Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Я дышу, а значит, я живу. Мне кажется, что именно эта фраза максимально полно отражает огромное значение воздуха в нашей жизни. С детства каждый человек знает, что воздух окружает нас повсюду. Но далеко каждый может предположить насколько воздух важен для всего живого на нашей планете. О том, какое значение имеет воздух для живых организмов, я и собираюсь рассказать.

Роль воздуха в жизни людей

Сложно переоценить значимость воздуха в нашей жизни. Он является необходимым компонентом для поддержания жизни человека. Благодаря воздуху каждая клеточка человеческого организма может насытиться кислородом. Когда человек дышит, весь организм наполняется энергией.

Благодаря воздушному пространству возможен теплообмен человека и окружающей среды. Кроме того, воздух защищает человека путем снижения концентрации разного рода химических загрязнителей до допустимого уровня, а значит, минимизируется риск отравления организма.

Роль воздуха в жизнедеятельности животных и растений

Воздух важен не только для человека, но и вообще для всего живого. Животным организмам он также необходим для осуществления дыхательного процесса. Благодаря воздуху у животных нормализуется обмен веществ.

Растениям воздух также жизненно необходим. Благодаря ему на клеточном уровне происходит насыщение растений кислородом, без чего просто невозможны их рост и нормальное развитие.

Если бы не было воздуха

Давайте представим, что стало бы с нами, если бы вдруг по какой-то причине воздух исчез. Однозначно могу сказать, что ничего хорошего!

Вот что бы произошло:

  • Атмосфера бы уже не смогла защитить Землю от агрессивного солнечного воздействия, местами было бы очень светло, а местами наоборот – слишком темно, ведь солнечные лучи бы уже не рассеивались.
  • Земля бы оказалась мишенью для метеоритов.
  • Климат Земли изменился бы в корне. Например, возникла бы огромная амплитуда дневных и ночных температур. Она достигала бы 200 градусов! Не выпадали бы осадки, не стало бы облаков.

Иными словами, без воздуха и атмосферы на нашей планете не было бы жизни.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Человек не может жить без воздуха, так же как и не может существовать без еды и воды. Кислород заполняет большинство человеческих органов. В воздухе содержаться различные отравляющие вещества, но именно кислород очищает от них воздух. Растения вдыхают углекислый газ, а выдыхают уже кислород, который обязательный для всех живым существам. Благодаря воздуху, в почве возникают различные процессы образования элементов необходимых для жизнедеятельности растений. Животные тоже дышат кислородом, и если они будут испытывать нехватку кислорода, то они могут стать слабыми или даже погибнуть. Дышать кислородом – это потребность, необходимая всем живым существам.

Для полноценной жизни и нормального развития человеку а также всем животным и растениям нужно дышать. Атмосфера наполнена множеством разнообразных газов такими как кислород, азот, аргон, углекислый газ. Растения вдыхают в большом количестве углекислый газ и выдыхают чистый кислород, они так устроены и полностью привязаны к подобному фотосинтезу. Благодаря воздуху в почве образуются нужные элементы для полноценного роста растений такие как азот, фосфор, калий. Воздух защищает наземные растения от патогенного воздействия ультрафиолета, создавая вокруг них среду обитания. Он благотворно влияет на образование у них механических тканей. Углекислый газ поступает в стебельки, корни и листья растений. Интенсивность роста растений также зависит от движения воздуха. Горизонтальный воздух высушивает растения а вертикальный наоборот способствует их быстрому росту. Животные потребляют кислород в соответствии с весом и полом. Он для них жизненно важен. Его нехватка вызывает нарушение всасываемости полезных веществ, и как следствие, организм начинает накапливать токсины, что может привести к гибели животного. Для человека воздух имеет огромное значение, точно так же как вода или питье. Он насыщает кислородом весь организм, все органы для их продуктивной работы. Нехватка кислорода сказывается на самочувствии.

Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;

развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «А» Учитель: Драгунов А.М.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;
  • развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Предметные: научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;

Метапредметные: научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстра-ционных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

– оборудование для проведения опытов;

– карточки для кластера;

– «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.»;

– мини-кластеры по группам;

-Экологические задачи (раздаточный материал);

– индивидуальные оценочные листы.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк Окружающий нас мир

Начинается урок. Интересно познавать.

Тихо девочки за парту сели, Его тайны и загадки

Тихо мальчики за парту сели. Мы готовы разгадать.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)

– Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача – угадать и привести примеры.

– Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)

– А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)

– Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке?(нет) Посмотрите внимательно.(нет, ничего)

– А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище: « Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Что это?»

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь ?

– Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем на конференции, составим кластер .

– Как мы сможем ответить на вопросы, которые поставим перед собой? (проведём опыты или исследования, используем жизненный опыт, воспользуемся материалом учебника и помощью учителя).

Работа с текстом.

– Про воздух говорят: « Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:1) Что такое воздух? 2) Какой газ самый важный и почему? 3) Что такое атмосфера ? 4) Сколько человек может прожить без воздуха?

Заполнение диаграмм « Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:

Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.

– Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

4.Совместное открытие знаний.

Доказываем реальность воздуха.

– Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?

– Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах ( 1 мин): мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы – это лаборатории.

Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)

Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)

Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

– Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.

1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.

2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?

Вывод: воздух легче воды.

3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 5. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)

Вывод: воздух поддерживает горение.

-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)

Опыт 6. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.

Опыт 7. Разбор опыта в учебнике.

– Что происходит? Почему это стало возможным?

Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

– Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер. Послушаем стихотворение о свойствах воздуха (3 учащихся):

Он прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,

Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла

Он окутывает нас. И лежит на них каймой.

Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,

Пахнет свежестью смолистой, Мы о нём не говорим.

Пахнет дубом и сосной. Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

Работа в группах.

– Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: « Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

– Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.

– Казалось бы человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле? К нам пришла телеграмма: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Жители города».

– Выберите и наклейте, что является источником загрязнения воздуха (работа в парах с картинками).

– Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? ( 10 тонн )

– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? ( Установка очистных сооружений )

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? ( 14 кг)

– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? ( Озеленение окружающей среды )

Тест « Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.

  1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

– Послушаем стихотворение « Берегите свою планету»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

– Назовите тему урока одним словом. ( воздух)

– Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? ( жизнь)

– Заполните индивидуальный оценочный лист.

– Приём « Светофор». С помощью стикера покажите, как усвоен материал:

7.Домашнее задание. ( по выбору)

– Нарисовать рисунок на формате А4, написать не менее 5 правил: « Как сделать город чистым»;

– подготовить сообщение о воздухе;

– составить кроссворд по теме « Воздух».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 2 классе.

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать .

формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к природенаблюдение за учащимися с помощью методики критического мышленияЗадачи:обеспечить .

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему “Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха”. УМК “Планета Знаний”.

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать у дете.

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека.

Воздух – роль воздуха в жизни человека, растений и животных

Воздухом называется смесь природных газов – азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений – азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Человек и Мир, 2 класс. Тема: “Значение воздуха для растений, животных и в жизни человека”

Тема: “Значение воздуха для растений, животных и в жизни человека”

Задачи урока: расширить знания учащихся о значении воздуха в природе и жизни человека; рассказать о роли растений в поддержании чистоты воздуха (обогащение воздуха кислородом, очистка его от пыли); познакомить учащихся с источниками загрязнения воздуха и мерами по его охране; акцентировать внимание на значении чистого воздуха для здоровья человека.

Оборудование и наглядные пособия: надувные мячи, комнатное растение бальзамин в горшке, вазелин, бумажные салфетки, рабочая тетрадь (, “Рабочая тетрадь. Человек и мир. 2 класс”), книга для чтения (, “Книга для чтения. Человек и мир. 2 класс”), разноцветные мелки.

Урок начинается с проверки знаний учащихся о свойствах воздуха. Учитель открывает на классной доске заранее подготовленную таблицу, которую предлагает учащимся изучить в парах, а потом назвать три свойства воздуха, которые можно в таблице перечеркнуть одной прямой линией.

Плохо проводит тепло

Имеет голубой цвет

Хорошо проводит тепло

Хорошо пропускает солнечные лучи

Не имеет запаха

Пары, готовые отвечать, берутся за руки и поднимают их вверх. Заслушиваются ответы некоторых учащихся. Учитель показывает линией правильный ответ: прозрачность – бесцветен – не имеет запаха. Внимание второклассников ещё раз обращается на то, что воздух также хорошо пропускает солнечные лучи и плохо проводит тепло.

Затем учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на классной доске разным цветом.

Красный: Проживёшь, воздуха, не, без.

Синий: Воздух, и, жизнь, там, где.

Предлагается работа по вариантам: составить пословицы из слов, записанных красным цветом (1 вариант), и из слов, записанных синим цветом (2 вариант). Ответы: Без воздуха не проживёшь. Где воздух, там и жизнь.

Учитель просит назвать объекты природы, которые без воздуха погибнут (Растения, животные, человек).

Для ролевой игры класс делится на три группы: 1-я группа должна рассказать, какое значение имеет воздух для растений, 2-я – о значении воздуха для животных, 3-я – о значении воздуха для человека.

Учащиеся 1 группы рассказывают классу, что воздух нужен растениям для дыхания, по воздуху расселяются плоды и семена некоторых растений.

Учащиеся 2 группы говорят о значении воздуха для дыхания животных, воздух нужен для полётов птицам, насекомым, некоторым зверям.

Учащиеся 3 группы рассказывают о значении воздуха для дыхания человека; благодаря воздуху люди летают на самолётах, вертолётах, воздушных шарах; человек использует воздух в быту (накачивает шины велосипедов, автомобилей, надувные игрушки) и т. д. Дети могут сказать об использовании воздуха для своих игр и занятий (воздушные шары, мыльные пузыри, воздушные змеи, бумажные вертушки).

Дополняя ответы учащихся, учитель сообщает, что без воздуха на Земле небо всегда бы было чёрным, не было бы ни рассветов, ни закатов. Дни резко, без переходов сменялись бы ночами, а ночи – днями, не было бы облаков и туманов. На нашей планете наступила бы полная тишина, потому что звук передаётся по воздуху. Благодаря воздуху мы слышим, говорим, поём.

Далее организуется чтение рассказа “Почему без воздуха не прожить на Земле?” (, “Книга для чтения. Человек и мир. 2 класс”). Учащиеся узнают, что слой воздуха, окружающий землю, помогает сохранить тепло, защищает планету от метеоритов и губительных космических лучей. Воздух – одно из необходимых условий жизни на земле, потому что нужен всему живому для дыхания.

Закрепить полученные знания помогут задания 10 и 11 в рабочей тетради (, “Рабочая тетрадь. Человек и мир. 2 класс”). В задании 10 нужно найти и отметить красными кружками неверные высказывания о воздухе. В задании 11 учащимся предлагается соединить стрелками названия изделий, в которых используется одно свойство воздуха.

Дальнейшая работа на уроке позволит углубить и расширить знания учащихся о значении воздуха для дыхания. Учитель рассказывает, что без пищи человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – только несколько минут. Воздух нужен и животным, и растениям, если он не поступает к ним, они погибают.

Советуем на уроке с учащимися провести несложный опыт с комнатным растением – бальзамином. Учитель показывает детям нижнюю сторону листочков растения, сообщает, что там находятся маленькие отверстия (устьица), через которые поступает воздух.

— Что произойдет, если намазать толстым слоем вазелина 2 листочка сверху и 2 листочка снизу?

Учитель просит высказать свои предположения, а затем провести опыт и проверить их. Через неделю учащиеся наглядно убедятся, что листочки со слоем вазелина на нижней стороне отмирают.

Говоря о дыхании, учитель акцентирует внимание второклассников на том, что воздух состоит из разных невидимых газов. Растения, животные, люди вдыхают кислород, выдыхают в воздух особый газ. Учёные назвали его углекислым газом. Для дыхания он не годится.

Проводится групповая работа. Один из учеников в группе надувает надувной мяч. Затем этот же ученик вдыхает воздух из мяча и снова выдыхает воздух обратно в мяч.

— Почему с каждым вдохом и выдохом становится труднее дышать? (При дыхании мы “вылавливаем” из воздуха кислород. Зато в нём становится больше непригодного для дыхания углекислого газа)

Опыт позволяет подвести учащихся к выводу, зачем человеку постоянно нужен чистый воздух, насыщенный кислородом.

Дым фабрик и заводов, пожары, выхлопные газы автомобилей увеличивают количество углекислого газа в воздухе, загрязняют воздух ядовитыми веществами, сажей, пылью. Такой воздух вреден и для природы и для здоровья людей.

Углубить знания по данному вопросу помогут рассказы из книги для чтения “Дым – враг здоровья” и “Чем опасен табачный дым?”.

Закрепить знания об источниках загрязнения воздуха поможет задание 12 в рабочей тетради.

Затем на уроке обсуждается вопрос:

—Что нужно делать для сохранения чистоты воздуха?

На трубах фабрик и заводов устанавливают специальные устройства для улавливания дыма. На улицах появилось много автомобилей, которые работают на природном газе и дают меньше вредных выбросов. На шумных перекрестках, где раньше скапливались десятки автомобилей, строят подземные переходы и автомобильные развязки. Грузовой транспорт движется по специальным дорогам, часто в объезд городов. Для борьбы с пылью улицы поливают водой. Проводится озеленение городов и деревень. Листья растений задерживают пыль и сажу, очищают воздух, а днём еще и обогащают воздух кислородом.

Расширить знания о роли растений в поддержании чистоты воздуха поможет рассказ “Зелёные пылесосы” в книге для чтения.

Учитель еще раз акцентирует внимание учащихся, что чистый воздух – залог здоровья человека. Поэтому важно проветривать жилые и служебные помещения, обязательно проводить влажную уборку. Полезно гулять на свежем воздухе в парковой зоне, в лесу. Надо стараться меньше находиться вблизи автомобильных дорог.

Для закрепления можно предложить ученикам выполнить задание 14 в рабочей тетради. Учащиеся рассматривают рисунки, выясняют, о каких правилах поддержания чистоты воздуха в помещении они напоминают.

— Соблюдение каких правил (во время дежурства) помогает заботиться о чистоте воздуха в классе?

Учащиеся обводят соответствующие рисунки-подсказки зелёным карандашом.

В заключение урока можно предложить учащимся по цепочке продолжить предложение:

— Сегодня на уроке я узнал.

Рекомендации к выполнению домашнего задания: в Дневнике наблюдений (, “Человек и мир. 2 класс: дневник наблюдений” Минск: Аверсэв, 2015) можно выполнить задание 4 (с. 13), задания 1, 2 (с. 13-15).

Дополнительный материал по теме урока (пословицы, загадки, ребусы, вопросы знатокам, интересные сведения) ученики могут прочитать на страницах 27-31 в книге , , “О чём в учебнике не прочитаешь” (Минск: Аверсэв, 2015).

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

В атмосфере находятся множество химических газов – это в большей степени азот и кислород, а в меньшей углекислый газ и аргон. Эти природные смеси нужны каждому дышащему организму и растениям, чтобы развиваться дальше. Жизнь растений и животных в атмосфере.

Для растений

Зеленые растения вдыхают только углекислый газ, а выдыхают кислород, который так нужен всем существам, живущим на земле. Они полностью зависят от этого фотосинтеза, который поступает в листья, корни, стебельки. Каждая зеленая клеточка нуждается в углекислом газе, поступая через устьица в листочки. С помощью воздуха в земле происходят процессы образования важнейших элементов для развития и жизни растений.

Воздух помогает окружающей среде защищать зелень от ультрафиолета.

Для животных

Животные потребляют нужное количество кислорода в зависимости от возраста, пола и веса. Если у них будет нехватка кислорода, то всасываемость полезных веществ замедляется, и в организме будут скапливаться токсины. Живность ослабевает и может даже наступить смерть, если не будет к легким поступать воздух.

Воздух в жизни человека

Для людей воздух необходим как еда или питье. Кислород насыщает многие органы человека, и по крови проходят к каждой клеточке организма. В атмосфере существует множество отравляющих веществ, а кислород очищает его. Всем необходимо дышать, чтобы подпитываться энергией и силой.

Именно для этого им нужны процессы круговорота в природе.

Твір на тему: Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Related posts:

Какое значение имеют растения для животных? Для животных растения играют немаловажную роль. Благодаря им большинство животных пользуются кислородом который выделяют представители флоры. Благодаря им сужается число углекислого газа в воздушной атмосфере, который исходит из дыхательной системы.

Значение леса в жизни человека Лес – не только богатство и красота Земли. Лес – это, по известному выражению, “зеленые легкие” планеты. В лесу воздух становится насыщенным кислородом. А хвойный лес не зря называют.

Сочинение Взаимоотношения человека и природы Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не.

Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И.

Значение и роль воды в жизни человека Трудно переоценить значение воды в нашей жизни, это настоящее природное богатство. Более половины нашей планеты занимают различные водоемы. Вода вокруг нас может находиться в трех состояниях: жидком – океаны, моря.

Палеозойская эра: выход растений на сушу Палеозойская эра, или сокращенно Палеозой – крупный период в истории развития Земли, следовавший за архейской эрой и предшествовавший мезозойской эре. Палеозой начался 542 миллионов лет назад и продолжался около 290.

Периодизация и продолжительность жизни животных Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем? Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных.

Пословицы и поговорки о животных Пословицы и поговорки для дошкольников про животных. Пословицы и поговорки для школьников о животных. Пословицы поговорки о красоте растений. Пословицы и поговорки про животных русского народа ♦ У коровы молоко.

Доказательства эволюции животных Вопрос 1. Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных? Ископаемые останки животных с большей вероятностью можно найти в местностях, где на поверхность выходят известковые отложения (в них часто.

Экологические ресурсы Вопрос 1. В чем состоят отличия между понятиями “условия” и “ресурсы”? Ресурсами называют вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности. Ресурс (в отличие от условий) может расходоваться и.

Тест по биологии в 7 классе по теме “Клетка животных” Тест по биологии в 7 классе по теме “Клетка животных” составлен по учебнику В. М. Костантинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко Тест составила: Емельянова Галина Кирилловна, учитель биологии МБОУ.

Конкурс “Что ты знаешь о животных?” Брейн-ринг “Знаешь ли ты животных” – Зачем кузнечику сабля? А) для “сражений”, Б) для откладки яиц, В) для красоты. (Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.) – Почему.

Сочинение по картине Н. Ромадина “Весенний воздух” И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь… С. Есенин. Н. М. Ромадин – известный русский художник. Его “творческий спектр” весьма широк –.

Воздух детства Готовясь с сыном-восьмиклассником к зачету по биологии, прочел в учебнике, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного.

Имеет ли человек право на месть Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают – со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться.

Конкурс знатоков растений 1. Самый простой увеличительный прибор? (ручная лупа) 2. Осевой вегетативный орган растения с неорганиченным верхушечным ростом, имеющий радиальное строение, и никогда не несущий листьев?(корень) 3. Осевой вегетативный орган растения с.

Одомашнивание животных Вопрос 1. Какие пути одомашнивания животных кажутся вам более достоверными? На сегодняшний день предполагается несколько путей одомашнивания. Каждый из них можно считать достоверным. Во-первых, животных ловили во время охоты, а.

Тест по биологии в 9 классе “Последствия хозяйственной деятельности человека” Тест по биологии в 9 классе “Последствия хозяйственной деятельности человека” Подготовила: учитель биологии Филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ С. Кочетовка Мокеева Светлана Николаевна Задания с выбором одного правильного.

Защита животных Центр защиты прав животных “ВИТА” направил открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и Председателю Законодательного собрания В. С. Макарову с просьбой запретить на местном уровне фотобизнес с дикими животными.

Конспект урока по биологии “Влияние осени на жизнь растений” 7 класс КОУ ОО “Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида” Урок биологии по теме: “Влияние осени на жизнь растений “ 7 класс Региональный компонент Разработала: Учитель биологии Яковлева Раиса Васильевна ТЕМА.

Урок по теме: “Ткани животных” Волощук Л. А. Учитель биологии МАОУ “СОШ №4” Г, Тобольск Тюменская область Урок “Ткани животных”. Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать.

Какое первое животное запустила франция в космос? Франция, удивительная страна, она имеет свой неповторимый колорит с привкусом романтики. Поступки французов всегда были неординарными, и касается это не только банальных вещей, но и даже первого полета животного в.

Развитие животных с превращением и без превращения Вопрос 1. В чем основные отличия развития с метаморфозом и без него? У животных, развивающихся без превращения, личиночные и взрослые особи похожи. При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка.

Нестандартный урок природоведения в 1 классе на тему” Что ты знаешь о животных и растениях” Тема. Что ты знаешь о животных и растениях. Цели: закрепить и систематизировать знания по теме, развивать кругозор и словарный запас детей, умение анализировать и делать выводы, способствовать воспитанию любви к.

Пластический обмен. Фотосинтез Вопрос 1. Что такое ассимиляция? Ассимиляция, или пластический обмен, – это совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах. Ассимиляция всегда сопровождается поглощением энергии, источником которой могут являться молекулы АТФ.

“Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в.

Влияние человека на экосистемы Вопрос 1. Сформулируйте, что такое экологическое нарушение. Приведите примеры подобных явлений. Экологические нарушения – это внезапные изменения в естественных экосистемах, которые вызывают резкое увеличение численности популяций одних видов и гибель.

Тест на тему “Лишайники. Водоросли” Тест на тему “Лишайники. Водоросли” 1. Фотосинтез у водорослей происходит в: А) ядре в) цитоплазме Б) хроматофорах г) хлоропластах 2. Лишайнику как единому организму присущ способ размножения: А) половой в).

Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри В своих произведениях М. Ю. Лермонтов часто для описания местности, используемой в работе, показывает читателю всю красоту Кавказа. Это любимое место писателя. Его поражает не только красота природы, но и.

Историческое значение образа Чацкого Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое.

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений

ШУЙКЕБАЕВА АЙГЕРИМ БЕЙБЭТОВНА

КГУ «ПОБЕДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА», КАРАБАЛЫКСКИЙ РАЙОН, С. ПОБЕДА

Тема урока: «Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Цели: Образовательные:

  • Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
  • Расширить представление об использовании воздуха;
  • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход урока:
  1. I. Организационный момент.
    Прозвенел долгожданный звонок.
    Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
    Вопросы приготовил он для Вас.
    Чтоб дружно поработал весь класс.
    Он желает Вам удачи!
    За работу, в добрый час!
    II. Введение в тему урока.
    — Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями)
    — Он полностью с Вами согласен.
    — Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
    — Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
    «Круглый, гладкий, как арбуз.
    Цвет любой на разный вкус.
    Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)
    — Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
    — А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — узнаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока «Воздух. Значение воздуха для человека, растений и животных
    III. Сообщение темы и целей урока.
    — Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
    Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать». Воздух — это то, чем мы дышим.
    — Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы: (НА ДОСКЕ)
    Что такое воздух.
    2. Какими свойствами обладает воздух?
    3. Как человек использует воздух?
    4. Нужно ли охранять воздух?
    IV. Изучение нового материала.

Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать? Давайте проведем опыты!
Опыт Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
возьмите воздушные шарики, надуйте, а затем спустите. Что вы можете сказать? Внутри шарика находится воздух. Сделайте вывод…
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
— Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
— Как Вы думаете, из чего состоит воздух? (ответы)
— Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
— Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу — густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим!

  1. V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
    — Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
    — Можно ли воздух увидеть? (ответы)
    Опыт 1. Иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.
    Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
    — Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть? (Появляются пузырьки)
    Это пузырьки воздуха.
    Вывод:В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 2.Цель: показать, что воздух прозрачен.
    Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух? (всё видно)
    Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 4.Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
    Ход. Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
    Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
    Закроем глаза. (ПШЫКНУТЬ) что почувствовали? Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
    Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 5.Цель: показать, что чистый воздух не имеет вкуса. Не ощущаем.
    Ход. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какой вывод сделаем?
    Вывод: Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 6.Цель: показать, что воздух не имеет формы.
    Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет воздух форму?
    Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
    VI. Физкультминутка. Шарики воздушные
    VII. Использование свойств воздуха человеком.
    Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
    Ход. Помашите тетрадками перед собой. Что почувствовали? (лёгкий ветерок)
    — Как ветер связан с воздухом?
    — Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
    « Земля в разных местах по — разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
    Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    — Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль
    Опыт 8.Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.
    Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит? Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Вывод: При нагревании воздух расширяется.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается.
(карточка с выводом вывешивается на доску)

А сейчас ребята вашему вниманию предоставляется видео, где подтверждены ваши выводы об опытах.

Рассказ учителя.
«
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными части­цами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зим­ний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что… Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло. (карточка с выводом вывешивается на доску)
VIII. Закрепление знаний.

— Перечислите свойства воздуха
IX. Охрана воздуха.
— Ребята, людям, животным, растениям — всем нужен воздух.
— Ребята, а от чего воздух может загрязняться? (ответы)
— Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы)
— Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
— Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (ответы)
— На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. (Слайд 30)
X. Итог урока. Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. ТЕСТ Ответьте на вопросы теста, теперь поменяйтесь тестами с соседом. И проверьте, поставьте оценку. (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ И КРИТЕРИИ) ОЦЕНИВАНИЕ.

— Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия. Ребята, незнайка благодарит вас за работу на уроке, теперь он много знает о воздухе, потому что вы ему в этом помогли!

Итак ребята, у вас на партах лежат карточки на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
XI I. Домашнее задание.

В учебнике читать, пересказывать с. 56

КГУ «Побединская основная школа»

Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему:

«Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Читайте также:  Доклад про Семь чудес света (сообщение)
Ссылка на основную публикацию