Жизнь леса – сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Сообщение-доклад Жизнь леса 2, 4 класс, окружающий мир

Многие думают, что лес это просто много разных деревьев и живущие в нем животные, но это ошибочное мнение. Жители города не знают, что в лесу кипит жизнь и происходит множество интересных процессов. Лес это целый свой мир, в котором происходит масса всего интересного. К лесу нужно относиться с бережностью, ведь там все взаимосвязано.

Летом в лесу кипит жизнь, грызуны заготавливают на зиму себе запасы, чтобы доставать со своей кладовок и есть зимой. Животные строят себе в лесу дома и роют норки. Белки, бурундуки, таким образом, обеспечивают себя пищей на всю зиму до следующего лета.

Животные покрупнее, которые питаются мясом, постоянно охотятся и добывают себе пищу. Волки, как правило, сбиваются в стаи, могут рассчитывать на добычу побольше. Они охотятся на мелких грызунов, даже пытаются ловить рыбу, чтобы прокормить себя.

Медведи могут питаться ягодами, растениями, озерной рыбой. Не стоит забывать, что мишки огромные любители меда иногда им везет лакомиться и им.

Не стоит забывать о таком большом и красивом животном как лось. Все считают, что лось неуклюжее животное и обитает недалеко от дорог. Лоси питаются непосредственно растениями, листочками с деревьев, а возле воды могут съесть и кувшинку.

Все что растет и живет в лесу, играет огромную роль в окружающей среде. Ведь без деревьев не было бы жизни для многих птиц и животных, без мелких животных не было бы жизни большим.

Зимой же лес выглядит совсем иначе, природа засыпает вместе со своими жителями. Деревья скидывают листву и укутываются в красивые белые одеянья.

Медведи, барсуки и некоторые другие животные впадают в спячку, заранее благоустроив себе свои зимние жилища. Многие птицы покидают холодную страну и улетают в теплые края. Мелкие грызуны заготавливают в дуплах деревьев себе корм, утепляют свои норы веточками и травой.

Многие животные продолжают активный образ жизни зимой, и им приходится находить себе еду. Меняют свои шубки на зимние, а зайчики даже одеваются в красивые белые одежды, чтобы сливаться со снегом.

Люди могут повесить на деревья кормушки для птичек и таким образом подкармливать, ведь зимой проблематично найти себе еду.

В любое время года лес выглядит чарующе и завораживает своей красотой и жизнью, которая в нем кипит. Каждое растение и животное зависят друг от друга и являются неотъемлемой частью леса. Стоит беречь и уважать лес и его жителей. Относится ко всему живому, что находится в лесу и не наносить ему вред. Самым страшным для леса является пожар, зачастую который разжигают люди. Люди иногда не задумываются, что при пожаре гибнет многочисленное количество живого, начиная от маленького насекомого заканчивая большими животными. Нужно беречь природу, и все что с ней связано, ведь так приятно пройтись по лесу и послушать пение птиц. В лесу можно увидеть многочисленное количество жизненных процессов стоит только присмотреться.

Лес чудесное дивное место, в котором можно обрести единение с природой и жителями леса. В лесу можно обрести душевное спокойствие, берегите лес.

Сообщение Жизнь леса доклад

Лесные хищные животные – лисы, волки, рыси питаются мясом. По одиночке они охотятся на мелких грызунов, но собираясь в стаи например волки, они могут справиться и с крупной добычей. Это косули, олени, лось.

Бурые медведи, как известно в основном питаются растительной пищей: ягодами, орехами, различными кореньями. Самым любимым блюдом для мишек является мед, но они также могут полакомиться озерной рыбой, и живностью по мельче.

Одним из представителей крупных животных леса, это лось. Эти животные живут по всей территории страны их не редко можно видеть вдоль дорог. А иногда они и заглядывают близ лежащие поселки. Питаются они листьями деревьев, а также грибами.

Невозможно лес представить себе без птиц. Пение их не смолкает весь день, они селятся в дуплах деревьев или вьют свои гнезда на ветках. Питаются различными насекомыми и семенами растений.

Также в лесу полно всяких насекомых, без которых не возможно представить лесную жизнь. Это комары, жуки, бабочки, стрекозы. Одни из них совершенно безопасны для человека, а других следует опасаться. Это например клещи, укус, которых может привести к самым серьезным последствиям.

Зимний лес.

Зимой жизнь в лесу как будто замирает. Все деревья укутаны снегом, на земле также толстый слой пушистого покрывала. Животные переживают зимние холода спрятавшись в своих норках.

Многие птицы совершают сложный перелет в теплые края.

Но есть и те животные, которые и в холода ведут активную жизнь. Например заяц, он сменяет свою шубку на белую и пушистую, чтобы быть не заметным на белом снегу.

Берегите лес. Лес это уникальный мир, который нужно беречь. Храните природу и она ответит вам своей теплотой.

2, 4 класс, окружающий мир. Доклад на тему Жизнь на поверхности суши леса

Жизнь леса

Популярные темы сообщений

Ученые относят лягушек к бесхвостым земноводным. То есть это животные, которые могут жить как в воде, так и на земле. Всего же существует более 500 видов лягушек. Они живут везде, по всей земле, кроме крайнего севера. Больше всего их водится

В истории немало великих личностей, результаты дел которых, поражают не только величием, но и неоднозначностью. Одним из таких был видный политический деятель Германии Отто фон Бисмарк.

Сыктывкар – столица республики Коми. С языка коми название переводится как «город на реке Сысоле». Сыктывкар ведёт свою историю с 1780 г., и до 1930 г. носил имя Усть-Сысольск. В 2019 г. население города составило 244 тыс. человек.

Доклад на тему Жизнь леса 2, 4 класс окружающий мир сообщение

Лес – это уникальная часть природы, часть суши, которая занята деревьями. В зависимости от растений, которые там произрастают, лес бывает: тропическим, субтропическим, лиственным, хвойным и смешанным.

Лес населяют не только деревья, здесь живут различные животные, птицы, насекомые. Растительный мир лесов также многообразен. Мхи, лишайники, травы, ягоды, грибы и цветы также являются составляющими леса.

Тропический лес расположен в экваториальном поясе. В нем в основном преобладают деревья – это пальмы. Представителями животного мира тропических лесов можно назвать обезьян, белок, слонов, бегемотов, жирафов.

Субтропики характеризуются теплым климатом, где практически нет минусовых температур. Субтропические леса являются местом зимовки перелетных птиц из суровых климатических зон. Здесь растут дубы, сосны, кусты роз. Лисицы, олени, бараны, шакалы являются основными представителями лесной жизни субтропиков.

Яркими представителями среди растений лиственного леса можно назвать липу, клен, дуб, березу, ольху, осину, бук. В лиственных лесах живут олени, косули, бурый медведь, белки, рыси, еноты, бурундуки. Большое разнообразие птиц водится в таких лесах, таких, как иволга, соловьи, тетерева.

Хвойные леса состоят целиком из хвойных пород деревьев, таких, как сосна, пихта , кедр, ель и лиственница. Основной территорий распространения таких лесов является зона тайги со своим суровым климатом. Животный мир хвойных лесов многообразен. Здесь можно встретить бурого медведя, лису, оленя, зайца, лося, дятла.

К смешанным лесам относят территории, где растут как лиственные, так и хвойные породы деревьев.

Лес в жизни людей играет огромную роль. Вблизи крупных промышленных городов он является фильтром, который поглощает различные вредные примеси, вырабатываемые заводами. Лес – это самое лучшее место для отдыха, походов. Лес – это муза для талантливых людей. Огромное количество произведений искусства было посвящено этой изумительной части природы. Лес – это кладовая древесины, ягоды, различных трав и полезных ископаемых. Одними из страшных врагов для леса являются пожары и его неоправданная вырубка человеком. Берегите лес и нашу природу!

Сообщение 2

Лес образован в основном деревьями, но так же для него характерны кустарники, различные травы, мхи и лишайники. Леса разделяются на 4 основных вида:

1. Хвойные – Ель, Пихта, Кедр, Сосна и другие. Такие деревья производят абсолютно чистый воздух, который обогащен эфирными маслами. Эта группа деревьев является лидирующими в списке долгожителей. Для них возраст измеряется тысячелетиями.

2. Лиственные – Береза, Клен, Вяз и другие. Такие деревья появились намного позже всех других видов. Из-за этого они являются более развитыми в плане способов опыления, а так же они умеют иначе распространять свои семена. Лиственные леса являются главными среди иных видов растений, потому что они умеют хорошо приспосабливаться к окружающей их среде.

3. Листопадные – Дуб, Бук, ясень и так далее. Эти леса образованы как лиственными, так и хвойными породами.

4. Вечнозеленые леса. Из-за достаточного увлажнения такие леса остаются зелеными на протяжении всего года, деревья в этих лесах не сбрасывают листья. Одним из представителей такого леса является Эвкалипт.

В лесу живет большое количество птиц и зверей, так же там растут различные виды ягод и грибов. Если правильно вести лесное хозяйство, то запасы древесины, растений и животных могут стать неисчерпаемыми.

Лес можно разделить ещё на 3 подгруппы:

  1. Девственные леса – это такие леса, который нетронуты человеком и природными бедствиями.
  2. Стихийно-естественные – Такие леса уже задеты деятельностью человека и природы.
  3. Естественные – это леса, которые человек создал самостоятельно.
Читайте также:  Легенды озера Байкал

Животные используют лес, как свой дом, там они находят себе пищу и убежища для размножения. А в свою очередь животные оказывают прямое влияние на рост, формирование и развитие древостоя. Так же жильцы леса помогают ему тем, что используя в пищу плоды каких-либо растений, они разносят семена этих плодов.

Многие насекомые помогают лесу тем, что опыляют цветки различных растений. Роющие землю млекопитающие оказывают важное воздействие на образование почв. Весь лес в целом взаимосвязан, поэтому нельзя сказать, что одни живые организмы для него только вредны, а другие только полезны. Каждая живая клетка в лесу играет свою роль.

Картинка к сообщению Жизнь леса

Популярные сегодня темы

Сергей Есенин – поэт, который приобрел широкую известность лишь после своей смерти. Особую значимость имеет любовная лирика популярного поэта. В своих произведениях Сергей Есенин

Одним из самых популярных и красивых видов человеческой деятельности, особенно в нашей стране, являются филимоновские игрушки.

Река Кубань является самой большой рекой в Российской Федерации. Река имеет больше 300 названий на различных языках, но главным считается Кубань. Река является главной кормилицей Краснодарско

Небо загадочное и таинственное место во вселенной. Днем оно голубое ночью черное. Иногда по нему плывут облака, а бывает оно полностью затянуто тучами.

Покрытосеменные (или цветковые) – высшие растения, самая многочисленная группа царства Растения. Представляет собой 300 тысяч видов.

Синица – небольшая бойкая птичка, принадлежащая к отряду воробьинообразных. Дружелюбна, доверчива, любит щебетать. Специалисты утверждают, что она способны издавать свыше 40 различных звуковы

Значение леса в природе и жизни человека

Лес – это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы – все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых – человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие – экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес – это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания – здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

“Жизнь леса. Лес – природное сообщество”. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе

Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная):

  • Познакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов в лесу.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: умение использовать в работе ранее полученные знания, умение анализировать, рассуждать, делать обобщения и выводы
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающей природе, бережное отношение к лесному сообществу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация “Жизнь леса”,толковый словарь Ожегова, тетрадь, учебник.

Дидактические материалы: карточки для работ групп, тест, оценочный лист.

Описание: дети разделены и сидят тремя группами. Урок проходит как заседание комиссии.

Ход урока

Презентация “Жизнь леса”.

1. Организационный момент.

Погружение в путешествие

Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите.

В интернете работает лесной форум Гринпис России.

А что это такой – Гринпис? Гринпис – основанная в 1971 г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды.

И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли “полный рюкзак знаний”.

2. Проверка домашнего задания

1. Заполните схему. (Слайд 2)

2. Найдите ошибки в тексте. (По очереди каждой команде) (Слайд 3)

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

3. Выбери правильное утверждение. (показать номер правильного цифрой) (Слайд 4)

– Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

– Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

– Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

3.Сообщение темы и целей урока.

Закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения. (Муз. файл ” Живой лес.”)

– Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

– А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: Что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообществ?

Здравствуй, вольная природа
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена. (Слайд 5)

4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.

– Как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? (Слайд 6)

Учащиеся высказывают свои мнения

– Сообща что-то, вместе.

(Один ученик работает со словарём Ожегова)

– Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО – Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

Нашу работу я хочу начать со слов М.М.Пришвина. (Слайд 7)

5. Новая тема.

– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) (Слайд 8)

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Читайте также:  Какую пользу и вред приносят бактерии человеку 3 класс

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

– Итак: Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.

6. Закрепление пройденного.

Работа в группе. Заполните таблицу, соблюдая ярусность леса. (Слайд 9)

(каждой группе выдается таблица)

– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

– В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

– Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)

– Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Учащиеся высказывают свои мнения

(Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.)

7. Животный мир лесов

(Муз. файл ” Живой лес.”)

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.

– Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

– Как вы думаете называется этот слой? Учащиеся (высказывают свои мнения)

– Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава.

– Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? Учащиеся высказывают свои мнения

– Совершенно правильно. (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.)

А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так “Всё связано со всем” (Слайд 10)

– Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

– Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

Итог: Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

-У вас на партах выдержка из научной статьи “Животный мир Амурской области.”.

Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:

– Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)

– Какие птицы встречаются в лесах нашего края? (2 команда)

– Назовите животных занесённых в Красную Книгу Амурской области, живущую в наших лесах (3 команда)

– Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)

– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

8. Грибы.

– Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы) (Слайд 11)

– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

– Найдите ответ в учебнике в статье “Нужны ли лесу грибы?”

– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

9. Проверочный тест.

– А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком “+”, а не верные – знаком “-“. (Слайд 12)

Тест

1. Растения в лесу растут ярусами.

2. Животные делят ярусы между собой.

3. На деревьях обитают кроты и землеройки.

4. Грибы помогают расти деревьям.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.

– Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями:

  • 1-2 ошибки – 4,
  • 3 ошибки – 3,
  • 4 и более, к сожалению, – 2.

Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.

9. Лес и человек

“Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

– Так ли это? Кто может уничтожить лес?

(Дети приходят к выводу, что человек).

– Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

– О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы. (Слайд 13)

– К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной “язык”. Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! (Слайд 14)

10. Подведение итогов урока

– Почему называют лес – природным сообществом?

– Что произойдет, если исчезнет какой-либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

– Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Какое же решение примет наша комиссия?

Решение детской природоохранной комиссии: (Слайд 15)

Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.

Итогом нашей работы на уроке будет составление Синквейна

11. Самооценка.

Вы очень хорошо работали, оцените себя.

Оценочный лист

  • Проверка домашнего задания
  • Ярусы леса
  • Цепи питания
  • Тест
  • Синквейн
  • Моя оценка за урок

12. Домашнее задание.

Сочинить рассказ ” Лес – природное сообщество.”

В конце урока ребята исполняют песню на мотив (Муз. файл.)

“Все, что в жизни есть у меня”
Мир не прост, совсем не прост.
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.
В нём есть деревья, и есть цветы,
Есть ещё ты, есть ещё ты.

Есть в нём медведь, есть соловей.
Есть в нём и бабочка, и муравей.
И есть грибы, есть кроты,
Есть ещё ты, есть ещё ты!

Всё, что в этом мире живёт,
Всё, что дышит, любит, поёт,
Всё, что мы природой зовём,
Пусть живёт, пусть живёт
В сердце твоём. – 2 раза.

Лесное природное сообщество: особенности, значение для человека, флора и фауна

Лесом называют огромные территории, на которых сосуществуют разнообразные растения и животные. Главной составляющей лесов являются деревья. Важную роль в этом природном сообществе играют кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, микроорганизмы и животные. Лесные массивы занимают около 28% суши Земли.

Характеристика и виды лесов

Леса обычно разделяют на тропические, широколиственные, смешанные и хвойные. Большие лесные массивы встречаются как в Северном полушарии, так и Южном. Растительность тесно связана с окружающей средой, поэтому для каждого типа леса характерны свои представители флоры и фауны.

На формирование естественного леса требуются столетия. Периодически в него проникают новые виды растительности, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Видовой состав лесов также зависит от внешних факторов, таких как состав почв и климатические условия.

Какие организмы составляют сообщество леса?

Главной чертой лесного природного сообщества является ярусность. Деревья, кустарники и травы располагаются определенными слоями. Растения, таким образом, создают некую архитектуру, под которую подстраиваются лесные животные. В зависимости от количества ярусов сообщества бывают простыми и сложными.

Флора леса

Самой устойчивой системой считаются смешанные леса, лиственные и хвойные породы образуют симбиоз. Здесь растет дуб, граб, бук, сосна, ель. В ярусе кустарников встречается лещина, клен, рябина, черемуха. Нижний ярус занимают теневыносливые растения, мхи и грибы.

Доминантами хвойников являются пихты, сосны, лиственницы и кедры. Эти деревья нуждаются в холодном климате. На среднем уровне можно встретить кизил, можжевельник, клен колосистый и жимолость. Мир травянистых растений представлен крапивой, папоротником, чистотелом, земляникой. Кору деревьев покрывают мхи и лишайники.

Верхний ярус широколиственных лесов — это дубы, клены, ильмы, вязы. Подлесок состоит из жимолости, бересклета и различных плодовых кустарников. В травяном покрове господствует сныть, осока, медуница, подснежник.

Самое большое биологическое разнообразие наблюдается в тропических лесах. Деревья верхнего яруса вырастают до 80 м. Их ветви обвивают лианы и эпифиты. Растительная масса обладает высокой мощью.

Фауна леса

Тропические леса обладают наибольшим видовым разнообразием фауны среди всех лесов мира. Растительноядные животные обитают в кронах деревьев, а хищники прекрасно лазают по деревьям. Самыми многочисленными млекопитающими являются приматы, из хищников можно выделить ягуара и пуму. В тропиках много сумчатых, птиц и земноводных.

Лесные сообщества умеренного пояса более скудны по разнообразию флоры и фауны, особенно тайга. Типичными представителями биогеоценозов являются белки, куницы, росомахи, зайцы, бобры, кабаны, олени и лоси. Мир хищников представлен тиграми, волками, лисами и медведями. Пернатые занимают средний ярус деревьев.

Читайте также:  Кто такой спелеолог и чем он занимается? 2 класс

Экологические связи сообщества леса

Лес представляет собой сложную экосистему, все составляющие которой зависят друг от друга. Сосуществование некоторых растений нельзя назвать мирным. Они конкурируют за природные ресурсы, такие как солнечный свет, вода и почва. Деревья, кустарники и травы перерабатывают солнечную энергию в процессе фотосинтеза, вырабатывая органические вещества. Растениями питаются грибы, бактерии и животные. За разложение органики на простые вещества отвечают сапрофиты.

Значение сообщества леса для человека

Лес производит чистый воздух, обеспечивает водой, благотворно сказывается на здоровье человека и регулирует климат планеты. Зеленые массивы снижают содержание пыли и вредных веществ в воздухе, сохраняют и поддерживают численность животных, защищают территории от негативных геологических факторов. Помимо этого, лесное сообщество дает человеку древесину, без которой сложно представить нашу жизнь.

Влияние человека на лес

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование биологических ресурсов ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические пожары и незаконная вырубка. Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание национальных парков и заповедников. На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Леса России.»

Автор: admin · Опубликовано 11.08.2015 · Обновлено 17.07.2018

Леса России.

План

1. Географическое положение зоны лесов
2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

1. Географическое положение зоны лесов

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры. Начинают они расти постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

2. Тайга

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта— отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

3. Смешанный лес

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
4. Широколиственный лес

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дубможно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вязможно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

7. Экологические проблемы

Чтобы сохранить лес, необходимо:

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,
  • рациональное использование древесины

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев.

Ссылка на основную публикацию