Баядерка – краткое содержание балета

Краткое содержание Балета Баядерка

В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор. Вот только сегодня он с ними не может идти, ведь ему нужно обязательно показаться на празднике, который посвящен огню. А уже после праздника он хочет встретиться со своей любимой Ники.

Весь праздник происходит в храме. Среди танцовщиц находится Ники, и многие замечают, что танцует она намного лучше, чем остальные девушки. Кроме этого многие считают, что самым главным украшением является именно эта девушка. За ней бегает великий брамин, который раньше никого и никогда не любил, а теперь он очарован этой девушкой и готов сделать все для того чтобы это чувство оказалось взаимным. Вот только девушка уже любит другого человека и никого впустить в свое сердце больше не сможет.

Вельможа, который был послан от Солора, докладывает Ники о том, что ее будет ждать ее любимый после праздника, и ее радости нет предела. Все было бы очень хорошо, если бы брамин не подслушал разговор двух влюбленных. А тем временем Солор предлагает своей любимой сбежать отсюда и быть навсегда вместе.

Дальше действия переносятся в храм, где находится раджа Дугмант. У него есть очень красивая дочь, которую он готов выдать замуж, да и муж уже выбран, и им оказался Солор. Там же появляется брамин, который рассказывает радже обо всем, что услышал от двух влюбленных. Раджа не собирается менять планы и продолжает вести себя, так как раньше. Вот только брамин должен помочь ему и убить Ники. Дочь раджи рассказывает всем о том, что совсем скоро выйдет замуж, а также приглашает Ники танцевать на ее свадьбе. А когда она показывает Ники портрет своего жениха, то Ники рассказывает о том, что кроме нее он больше никого никогда не сможет полюбить. В это время Ники готова была убить свою соперницу и даже схватила кинжал, чтобы убрать ее со своего пути, но их вовремя разняли.

После этого действия переносятся в сад, где и должна состояться та самая свадьба. А Ники должна была танцевать на этой свадьбе. Факир подходит к девушке и вручает корзину, в которой находится огромное количество цветов и не успела девушка обрадоваться, как из них вылезла змея и укусила Ники. И теперь она поняла, что это все сделано не случайно. Вовремя подоспел брамин, который может спасти ее, но для этого она должна будет полюбить его и больше никогда не вспоминать про Солора. Этого девушка обещать, потому что она верна своему любимому и не могла его предать и поэтому практически сразу же отказалась.

Солор не хочет этой свадьбы и убегает отсюда, вслед за ним бежит факир. Он старается разными способами отвлечь своего друга от мрачных мыслей, но у него ничего не получается. Мужчина понимает, что больше не сможет жить без своей любимой и если он останется в живых, то предаст их любовь. Во сне ему снится его любимая и после этого он просыпается, берет в руки большой кинжал и втыкает в грудь. Теперь их души навсегда соединились и больше никто и никогда не сможет их разлучить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Баядерка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Собраны Аленушкины сказки

Жил был на свете Иван, он всегда хотел стать ученым. Но война спутала все планы юноши, вместо учебы, отправился Иван на фронт, Родину защищать

Книга представляет собой детективно – фантастическую эпопею, в которой рассказывается о приключениях одного землянина и робота по имени Дэниел Оливо. Главного персонажа зовут Элайдж Бейли. Элайдж был инспектором полиции.

В этом рассказе в роли главного героя – мальчик по имени Ника. Он первоклассник, недавно пошел в школу, знает все буквы. Но есть у него одна проблема – Ника не умеет одеваться.

Жил однажды один преумный заяц, который наверняка знал, что обязательно кто-то кого-то должен съесть. Так, например, у волка и льва больше силы, поэтому зайцы находятся постоянно в опасности, несмотря

Либретто балета Баядерка

Предлагаем вашему вниманию либретто балета Баядерка. Балет в четырех действиях с апофеозом. Композитор А. Ф. Минкус. Либретто С. Худекова. Постановка М. Петипа. Художники М. Бочаров, Г. Вагнер, А. Роллер, П. Ламбин.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 21 января 1877 г.

Действующие лица: Дугманта, раджа. Гамзатти, его дочь. Солор, воин. Никия, баядерка. Великий брамин. Магдавая, факир. Толорагва, воин. Четыре факира; шесть юношей, приближенных раджи; две девушки, приближенные Гамзатти; невольницы, брамины, слуги, раджи, воины, баядерки, факиры, странники, музыканты, охотники.

Праздник огня. В священном лесу появляется Солор с группой охотников, преследующих тигра. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Вслед за этим Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее.

Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии – она должна украсить своими танцами процессию.

Фанатики огнепоклонники истязают себя ножами и огнем. Закутанная в покрывало, на сцену выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора.

Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную.

В одном из окон мелькает свет. Солор подходит к окну. И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест.

Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику.

Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться. Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра. Им навстречу идут баядерки за священной водой.

Солор весь во власти воспоминаний о минувшей ночи. Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит.

Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора.

Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня.

Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии.

Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора.

Раджа непреклонен. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план.

Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившаяся за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии.

Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну.

Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает.

Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь. Начинается празднество.

Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние.

Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен. Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал – любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился.

Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Чтобы развлечь его, факир Магдавая велит привести укротителей змей. И это зрелище не отвлекает Солора от мрачных мыслей.

На пороге – Гамзатти со своими прислужницами. Она обращается с упреками к Солору. Но когда он берет Гамзатти за руку, на стене появляется тень плачущей Никии.

Солор умоляет Гамзатти оставить его одного, бросается к стене. Тень Никии исчезает. Он вспоминает слова клятвы, данной той, чья тень возникла перед ним, и падает без чувств. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она то приближается к нему, то ускользает.

Спящий Солор возвращается к действительности. Входит факир и с грустью смотрит на своего господина. Солор еще не избавился от ощущения, что Никия рядом с ним.

Слуги раджи, воины, брамины, баядерки заканчивают приготовления к свадьбе Солора и Гамзатти. Раджа приказывает начать празднество. Гамзатти старается привлечь внимание своего жениха. Ей это не удается. Он во власти видения. Ему все кажется, что рядом с ним то возникает, то исчезает тень Никии.

Девушки подносят невесте корзину с цветами. Она так похожа на корзину, поднесенную Никии, что Гамзатти в ужасе отталкивает ее. Перед ней возникает тень баядерки. Дочь раджи бежит к отцу, умоляя защитить ее. Раджа торопит с началом обряда венчания. Великий брамин соединяет руки жениха и невесты.

Страшный удар грома, блеск молний, землетрясение. Дворец рушится и погребает под своими обломками раджу, его дочь, Великого брамина, Солора.

Апофеоз: сквозь дождь видна вершина Гималаев. В воздухе скользит тень Никии. Она нежно глядит на своего возлюбленного, который склоняется к ее ногам.

Статья “Либретто балета Баядерка” из раздела Балетные либретто

Баядерка – краткое содержание балета

Л. Минкус балет «Баядерка»

Литературной основой либретто балета стали сразу два произведения – драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа и драматургу С.Н. Худекову удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. А придворный композитор императора Людвиг Минкус озвучил ее чарующей музыкой, тем самым создав свое лучшее произведение.

Краткое содержание балета Минкуса «Баядерка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Никиябаядерка, танцовщицаСолорблагородный и храбрый воин страныГамзаттидочь ДугмантаДугмантараджа ГолькондаВеликий браминдуховный наставник, жрецАйярабыня, горничная Гамзатти

Краткое содержание «Баядерки»

Действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности. Главные герои – индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор страстно влюблены друг в друга. Они тайком встречаются в храме и планируют побег – только так они смогут быть вместе. Но достичь столь заветного счастья влюбленным не суждено: на их пути возникает множество препятствий. Это великий брамин, одержимый жаждой мести отвергшей его Никии, раджа, собирающийся выдать свою дочь за Солора, ну и, конечно, сама соперница баядерки – Гамзатти.

Читайте также:  Жизель - краткое содержание балета Адана

Никия не может отказаться от своей любви и тем самым обрекает себя на гибель: по приказу дочери раджи после танца ей дарят корзину цветов со спрятанной внутри змеей. Коварный план соперницы срабатывает, и Никия погибает от укуса ядовитой хищницы. Но смерть танцовщицы не может простить бог Вишну, который обрушивает свой гнев на индийский народ, в самый разгар свадьбы землю сотрясает сильнейшее землетрясение. Храм, в котором в это время завершается свадебный обряд Солора и Гамзатти, разрушается, навсегда оставляя под своими руинами всех участников пиршества. Души Никии и Солора наконец-то соединяются, чтобы быть навеки вместе…

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
50 мин.40 мин.40 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Долгое время считалось, что оригинальная партитура «Баядерки» Л. Минкуса в 4-х действиях (1900 года) утеряна, и балет ставился в 3-х. Только лишь в начале 2000-х годов подлинная партитура была обнаружена в архивах Мариинского театра. Спектакль сразу же был поставлен в полной версии. Однако не все театры вернулись к оригиналу, и поэтому, если пойдете на «Баядерку» и увидите ее в 3-х актах, не удивляйтесь.
  • Доподлинно неизвестно кто является автором либретто. Многие считают, что С.Н. Худеков, но сам М. Петипа это отрицал.
  • М. Петипа беспокоился, что на премьере зал не заполнится публикой из-за дорогих билетов, на которые руководство петербургского Большого театра накануне сильно подняло цены. Но его опасения были напрасны, премьера собрала аншлаг и прошла с грандиозным успехом. Зрители еще полчаса стоя аплодировали после спектакля.
  • Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете . Неслучайно в качестве места действия выбрали Индию, далёкую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях.
  • Несмотря на то, что в России «Баядерку» уже считали классикой, произведение было почти неизвестно европейскому зрителю в XX веке.
  • «Баядерка» означает «индийская танцовщица, которая исполняет ритуальный танец», именно такое название закрепилось в Европе. В Индии их называют «деваси».

  • На премьере спектакля Петипа пошел на крайние меры и главную партию поручил русской танцовщице. Стоит отметить, что впервые главную партию в спектаклях исполняла не итальянская балерина, как это было ранее.
  • К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.
  • Легендарная Анна Павлова исполняла партию Никии, начиная с 1902 года. Считается, что именно эта роль и отрыла великую балерину всему миру.
  • Балетмейстер специально ввел в спектакль национальные танцы: «Индусский танец», «Тени» и «Танец со змеей».
  • Сам сюжет был заимствован из драмы древнеиндийского поэта, однако некоторые изменения он все же претерпел. Так, например, исследователь К. Скальковский отметил, что некоторые моменты из балета противоречат реальности. В пример приводится то, что только лишь куртизанки могут петь и танцевать, а если женщина нарушает эти строгие традиции, то тут же ее наказывают презрением касты.
  • Чтобы приблизить балет к Индии, постановщик Александр Горский решил облачить теней в сари, национальный наряд.
  • В своей хореографии Петипа будто заглянул в будущее и предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный белый балет. Речь идет о сцене «Тени», которая часто исполняется отдельно от спектакля. Так, во время гастролей в Париже (1956) Кировский театр представил публике именно танец «Теней», что вызвало грандиозный успех.

Популярные номера из балета «Баядерка»

История «Баядерки»

В 1876 году внимание главного хореографа Петербургской императорской труппы Мариуса Петипа привлекла идея создать балет «Баядерка». Он довольно быстро составил примерный план будущего произведения. В качестве соавтора было решено пригласить Сергея Николаевича Худекова, который являлся не только профессиональным юристом, но также обладал прекрасным литературным талантом. Сергей Николаевич представлял собой превосходного историка балета и часто разрабатывал сюжеты для спектаклей. За основу «Баядерки» взяли драму поэта Калидасы, которая датируется I и VI веками «Абхиджняна-Шакунтала».

Стоит отметить, что первоисточником все же явилась не сама древнеиндийская книга, а другой балет – «Шакунтала», который был написан по сценарию Готье, постановкой занимался брат балетмейстера Мариуса – Люсьен Петипа (1858 г). Музыкальную часть спектакля создал композитор Луи Этьенн Эрнест Рейер. Почему же вдруг на европейской сцене возник столь неожиданный интерес к индийской тематике? Все дело в том, что Теофиль Готье в 1839 году в Париже стал свидетелем выступлений популярной индийской труппы «Баядерас». Тогда он обратил свое пристальное внимание на приму – Амани. С тех пор Готье много раз упоминал о ней в своем творчестве. Когда Амани через некоторое время покончила с собой, это глубоко потрясло Готье и он решил создать балет в ее память. Этот спектакль и получил название «Шакунтала», который собственно и использовал позднее Петипа в основе своего балета «Баядерка».

Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим.

На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени – стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу. На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру.

Постановки и различные версии

Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис. Дирижером балета выступил А. Папков. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания.

Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М. Петипа. Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине “Тени”.

После этого в 1920 году постановку балета снова возобновили для Ольги Спесивцевой, которая исполняла партию Никии. Однако с этой постановкой произошло непредвиденное, в результате наводнения сильно пострадали декорации к четвертому акту, поэтому осенью 1929 года «Баядерка» ставилась уже без финала.

В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное. Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан.

За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре.

В 2002 году в Мариинском театре состоялась постановка спектакля в первоначальной версии, с хореографией Мариуса Петипа, благодаря стараниям балетмейстера Сергея Вихарева. Практически через 102 года спектакль в своем первоначальном виде вернулся на ту сцену, откуда и начал свое мировое шествие. Стоит заметить, что и эта версия подвергалась некой редакции, в связи с видоизменением танцевальной эстетики.

«Баядерка» – это красивая история о любви, верности и предательстве, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа – это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Людвиг Минкус «Баядерка»

Баядерка – краткое содержание балета

Балет на музыку Людвига Минкуса в четырех актах, семи картинах с апофеозом. Сценаристы М. Петипа, С. Худеков, балетмейстер М. Петипа, художники М. Бочаров, Г. Вагнер, И. Андреев, А. Роллер.

Премьера состоялась 23 января 1877 года в Большом театре (Санкт-Петербург).

Действующие лица:

  • Дугманта, раджа Гольконда
  • Гамзатти, его дочь
  • Солор, богатый и знаменитый кшатрия
  • Никия, баядерка
  • Великий брамин
  • Магдавая, факир
  • Талорагва, воин
  • Брамины, браматшоры, слуги раджи, воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты, охотники

Действие происходит в Индии в древние времена.

История создания

Мариус Петипа, представитель семьи, давшей не одного выдающегося деятеля балета, начал свою деятельность во Франции в 1838 году и вскоре завоевал большую известность как в Европе, так и за океаном. В 1847 году он был приглашен в Петербург, где его творчество достигло расцвета. Им было создано большое число балетов, вошедших в сокровищницу этого искусства. Наиболее крупной вехой стал «Дон Кихот», поставленный в 1869 году.

В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Он составил план сценария, к работе над которым привлек Сергея Николаевича Худекова (1837—1927). Худеков, юрист по образованию, был журналистом, критиком и историком балета, автором четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов»; пробовал силы в драматургии и беллетристике. Он взялся за разработку сюжета, в основе своей имевшего драму древнеиндийского поэта Калидасы (по одним сведениям, I век, по другим — VI век) «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье, поставленный братом хореографа, Люсьеном Петипа в 1858 году. «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, — пишет Ю. Слонимский, — героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц. мстительную соперницу, ситуации. И все же «Баядерка» — не вариант французского балета. Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра. Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, — пишет В. Красовская. — Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». Премьера состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России.

Читайте также:  Любовный напиток - краткое содержание оперы Доницетти

Сюжет

(по первоначальному либретто)

В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магдавая он отстает от других охотников, чтобы поговорить с прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде. Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.

В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.

В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Из корзины поднимает голову змея и жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить ее вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют.

Магдавая, стремясь развлечь предающегося отчаянию Солора, приглашает укротителей змей. Приходит Гамзатти, сопровождаемая прислужницами, и тот оживляется. Но на стене возникает тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного и курит опиум. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств.

В царстве теней встречаются Солор и Никия. Она умоляет любимого не забывать данной клятвы.

Солор снова в своей комнате. Его сон тревожен. Ему кажется, что он в объятиях Никии. Магдавая с грустью глядит на своего господина. Тот просыпается. Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними.

Во дворце раджи идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии. Тщетно Гамзатти пытается привлечь его внимание. Прислужницы вносят корзину с цветами, такую же, какая была преподнесена баядерке, и девушка с ужасом отшатывается. Тень Никии возникает перед ней. Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора, раздается страшный удар грома. От землетрясения обрушивается дворец, погребая всех под обломками.

Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев. Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам.

Музыка

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

Балет был сочинен Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Вскоре Большой театр по причине ветхости был закрыт, и в сезоне 1885-86 года петербургский балет переехал через Театральную площадь, напротив, в Мариинский театр. На эту сцену «Баядерка» была бережно перенесена самим Петипа для прима-балерины Матильды Кшесинской в 1900 году. Сцена здесь была несколько меньшей, посему все спектакли требовали некоторой коррекции. Так, в «картине теней» кордебалет уменьшился вдвое — 32, вместо прежних 64 участниц. Спектакль не выделялся среди огромного репертуара Императорского балета. Ценилась уникальная сцена теней, да и партия главной героини привлекала балерин. Так, уже в советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой. В середине 1920-х годов произошло несчастье — погибли декорации последнего, четвертого акта (возможно, по вине петербургского наводнения 1924 года). Тем не менее, еще осенью 1929 года Марина Семенова перед тем как покинуть родной театр не без успеха танцевала «Баядерку» в варианте 1900 года, не смущаясь отсутствием финального акта.

Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросла новая генерация солистов, желающих расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». Руководство театра не возражало, но не соглашалось на большие материальные затраты, предлагая ограничиться старыми декорациями. В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра.

Один из постановщиков, Владимир Пономарев, объяснял, что «возобновление „Баядерки” связано, прежде всего, с большой танцевальной ценностью этого балета». В 1940-х годах старались сохранить (иногда развить, осовременить) уже существующую хореографию и тактично дополнить ее новыми номерами. В первой картине к скромному танцу баядерок и диковатой пляске факиров вокруг священного огня Вахтанг Чабукиани добавил дуэт Никии и Солора. Практически пантомимную вторую картину украсили эффектной пластикой танца Никии с рабом (хореограф Константин Сергеев), в котором храмовая баядерка благословляла будущий брачный союз. Главные и решающие изменения произошли в третьей картине. Разнообразный и богатый дивертисмент был еще расширен. В 1948 году в характерную сюиту органично вошел танец золотого Божка (хореограф и первый исполнитель Николай Зубковский). Классическая сюита включила в себя па д’аксьон из исчезнувшего финального акта. Пономарев и Чабукиани, убрав ненужную здесь тень Никии, обогатили партии солистов. В целом по танцевальному разнообразию и богатству нынешний второй акт «Баядерки» уникален. Резкий контраст бессюжетного блестящего дивертисмента и трагического танца со змеей усилил смысловую эмоциональность действия в целом. Убрав венчавший прежде балет «гнев богов», постановщики ввели мотив личной ответственности Солора. Бесстрашный перед лицом врага воин решается теперь и на ослушание своему радже. После картины сна героя появилась небольшая картина самоубийства Солора. Увидев неземной рай, где среди небесных гурий царит любимая Никия, жизнь на этом свете становится для него невозможной. В дальнейшем совершенство хореографической композиции «картины теней» потребовало не разрушать зрительное и эмоциональное впечатление неким реалистическим довеском. Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков.

Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века. Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев (художник второй картины Константин Иванов) и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца (художник третьей картины Петр Ламбин). Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.

Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета — так называемый «Сон Солора» или картина «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Вот выдержки из его книги «Хореографические откровенности»: «В воплощении танца „Теней” сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств — сюжета, пантомимы, аксессуаров. На мой взгляд, даже прекрасные лебеди Льва Иванова, как и „Шопениана” Фокина, в этом отношении не могут сравниться с „Тенями”. Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения. По принципам своей композиции сцена „Тени” очень близка форме, по которой в музыке строится сонатное аллегро. Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые. Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью».

От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина.

В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского (который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари) лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки. Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой. После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет.

Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев. В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Па д’аксьон вернулся в последний акт, но выяснилось, что от этого пострадал не только второй акт, но и весь балет. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля.

По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее — хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий. Небезынтересно решили в 2000 году эту проблему в петербургском Театре имени Мусоргского. Взяв без изменений редакцию 1948 года, постановщики (художественный руководитель Николай Боярчиков) добавили к ней не акт, а лишь небольшую картину. В ней в кратком виде происходит все, что было в финальном акте у Петипа. После разрушения дворца спектакль завершается выразительной мизансценой: на тропе, по которой некогда шествовали тени, стоит одинокий Брамин, на вытянутых руках которого белоснежное головное покрывало Никии. Оно медленно взмывает вверх. Спектакль завершен.

На более ответственную задачу — реанимировать «Баядерку» 1900 года — решились в Мариинском театре. Оригинальную партитуру Минкуса обнаружили в музыкальной библиотеке театра. Декорации и костюмы реконструировали по оригинальным эскизам, макетам и фотоматериалам, найденным в петербургских архивах. И наконец, хореографический текст Мариуса Петипа был реставрирован на основе записей бывшего режиссера дореволюционного Мариинского театра Николая Сергеева, находящихся ныне в коллекции Гарвардского университета. Понимая, что для современного зрителя «Баядерка» образца 1900 года покажется бедноватой в танцевальном плане, хореограф-постановщик Сергей Вихарев, скрепя сердце, включил в спектакль некоторые вариации из поздних редакций. В целом, четырехактная реконструкция 2002 года оказалась весьма спорной, и театр решил не лишать зрителей проверенного временем спектакля 1948 года.

Читайте также:  Дон Жуан - краткое содержание оперы Моцарта

Балет “Баядерка”: содержание, авторы, отзывы

Трехактный (в ранней версии – четырехактный) балет в семи картинах “Баядерка” был поставлен прославленным балетмейстером Мариусом Петипа. Премьера состоялась в январе 1877 года на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге. Первые партии на премьере исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов.

Автором балета “Баядерка”, вернее, музыки к нему, стал австрийский композитор, имя которого для нас неразрывно связано с балетом. Это Людвиг Минкус.

Известно, что спустя несколько лет по причине закрытия Большого театра постановка переехала в Мариинку, и там в новой редакции балета, которую осуществил все тот же Петипа, партию Никии исполняла уже знаменитая Матильда Кшесинская.

Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета “Баядерка” оставались неизменными.

Возникновение

Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Н. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз (финальная торжественная сцена произведения) был написан самим хореографом.

Литературным источником содержания балета “Баядерка” послужила драма “Шакунтала” (“Сакунтала”), написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете “Бог и баядерка”.

Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета “Сакунтала”. Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения.

По своему сюжету балет – это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.

Кто такая баядерка?

Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета “Баядерка” поясним значение этого слова. Баядерками (баядерами), как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность.

Впрочем, девадаси (или “девадази”, что в переводе означает “божья рабыня”) могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали (викрита), были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам (датта), кто-то танцевал просто из преданности божеству (бхакта), хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки – это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.

Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований.

Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов.

Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев (здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам). Назывались они накни или кутани.

Либретто балета “Баядерка”. Первый акт

А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.

В священном лесу кшатрия (знатный воин) по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.

В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.

С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии.

Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.

Второй акт

Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно – день свадьбы уже назначен.

Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести – надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя – она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку.

Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена – в ее лице Никия приобрела себе нового врага.

В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану – приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей.

Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть.

Третий акт

В заключительном действии либретто балета “Баядерка” повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его – они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.

Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится – так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву.

Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе.

В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются.

Таково краткое содержание балета “Баядерка”.

О балете

Анализ постановок и отзывы о балете “Баядерка” Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы.

Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л.В. Михеева:

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов.

Баядерка

Балет в 3-х действиях

Восточный колорит, помноженный на идеалы классического танца, делает «Баядерку», великий спектакль Петипа, одним из самых популярных и зрелищных балетов мировой сцены. Классический любовный треугольник здесь становится не только причиной смертельных страстей, но и поводом для дивной красоты танцев.

Действующие лица и исполнители

Солор, знаменитый воин

Гамзатти, дочь раджи

Над спектаклем работали

Новая сценическая редакция

Консультант по костюмам и декорациям

О спектакле

Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова в редакции Юрия Григоровича
Использованы фрагменты постановок Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева, Николая Зубковского

Сочиненная великим Мариусом Петипа в зените славы, «Баядерка» балет сколь экзотический, столь и классический «до мозга костей». Любовная драма, где есть место и смертельному соперничеству, и предательству, и клятвопреступлению. Индийские мотивы, конечно, весьма условны, но создают диковинный флёр, не потерявший привлекательности и в ХХI веке.

Кроме всего прочего, «Баядерка» славится одной из самых знаменитых кордебалетных сцен, грандиозными Тенями. В былые времена балетоманы иногда приезжали в театр только к этому действию, невероятному по красоте и силе гипнотического воздействия. «Тени», даром что по либретто речь идет о спуске с Гималаев, на самом деле – гимн Санкт-Петербургу, величественному городу белых ночей и призрачных силуэтов.

Фотографии Дамира Юсупова.

Краткое содержание

Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия.
Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца.
Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и грозит, просит богов о каре.

Утром глава княжества Раджа Дугманта сообщает своей дочери Гамзатти, что сегодня она увидит жениха.
Раджа посылает за женихом. Это храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство.
Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию.
Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть.
Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа неумолим.

Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора.
Никия протестует. Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха.

Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор ее устремлен к любимому Солору.
Факир вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает ее. Никия понимает, что виновница происшедшего — мстительная дочь раджи.
Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает. Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества.

Ссылка на основную публикацию