Дон Жуан – краткое содержание оперы Моцарта

> краткое содержание оперы

Перед домом Командора расхаживает слуга Дон-Жуана Лепорелло и жалуется на свою судьбу: ему надоело служить Дон-Жуану. Слышен шум. Из дома выбегает дочь Командора донна Анна, держа за руку прокравшегося к ней ночью в маске Дон-Жуана, На шум выходит Командор и, желая защитить свою дочь, вступает в поединок с Дон-Жуаном. Ловким ударом шпаги Дон-Жуан убивает Командора и вместе с Лепорелло скрывается. Донна Анна горюет над телом убитого отца. Дон Оттавио (жених донны Анны) ее утешает, оба дают клятву отомстить убийце.

В поисках новых приключений Дон-Жуан встречает свою старую возлюбленную донну Эльвиру, еще продолжающую его любить. Она осыпает его упреками. Но Дон-Жуану удается быстро скрыться. Лепорелло, желая утешить Эльвиру, разворачивает перед ней огромный список женщин, соблазненных Дон-Жуаном.

Тем временем Дон-Жуан и Лепорелло попадают на сельский праздник. Здесь Дон-Жуан заводит любезный разговор с молоденькой и хорошенькой крестьянкой Церлиной, но преследующая Дон-Жуана донна Эльвира расстраивает его планы. Тут же донна Анна, узнав в Дон-Жуане убийцу своего отца, решает ему мстить.

Дон-Жуан, чтобы завлечь к себе приглянувшуюся ему Церлину, устраивает в замке праздник для крестьян. Ревнивый Мазетто (жених Церлины) прячется в беседку и оттуда наблюдает за поведением Дон-Жуана и Церлины. Когда Дон-Жуан направляется с Церлиной в эту же беседку, оттуда неожиданно выходит Мазетто. Не растерявшийся Дон-Жуан приглашает жениха и невесту к себе на праздник.

Ярко освещенный зал в замке. Гости танцуют. На праздник являются в масках трое, мстителей: донна Анна, дон Оттавио и донна Эльвира. Во время танца Дон-Жуан велит Лепорелло отвлечь чем-нибудь Мазетто, а сам увлекает Церлину в уединенную комнату, откуда раздается ее крик о помощи. Все гости вместе с Мазетто, донной Анной, доном Оттавио и донной Эльвирой спешат на выручку Церлины. Дон-Жуан переносит всю вину на Лепорелло, уверяя, что тот хотел соблазнить девушку. Но никто не верит Дон-Жуану. Все грозят ему жестоким возмездием.

Дон-Жуан ищет новых любовных приключений. Ему приглянулась камеристка донны Эльвиры, к которой он хочет пробраться. Дон-Жуан меняется с Лепорелло плащом и шляпой и, чтобы вызвать на улицу донну Эльвиру, поет ей нежную серенаду. Донна Эльвира выходит из дома и идет за переодетым Лепорелло, принимая его за Дон-Жуана. Теперь Дон-Жуан может войти в дом. Но неожиданно возникает препятствие: является Мазетто, который вместе с несколькими крестьянами ищет Дон-Жуана, чтобы с ним расправиться. Дон-Жуан, переодетый в костюм своего слуги, выдает себя за Лепорелло и направляет своих преследователей по ложному пути. Он лишь оставляет здесь Мазетто, хитростью отнимает у него оружие, жестоко избивает, а сам скрывается. Подоспевшая Церлина утешает Мазетто.

Тем временем донна Эльвира идет за Лепорелло, все еще думая, что это — Дон-Жуан. Оба оказываются в темном вестибюле дома донны Анны. Безутешная в своем горе, она тоже приходит сюда в сопровождении дона Оттавио. Здесь же находятся Мазетто и Церлина, ищущие Дон-Жуана. Увидев Лепорелло, одетого в костюм Дон-Жуана, все набрасываются на него. С трудом несчастному слуге удается доказать, что он не Дон-Жуан.

Дон-Жуан и Лепорелло встречаются на кладбище у могилы Командора, над которой высится его громадная статуя. Дон-Жуан весело рассказывает своему слуге о новых любовных приключениях. Вдруг раздается загробный голос Командора: >. Дон-Жуан заставляет Лепорелло обратиться к статуе и пригласить ее к нему домой на ужин. Лепорелло пугается, и Дон-Жуан сам приглашает статую к себе в гости. В знак согласия статуя кивает головой.

Веселый ужин у Дон-Жуана. Появление донны Эльвиры, осыпающей Дон-Жуана упреками, не в состоянии омрачить веселое настроение. Донна Эльвира удаляется, но в дверях раздается ее отчаянный вопль. Лепорелло, который пошел посмотреть, что случилось, также испускает дикий крик. Оба встретились в дверях с грозной статуей Командора. Каменный гость повелительно предлагает Дон-Жуану покаяться во всех своих грехах. Дон-Жуан гордо отказывается. Тогда статуя берет его за руку и при блеске молний и грохотании грома увлекает его в преисподнюю. Снова загорается яркий свет, но Дон-Жуана уже нет. Все остальные участники этой истории сходятся и произносят известную мораль: добродетель торжествует, а порок наказан.

“Дон Жуан”. Краткое содержание

После триумфального успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 г., а премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки (7 мая 1788 г.) в музыку автором были внесены некоторые изменения.

Либретто, написанное Л. да Понте на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.

Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.

Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто — занимают подчиненное положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.

Афиша “Дон Жуана”, 1788 г.

Ночь. Ворчливый Лепорелло жалуется на жизнь: похождения Дон-Жуана доставляют верному слуге немало беспокойства. Вот и сейчас он вынужден ждать на улице своего господина, прокравшегося к донне Анне. Но на этот раз Дон-Жуана постигла неудача. К ужасу перепуганного Лепорелло донна Анна подняла шум и удерживает пытающегося бежать соблазнителя. Она не узнала обидчика — его лицо закрыто. Отец донны Анны — старый командор — вызывает Дон-Жуана на поединок и тут же падает, сраженный его шпагой.

Дон-Жуан скоро забыл о кровавых событиях этой ночи — он стремится к новым приключениям. Он готов последовать за прекрасной незнакомкой, но с разочарованием узнает в ней давно покинутую им донну Эльвиру. Дон-Жуан никогда не возвращается к прошлому. Страдания Эльвиры, терзаемой чувствами любви и мести, вызывают у него лишь досаду. Лепорелло пытается утешить обманутую. Он рассказывает ей о своем господине, его неутолимой жажде наслаждений, показывает список обольщенных им красавиц, в котором одних только «испанок тысячи три».

Проходит веселая праздничная процессия. Это крестьяне Мазетто и Церлина празднуют свою свадьбу. Молоденькая новобрачная приглянулась Дон-Жуану. Ласковыми словами и обещаниями он пытается увлечь Церлину. Обаяние блестящего кавалера велико, девушка начинает колебаться, она готова уступить его настояниям. Внезапное появление Эльвиры, а затем Анны и ее жениха дона Оттавио расстраивает планы соблазнителя. С ужасом узнает Анна убийцу своего отца; она призывает Оттавио к мести.

Зал в замке Дон-Жуана. Веселый праздник в разгаре. Безудержно весел беспечный Дон-Жуан, праздник сулит ему много развлечений. Гости танцуют. Среди них Эльвира, Анна и Оттавио в масках, проникшие сюда, чтобы отомстить Дон-Жуану. Танцуя с Церлиной, Дон-Жуан незаметно увлекает ее из зала. Внезапно праздничное веселье нарушается — раздаются крики Церлины, молящей о помощи. Возмущение охватывает присутствующих. Дон-Жуан и Лепорелло вынуждены бежать.

Дон-Жуан хочет пробраться в дом Эльвиры. Внимание неутомимого искателя приключений привлекла ее камеристка, но его планам мешает присутствие прежней возлюбленной. Поменявшись платьем со своим слугой, Дон-Жуан поет серенаду под окном Эльвиры, клянется в любви. Обманутая Эльвира попадает в объятия переодетого Лепорелло, которого она принимает за господина. Неузнанный же Дон-Жуан встречает Мазетто, вместе с крестьянами разыскивающего оскорбителя Церлины. Ловкий обманщик направляет преследователей в разные стороны и, избив Мазетто, скрывается. Подоспевшая Церлина нежно утешает своего жениха. В это время мстители, встретив Лепорелло, принимают его за ненавистного им Дон-Жуана. На бедного слугу обрушивается их гнев, его ждет жестокое наказание. В страхе Лепорелло открывает свое имя и убегает.

Господин и слуга встречаются ночью на кладбище, Дон-Жуан с беспечным смехом рассказывает о своих новых похождениях. Его рассказ прерывается грозным возгласом статуи убитого командора. Дон-Жуан приглашает статую к себе па ужин.

Зал в замке Дон-Жуана. Эльвира умоляет Дон-Жуана оставить порочный путь, напоминая о страшном возмездии. Внезапно раздаются тяжелые шаги статуи командора. Минуты Дон-Жуана сочтены, но без страха идет он навстречу гибели. «Нет», — гордо отвечает он на требование командора покаяться. Слышатся страшные удары грома, сверкает молния. Командор увлекает Дон-Жуана в бездну. Жажда мести приводит сюда оскорбленных Анну и Оттавио, Церлину и Мазетто, но они находят лишь дрожащего от страха Лепорелло, который рассказывает им о случившемся. Мстители торжествуют — наконец-то Дон-Жуан понес заслуженную кару.

Краткое содержание оперы «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта

Главный герой оперы Моцарта «Дон Жуан» — развратник, искуситель и обманщик женщин. Первое название у оперы было таким: «Наказанный распутник, или Дон Жуан». Существует даже легенда о том, что перед созданием оперы Моцарт посетил в тюрьме авантюриста Казанову, который прославился своими бесчисленными романами и любовными похождениями. Создана опера была в 1787 году. Действие ее происходит в Испании.

В дом Командора в Севилье проникает неизвестный в маске. Он желает соблазнить дочь хозяина донну Анну. Отец, пытаясь заступиться за Анну, погибает от шпаги неизвестного. Не успевший на помощь жених донны Анны дон Оттавио клянется отомстить за смерть Командора. Под маской скрывался бесстыдный губитель женщин – Дон Жуан.

Убежав из дома Командора, Дон Жуан по дороге встречается с сеньорой Эльвирой. Эту красавицу когда-то давно он также обманул и бросил. Узнав своего возлюбленного, она начинает упрекать его в обмане. Тогда Дон Жуан «поручает» Эльвиру своему слуге Лепорелло. Слуга начинает беседу с дамой, перечисляя длинный список женщин, ставших любовницами его хозяина. Список состоит из двух тысяч имен! Эльвира также клянется отомстить.

Читайте также:  Симон Бокканегра - краткое содержание Опера Верди

Дон Жуан попадает на деревенскую свадьбу. Женятся толстяк Мазетто и хорошенькая Церлина. Дон Жуан сражен красотой девушки и пытается соблазнить ее, воспользовавшись отсутствием жениха и увлекая в беседку. Но тут появляется Эльвира, которая спасает невесту от ухаживаний Дона Жуана. Приходят донна Анна и дон Оттавио. Неожиданно Анна узнает в собеседнике убийцу отца! Дон Жуан пытается бежать, мстители преследуют его. К ним присоединяется и Мазетто, жених Церлины.

Лепорелло надоело служить своему господину и его бесконечным авантюрам. Он хочет уйти. А Дону Жуану нужны новые приключения. Теперь его сластолюбивый взгляд упал на служанку донны Эльвиры. Боясь преследования, он меняется одеждой с Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира. Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с Доном Жуаном, а с его слугой.

Вокруг продолжает шуметь крестьянская свадьба. Дон Жуан исполняет самую красивую арию в этом произведении – «Арию с шампанским». Герой в предвкушении новых любовных побед над женщинами и новых приключений.

Лепорелло видит из окна замка несколько силуэтов в масках. Они приближаются. Под масками скрываются дон Оттавио, донна Анна и донна Эльвира. Они молят бога о помощи в свершении мести.

Звучит оркестр, в танцах кружатся пары. Лепорелло отвлекает жениха, пока Дон Жуан в очередной раз пытается соблазнить невесту. Девушка кричит о помощи. На ее крик приходят сразу все мстители. Но Дону Жуану опять удается удрать от врагов.

Ночью Дон Жуан вместе со слугой приходит на кладбище к конной статуе на могиле Командора. На памятнике написано, что безбожному убийце приготовлена расплата. Дон Жуан продолжает хвастаться своими победами над женщинами, но его браваду прерывает могильный голос Командора. Преодолевая ужас, Дон Жуан приглашает мертвеца к себе на ужин. Командор принимает приглашение.

В последней сцене Дон Жуан пирует за столом в своем замке. Оркестр исполняет веселые мелодии, и даже партию из написанной Моцартом ранее «Свадьбы Фигаро». Донна Эльвира обличает своего бывшего возлюбленного и уговаривает его изменить своим привычкам. На что Дон Жуан отвечает шутками. Неожиданно все слышат грозный стук в дверь. Лепорелло и Донна Эльвира в ужасе. Это сам Командор пожаловал на ужин. Покойный сжимает руку Дона Жуана. Пол в замке разверзается и все вокруг проваливается в преисподнюю.

Заканчивается опера тем, что положительные персонажи рассказывают о своей дальнейшей жизни. Анна обещает стать женой Оттавио, Эльвира станет монахиней, а Лепорелло найдет себе другого хозяина.

Боясь преследования, он меняется одеждой со своим слугой Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира. Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с самим Доном Жуаном, а с его слугой.

Дон Жуан хвалит своего слугу за то, что он смог обмануть и увести от него Эльвиру, погасить гнев жениха Церлины, накормить и угостить всех гостей свадебного торжества.

Краткое содержание оперы Дон Жуан Моцарта

Первая сцена – слуга Дон-Жуана Лепорелло прогуливается у дома Командора и ропщет на то, как ему надоело прислуживать своему господину. Вдруг раздается шум. Из дома выбегает Анна – дочь Командора. Девушка ведет за собой Дон-Жуана, который втайне пробрался к ней в комнату под покровом ночи. На звук выходит отец Анны и решает сразиться с молодым человеком. В поединке он терпит поражение и погибает. Дон-Жуан и его слуга спешно покидает место преступления. Жених Анны Оттавио утешает девушку, и вместе они дают клятву возмездия.

Далее главный герой встречает донну Эльвиру – свою давнюю возлюбленную. Чувства девушки еще не остыли, и она упрекает Дон-Жуана за то, что он ее покинул. Молодой человек тут же скрывается, а слуга, чтобы утешить Эльвиру, показывает список женщин, сердца которых были похищены ловеласом.

Вскоре главный герой и его слуга оказываются на сельском празднике. Молодой человек завидит премилую беседу с крестьянской девушкой Церлиной, однако все его планы рушит Эльвира, неустанно преследующая своего соблазнителя. В этот момент Анна узнает в Дон-Жуане душегуба, который убил ее отца. Настало время для мщения.

Чтобы соблазнить Церлину, Дон-Жуан устраивает крестьянский праздник. Жених девушки прячется в беседке, откуда внимательно следит за своей невестой и ее спутником. Мазетто видит, что хозяин празднества направляется в ту же беседку. Жених резко выходит из нее, но Дон-Жуан не теряется и приглашает влюбленную пару посетить праздничное мероприятие.

Гости танцуют в замке. На праздник являются также донна Анна, ее жених и донна Эльвира. Их лица спрятаны под масками. По приказу Дон-Жуана слуга отвлекает Мазетто, чтобы его господин смог незаметно увести Церлину. Не успевает соблазнитель отвести ее в отдельную комнату, как девушка начинает пронзительно кричать. Гости спешат ей на помощь. Дон-Жуан обвиняет во всем Лепорелло, но его слова ни у кого не вызывают доверия. Все грозятся ему отомстить.

Желая продолжить свои похождения, молодой человек приступает к обольщению камеристки Эльвиры. Чтобы встретиться с ней, Дон-Жуан меняется со своим слугой верхней одеждой. Лепорелло отвлекает Эльвиру серенадой, а главный герой тем временем входит в дом. Неожиданно появляется Мазетто, который вместе с крестьянами ищет Дон-Жуана, чтобы вызвать его на дуэль. Молодой человек притворяется Лепореллло и направляет крестьян по ложному следу. Оставшись один на один с Мазетто, Дон-Жуан отнимает у последнего оружие, избивает и скрывается.

Донна Эльвира идет за своим «возлюбленным». Недолгий путь приводит ее к вестибюлю. Сюда же приходит Анна, которую сопровождает Оттавио. В поисках негодяя-соблазнителя здесь же оказываются Церлина и Мазетто. Как только они видят Лепорелло, то приняв его за Дон-Жуана, нападают на него с угрозами. Не без труда ему все же удается убедить всех, что он вовсе не Дон-Жуан.

Главный герой и его слуга встречаются рядом с могилой Командора. Молодой человек со смехом рассказывает Лепорелло о своих похождениях. Вдруг раздается громогласный голос Командора, который возвещает герою скорый конец. Дон-Жуан зовет Командора к себе в гости. Тот соглашается.

Дон-Жуан устраивает веселый ужин. Появляется Эльвира со своими упреками, но даже она не способна испортить праздник. Внезапно раздается пронзительный вопль Эльвиры. Лепорелло, который отправился посмотреть, что произошло, тоже вскрикивает от ужаса. Оба они столкнулись с грозным каменным гостем. Командор приглашает героя покаяться в своих грешных поступках, на что тот отвечает гордым отказом. Статуя не терпит возражений и увлекает Дон-Жуана за собой в преисподнюю. Действующие лица произносят известную истину: порок наказан, а добро побеждает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Моцарт – Дон Жуан. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повесть «Школа», созданная советским писателем Аркадием Гайдаром, рассказывает о событиях, происходивших в России с 1916 до конца 1918 года.

Молодая белка была подарена, попала в семью и скоро стала ручной. Она ловко прыгала по всему дому, ничего не роняя. Часто любила посидеть на прибитых в кабинете над диваном рогах, как на сучках дерева.

У нас прижилась собака (породы лайка) – уроженка Алтая, проживающая на берегах реки Бии. Вначале звали Бией, затем Бьюшкой и наконец, её имя трансформировалась в Вьюшку.

Осенью 1940 года писатель Леонид Максимович Леонов ждал своего ареста, которым ему угрожали за выпуск пьесы, запрещённой властями. Чтобы как-то отвлечься, он бродил по старому кладбищу.

В драме «Жизнь есть сон» Кальдерон показывает главного героя, который никогда не видел свободы, жестокое отношение короля к своему сыну Сехисмундо. С самого раннего детства принца заточили в башне. Всему виной стал гороскоп

Опера Моцарта «Дон Жуан»

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт

Сюжет, основная проблематика оперы

Средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон Жуане, является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических[1]. В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран. Среди них Тирсо де Молина, Шедуэл, Мольер, Гольдони, Пушкин. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет.

История Дон-Жуана дала Моцарту повод для постановки проблемы личности. Его Дон-Жуан – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость Дон-Жуана. Это не просто «наказанный развратник», как в большинстве посвященных ему произведений, а сильная личность, живущая по своим собственным законам[2].

Особенности жанра

В каталоге своих сочинений Моцарт назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (drama giocoso). Такое определение нередко встречалось в жанре buffa, к которому, действительно, приближается эта опера по целому ряду признаков:

  • 2х–актная композиция с большими финалами в конце каждого действия;
  • чередование музыкальных номеров с речитативами secco;
  • преобладание низких мужских голосов;
  • жанровый характер многих арий;
  • явный акцент на буффонаде в партии Лепорелло;
  • сцены переодеваний и потасовок, и т.д.
Читайте также:  Любовный напиток - краткое содержание оперы Доницетти

Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане».

Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму. Каждый из персонажей оперы обрисован как неповторимая личность, не сводимая к одной идее. Среди них есть герои комедийного плана (трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, лукавая простушка Церлина, «неотесанный», однако верный своей любви Мазетто); есть «борцы за идею» в духе героев Глюка – Донна Анна и Оттавио. Трогательная и по-христиански самоотверженная Донна Эльвира близка персонажам опер seria. Сам Дон Жуан в своих сольных выступлениях выступает как герой комедийной оперы, но противоречивость его натуры, как и трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки.

Драматургия

Драматургию «Дон Жуана» можно назвать «шекспировской», поскольку самой главной ее особенностью является подчеркнутая контрастность.

В крупном плане это контрастное противопоставление двух «полюсов»: праздничности, веселой игры, связанной с Дон Жуаном и героями, вовлеченными в его «орбиту», и трагического, рокового, потустороннего начала – «мира Командора». Впервые этот конфликт дан в увертюре, а затем развивается на протяжении всей оперы, достигая кульминации в заключительном финале.

Увертюра

Увертюра построена на противопоставлении образов жизни и смерти (в этом ее резкое отличие от увертюры к «Свадьбе Фигаро», где эмоциональная атмосфера была единой). По типу композиции увертюра напоминает I части «Лондонских» симфоний Гайдна – это сонатное allegro с медленным вступлением. Вступление почти полностью воспроизводит сцену появления статуи Командора в финале II действия. Оно звучит в трагедийном моцартовском d-moll (тональности будущего Реквиема), воплощая образ смерти в разных его проявлениях. Это и неумолимый рок, и мольбы о сострадании. Могучие удары аккордов в остинатном ритме подобны тяжелой поступи статуи. Начальная интонация – нисходящая кварта «d – a» – имеет символическое значение для всего произведения. В дальнейшем она пронизывает всю ткань оперы подобно лейтмотиву, который можно назвать интонацией рока.

Квартовый ход сменяют новые тематические элементы – «плачущая» мелодия скрипок (т.11), тревожная скороговорка струнных (т.17), «завывающие» пассажи (т.23).

Сонатный раздел увертюры посвящен образу Дон Жуана. Его тональность – D-dur. Все темы сонатной формы (гл, св, поб, закл.) самостоятельны, причем каждая содержит несколько тематических элементов. Однако образного контраста нет. Таким образом, увертюра обобщенно, оркестровыми средствами, воплощает главный драматургический конфликт оперы.

1 действие

Обычный повествовательный «разбег» в «Дон Жуане» отсутствует, сценическое действие начинается как бы сразу с кульминации: № 1 – интродукция – это не просто вступление, а напряженнейший момент драмы.[3] Здесь совмещены функции экспозиции (появление основных действующих лиц) и завязки конфликта (от сцены дуэли до «дуэта мести» включительно). Существенно, что сильная, роковая завязка (и развязка тоже!) совершается при участии чисто комедийного героя – Лепорелло. Так с самого начала определяются черты трагикомедии, то есть шекспировское смешение жанров.

По форме интродукция – это свободно развернутая сцена, включающая оркестровые, сольные, ансамблевые эпизоды, среди которых особенно выделяется скорбное трио умирающего Командора, Дон Жуана и Лепорелло. Приостанавливая в этот момент действие, Моцарт всё внимание переключает на внутреннее состояние героев. Он словно продлевает это жуткое мгновение, заставляя и слушателя испытать ужас смерти.

Столкновение Дон Жуана и Командора в завязке действия находит разрешение только с появлением Каменного гостя в развязке драмы. Однако сфера Командора не исчерпывается сценами, в которых он непосредственно участвует. К ней же принадлежит музыкальный материал, характеризующий мстителей, прежде всего Анну. Вся ее музыка – это выражение безутешной скорби. Так, с первых же звуков ее речитатива в № 2 – дуэт Анны и Оттавио – слушатель погружается в стихию трагического. Характерна тональность d-moll – тональность Командора. Развитие сцены устремлено к заключительному разделу – клятве мести. В драматургическом плане оба первых номера оперы – это тематически насыщенная экспозиция сферы Командора и мстителей.

Далее следует серия замкнутых номеров, характеризующих других героев оперы – донну Эльвиру, Лепорелло, Церлину, Мазетто. Внешне мало взаимосвязанные, номера эти, на самом деле, объединяются главным персонажем – Дон Жуаном, представляя единую грандиозную экспозицию его образа. Дон Жуан царит в мыслях и чувствах Эльвиры, поэтому в ее арии (№ 3) по-своему отражается характерный для него тематизм (движение по звукам аккордов, выделение восходящего квартового оборота, T – D соотношения). «Ария со списком» (№ 4) – это портрет Дон-Жуана, увиденный глазами его слуги. Об этом говорит и ее приподнятый эмоциональный тонус, и тональность D-dur (это тональность Дон-Жуана, как и B-dur), и целая серия кварт, и преобладание трезвучных гармоний, и ритмическая фигура суммирования. Двухчастная форма арии, построенная на двух контрастных темах, воплощает разные грани облика Дон Жуана – неистощимую энергию и обольстительную мягкость.

Лепорелло выполняет комментирующую функцию в сюжете оперы. Втайне восхищаясь своим хозяином (ария «со списком» – яркий тому пример), Лепорелло внешне осуждает его, однако нередко его высказывания в адрес Дон Жуана бывают меткими и остры­ми, смелыми до дерзости (особенно это проявляется в речитативных диалогах). Образ Лепорелло играет особую роль — оттеняющую по отношению к главному герою. Будучи тесно связан с Дон Жуаном, Лепорелло, как в кри­вом зеркале, отражает характер и образ жизни своего хозяина, подчас снижая его блестящий облик.

Дуэт Дон Жуана и Церлины (№ 7) также целиком является характеристикой главного героя, поскольку завороженная его любезностью девушка почти слово в слово повторяет мелодию Дон Жуана. Во второй части дуэта оба голоса вообще сливаются в параллельном движении терций и секст.

Дон Жуан и преследующие его мстители (Эльвир, Анна, Оттавио) впервые вступают в непосредственный контакт в квартете № 9. Однако конфликт здесь еще не имеет открытого характера, поскольку Дон Жуан остается неузнанным.

Только после того, как главный герой предстал во множестве сцен, получил косвенную характеристику, Моцарт дает его законченный музыкальный портрет в знаменитой «арии с шампанским» (№ 12). Она находится почти перед самым финалом I действия, концентрируя те выразительные элементы, которые были намечены в предыдущих номерах. Эта ария в характеристике Дон Жуана играет ту же роль, что и ария «Мальчик резвый» в обрисовке Фигаро, раскрывая главную суть натуры Дон Жуана, секрет его обаяния.

Постепенно в I действии определяются 3 основные линии драмы:

  • трагедийная, связанная с «миром Командора» и идеей возмездия – дуэт донны Анны и Оттавио, речитатив и ария донны Анны, узнавшей в Дон-Жуане убийцу своего отца;
  • драматическая – «ария мести» донны Эльвиры, квартет (Эльвира–Анна–Дон-Жуан–Оттавио);
  • лирико-комедийная – «ария со списком» Лепорелло, дуэты Церлина–Мазетто, Церлина–Дон-Жуан.

Все драматургические линии устремлены к образу Дон-Жуана, к его судьбе; все остальные персонажи действуют вокруг него и в зависимости от него. В конце I действия – в грандиозном финальном ансамбле – все три линии собираются воедино. Это кульминационный ансамбль всей оперы. Он насыщен событиями, контрастными переключениями. Из жанрово-комедийного сферы (начальная сцена Церлины и Мазетто, к которым затем присоединяется Дон-Жуан) музыкальное развитие «модулирует» в область драмы: с появления «мстителей» в масках устанавливается ре-минор, а с ним – нечто затаенное, тревожное.

Тема мстителей внезапно сменяется музыкой празднества: из окон замка Дон-Жуана доносятся звуки менуэта. В дальнейшем сценическое действие переносится в один из залов замка. В звучании трех различных оркестров одновременно сочетаются 3 разных танца – парадный менуэт на 3/4, контрданс на 2/4 и лендлер на 6/8 (его танцуют Лепорелло с «упирающимся» Мазетто).

Кульминация всего финала – крик Церлины, увлеченной Дон Жуаном в одну из дальних комнат. Конец праздничному веселью, неудачная попытка Дон Жуана свалить всё на своего слугу – ему никто не верит. К концу финала «перевеса» нет ни на одной, ни на другой стороне: мстители убеждены в справедливости наказания, Дон-Жуан противопоставляет себя всем остальным персонажам, кроме Лепорелло, но не теряет самообладания.

2 действие

События II действия разворачиваются ночью, что существенно определяет колорит драмы. Таинственность происходящего усиливается переодеванием героев: чтобы избавиться от Донны Эльвиры, Дон Жуан меняется платьем с Лепорелло. В костюме простолюдина он поет Серенаду служанке Эльвиры (№ 16, Ре-мажор – мелодия в ритме лендлера под аккомпанемент мандолины), а затем избивает незадачливого Мазетто, который сам рассчитывал с ним поквитаться.

Вскоре на улице ночного города судьба сводит остальных участников драмы – Лепорелло, которого все принимают за его господина, Донну Эльвиру, затем Донну Анну и Дона Оттавио, Церлину и Мазетто. Все настроены очень решительно – наказать Дон-Жуана, и Лепорелло вынужден «рассекретиться».

Этот секстет (№ 19) вплотную подводит к сцене на кладбище – важнейшей в драматургии оперы. Фривольную беседу Дон-Жуана и Лепорелло прерывает «нездешний» голос. Здесь впервые материализуется то мистическое, таинственное «нечто», до сих пор обнаруживавшее себя лишь в ощущениях героев. После этой сцены развязка наступает очень быстро – в финале II действия. Сюда переброшена тематическая арка от увертюры и интродукции: конфликт, заявленный с самого начала, повторяется теперь в «зеркальном» порядке: «жизнь» – «смерть».

Оркестровое начало финала звучит весело, беззаботно, обрисовывая праздничную атмосферу на ужине Дон-Жуана (фанфарный тематизм, tutti оркестра, тональность Ре-мажор). Далее следует буффонная сцена Дон Жуана и Лепорелло, который завидует хозяину, с аппетитом пробующему различные блюда и вина. Приглашенные музыканты играют отрывки из популярных опер, в том числе и арию Фигаро «Мальчик резвый» самого Моцарта в «донжуановском» Си-бемоль мажоре («Эта музыка мне очень знакома», – глубокомысленно замечает Лепорелло).

Читайте также:  Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Следующий крупный раздел финала – приход Донны Эльвиры, которая в последний раз хочет предостеречь неверного возлюблен­ного. Но ее страстная мольба высмеивается Дон-Жуаном. В то же время возбужденный характер этой сцены подготовляет кульминаци­онный момент финала – появление статуи Командора. Хроматическое движение, внезапное оминоривание передают ужас Лепорелло (что, тем не менее, соединяется с комическим изображением поступи статуи: «топ, топ, топ, топ»).

Как только в действие включается Командор, мгновенно меняет­ся вся эмоциональная и музыкальная атмосфера оперы. Воцаряется строгий, сумрачный ре-минор и повторяется материал начального раздела увертюры: в том же порядке, один за другим, проходят те же мотивы (прием «тематической арки»). Грозно звучит лейтмотив рока – кварта, гармонизованная напряженной уменьшенной гармонией. Партия Командора здесь наиболее развернута, в ней развивается материал, который был связан с Командо­ром на протяжении всего произведения (тональность ре минор, строгая, словно застывшая декламация, остинатность ритма, тираты и т. д.). Ответ Дон-Жуана на приглашение Командора полон решимости и отваги, его партия в этот момент приобретает характер приподнятой декламации, невольно подчиняясь противнику. Драма­тизм все больше нарастает, реплики Дон-Жуана превра­щаются в вопли отчаяния, в ансамбль включается хор «подземных духов».

Командор – не просто символ, это не безгласный персонаж, ограничивающийся одной-двумя репликами. Он ведет спор с Дон Жуаном, стараясь подчинить его своей воле, совершить переворот в его сознании, перед лицом неминуемой гибели отказаться от своей жизненной позиции. Вокальная партия Командора необычна, она резко отличается от партий всех остальных героев: она колеблется от остинатного повторения одного звука (что было уже в хорале в сцене на кладбище) до широких скачков, на октаву и даже дуодециму в конце сцены; есть в ней и хроматическое скольжение, подчеркнутое октавными срывами, и сложные интонационные ходы на хроматические интервалы, когда тональные тяготения как бы исчезают. Но особенно необычный колорит приобретает эта сцена благодаря смелому тональному развитию. Она полна внезапных сдвигов, энгармонического скольжения и тональной неустойчивости:

На протяжении всей заключительной сцены напряжение непрерывно возрастает. Стиснув руку Дон Жуана, Командор требует покаяния, Дон Жуан остается непреклонен. Поединок становится все более яростным, реплики учащаются и под конец вся глубина противостояния выражается лишь в односложных «Si!», «Nо!».

В опере есть и второй, дополнительный финал типа эпилога (после гибели Дон Жуана все остальные герои собираются на сцене и звучит заключительный, светлый и мажорный, ансамбль). Завершение оперы не трагической кульминацией, а обобщающим, уравновешивающим финалом отвечало эстетическим установкам Моцарта, его классическому типу мышления. Второй финал составляет совершенно необходимое завершающее звено в композиции целого. Это и известная дань традиции (заключительное моралите – «Таков конец того, кто поступает дурно»), и окончание произведения на оптимистической ноте – вполне в духе Просвещения.

Итак, в моцартовском «Дон Жуане» сталкиваются сверхъестественные, стоящие над жизненными реалиями силы: Дон Жуан, воплощение сверхчеловеческой жизненной энергии и не знающей границ и запретов эмоции радости и наслаждения, что поднимает его до уровня символа, и Командор – внеличное начало, несущее идею возмездия. Жизнь и смерть, находящиеся в разных измерениях и как бы не желающие знать друг о друге (Дон Жуан существует только на земле, Командор появляется лишь как вестник смерти), тем не менее взаимосвязаны и взаимообратимы. Несмотря на гибель Дон Жуана, ни одна из сил не одерживает моральной победы; это – две реальности, несовместимые и взаимоисключающие.

[1] Среди них – балет К.В. Глюка «Дон Жуан»

[2] Моцартовский Дон-Жуан несет явный отпечаток штюрмерских представлений о раскрепощенной личности, поскольку именно представители «Бури и натиска» впервые поставили эту проблему.

[3] Начало с высокой точки напряжения будет впоследствии характерно для творчества романтиков.

Дон Жуан (Моцарт)

Гениальный Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни создавал многочисленные музыкальные шедевры, одним из которых стала опера Дон Жуан, обладающая двумя действиями. Итальянское либретто к произведению было создано Да Понте, часть которого составляла опера Гаццаниги, положенная на либретто Бертати. В основе обоих произведений гениальное произведение – «Каменный гость». Впервые произведение представлял Национальный театр в Праге в конце октября 1787 года.

Действия оперы разворачиваются в XVII веке в испанской Севилье и ее окрестностях.

Сюжет основан на старинной легенде, которая рассказывает о дерзком авантюристе, любителе женского пола. Легенда зародилась в средневековой Испании, но стала популярной во всем мире. Впервые сюжет был использован испанцем Молина – известным драматургом. К образу героя-любовника обращались Мольер и Байрон, Гофман и Пушкин, Мериме и другие. Глюк поставил в Вене балет. Все известные оперы, написанные по сюжету легенды, обладают самыми разными трактовками: положительными и отрицательными.

Работать над Дон Жуаном Моцарт начинает в конце весны 1787, а уже в конце октября произведение было поставлено на сцене пражского театра. Майская премьера в Вене основана на пражской опере, но с определенными изменениями. В частности отмечается тот факт, что либретто носит комедийный образ. Однако со стороны музыки произведение Моцарта изобилует глубиной, страстью и столкновениями различных характеров.

Содержани е произведения начинает свое раскрытие со сцены перед домом Командора, где ходит Лепорелло – слуга Дон Жуана, жалующийся на свою судьбу. Его тираду прерывает шум: это из дома выбегает дочь командора и Дон Жуан в маске. На шум выходит отец и вступает в схватку с незнакомцем в маске, стремясь защитить свою дочь. Главный герой оперы и его слуга убегают, дочь плачет над телом отца, а ее жених – дон Оттавио дает клятву о мести, что поддерживает и Анна.

Дон Жуан не оставляет свои авантюры, что приводит его к встрече со старой возлюбленной – донной Эльвирой. Женщина любит ловеласа, и осыпаемый морем упреков он удаляется. А слуга, дабы утешить женщину, открывает перед ней весь список женщин, которых соблазнил Дон-Жуан.

Краткое содержание произведения продолжается сценой праздника в селе, куда попадают герои. Дон Жуан беседует с крестьянкой Церлиной, но его коварным планам мешает донна Эльвира. Благодаря инциденту донна Анна узнает отцеубийцу и решает мстить. Но Дон Жуан не собирается отказываться от Церлины, что дает ему повод устроить в замке праздник для крестьян. У девушки есть жених, ревнивца зовут Мазетто и он, спрятавшись в беседке, наблюдает за тем, как ведут себя Дон Жуан и Церлина. У беседки и случается встреча Дон Жуана, Церлины и Мазетто, которого авантюрист и приглашает с невестой на праздник.

Следующая сцена разворачивается в залах замка, где танцуют гости. Именно туда приходят мстители, на лицах которых – маски: донны Эльвира и Анна, а также дон Оттавио. Лепорелло отдает приказ отвлечь жениха, а сам увлекает крестьянку в уединенную комнату, откуда вскоре слышны крики о помощи. Все спешат помочь девушке. Дон-Жуан говорит о своей невиновности, но никто не верит и ему грозят жестокими карами.

Несмотря ни на что Дон-Жуан продолжает свои любовные поиски, и он останавливает свой взор на камеристке Эльвиры. Ради того, чтобы попасть к девушке он переодевается слугой, а Эльвиру выманивает на улицу нежной серенадой. Донна выходит и следует за переодетым слугой, думая, что это Дон Жуан. Однако войти в дом он не может из-за Мазетто и ищущих его крестьян. Воспользовавшись тем, что он переодет, авантюрист направляет крестьян по ложному пути. Оставшийся Мазетто теряет оружие, жестоко избивается Дон Жуан, который скрывается. Жениха утешает Церлина.

Донна Эльвира, продолжая следовать за переодетым слугой, попадает в дом донны Анны, где встречаются все герои оперы. Переодетый Лепорелло чуть не погибает под кулаками нападавших, но успевает доказать, что он не господин, но слуга.

Следующую сцену автор оперы раскрывает на кладбище, куда приходят слуга и господин. Их встреча случается у могилы Командора, которому установили внушительную статую. Дон Жуан хвастается слуге своими новыми любовными подвигами. Звучит загробный голос Командора, возвещающего о том, что ночью Дон Жуан умрет. Смеясь, авантюрист приглашает статую к себе на ужин, на что получает согласие.

На веселом ужине у Дон Жуана появляется с упреками Эльвира, но, не добившись ничего, она собралась уходить. Однако в дверях она и Лепорелло сталкиваются со статуей Командора. От Каменного гостя поступает в адрес Дон Жуана предложение покаяться во всех грехах, но тот отказывается. Тогда Командор берет его за руку и оба отправляются в ад. Встреча и разговор сопровождаются громом и молнией. Но как только герои исчезли, зажегся яркий свет. Из уст участников истории звучит истина о том, что добродетель всегда торжествует, а порок получает заслуженное наказание.

Сегодня слушать самые знаменитые арии из оперы Дон Жуан на сайте клуба «Орфей» могут все любители оперных шедевров бесплатно и в режиме онлайн. Здесь же размещаются самые новые и исторические видео разнообразных постановок, находящиеся в открытом доступе.

Опера Моцарт – Дон Жуан

Муслим Магомаев. Серенада Дон Жуана из второго акта оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”

Ария Дона Оттавио из оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан” Пласидо Доминго

Alfredo kraus, il mio tesoro intanto

Mozart: Overture – Don Giovanni

Mozart – Don Giovanni – Vienna / Karajan Salzburg 1960

Ссылка на основную публикацию