки “Береги зрение”;

6.Таблички: дегустаторы, менеджеры, эксперты;

7.Продукты для опытов (сахар– рафинад, салфетки, вода)

Ход урока

1. Орг. момент.

– Какой будет урок? (окружающий мир)

– Как человек воспринимает окружающий мир? (с помощью органов чувств)

– Вы назвали тему раздела: “Органы чувств”

– Какой орган чувств изучали на прошлом уроке? (обоняние)

2. Проверка домашнего задания.

– В виде письменного опроса “Да – нет” (у каждого ученика на столе чистые листки. На все вопросы они отвечают да или нет. Один ученик отвечает на индивидуальной доске, потом по ней проводится проверка)

1) Нос является органом обоняния? (да)
2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)
3) Насморк мешает обонянию? (да)
4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой химии? (да)
5) Курение вредит обонянию? (да)
6) У животных есть обоняние? (да)

Проверка по индивидуальной доске.

– Устные рассказы учеников про обоняние, сообщения, доклады на тему: “Как обоняние помогает животным?”

– Несколько человек работают по карточкам

Повторение памятки “Как надо охранять орган обоняния?” (фронтальный опрос):

– не курить,
– не нюхать незнакомые предметы бытовой химии,
– беречь нос от простуды,
– чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы не заболеть,
– закаляться,
– не простужать ноги.

Молодцы! Хорошо рассказали про обоняние.

3. Объяснение нового:

– Отгадайте загадку и узнаете о каком органе чувств пойдет речь на уроке.

Всегда во рту
А не проглотишь (язык)

Назовите тему урока (Вкус)

– Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его органе языке. Класс будет разделен на группы: менеджеры, эксперты, дегустаторы.

Дегустатор – новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)

Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:

Верно, что различать вкус помогает слюна?

Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.

Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)

Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.

1) Упражнения на восстановление мозгового кровообращения.
2) Презентация физминутки “Береги зрение”

– Что пожелал вам кот Леопольд? (Ребята! Берегите зрение!)

– Только ли язык участвует в определении вкуса? (Органы зрения и обоняния тоже участвуют, поэтому дегустаторов мы сегодня выбирали без насморка.

– С помощью языка мы узнаем вкус: сладкий, соленый, горький или кислый.

Рассмотрим таблицу “Вкусовые зоны языка”

Сладкую и соленую пищу человек ощущает кончиком языка, кислую – боками, а горькую – корнем.

– Почему так происходит?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше ощущают кислое, а его основание– горькое. Поэтому горькое лекарство надо быстрее проглатывать.

4. Закрепление нового материала.

а) – Каково значение органа вкуса?

– Какие вкусы мы различаем?

б) Игра “Вкус продукта” (ученики– менеджеры предлагают товар, дегустаторы отгадывают, какой вкус они имеют, эксперты определяют правильность определения вкуса того или иного продукта. Например, лимон – кислый, лук – горький и т.д.)

в) Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.

г) Коллективная работа по учебнику. Рубрика “Жил на свете человек…”

д) Какое еще значение имеет язык? Зачем врачи осматривают язык?

Надо ли беречь язык?

е) Составление памятки “Как сберечь орган вкуса?” (фронтально)

5. Домашнее задание: напишите памятку “Как сберечь орган вкуса?”

5. Итог урока.

– Как называлась тема урока? (Вкус)

– Назовите главный орган вкуса (Язык)

– Помогите продолжить предложения.

Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, определяющих…(вкус)

Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А горький…(корнем)

– Нужно ли беречь язык? (Да)

Понравился вам урок?

Поделитесь своими знаниями с родителями.

Комментирование оценок. Мне понравились содержательные ответы…(фамилии детей), по карточкам получили оценки… и т.д.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. 1-2 часть / автор-составитель Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.” – М.: Вентана-Граф, 2006.
5. Сборник программ к комплекту учебников “Начальная школа ХХI века” – М.: Вентана-Граф, 2007.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Мультимедийная энциклопедия.
4. Большая русская биографическая энциклопедия.

Доклад Язык – орган вкуса сообщение 3 класс

Язык является одним из важнейших органов чувств у человека, который позволяет распознать вкус различных предметов и позволяет осознать человеку, съедобен ли тот или иной продукт. Орган располагается в ротовой полости и представляет собой подвижную мышцу, которая покрыта слизистой оболочкой и имеет в себе чувствительные сосочки разной формы, с помощью которых как раз и ощущается вкус продуктов.

Из чего состоит орган вкуса?

Язык состоит из 3-х частей и из них нельзя выделить главную, потому что без правильной цепочки рефлексов не сложится общая вкусовая картина.

  1. Вкусовые сосочки. Они расположены на всех поверхности языка, а также их небольшое количество находится в носоглотке и ротоглотке. Это такие небольшие почки, которые способны различать ионный состав поступаемой пищи. Активировать работу вкусовых сосочков просто, нужно чтобы пища находилась в жидком состоянии, потому что только жидкость способна проникнуть в полость бугорков и расщепиться там.
  2. Нервные волока – передают, нервны импульсы, которые отходят от вкусовых сосочков, к головному мозгу в центр вкуса.
  3. Центр вкусовых рефлексов. Располагается в головном мозге в теменной его части. Отвечает за получение вкусовых импульсов и осознание съедобного или несъедобного продукта.

Язык определяет различные вкусы на различных своих поверхностях. Т.е. вкусовые сосочки отвечающие за горький вкус не будут смешаны со бугорками отвечающими за сладкое.

  1. Сладкий вкус – определяют сосочки, располагающиеся на кончике языка, в самом его начале. Поэтому сладкий вкус пищи мы ощущает сразу же при ее поступлении в ротовую полость.
  2. Кислый вкус. За кислый вкус отвечают сосочки, которые помещаются по боковым сторонам языка, которые ближе к корню.
  3. Горький вкус – сосочки на корне языка. Самый долгоопределяемый вкус.
  4. Соленый вкус – сосочки с боковых сторон, которые размещены ближе к кончику языка.
Читайте также:  Многообразие грибов в жизни человека и природе доклад сообщение

Но не всегда вкусовые почки супер чувствительные к внешним раздражителям. Во время простудных заболеваний деятельность вкусовых рецептором может снижаться, и вкус привычных продуктов притупляется и не становится аппетитным.

Вариант 2

Язык представляет собой вырост в полости рта, имеющийся у позвоночных существ. Функциональность влияет на положение и форму выроста. В спокойном положении язык по форме напоминает лопату и полностью заполняет ротовую полость. Язык принимает участие в жевании, разговорной речи, выделении слюны и определении вкуса употребляемой еды. Новорожденные малыши применяют орган речи при питье молока.

Человеческий язык состоит из соединительной ткани и покрыт слизью. Орган состоит из корня, расположенного в горле и тела. Тело является передней частью языка. Верхняя часть именуется спинкой. Между 2 частями есть термальная борозда. Под органом расположена уздечка, размещенная посередине. Уздечка, называемая слизистой оболочкой, вплотную соединена с мышечной тканью. Из-за отсутствия подслизистого слоя, оболочка остается в недвижимом состоянии. Оболочка покрыта плоской тканью. На теле органа пластинка и эпителий образуют 5 видов сосочков. К ним относятся:

1. Нитевидные сосочки расположены по кромкам и на стенках органа речи. Толщина сосочков достигает 0,6 мм. Основой сосочков является пластина слизистой оболочки. Язык имеет бело – розовый оттенок из-за слущивающихся роговых клеток. Они считаются органами осязания.

2. Конусовидные сосочки по строению похожи на предыдущий вид. Им присуще температурные, болевые и осязательные рецепторы.

3. Грибовидные сосочки расположены на всей поверхности. Самые мелкие сосочки расположены на кончике органа, а крупные на уровне расположения коренных зубов. Данные виды сосочков воспринимают сладкий вкус.

4. Желобовидные сосочки находятся возле корня органа.

5. Листовидные сосочки расположены по боковым сторонам речевого органа.

Мышцы речевого органа делятся на 2 группы. Первая группа расположена на теле языка. По-иному группа называется скелетной. Скелетная группа состоит из:

  • Шило-язычных мышц. Мышцы помогают двигать органом назад и вверх.
  • Подбородочно-язычные мышцы.
  • Подъязычные мышцы.

Вторая группа называется собственными мышцами и участвует в изменении формы речевого органа. Языковые мышцы развиваются благодаря заушным миотомам. Слизистая оболочка формируется засчет эктодермы. Слюнные железы языка бывают передними и задними.

Картинка к сообщению Язык – орган вкуса

Популярные сегодня темы

Математика всегда играла существенную роль во всех областях человеческой деятельности. Она используется химиками, физиками, социологами и многими другими учеными и специалистами

Если посмотреть с космоса на Землю, то можно сказать, что третью часть ее площади занимают океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый

Одним из самых популярных и красивых видов человеческой деятельности, особенно в нашей стране, являются филимоновские игрушки.

Змеи – это позвоночные животные. У змей скелет состоит из черепа и реберных костей. Змеи не имеют ушей в привычном для нас понимании. У них есть чувствительная ушная кость, называемая колумел

Ромашка – это многолетнее цветковое растение, которое известно каждому человеку с детства. Самый распространенный вид этого цветка называют ромашкой аптечной.

Мухомор – это один из самых узнаваемых среди грибов. Своей популярностью он обязан ярко выраженному окрасу – красная шапка, усыпанная белыми пятнами.

Пять чувств

Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.

Зрение

Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.

По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.

Осязание

Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.

Обоняние

Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.

Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.

Как мы пробуем пищу?

Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.

Реферат: Орган вкуса

1. Строение органа вкуса

2. Физиология органа вкуса

Введение

Орган вкуса представляет собой неоднородную структуру. В среднем около 2000 вкусовых луковиц находится в ткани языка, неба, надгортанника и верхней части пищевода Большинство из них размещены в слизистой мембране вкусовой луковицы (papilla vallatae) языка.

Вкусовые луковицы имеют размер 40 мкм на 80 мкм. У детей и юношей каждая вкусовая луковица содержит в среднем 250 вкусовых почек, а у взрослых их только 80.

30 – 80 рецепторных клеток образуют вкусовую почку. Они состоят из вспомогательных, вторичных и сенсорных клеток и постоянно замещаются новыми. Вкусовой рецептор не имеет собственных нервных волокон, но контактирует с помощью синапсов с нервными волокнами, которые проходят в языке. Нервные волокна собираются вместе и идут к черепно-мозговым нервам VII и IX, а по ним к нервным клеткам в ствол головного мозга.

На верхушке вкусовой почки находится проход, который открывается на поверхности отверстием, называемой вкусовой порой. Через это отверстие попадает жидкость, которая содержит вещества, вкус которых и надо определить. Она обмывает сенсорные клетки.

Вкусовые клетки также являются хеморецепторами. Их функции пока до конца не исследованы. Различить можно лишь четыре вида вкуса: сладкое, горькое, кислое и соленое. Комбинации этих ощущений и дает нам всевозможные варианты вкусового восприятия. Различные типы вкусовых ощущений зависят от различных рецепторов, которые неравномерно распределены по всей поверхности языка: на верхушке ощущается сладкое, соленое и кислое – по бокам языка, а горькое – у его основания.

Орган вкуса изучен намного хуже всех других органов чувств. Поэтому актуальным представляется раскрыть тематику работы и изучить орган вкуса.

1. Строение органа вкуса

Орган вкуса ( organum gustus) расположен в начальном отделе пищеварительного тракта и служит для восприятия качества пищи (рис. 1). Рецепторы вкуса представляют собой небольшие нейроэпителиальные образования и носят название вкусовых почек ( gemmae gustatoriae). Они располагаются в многослойном эпителии грибовидных (papillaefungiformes), листовидных (papillaefoliatae) и желобоватых (papillaevallatae) сосочков языка и в небольшом количестве — в слизистой оболочке мягкого неба, надгортанника и задней стенки глотки. У человека количество вкусовых почек достигает 2000 – 3000, из них более половины находится в желобоватых сосочках.

Каждая вкусовая почка имеет форму эллипса и состоит из плотно прилежащих друг к другу 40 — 60 клеток,. среди которых различают рецепторные, поддерживающие и базальные клетки. Вершина почки сообщается с полостью рта при помощи отверстия— вкусовой поры (porusgustatorius), которая ведет в небольшое углубление, образованное апикальными поверхностями вкусовых сенсорных клеток, — вкусовую ямку. Вкусовые сенсорные эпителиоциты (epitheliocytisensoriusgustatorius) отделяются друг от друга поддерживающими эпителиоцитами и несут на апикальных концах большое количество микроворсинок, значительно увеличивающих воспринимающую вкусовую поверхность. Поддерживающие эпителиоциты окружают и изолируют вкусовые клетки и нервные волокна в базальном отделе вкусовой почки. Базальные эпителиоциты расположены в основании вкусовых почек и представляют собой малодифференцированные клетки, из которых, видимо, развиваются вкусовые и поддерживающие эпителиоциты.

Нервные волокна, входящие во вкусовую почку, идут вдоль поддерживающих эпителиоцитов и заканчиваются на боковых поверхностных сенсорных клеток, воспринимающих вкусовую чувствительность.

В области передних 2/3 языка это чувство вкуса воспринимается волокнами барабанной струны лицевого нерва, в задней трети языка, мягком небе, небных дужках — окончаниями языкоглоточного нерва; от надгортанника и внутренней поверхности черпаловидных хрящей — ветвями блуждающего нерва. Центральные отростки нейронов, осуществляющих вкусовую иннервацию, направляются в составе VII, IX, И X черепных нервов к общему для них чувствительному ядру (nucl. solitarius), лежащему в заднем отделе продолговатого мозга. Аксоны клеток этого ядра направляются в зрительный бугор, а оттуда в кору большого мозга — в крючок парагиппокампальной извилины, где находится корковый отдел вкусового анализатора. Орган вкуса воспринимает четыре основных вида вкусовых ощущений: горькое (у корня языка), сладкое (кончик языка), кислое и соленое (края языка).

2. Физиология органа вкуса

Орган вкуса, organum gustus, объединяет периферические аппараты вкусового анализатора, располагающиеся в полости рта.

Качество и вкусовые достоинства пищевых веществ воспринимаются вкусовыми луковицами, или почками, микроскопической величины образованиями, заложенными в слизистой оболочке главным образом спинки языка, а также мягкого нёба и передней поверхности надгортанника.

Вкусовые луковицы, или почки, сходные по строению с древесной почкой, помещаются в глубоких слоях эпителия слизистой и имеют вид телец овальной формы, открывающихся на свободной поверхности эпителия особой вкусовой порой, причем в грибовидных сосочках языка они лежат у верхушки, а в желобоватых и листовидных располагаются по боковой поверхности. В состав вкусовой луковицы входит два ряда клеточных элементов: вкусовые клетки и поддерживающие, или покровные, клетки.

Вкусовые клетки находятся внутри луковицы; они вытянуты в длину и расширены в месте залегания ядра. Верхний конец клетки заострен в виде штифтика, который вставлен во вкусовую пору.

Поддерживающие, или покровные, клетки располагаются снаружи в виде апельсиновых долек и изогнуты соответственно форме луковицы.

К основе вкусовых клеток подходят и свободно в них заканчиваются нервные волоконца. Часть волоконцев проникает в луковицу, распадается на тонкие ниточки, которые оплетают вкусовые клетки до уровня вкусовой поры.

Вкусовые раздражения передаются от вкусовых клеток по указанным тонким веточкам к узлам языкоглоточного нерва и барабанной струны, что и составляет первый нейрон. От узлов раздражение следует по нервам и их первичным ядрам, заложенным в ромбовидной ямке четвертого желудочка мозга, второй нейрон; затем раздражение передается в центр вкуса коры головного мозга – hyppocampus – третий (последний) нейрон.

Язык – орган вкуса

Язык позволяет нам отличать вкусное от невкусного. На его поверхности находятся тысячи маленьких бугорков – вкусовых сосочков. Они распознают вкус. Сосочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Сосочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое. Сосочки лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной. язык также чувствует тёплое, холодное и боль.

Заключение

Язык представляет собой мышечный орган, который, являясь органом вкуса, участвует также в глотании и артикуляции речи.

Вся его поверхность, за исключением основания, покрыта слизистой оболочкой, в которой расположены сосочки – химические рецепторы возбуждений вкуса.

Сосочки делятся в зависимости от их формы. Только желобовидные сосочки, окруженные валом , образующие латинскую букву V, и грибовидные сосочки , расположенные на кончике, краях и тыльной стороне языка, выполняют по-настоящему функцию анализаторов вкуса, так как только у них имеются вкусовые почки. Листовидные сосочки выполняют осязательную функцию и чувствительны к переменам температуры. Вкусовые почки имеют яйцевидную форму и образованы 5-20 рецепторными клетками, несколькими опорными клетками , несколькими вкусовыми волосками и маленькой порой , открывающейся к слизистой оболочке языка. Сосочки чувствительны к четырем основным вкусовым раздражителям: сладкому, соленому, кислому и горькому, соотношение и интенсивность которых дают возможность головному мозгу опознать продукт, в котором они содержатся.

Для того, чтобы какое-то вещество могло возбудить рецепторы вкусовых почек, оно должно быть жидким или растворенным в слюне, чтобы проникнуть во вкусовую пору. При возбуждении различные рецепторы клетки вырабатывают нервный импульс, который поступает в продолговатый мозг, а оттуда в зону вкуса горы головного мозга. Чувствительная иннервация осуществляется блуждающим и языкоглоточным нервами, а двигательная – лицевым нервом.

Вкусовые почки распределены по всей поверхности языка не равномерно, а образуют зоны большей или меньшей концентрации. Эти отдельные чувствительные зоны специализируются на определенном вкусе: так, например, почки, чувствительные к сладкому , расположены в основном на поверхности передней части языка; почки, улавливающие кислое , – по обеим сторонам языка, почки, воспринимающие горькое , – в задней части языка, а чувствительные к соленому – разбросаны по всему языку.

Известны многие продукты, которые могут представить эти четыре вкуса: лимоны (кислый), соль (соленый), кофе (горький), пирожные (сладкий). Вещества, вызывающие основные вкусовые ощущения, могут быть самые разные, так как они обычно не зависят только от одного единственного химического агента. Например, многие вещества, используемые в медицине, такие, как хинин, кофеин, стрихнин и никотин, – горькие. Один из самых сладких естественных продуктов – сахароза (сахар из сахарного тростника), но намного слаще сахарин – синтетический сахарозаменитель, а также некоторые другие вещества органического происхождения.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Полунин И.Н., Павлов Ю.В. и др. Анатомия человека. М., Наука, 2001.

2. Опринист С.В. Анатомия.- СПб., ВВО, 2000.

3. Сапин А.В. Анатомия человека. М., Просвещение, 1999.

Язык и вкус

Язык

Язык – мышечный орган, находящийся в ротовой полости. Длина его 9 см, ширина 5 см и вес 50 г. Язык формируют мышцы, соединенные с основанием нижней челюсти и позволяющие ему выполнять множество движений, например складываться, вращаться (до 40 раз за минутный поцелуй) и т.д.

Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности (в среднем до 80 движений в минуту) он способствует пережевыванию и пропитыванию пищи, смешиванию слюны с пищей, очищению зубов частицами твердой пищи и проталкиванию прожеванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.

Вкус

Язык помогает различать и вкусовые ощущения. На нем находятся 4000 маленьких бугорков различной формы – вкусовых сосочков, подразделяемых на категории. Каждый бугорок снабжен примерно 50 волокнами, которые передают информацию через нервную систему в мозг. При содержании в продукте 0,5% сахара возникает ощущение сладкого, при 0,25% соли – соленого, при 0,002% горького – ощущение горечи, а для появления ощущения кислого достаточно 0,001% кислоты.

Мне соринка в глаз влетела, Заболел, не смотрит глаз. Я иду в больницу смело — Там помогут мне сейчас. Нежен глаз — и от соринки, От песчинки и пылинки, Если сразу не убрать, Может сильно пострадать. Медсестра сняла соринку Быстрой ласковой рукой, Вижу каждую былинку, Глаз здоров, иду домой. Наталия Орлова

Всем известно, что Олежка Любит сласти — сладкоежка, И ему запрета нет — Сколько хочет ест конфет, Схватит сахара кусок Или выпьет сладкий сок, Мед, варенье ест, повидло, И конца тому не видно… Заболели вдруг глаза: Резь и боль, течет слеза, Стали так бояться света, Что терпенья прямо нету, Да и видно стало хуже —…

Наша Галя подросла, В первый класс она пошла. Маленькая Галочка начала учиться, Девочка хорошая не должна лениться. Маленькая Галочка от души старалась, Над тетрадкой новою низко наклонялась. Выводила палочки Маленькая Галочка — Наклонялася бочком, Помогала язычком. Изгибалась, как вопрос, Словно пишет даже нос! Мама Гале говорит: «Кто же, Галя, так сидит? Прямо сядь, ровней дыши,…

В первом классе у АлешиБыло зрение хорошим.Врач на осмотре показалЗанятную таблицу,На ней Алеша увидалКоня, автобус, птицу. На нижний ряд он бросил взгляд —Предметы все назвал подряд.Врач молвил в восхищении:«Отличнейшее зрение!»Хоть мальчуган был очень мал,Он видел далеко,Гуляя, вывески читал:«Хлеб», «Мебель», «Молоко»… На задней сидя парте,Все различал на карте. Подрос Алеша, интересВдруг проявился к чтению:«Чапаев», «Кортик», «РВС»Читает с…

Мальчик Вовка быстро, ловкоРазвязать хотел веревку.Чтобы узел развязать,Начал шилом поддевать.Шило с силой отскочило —Глаз Володе повредило… Только очень осторожноОбращаться с шилом можно. Шило, ножницы, ножиТы в игрушках не держи,Ведь поранить очень простоМожно глаз предметом острым! Наталия Орлова

Нервная система постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных датчиков. Они называются органами чувств. Глаза Свет воспринимают органы зрения — глаза. От них до мозга путь совсем короткий. Глаза ведь являются его выростами! Твои глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир. Наружное отверстие камеры обычно прикрыто…

Как-то летом мальчик ПетяВоробьев в саду пугалИ, забыв про все на свете,Из рогатки в них стрелял. Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз —Чуть не выбил глаз у брата. Не стреляйте из рогаток! Наталия Орлова

Чувство вкуса и обоняние тесно взаимосвязаны. Широкое разнообразие вкусовых ощущений создается сочетанием вкуса и запаха. Рецепторные и опорные клетки размещены во вкусовой луковице, как дольки апельсина. Вкусовая луковица распознает растворенные в слюне вещества, которые попадают в луковицу через вкусовой канал, открывающийся на поверхности языка. Органом вкуса является язык. На его верхней стороне имеется более 10…

Случай был такой когда-то:На земле лежал патрон,Камнем стукнули ребята —И взорвался гулко он! Мчится в больницуМашина с Андреем —Скорее лечиться!Скорее. Скорее! А в больнице — тишина.Койка мальчику длинна…Плачет мальчик, очень бледный —В глаз попал осколок медный. А назавтра утром раноДоктор сестрам так сказал:«Привезите мальчуганаВ операционный зал!» В зале этом чисто, просто,Тут лекарством пахнет остро,Жутко здесь…

В верхнезадней части носовой полости находится 200 миллионов обонятельных клеток! Приятные и резкие запахи, парящие в воздухе, улавливаются носом, а затем передаются к рецептору запахов (слизистой обонятельной оболочке), с поверхностью, едва ли равной размеру почтовой марки (3 см2). 200 миллионов клеток (обонятельных рецепторов), снабженных детекторами запахов и имеющих нервные окончания в виде волосков, улавливают запах…

технологическая карта урока “Язык не только орган вкуса”
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе “Язык не только орган вкуса”

Скачать:

Название: Орган вкуса
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 13:29:54 26 февраля 2009 Похожие работы
Просмотров: 8522 Комментариев: 16 Оценило: 11 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать
ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_yazyk_organ_vkusa.docx55.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Филиал «МБОУ СОШ с.КаменкаСамойловского района Саратовской области» в селе Песчанка

Учитель начальных классов

Любовская Наталья Алексеевна

«Перспективная начальная школа»

«Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык – орган вкуса»

Открытие новых знаний

Дидактическая цель урока

Создание условий для изучения своего организма

Создать условия для раскрытия учащимися основных функций органа вкуса.

Создать условия для развития умений поиска информации /путём проведения опытов и из других источников/

Создать условия для работы в группе и парах.

Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, наблюдательности.

Способствовать формированию умения анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях.

Способствовать формированию мотивационной сферы личности.

Создать условия для учебного сотрудничества ( учитель – ученик, ученик – ученик- учитель)

Организовать самооценку учащимися своей работы на уроке.

Способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Работа фронтальная, в группе, в парах

Органы чувств, язык, вкусовые сосочки, вкусовые зоны языка, исследование

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 4 класс (ч. 2)

Тетрадь для самостоятельной работы № 2

Печатный материал и набор продуктов для организации работы в группе, в парах

Коммуникативные : вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания, определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция, п рогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям, находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворённость своей работой на уроке.

Личностные : проявление познавательного интереса и учебных мотивов, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на моральные нормы и их выполнение, установка на здоровый образ жизни, не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – часть решения любой задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные : умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, применять усвоенный способ действий к решению новой задачи, умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Ссылка на основную публикацию