Третьяковская галерея – сообщение доклад (2, 3, 7, 8 класс)

Сообщение-доклад Третьяковская галерея для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

К числу самых крупных мировых музеев можно смело отнести Третьяковскую галерею. На сегодняшний день, это не только музей национального изобразительного искусства. В свою очередь, Третьяковская галерея – словно сокровищница, которая бережно хранит все собранные за долгое время шедевры русской культуры. Все картины и скульптуры, которые были здесь собраны, посвящены только русскому национальному искусству. Изначальной задумкой создания галереи было полное сохранение работ русских художников и скульпторов. Самое удивительное, что даже сегодня соблюдается и сохраняется это правило.

Основателем этого удивительного места был Павел Третьяков. Он родился в богатой семье, которая принадлежала к достаточно известному роду купцов. Павел Михайлович был очень образованным и умным человеком. Получив хорошее образование, он занялся отцовскими делами. Когда умерли родители, именно Павел продолжил семейное дело. Его фабричное предприятие росло и процветало, принося достаточное количество прибыли. Все Третьяков был удивительно образованным человеком, который сильно интересовался развитием искусства. Он закупал картины голландских художников, но все же, хотел создать что-то свое – родное. В 1856 году Третьяков собирает коллекцию русских мастеров. Первыми работами, нашедшие место в коллекции были картины Худякова и Шильдера.

Долгое время после этого Третьяков занимается собранием различных картин, самых разных мастеров. Он знакомится и поддерживает дружеские отношения со многими художниками. А те, в знак помощи и поддержки задаривали купца своими картинами. Так было положено начало галереи. С 1872 года под руководством Павла Михайловича начинается постройка первых залов будущего музея. Их начали пристраивать прямо к самому дому, в котором проживал купец. Уже в 1902 году здание немного реконструируют по особому проекту Васнецова. Всю собранную коллекцию великолепных картин Третьяков решает передать как подарок городу. Теперь каждый желающий мог познать великолепие художественного мира, просто посетив Третьяковскую галерею.

В галереи росли различные фонды, добавлялись здания и привозились новые экспозиции. В Великую Отечественную войну с Третьяковской галереи все полотна перевезли в другие города, но по окончанию военных действий, все в целости и сохранности вернули обратно в Москву. Теперь кроме картин и скульптур, большого значения в галереи имеют иконы. Кроме этого сюда добавились произведения многих знаменитых скульпторов. Очень часто в Третьяковской галереи устраиваются выставки и экскурсии. Кажется, что оказавшись внутри здания, можно потеряться. Если попробовать срезать путь на неизвестном лестничном переходе, можно долго бродить по зданию в поисках выхода.

Красивые залы, с не менее удивительными картинами откроют всю красоту галереи. Это, в первую очередь, работы Васнецова и пейзажи Саврасова. Кажется, что на эту красоту можно смотреть вечно, не отрывая глаз от картин. Картины с огромной точностью могут передать настроение автора, и окружающего его мира. Каждая картина, поистине удивительный шедевр искусства. Благодаря экскурсиям по Третьяковской галереи обычный человек на ярких примерах узнает историю народных художников. Можно сказать, что все картины, которые стали неотъемлемой частью Третьяковской галереи, передают как культуру, так и историю всего русского народа.

Нашли свое почетное место, на стенах галереи, и картины портретистов. Здесь можно увидеть портреты многих дворян, императоров и даже писателей. Интересно узнать, какими они были, как себя представляли, и даже во что одевались. Поэтому недаром, каждый год Третьяковская галерея становится местом, куда съезжаются туристы со всех уголков мира.

Доклад-сообщение Третьяковская галерея

Нет наверно не одного человека, которому бы не нравились очень красивые вещи сделанные руками мастеров. Даже люди, которые жили в далекие времена, до наших дней не были исключениям. Им также очень нравились различные изделия ручной работы. Они расписывали стены различными картинами своего быта, вырезали фигурки с дерева, а также лепили из глины статуэтки и любовались своими трудами. У нас с вами в наше время есть уникальная возможность, полюбоваться всеми этими работами посети музей. В музеи мы можем посмотреть и полюбоваться изделиями искусства: картинами и скульптурами. В столице России в Москве есть уникальный такой музей – то Третьяковская галерея. Это очень большой по размерам музей. Назван этот музей в честь очень богатого купца Павла Третьякова около 160 лет назад. Именно он основал галерею.

Павел Третьяков был поистине настоящий ценитель искусства. Его мечта была, чтоб каждый желающий мог увидеть картины художников.
Купец был очень богат, он имел возможность покупать картины знаменитых художников различные скульптуры и другие всевозможные изделия искусства.

Все эти предметы искусства находились у него в имении. И только после того как коллекция стала очень большой, он ее подарил своему любимому городу. Так и была создана эта знаменитая галерея, он до смерти распоряжался всеми предметами искусства находившимися в музее.

Третьяковская галерея состоит из нескольких зданий, которые находятся в разных районах Москвы. Но более значимая галерея, которую хотят посетить, многие ценители искусства находится по адресу Лаврушинский переулок, 10.

Самое главное достояние этого музея- это картины очень знаменитых художников разных времен.

В этом музее 62 огромных зала, по которым можно долго ходить и рассматривать эти великолепные по своей красоте и неповторимости картины. Главной особенностью этой галереи является « Сокровищница» здесь находятся экспозиции, выполненные из золота и драгоценных камней.

Третьяковский музей проводит, как постоянные выставки изделий искусства, так и временные. Для временных выставок, картины привозят из других городов и стран, чтобы ценители искусства могли полюбоваться шедеврами известных мастеров и художников.

Вариант №3 Сообщение Третьяковская галерея доклад

Все мы любим, смотреть на красивые вещи, и поэтому с огромным удовольствием посещаем музеи. В столице нашей родины есть уникальное место, где собраны изумительные коллекции произведений искусств. Это Третьяковская галерея. Она расположена почти в самом центре города. Для того, чтобы полюбоваться ее сокровищами множество людей прибывают в один из старых мест Москвы, в Лаврушинский переулок.

Созданием галере и ее сохранностью мы обязаны основателю, купцу и промышленнику Павлу Михайловичу Третьякову, поставившему в 1856 году цель создать коллекцию, превратив ее в национальное достояние. И хотя он всю свою жизнь был предпринимателем, но обладал уникальным умом и безупречным вкусом. Спустя много лет в столице появилась Третьяковская галерея, насчитывающая около двух тысяч полотен, рисунков и скульптурных памятников. Его брат Сергей Михайлович также подарил городу коллекцию работ художников из Западной Европы середины и второй половины XIX века. В настоящее время они находятся в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств.

Посещая галерею, можно увидеть репродукции знаменитых художников, о которых написаны в школьных учебниках. Находятся картины в 62 залах, среди которых особой популярностью пользуется экспозиция «Сокровищница», где помещены изделия из драгоценных камней и дорогих металлов. Также привлекают посетителей находящиеся в залах старинные иконы, в частности лик Владимирской Божьей матери, «Троица», написанная Рублевым и множество вещей, созданных Дионисием, Симоном Ушаковым.

Сейчас Третьяковская галерея пополняется новыми экспозициями, активизирует сотрудничество со многими мировыми музеями, давая им коллекции для временных выставок. С 1995 года считается одним из ценных объектов культуры.

Вариант №4

В одном из самых древнейших районов Москвы в Замоскворечье находится Третьяковская галерея, которая является одним из крупнейших музеев мира. Основателем галереи является Павел Михайлович Третьяков, он хотел, чтобы в галерее находились только достояния русского народа и всех кто имеет к нему отношение. Павел Михайлович был московским купцом и промышленником, свою любовь к русским художникам решил сохранить на долгие годы и организовал галерею, а в последующем хотел, чтобы она превратилась в музей и несла в массы русскую культуру живописи.

Открытие галереи прошло в 1856 году, именно тогда молодой Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько картин известных тогда художников. Третьяков хотел, чтобы галерея осталась национальной и в ней находились лишь картины русских художников.

В 1892 году вся Россия получает галерею уже с многочисленными картинами и скульптурами русских художников она насчитывала около двух тысяч экземпляров, все это были подлинные работы, которые Третьяков собирал долгие годы. В лице всех художников Павел Михайлович получил благодарность за такой огромный вклад в культурное развитие страны.

Вместе с работами русских художников Третьяков отдал коллекцию картин, которую собирал его брат. Сергей Михайлович собирал живопись западноевропейских художников 19 века, и они расположены в музее А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже.

Когда Павел Михайлович решил основать галерею, он выбирал картины по тому времени, к которому она подходит. Многие говорили, что тогдашние художники очень уважали мнение Третьякова и хотели, чтобы он взял картину именно у них. Вскоре Третьякову разрешалось первому смотреть на картины и выбрать любую, а потом только картины видели уже остальные.

К своему имению Павел Михайлович пристроил еще здания для картин, так как в его доме они уже не помещались, и им нужно было отдельное место. По плану, который разработал муж его сестры, построили двухэтажное здание с отдельным входом для посетителей галереи. В 1892 году, когда Павел Михайлович подарил галерею Москве, Дума оставила за ним право продолжать выбирать картины.

После смерти Павла Михайловича галереей управляла его дочь Александра Павловна Боткина. Прошло очень много лет, и галерея не раз подвергалась перестройкам, ведь насчитывается более ста тысяч композиций в музее. Пристраивалось многочисленное количество зданий для того чтобы сохранить первозданное место, на котором была построена Третьяковская галерея. Сначала, картины развешивали по мере их приобретения, но потом картины расположили в хронологическом порядке.

Сейчас Третьяковская галерея находится в двух местах в Лаврушинском переулке, где ее основал непосредственно сам Павел Михайлович и в помещениях на Крымском валу. Картины, в галерее различных эпох начиная от древнерусского искусства и заканчивая послереволюционной живописью. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным.

Для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

Третьяковская галерея

Популярные темы сообщений

Жизнеописание Сусанина – это предмет спора у историков. Жалованная грамота 1619 года, выданная Михаилом Федоровичем, является единственным документальным подтверждением того, что такой человек действительно был. В грамоте,

Традиционная экономика является самым древним видом экономики, можно сказать, именно в ее основах и заложены азы этой науки. Она использует ограниченные ресурсы, при этом земля и капитал не разделяются, а находятся в общем владении,

Многие думают, что лес это просто много разных деревьев и живущие в нем животные, но это ошибочное мнение. Жители города не знают, что в лесу кипит жизнь и происходит множество интересных процессов. Лес это целый свой мир, в котором происходит масса

Доклад Третьяковская галерея сообщение 2, 3, 8 класс

В 1850 году известный на всю Москву купец и меценат Павел Третьяков увлекся коллекционированием живописи и начал активно скупать работы различных авторов. В 1867 году картин в его доме скопилось настолько много, что он решил открыть галерею и перевезти все свои картины туда. Их оказалось настолько много, что в здании еще при жизни купца было собрано около двух тысяч различных живописных произведений и несколько скульптур.

Спустя какое-то время коллекция Третьякова была переведена в управление города Москва, а в 1893 году ее стали именовать Московской городской галереей Третьяковых. Она субсидировалась за счет средств, завещанных для этого Павлом Третьяковым.

В 1918 году с приходом Советской власти Третьяковская галерея прошла процедуру национализации и перешла в государственную собственность. С 1918 по 1941 год в фонды музея было добавлено несколько зданий и обновлено множество экспозиций.

С приходом на советскую землю Второй Мировой войны все музейные экспонаты были вывезены в Пермь и Новосибирск. В мае 1954 года Третьяковская галерея вновь стала работать в штатном режиме.

На всем протяжении советской эпохи Музей развивался. В настоящее время состав фонда музея включает в себя расположенное на Крымском Валу здание Галереи, дом-музей художника В.М. Васнецова и еще много прочих зданий и строений, раскинутых по Москве.

Основную часть произведений искусства, представленных в галерее, составляют различные направления русской живописи, графики и скульптуры, но самая знаменитая из них – «Троица» Андрея Рублева. Третьяковская Галерея представлена работами таких гигантов русской живописи как Перов, Васнецов, Шишкин, Айвазовский, Репин, Верещагин, Саврасов и многих других. В ХХ веке ее дополнили работы следующих художников: Врубеля, Левитана, Рериха, Серова, Бенуа, Малевича, Бродского, Кукрыниксов, Нестерова.

В 1995 году Третьяковская Галерея получила признание как один из наиболее ценных объектов национальной культуры России. Ее фонды и сегодня пополняются с завидной регулярностью.

Сообщение 2

Третьяковскую Государственную галерею принято считать одной из самых крупнейших музеев не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире. Из истории мы узнаем, что саму галерею назвали в честь Павла Третьякова, который являлся достаточно крупным купцом и меценатом.

Сам купец являлся крупным коллекционером, первые картины появились в его коллекции в 1850 году, за семнадцать лет множество экспонатов не смогли помещаться в его поместье, поэтому он открыл целую Галерею, где в целом было около двух тысяч произведений искусства, таких как картин, также было несколько скульптур.

Читайте также:  Доклад на тему Одуванчик 2, 3, 4 класс сообщение

В 1893 году коллекция была передана в дар Москве, ее переименовали в Московскую городскую галерею Третьяковых, а содержалась она за счет финансовых средств, которые на ее содержание оставил сам основатель.

В 1918 году галерея получила статус государственной собственности, а первые директора Грабарь и Щусев значительно увеличили фонды музея, также их специальности, а один из них был художником и искусствоведом, а второй архитектором, помогали им самостоятельно создавать новые экспозиции и обставлять выставочные павильоны.

Во время Великой Отечественной войны, чтобы сохранить выставку, все картины и экспонаты перевозят на территорию Новосибирска и Молотова. Эвакуация была растянута на целый год, но уже 17 мая 1945 года двери музея снова были открыты для посетителей в Москве.

За последнее время музей значительно вырос, а к нему присоединились также другие государственные учреждения, такие как Галерея на Крымском Валу, Лаврушинском переулке, дом-музей, посвященный Васнецову и другие множественные филиалы.

Основой экспозиции музея становится русская живопись, созданная преимущественно во второй половине девятнадцатого века.

На данный момент профессионалы, в том числе искусствоведы и художники, постоянно расширяют действующую выставку и существующие экспозиции. Благодаря этому заключаются договора о сотрудничестве заключаются со множеством музеев страны, которые готовы предоставлять экспонаты и помогать в организации огромных выставок. Да и сама коллекция, представляемая Третьяковской галереей, постоянно расширяется за счет щедрых дарителей и ценителей искусства, готовых отдавать в дар картины и другие произведения искусства.

Картинка к сообщению Третьяковская галерея

Популярные сегодня темы

На ночном небосклоне можно найти десятки созвездий. Среди них примечательно созвездие Лебедя, которое напоминает летящую птицу. На латыни оно называется «Cygnus» (Цигнус). Сходство с летящей

Юпитер — огромная планета солнечной системы, масса которого больше Земли в 318 раз. Для того, что представить, насколько громаден Юпитер, необходимо сравнить его к примеру, с Землей.

Окинув взглядом карту, в глаза сразу же бросается полуостров, чье изображение похоже на сапог. Это Апеннинский полуостров, расположенный на юге Европы. И что самое интересное, на нем располаг

Первыми представителями нынешних турбин являются мельницы. Принцип работы у мельницы и турбины одинаковый. В наше время с помощью технологий изготавливают разные по применению турбины

Чтобы избавиться от какого-либо недуга, человек зачастую делает выбор в пользу препаратов, в состав которых входят элементы растений. Люди с древних пор стремились извлечь пользу из того, что

Третьяковская галерея – сообщение доклад (2, 3, 7, 8 класс)

Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи – от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

Третьяковская галерея – из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа “…Третьяков по натуре и знаниям был ученый”. Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: “Это человек с каким-то, должно быть дьявольским чутьем “

Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: “Мы работаем для русского народа!

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достр

аивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу – по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века – храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея – картины

Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе»

и «Тройка», а также портреты.

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина – коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.

Третьяковская галерея – информация для туристов

Для осмотра в музее развернуты экспозиции Древнерусского и Русского искусства, (18-20 вв.) и русской графики. Представлены также экспозиции «Сокровищница» и «Русский авангард», «Скульптура и графика 20 века» и собрание, посвященное Искусству 1930-х – начала 1950 годов и второй половины XX века. Кроме основного здания в Лаврушинском переулке, д.10 построен комплекс на Крымском валу. Здесь собраны работы, посвященные русскому искусству 20 века. Также здесь организуются выставки современного искусства. Третьяковке принадлежит музей-храм Святителя Николая и выставочный зал в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.

Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Коротко о Третьяковской галерее

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Третьяковская Галерея – реферат

Тема:«История создания Третьяковской галереи».

ученица 11 б класса

средней школы №1

г. Кисловодск, 1999г.

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.

Читайте также:  Доклад на тему Почему надо беречь водоемы (реки, моря и озера)

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. “Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие”, – писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: “. я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников”.
Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: “. Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв”.

Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

Кем же был Павел Михайлович Третьяков и чем руководствовался он в своих действиях и начинаниях? Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, и в славе и в безвестности он был достойным продолжателем торгового дела своего деда – московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой “табели о рангах”. Третьяков умер именитым, почетным гражданином города Москвы, немало приумножив капитал своих предков.

Но “. моя идея, – скажет он в конце пути, – была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь. ” Как видим, идея общественного служения, типичная для его эпохи, по-своему им понятая и истолкованная, вдохновляла его.

Третьяков – коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. “Я должен сознаться, – писал в 1873 году художник И.Н.Крамской, – что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем”. Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. “Третьяков по натуре и знаниям был ученый”, – скажет в 1902 году в своей “Истории русского искусства” художник и критик А.Н.Бенуа.

Третьяков никогда не работал с “суфлерами”. Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: “Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях. Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения”. Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему “привилегии”, которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: “Прошу Вас картину считать за мной”. Что было для всех равнозначно общественному признанию. “Признаюсь Вам откровенно, – писал в 1877 году И.Е.Репин П.М.Третьякову, – что если уж его продавать (речь шла о картине Репина “Протодьякон”. – Л.И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи”. Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной.

Художники и историки искусства давно уже заметили, что, “не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода. “, ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М.Нестеров). Или: “. Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве” (А.Бенуа).

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительны. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Третьяков, несмотря на свою расчетливость, не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы его дела.

Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с “Сельским крестным ходом на Пасхе” В.Г.Перова или с “Иваном Грозным. ” И.Е.Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина “Крестный ход в Курской губернии”, социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.

Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII – первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П.М.Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в “Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых” (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.

В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры – В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 – нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М.Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей

В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.

Новый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.

В связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к началу 1930-х годов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И.С.Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С.М.Третьякова, М.А.Морозова и других дарителей.

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

Быстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А.В.Щусева и Л.В.Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н.П.Сукоян и др., 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О.К.Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус – депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году – второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.

Читайте также:  Легкая промышленность - сообщение доклад

За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. В процессе перестройки здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрели многие находящиеся в непосредственной близости к галерее историко-архитектурные памятники, включенные теперь в ее состав. Так, восстановленной после разорения 1930-х годов и отреставрированной церкви Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) придан статус “домовой церкви” при музее, то есть церкви и музея одновременно; в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции русской графики и древнерусского искусства. Разрабатываются проекты постройки нового выставочного зала на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков – иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII – первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII – начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII – начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. “Мальчик в бане” (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака “Портрет императрицы Анны Иоанновны”. 1730 год “Крестьянин в беде” скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

“Утро в сосновом лесу” Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год “Богатыри” Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Ссылка на основную публикацию