Краткое содержание Островский На всякого мудреца довольно простоты

Краткое содержание На всякого мудреца довольно простоты Островского для читательского дневника

Произведение начинается с описания семейства Глумовых, которое живет в московской достаточно приличной квартире. Читателей привлекает разговор Егора Глумова со своей матерью о продвижении по службе в обществе, и говорит, что он поступит точно так же, как и его мать через знакомых. Он начинает делать записи о людях, расположения которых пытается добиться.

Через некоторое время к нему приходят знакомые Егора – Голутвин и Курчаев, которые просят помощь в издании журнала, но молодой человек отказывается. Курчаев, являющийся дальним родственником семьи Глумовых, рассказывает о странной привычке сановника Мамаева просто смотреть дома, которые сдавались в наем. Но при этом ничего в этом , не понимая, учит всех.

Глумов даже узнает, что в него влюблена супруга Мамаева.

Продумав все действия, молодой человек, подкупив слугу сановника и обсудив конечно все это с матерью, приглашает Мамаева в квартиру, которая как- будто бы сдавалась внаем.

Прибыв в это жилище, Мамаев вначале ругает слугу за обман, но услышав, как Глумов хочет получить у него совета насчет переселения в более большую квартиру , смягчился. Тем временем мать Глумова передает нелестный отзыв о сановнике от Курчаева. Конечно же, он рассердился на племянника и не захотел его больше видеть. Курчаев понимает, что все это подстроил Глумов и поссорился со своим другом. Это был одним из первых шагов к продвижению по службе.

В доме Мамаевых он встречает Крутицкого с прекрасной статьей, схожей с ломоносовским стилем. Нил Федосеевич предлагает отдать труд на доработку Глумову, так как он считает парнем довольно- таки неглупым. Мать Егора Дмитриевича пытается одолжить денег у Мамаева. Но тот предлагает дать цельные советы по распоряжению бюджета. Но Глумова идет другим путем, и нашептывает жене Мамаева о влюбленности ее сына. Мамаеву так сильно понравился Глумов, что даже сводит его очень важным чиновником и просит найти ему выгодное место, а также обучает как нужно ухаживать за его женой.

В город приезжает знатная госпожа Турусина со своей племянницей, которой хочет подыскать выгодного жениха и ругает ее за связь с гусаром Курчаевым. Сразу же по приезду столь знатной барыни, в гости заявляются Крутицкий и Городулин, которые пророчат в женихи Глумова.

Мамаева, услышав о сватовстве Глумова на юной барышне, сильно встревожилась и помчалась к Глумову поговорить на эту тему. И приход ее Глумову совсем не нужен , ведь он записывал в дневник все замечания, характеристики и выражения на каждого человека.

Между ним и Мамаевой происходи не очень приятный разговор, и не знаем мы, чем бы он закончился, если бы, не явился Голутвин с разоблачением Глумова о предстоящей женитьбе на Машеньке. Выпроводив еле-еле его из комнаты, Мамаева замечает дневник, прочитав несколько строк про себя, забирает его.

Молодой человек, обнаружив пропажу, понял, что ему придется держать ответ перед обществом, что и случилось на даче у Турусиной.

Когда все услышали записи Гулумова, ему предложили уйти, на что он отказался и принялся напрямую изобличать каждого присутствующего. Но все поняли, что в этих записях есть какая-то доля правды, и Глумова через некоторое время надо к себе опять приблизить.

Пьеса учит нас тому, что каким бы то хитрым, наглым человек не будет, ставя в своей жизни определенны цели, все равно найдется мудрец, который разоблачит лгуна и подхалима, и выведет на чистую воду.

Читать краткое содержание На всякого мудреца довольно простоты. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Островский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок На всякого мудреца довольно простоты

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир

Герои рассказа — мальчики Петя и Гриша. Петя мечтает стать дрессировщиком. Он научил дворняжку Пальму основным собачим командам и готовит ее к защитно-караульной службе. Мальчик мечтает показать дрессированную

Роман трудно описать полностью и досконально, так как он состоит из 50 разрозненных глав, которые представляют собой детали полотна, описывающего преддверие 22 века на территории нынешней Европы и России

Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет.

Самой великой работой автора, стал роман под названием «Девяносто третий год». Робота получила большую популярность по всей Европе, и странах СНГ. В 1847 году, произведение выходит в мир литературы

Краткое содержание Островский На всякого мудреца довольно простоты

Первая сцена пьесы – Глумов Егор Дмитриевич находится в своей квартире, где живет вместе с матерью. Между ними происходит диалог. Глумов зарекается делать свою карьеру исключительно через знакомых. Он собирается начать дневник, где будет высказывать все, что думает о сильных мира сего.

Тут приходят Курчаев и Голутвин и просят Глумова передать им его эпиграммы и дневник, на что тот отвечает им отказом. Затем Курчаев передает Глумову карикатуру на сановника Мамаева, который также приходится ему дядей. Оказывается, у него есть привычка смотреть пустые квартиры и всех поучать. В этот момент на него и была сделана карикатура. Затем Курчаев передает рисунок Глумову и рассказывает ему по секрету о том, что жена упомянутого сановника питает к нему нежные чувства.

Глумов снова говорит с матерью. Из их беседы становится ясно, что в скором времени к ним в дом прибудет Мамаев, чтобы посмотреть якобы пустую квартиру. Увидев Глумова, он возмущается, но тот убеждает его, что хочет переехать в другое место и нуждается в советах и поучениях. Тут мать показывает Мамаеву карикатуру, и он уходит. Глумовых посещает гадалка, главный герой принимает ее со всей доброжелательностью. В дневнике он делает запись о растратах, какие ушли на гостей. Появляется Курчаев и рассказывает о том, как зол на него Мамаев. Курчаев начинает догадываться, что интригу подстроил Глумов, о чем он ему и сообщает. Происходит ссора. Глумов доволен тем, что дядя и племянник разругались.

Следующая сцена – в доме Мамаевых. В гостях у них очень важный человек, писатель по фамилии Крутицкий. У него готова работа, однако написана она старым Ломоносовским языком. Мамаев предлагает отдать ее Глумову на переделку. Крутицкий уходит. Появляются две женщины. Это жена Мамаева и мать Глумова. Первая обещает Глумову покровительство. Вторая рассказывает появившемуся в комнате Мамаеву о том, как ее сын восхищается им. В ответ Мамаев обещает поделиться с ней очень ценными советами. Затем Глумова расписывает перед женой сановника, как ее сын в нее влюблен. После чего та начинает заигрывать с Глумовым. Вскоре в дом наведывается один важный молодой человек по фамилии Городулин. Мамаева начинает хлопотать перед ним за Глумова и оставляет их наедине. Городулин восхищается грамотностью и красотой речи Глумова и просит написать ему речь для выступления. Сцена заканчивается тем, что Глумов, оставшись один на один с Мамаевой, признается ей в любви.

Следующие действия происходят на даче Турусиной, богатой овдовевшей купчихи. У нее есть незамужняя племянница Машенька, которой та зарекается в скором времени найти достойного жениха. К ним в гости на дачу заезжает Крутицкий. Речь заходит о Машеньке, и тот рекомендует ей в женихи Глумова. Затем появляется Городулин, и разговор полностью повторяется. В конце приезжает Гадалка Манефа и так же горячо пророчит Глумова в мужья. Тут появляются Глумов и Мамаев, а вдова обещает принять его и полюбить всем сердцем.

Вскоре Мамаева узнает о сватовстве Глумова. Это известие сильно ее огорчает, она решает приехать к нему домой и все выяснить. Благодаря своему красноречию ему удается на какое-то время успокоить Мамаеву. Вскоре к нему наведывается Галутвин и начинает шантажировать. Либо Глумов заплатит деньги, либо тот опубликует пасквиль. Глумов резко отказывает ему, но после сомневается в правильности поступка. Ведь эта ситуация может помешать ему жениться на племяннице богатой вдовы. Поколебавшись, Глумов все-таки решает выполнить условия шантажиста. В тот момент Мамаева находилась в комнате Глумова и прочитала его дневник. Записи, сделанные в нем, привели ее в исступление. Она уходит и забирает дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понимает, что все пропало.

На даче Турусиной опять собрались гости. Тут слуга приносит странный пакет, а в нем статья под названием «Как выходят в люди». К ней прилагался также портрет Глумова и его же собственный дневник. Когда тот приходит к Турусиной, ему показывают статью и предлагают тихо уйти. Глумов же вместо этого начинает обличать всех собравшихся. Не могли все они быть настолько глупы, утверждает он, чтобы не понимать смысла поступков Глумова. Для этого и дневник ведь совсем не нужен. Внезапно Мамаева и Городули с ним соглашаются. Глумов прощается со всеми, а после его ухода присутствующие соглашаются на том, что надо бы Глумова в скором времени вновь приблизить к себе.

Главная мысль

Автор пьесы высмеивает светское общество и показывает, чем могут обернуться циничные попытки обмануть людей. Какими бы изощренными ни были методы главного героя, ситуация в итоге обернулась против него самого. На всякого мудреца довольно простоты – предостерегает автор тех людей, которые желают достичь в жизни успехов путем обмана, лицемерия и подхалимства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

На всякого мудреца довольно простоты. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Софья Сергеевна – главная героиня произведения Лиханова «Высшая мера», от ее лица которой ведется рассказ. Она прожила очень долгую жизнь, полную разочарований и горя.

Бежал как-то заяц по лесу к своей невесте, а сзади волк окрикнул. Но косой торопился и не стал останавливаться. Тогда догнал его хищник в три прыжка, поймал, и приговорил к смерти за то, что не остановился заяц с первого требования

Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

Главная героиня — Индиана — жена генерала Дельмара. Женщина была романтически настроенной дамой, а её муж — расчетливым и эгоистичным. К тому же, муж был зрелым мужчиной, а его жене не исполнилось и двадцати лет.

Однажды недалеко от озера слетелись птицы, собрались звери, чтобы устроить суд над одним из зимних месяцев. Решили они на декабрь пожаловаться, вынести ему приговор за то

Без вины виноватые, Островский Александр Николаевич

Краткое содержание, краткий пересказ

Без вины виноватые

Краткое содержание комедии

Действие происходит во второй половине XIX в., в губернском городе, в небогатой квартире на окраине. Любовь Ивановна Отрадина, “девица благородного происхождения”, живущая своим трудом, шьет и беседует с горничной. Из разговора выясняется, что возлюбленный героини, отец её ребенка Муров никак не назначит дня свадьбы. Женщины обсуждают возвращение в город подруги Отрадиной, Шелавиной, получившей сомнительным способом огромное наследство от богатого старика и готовящейся к свадьбе. Приходит Муров, говорит, что не решается сказать матери, от которой полностью зависит, о намерении жениться на бесприданнице, сообщает о необходимости уехать по материнским делам, проявляет равнодушие к сыну, которому уже три года и живет он у мещанки Галчихи, берущей детей на воспитание. Во время разговора приезжает Шелавина. Муров, к удивлению Отрадиной, прячется от нее в спальне. Шелавина болтает о свадьбе, о платье и показывает подруге фотографию жениха. Отрадина узнает Мурова. После отъезда подруги она гневно выгоняет его. В это время вбегает Галчиха с известием, что её сын Гриша умирает. “Ну, теперь вы совсем свободны”, — говорит Отрадина Мурову и убегает. “Я за вами еду”, — отвечает Муров.

Второе действие происходит в гостинице, через семнадцать лет. Богатый барин Дудукин, покровитель актеров, ждет возвращения знаменитой актрисы Елены Ивановны Кручининой, гастролирующей в городе. Появляется премьерша местного театра Коринкина. Она сообщает о скандале, устроенном молодым актером Незнамовым местному богачу Мухобоеву. По словам актрисы, у Незнамова “острый и злой язык и самый дурной характер”. Коринкина уезжает, возвращается Кручинина, рассказывает Дудукину, что попросила губернатора простить Незнамова и не выгонять его из города На её расспросы о молодом человеке Дудукин отвечает, что Григорий Незнамов — незаконнорожденный, был взят на воспитание и увезен в Сибирь, получил кое-какое образование, но после смерти приемного отца и вторичного замужества вдовы его стали обижать и преследовать в доме. Он убежал, был возвращен по этапу, с трудом выправил какой-то вид на жительство, пристал к труппе и теперь все время опасается, как бы его не отправили назад по этапу. Кручинина рассказывает свою историю, говорит, что, увидев своего умирающего ребенка, потеряла сознание, сама заболела дифтеритом, а когда поправилась, ей сказали, что сын умер. Больную, её взяла к себе богатая дальняя родственница, у которой она и прожила до её смерти в качестве компаньонки, путешествовала с ней, а после получила в наследство некоторое состояние и решила стать актрисой. Оттого, что не видала своего сына в гробу, ей все кажется, что он жив, она думает о нем, мечтает встретить. Дудукин уговаривает её беречь себя, отказаться от фантазий и уходит.

Читайте также:  Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского

Внезапно в номере появляются Незнамов и Шмага, дожидавшиеся Кручинину в буфете. От имени Незнамова Шмага упрекает Кручинину за её заступничество, о котором её не просили. Кручинина извиняется. Незнамов говорит о своих обидах, о попреках, которыми его будут донимать товарищи по труппе. Из его рассуждений видна озлобленность, неверие в какие бы то ни было добрые побуждения людей, т. к. он “ребенком по этапу ходил без всякой вины”, только из-за отсутствия бумаг. Расстроенная Кручинина горячо говорит о том, что он еще мало видел в жизни, добрых людей, по её словам, на свете много, особенно женщин. Она не перестанет помогать людям, хотя это не всегда кончается добром. Незнамов поражен и растроган, а Шмага требует, чтобы Кручинина оплатила их счет в буфете и дала “взаймы”. Смущенный Незнамов выгоняет его и извиняется перед Кручининой, которая дает ему денег на пальто для Шмаги. Прощаясь, он целует ей руку, а она его — в голову. Появляется “полоумная попрошайка”, в которой Кручинина узнает Галчиху. Она просит её показать могилу сына, но старуха говорит, что мальчик выздоровел, поправляясь, все звал “мама, мама”, а потом она за деньги отдала его бездетной паре, Муров же это одобрил и еще прибавил ей денег от себя. Больше Галчиха ничего не может вспомнить. Кручинина, рыдая, восклицает: “Какое злодейство!”

Третье действие происходит в театральной уборной Коринкиной. Она жалуется первому любовнику Миловзорову, что игра Кручининой захватила не только публику, но и труппу, а у вас “своя актриса, вы должны её поддерживать”. Она передает рассказ Дудукина о жизни Кручининой, цинично истолковывая её судьбу как историю женщины свободного нрава. Она предлагает Миловзорову натравить на Кручинину Незнамова, подпоив его и “развенчав” в его глазах Кручинину. Тот соглашается. Навестившему её Дудукину она советует сегодня же устроить вечер в честь Кручининой. Появляется Шмага, уверяющий, что Незнамов “потерял нить в жизни”, отказывается от трактирных удовольствий и восхищается Кручининой. После ухода Дудукина и Шмаги появляется Незнамов. Коринкина принимается с ним кокетничать и уговаривает его поехать с ней на вечер к Дудукину. Незнамов и Миловзоров остаются одни и говорят о Кручининой, Миловзоров соглашается признать её актерский дар, но постепенно пересказывает сочиненную Коринкиной версию её жизни. Незнамов приходит в отчаяние, но все же несколько сомневается, правда ли это, решает проверить все вечером и уходит.

Приехавшую Кручинину Коринкина оставляет в своей уборной, лучшей в театре, и уходит. Появляется Муров, выражает свое восхищение игрой Кручининой и спрашивает, не Отрадина ли она. Подтвердив его догадку, она отказывается говорить о себе и требует сказать, где её сын. Муров, надеявшийся, что она не знает о его выздоровлении, вынужден сообщить, что его усыновил богатый купец. В своем рассказе он упоминает, что надел на младенца золотой медальон, когда-то подаренный ему Отрадиной. После этого он говорит, что семейная жизнь его была несчастлива, но, овдовев, он унаследовал огромное состояние жены, а увидев Кручинину, понял, какого сокровища лишился, и теперь просит её стать госпожой Муровой. На все это Кручинина отвечает: “Где мой сын? Пока я его не увижу, другого разговора между нами не будет”.

Снова появляются Незнамов и Шмага, разговаривая о рассказанной Миловзоровым сплетне, которой Незнамов то верит, то сомневается. Он подозревает здесь интригу, но Шмага исподволь укрепляет его в недоверии к Кручининой. Крайне взвинченный Незнамов уходит со Шмагой в трактир “Собрание веселых друзей”.

Последнее действие происходит в саду усадьбы Дудукина. Корин-кина зовет актеров к закуске и потихоньку поручает Миловзорову как следует “подогреть” Незнамова. Кручинина рассказывает Дудукину о признании Галчихи и жалуется, что не может найти никаких следов сына. Дудукин пытается её успокоить и считает поиски безнадежными. Появляется Муров, Дудукин уходит усадить гостей за карты, а Муров сообщает, что навел справки и выяснил, что их сын и его приемный отец заболели и умерли (при этом он постоянно путает фамилию усыновителя). Кручинина не верит. Тогда Муров требует, чтобы она уехала и своими поисками не бросала тень на его репутацию в городе, где у него все дела и потому он не может уехать из него сам. В противном случае он угрожает ей неприятностями. Кручинина отвечает, что не боится его и будет продолжать поиски.

Дудукин приглашает всех к ужину. Кручинина хочет вернуться в гостиницу, тогда её просят хотя бы выпить на дорогу шампанского. Коринкина говорит Незнамову и Шмаге, чтобы они за столом при Кручининой не говорили о детях. Незнамов видит в этом подтверждение рассказов о Кручининой и обещает произнести тост “о взрослых”. После торжественного спича в честь Кручининой и её ответной речи, в которой она разделяет успех со всей труппой, Незнамов внезапно произносит тост “за матерей, которые бросают своих детей”, и в патетическом монологе описывает несчастье детей, терпящих нужду, а главное, насмешки. При этом он упоминает, что некоторые поступают еще хуже, одарив брошенного ребенка какой-нибудь золотой безделушкой, которая постоянно напоминает ему о бросившей его матери. Пораженная Кручинина бросается к нему и достает с его груди свой медальон, с криком “он, он!” она теряет сознание. Потрясенный Незнамов обещает никому не мстить за злую интригу, потому что он теперь “ребенок” и спрашивает у пришедшей в себя Кручининой, где его отец. Взглянув на перепуганного Мурова, Кручинина говорит сыну: “Твой отец не стоит того, чтобы искать его”, обещает, что Незнамов будет учиться и, имея явный талант, станет хорошим актером, а материнская фамилия не хуже никакой другой.

На всякого мудреца довольно простоты

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умён, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Все-таки дядя». Она остаётся Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привёз его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, даёт пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблён в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовёт Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остаётся с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окружённой приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почётом и речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» — острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё обронённое Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», — недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Ещё с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т.е. Глумова же ) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, её выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» — финальная реплика Мамаевой.

Читайте также:  Волки и овцы - краткое содержание пьесы Островского

“На всякого мудреца довольно простоты” – краткое содержание пьесы А.Н. Островского

Создание комедии и премьера

Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.

Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.

Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.

Развитие действия в пьесе

Главным персонажем и двигателем сюжета является Егор Дмитриевич Глумов, небогатый московский дворянин, снимающий со своей матушкой скромные апартаменты и мечтающий занять достойное место в обществе. В творчестве А. Н. Островского это единственный герой, который вполне осознанно выбирает философию цинизма ради достижения поставленных перед собой целей. Носитель говорящей фамилии (глум — старорусское «издевательство, насмешка, оскорбительная шутка») он желает получить от жизни «тёплое место да богатую невесту», воспользовавшись слабостями своих покровителей.

Завязка интриги

Начинается комедия с откровенного признания героя в том, какие средства для построения карьеры и собственного будущего он решил выбрать. Оглядывая людей, имеющих возможности оказать в этом поддержку, юноша невысоко оценивает их умственные способности и личные качества, но надеется лестью и подобострастием получить желаемое.

В его планах:

  • добиться признания в московском свете;
  • составить хорошую партию с богатой невестой (на примете уже есть племянница Турусиной);
  • сделать карьеру.

По мнению самого Глумова, для этого вполне достаточно, что он «умён, зол и завистлив». Эти три качества в сочетании с «мёдом на устах» обязаны привести его к успеху во всех начинаниях.

Говоря о сильных мира сего, он пребывает в убеждении, что «им надобно льстить, грубо и беспардонно». Конечно, для этого необходимо себя переломить, поступиться гордостью и чувством собственного достоинства, но результат, уж если браться за дело всерьёз, окупит любые нравственные переживания. А мысли о собственном превосходстве и ничтожестве тех, перед кем ему предстоит пресмыкаться, молодой человек решает доверять дневнику. Туда Егор Дмитрич собирается изливать всю жёлчь и критические мысли о характерах своих высокопоставленных знакомых.

Три визита в наёмную квартиру Глумовых раскрывают планы молодого человека и показывают, как конкретно он собирается вести свои дела.

В течение часа в доме побывали:

  1. Жорж Курчаев, гусарский офицер, весёлый и простоватый малый, со своим приятелем Голутвиным, неудачником-журналистом на вольных хлебах.
  2. Нил Федосеич Мамаев, богатый московский барин, любитель поучать, приходящийся дальней роднёй и Глумову, и Курчаеву.
  3. Манефа, гадалка и прорицательница, которой Егор Дмитрич выдаёт 15 рублей на чай и кофе, с далекоидущими планами.

Первые двое зашли поделиться сплетнями, поболтать, а попутно попросить Глумова об одолжении: «дать стихов» Голутвину для учинения им небольшого литературного скандала в обществе, с тем чтобы составить себе имя. В ходе разговора Егор узнаёт, что дядюшка их имеет блажь болтать и нравоучительствовать, а супруга его Клеопатра Львовна весьма заинтересовалась Глумовым, заметив его как-то в театре. Находясь в лёгком подпитии, гусар-шутник рисует на дядю карикатуру, сопровождая её забавной подписью, да и забывает своё произведение на столе.

Едва появляется в дверях Мамаев, Глумов совершенно меняется. Вместо уверенного в себе и небрежного в общении дворянина, обнаруживается вдруг глуповато-заискивающее, неловкое и недалёкое создание, ищущее в жизни лишь одного: кто бы помог ему советом и направил на истинный путь, кто бы научил уму-разуму.

И в роли этой он так хорош и убедителен, что Мамаев сразу проникается к молодому человеку симпатией, и хоть не любит своей бедной родни, но приглашает его гостить завтра же.

Тут и появляется курчаевский рисунок, полуслучайно упомянутый в разговоре матерью Глумова. Один племянник компрометирует другого и оказывается в прямом выигрыше. Курчаеву отказано от дома, а в жизни Глумова сделан первый шаг на пути к заветным целям.

Взлёт главного героя

Следующее действие происходит в доме Мамаева, где хозяин и его гость, очень важный господин Крутицкий, беседуют о современных нравах и реформах, происходящих в обществе. Старики не принимают изменений, а у Крутицкого готов уже и целый проект о бесполезности всяческих новшеств, написанный слогом великого Ломоносова. Жаль только, что стиль этот нынче устарел, и не может быть в таком виде опубликован. Нил Федосеич тотчас же рекомендует ему в качестве помощника Глумова, который может изложить эти идеи хорошим современным языком.

Беседуют о Егоре Дмитриче и его матушка с Клеопатрой Львовной Мамаевой. Последняя, не скрывая своих симпатий, обещает поспособствовать молодому родственнику занять достойное положение, для чего знакомит его с Иваном Ивановичем Городулиным богатым барином, придерживающимся либеральных взглядов.

Замечательно при этом поведение самого Глумова, который для каждого из персонажей надевает на себя новую маску:

  • с Мамаевым он послушный и почтительный бедный родственник, ловящий каждое слово своего благодетеля;
  • с супругой его — влюблённый восторженный поклонник, пылкий и страстный, умеющий ухаживать и говорить комплименты;
  • с Крутицким — сторонник патриархальных идей, полностью разделяющий мнение «о вреде реформ вообще»;
  • с Городулиным — носитель передовых взглядов, речистый прогрессист, готовый в пух и прах разнести проект ретрограда Крутицкого, который сам же и редактировал.

Но главной целью этого маскарада является создание о себе выгодного впечатления в глазах видной московской барыни Софьи Игнатьевны Турусиной, у которой живёт племянница Машенька, завидная невеста и перспективная наследница крупного состояния своей вдовствующей тётушки.

В погоне за приданым

Дом Турусиной — яркий образчик московского быта. Сама хозяйка из купеческого сословия, удачно выйдя замуж, получила дворянские привилегии, но по воспитанию как была купеческой дочкой, так и осталась. Суеверная и богомольная она наводнила дом приживалками, которые развлекают её сплетнями и рассказами о всяких чудесах и проявлениях божественного. Потому так велико в этом доме значение подкупленной Глумовым Манефы, которой являются видения и которая откровенно спекулирует на вере барыни во всё сверхъестественное.

Глумов заранее готовит почву для своего появления в качестве жениха, создавая о себе положительное суждение через Манефу и подкупленных матерью приживалок. К тому же, играя на самомнении Крутицкого, просит того замолвить словечко перед Турусиной и быть посаженым отцом на свадьбе. Хитреца не смущает тот факт, что известие о его будущем браке становится сразу же известно Клеопатре Львовне, которая тотчас же стремится выяснить отношения. Дабы не огорчить её раньше времени, он прилагает все усилия, чтобы разубедить женщину в каких бы то ни было чувствах к Машеньке.

Тем временем Турусиной все знакомые в один голос расписывают прекрасного малого, добродушного и многообещающего молодого человека, достойного жениха для её воспитанницы. А усилиями Манефы, которая обронила в разговоре: «Вижу, едет Егор из далёких гор», — совпадение имён (Егор, Дмитрия Глумова сынок) становится верной приметой. Сама же невеста готова выйти за кого угодно, лишь бы побыстрее освободиться от вечной опеки тётки, вырваться из дома, полного подглядывающих старух, и зажить, как говорится, свободно.

Всё складывается для Глумова как нельзя лучше. Если бы не дневник, в который он так щепетильно заносил свои мысли об окружающих и суммы расходов на приобретение нужного имиджа в их глазах.

Неожиданная развязка

Очередная встреча с Мамаевой, во время которой вновь происходит выяснение отношений, внезапно прерывается визитом Голутвина. Глумов просит Клеопатру Львовну скрыться в комнате, а сам встречает незваного гостя. Тот объявляет ему, что, заинтересовавшись столь быстрыми успехами Егора Дмитриевича в обществе, провёл собственное журналистское расследование, понял его методы и готов вывести афериста на чистую воду. Он откровенно шантажирует Глумова, требует деньги за молчание, но Егор осаживает наглеца, зная, что разговор слышит Клеопатра Львовна. В нём борются противоречивые чувства, но склоняется юноша к тому, что придётся заплатить выкуп.

Мамаева же обнаруживает дневник и незаметно исчезает с ним. Заключительная сцена перекликается с классикой драматического русского театра «Ревизором» и «Горем от ума».

Персонажи зачитывают друг другу выдержки из книги Глумова с характеристиками на каждого из них, а заключительный монолог героя напрямую отсылает зрителя к прощанию Чацкого с Москвой. Так же как у Гоголя персонажи пьесы отказываются читать точно подмеченные зарисовки о себе, и с большим удовольствием оглашают цитаты о других.

Однако общество в целом и люди уже изменились. Ни Мамаева, ни Городулин не оспаривают высказываний Егора Дмитрича. Да и представители старшего поколения отчасти согласны с ним, когда в порыве откровенности Глумов заявляет: «Вам без меня не обойтись». Он покидает сцену, но старики, в частности, Кривицкий, соглашается с этим заявлением, чувствуя в молодом человеке глубокое духовное родство, просто проявляемое в условиях иного времени. Вывод напрашивается сам собой: Глумова, конечно, стоит наказать для острастки, да затем и простить.

Краткий анализ

Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.

Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.

Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.

Отзывы о пьесе и спектакле

Смотрела в Малом театре «На всякого мудреца довольно простоты». Потрясающая постановка Бейлиса и завораживающая игра актёров. Муравьёва, Юдина, Вершинин, Клюев — имена, которые сами по себе гарантия высокого уровня исполнения. Да и Островский располагает к тому, чтобы задуматься: а что, собственно, изменилось с тех пор в нашей жизни? Все хитрые ходы Глумова сегодня преподносятся психологами как техника НЛП или приёмы отзеркаливания и используются в торговой практике. И желания основной части населения либо карьера, либо деньги, либо то и другое вместе.

По летнему заданию устроил себе онлайн-просмотр пьес Островского. «На всякого мудреца довольно простоты» от 1971 года, постановка театра им. Вахтангова. В главной роли Юрий Яковлев. Для исполнения молодого человека могли бы найти актёра и без седины. Но, честно говоря, скучновато. Всё тонет в разговорах. Никакого движения. Проблемы архаичные и малопонятные. Вот если бы сделать современную обработку, поместить всех в сегодняшний день и заставить говорить современным языком, было бы зажигательней.

Образ Глумова мне всегда нравился. Хорошая умная смесь Чацкого и Молчалина. Всего должно быть в меру, а применяться к существующим условиям и вообще подсказывает здравый смысл. Что касается его целей, то они вполне житейские и сообразны талантам. Желая жить лучше, он не совершает никакого преступления. Но прочитав «Бешеные деньги», разочаровался. Кто не в курсе — там этот персонаж появляется в роли секретаря престарелой миллионерши. Злость осталась, а вот сам герой измельчал до похабства и мелких острот.

Краткое содержание “На всякого мудреца довольно простоты”

Глумов Егор Дмитрич — герой первой сатирической комедии Островского, рисующей реакцию московского дворянства на реформы 1860-х гг. Объектом сатиры становится здесь весь уклад жизни московского дворянского общества. Комедия построена как портретная галерея характерных типов московского общества, по которой зрителя «проводит» Глумов, «молодой человек» (такова краткая представляющая его ремарка в списке действующих лиц пьесы), решивший добиться успеха и начать делать карьеру. Он — единственный активный герой комедии — создает и ведет интригу с целью добиться личного преуспеяния, при этом он намерен использовать традиционно «дворянские» средства: получить выгодное место через влиятельных людей и жениться на богатой невесте. Исследователи указывали на родство пьесы со «Школой злословия» Р. Шеридана, но это касается, пожалуй, лишь самой общей ситуации (интрига одного племянника-наследника против другого), достаточно часто в русской критике и литературоведении фигурирует понимание Глумова как Чацкого, предавшего свои идеалы и задумавшего строить карьеру. Это сопоставление неубедительно: ничто в пьесе не говорит о том, что Глумов был прежде «благородным героем». Среди всех действующих лиц нет, в сущности, ни одного пострадавшего от действий Глумова (что необычно для большинства пьес Островского, где, как правило, всегда есть жертвы, вызывающие сочувствие зрителя), поэтому он не совсем обыкновенный отрицательный герой.

Читайте также:  Снегурочка - краткое содержание сказки Островского

Герой, размышляющий, оценивающий общественное и социальное бытие своих современников, ищущий свое место в жизни и остро чувствующий свое превосходство над массой собратьев по классу, — образ, богато разработанный предшественниками и современниками Островского. Здесь Глумову предшествует вся галерея «лишних людей». Но если эволюция типа «лишнего человека» накануне реформ привела к созданию Обломова, полностью выключенного из социальной практики своего круга, то путь Глумова иной — это путь предательства своего собственного интеллекта, нравственного раздвоения, ведущего к разъедающему цинизму и аморальности. Перед нами как будто настоящий подлец, а вместе с тем его ум, безусловное интеллектуальное превосходство над остальными персонажами иной раз словно заставляют радоваться его успеху. Это объясняется тем, что, во-первых, мы не раз именно благодаря игре Глумова, спектаклю, который он разыгрывает перед каждым из «нужных» людей, смеемся над изображенным в пьесе паноптикумом. И, во-вторых, мы чувствуем, что перед нами развертывается драматическая история нравственного падения незаурядной личности. Конфликт героя со средой сведен к минимуму, зато ум, талантливость, артистизм, вообще вся человеческая незаурядность Глумова состоят в непримиримом противоречии с его жаждой преуспеяния в обществе пошлых и заурядных людей, претендующих на значительность. Однако история Глумова не есть история искушения и падения честного человека, поэтому неправомерна и достаточно распространенная аналогия с Жадовым из «Доходного места». У Глумова нет и следа какой-либо душевной борьбы, угрызений совести; он прямо говорит о себе матери: «Я умен, зол и завистлив». Разыгрывая спектакли перед каждым из людей, с чьей помощью он надеется преуспеть, Глумов пишет злой дневник, где дает эпиграмматические зарисовки своих благодетелей. Помимо фабульной роли (благодаря ему срывается интрига Глумова), дневник демонстрирует несоответствие образа действия героя, его жизненной практики и природных возможностей, дневник есть как бы реализация метафоры «спрятать ум в карман». Ум Глумова проявляется в том, что он понимает: для успеха в этом обществе ум не нужен, его надо спрятать в карман, как он прячет дневник. «Им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха», — говорит он. Поведение и речь Глумова связаны с литературными образцами, что проявляется в различных его репликах. Но эта условность, «литературность» речей персонажа имеет реалистическую фабульную мотивировку: ведь Глумов играет, для каждого своего партнера по сцене он импровизирует в духе того, чего от него ожидают. При этом Островский апеллирует к литературному и театральному опыту зрителей: они-то в отличие от персонажей пьесы должны видеть, что это все «цитаты».

Родство Глумова с Чацким и Хлестаковым, пожалуй, наиболее важно. Сходство между этими персонажами (при всем их глубоком различии) обусловлено сходной функцией в сюжете: все трое как бы проводят читателей и зрителей по галерее сатирически обрисованных персонажей. А это оказывается возможно потому, что все трое обладают некоторыми чертами героя-идеолога. Чацкий — герой-идеолог в прямом смысле, он выражает авторскую и зрительскую точку зрения. Хлестаков — пародия на героя-идеолога. Глумов же поставлен по отношению ко всем другим персонажам в такое положение, которое выявляет в его образе черты и Чацкого и Хлестакова.

Разоблачение Глумова в финале — наиболее смелый ход в пьесе: герой произносит пылкий обличительный монолог, который обиженные им в дневнике люди терпеливо выслушивают (сцена чтения дневника также вызывает ассоциации с финальными сценами «Ревизора») и даже дают понять, что со временем Глумов будет прощен, т. к. он совершенно прав, когда утверждает: «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить». Глумов появляется также в пьесе «Бешеные деньги» (1869), где он продолжает мечтать о богатой невесте, принадлежит к высшему обществу, по-прежнему злоязычен и готов на интриги, стравливая своих знакомых, не брезгуя подбрасывать им анонимные письма, карьера его не состоялась, в финале он уезжает за границу с богатой пожилой барыней в качестве ее личного секретаря и с надеждой вскоре унаследовать состояние своей доверительницы. Таким образом, можно предположить, что Островский не видел перспектив крупной карьеры для своего героя.

Образ Глумова произвел большое впечатление на М. Е. Салтыкова-Щедрина, который ввел этого героя в число действующих лиц ряда своих произведений («В среде умеренности и аккуратности», «Круглый год», «Недоконченные беседы», «Современная идиллия», «Пестрые письма»).

Городулин Иван Иваныч — преуспевающий молодой чиновник «нового времени», «молодой важный господин» — сказано о нем в списке действующих лиц. Бойкие манеры, грубоватое остроумие, постоянные разговоры о своей занятости, стремление казаться причастным к передовым кругам общества или, во всяком случае, к числу передовых чиновников — все это давало основание критикам отмечать «репетиловские» (Грибоедов) черты в этом образе. Между тем, несмотря на несколько легкомысленную манеру держаться, он — если судить по перечню его дел и занятий — действительно немаловажный чиновник (связан с руководством казенными и благотворительными учреждениями, с судами, канцеляриями и управами, имеет отношение к ссыльным и к открытию железных дорог — по мнению комментаторов Островского, это предполагает, что Городулин ближайший к губернатору человек). Городулин — явно представитель «новой власти». Турусина говорит, что Городулин и Крутицкий — люди противоположных убеждений. Крутицкий предостерегает от тесного сближения с Глумовым: «он у нас считается опасным» — и все же многозначительно это «у нас». Городулин прежде всего свой в московском светском обществе. И это в нем главное, важнее, чем его связь с реформаторским правительством, поэтому он и вхож в дома всех основных персонажей комедии. Глумов записывает о нем в дневнике: «Городулин в каком-то глупом споре о рысистых лошадях одним господином назван либералом. Так теперь и числится». Либеральные идеи нового царствования для Глумова нечто не слишком важное, это некое «условие службы», гораздо важнее ловкое красноречие, необходимое на многочисленных в эту эпоху официальных публичных мероприятиях. «Мне завтра нужно спич говорить за обедом, а думать решительно некогда», — жалуется он Глумову, восхищаясь его либеральной риторикой, которой тот блещет перед нужным человеком с репутацией реформатора. «Нам идеи что! Кто ж их не имеет, таких идей! Слова, фразыочень хороши», — продолжает Городулин.

Городулин — тип дворянина, прекрасно освоившегося в новой пореформенной реальности, чиновника-фразера из тех, о ком блестяще сказал А. В. Никитенко: «Все либералы ужасно любят лакомиться властью!»

Крутицкий — «старик, очень важный господин». Один из тех, через чье покровительство Глумов намерен делать карьеру. Наряду с Мамаевым и Городулиным представляет московское пореформенное дворянство — главный объект сатиры в комедии. По некоторым намекам в тексте можно понять, что Крутицкий — военный генерал в отставке (например, его реплика: «Поди вот с бабами! Хуже, чем дивизией командовать!» — а также рассказ о своем любовном приключении в Бессарабии), да и его несколько отрывистая манера речи адресует к литературной традиции комического изображения военных (беседуют, словно командуют, — ср. Скалозуб у Грибоедова, бесчисленные «старые вояки» из водевилей).

Тем не менее Крутицкий чувствует себя общественным деятелем, защитником старых порядков, обязанным активно критиковать нововведения, которые он при этом всерьез не принимает и полагает, что все эти новшества ненадолго: «Я, знаете ли, смотрю на все это как на легкомысленную пробу. » Глумову советует искать прочного места, не по новым учреждениям. Свою обязанность он видит в том, чтобы писать («Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером»). Правда, сам он признается, что излагает «стилем старым. близким к стилю великого Ломоно сова», и потому, чтобы не стать предметом насмешек своих противников, нуждается в Глумове для литературной обработки своих писаний. Островский пародирует консервативных противников реформ в сценах, где Глумов обсуждает с Крутицким его труды. Правка Глумова доводит до видимого абсурда рассуждения Крутицкого, выявляя при этом их подлинную суть. Так, он заменяет «Прожект о вреде реформ» на «Трактат о вреде реформ вообще», доказывает, что, «отметая старое, мы даем простор опасной пытливости ума проникать причины, почему то или другое отметается. поставляя новое, мы делаем уступку так называемому духу времени, который есть не что иное, как измышление праздных умов».

Крутицкий сочиняет не только политические трактаты, но и прожект «об улучшении нравственности в молодом поколении», для чего полагает необходимым «для дворян трагедии Озерова, для простого народа продажу сбитня дозволить».

Несмотря на нелепость своих рассуждении, Крутицкий явно чувствует за собой немаловажную общественную силу, от лица которой он говорит с Глумовым: «Ты ведь будешь из наших? Нам теперь поддержка нужна, а то молокососы одолевать начали». Он и сейчас может дать Глумову рекомендации в Петербург, где «служить виднее». Расспрашивая Глумова о его прошлом, больше всего боится, не замешан ли тот в студенческих беспорядках, и с облегчением узнает, что Глумов попадал в полицию за буйные кутежи (по-видимому, Глумов в этой сцене играет на политических опасениях Крутицкого, приписывая себе «дозволенные» проказы молодости).

В своем разоблачительном дневнике Глумов записал о Крутицком (пародируя при этом «высокий слог»), что тот ухитрился, «дожив до шестидесятилетнего возраста, сохранить во всей неприкосновенности ум шестилетнего ребенка». Это сказано хлестко, но не вполне справедливо. В житейских делах Крутицкий неглуп: он весьма здраво оценивает свою старинную приятельницу Турусину, заделавшуюся на старости лет ханжой, замечает, что Глумов «подленек немного», и, однако, вполне трезво полагает, что это пройдет, когда Глумов укрепится в обществе и станет побогаче. Все дело в том, что Крутицкому не требуется ум для его общественной деятельности. Драматургу гораздо важнее было показать не глупого консерватора-оппозиционера, а высмеять его планы повернуть вспять колесо истории, показав их полную абсурдность.

Мамаев Нил Федосеич — «богатый барин, дальний родственник Глумова», как сказано о нем в перечне действующих лиц. Мамаев — первый человек, вводящий Глумова в желанный круг общества, к которому он принадлежит по рождению, но который закрыт для него из-за его бедности. К моменту появления Мамаева на сцене зрители уже знают, что он богат, любит всех поучать, имеет много свободного времени, которое пытается занять видимостью дела (ездит смотреть сдающиеся квартиры, ходит по лавкам, не собираясь ни переезжать, ни покупать что-либо, не имея своих детей, постоянно переписывает завещание в пользу то одного, то другого из своих многочисленных родственников). Сам он дополняет свою характеристику: «. я статский советник, . жена моя. любит жить открыто». Он чиновник, ведущий светский образ жизни. Знакомство и связи Мамаева с другими персонажами — Крутицким, Городулиным, Турусиной — светские связи, несмотря на то что все они невысокого мнения друг о друге (Мамаева считают глуповатым), эти герои принадлежат к одному кругу — влиятельному московскому дворянству. Хотя Мамаев дважды упоминает о службе (называя свой чин в первом действии и торопясь в Сенат во втором), все-таки он прежде всего — богатый помещик. Поэтому Островский неоднократно подчеркивает, что Мамаев до глубины души уязвлен и потрясен отменой крепостного права. К этой теме он постоянно возвращается в разговорах с другими героями. Особенно интересно, что угнетает его не материальная сторона дела (в этом отношении он, видимо, не пострадал), а то, что власть его пошатнулась, отмена крепостного права не только лишила его возможности часами читать нравоучения крепостным слугам, но и вообще словно бы лишила веса и значения его мнения по разным вопросам: «. не слушают, не слушают. Вот в чем беда: умных людей, нас не слушают. » Отсюда и его комическая страсть давать советы, хотя бы слушателями были купцы в лавке или родичи, надеющиеся на наследство. В какой-то мере он и сам сознает эту свою слабость, признавая, что нарисованная на него карикатура с подписью «новейший самоучитель» похожа.

Знаменитая фраза Мамаева «. я вам дам. Не денег, нет; а лучше денег. Я вам дам совет относительно вашего бюджета» в укороченном виде вошла в поговорку.

Будучи «не злым человеком» и принадлежа к «хорошему обществу», Мамаев не побрезговал просить Глумова поухаживать за своей стареющей красивой женой, надеясь таким образом предотвратить нежелательное увлечение Клеопатры Львовны каким-нибудь авантюристом.

На комической страсти Мамаева давать советы основана завязка интриги в пьесе.

Ссылка на основную публикацию