Изделия палехских художников (сообщение доклад)

Доклад сообщение Изделия палехских художников

Палех является одним из центров художественного народного промысла Центральной части России, представляющий собой небольшой поселок, расположенный в Ивановской области, где производят сувенирные изделия в виде шкатулок, ларцов, пасхальных яиц, подносов, расписанных в особой манере, называемой палехской миниатюрной живописью.

Данный вид промысла появляется в начале двадцатого века, взяв за основу забытое искусство палехских ремесленников, известных мастеров по монументальной живописи и иконописи, а также позаимствовав некоторые идеи у художников, изготовляющих Федоскинскую миниатюру. Палехские мастера соединяют взятые за основу отточенные художественные приемы своих предшественников с народным творчеством, создавая тем самым яркий пример собственного многогранного языка.

В изготовлении палехских сувениров в настоящее время используются сюжеты русских народных сказок в виде богатырей, девиц, жар-птиц, которые оформляются в своеобразном стиле с включением в роспись орнаментов и деталей рисунков золотых красок, придающих изделиям выразительность и праздничность.

В основу росписи палехской миниатюры художники накладывают фон черного цвета, на котором в несколько слоев белилами рисуется изображение диковинных цветов, сказочных и бытовых сюжетов, необходимое для выполнения цветочной основы. Затем палехские мастера переходят к этапу роскраши, который заключается в раскрытии цветовой гаммы, прорисовывая на светлом фоне темной краской контурные детали рисунка и выявляя композиционные части теневым и световым методом, осуществляя процесс приплавки. Следующим этапом выполняется работа красками в трех тонах, в которой художники наносят линии в виде пробелов, после чего наносится защита с использованием прозрачного лака.

Основной чертой палехского письма специалисты отмечают владение приемами плавей и умением рисунка пробелами, которые изображаются в виде иконопи (блики, прямые штрихи), щетинки (тончайшие линии золотом), пробела краской (в три тона), пера (раскрашивание складок на одежде).

Палехские миниатюры отличаются особым стилем изображения животных и человеческих фигур, а также богатейшим разнообразием орнаментных узоров. Кроме того, на многих изделиях лаковых миниатюр Палеха изображены картины в виде силуэтов местных церквей, белых берез, могучих сосновых веток, жаркого солнца.

Ключевыми элементами техники письма в палехской технике являются применение золотых и серебряных линий, штрихов, которые неразрывно связаны со средневековым представлением о светлом и темном начале человеческой жизни. Использование приемов рисования серебряными и золотыми красками выполняется в целях более яркого отражения композиционных элементов с применением самой тонкой кисти, предварительно смоченной в воде.

Изделия, выполненные палехскими художники, имеют всемирную славу, представляя историческую ценность русского народного творчества.

Доклад 2

Российская лаковая миниатюра является старинным и широко известным во всем мире видом искусства, своеобразной визитной карточкой нашей страны. Самые известные школы росписи были основаны в селах: Палех, Федоскино, Мстера и Холуй.

Сегодня мы поговорим о творчестве палехских художников. Издавна они расписывают шкатулки, матрешки, панно, ларцы, портреты, холсты, броши и другие предметы быта из папье-маше водоразбавляемыми красками на основе сухих порошковых пигментов, которые называются темперой.

Еще до правления Петра I мастера-иконописцы из этого небольшого села прославились по всей русской земле. Они участвовали в росписи многочисленных памятников архитектуры: Московского Кремля, Новодевичьего монастыря и других.

После революции 1917 года палехские художники стали искать новые формы воплощения своего искусства — так появилась палехская школа лаковой миниатюры, знакомая нам с детства. Мастера отказались от дерева и стали работать преимущественно с папье-маше, перенеся на новый материал характерную для иконописи стилистику письма и технологию темперной живописи.

В конце 20-х годов в Палехе появилась профтехшкола живописи, которая через 8 лет была преобразована в Палехское художественное училище.

Лаковая миниатюра обычно выполняется на черном фоне. В картинах можно наблюдать обилие сусального золота. Сюжеты своих произведений палехские художники заимствуют из народных сказок, былин, сказаний, а также из творчества классиков русской литературы. Библейские сюжеты тоже нередко встречаются в работах живописцев.

Среди самых известных мастеров палехской лаковой миниатюры можно назвать Ивана Зубкова, Ивана Голикова, Ивана Баканова, Александра Катухина, Дмитрия Буторина, Николая Зиновьева, Ивана Вакурова.

Сувенирная продукция с палехской росписью пользуется большим спросом не только у наших соотечественников, но и у иностранцев, которые готовы платить крупные суммы за особо искусные работы. Шкатулки с лаковой миниатюрой можно встретить практически в любом российском доме. Они стали для нас родным предметом интерьера, символом уюта и тепла отчего дома.

Картинка к сообщению Изделия палехских художников

Популярные сегодня темы

Ежедневно человек контактирует просто с огромным количеством самых различных бактерий. Принято считать, что все эти бактерии достаточно опасны для нас и нашего организма.

Эпохой Возрождения принято называть период, наступивший в Италии между XIV и XVI веками и продолжавшийся, в общей сложности, около 250 лет.

Доклады и сообщения про Насекомых

Ни для кого не секрет, что проблема бездомных животных стоит в России чрезвычайно остро. Каждый день мы встречаем этих хвостатых скитальцев на улицах наших городов. Кто-то брезгливо отворачив

Желание что – либо создать сопровождало человека с глубокой древности. Со временем, плоды его работ стали делиться на результаты физического и умственного труда. Однако общим для обоих подтип

Практически все брюхоногие имеют раковину закрученного типа. Но, так же есть представители вообще не имеющие раковины. К таким относится, например, слизняк.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Изделия палехских художников

Подробности Категория: Палехская роспись Опубликовано 21.03.2019 16:57 Просмотров: 687

Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.

Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех.

Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь еще с допетровских времен жители занимались художественной росписью.

Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.
Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.
Но после Октябрьской революции 1917 г. в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви. Но палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 г. в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.

С 1918 г. в Палехе действует художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.
С этого времени на палехских миниатюрах появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев Гражданской войны и новое советское общество. Даже эти явно заказные заангажированные сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.

На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.
На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 г. палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше, выполненных для Кустарного музея.

Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.
Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.
Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.

Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.
Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, воспитывая новые поколения талантливых художников.
С 1928 г. до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем со сроком обучения от 4 до 5 лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.

Доклад Изделия палехских художников для 6 класса по русскому языку

В наше время есть люди, которые по настоящему интересуются и ценят народное искусство. К народному искусству относятся всевозможные сувениры выполнение ручной работы это и расписные шкатулки, и подносы, пасхальные яйца украшения из дерева и многое другое. Такие сувениры очень ценятся и покупаются во многих странах. Все эти изделия называются – Палех. Такие сувениры расписываются миниатюрной живописью. Что же означает слово Палех, многие даже не задумывались. Палех – это маленький город, который находится в московской области. Местные жители с давних времен занимаются росписью таких сувениров.

Читайте также:  Люксембург - сообщение доклад Окружающий мир 3, 7 класс

Свою знаменитость известные палехские живописцы обрели в конце восемнадцатого века. Они занимались росписью различных храмов, церквей по всем городам России. Но когда в России произошла революция, церкви стали массово закрывать и уничтожать и знаменитые палехские художники остались без своей основной работы. В это время и начался для них новый этап развития. Они нашли новое применение своему уникальному мастерству. Они начали заниматься удивительным мастерством росписью по дереву. И основателем такого вида искусства стали знаменитые палехские художники Иван Голиков и Александр Глазунов. С той поры на сувенирах начали появляются сказочные сюжеты, композиции с цветов, герои, которые прославляли нынешнею власть. Все это мастерство послужило дальнейшему развитию народного палехского промысла.

Так в 1923 году работы знаменитых палехских живописцев удостоены были награде второй степени. После того художники начали работать еще в одной новой и интересной технике папье –маше. И в 1924 году на очередной выставке они удивляли своей неповторимой красотой различные сувениры выполненные в этой технике.

На первый взгляд может показаться, что работа не сложная, но в ней заключено много тайн. Техника заключается в изготовлении сувениров из бумаги. К бумаге добавляют клей и делают будущие заготовки для изделий. Далее их обрабатывают специальным лаком и дают высохнуть в печи специально приспособленной для этого. И только после всего этого начинают расписывать красками, которые изготавливают по особой рецептуре. Рецепты изготовления таких красок не рассказывают не кому, а передают только своим ученикам. Для такой росписи они сами изготавливают и кисти. В основном делают их из меха белки.

Отличительная особенность палехских художников состоит в том, что они применяют темный почти черный фон, поэтому нанесенный на такой фон узор, зрительно кажется подсвеченным. Также расписывают сувениры золотом. У них остался стиль иконописный. Он просматривается во всех их работах.

Палехские живописцы очень трепетно хранят традиции своих предков промысла, предают по наследству свои умения и таланты своим ученикам.

В Палехе, начиная еще с 1928 года, существует школа, профессиональных художников, в которой и до сих пор обучают живописцев. Обучение продолжается в течении четырех лет. В настоящее время школа называется Палехское художественное училище им. Горького. Там, как и в старые добрые времена обучают своему неповторимому мастерству своих учеников. От – туда выходят выдающие и знаменитые художники, настоящая смена знаменитым палехским живописцам.

Сувениры и изделия палехских мастеров имеют огромный спрос и популярность их продают не только в Росси, но и за рубежом.

Для 6 класса по русскому языку

Изделия палехских художников

Популярные темы сообщений

Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.

Средние века, или Средневековье – это исторический термин, который отображает период истории в Европе и Ближнего Востока. Начался он после периода Античности, а за ним последовал период Нового времени.

Палестина – место загадок и тайн для каждого человека. Одно из самых знаменитых зданий – это дворец Халифа. С самых древних времен он был непостижим для людей, многие пытались выяснить все секреты, которые он хранит.

Проектная работа “Палех” (реферат+презентация)

Тема проекта: Палех.

Цели проекта:
Исследуя различные источники информации, выяснить, когда появился промысел, технологию изготовления изделий, современное состояние промысла.

Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.

Задачи проекта:

Рассказать об истории палехской росписи.
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам.

Освоить основные виды и приемы выполнения палехской росписи.

Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Проектная работа “Палех”(реферат)83 КБ
Проектная работа “Палех”(презентация)1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением английского языка №1354

ученица 5«Р» класса

Королева О. О., учитель русского языка и литературы

Лебедева Е. П., учитель информатики

Глава 1. Теоретические сведения о палехе.

1.1. Предшественник лаковой миниатюры.

1.2. Рабочее место палехского художника

1.3. Техника стенной живописи

1.4. Артель древней живописи.

1.5. Великий художник.

Тема проекта: Палех.

Цели проекта:
Исследуя различные источники информации, выяснить, когда появился промысел, технологию изготовления изделий, современное состояние промысла.

Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.

Рассказать об истории палехской росписи.
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам.

Освоить основные виды и приемы выполнения палехской росписи.

Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.

Глава 1. Теоретические сведения о палехе.

  1. Предшественник лаковой миниатюры.

Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях – шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, – изготовленных из папье-маше.

Процесс изготовления иконы был очень сложен и делился на ряд операций, распределённых по специальностям мастеров. Традиционным материалом для иконы на Руси была липовая доска. С XVIII века для икон начинает использоваться кипарис, но иконы из цельного кипариса встречались редко. Обычно доска под икону склеивалась из двух слоёв – кипариса и липы. Изображение наносилось на липу, а кипарис служил в качестве защиты от коробления, влаги и насекомых. Изготовление доски было обязанностью столяра. Последней его операцией была обработка особым рубанком, оставлявшим на поверхности под живопись мелкие борозды. Следующий специалист производил процесс заготовки. Заготовщик накладывал на шероховатую поверхность смазанное клеем полотно. После просушивания производилась грунтовка жидким алебастром (торцевание кистью до “рябой” поверхности). Затем заготовка снова просушивалась при комнатной температуре. Далее на шероховатую поверхность кремиткой наносился тонкий слой левкаса (до трёх раз с тщательной просушкой каждого слоя). С XIX века аналогичным способом выполнялась меловая заготовка (меловая поверхность мягче и лучше подходит для чеканки по золоту). В заключение в один слой грунтовались торцы доски. Следующая операция – очистка загрунтованной поверхности. Обычно выполнялась заготовщиком, но её мог делать и любой иконописец. Поверхность слегка смачивалась водой и “бузовалась” (шлифовалась) куском пемзы. Выбоины шпаклевались тем алебастром, который снимался с “бузуемой” поверхности (алебастр разводился водой до густоты сметаны). После этого доска просушивалась и сглаживалась свёрнутой сухой тряпкой. Очищенная, с матовой, ровной поверхностью доска поступала в процесс живописи. Сначала наносился рисунок либо от руки карандашом, либо при помощи припороха. Затем контуры прочерчивали графьёй, получая вдавленные линии. Следующий этап – позолота доски. Сначала выполнялась подготовка – все места, на которые должно было наноситься золото, покрывались полиментом. После просушки поверхность полировалась сукном. Операция повторялась до трёх раз. Полимент требовался и для прочности золочения, и для предотвращения просвечивания сквозь его тончайшие слои белого грунта. Для позолоты применялось листовое золото. Оно раскладывалось на замшевой подушке и разрезалось ножом с таким расчётом, чтобы его было достаточно на всю поверхность. Поверхность под золото смачивалась разведённой водой водкой. Затем беличьей кистью веером, смазанной сливочным маслом, золото накладывалось на подготовленную поверхность. Процесс позолоты оканчивался полировкой собачьим или волчьим зубом. Вышедшее за графьи золото счищалось. После позолоты мастер-доличник писал на иконе пейзаж, фигуры и все околичности. Завершал роспись мастер-личник. Им писались лица и открытые части тела персонажей. До XVIII века применялись только яичные краски. С XVIII века кроме яичных начали применяться и масляные..Иногда иконописцы употребляли яичные краски вместе с масляными. Масляными делалась подготовка, а яичными красками добивались тончайших эффектов в колорите и декоратино-орнаментальной обработке. Доличное письмо начиналось с роскрыши – выявления формы разведёнными на белилах красками. Затем выполнялась прокрышь – прокладывание локальных тонов. Последующая роспись восстанавливала рисунок по графьям (чаще всего сажей). Дольше следовала тушёвка – выявление объёма при помощи теней. Характеристику объёма завершали наложением пробелов. Работа личника начиналась с засанкиривания – грунтовки. По санкирю, придерживаясь графей, художник делал опись – наносил рисунок сажей или сиеной. На местах, которые должны быть в дальнейшем светлыми, белилами наносились пометки. Затем следовало вохренье. Производилось оно широко, плавью, “в приплёску” кистью, от середины обрабатываемой поверхности к краям. Первое вохренье давало основной тон лицу. После высыхания первого слоя выполнялось второе вохренье, более светлое по тону. Затем наносили силки для создания объёма, румянец киноварью, плавили охрой потемнее под глазами и в волосах. Завершался процесс общим вохреньем по тону светлее первого и томнее второго. Общая моделировка пластической формы заканчивалась прочерчиванием волос, подправлением описи, рисовались зрачки глаз, на самых светлых частях наносились насечки белилами. Начиная с XIX века, в обработке лиц применялась ещё и отборка – перекрёстная штриховка в тенях и светах разными тонами, в зависимости от цвета плавей. В тенях отборка делалась нередко рефтью. К отборке приступали после третьего вохрения. За ней следовала окончательная отделка. Окончательная живописная отделка иконы сводилась к обработке фона, филёнок, украшению красками по золоту под эмаль. Чеканка выполнялась особым мастером -чеканщиком – иногда до, иногда после написания иконы. Изготоленная икона подписывалась -калиграфически уставом или полууставом делались все необходимые надписи (изречения). Последняя операция отделки иконы – олифленье (лакировка) – выполнялась мастером-олифельщиком. На горизонтальную поверхность иконы наливали большое количество олифы и оставляли её впитываться на 2-3 часа. Затем излишки олифы удаляли рукой до тонкого слоя и давали засохнуть. Олифа нужна для предохранения красочного слоя от воздействия атмосферы и солнечных лучей. Кроме этого она своим золотистым тоном примеряла красочную пестроту.

1.2. Рабочее место палехского художника

Для работы палехскому художнику требуется специально оборудованный стол. Крышка стола должна быть строго горизонтальной, чтобы краски с оформляемого предмета не сливались под уклон. В столешнице прорезается прямоугольное отверстие 40х30 см для работы с высокими предметами (кузовок шкатулки или ларца должен входить в него заподлицо со столешницей). Для росписи боковых поверхностей шкатулка одевается на специальную гребёнку их фанеры, с помощью которой та удерживается на весу в прорези стола. В столе обязательно должен быть выдвижной ящик для хранения расписываемых изделий, инструментов и необходимых материалов. У каждого палехского художника есть специальная шкатулка (примерно 35х22х8 см) для хранения инструментов и материалов и пенал для хранения кистей, карандашей и других подобных предметов. Для рисования эскизов художнику требуется карандаш, резинка, циркуль, угольник, линейка и небольшой нож. Для обрисовки краской требуется острая беличья кисть. При переводе рисунка на поверхность изделия пользуются цировкой (иглой, вставленной в деревянный черенок).

Отличительными чертами палехской школы являются:
– миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
– общий мягкий тон письма;
– многообразие элементов композиции и их живописность;
– узорчатость палатного письма;
– разнообразие радужных сияний;
– вписание гор остроконечными лещадками;
– деревья с натуральной листвой;
– удлинённость фигур подобно строгановским;
– тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;
– пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом “в полуперо”;
– фоны разных тонов (вплоть до золотых).

1.3. Техника стенной живописи

Наряду с художественной миниатюрой большое место в современном искусстве Палеха занимает и монументально-декоративная живопись. Первые работы в этом плане – “Комната сказок” (бригада под руководством А.В.Котухина) и “Комната А.М.Горького” (бригада под руководством И.В.Маркичева) Ленинградского Дворца пионеров – были выполнены в 1936 году. В последующем палешане неоднократно расписывали стены дворцов культуры, санаториев, кинотеатров, детских учереждений и других общественных зданий в различных городах. Темы таких росписей обычно носят сказочный или литературный характер. Техника письма здесь идёт от традиций древних фресок. Практика показала, что роспись стен масляными красками не отличается прочностью. Поэтому палешанами применяются, как и в миниатюре, краски, разведённые на яичной эмульсии. Яичные краски пропускают через себя воздух, не образуют плёнок, впитываются в штукатурку, органически с ней связываются.

Для стенной живописи выполняется мелкозернистая штукатурка, которая чщательно выравнивается, обрабатывается стеклянной шкуркой и покрывается яичным разбавителем, на котором растворяются краски. Предварительно составленный эскиз росписи разбивается на клетки и, согласно клеткам, рисунок переносится на стену. Процесс живописи начинается с роскрыши красками щетинными и хорьковыми кистями. Все элементы раскрываются тонко и прозрачно лессировкой, одновременно цветовые и световые элементы. Затем производится опись общих контуров одежд, их складок, а также контуров всех предметов и их деталей. Следующий этап – подтушёвка. Соответствующими роскрыши тонами усиливаются тени, накладываются пробелы, прорисовываются отдельные детали (листва деревьев, лещадки и кремешки, волны на воде и т.д.). Как и в традициях иконописи, проработка деталей идёт в три тона. Золото в стенной живописи применяется редко. Головы персонажей пишутся не плавью, а лессировкой, начиная с наложения санкиря (санкирь накладывается только на теневых частях головы). После этого прокрываются соответствующим тоном волосы и накладывается полутон, затем – румянец. На световые части лица накладывается тельный тон. В последнюю очередь на выступающих частях накладываюся блики. Все тоны накладываются тонким слоем и лессировкой, чтобы все они вливались один в другой плавно, без граней. При этом художник должен действовать быстро, пока не высохли краски. После наложения всех тонов восстанавливается опись головы, накладываются движки и расчерчиваются волосы. Стенная живопись, выполненная яичными красками, ничем не закрепляется. Чем старше становятся краски, тем прочнее они держатся на штукатурке.

Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.

1.4. Артель древней живописи.

Бывшие иконописцы создали в 1918 году ‘’ Первую художественную декоративную палехскую артель’’, которая занималась реставрацией церквей, но она вскоре распалась. В 1920 году живописцы села объединились в артель по росписи деревянной посуды. Они расписывали солонки, ковши, ларцы, амфоры, матрёшки. В 1922 году И. И. Голиков, используя опыт лукутинских лаков, сделал роспись на папье-маше в иконописной манере и технике. Он написал миниатюру ‘’ Адам в Раю’’ и композицию ‘’ Пахарь’’. Заслуги И. И. Голикова в возрождении палехского искусства неоценимы. Он явился создателем новой палехской школы, сохранившей традиции искусства, казалось бы навсегда ушедшего в прошлое. 5 декабря 1924 семь палехских художников — И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин — объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники — И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.

1.5. Великий художник.

Любой из крупных палехских художников неповторимо своеобразен: мастер композиции, обстоятельный рассказчик А. Котухин и динамичный А. Дыдыкин; хранитель чистоты стиля А. Ватагин и Г. Буреев, внесший живописную свободу в традиционно строгий изобразительный язык Палеха; страстный жизнелюб Д. Буторин и мягкий, интеллигентный И. Вакуров; а у П. Баженова повышенная декоративность работ сочетается с живым наблюдением окружающего.

ГО́ЛИКОВ Иван Иванович (1886/87-1937), российский художник-иконописец, один из зачинателей палехской миниатюры, заслуженный деятель искусств России (1933). Основываясь на традициях иконописи Палехской, Строгановской и Ярославской школ, создал особый стиль палехской миниатюрной темперной живописи на изделиях из папье-маше. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 — в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.

Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.

Выразительный язык тонких линий, сделанных золотой наводкой по черному лаковому фону, роднил их с традициями Владимиро-Суздальской иконописной школы.

Решающую роль в судьбе Палеха сыграл Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской А. А. Глазунова, увидевший в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм», могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше. Возможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней живописи темперой.

В 1930 году Артель входит во «Всекомпромсоюз», а в 1932-ом в Москве открывается выставка «Искусство Палеха». По инициативе М. Горького в 1935 году при Артели создается библиотека и комната для хранения лучших произведений, составивших основу будущего Государственного музея палехского искусства. В том же году «Артель древней живописи» переименована в Товарищество художников Палеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.

В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, первым директором которых стал А. Г. Баканов. В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских были созданы Творческо-производственная организация Союза художников РФ «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», творческая мастерская Палешане.

Я узнала, что палех – это древний вид искусства. Палешане очень трудолюбивые люди. Они не только расписывали изделия из папье-маше, они делали декорации и занимались росписью стен. Мне кажется, что если мы глубже изучим наше народное достояние, тем легче мы сможем решить многие из наших проблем.

В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. Наша задача – сохранить это уникальное искусство.

  1. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград, “Художник РСФСР”, 1968 г.
  2. Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. Москва – Ленинград, Государственное издательство изобразительного Искусства, 1937 г.
  3. Котов В.Т. Художник Иван Голиков. Ярославль, 1973 г.
  4. В.Котов.”Палех/Palekh”.1975. “Изобразительное искусство”.
  5. “Иконы Палеха”. – М., “Прогресс”, 1994 г.

От иконы — к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х – начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций – изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например – шкатулки.

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе – это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Ссылка на основную публикацию