Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома 7 класс

«Никого не будет в доме», анализ стихотворения Пастернака

История создания

Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г., Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.

Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.

Литературное направление и жанр

Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви – возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

Тропы и образы

Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску. Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою. Глагол кольнуть относится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавит относится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

Размер и рифмовка

Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.

Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».

Эпитеты«зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».

Сравнение«ты, как будущность, войдешь».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине» . Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.

Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние» . Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пастернака Снег идет

Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Композиция

Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр произведения – любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.

Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору: «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» . Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов: «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» . Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь» .

Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».

Разработка урока литературы в 7 классе по теме ” Борис Пастернак “Никого не будет в доме. “, “Июль””.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока литературы в 7 классе по теме “Борис Пастернак “Никого не будет в доме”, “Июль””

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_po_teme._b.pasternak.docx23.89 КБ
boris_pasternak.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме

Борис Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы № 37

Цели: познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака; показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака, способы создания поэтических образов; развивать творческие способности, навыки анализа поэтического текста

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии Б.Л.Пастернака, особенностей его творчества; владение элементами анализа поэтического текста; умения выразительно читать, определять роль изобразительных средств при создании картин природы; понимание связи поэзии с изобразительным искусством.

Оборудование: презентация к уроку, фонохрестоматия с произведениями Б. Пастернака.

_ Ребята, сегодня мы с вами впервые встретимся с поэтом Борисом Пастернаком и познакомимся с его творчеством.

– Как вы думаете какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок?

(1. Познакомиться с биографией автора.

2. Познакомиться с произведениями Б.Пастернака

3. Учиться анализировать поэтический текст

4.Учиться выразительно читать литературные произведения.)

2.Работа по теме урока

а) Знакомство с биографией автора

б) Анализ стихотворения «Июль»

в) Анализ стихотворения «Никого не будет в доме…»

Работа со статьёй учебника (стр.142)

-Прочитайте 1 абзац и подумайте над вопросом

Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака? (Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители – одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

Прочитайте второй абзац и подготовьте вопросы по содержанию.

(Каково было первое творческое пристрастие Пастернака?, Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии? Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни?

В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. Революцию он не принял душой и в числе многих российских интеллигентов иммигрировал из России. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…

Как вы понимаете эти слова Пастернака?

Творчество поэта разнопланово и многогранно, но центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе. Стр. 145 «Июль»

Прослушивание стихотворения в грамзаписи.

– Какое настроение вызывает у нас это стихотворение? (весёлое, задорное)

Одна из задач, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок – это анализировать поэтический текст. А что значит анализировать поэтический текст? (Обратимся за справкой в словарь литературных терминов)

Приступим к исследованию прочитанного. Прочитайте самостоятельно первые пять четверостиший.

– Кто же является главным героем стихотворения? (июльский ветер, воздух)

– Как автор называет своего героя? (привиденье, домовой, баловник-невежа, призрак, двойник, жилец приезжий, летний дачник, отпускник)

-Если бы не было названия стихотворения, смогли бы мы понять о ком или о чём идёт речь?

– Когда мы смогли понять, кто герой этого произведения?

-Какими качествами обладает наш герой? (нечёсаный растрёпа, весельчак, болтун)

-Кто может быть наделён такими качествами? (человек)

– С каким литературным приёмом мы сталкиваемся? (олицетворение)

– С какими действиями героя мы сталкиваемся? (мелькает, бродит, болтается)

– Какое средство художественной выразительности является главным в этом стихотворении? (олицетворение)

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным термином – персонификация.

Определите размер стихосложения (ямб)

– Как поэт передаёт в стихотворении не только краски, но и звуки лета? (прочитать)

Б. Пастернак–великий мастер слова. Природа в лирике поэта восторг и наслаждение, радость и удивление.

Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Июль»

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…»

– Какое настроение вызвало это стихотворение? (грустное). Какие слова на это указывают? ( никого, сумерки, мокрые комья снега, унынье )

-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (об одиночестве )

Перечитайте это стихотворение, попробуйте разделить его на части. Сколько получилось частей? (2)

-Какие картины рисует автор в первой части? ( сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.)

-Меняется ли картина во второй части стихотворения и каким образом? (да, коренным образом, появляется надежда на изменение, появление литературной героини)

– Каким словом назван приход лирической героини? (вторженье)

-Какой видит автор свою героиню? Прочитайте ( воздушной, недосягаемой, оторванной от мира)

Это стихотворение было написано в 1931 году, когда, расставшись с женой и сыном, Борис Пастернак создаёт новую семью. Это время было тяжёлым для всех, и стихотворение связано с личными переживаниями поэта.

А теперь обратимся к средствам художественной выразительности. На примере этого стихотворения давайте вспомним, что такое аллитерация Найдите примеры аллитерации ( Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь)

Анафора – в переводе с греческого “анафора” обозначает единоначатие.. Анафора – это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая – основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
  • морфемная – повторение частей слова или морфем;
  • лексическая – повторение одних и тех же слов;

Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака “Никого не будет дома” речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска. Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь, доходя до монотонности. Без каких-либо прикрас и радостных моментов. За окном царит зимняя природа, которая придаёт, и без того грустному настроению, ещё больше тёмных красок души. Но в тот же момент героя не покидает мысль о том, что жизнь может измениться.

Несмотря на плохо настроение, зимний пейзаж за окном навивает более позитивные мысли. Этот белый зимний снег очень чувственен, с ним связываются вещи невинные, добрые. Снег – это символ чистого. Герой считает так, потому что с наступлением зимы, всё прошлое: обиды, грусть – стирается и даёт начало новым свершениям “”и опять зачертит иней. Прошлогоднее унынье”.

Также у героя присутствует ожидание чего-то хорошего. Надежда на счастливое будущее не покидает его до конца стихотворения. Эта надежда, как “сомненья дрожь” может появится совсем неожиданно. Мне даже показалось, что она приходит в гости только в самые плохие моменты, в пиковые моменты грусти. Спасенье приходит к человеку когда он поистине в нём нуждается. Она облечена в белые одежды, она совершенно проста “В чем-то белом, без причуд”. Описание надежды героя очень похоже на описание зимы, ещё это может быть любимый человек или родственник, который давно не появлялся. И очищение души от прошлых переживаний нужно для того, чтобы освободить место для новых. Пустота в душе оставаться не должна, одна савокупность эмоций уходит при помощи “гостьи” и приходит другая. Это можно назвать – бесконечный круговорот. Человек живёт, и вместе с ним живёт его душа, которая не бывает пуста.

Таким образом, можно сделать вывод что автор хотел сказать о том, что на протяжении жизни всех людей бывают неприятные моменты, в свете которых теряется смысл жизни. Но отчаиваться ни в коем случае не нужно никогда. Нужно находить хорошие моменты всегда, или хотя бы пытаться. Человек не одинок в своих эмоциях и переживаниях. На помощь к морально сломанному человеку приходят близкие и любимые люди.

Анализ стихотворения Никого не будет дома Пастернака

Стихотворение написано в 1931 году. В России непросто – НЭП, очередная перестройка и ломка жизненных ценностей, устоев, судеб. Особенно тяжело было интеллигенции. У Пастернака свой собственный подчерк написания стихотворения. Читателю хочется поставить свои знаки препинания, но нельзя. Стихотворение написано хореем, рифма чередуется через строчку.

Это стихотворение поэт посвятил своей второй жене Зинаиде. Он практически «увёл» её у своего друга. У обоих были семьи, но это не остановило влюблённых. В первом четверостишии он вспоминает о своей бывшей семье. Сумерки, не задёрнутое шторами окно. Поэт сидит он в тишине спокойного зимнего дня. Он мучается от того, что виноват, сомневается в своём поступке. В оставленной семье остался ребёнок. Его посещает «прошлогоднее унынье и дела зимы иной».

Как известно, такова физиология, и от этого никуда не денешься. Мужчины – существа полигамные. Инстинкты берут верх над разумом. Как человеку творческому, для создания новых произведений поэту нужны новые эмоции, новые впечатления. У Пастернака на первом месте чувства.

А за окном идёт снег, он ложится мохнатыми комьями на крыши. И нигде никого, тишина.

Свою новую любовь он называет «будущность». Она появится неожиданно, затрепещет портьера, в тишине раздадутся лёгкие торопливые женские шаги. И, о чудо! Вот она выпорхнула из-за двери в простом воздушном белом платье, без прикрас, похожая на снежинку. Этим сравнением он хочет показать чистоту её чувств и помыслов.

В стихотворении много метафор. Поэт наделяет природу способностью испытывать те же чувства, что и человек. Его ощущения передаются не просто описанием чувств, а через природу.

Это стихотворение, положенное на музыку, прозвучало прекрасным, трогательным романсом в фильме «Ирония судьбы или «С лёгким паром!»»

Картинка к стихотворению Никого не будет дома

Популярные темы анализов

Элегии М. Цветаевой, посвящены А. Блоку. Они стали неотделимой частью русской литературы. Весь сборник переполнен восторгов, упоением, восхищением и безмерной неопределимой печалью и тоской. Все строчки пропитаны этими чувствами.

Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать

Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,

Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)

Автор: Guru · 29.07.2018

Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.

История создания

Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.

Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.

Направление, жанр, размер

На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.

«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.

Образы и символы

Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».

Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.

Темы и настроения

Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.

Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.

Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.

Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.

Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.

Средства художественной выразительности

Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.

Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.

Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.

Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.

Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.

Анализ стихотворения Пастернака ,,Никого не будет в доме”

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Машуко1 14.04.2018

Ответ

Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви – возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску. Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою. Глагол кольнутьотносится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавитотносится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

Размер и рифмовка

Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Ссылка на основную публикацию