На ялике – краткое содержание рассказа Пантелеева

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

02.03.2020

Пантелеев Л. “На ялике”

Жанр: рассказ о войне

Главные герои рассказа “На ялике” и их характеристика

  1. Автор. Военный. Наблюдательный. Добрый.
  2. Мотя. Матвей Капитонович. Адмирал Нахимов. 11-12 лет. Трудолюбивый, серьезный, взрослый, очень смелый.
  3. Манька. Его сестра.

План пересказа рассказа “На ялике”

  1. На берегу
  2. Странный перевозчик
  3. Сдача
  4. Зенитный обстрел
  5. Бесстрашный Мотя
  6. На батарее
  7. История семьи перевозчиков
  8. Снова на берегу
  9. Разговор с Мотей
  10. Манька

Кратчайшее содержание рассказа “На ялике” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор на ялике переплавлялся на другой берег.
  2. Ялик попал под обстрел и только перевозчик мальчик Мотя не боялся.
  3. На батарее автор узнал, что у Моти убило отца-перевозчика.
  4. На обратном пути автор спросил мальчика про страх, но тот усмехнулся.
  5. Мотя сказал, что если убьют его, то на весла сядет его младшая сестра.
  6. Манька позвала Мотю обедать, а сама заменила его на ялике.

Главная мысль рассказа “На ялике”
Дети должны жить под мирным небом, никогда не знать войны.

Чему учит рассказ “На ялике”
Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны. Учит мужеству и стоицизму. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться страху.

Отзыв на рассказ “На ялике”
Мне очень понравился этот рассказ про мужественного капитана ялика Мотю. Мальчик понимал, что от того, станет он бояться смерти или нет, ничего не измениться, и потому не боялся. Мне очень понравился этот решительный и немного грубый мальчик, так рано ставший взрослым.

Пословицы к рассказу “На ялике”
Воды бояться в море не бывать.
У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
Смелый умирает один раз, а трус – тысячу.
Чему быть, того не миновать.
Хорошей войны не бывает

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “На ялике”
Автору нужно было переплыть на другой берег, чтобы попасть на зенитную батарею. Он ждал приближающийся ялик и любовался небом. Ему не хотелось думать о том, что рядом идет война.
Женщины на пристани кричали перевозчику и просили Матвея Капитоновича поторопиться. Но когда ялик пристал, автор увидел, что перевозчиком работает мальчик 11-12 лет. Мальчик сурово покрикивал на женщин и руководил посадкой.
Автор дал ему рубль за проезд и хотел не брать сдачи. Но мальчик Мотя усмехнулся и отсчитал сдачу, сказав, что лишние деньги нужно хранить в сберкассе.
Лодка поплыла к другому берегу, но тут начался зенитный обстрел. Бабы втянули головы. Автору тоже было не по себе, он привык к обстрелу на земле, когда не видишь, куда летят осколки, а на воде падающие осколки поднимали огромные фонтаны.
Когда ялик достиг другого берега, испуганные бабы рванули подальше от пристани. Автор задержался и спросил у мальчика, спокойно собирающего весла, не было ли ему страшно. Мальчик обиделся и заругался на автора. Тот поспешил уйти.
На батарее автор разговорился с командиром, и рассказал про осколки. Командир смутился и сказал, что от осколков никуда не деться, и что осколочные осадки в этих местах выпадают чаще метеорологических. Командир сказал, что месяц назад ими убило перевозчика.
Автор рассказал про мальчика, и командир заулыбался. Он сказал, что они зовут мальчика Адмиралом Нахимовым, и что он сын убитого перевозчика.
Автор отправился на берег и с нетерпением стал дожидаться ялика. Мотя показался ему совсем исхудавшим. Мотя улыбнулся автору, как старому знакомому, а когда тот назвал его Нахимовым, понял, что автор побывал у зенитчиков.
По дороге к другому берегу автор вновь стал расспрашивать мальчика про страх. Но Мотя ответил, что бойся – не бойся, а от осколка это не спасет. А когда автор спросил про погибшего отца, добавил, что воды бояться – в море не бывать.
Автор спросил, что будет если в Мотю попадет осколок. Мотя ответил, что тогда за весла сядет его младшая сестренка Манька. Она даром что мала, но сильная и Неву легко переплывает.
А с берега уже кричала милая девочка, звала Мотю обедать. Ялик пристал к берегу, Мотя сдал весла сестре, и теперь уже эта маленькая девочка басом стала покрикивать на пассажиров, торопя их сесть в ялик.
Автор протянул Моте руку, тот неуверенно пожал ее и поспешил домой. А ялик уже удалялся от берега и маленькая девочка усердно работала веслами.

Алексей Пантелеев – На ялике

Алексей Пантелеев – На ялике краткое содержание

На ялике – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)

Алексей Иванович Пантелеев

Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу. Набитая до отказа, сидела она очень низко в воде, шла медленно, одолевая течение, и было видно, как туго и трудно погружаются в воду весла и с каким облегчением выскальзывают они из нее, сверкая на солнце и рассыпая вокруг себя тысячи и тысячи брызг.

Я сидел на большом теплом и шершавом камне у самой воды, и мне было так хорошо, что не хотелось ни двигаться, ни оглядываться, и я даже рад был, что лодка еще далеко и что, значит, можно еще несколько минут посидеть и подумать. О чем? Да ни о чем особенном, а только о том, как хорошо сидеть, какое милое небо над головой, как чудесно пахнет водой, ракушками, смоленым деревом.

Я уже давно не был за городом, и все меня сейчас по-настоящему радовало: и чахлый одуванчик, притаившийся под пыльным зонтиком лопуха, и легкий, чуть слышный плеск невской волны, и белая бабочка, то и дело мелькавшая то тут, то там в ясном и прозрачном воздухе. И разве можно было в эту минуту поверить, что идет война, что фронт совсем рядом, что он тут вот, за этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осажденный город немецкие бомбардировщики и дальнобойные бризантные снаряды? Нет, я не хотел думать об этом, да и не мог думать, так хорошо мне было в этот солнечный июльский день.

А на маленькой пристаньке, куда должна была причалить лодка, уже набился народ. Ялик подходил к берегу, и, чтобы не потерять очереди, я тоже прошел на эти животрепещущие дощатые мостки и смешался с толпой ожидающих. Это были всё женщины, всё больше пожилые работницы.

Некоторые из них уже перекликались и переговаривались с теми, кто сидел в лодке. Там тоже были почти одни женщины, а из нашего брата только несколько командиров, один военный моряк да сам перевозчик, человек в неуклюжем брезентовом плаще с капюшоном. Я видел пока только его спину и руки в широких рукавах, которые ловко, хотя и не без натуги, работали веслами. Лодку относило течением, но все-таки с каждым взмахом весел она все ближе и ближе подходила к берегу.

– Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих.

Гребец ничего не ответил. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьезное, строгое, темное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы.

По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно и не в первый раз сидит на веслах.

– Капитану привет! – зашумели женщины.

– Мотенька, давай, давай сюда! Заждались мы тебя.

– Мотенька, поспеши, опаздываем!

– Матвей Капитоныч, здравствуй!

– Отойди, не мешай, бабы! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала, качнулась и заскрипела. Мальчик зацепил веслом за кромку мостков, кто-то из военных спрыгнул на пристань и помог ему причалить лодку.

Началась выгрузка пассажиров и посадка новых.

Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

– Эй, тетка! – покрикивал он. – Вот ты, с противогазом которая. Садись с левого борта. А ты, с котелком, – туда. Тихо. Осторожно. Без паники. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Он сосчитал, сбился и еще раз пересчитал, сколько людей в лодке.

– Довольно. Хватит! За остальными после приеду.

Оттолкнувшись веслом от пристани, он подобрал свой брезентовый балахон, уселся и стал собирать двугривенные за перевоз.

Я, помню, дал ему рубль и сказал, что сдачи не надо. Он шмыгнул носом, усмехнулся, отсчитал восемь гривен, подал их мне вместе с квитанцией и сказал:

– Если у вас лишние, так положите их лучше в сберкассу.

Потом пересчитал собранные деньги, вытащил из кармана большой старомодный кожаный кошель, ссыпал туда монеты, защелкнул кошель, спрятал его в карман, уселся поудобнее, поплевал на руки и взялся за весла.

Большая, тяжелая лодка, сорвавшись с места, легко и свободно пошла вниз по течению.

И вот, не успели мы как следует разместиться на своих скамейках, не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день.

Я сидел на корме. Передо мной лежала река, а за нею – Каменный остров, над которым все выше и выше поднималось утреннее солнце. Густая зеленая грива висела над низким отлогим берегом. Сквозь яркую свежую листву виднелись отсюда какие-то домики, какая-то беседка с белыми круглыми колоннами, а за ними. Но нет, там ничего не было и не могло быть. Мирная жизнь спокойно, как река, текла на этой цветущей земле. Легкий дымок клубился над пестрыми дачными домиками. Чешуйчатые рыбачьи сети сушились, растянутые на берегу. Белая чайка летала. И было очень тихо. И в лодке у нас тоже почему-то стало тише, только весла мерно стучали в уключинах да за бортом так же мерно и неторопливо плескалась вода.

И вдруг в эту счастливую, безмятежную тишину ворвался издалека звук, похожий на отдаленный гром. Легким гулом он прошел по реке. И тотчас же в каждом из нас что-то екнуло и привычно насторожилось. А какая-то женщина, правда не очень испуганно и не очень громко, вскрикнула и сказала:

– Ой, что это, бабоньки?

В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. Все посмотрели на мальчика, который, кажется, один во всей лодке, не обратил никакого внимания на этот подозрительный грохот и продолжал спокойно грести.

– Мотенька, что это? – спросили у него.

– Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – Ничего особенного. Зенитки.

Голос у него был какой-то скучный и даже грустный, и я невольно посмотрел на него. Сейчас он показался мне почему-то еще моложе, в нем было что-то совсем детское, младенческое: уши под большим картузом смешно оттопыривались в стороны, на загорелых щеках проступал легкий белый пушок, из-под широкого и жесткого, как хомут, капюшона торчала тонкая, цыплячья шейка.

Читайте также:  Не все коту масленица - краткое содержание рассказа Островского

А в чистом, безоблачном небе уже бушевала гроза. Теперь уже и мне было ясно, что где-то на подступах, на фортах, а может быть и ближе, работают наши зенитные установки. Как видно, вражеским самолетам удалось пробиться сквозь первую линию огня, и теперь они уже летели к городу. Канонада усиливалась, приближалась. Все новые и новые батареи вступали в дело, и скоро отдельные залпы стали неразличимы, – обгоняя друг друга, они сливались в один сплошной гул.

Лёнька Пантелеев

Очень кратко

Годы гражданской войны. Десятилетний мальчик переживает опасные приключения, ему приходится жить среди беспризорников, воровать. На верный путь мальчика направляет директор исправительной школы.

Вступление

В тот день Волков снова тащит Лёньку воровать, но на сей раз подельников ловят. Волков успевает сбежать, а Лёньке выкрутиться не удаётся. Мальчика отводят в милицию и сажают в пустую, холодную камеру. Наплакавшись, Лёнька начинает вспоминать, как дошёл до такой жизни.

Глава I

У Лёнькиного отца Ивана Адриановича был тяжёлый характер и склонность к длительным запоям. Несмотря на это, Лёнька любил отца за честность, прямоту и щедрость. О его прошлом мальчик знал только, что тот служил казачьим офицером и участвовал в русско-японской войне.

Иван Адрианович родился в старообрядческой петербургской торговой семье. Против воли родителей он окончил Елисаветградское военное училище, служил в драгунском полку, успел повоевать, но разочаровался в офицерской жизни, после ранения в полк не вернулся и стал торговать лесом. Женился он на Александре Сергеевне из православной торговой семьи. Она так и не смогла найти общий язык с мужем, которого очень боялась.

Мать и отец ругались, жили врозь, потом снова сходились, а жизнь мальчика шла своим чередом. Рано научившись читать, Лёнька читал всё, что попадалось ему в руки. Паинькой он никогда не был, и вечно попадал в неприятности. Особенно трудно стало Александре Сергеевне справляться с сыном, когда Иван Адрианович окончательно покинул семью.

Глава II

Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.

О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.

Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.

Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.

Глава III

Пока Лёнька болел, произошла Октябрьская Социалистическая революция. Вернувшись в училище, Лёнька обнаружил, что его класс сильно поредел. Исчез и Волков. Старшеклассники разгуливали по коридорам в шинелях, а уроки часто отменялись. Наведавшись к приятелю, Ленька узнал, что Волковы уехали в своё поместье.

Зима выдалась голодная. Стеша пошла работать на завод «Треугольник» и, чем могла, помогала Александре Сергеевне. Лёнька много читал и пытался сочинять стихи. Весной пришло письмо от бывшей няньки. Она приглашала всю семью на лето к себе, в деревню Ярославской губернии. Стеша из Питера уезжать отказалась — осталась беречь имущество.

Глава IV

Деревню, где жила нянька Секлетея Фёдоровна занимали бойцы Зелёной армии. Нянька рассказала, что в этой армии, воюющей с большевиками, состояли сыновья её кума, рыжебородого Фёдора Глебова.

После революционного Петрограда деревенская жизнь казалась Лёньке спокойной и сытой. Его младшие брат и сестра, Вася и Ляля, быстро подружились с сельскими ребятишками, а застенчивый Лёнька долго наблюдал за ними со стороны. Однако вскоре и он влился в компанию деревенский детей, где познакомился с младшим сыном Глебова Игнатом.

Вскоре Лёнька встретился с председателем комитета бедноты Василием Фёдоровичем Кривцовым. Он показал свой огород, где пытался вырастить помидоры. Растениям не хватало очень дорогой бордосской жидкости.

В середине июня в Чельцове появился атаман Хохряков. Лёнька бросился предупредить Кривцова, но того не оказалось дома. Мальчик побежал к дороге, и увидел, что Кривцова уже караулит посланный отцом Игнашка Глебов. К счастью для председателя, хохряковцы вскоре ушли из села. Вернувшись домой, Лёнька напился ледяной воды и заболел дифтеритом. Александра Сергеевна решила везти десятилетнего сына к доктору в Ярославль.

Глава V

Остановившись в гостинице «Европа», Александра Сергеевна вызвала детского врача. Он и заявил, что мальчика следует госпитализировать, но в больницу Лёнька так и не попал: в Ярославль ворвались белогвардейцы. Постояльцам «Европы» пришлось спрятаться в гостиничном подвале. В спешке Александра Сергеевна не успела захватить вещи и еду. Вскоре стало известно, что власть большевиков свергнута, и в подвале воцарилось радостное оживление. Александра Сергеевна отважилась сходить за вещами. Вернувшись, женщина сообщила, что у них всё украли.

Выйдя в туалет, Лёнька не устоял перед искушением и отправился на верхние этажи «Европы». На обратном пути Лёнька заблудился, вышел на парадную лестницу и наткнулся на хозяина гостиницы Пояркова и его сына — белогвардейского офицера. Приняв мальчика за воришку, они отвели его в подвал проверить — на самом ли деле он здесь живёт. Убедившись, что его давно ищет мать, Поярков убедил людей выйти из подвала и пообещал угощение за счёт гостиницы. Утром, когда Александра Сергеевна и Лёнька завтракали в ресторане «Европы», снова началась стрельба — коммунисты обстреляли Ярославль из пушек.

Глава VI

Одной из мишеней обстрела оказалась гостиница «Европа». В её подвале остались только те, кому некуда было бежать, в том числе и Александра Сергеевна с Лёнькой. На четвёртый день кончились свечи, еда, и женщина решилась поискать съестного. Лёнька увязался за ней. Поднявшись, они обнаружили, что в длинном гостиничном коридоре живут люди, и пристроились рядом с грузной, строгой женщиной, сельской учительницей Нонной Иеронимовной Тиросидонской.

Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.

Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.

На следующий день они переправились через Волгу на небольшом пароходике. Лёнька заметил на этом же пароходике несколько белых офицеров. Расставшись с Тиросидонской, Александра Сергеевна и Лёнька решили переночевать в деревне Быковке. Под утро на деревню напали хохряковцы. Бандиты хотели расстрелять Лёньку с матерью, но один из бандитов не дал убить ребёнка и позволил им убежать. За деревенской околицей мальчик вспомнил о бордосской жидкости и вернулся за ней, едва снова не попав в лапы хохряковцев. Захватить мамину сумку Лёнька не догадался, и они остались без денег. Через Волгу их переправил сердитый старик, не взяв ни копейки. Добравшись до Чельцова, Лёнька узнал, что председатель, жестоко избитый хохряковцами, попал в госпиталь.

Глава VII

Недели через две Александра Сергеевна снова повезла Лёньку в Ярославль к врачу. Оставив сына в госпитальном саду, мать отправилась на поиски доктора. Внезапно «за углом здания грянула духовая музыка» — это хоронили красноармейцев, погибших во время мятежа. В толпе мальчик увидел Кривцову и узнал, что председатель выжил и лежит в этом же госпитале.

Лёнька оказался здоров. В Чельцово возвращались на пароходе, где мальчик заметил молодого Пояркова. В августе Александра Сергеевна несколько раз ездила в Петроград за вещами, которые меняла на продукты. Лёнька больше не играл с Глебовым-младшим и снова пристрастился к чтению. В конце лета из Петрограда в Чельцово переехала Лёнькина тётка с дочерью Ирой. Вскоре село заняли красноармейцы. Глебова-старшего убили, а ещё через несколько дней через село провели пленных хохряковцев во главе с атаманом.

Александра Сергеевна рассказала о покушении на Ленина и о том, что Стеша ушла на фронт. На село наступал голод, и женщина решила ехать на поиски «хлебного места», оставив детей на попечение няньки и тётки. Осенью в Чельцово вернулся председатель Кривцов, и Лёнька отдал ему с таким трудом сбережённую бордосскую жидкость.

Александра Сергеевна нашла место заведующей музыкальной школой «в маленьком татарском городке на реке Каме». Она забрала и детей, и тётку с дочерью.

Глава VIII

Вскоре Александра Сергеевна «уже руководила детским художественным воспитанием во всём городе». Семье отвели две большие меблированные комнаты, а Вася поступил в сельскохозяйственную школу и жил за городом в интернате. В начале марта Александра Сергеевна уехала в Петроград, в служебную командировку. Лёнька в это время лежал в больнице с тифом. Тётка мальчика не навещала, а в последние дни перестала ходить и Ляля. Вернувшись домой, Лёнька обнаружил, что все больны, а мама не вернулась. Он взялся вести хозяйство. Две недели он лечил тётку и Иру, бегал в больницу к Ляле и стряпал обеды. Тётка поправилась, и Лёнька стал для неё обузой. В это время пришло письмо от Васи, очень довольного своим учением и работой, и мальчик решил податься к брату на «ферму».

Свободных мест в сельскохозяйственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопроводительных бумаг, надеясь на помощь брата.

Директор школы Николай Михайлович мальчика не принял, и тот остался «на птичьих правах». Здесь воровали все. Директор, показавшийся мальчику смутно знакомым, и преподаватели обирали учеников, а ученики резали домашнюю скотину в окрестных сёлах. Лёнька быстро выучился этому ремеслу. Сельскохозяйственное дело мальчику не давалось, и он часто расплачивался за свои ошибки.

Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.

Читайте также:  Не все коту масленица - краткое содержание рассказа Островского

Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.

Через два месяца мальчик сел на первый попавшийся пароход, попал в городок Пьяный Бор и поселился на пристани в компании беспризорников. Наступила зима. Лёнька мёрз и голодал, пока его не подобрал на улице весёлый парень. Так мальчик попал в городской комитет РКСМ, где и остался на всю зиму. Вскоре парень, Юрка, предложил Лёньке поступить в профтехшколу. Рабочие специальности Лёньке не давались, а об алгебре он даже не слыхал. Узнав о неуспеваемости подшефного, Юрка взялся его «подтягивать». Через несколько месяцев Лёнька уже получал хорошие отметки.

Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.

Глава IX

Лёнька передвигался зайцем, уцепившись за сани, пока его нога не попала под полоз. Потеряв тёплые сапоги, он с трудом добрался до ближайшей деревни и постучался в первую же избу, где провалялся в горячке до поздней весны. Выходила Лёньку немолодая крестьянка Марья Петровна Кувшинникова. Некоторое время мальчик прожил у Кувшинниковых, но потом его снова потянуло в странствия.

Теперь Лёнька путешествовал на поездах. В Белгороде его поймал дежурный, агент ЧК. Чекист пожалел мальчика, выписал документ, по которому Лёнька мог доехать до Питера без билета, и дал денег. В бараке, где ночевал Лёнька, его обокрали. Пропажу мальчик обнаружил только в поезде. Его высадили из вагона на неизвестной станции. Всю осень, зиму и лето Лёнька провёл на Украине. Работу он найти не мог, и воровал, чтобы выжить. В конце лета мальчик добрался до Петрограда.

Глава Х

В Лёнькиной квартире жили чужие люди, и мальчик подался к маминой сестре, где и нашёл свою семью. Десятилетняя Ляля очень изменилась. Васина сельскохозяйственная школа закрылась — все учителя оказались бывшими белогвардейцами. Мальчик переехал в Питер и поступил работать в кондитерскую. Он рассказал, как два дня искал Лёньку в лесу и решил, что его загрызли волки.

Александра Сергеевна тоже рассказала о своих злоключениях. Она уже возвращалась к детям, когда на поезд напал дезертирский отряд. Женщина спряталась, зарывшись в угольную крошку, а потом, полуодетая, пробиралась к ближайшей станции. По дороге простудилась, попала в больницу, где заразилась тифом и проболела несколько месяцев. Рассказал о себе и Лёнька. Александра Сергеевна взяла с сына клятву, что тот никогда больше не будет воровать.

Теперь Лёнька мечтал работать на каком-нибудь заводе, но найти такое место было нелегко. Наконец, мальчик устроился на заводик «Экспресс», производящий напитки. Лёньку поставили помощником пожилого Захара Иваныча. Вдвоём они целый день развозили по городу бутылки в тяжёлой тележке, почти ничего за это не получая.

Глава XI

Во время одного из рейсов Лёнька встретил Волкова, ставшего уличным воришкой. От изумления мальчик выпустил ручку тележки и разбил несколько десятков бутылок. За разбитые бутылки хозяин штрафовал. У Лёньки таких денег не было, и ему пришлось срочно сматываться. Волков помог мальчику скрыться в толпе и предложил пойти вместе с ним на дело. Лёнька согласился только чтобы отвязаться от приятеля, который одновременно и притягивал, и отталкивал его. Воровать мальчик не хотел.

Дома Лёньку дожидалась неожиданная гостья — Стеша. Она устроила Александру Сергеевну руководительницей музыкального кружка в клуб завода «Треугольник». Женщина рассказала Стеше о приключениях Лёньки, и та решила серьёзно взяться за мальчика.

Глава XII

По настоянию тётки Лёнька поступил в Единую трудовую школу, бывшую когда-то гимназией, где сохранился старый учительский состав, гимназистские порядки, и учились дети богатых нэпманов. Вскоре по школе поползли слухи о Лёнькином воровском прошлом. Несмотря на это, Лёнька решил остаться в школе, но директриса выгнала мальчика из-за затеянной им драки. В тот же день Лёнька натолкнулся на хозяина «Экспресса». Тот потребовал расплатиться за причинённые ему убытки. Мальчику ничего не оставалось, как рассказать обо всём матери.

Александра Сергеевна дала Лёньке денег. По дороге в «Экспресс» он увидел уличную рулетку, и проиграл всё, что имел. Не смея вернуться домой, Лёнька отправился бродить по Питеру, и снова встретил Волкова. На этот раз мальчик не стал отказываться от предложения воровать и прочно связался с ним.

После неудачной кражи замка и ночи в холодной камере Лёньку отпускают под поручительство Стеши. Мальчик рассказывает всё без утайки, не выдав только имя подельника. Благодаря Стеше, до суда дело не доходит. Она устраивает мальчика в спецшколу для трудных подростков, заведует которой Виктор Николаевич Сорокин. Мальчик попадает в хорошие руки и через много лет пишет повесть о школе имени Достоевского.

Краткое содержание рассказа Алексей Иванович Пантелеева На ялике?

Литература | 5 – 9 классы

Краткое содержание рассказа Алексей Иванович Пантелеева На ялике.

“На ялике”Рассказ ведется от лица автора.

Маленькая лодка – шлюпка перевозит людей, а управляет ей мальчик .

В шутку люди называют его Матвеем Капитоновичем, но с уважением к нему относятся.

Мальчишка , с большим усердием и серьезностью относится к своей работе.

Краткое содержание рассказа последние холода?

Краткое содержание рассказа последние холода.

Краткие содержания рассказов Абрамова из рассказов Олёны Даниловны Про Василия Ивановича, и немышлённый?

Краткие содержания рассказов Абрамова из рассказов Олёны Даниловны Про Василия Ивановича, и немышлённый.

Тема рассказа на ялике леонид пантилеев?

Тема рассказа на ялике леонид пантилеев.

Список рассказов Пантелеева (Алексея Еремеева?

Список рассказов Пантелеева (Алексея Еремеева?

Краткое содержание по рассказу уроки французского?

Краткое содержание по рассказу уроки французского.

Краткое содержание рассказа Лермонтова маскарад?

Краткое содержание рассказа Лермонтова маскарад.

Какое краткое содержание рассказа «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?

Какое краткое содержание рассказа «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Краткое содержание рассказа “Дубровский”?

Краткое содержание рассказа “Дубровский”.

Краткое содержание рассказа солдат и смерть?

Краткое содержание рассказа солдат и смерть.

Краткое содержание рассказа тёплый хлеб?

Краткое содержание рассказа тёплый хлеб.

На этой странице находится ответ на вопрос Краткое содержание рассказа Алексей Иванович Пантелеева На ялике?, из категории Литература, соответствующий программе для 5 – 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Литература. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Тихое пение ручейка, звон капель.

Слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя повести “Белые ночи” Ф. Достоевского В этой сентиментальной повести автор уделяет много внимания чувствам и состоянию души главного героя. Ему удаётся тонко передать чувства, ведь пов..

(1. Трудная жизнь воробьёв. 2. Пашка в ларьке. 3. Милиционер спасает Пашку. 4. Пашка в гостях у Маши. 5. Пашкина благодарность. 6. Воробей провожает маму до театра. 7. Рукопашный бой. 8. Возвращение хрустальной веточки.

Ну, как что – страдала, что ж ещё. Гуляла по волшебным садам. Есть – пить отказывалась, страдала, то собиралась в море кинуться – то вдруг отказывалась, в общем – всё в духе романтической героини Пушкина. “. ни скучных песен, ни пиров, не стану ес..

Истинную красоту человека стоит искать внутри человека, гораздо глубже, чем могут отражать глаза. Красота, является тем, что несет собой человек. Для одних это доброта и бескорыстие, для других – спокойствие и уверенность. Однако найти эти качеств..

Она была очень добрая.

Письмо Деду Морозу Здравствуй, Дедушка Мороз! Меня зовут ИМЯ. Мне КОЛИЧЕСТВО лет. Я живу в городе НАЗВАНИЕ. Весь год я хорошо себя вёл (вела), слушался (слушалась) маму и папу, помогал(а) им и не капризничал(а). В этом уходящем году я научился (..

Рассказчик смотрит на портрет девушки, который его завораживает. Он находит историю этого портрета. Оказывается, что художник и его модель были возлюбленными. Художник пишет её портрет, а она, молодая и энергичная, угасает с каждым днём. Когда ху..

На ялике – краткое содержание рассказа Пантелеева

Алексей Иванович Пантелеев

Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу. Набитая до отказа, сидела она очень низко в воде, шла медленно, одолевая течение, и было видно, как туго и трудно погружаются в воду весла и с каким облегчением выскальзывают они из нее, сверкая на солнце и рассыпая вокруг себя тысячи и тысячи брызг.

Я сидел на большом теплом и шершавом камне у самой воды, и мне было так хорошо, что не хотелось ни двигаться, ни оглядываться, и я даже рад был, что лодка еще далеко и что, значит, можно еще несколько минут посидеть и подумать. О чем? Да ни о чем особенном, а только о том, как хорошо сидеть, какое милое небо над головой, как чудесно пахнет водой, ракушками, смоленым деревом.

Я уже давно не был за городом, и все меня сейчас по-настоящему радовало: и чахлый одуванчик, притаившийся под пыльным зонтиком лопуха, и легкий, чуть слышный плеск невской волны, и белая бабочка, то и дело мелькавшая то тут, то там в ясном и прозрачном воздухе. И разве можно было в эту минуту поверить, что идет война, что фронт совсем рядом, что он тут вот, за этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осажденный город немецкие бомбардировщики и дальнобойные бризантные снаряды? Нет, я не хотел думать об этом, да и не мог думать, так хорошо мне было в этот солнечный июльский день.

А на маленькой пристаньке, куда должна была причалить лодка, уже набился народ. Ялик подходил к берегу, и, чтобы не потерять очереди, я тоже прошел на эти животрепещущие дощатые мостки и смешался с толпой ожидающих. Это были всё женщины, всё больше пожилые работницы.

Некоторые из них уже перекликались и переговаривались с теми, кто сидел в лодке. Там тоже были почти одни женщины, а из нашего брата только несколько командиров, один военный моряк да сам перевозчик, человек в неуклюжем брезентовом плаще с капюшоном. Я видел пока только его спину и руки в широких рукавах, которые ловко, хотя и не без натуги, работали веслами. Лодку относило течением, но все-таки с каждым взмахом весел она все ближе и ближе подходила к берегу.

Читайте также:  Не все коту масленица - краткое содержание рассказа Островского

– Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих.

Гребец ничего не ответил. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьезное, строгое, темное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы.

По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно и не в первый раз сидит на веслах.

– Капитану привет! – зашумели женщины.

– Мотенька, давай, давай сюда! Заждались мы тебя.

– Мотенька, поспеши, опаздываем!

– Матвей Капитоныч, здравствуй!

– Отойди, не мешай, бабы! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала, качнулась и заскрипела. Мальчик зацепил веслом за кромку мостков, кто-то из военных спрыгнул на пристань и помог ему причалить лодку.

Началась выгрузка пассажиров и посадка новых.

Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

– Эй, тетка! – покрикивал он. – Вот ты, с противогазом которая. Садись с левого борта. А ты, с котелком, – туда. Тихо. Осторожно. Без паники. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Он сосчитал, сбился и еще раз пересчитал, сколько людей в лодке.

– Довольно. Хватит! За остальными после приеду.

Оттолкнувшись веслом от пристани, он подобрал свой брезентовый балахон, уселся и стал собирать двугривенные за перевоз.

Я, помню, дал ему рубль и сказал, что сдачи не надо. Он шмыгнул носом, усмехнулся, отсчитал восемь гривен, подал их мне вместе с квитанцией и сказал:

– Если у вас лишние, так положите их лучше в сберкассу.

Потом пересчитал собранные деньги, вытащил из кармана большой старомодный кожаный кошель, ссыпал туда монеты, защелкнул кошель, спрятал его в карман, уселся поудобнее, поплевал на руки и взялся за весла.

Большая, тяжелая лодка, сорвавшись с места, легко и свободно пошла вниз по течению.

И вот, не успели мы как следует разместиться на своих скамейках, не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день.

Я сидел на корме. Передо мной лежала река, а за нею – Каменный остров, над которым все выше и выше поднималось утреннее солнце. Густая зеленая грива висела над низким отлогим берегом. Сквозь яркую свежую листву виднелись отсюда какие-то домики, какая-то беседка с белыми круглыми колоннами, а за ними. Но нет, там ничего не было и не могло быть. Мирная жизнь спокойно, как река, текла на этой цветущей земле. Легкий дымок клубился над пестрыми дачными домиками. Чешуйчатые рыбачьи сети сушились, растянутые на берегу. Белая чайка летала. И было очень тихо. И в лодке у нас тоже почему-то стало тише, только весла мерно стучали в уключинах да за бортом так же мерно и неторопливо плескалась вода.

И вдруг в эту счастливую, безмятежную тишину ворвался издалека звук, похожий на отдаленный гром. Легким гулом он прошел по реке. И тотчас же в каждом из нас что-то екнуло и привычно насторожилось. А какая-то женщина, правда не очень испуганно и не очень громко, вскрикнула и сказала:

– Ой, что это, бабоньки?

В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. Все посмотрели на мальчика, который, кажется, один во всей лодке, не обратил никакого внимания на этот подозрительный грохот и продолжал спокойно грести.

– Мотенька, что это? – спросили у него.

– Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – Ничего особенного. Зенитки.

Голос у него был какой-то скучный и даже грустный, и я невольно посмотрел на него. Сейчас он показался мне почему-то еще моложе, в нем было что-то совсем детское, младенческое: уши под большим картузом смешно оттопыривались в стороны, на загорелых щеках проступал легкий белый пушок, из-под широкого и жесткого, как хомут, капюшона торчала тонкая, цыплячья шейка.

А в чистом, безоблачном небе уже бушевала гроза. Теперь уже и мне было ясно, что где-то на подступах, на фортах, а может быть и ближе, работают наши зенитные установки. Как видно, вражеским самолетам удалось пробиться сквозь первую линию огня, и теперь они уже летели к городу. Канонада усиливалась, приближалась. Все новые и новые батареи вступали в дело, и скоро отдельные залпы стали неразличимы, – обгоняя друг друга, они сливались в один сплошной гул.

– Летит! Летит! Поглядите-ка! – закричали вдруг у нас в лодке.

Я посмотрел и ничего не увидел. Только мягкие, пушистые дымчатые клубочки таяли то тут, то там в ясном и высоком небе. Но сквозь гром зенитного огня я расслышал знакомый прерывистый рокот немецкого мотора. Гребец наш тоже мельком, искоса посмотрел на небо.

– Ага. Разведчик, – сказал он пренебрежительно.

И я даже улыбнулся, как это он быстро, с одного маха нашел самолет и с какой точностью определил, что самолет этот не какой-нибудь, а именно разведчик. Я хотел было попросить его показать мне, где он увидел этого разведчика, но тут будто огромной кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду.

Это открыли огонь зенитные батареи на Каменном острове. Уж думалось, что дальше некуда: и так уж земля и небо дрожали от этого грома и грохота, а тут вдруг оказалось, что все это были пустяки, что до сих пор было даже очень тихо и что только теперь-то и началась настоящая музыка воздушного боя.

«Ленька Пантелеев» читательский дневник

«Ленька Пантелеев» – история непростого жизненного пути мальчика, которому хватило смелости и решительности покончить с воровской жизнью, и стать порядочным человеком.

Краткое содержание «Ленька Пантелеев» для читательского дневника

ФИО автора: Пантелеев Леонид

Название: Ленька Пантелеев

Число страниц: 400. Пантелеев Леонид. Издательство «Клевар Медиа Групп». 2016 год

Жанр: Роман

Год написания: 1938 год

Время и место сюжета

Действие повести происходит в смутное время в России, и охватывает период, включающий Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну.

Главные герои

Ленька Пантелеев – добрый, отзывчивый мальчик, который под влиянием обстоятельств встал на кривую дорожку, но после исправился.

Александра Сергеевна – мать Леньки, преподавательница музыки, добрая, заботливая женщина.

Волков – предводитель шайки хулиганов и воров.

Сюжет

Детство Леньки пришлось на смутные годы Первой мировой войны и революции. Когда-то у мальчика была полная семья, однако у отца был очень тяжелый характер и склонность к пьянству, в результате чего семья распалась. От грустных мыслей Ленька спасался благодаря чтению, к которому пристрастился в раннем возрасте.

Когда отец умер в Первую мировую войну, все заботы о семье легли на хрупкие материнские плечи. Женщина давала частные уроки музыки, но денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить троих детей. Зима в тот год выдалась особенно голодная. Весной мать получила приглашение от няньки погостить всей семьей в деревне. Несмотря на обстрелы, женщина отважилась покинуть город.

После революционного Петрограда жизнь в деревне показалась Леньке спокойной и сытой. Мальчик быстро влился в компанию деревенских ребятишек. Когда он заболел дифтеритом, мать решила отвезти его в Ярославль к доктору. В городе они попали в страшную заварушку, которую устроили белогвардейцы и красноармейцы, но им удалось выжить, и невредимыми вернуться домой.

Однажды мать уехала по работе в командировку в другой город, и долго не возвращалась. Чтобы как-то прокормить себя, Ленька был вынужден искать работу. Однако мальчику не везло, и он постоянно попадал в какие-то передряги. Чтобы не умереть с голода, Ленька был вынужден воровать. Он очень обрадовался, когда получил работу курьера. Желая выполнить поручение как можно быстрее, он съехал с лестницы со второго этажа, и напоролся на большой гвоздь. В результате Ленька надолго оказался в больнице.

Выздоровев, Ленька очутился в профшколе. Ему тяжело давалась учеба, поскольку мальчик давно не ходил в школу, но он очень старался и вскоре наверстал пропущенные знания. Ленька написал пьесу, которую решили поставить на сцене. Ему досталась совсем крошечная роль, но он прекрасно с ней справился.

Мечтая отыскать маму, Ленька отправился в Петроград. Преодолев массу трудностей, он ее нашел. Выяснилось, что в поезд, на котором возвращалась мама домой, напал бандитский отряд, и ей лишь чудом удалось выжить.

В родном городе Леня связался с местными хулиганами по предводительством Волкова. Он не собирался кого-то грабить или обманывать, но по досадной случайности оказался втянутым в преступное дело, и был пойман на горячем. Леньке было очень стыдно перед мамой. Он добровольно признался, и его выпустили с подпиской о невыезде. Матери удалось пристроить Леньку в спецшколу для трудных подростков. Поначалу он хотел сбежать оттуда, но неожиданно ему понравилось на новом месте. Благодаря прекрасным преподавателям Ленька вырос хорошим человеком, и стал писателем.

Вывод и свое мнение

В жизни главного героя было множество трудностей, которые он не всегда преодолевал с честью и достоинством. Однако природная честность, благородство и порядочность не дали ему опуститься на самое дно. Попав в хорошее окружение, мальчик смог избавиться от своего темного прошлого, и вырасти достойным человеком.

Главная мысль

Даже в трудные времена нужно оставаться порядочным, честным человеком, ставить цели и добиваться их, и тогда все наладится.

Авторские афоризмы

«…Споткнуться и упасть в яму нетрудно, выкарабкаться из нее гораздо труднее…»

«…Ведь никто не рождается преступником. Преступниками делают людей голод, нужда, безработица…»

«…Тот, если бы влип, так сразу бы все рассказал. Твердости у него нет, даром что опытный…»

Толкование непонятных слов

Черная лестница – подсобная лестница внутри дома, предназначенная для хозяйственных нужд и выходящая во двор.

Гимнастерка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом.

Чулок – предмет одежды, изделие из нитей, мягкого материала, облегающее ногу.

Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.

Новые слова

Дюжина – мера поштучного счета предметов, равная 12.

Ирод – мучитель, изверг (чаще в обращении).

Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договоренность.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 4.

Ссылка на основную публикацию