Поздняя любовь – краткое содержание пьесы Островского

Краткое содержание Островский Поздняя любовь

В доме Шабловых живет сама хозяйка дома, двое ее сыновей, адвокат Маргаритов и его дочь Людмила. В то время как младший из братьев трудится писцом у Маргаритова, старший Николай гуляет и проигрывает деньги в трактире. Когда младший сын Дормидонт возвращается домой и рассказывает все матери, он так же признается в том, что влюблен в Людмилу, однако, та сразу предупреждает его, что сердце девушки уже занято его старшим братом – Николаем. Юноша отказывается в это верить. Он желает признаться своей возлюбленной в своих чувствах, вопреки предупреждениям матери.

К Маргаритову приходит купец, они обсуждают закладную на имя вдовы Лебедкиной, адвокат обещает получить с нее деньги, которые та должна в течении двух недель. До этого в разговоре между хозяйкой дома Шабловых и Людмилой уже звучало это имя, и женщина сказала девушке, что ей кажется, будто эта вдова нравится Николаю, ее старшему сыну. В это время проигравшийся Николай присылает матери письмо с просьбой выслать ему денег. Влюбленная Людмила отдает свои последние деньги Шабловой для того, чтобы она отослала их сыну, все мысли девушки рядом с Николаем, поэтому признание решившегося Дормедонта остается без ответа.

Когда Николай возвращается из трактира Людмила признается ему, что деньги, которые он получил, дала она, она раскрывает ему свои чувства, рассказывает о том, что всегда метала влюбиться и он его любовь, ради него она готова пойти на любые жертвы и поступки. Николаю после такого нетрудно понять, что девушка в него влюблена.

Вдова Лебедкина посещает Шаблову для того, чтобы погадать на картах, она рассказывает о своих проблемах и долгах женщине, а так же упоминает что ее делом занимается адвокат Маргаритов. От Шабловой Лебедкина узнает о том, что тот живет в их дома, а его дочь влюблена в Николая. В голове вдовы возникает план, она зовет Николая с собой на прогулку, где просит его сделать так, чтобы Людмила выкрала ее закладную в обмен на это она обещает дать ему денег, чтобы он мог выбраться из долговой ямы в которую попал.

Людмила, которая беспокоится о Николае, начинает расспрашивать его о долгах. Николай начинает рассказывать девушке, что единственное его спасение это выкрасть закладную Лебедкиной, тогда он сможет расплатиться с долгами и покончить со своей старой жизнью. Он пойдет работать и начнет все с чистого листа. Влюбленная и готовая на все ради него Людмила отдает Николаю бумагу, которую тот просит.

Однако, когда Николай отдай бумагу Лебедкиной, та сжигает ее, а ему говорит, что не собирается ему ничего платить. Она его обманула. Уверенная в своей победе вдова приходит к Маргаритов и требует показать свою закладную и адвокат приносит ее. Женщина шокирована таким поворотом событий, она выспрашивает у Николая, как так произошло, но тот просто оказался более прозорливым, чем она.

Николай становится женихом Людмила, а половину из тех денег, что заплатила Лебедкина становится ее приданным. Если любовь настоящая, она обязательно все победит.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

Поздняя любовь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В саду на дереве у окна сидел Соловей, а в комнате грустил влюбленный юноша. Парню необходимо было подарить девушке красную розу, тогда она разрешит пригласить ее на танец. Но, в его саду куст роз высох, а в других садах цвели белые и жёлтые цветы.

Бурса – это учебное заведение, где учат принудительно будущих дьяков, писарей и послушников. В училище находится около пятиста учащихся разных возрастов: от 12летних до 30летних. Обучение проводится не интересно.

В субботний день, мать помыла полы. Затем натёрла самовар, речным песком до сверкающего блеска. После, она совместно с Павлом, поставила кровать на новое место, вблизи окна.

Пронзительный рассказ «Солнечное затмение» о двух ребятах, которые находят друг друга. Лена – девочка из хорошей семьи. Кажется что у нее есть все – любящие и заботливые родители, уютный дом. Сама героиня рассказа очень красива

В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня

Поздняя любовь Островский, краткое содержание

Пьесу Поздняя любовь Островский написал в 1873 году, и после ее премьеры по настоящее время она не сходит со сцен театров. Люди с удовольствием ходят на спектакли, дабы еще раз понаблюдать за сюжетом и жизнью героев. В пьесе Поздняя любовь четыре действия, и мы с удовольствием представим ее краткое содержание для читательского дневника.

Островский: Поздняя любовь

Действие 1

Первое действие пьесы Островского Поздняя любовь переносит нас в дом к дворянке Шабловой, где проживает сама Шаблова, ее два сына, и квартиросъемщик Маргаритов со своей дочкой.

Здесь мы встречаем женщину Фелицату Шаблову. Она беспокоится о младшем сыне Дормедонте, который несколько дней не являлся домой. Парня защищает Людмила, дочка адвоката Маргаритова. Она считает, что тот занят адвокатскими делами и разбирается по делу вдовы Лебедкиной. Между разговором хозяйка дома упоминает о том, что якобы вдова нравится Николаю. Дома нет и его. И вот наконец Дормидонт приходит домой и сообщает о том, что его брат играет в трактире, и во время разговора он упоминает о своей любви к дочери адвоката. Но женщина уверена, шансы у сына небольшие, ведь девушке нравится Николай. Дормидонт не верит матери и подумывает признаться в своих чувствах Людмиле.

Купец Дороднов и адвокат Маргаритов разговаривают о Лебедкиной. Адвокат собирается получить с нее все выплаты в течении двух дней, согласно условиям закладной.

Николеньки все так же нет, однако от него приходит письмо с просьбой прислать денег, ведь он проигрался и нужно отдавать долг. Мать негодует, однако Людмила решает дать свои деньги Николаю, которые должна была отнести Шаблова сыну. Людмила всеми мыслями находилась с молодым человеком, поэтому как-то не обратила внимание на признания Дормедонта в своих чувствах.

Действие 2

Далее в пьесе Поздняя любовь Николай возвращается домой. В это время Маргаритов уходит, отдав ключи дочке. Та встретилась с Николаем и рассказала ему, что именно она дала денег и тут же призналась в своих к нему чувствах. Людмила рассказала, что до этого она никого не любила, и может быть ее любовь поздняя, но в то же время последняя. Ради него она готова на все. Николай действительно видит, что чувства у девушки настоящие.

А в это время в дом приезжает Лебедкина. Она приехала к Шабловой, чтобы погадать на картах. Женщины разговорились. Гостья призналась, что у нее долги, которые от нее требует Дороднов и рассказала о том, что ее делом занялся Маргаритов. По случайности или нет, но как раз это семейство снимало комнату у Шабловой. Об этом женщина сообщает вдове. Также Шаблова рассказала, что Людмила влюблена в Николая. И тут у Лебедкиной созрел план. Она приглашает старшего сына Шабловой прогуляться по парку. Пара уходит, а Людмила, которая увидела удаляющихся Николая и Лебедкину, начинает переживать. В это время к девушке подошел Дормедонт и рассказал о долгах брата, за которые его могут посадить в долговую яму.

Действие 3

Далее мы переносимся в третье действие, где по парку гуляют вдова и Николенька. Женщина рассказывает о своих долгах, о закладной, по которой она не может заплатить. На предложение Николая продать бриллианты, чтобы погасить долг, женщина только рассмеялась. Она не готова расстаться со своими украшениями. Вместо этого женщина предлагает Николаю доказать свою любовь. Она уговаривает старшего сына Шабловой сделать все, чтобы Людмила выкрала закладной лист, который находится у ее отца. За это женщина обещает дать денег, с помощью которых Николай сможет расплатиться со своими долгами и не попасть в долговую яму.

Вдова уезжает, а Николай идет домой. Его встречает Людмила, которая интересуется долгами молодого человека, и парень ей говорит, что спасти его может лишь закладная вдовы. Он предлагает Людмиле пойти на преступление и выкрасть у отца этот важный документ. За это он обещает больше никогда не садиться за игровой стол, обещает найти работу и зарабатывать честно. Как раз именно эту бумагу принес девушке Дормедонт от ее отца. Девушка должна была спрятать документ, но в итоге отдает Николаю.

Действие 4

Продолжая знакомство с пьесой Островского Поздняя любовь, читатель приближается к четвертому действию, которое стало развязкой. В этом действии в дом дворянки приехала Лебедкина. Ей и отдает бумагу Николай. Женщина не долго думая, сжигает закладную, при этом напрочь отказывается выполнять обещанное. Она не дает Николаю денег, чтобы тот покрыл свои долги и уходит. В это время Маргаритов обнаружил пропажу. Он в отчаянии, и обвиняет в воровстве Дормедонта. Но тот рассказывает, что он все бумаги передал его дочери. Людмила признается в своем злодеянии. Маргаритов в отчаянии, входит Николай и отдает закладной документ.

Читайте также:  Волки и овцы - краткое содержание пьесы Островского

Пока происходили события, Лебедкина вновь приезжает к Шабловым, но уже на встречу с адвокатом. Она сообщает, что готова все выплатить, только прежде, хочет видеть свою закладную. И она ее видит. Женщина ничего не понимает, но Николай рассказал, что сожгла она не оригинал, а лишь ее копию. В итоге, вдове пришлось выплатить свои долги, старший сын Шабловой становится женихом Людмилы, а отец часть полученных денег отдает дочке в приданое. Людмила передает деньги Николаю, чтобы спасти его от долговой ямы.

На этой счастливой ноте и завершается краткое содержание пьесы Поздняя любовь.

Александр Николаевич Островский. Экранизация одноименной пьесы «Поздняя любовь» (ВИДЕО)

Александр Николаевич Островский — величайший русский драматург.

12 апреля 1823 года по новому стилю в семье частного адвоката родился писатель и драматург, чьё творчество произвело революцию в русском театре – Александр Николаевич Островский.

Отец мечтал видеть сына юристом, но Островский на юридическом факультете Московского университета не доучился и восемь лет проработал в канцеляриях различных судов. Впечатления детства и жизненный опыт, полученный в судебных учреждениях, дали ему безценный материал для творчества.

Уже в 1850 году автором напечатана первая пьеса «Свои люди – сочтёмся!» (другое название – «Банкрот»), которая сразу же сделала его знаменитым. Но в то же время она была понята не всеми, а автор был отдан под надзор полиции.

В 50-е годы финансовое положение Островского было достаточно сложным, не вся публика относилась к нему положительно, но драматург по-прежнему продолжал писать. Работая в журнале «Москвитянин», автор публикует пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» и наиболее яркую комедию – «Бедность не порок», идеализирующие русский быт. В этот период он утопически показывает возможность решения конфликта поколений, но при этом абсолютно реалистично и сочно выводит характеры героев.

С 1856 года Александр Николаевич сближается с петербургской редакцией «Современника», разделяя их взгляды на искусство. Происходят значительные изменения в творчестве писателя, что особенно заметно в пьесах «Доходное место» и «Гроза». Поэтизацию народной жизни сменяет драматическое изображение действительности.

В последующие годы Островский по-прежнему много пишет, но тон его произведений сменяется с мрачного на более сатирический. Написаны водевильные пьесы «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Возникает интерес к исторической тематике в драматических хрониках «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», пьесе в стихах « Воевода или Сон на Волге» и других.

В пореформенных произведениях новыми «героями» становятся дельцы и карьеристы. Будь то Глумов из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», Васильков («Бешеные деньги») или Беркутов («Волки и овцы») – все они главной целью жизни ставят карьеру и деньги. Именно такие «герои» останутся у Островского до конца его писательской карьеры. Но продолжает заниматься драматург и созданием народных комедий, имеющих положительное окончание. В этот творческий период созданы пьесы «Не всё коту масленица», «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и некоторые другие.

Помимо сатирической комедии «Лес» и драматической сказки «Снегурочка» на более позднем этапе Островский пишет также серьёзные психологические драмы. В центре большинства из них – образ любящей, но не обретающей счастье женщины. Героини комедии «Таланты и поклонники» и мелодрамы «Без вины виноватые» – актрисы, которые находят выход из жизненных неурядиц в служении театру. Весь сюжет построен вокруг героинь и в пьесах «Светит, да не греет» и «Сердце не камень». Наиболее же впечатляющим произведением «женского» цикла без сомнения можно назвать драму «Безприданница». Фильм, снятый по её мотивам, поражает своим трагизмом, несмотря на, казалось бы, несложный сюжет.

Работая с актёрами, Александр Николаевич видел их тяжёлое материальное положение, зависимость от чиновников и в то же время, погоню за дешёвой популярностью и непонимание целей автора. Это приводило его в отчаяние, но он продолжал бороться за «новый театр», пытался убедить власть в необходимости срочных изменений.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Безприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, безсменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш Тромской губернии.

Экранизация пьесы «Поздняя любовь»

Год выпуска: 1983

Режиссер: Леонид Пчёлкин

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Елена Проклова, Евгения Ханаева, Валерий Шальных, Вячеслав Невинный, Валерий Хлевинский, Александр Юшин, Александр Мыльников, Валентина Кравченко, Галина Добровольская, Виталий Комиссаров, Александр Якулов, Евгений Князев

Описание: Когда-то имя стряпчего Герасима Порфирьича Маргаритова было широко известно в Москве, поскольку вёл он дела с тщанием и великой честностью. Но однажды подкупленный помощник выкрал у стряпчего и продал должнику важный денежный документ на 20 тысяч – и Маргаритов потерял доброе имя, всё нажитое имущество и вместе с малолетней дочерью Людмилой вынужден был из собственного дома в центре переселиться на окраину. Жена, которая и так хворала, померла, и пошли годы тяжелой и бедной жизни. Людмила выросла, однако, по-прежнему живет с отцом, не имея приданого, чтобы выйти замуж. Они снимают комнатку в доме небогатой вдовы, Фелицаты Антоновны Шабловой. У нее – двое взрослых сыновей, Николай и Дормедонт, оба пошли по юридической части. Младший, Дормедонт, влюбленный в Людмилу и мечтающий когда-нибудь на ней жениться, помогает Маргаритову в ведении мелких дел, которыми стряпчий нынче с трудом зарабатывает себе и дочери на хлеб. А старший, Николай, в прошлом – успешный адвокат, стал мотом, игроком и гулякой, наделал долгов, и через пару дней поведут его на цугундер, посадят в долговую яму…

Людмила влюбляется в сына хозяйки дома – праздного гуляку Николая. Ради его спасения она готова пожертвовать всем — даже выкрасть важнейший денежный документ, доверенный ее отцу.

«Поздняя любовь». Это не про возраст – про поступок.

И на него можно быть способной и в 18, и в 30, и в 60 лет…

Если так хочется быть любимой.

И вот оно счастье, рядом. Только руку протянуть, решиться помочь, наступив на принципы, отдать последнее. И свое и не свое.

И вот оно – счастье?

Об этом и не только страстный, мудрый, грустный и смешной спектакль «Поздняя любовь».

Совсем не сентиментальная история.

Действующие лица и исполнители:

ЛюдмилаАлена БАБЕНКО
Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого деревянного домаМарина ХАЗОВА
Дормедонт, младший сын ШабловойНиколай КЛЯМЧУК
Герасим Порфирьич Маргаритов, отец Людмилы, адвокат из отставных чиновниковВасилий МИЩЕНКО
Онуфрий Потапыч Дороднов, купецРашид НЕЗАМЕТДИНОВ
Николай Андреевич Шаблов, старший сын ШабловойДмитрий ГИРЕВ
Варвара Харитоновна Лебедкина, вдоваЕлена ПЛАКСИНА

Постановка – Егор ПЕРЕГУДОВ

Сценография и костюмы – Мария ТРЕГУБОВА

Художник по свету – Дамир ИСМАГИЛОВ

Музыка – Сергей ФИЛИППОВ

Помощник режиссера – Ольга Мелихова

Продолжительность спектакля 2 часа 35 минут.
Спектакль идет с одним антрактом.

Премьера состоялась 7 октября 2016 года

С идеей поставить эту пьесу обратился режиссер театра Егор Перегудов, чьи спектакли «Время женщин», «Горячее сердце», «Загадочное ночное убийство собаки» с большим успехом идут в репертуаре «Современника». Его соавтором стала молодой, но уже хорошо известный художник Мария Трегубова.

Читайте также:  Краткое содержание Островский На всякого мудреца довольно простоты

Небанальность предложенного ими видения будущего спектакля стала для художественного руководителя театра Г.Б. Волчек определяющим фактором в решении взять в работу эту хорошо известную пьесу. В замысле режиссера и художника «сцены из жизни захолустья» – так автор обозначил жанр своей пьесы – превращаются в антибытовую, даже притчевую историю, в центре которой вопрос, какую цену готов заплатить человек за то, что именно он считает подлинным, единственно верным.

Какова цена его личного выбора? Готов ли он к жертве? И если – да, то пожертвует собой или тем, кто рядом? Чего стоят декларации, страстная неистовость, с которой они произносятся? Можно ли поступиться принципами, когда на карту поставлена жизнь как таковая – собственная или другого человека? Эти острые, в том числе и сегодня, вопросы – в центре спектакля «Поздняя любовь».

И юмор, на грани жестокой иронии, и способ существования артистов, и то, как жестко поставлены эти сущностные для любого человека вопросы, и пространство, откровенно конфликтное по отношению к традиционному прочтению Островского, – позволили авторам спектакля обозначить его жанр как «совсем не сентиментальная история».

В главной роли – Алена Бабенко, чья работа в этом спектакле не сможет не удивить тех, кто хорошо знаком с творчеством актрисы, филигранным соединением психологического рисунка роли с откровенной эксцентрикой на грани клоунады.

Алена Бабенко. В поисках образа…

Николай Клямчук. В поисках образа…

Дмитрий Гирев. В поисках образа…

Один Вадим. Встреча с Аленой Бабенко

“Интервью”: Алена Бабенко – о новом спектакле “Поздняя любовь”

Главная роль. Алена Бабенко

Егор Перегудов. Интервью проекту «Сила Культуры»

Егор Перегудов: Уроки режиссуры. «DO YOU SPEAK…?»

ТАСС, 7 октября 2016 года

eadaily.com, 7 октября 2016 года

Культура двух столиц, 8 октября 2016 года

Российская газета – Федеральный выпуск №7096 (228)

Театрал, 9 октября 2016 года

Московский комсомолец, 10 октября 2016 года

Интернет-портал “Прожектор”, 10 октября 2016 года

Интернет-портал “Закулисье”, 12 октября 2016 года

“Поздняя любовь”: отзывы и краткое содержание. “Поздняя любовь” (островский а.н.) – пьеса о тайных поворотах людских судеб

В этой статье нами будет рассмотрена пьеса Островского «Поздняя любовь». Краткое содержание произведения будет в центре нашего внимания.

О пьесе

Сам автор дал следующую характеристику своему творению – «сцены из жизни захолустья». Написана пьеса была в 1873 году и состояла из 4-х действий. В этом произведении ярко и реалистично показал жизнь и отношения людей прекрасный драматург Островский. «Поздняя любовь» (содержание представим ниже) впервые была поставлена на сцене Малого театра. Первая же постановка имела огромный успех. Интерес к произведению не утихает по сей день, поэтому насладиться творением Островского можно во многих современных театрах.

Действующие лица

Разворачивается в обедневшем доме Шабловой действие пьесы «Поздняя любовь» (Островский). Читать краткое содержание лучше всего с перечня действующих лиц, чтобы иметь представление о героях. Итак, представим персонажей:

  • Шаблова Фелицата Антоновна – хозяйка дома, дворянка.
  • Маргаритов Герасим Порфирьич – старичок благообразного вида, отставной чиновник, адвокат.
  • Людмила – немолодая скромная девушка, дочь Маргаритова. Одевается чисто, но без претензии.
  • Николай Андреич – старший из сыновей Шабловой.
  • Дормедонт – младший из сыновей Шабловой, состоит у Маргаритова в писарях.
  • Лебедкина Варвара Харитоновна – вдова.
  • Дороднов Онуфрий Потапыч – мужчина средних лет, купец.

Краткое содержание – «Поздняя любовь» (Островский). Действие первое

Дормедонт уже несколько дней не появлялся дома. Шаблова беспокоится о нем, но считает, что он «бьет баклуши», а не занят делом. Людмила защищает его, говорит, что он наверняка работает в канторе, да еще хлопочем по делам некой вдовы Лебедкиной. Шаблова отвечает, что от таких хлопот убытку больше, чем выгоды, да и понравилась она Николаю.

Женщины ждут Николая, но появляется Дормедонт, который ходил искать брата. Оказывается, что Николай в трактире и отказывается идти домой. Дормидонт признается матери, что влюблен в Людмилу, но Шаблова намекает, что девушка испытывает чувства к его брату. Дормидонт не верит и хочет признаться возлюбленной.

Маргаритов и Дороднов обсуждают дела. Купец говорит о том, что есть у него закладная на имя Лебедкиной. Маргаритов обещает получить по бумаге от вдовы все деньги через 2 недели.

Николай присылает из трактира письмо к матери с просьбой дать ему денег – он проигрывается. Людмила отдает свои последние 50 рублей Шабловой и просит отослать сыну. Дормидонт пытается признаться девушке в любви, но она поглощена мыслями о Николае.

Действие второе. Приезд Лебедкиной

О том, насколько сильно герои находятся во власти своих чувств позволяет понять даже краткое содержание. «Поздняя любовь» (Островский) вообще рассказывает, как человеку трудно совладать с эмоциями и особенно с любовью.

Возвращается из трактира Николай. Маргаритов отдает дочери ключи от их комнаты, наказывает его беречь, и уходит. Людмила признается Николаю, что это она дала деньги, а не Шаблова. Герой понимает, что девушка в него влюблена. Людмила признается, что долгие годы мечтала кого-нибудь полюбить, и вот встретила Николая, и эта ее «поздняя, быть может последняя любовь» невероятно сильна. Девушка готова погубить себя и свою душу ради возлюбленного.

К Шабловой приезжает Лебедкина погадать на картах. Она рассказывает, что должна купцу Дороднову и делом этим занимается Маргаритов. Шаблова говорит, что это ее жилец и что у него есть дочь, влюбленная в Николая. Вдове приходит в голову какой-то план, и она приглашает Николая с собой в парк прокатиться. Людмила видит, как они уходят. Девушка беспокоится, ей кажется, что это все не к добру.

Дормедонт рассказывает Людмиле о том, что Николая хотят посадить в долговую яму, уже и все документы готовы. Девушке становится плохо.

Действие третье. Спасительный документ

О силе отчаяния и любви главных героев можно понять, даже прочитав только краткое содержание. «Поздняя любовь» (Островский) – произведение драматическое, в нем есть место и жестокости – одни герои без оглядки предают и используют других.

Возвращаются с прогулки Николай и Лебедкина. Вдова рассказывает, что у Маргаритова ее закладная, но у нее нет денег, чтобы заплатить. Николай предлагает продать ей бриллианты. Лебедкина смеется и отказывается расставаться со своими вещами. Она просит героя доказать его любовней к ней и вынудить Людмилу выкрасть бумагу у отца. А взамен Лебедкина даст Николаю денег откупиться от кредиторов и избежать долговой ямы. Вдова уезжает.

Людмила выспрашивает Николая о его долгах. В это время входит Дормедонт, он передает девушке письмо от отца и уходит. Николай говорит Людмиле, что единственное его спасение от долгов – совершить преступление, ему нужно выкрасть бумагу у ее отца. Он обещает, если только будет спасен, начать новую жизнь, трудиться и забыть о разгульной жизни. Людмила в слезах отдает ему послание, которое ей передал Дормедонт, – это оказывается бумага Лебедкиной.

Действие четвертое. Развязка

Подходит к концу краткое содержание («Поздняя любовь»). Островский доводит свою пьесу до логического, хотя и неожиданного, завершения.

На следующий день приезжает Лебедкина встретиться с Николаем. Мужчина отдает ей украденную бумагу. Лебедкина сжигает ее в печи и отказывается выплатить Николаю обещанную награду – она сама нуждается в деньгах.

Маргаритов не находит письма Лебедкиной и обвиняет в пропаже Дормедонта. Но тот говорит, что отдал письмо Людмиле. Отец просит позвать дочь. Людмила признается, что отдала бумагу Николаю. Маргаритов в отчаянии, дочь его утешает. Но тут появляется Николай и отдает стряпчему пропавший документ Лебедкиной, не рассказывая зачем он ему был нужен.

Приезжает Лебедкина, уверенная, что документ уничтожен, и требует встрече с Маргаритовым. Вдова говорит, что готова заплатить деньги, но только если ей предъявят бумагу. Лебедкина удивлена, видя целый документ. Она спрашивает у Николая в чем дело, тот отвечает, что оказался прозорливее нее.

Маргаритов отдает половину полученных денег дочери на приданое. Людмила отдает их Николаю – он ее жених.

Александр Островский, «Поздняя любовь»: отзывы

Пьеса имеет довольно неплохие читательские отзывы. Несмотря на то что ее не называют лучшим произведением Островского, отмечают насыщенность сюжета и злободневность. Действительно, проблемы главных героев актуальны и сегодня. Также читатели говорят о прекрасной проработке персонажей и замечательном языке.

Александр Островский. – Поздняя любовь

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Поздняя любовь”

Описание и краткое содержание “Поздняя любовь” читать бесплатно онлайн.

Сцены из жизни захолустья в четырех действиях

Читайте также:  Чувство и чувствительность - краткое содержание романа Джейн Остин

Александр Николаевич Островский.

Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого деревянного дома.

Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности.

Людмила, его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий.

Дормедонт, младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова.

Онуфрий Потапыч Дороднов, купец средних лет.

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.

Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

Людмила. Пришел?… Разве пришел?

Шаблова. Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

Людмила. Вы говорите, пришел?

Шаблова. Да вы кого же дожидаетесь-то?

Людмила. Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

Шаблова. Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

Людмила. Как знать, какие дела у него?

Шаблова. Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

Людмила. Он адвокатством занимается.

Шаблова. Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

Людмила. Он хлопочет по делам какой-то дамы.

Шаблова. Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

Людмила. Робок, должно быть, характером.

Шаблова. Полно, матушка, что за характер!

Людмила. Да ведь бывают люди робкого характера.

Шаблова. Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

Людмила. А что же?

Шаблова. У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

Людмила. Молода она?

Шаблова. В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

Людмила. А она что же?

Шаблова. Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

Людмила. Так он даром для нее хлопочет?

Шаблова. Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

Людмила. Может быть, она ему нравится?

Шаблова. Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

Людмила. Так она вот какая!

Шаблова. Она только с виду великая дама-то, а как поглядеть поближе, так довольно малодушна. Запутается в долгах да в амурах, ну и шлет за мной на картах ей гадать. Мелешь, мелешь ей, а она-то и плачет, и смеется, как дитя малое.

Людмила. Как странно! Неужели такая женщина может нравиться?

Шаблова. Да ведь Николай горд; засело в голову, что завоюю, мол, – ну и мучится. А может, ведь он и из жалости; потому нельзя и не пожалеть ее, бедную. Муж у нее такой же путаник был; мотали да долги делали, друг другу не сказывали. А вот муж-то умер, и пришлось расплачиваться. Да кабы с умом, так еще можно жить; а то запутаться ей, сердечной, по уши. Говорят, стала векселя зря давать, подписывает сама не знает что. А какое состояние-то было, кабы в руки. Да что вы в потемках-то?

Людмила. Ничего, так лучше.

Шаблова. Ну, что ж, посумерничаем, подождем Николая. А вот кто-то и пришел; пойти свечку принести. (Уходит.)

Людмила (у двери в переднюю). Это вы?

Людмила, Дормедонт, потом Шаблова.

Дормедонт. Я-с.

Людмила. А я думала… Да, впрочем, я очень рада, а то скучно одной.

Входит Шаблова со свечой.

Шаблова. Где же ты был? Ведь я так полагала, что ты дома. Ишь как озяб, захвораешь, смотри.

Дормедонт (греясь у печки). Я брата искал.

Ссылка на основную публикацию