Девочка из города – краткое содержание книги Воронковой по частям

Краткое содержание Девочка из города Воронковой по частям

Часть 1

Жители колхоза Нечаево с великим сочувствием ведут ежедневные наблюдения за беженцами с фронта в зимний период. Военное время не пожалело никого. Многие потеряли семьи и место жительства.

Однажды вечером семья Шалихиных приняли у себя в доме трех беженок – двух женщин и девочку в капоре синего цвета, которую звали Валя. Пожалев гостей, хозяйка накормила и уложила их отдыхать. Узнав, что Валентинка осталась круглой сиротой, хозяйка дома Дарья и дед приняли решение оставить ее у себя. Ранним утром девочка рассмотрела окружающих и с удивлением услышала предложение чистить отварную горячую картошку.

Часть 2

Пробуждение Валентинки в чужом деревенском доме началось с воспоминаний о своей городской квартире, от которой остались лишь развалины. Ей казалось, что вновь немцы врываются в город. Но Утро в избе наступило для всех – для Таиски, Груши и Романка, которым было интересно, видела ли гостья настоящих немцев. Однако голос их мамы Дарьи заставил всех подняться с постели, умыться и чистить картошку. При этом девочка понимает, что попутчицы покинули дом, оставив Валю по просьбе Дарьи.

Валентинка в это время размышляла о том, насколько не похожа ее мама на хозяйку этого дома, которая почему-то называет ее дочкой. Ей было очень интересно, какой у этой женщины характер.

Часть 3

В это же утро состоялось еще одно очередное знакомство с дедом, внешность которого очень пугала гостью. Оказалось, что он являлся отцом Дарьи. Девочке была непривычна подобная обстановка. Она с удивлением и опаской смотрела на окружающих, которые приступили к трапезе, не получив тарелок. Даже место за столом нашлось не сразу.

Для новой жительницы этой семьи завтрак был беспокойным. То ей не оказалось ложки, то вместо сахара ей подставили соль. За этот поступок Таиска была наказана мамой. Дарья предупредила ее, что в следующий раз не пожалеет ее, а Валентинке дала совет быть активнее и научиться давать отпор.

Часть 4

По субботам Дарья устраивала банный день. Она готовила детям чистую одежду и хорошо протапливала печь. После этого выкладывала печь соломой изнутри. Дети по очереди заходили туда с веником, стараясь не прикасаться к стенам, которые полностью были в саже. Валентинка впервые узнала, что такое мыться в печи. Поначалу она с опаской зашла туда. Ей было боязно оставаться за заслонкой на небольшой площади в полумраке. А детям было невдомек, как можно было не знать таких известных вещей.

Позже ей не хотелось выходить оттуда. Дед был уверен, что Валентинке не понравилась эта процедура. На самом деле она чувствовала себя тепло, спокойно и уютно после мытья.

Часть 5

В один из обычных зимних дней в дом Шалихиных ввалилась толпа ребят, которым было любопытно посмотреть на городскую девочку.

Валентинка в это время играла куклой. Из разговора с ней дети узнали, что раньше в их семье были и игрушки, и посуда, и книга, которая тоже осталась в разрушенном доме. Девочки поделились опытом лепки посуды из глины, пообещав Вале весной показать, как это делается.

Дарья застала Валю в тот момент, когда на ней не было лица. Таиска была наказана за то, что вновь начала расспросы о ее погибшей матери. Поэтому Валя, вспомнив ее, разрыдалась на глазах у всех.

Часть 6

День рождения Дарьи начался с воспоминаний об отце детей, от которого долгое время не было вестей с фронта. После праздничного угощения лепешками дети остались одни и принялись придумывать, что можно подарить маме. Идея была Валентинкина, всем она очень понравилась. Таиска взялась мыть посуду. Романок нарисовал на печи боевую технику. Это были танки. Валентинка по совету Таиски взяла масляные краски и изобразила цветы на скатерти.

Вернувшаяся домой мать пришла в недоумение. Однако узнав, что это лишь способ поздравить ее с днем рождения, она рассмеялась и отблагодарила детей и попросила у них прощение.

Часть 7

Среди гостей, пришедших вечером поздравить Дарью, была тетка Марья, бабка Устинья, тетка Василиса. Каждая из них упрекала хозяйку в том, что она понапрасну взяла к себе сироту. Им казалось, что такая худенькая, «хлипкая» девочка, которая ранее проживала в городских условиях, не сможет в будущем как положено помогать ей по хозяйству.

Вопреки всему, именинница встала на защиту сироте, но призналась гостям лишь в том, что Валентинка относится к ней, как к чужому человеку. Девочка из угла слышала весь разговор, но не могла заставить себя вести иначе. В этот вечер она продолжала считать Дарью чужой женщиной, хоть та и проявляла к ней искреннюю симпатию и доброту.

Часть 8

Однажды ранним утром Дарья ушла на станцию. Девочкам пришлось самостоятельно выполнять всю работу, которую делала каждый день их мама. Старшая дочь Груша осталась в доме. Она разбудила остальных, призвав помогать. Таиска выбрала работу на улице, где между делом она резвилась с соседскими детьми. Груша командным тоном отправила Валю в подпол. Это очень пугало девочку, так как она никогда не была там. Но позже оказалось совсем не страшно остаться одной под полами. Новым делом для нее было и уход за теленком, которое закончилось неудачей. Этот день без мамы Дарьи показался Вале бесконечно долгим. Она с радостью накинулась на нее при встрече.

Часть 9

Первые весенние дни принесли хорошее настроение Валентинке. В это утро она с любопытством наблюдала за тарелками с землей на окне. Она с нетерпением ждала, когда взойдут семена, которые дед посеял. Валя давно размышляла о том, чтобы в этой посуде подкопать и рассмотреть зернышко. Хитрая Таиска подталкивала ее на этот поступок. Но Валя передумала, решив, что подождет, пока они сами взойдут.

Однажды это случилось. Дети отнеслись с равнодушием к этому событию. Только Валя воодушевленно рассказав деду об этом, поняла, что он не такой злобный, его не надо бояться. Весь мир в ее глазах преобразился от понимания этого и от наступления весны.

Часть 10

Как-то ночью сквозь сон Валентинка услышала звуки, которые угрожающе напоминали ей о военных действиях. Хождение деда и Дарьи среди ночи пугало ее. Причина шума стала ясна через некоторое время. Оказалось, что этой ночью в овчарне родилось трое ягнят. Девочка сразу заинтересовалась ими, так как раньше видела лишь в книжке. Она охотно согласилась подкармливать через соску одного из них.

Все последующие дни Валя терпеливо ухаживала за ними. Дарья и дед с удивлением отмечали внимательность девочки к животным. В отличие от других детей она с умилением находилась рядом с ними, помогая кормить из бутылочки.

Часть 11

После того, как новорожденные ягнята поселились в доме, Валентинка с радостью продолжала за ними ухаживать. Дети весело играли с ними до тех пор, пока животные не окрепли. После того, как их перенесли вновь в овчарню, одна Валя продолжала приходить к ним, выполняя все то, что требовалось для жизни. Здесь же она помирилась с буйным бычком Огоньком, который когда-то принес ей неприятности, перевернув ведро. В знак примирения он лизнул ее в лицо. Она с удовольствием помогала Дарье. А женщина с нетерпением ждала, когда же девочка назовет ее мамой. Вале было тоскливо без ягнят. Поэтому она в одиночестве играла со своими веселыми картинками.

Часть 12

В один из пасмурных дней ни у кого из ребят не было желания идти на улицу мочить ноги. Не зная, чем занять свободное время, они обратились с расспросами к Валентинке, которая на этот раз рассматривала картинки с морскими сюжетами. Девочка рассказала им удивительные истории о моряках, в том числе о Магеллане, их приключениях, о пиратах, поисках сокровищ и многом другом. Также пояснила, что на морских просторах идет борьба между испанцами и русскими, а не немцами. В этот день Таиска предложила Вале дружить. От радости Таиска пошла с Валентинкой в овчарню, чтобы помочь ей. Но распугав животных, сделала только хуже.

Часть 13

Однажды Таиска уговаривает Валентинку пойти погулять на улицу.

Вместе с соседскими девочками, которые недоверчиво относятся к новенькой, они спустились в овраг. Там дети обнаружили распустившиеся бутоны вербы. Пока девочки шумно пробирались через большие сугробы снега за ее ветками, их выследили двое мальчишек. Чтобы спасти вербу, надо было быстро от них убегать. Валентинка не привыкла к подобным приключением. Отстав от остальных, она осталась беспомощной.

На выручку пришла Таиска, которая дралась не хуже мальчишек, она отстояла и Валю, и вербу. За ужином выяснилось, что под глазом у нее большой синяк. Но она с гордостью заявила, что защищала «нашу».

Часть 14

Несколько дней подряд дети с нетерпением ждали двадцать первое число. Этот день считался праздником, а мама пекла вкусную выпечку. Это был день жаворонка.

Накануне мать замесила тесто. Валентинка же с утра на крыльце ожидала их прилет. В этот момент, встретив деда, она услышала, как внутри березы струится березовый сок. После дети вместе принялись лепить из теста печенье в виде жаворонков. У каждого из них получилось по-своему.

Когда Дарья поставила их в печь, Таиска поторапливала ее посмотреть, не испеклись ли они. Когда выпечка была готова, дети, прыгая от счастья, пробовали результаты своих трудов.

Часть 15

Приняв ночью перемещение подтаявшего льда по реке за наступление фашистов, гул немецких автомобилей, Валентинка лишь наутро узнала, что это обычное весеннее явление, которое ребята ждут с нетерпением каждую весну. На этот раз ребята с восторгом наблюдали, как с грохотом трескается лед, а его кубы налетают друг на друга.

Но одно событие испортило настроение всем. Не известно, чем бы закончилось событие, когда Романок остался на льдине один, а огромная глыба откололась и чуть не уплыла. Не задумываясь о своей безопасности, Валентинка спасла его, за что заслужила похвалу и признание от девочек, которые теперь по-другому к ней относились.

Часть 16

С наступлением лета Валентинка как и все радовалась солнцу, воздуху, воде. Но особый восторг у нее вызывало пение жаворонка, с которым ее познакомил дед. От незнания она приняла его за соловья. Раньше девочка только на картинке книги могла любоваться им.

Теперь она видела, как с потеплением выгоняют скот в стадо.

Очередной повод для веселья заключался в том, что детей веселил Огонек, который обрадовавшись, что его отпустили с привязи, скакал, как дикий. Он то бросался в лужу, то бегал за ребятами.

В один момент соседский бычок, находясь долгое время на привязи, отвык от людей. Он начал преследовать детей. Со страху испуганная Валентинка кинулась к Дарье, называя ее мамой.

Часть 17

Жители колхоза с волнением ждали каждый день вестей с фронта. Дарья, как и все остальные, не могла дождаться известия о своем муже. Видя издали, что почтальон проходит мимо ее дома, она неоднократно возвращалась домой ни с чем. Угнетающая атмосфера грусти и неизвестности не покидала дом Шалихиных.

Однажды дед принес в дом радостную новость. С фронта пришло письмо и этой семье. В письме от отца речь шла о том, что у него все в порядке, а война продолжается. В письме было немало вопросов, обращенных к ребятам – об учебе, их поведении, здоровье. Наконец-то в нем пошла речь и о Валентинке. Отец был не против нее.

Часть 18

Весна вступила в полную силу. Валентинка впервые увидела, как распускается береза. Но ей хотелось большего – пойти в лес. В этот момент она поняла, что ее желания начинают сбываться. Она собиралась в лес босиком. По дороге с наслаждением наблюдала за косьбой в поле. Среди остальных женщин вдруг узнала свою мать. После этого они зашли в лес, где их приветливо встретила разноцветная медуница, необычный папоротник и белая ветреница. Обо всем этом ей поведал дед.

Но главное событие, которое случилось с Валентинкой, стала находка подснежника.

Когда дети вернулись домой, каждый вручил маме гриб сморчок. И только Валентинка преподнесла ей букет необыкновенных первоцветов – подснежников.

Рассказ учит любить и беречь природу, быть искренним с друзьями и родными, оберегать их от неприятностей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Воронкова – Девочка из города. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Дедушка Ириней дарит разные подарки Лидиньке за то, что она ласковая, послушная и старательно учится. Он часто приносил ей конфеты, куклу, пяточек, четвертак, полтинник.

В данном произведение рассказывается об очень тяжелых временах, которые пришлось пережидать нашим гражданам. Речь идет о Великой Отечественной войне, которая забрала огромное количество жизней и принесла столько горя.

В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.

В книге рассказывается о поиске пиратского сокровища капитана Флинта. Рассказ начинается с трактира «Адмирал Бенбоу», находящегося чуть дальше от Бристоля. В трактир заходит пожилой мужчина по имени Билли Бонс

Автор рассказывает о своем полете на аэроплане. В городе Одесса, Куприн увидел полет фанерного аэроплана «Фарман». Ему очень захотелось полететь, чтобы почувствовать новые ощущения.

Девочка из города (Воронкова)

Содержание

Часть 1 [ ред. ]

Дарья с отцом живёт в деревне далеко от фронта. У неё трое детей — Аграфена (Груша) уже ходит в школу, а в свободное время любит вязать, Таиска только собирается на следующий год, а Романок совсем ещё маленький, они оба постоянно шалят. Муж Дарьи недавно ушёл на фронт и пока ничего не пишет.

Однажды в деревню приходят две женщины и девочка Валя в синей шапке и с жёлтой сумкой. Она им не дочь, а соседка. Валя сирота — отец погиб на фронте, мать в разбитом бомбой доме.

Дарья видит, что у Вали чулки порванные, а ботинки старые, и хочет оставить её у себя. Пообедав и переночевав, женщины уходят, а Валя остаётся у Дарьи, чтобы идти в школу вместе со своей ровесницей Таиской. Отец доволен, что в доме будет больше детей.

Часть 2 [ ред. ]

Вале снится страшный дед, похожий на чёрта, которым её пугали в детстве. Она боится малейшего шума, считая, что это пришли враги. Проснувшись, Валя знакомится с детьми. Таиска говорит, что женщины пошли дальше, а Валю оставили здесь.

Дарья просит девочек почистить картошку. Ленивая Груша чистить не хочет, и Валя вынуждена одна помогать Таиске. Дарья называет Валю дочерью, а девочка всё никак не может привыкнуть называть Дарью матерью. Родная мать Вали была черноволосая, а Дарья рыжая и постарше, но такая же добрая.

Часть 3 [ ред. ]

Страшный дед, который приснился Вале, настоящий — это и есть Дарьин отец. Романок просыпается и хочет есть. Валя садится у окна, но Груша говорит, что это её место. Романок приносит табуретку, и тоже не для неё, а для себя. Дарья сажает Валю рядом с собой — подальше от маленьких.

Тарелок на столе нет, все едят из миски. Дед думает, что Валя не любит картошку, а колбасы в деревне нет, но Груша просто забыла дать ей ложку. Таиска прячется под стол, чтобы её не побили, а потом садится рядом с дедом.

Чай оказывается противным на вкус. Дед говорит, что надо пить не из чашки, а из блюдца, тогда быстрее остынет. Но Груша объясняет, что Таиска и Романок насыпали туда соль вместо сахара (нечаянно или специально — неизвестно). Дарья просит Валю не стесняться, а жаловаться, если кто-нибудь её обижает.

Часть 4 [ ред. ]

Дарья обкладывает печь изнутри соломой и наливает туда воды. Валя и Таиска лезут в печь и бьют друг друга берёзовыми вениками — так они купаются. Начитанная Валя рассказывает Таиске, что в подобной печи Иванушка прятался от бабы-яги. Дед спрашивает, понравилась ли Вале баня, но она боится отвечать.

Часть 5 [ ред. ]

Груша уходит в школу, а Таиска показывает Вале своих кукол. Они голые, и Валя шьёт им платья. Потом Таиска идёт на улицу и возвращается с подругами. Она объясняет им, что Валя из города, где большие дома.

Подруги говорят, что в овраге есть глина, из которой они лепят посуду. Грушу в школе научили лепить грибы, и она думала, что больше ничего лепить нельзя. Но Таиска решила лепить всё подряд — даже самовар и печь. Романок добавляет, что в овраге живут птицы, и Валя называет их всех. Когда-то она читала книгу про птиц, в которой были нарисованы даже маленькие колибри, но забыла взять её с собой.

Читайте также:  Энеида - краткое содержание произведения Вергилия

Таиска спрашивает, как Валя попала сюда. Девочка плачет и рассказывает, что мать отправила её на улицу. Когда Валя вернулась, уже не было ни матери, ни дома, а только разбитые стены. Соседки взяли её к себе, а потом привели в эту деревню. Дарья хочет рассказать ей сказку, чтобы отвлечь, но Валя отказывается — она всё время думает о погибшей матери. Подруги уходят домой, а Таиска и Романок удивляются — отчего Валя плачет, если её не бьют.

Часть 6 [ ред. ]

У Дарьи день рождения, она готовит праздничный обед. Дети вспоминают, что в прошлом году отец тоже праздновал вместе с ними, хотел, чтобы Груша лучше училась, Таиска не шалила, а Романок быстрее рос. И только Вале всё равно — она не знакома с Дарьиным мужем.

После обеда Дарья и дед уходят на работу. Валя говорит, что она всегда делала матери подарки на день рождения. Груша хочет связать новые чулки, но для этого надо предупреждать заранее. Романок рисует на печи углём танки, о которых рассказывал раненый сосед, а Таиска моет посуду и советует Вале разрисовать стол красными цветами. Груша ругает Валю за то, что она портит стол. Валя боится не столько Дарьи, сколько деда.

Дарья приходит домой и ругает всех детей, кроме Груши, но Валя объясняет, что и танки, и посуда, и цветы на столе — это подарки на день рождения. Дарья успокаивается — ругать никого не надо. Деду тоже нравятся красные цветы на белом столе. Одна только Груша не знает, что подарить.

Часть 7 [ ред. ]

В гости к Дарье приходят сельские бабы. Они говорят, что Валя слишком худая и бледная, не сможет на земле работать, да и по цвету не подходит — она черноволосая, а дети Дарьи рыжие. И только одна баба считает, что в войну много сирот, поэтому их надо брать в семьи, чтобы не пропали.

Дарья говорит, что еды хватает на всех, работать Валя рано или поздно научится, но девочка никак не хочет называть её матерью — тётя Даша, и всё. Вечером Дарья пишет мужу, что удочерила сироту Валю, но соседские бабы против, и она хочет получить дельный совет.

Часть 8 [ ред. ]

Дарья уходит на работу, поэтому дед не разрешает Груше идти в школу — слишком много дел дома. Вскоре дед тоже уходит, а Груша будит Таиску и Валю. Таиска идёт за водой. Груша просит Валю принести хворост, но мечтательная Валя, выйдя во двор, любуется красотой природы и обо всём забывает, а вспоминает, только когда Груша её зовёт.

Потом Груша хочет, чтобы Валя достала картошку, но она боится лезть в погреб — а вдруг там крысы? Груша зажигает лампу. Оказывается, в погребе никаких крыс нет, а только яйца, картошка и морковка. Груша просит Валю почистить картошку. Романок просыпается и хочет есть. Приходит Таиска. Груша думает, что она играла с детьми, но Таиска объясняет, что у колодца очередь. Валя чистить картошку не умеет, но Таиска не хочет ей помогать, а идёт кормить кур.

Груша готовит суп и просит Валю напоить телёнка. Романок показывает, что рыжий телёнок Огонёк живёт в овчарне, а Валя говорит, что её родители работали на заводе, им некогда было заводить телят. Вале нравится телёнок, но, когда она подставляет ведро, он его опрокидывает. Придя домой, Валя жалуется Груше, что теленок всё вылил и останется голодным. Приходит дед, слышит их разговор и понимает, что Валя любит животных, а потом сам просит Грушу напоить телёнка.

Валя боится, что Груша опять заставит её работать, Таиска и Романок уйдут вместо того, чтобы помогать, а дед сердитый. Придётся ждать Дарью.

После еды Валю просят убрать в доме — это она умеет. Пока она выносит мусор во двор, Таиска заглядывает в жёлтую сумку и находит там какие-то непонятные картинки. Валя бы никогда в Грушину сумку не полезла. Тут приходит Дарья и мирит детей.

Часть 9 [ ред. ]

Дед говорит, что снег уже начинает таять. Таиска хочет вывести Валю на улицу, но она боится, что дети будут смеяться над ней, а то и побьют. Дед приносит домой пшеницу, горох и овёс, чтобы посадить на окне. Валя смотрит, когда семена прорастут. Таиска советует ей раскопать землю, но Романок не разрешает — однажды за это дед уже его побил. Чтобы не было скучно, Валя открывает сумку, вынимает оттуда репродукции старинных картин, которые давно собирает, и сочиняет по ним сказки.

Однажды она замечает, что семена проросли, и хочет сообщить об этом всем. Но Таиски нет дома, Романку неинтересно, а Груша занята и не хочет смотреть. Тогда, забыв все свои страхи, Валя говорит деду, что семена проросли. Оказывается, дед совсем не страшный, а даже весёлый. Горох и овёс растут хорошо, но пшеницу надо менять. Вале нравится, когда среди зимы на окне начинается весна.

Часть 10 [ ред. ]

Дарья и дед ночью постоянно куда-то бегают. Валя боится, что ей тоже придётся бежать, но остальные дети спокойно спят и не замечают тревоги.

Дарья и дед приводят в дом чёрную овцу, а потом приносят трёх ягнят. Двое чёрных сосут, а для белого уже не остаётся места, и Валя должна сама его кормить из бутылки. Ей это нравится, и дед понимает, что Валя уже начинает привыкать. Тем более что раньше она видела ягнят только на картинах.

Часть 11 [ ред. ]

Ягнята живут в доме, чтобы овцы их не затоптали. Иногда их кормит овца, а иногда Валя. Они постоянно бегают по дому, и Романок играет с ними.

Ягнята растут быстро, и уже через неделю можно переселять их в овчарню. Дарья учит Валю ухаживать за телёнком, чтобы не выбежал и не опрокинул ведро, а телёнок то облизывает Валю, то жуёт её платье. Но дома без ягнят скучно — Таиска и Романок на улице, Груша занята делом. Валя опять сочиняет сказки по картинам.

Часть 12 [ ред. ]

Груша читать не любит, поэтому Таиска и Романок просят Валю рассказать какую-нибудь сказку. Она показывает им картину с изображением корабля и говорит, что когда-то читала книгу о путешественниках. Одного из них звали Магеллан, он плыл всё прямо и прямо, чтобы доказать, что земля круглая, но успел добраться только до половины — умер в дороге. Его дело завершили матросы. Сначала они хотели домой, так как не видели ни конца, ни края моря, но потом Магеллан их убедил, что, раз тень земли при лунных затмениях всегда круглая, то, следовательно, круглая и сама земля. От себя Валя добавляет, что Магеллан говорил матросам о золотых островах, где можно найти драгоценные камни.

Романку и Таиске сказка нравится, они спрашивают Валю, русский Магеллан или немец. Она объясняет, что он испанец, как и его матросы, а на острове живут негры, у них чёрная кожа.

Потом Дарья просит Валю и Таиску накормить телёнка. Таиска пугает овец, хочет надеть телёнку ведро на голову. Дарья говорит, что с животными так не обращаются, и заставляет Таиску принести сено и солому.

Часть 13 [ ред. ]

Таиска говорит, что скоро праздник птиц, и Дарья делает тесто, чтобы печь пирожки в форме птичек. Валя о таком празднике никогда не слышала, но выходит во двор и ждёт, когда птицы прилетят.

Дед говорит, что птицы уже прилетели, а у берёзы начинается движение сока. Потом Таиска зовёт Валю делать пирожки. Груша старается, чтобы все были одинаковые, а Таиска и Валя делают разных. Романок тоже хочет делать пирожки, но у него ничего не получается. Когда пирожки уже готовы, все с удовольствием их едят. И дед любуется этими необычными птицами.

Часть 14 [ ред. ]

Дарья просит Таиску вывести Валю на улицу. Девочка обувает Грушины сапоги вместо ботинок и хочет посмотреть, где овраг. Таиска зовет Романка и подруг. Они приходят в овраг и видят цветущую вербу с белыми пушинками. Таиска идёт прямо по снегу, проваливаясь в сугробы, а подруги — за ней. Валя представляет, что она плывёт по неизвестному морю. Ломать вербу ей жалко, но остальные ломают с удовольствием, особенно Таиска. Оглядываясь по сторонам, Валя видит, что одни кусты зелёные, как весной, а другие — с красными серёжками.

Таиска зовёт Валю, и она опять идёт через сугробы на тропинку. Но тут какие-то мальчишки начинают забрасывать их снегом и хотят отобрать вербу. Валя в тяжёлых сапогах отстаёт, и мальчишки целятся, прежде всего, в её синюю шапку. Таиска отдаёт вербу Романку, а сама начинает бить мальчишек. Тогда и Валя пробует хлестать их вербой. Успокаивается она только возле ягнят.

Потом Валя рассказывает деду, что видела в овраге кусты с зелёными листьями и красными серёжками. Дед объясняет, что серёжки — у ольхи, а листья — у ивняка. Груша говорит, что у Таиски под глазом фонарь. Дарья спрашивает, не дралась ли она с мальчишками. Таиска отвечает, что дралась, а Романок добавляет, что они хотели забросать Валю снегом.

Часть 15 [ ред. ]

Ночью Валя слышит какой-то шум, ей страшно и кажется, что едут машины. Но шум не становится ни тише, ни громче, и она успокаивается — это может быть лес или вода. Утром Таиска объясняет Вале, что льдины плывут.

Все дети идут к реке посмотреть, как она выходит из берегов. Романок вместе с другими мальчиками стоит на берегу и бросает в воду палки. Но это не берег, а кусок льда, который отрывается и плывёт. Мальчики спрыгивают, а Романок не понимает, что делать. Тогда Валя, испугавшись, что его унесёт течением, идет в воду и выводит Романка на твёрдую землю.

Подруги показывают Вале дорогу к одинокой старушке, у которой она может высушить мокрые сапоги. Старушка угощает их пареной репой, а Таиска говорит, что Валя смелая — не боится в воду лезть. Тогда Валя плачет и всё повторяет, что Романка могло унести течением, а Таиска хочет отругать его, чтобы больше не подходил к воде.

Часть 16 [ ред. ]

Начинается весна, во дворе поют птицы. Валя думает, что это соловей, но дед объясняет, что песня жаворонка ничем не хуже. Она вспоминает свою книжку, где была нарисована птица, похожая на воробья с хохолком — это и есть жаворонок. А вербу они ломали не просто так — все собираются выпускать животных во двор, и считается, что их надо хлестать вербой.

Таиска хочет, чтобы Валя посмотрела на животных. Её тянет к ягнятам, но они убегают вместе с овцами, а телёнок Огонёк носится по двору, как пьяный, и бросается прямо в грязную лужу. Соседи тоже выпускают коров и овец. Увидев чужого быка, Таиска и Романок убегают, а Валя кричит «ой, мама, боюсь» — она вспоминает о погибшей матери. Но Дарья принимает эти слова на свой счёт и прогоняет быка. Все бабы довольны, что Валя, наконец, признала Дарью своей матерью.

Часть 17 [ ред. ]

Дарья ждёт почтальона, но он всегда проходит мимо. И вот однажды дед приносит письмо. Дарьин муж пишет, что он на фронте бьёт врагов, спрашивает, как учится Груша, не шалит ли Таиска, вырос ли уже Романок. А самое главное — он говорит, что Дарья правильно поступила с Валей. Пусть живёт в новой семье и больше не считает себя сиротой. После этого Груша хочет связать Вале новые чулки.

Часть 18 [ ред. ]

Во дворе цветут берёзы. Валя хочет пойти в лес, и дед берёт ее с собой. Таиска и Романок тоже собираются за грибами. Груша уходит в школу, а Дарья — на работу. Валя откладывает свою жёлтую сумку — в лесу романтики не меньше, чем на старинных картинах.

Дети идут босиком, не боясь наколоть ноги. В поле пашут женщины. Когда-то Валя читала, что обычно пашут мужчины, но раз война, приходится пахать женщинам. И лучше всех, конечно, пашет Дарья.

В лесу растут разные цветы. Дед говорит, что медуница бывает разноцветной, в зависимости от возраста. Таиска и Романок идут за грибами, а Валя и дед изучают цветы — белые ветреницы и подземное растение «петров крест». Вале нравятся и цветы, и птицы, и еловые шишки. Возвращаясь, она замечает поляну голубых подснежников. Валя колеблется: не рвать — прийти с пустыми руками, а рвать жалко. В конце концов, она делает небольшой букет, а остальные подснежники продолжают украшать лес.

Дарья приходит домой. Таиска и Романок показывают ей грибы, а Валя дарит своей новой матери первые весенние цветы — «это я тебе принесла, мама!»

Любовь Воронкова – Девочка из города

Описание книги “Девочка из города”

Описание и краткое содержание “Девочка из города” читать бесплатно онлайн.

Любовь Федоровна Воронкова

Девочка из города

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве

Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели, как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. Но оттуда, где был фронт, шли через Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.

Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.

Рыжеватая проворная девочка Таиска бросилась к боковому окну, уткнулась носом в проталину, и обе её косички весело задрались кверху.

– Две тётеньки! – закричала она. – Одна молодая, в шарфе! А другая совсем старушка, с палочкой! И ещё… глядите – девчонка!

Груша, старшая Таискина сестра, отложила чулок, который вязала, и тоже подошла к окну.

– И правда девчонка. В синем капоре…

– Так идите же откройте, – сказала мать. – Чего ждёте-то?

Груша толкнула Таиску:

– Ступай, что же ты! Всё старшие должны?

Таиска побежала открывать дверь. Люди вошли, и в избе запахло снегом и морозом.

Пока мать разговаривала с женщинами, пока спрашивала, откуда они, да куда идут, да где немцы и где фронт, Груша и Таиска разглядывали девочку.

– Гляди-ка, в ботиках!

– Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. Чего у ней там?

– А ты сама спроси.

В это время явился с улицы Романок. Мороз надрал ему щёки. Красный, как помидор, он остановился против чужой девочки и вытаращил на неё глаза. Даже ноги обмести забыл.

А девочка в синем капоре неподвижно сидела на краешке лавки.

Правой рукой она прижимала к груди жёлтую сумочку, висевшую через плечо. Она молча глядела куда-то в стену и словно ничего не видела и не слышала.

Мать налила беженкам горячей похлёбки, отрезала по куску хлеба.

– Ох, да и горемыки же! – вздохнула она. – И самим нелегко, и ребёнок мается… Это дочка ваша?

– Нет, – ответила женщина, – чужая.

– На одной улице жили, – добавила старуха.

– Чужая? А где же родные-то твои, девочка?

Девочка мрачно поглядела на неё и ничего не ответила.

– У неё никого нет, – шепнула женщина, – вся семья погибла: отец – на фронте, а мать и братишка – здесь. Убиты…

Мать глядела на девочку и опомниться не могла.

Она глядела на ее лёгонькое пальто, которое, наверно, насквозь продувает ветер, на её рваные чулки, на тонкую шею, жалобно белеющую из-под синего капора…

Убиты. Все убиты! А девчонка жива. И одна-то она на целом свете!

Читайте также:  На горах краткое содержание рассказа Мельникова

Мать подошла к девочке.

– Как тебя зовут, дочка? – ласково спросила она.

– Валя, – безучастно ответила девочка.

– Валя… Валентина… – задумчиво повторила мать. – Валентинка…

Увидев, что женщины взялись за котомки, она остановила их:

– Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно, да и позёмка пошла – ишь как заметает! А утречком отправитесь.

Женщины остались. Мать постелила усталым людям постели. Девочке она устроила постель на тёплой лежанке – пусть погреется хорошенько. Девочка разделась, сняла свой синий капор, ткнулась в подушку, и сон тотчас одолел её. Так что, когда вечером пришёл домой дед, его всегдашнее место на лежанке было занято, и в эту ночь ему пришлось улечься на сундуке.

После ужина все угомонились очень скоро. Только мать ворочалась на своей постели и никак не могла уснуть.

Ночью она встала, зажгла маленькую синюю лампочку и тихонько подошла к лежанке. Слабый свет лампы озарил нежное, чуть разгоревшееся лицо девочки, большие пушистые ресницы, тёмные с каштановым отливом волосы, разметавшиеся по цветастой подушке.

– Сиротинка ты бедная! – вздохнула мать. – Только глаза на свет открыла, а уж сколько горя на тебя навалилось! На такую-то маленькую.

Долго стояла возле девочки мать и всё думала о чём-то. Взяла с пола её ботики, поглядела – худые, промокшие. Завтра эта девчушка наденет их и опять пойдёт куда-то… А куда?

Рано-рано, когда чуть забрезжило в окнах, мать встала и затопила печку. Дед поднялся тоже: он не любил долго лежать. В избе было тихо, только слышалось сонное дыхание да Романок посапывал на печке. В этой тишине при свете маленькой лампы мать тихонько разговаривала с дедом.

– Давай возьмём девочку, отец, – сказала она. – Уж очень её жалко!

Дед отложил валенок, который чинил, поднял голову и задумчиво поглядел на мать.

– Взять девочку. Ладно ли будет? – ответил он. – Мы деревенские, а она из города.

– А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она сиротинка! Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу пойдут…

Дед подошёл, посмотрел на девочку:

– Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только смотри, сама потом не заплачь с нею!

– Э. Авось да не заплачу.

Вскоре поднялись и беженки и стали собираться в путь. Но когда они хотели будить девочку, мать остановила их:

– Погодите, не надо будить. Оставьте Валентинку у меня! Если кто родные найдутся, скажите: живёт в Нечаеве, у Дарьи Шалихиной. А у меня было трое ребят – ну, будет четверо. Авось проживём!

Женщины поблагодарили хозяйку и ушли. А девочка осталась.

– Вот у меня и ещё одна дочка, – сказала задумчиво Дарья Шалихина, – дочка Валентинка… Ну что же, будем жить.

Так появился в селе Нечаеве новый человек.

Валентинка не помнила, как уснула на теплой лежанке. Голоса слились и отдалились, будто где-то смутно бормотало радио.

Откуда-то появился старик с косматыми бровями, наклонился над ней, что-то говорил. И потом пропал. Был он на самом деле или приснился Валентинке?

Она проснулась оттого, что звякнули ведром. Ей показалось, что это пуля звякнула в окно, и она вскочила, еле сдержав крик: «Немцы!»

Но тут же опомнилась. Тишина окружала её. На бревенчатых стенах, проконопаченных светлой паклей, лежали бледные солнечные полосы. Замороженные окошки тихо светились. Какие маленькие окошки! Совсем не похожие на те высокие окна, которые были в их доме.

Мёртвые серые стены с дырами вместо окон, груды извёстки и кирпича возле дверей – вот каким в последний раз она видела этот дом…

Густое тепло окутывало Валентинку. Оно проникало сквозь подстилку – лежанка была хорошо прогрета. Оно заполняло густые завитки бараньего тулупа, которым была укрыта Валентинка. В первый раз за много дней и ночей она почувствовала, что согрелась.

А ей среди снеговых просторов уже начинало казаться, что всё её тело пронизано тонкими льдинками, которые больше никогда не растают. А вот сейчас она чувствует, что этих льдинок больше нет и что вся она живая и насквозь тёплая.

В кухне хозяйка топила печь. Весёлые отблески огня играли на стене. На печке кто-то сладко посапывал. Валентинка заглянула туда. Краснощёкий, вихрастый парнишка крепко спал, оттопырив губы.

«Романок! – вспомнила Валентинка. – А где же девочки?» И тотчас почувствовала, что на неё кто-то смотрит. Валентинка приподнялась, оглянулась. Солнечные полосы на стенах стали ярко-жёлтыми, на замороженных стёклах заиграли огоньки. Солнечный денёк начинался на улице!

А из угла, из-за спинки грубой деревянной кровати любопытными глазами глядела на неё рыжеватая девчонка. Светлые косички, будто рогульки, торчали кверху.

Валентинка узнала Таиску.

– А твои тётеньки ушли! – сказала Таиска.

Валентинка встревоженно оглядела избу:

– Ушли? А меня… А я как же?

– А ты у нас будешь жить. Мне мамка сказала. Тебе хочется у нас жить?

– Не знаю. Мне всё равно.

– А ты фашистов видела? Они страшные?

Валентинка молчала. Когда начинали говорить про немцев, у неё каменело сердце. Но Таиска не унималась:

– А немцы прямо к вам в дом пришли, да.

Из кухни появилась мать.

– Это кто здесь про немцев затеял? – сердито сказала она. – Больше разговоров не нашли? Картошка сварилась, вставайте чистить!

Потом подошла к Валентинке и ласково спросила:

Таиска живо соскочила с постели и растолкала Грушу. Груша поднялась лениво. Она была пухлая, белая, похожая на булку. Она одевалась, а сны всё ещё снились ей. Далёкими глазами посмотрела она на Валентинку: может, и Валентинка ей тоже снится?

Девочки уселись возле чугуна с картошкой. Над чугуном поднимался горячий пар.

– Мамка, гляди-ка! – шепнула Таиска, показывая на Грушу.

Груша в полусне вместо ножа взяла ложку и водила ею по картошине. Мать и Таиска громко рассмеялись.

Груша очнулась, бросила ложку и сказала:

– Тогда пусть и Валентинка встаёт картошку чистить. Старшие чистят, а она нет?

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Воронкова Любовь Федоровна

Книга “Девочка из города”

Оглавление

Читать

Любовь Федоровна Воронкова

Девочка из города

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве

Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели, как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. Но оттуда, где был фронт, шли через Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.

Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.

Рыжеватая проворная девочка Таиска бросилась к боковому окну, уткнулась носом в проталину, и обе её косички весело задрались кверху.

– Две тётеньки! – закричала она. – Одна молодая, в шарфе! А другая совсем старушка, с палочкой! И ещё… глядите – девчонка!

Груша, старшая Таискина сестра, отложила чулок, который вязала, и тоже подошла к окну.

– И правда девчонка. В синем капоре…

– Так идите же откройте, – сказала мать. – Чего ждёте-то?

Груша толкнула Таиску:

– Ступай, что же ты! Всё старшие должны?

Таиска побежала открывать дверь. Люди вошли, и в избе запахло снегом и морозом.

Пока мать разговаривала с женщинами, пока спрашивала, откуда они, да куда идут, да где немцы и где фронт, Груша и Таиска разглядывали девочку.

– Гляди-ка, в ботиках!

– Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. Чего у ней там?

– А ты сама спроси.

В это время явился с улицы Романок. Мороз надрал ему щёки. Красный, как помидор, он остановился против чужой девочки и вытаращил на неё глаза. Даже ноги обмести забыл.

А девочка в синем капоре неподвижно сидела на краешке лавки.

Правой рукой она прижимала к груди жёлтую сумочку, висевшую через плечо. Она молча глядела куда-то в стену и словно ничего не видела и не слышала.

Мать налила беженкам горячей похлёбки, отрезала по куску хлеба.

– Ох, да и горемыки же! – вздохнула она. – И самим нелегко, и ребёнок мается… Это дочка ваша?

– Нет, – ответила женщина, – чужая.

– На одной улице жили, – добавила старуха.

– Чужая? А где же родные-то твои, девочка?

Девочка мрачно поглядела на неё и ничего не ответила.

– У неё никого нет, – шепнула женщина, – вся семья погибла: отец – на фронте, а мать и братишка – здесь. Убиты…

Мать глядела на девочку и опомниться не могла.

Она глядела на ее лёгонькое пальто, которое, наверно, насквозь продувает ветер, на её рваные чулки, на тонкую шею, жалобно белеющую из-под синего капора…

Убиты. Все убиты! А девчонка жива. И одна-то она на целом свете!

Мать подошла к девочке.

– Как тебя зовут, дочка? – ласково спросила она.

– Валя, – безучастно ответила девочка.

– Валя… Валентина… – задумчиво повторила мать. – Валентинка…

Увидев, что женщины взялись за котомки, она остановила их:

– Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно, да и позёмка пошла – ишь как заметает! А утречком отправитесь.

Женщины остались. Мать постелила усталым людям постели. Девочке она устроила постель на тёплой лежанке – пусть погреется хорошенько. Девочка разделась, сняла свой синий капор, ткнулась в подушку, и сон тотчас одолел её. Так что, когда вечером пришёл домой дед, его всегдашнее место на лежанке было занято, и в эту ночь ему пришлось улечься на сундуке.

После ужина все угомонились очень скоро. Только мать ворочалась на своей постели и никак не могла уснуть.

Ночью она встала, зажгла маленькую синюю лампочку и тихонько подошла к лежанке. Слабый свет лампы озарил нежное, чуть разгоревшееся лицо девочки, большие пушистые ресницы, тёмные с каштановым отливом волосы, разметавшиеся по цветастой подушке.

– Сиротинка ты бедная! – вздохнула мать. – Только глаза на свет открыла, а уж сколько горя на тебя навалилось! На такую-то маленькую.

Долго стояла возле девочки мать и всё думала о чём-то. Взяла с пола её ботики, поглядела – худые, промокшие. Завтра эта девчушка наденет их и опять пойдёт куда-то… А куда?

Рано-рано, когда чуть забрезжило в окнах, мать встала и затопила печку. Дед поднялся тоже: он не любил долго лежать. В избе было тихо, только слышалось сонное дыхание да Романок посапывал на печке. В этой тишине при свете маленькой лампы мать тихонько разговаривала с дедом.

– Давай возьмём девочку, отец, – сказала она. – Уж очень её жалко!

Дед отложил валенок, который чинил, поднял голову и задумчиво поглядел на мать.

– Взять девочку. Ладно ли будет? – ответил он. – Мы деревенские, а она из города.

– А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она сиротинка! Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу пойдут…

Дед подошёл, посмотрел на девочку:

– Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только смотри, сама потом не заплачь с нею!

– Э. Авось да не заплачу.

Вскоре поднялись и беженки и стали собираться в путь. Но когда они хотели будить девочку, мать остановила их:

– Погодите, не надо будить. Оставьте Валентинку у меня! Если кто родные найдутся, скажите: живёт в Нечаеве, у Дарьи Шалихиной. А у меня было трое ребят – ну, будет четверо. Авось проживём!

Женщины поблагодарили хозяйку и ушли. А девочка осталась.

– Вот у меня и ещё одна дочка, – сказала задумчиво Дарья Шалихина, – дочка Валентинка… Ну что же, будем жить.

Так появился в селе Нечаеве новый человек.

Валентинка не помнила, как уснула на теплой лежанке. Голоса слились и отдалились, будто где-то смутно бормотало радио.

Откуда-то появился старик с косматыми бровями, наклонился над ней, что-то говорил. И потом пропал. Был он на самом деле или приснился Валентинке?

Она проснулась оттого, что звякнули ведром. Ей показалось, что это пуля звякнула в окно, и она вскочила, еле сдержав крик: «Немцы!»

Но тут же опомнилась. Тишина окружала её. На бревенчатых стенах, проконопаченных светлой паклей, лежали бледные солнечные полосы. Замороженные окошки тихо светились. Какие маленькие окошки! Совсем не похожие на те высокие окна, которые были в их доме.

Мёртвые серые стены с дырами вместо окон, груды извёстки и кирпича возле дверей – вот каким в последний раз она видела этот дом…

Густое тепло окутывало Валентинку. Оно проникало сквозь подстилку – лежанка была хорошо прогрета. Оно заполняло густые завитки бараньего тулупа, которым была укрыта Валентинка. В первый раз за много дней и ночей она почувствовала, что согрелась.

А ей среди снеговых просторов уже начинало казаться, что всё её тело пронизано тонкими льдинками, которые больше никогда не растают. А вот сейчас она чувствует, что этих льдинок больше нет и что вся она живая и насквозь тёплая.

В кухне хозяйка топила печь. Весёлые отблески огня играли на стене. На печке кто-то сладко посапывал. Валентинка заглянула туда. Краснощёкий, вихрастый парнишка крепко спал, оттопырив губы.

«Романок! – вспомнила Валентинка. – А где же девочки?» И тотчас почувствовала, что на неё кто-то смотрит. Валентинка приподнялась, оглянулась. Солнечные полосы на стенах стали ярко-жёлтыми, на замороженных стёклах заиграли огоньки. Солнечный денёк начинался на улице!

А из угла, из-за спинки грубой деревянной кровати любопытными глазами глядела на неё рыжеватая девчонка. Светлые косички, будто рогульки, торчали кверху.

Девочка из города – краткое содержание книги Воронковой по частям

Волшебный сад Л. Воронковой

Имя Любови Федоровны Воронковой, написавшей «Девочку из города», известно не только в нашей стране. Ее книги читают дети Японии, Чехии, Словакии, Франции, Вьетнама. На многих языках разговаривают герои ее книг, родное слово которых – русское.

Любовь Федоровна родилась в Москве в 1906 году. Умерла в 1976 году. Детство и юность ее прошли в деревне. Она рано узнала нелегкий труд на земле. Научилась делать все работы, необходимые в крестьянском хозяйстве: и сеять, и косить, и молотить. Наверное, с тех пор и родилась у нее привычка работать упорно, с увлечением. Добиваться намеченной цели.

Среди лесов на берегу тихой речки Люба научилась понимать голоса птиц и зверей. И навсегда полюбила русскую природу.

Там стала она сочинять первые стихи. Там училась яркому, поэтичному слову, которое ожило в ее книгах, когда она стала писательницей.

Она написала много книг. И ее писательский труд больше всего хочется сравнить с добрым трудом садовника. В том необыкновенном саду, который она заботливо и радостно растила всю жизнь, есть и маленькие деревца – рассказы и сказки. И большие, с глубокими корнями – повести и даже роман.

Заглянем же в этот чудо-сад. Пройдем по его тропинкам и полянам.

Вот оно – волшебное дерево! У него много стволов, а корень один – в русской деревне. Это проза для младших школьников: «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Снег идет», «Волшебный берег», «Девочка из города», «Гуси-лебеди».

А вот еще одно дерево. Тоже многоствольное. Это книги для подростков: «Старшая сестра», «Личное счастье», «Алтайская повесть» – хорошие, добродетельные помощники для тех, кто ищет свое место в жизни. И учат они важным вещам: уважению к труду, настоящей дружбе, чувству собственного достоинства.

В саду творчества все возможно. И потому там выросло совсем уже диковинное дерево. Его могучие корни уходят глубоко в землю древних миров: Грецию, Персию, Среднюю Азию и страны, названий которых нет на современных географических картах. Это исторические произведения: «След огненной жизни», «Мессенские войны», «Сын Зевса», «Герой Саламина».

Читайте также:  Замок Броуди - краткое содержание романа Кронина

Живет и не старится сад чудесного садовника. Каждое дерево в нем само по себе, нет одинаковых. У каждого свой облик. И все-таки есть там самое приметное – повесть «Девочка из города».

Эта книга написана в годы войны. Написана человеком, у которого мудрое, участливое сердце.

Своими глазами видела писательница все те бедствия, которые принесла с собой война. Видела разрушенные селенья, горящие дома, беженцев, бредущих по дорогам. И вполне возможно, что среди этих обездоленных людей она увидела героиню своей книжки – Валентинку. Девочку из города, на глазах которой погибла мать.

Валентинка не осталась одинокой. В те лихие дни пришли к ней на помощь незнакомые люди. А чужая женщина стала ей матерью.

Уже долгие годы живут повести «Девочка из города» и «Гуси-лебеди», путешествуя из страны в страну. И всюду они трогают сердца читателей: и маленьких, и взрослых. Это и понятно. Ведь они рассказывают не только о великом горе, но и о великой человеческой доброте. Той, что помогает выстоять в беде и не потерять веру в жизнь. А это остается главным на все времена.

Девочка из города

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве

Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели, как бьются в небе самолеты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по Русской земле. Но оттуда, где был фронт, шли через Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.

Однажды в сумерки, когда тень от старой березы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.

Рыжеватая проворная девочка Таиска бросилась к боковому окну, уткнулась носом в проталину, и обе ее косички весело задрались кверху.

– Две тетеньки! – закричала она. – Одна молодая, в шарфе! А другая совсем старушка, с палочкой! И еще… глядите – девчонка!

Груша, старшая Таискина сестра, отложила чулок, который вязала, и тоже подошла к окну.

– И правда девчонка. В синем капоре…

– Так идите же откройте, – сказала мать. – Чего ждете-то?

Груша толкнула Таиску:

– Ступай, что же ты! Всё старшие должны?

Таиска побежала открывать дверь. Люди вошли, и в избе запахло снегом и морозом.

Пока мать разговаривала с женщинами, пока спрашивала, откуда они, да куда идут, да где немцы и где фронт, Груша и Таиска разглядывали девочку.

– Гляди-ка, в ботиках!

– Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. Чего у ней там?

– А ты сама спроси.

В это время явился с улицы Романок. Мороз надрал ему щеки. Красный как помидор, он остановился против чужой девочки и вытаращил на нее глаза. Даже ноги обмести забыл.

А девочка в синем капоре неподвижно сидела на краешке лавки.

Правой рукой она прижимала к груди желтую сумочку, висевшую через плечо. Она молча глядела куда-то в стену и словно ничего не видела и не слышала.

Мать налила беженкам горячей похлебки, отрезала по куску хлеба.

– Ох, да и горемыки же! – вздохнула она. – И самим нелегко, и ребенок мается… Это дочка ваша?

– Нет, – ответила женщина, – чужая.

– На одной улице жили, – добавила старуха.

– Чужая? А где же родные-то твои, девочка?

Девочка мрачно поглядела на нее и ничего не ответила.

– У нее никого нет, – шепнула женщина, – вся семья погибла: отец – на фронте, а мать и братишка – здесь. Убиты…

Мать глядела на девочку и опомниться не могла.

Она глядела на ее легонькое пальто, которое, наверно, насквозь продувает ветер, на ее рваные чулки, на тонкую шею, жалобно белеющую из-под синего капора…

Убиты. Все убиты! А девчонка жива. И одна-то она на целом свете!

Мать подошла к девочке.

– Как тебя зовут, дочка? – ласково спросила она.

– Валя, – безучастно ответила девочка.

– Валя… Валентина… – задумчиво повторила мать. – Валентинка…

Увидев, что женщины взялись за котомки, она остановила их:

– Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно, да и поземка пошла – ишь как заметает! А утречком отправитесь.

Женщины остались. Мать постелила усталым людям постели. Девочке она устроила постель на теплой лежанке – пусть погреется хорошенько. Девочка разделась, сняла свой синий капор, ткнулась в подушку, и сон тотчас одолел ее. Так что когда вечером пришел домой дед, его всегдашнее место на лежанке было занято, и в эту ночь ему пришлось улечься на сундуке.

После ужина все угомонились очень скоро. Только мать ворочалась на своей постели и никак не могла уснуть.

Ночью она встала, зажгла маленькую синюю лампочку и тихонько подошла к лежанке. Слабый свет лампы озарил нежное, чуть разгоревшееся лицо девочки, большие пушистые ресницы, темные с каштановым отливом волосы, разметавшиеся по цветастой подушке.

Урок осердечивания по книге Л. Воронковой «Девочка из города»// Современная школа России.-2013.-№11.- С.10-11.

Библиотечный урок по книге Л. Воронковой «Девочка из города» состоит из сценария урока, тестовое задание, викторина, инсценировка эпизода из книги, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
stsenariy_devochka_iz_goroda.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Андрияшина Елена Николаевна,

г. Гуково Ростовской области

Детское чтение, несомненно, играет огромную роль в жизни детей, даже большую, чем в жизни взрослого человека. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь. Под воздействием книги определяется детское мировоззрение, расширяется кругозор, да и сам ребенок открывается другим людям.

Отсюда главный смысл работы с читателями – это воспитание интереса к чтению, формирование умений работать с книгой. Так как «читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». [3] Поэтому школьному библиотекарю необходимо познакомить читателя с лучшими шедеврами мировой детской литературы, чтобы с помощью книги воспитать в нём лучшие человеческие качества.

Урок осердечивания по книге

Л. Воронковой «Девочка из города»

(Библиотечный урок для обучающихся 3-5 классов)

– развивать умение размышлять о прочитанном;

– развивать умение охарактеризовать героев произведения;

– содействовать развитию памяти, речи, наблюдательности.

– познакомить школьников с биографией Л. Ф. Воронковой;

– воспитать положительные качества: любовь к близким, сопереживание, товарищество.

– презентация о творчестве Л.Ф. Воронковой;

– книга «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой;

– видеофрагменты из х/ф «Девочка из города»;

Подготовительная работа к уроку:

– чтение книги «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой;

-просмотр художественного фильма «Девочка из города», режиссёр О. Николаевский, Свердловская киностудия, 1984 г.

– бумажные цветы, которые сделаны на уроке технологии в стиле оригами;

– пригласительные билеты для мам на открытое мероприятие.

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом главном для каждого из нас человеке. Догадайтесь, о ком пойдёт речь?

Ответы детей: О маме.

Педагог: Совершенно верно, для каждого человека независимо от его возраста, дорогой и любимой остаётся Мама. О материнской любви, нежности и заботе написано много произведений, но одно из самых тёплых и задушевных – это произведение Л. Воронковой «Девочка из города».

На экране проецируется слайды о жизни и творчестве Л.В. Воронковой.

Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве. Она училась в городском училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно.

Поселились в подмосковном поселке Коськове, где насчитывалось всего-то семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье – семь человек. Не понаслышке, не по рассказам узнала она тогда с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд.….

Да, жизнь была нелегкая. Но выпадали в этой жизни и радости – чтение книг. В доме любили читать книги, читали вслух.

Жизнь в деревне дала Любови Федоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы. И она научилась слышать ее таинственный голос.

Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» – ее любимое слово. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочинила первые стихи. С тех пор все постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски.

И наконец-то она снова в Москве. Она упорно шла к своей заветной цели. Бралась за любую работу, чтобы было на что жить, а по ночам писала.

В литературном кружке, где она стала бывать по вечерам, ее заметили и помогали. Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсомольская правда».

С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой. Много ездила по стране, писала о сельских тружениках.

В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка» , тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов, но в ней уже проявилось основное, характерное для творчества писательницы – любовь к природе и людям, доброта, чистый, прозрачный язык.

После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о радостном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.

Одна за другой стали выходить у Любови Федоровны Воронковой книги о войне : «Лихие дни», «Лесная избушка», «Девочка из города», «Село Городище» . Повесть «Девочка из города» сразу же принесла автору большую известность. Написанная в суровом 1943 году, она до сих пор трогает сердца детей и взрослых.

Закончилась война. Мир и благополучие пришли на нашу землю. И появились книги о жизни без войны. Были изданы и другие повести о детях:

«Солнечный денек» , «Снег идет», «Золотые ключики» , «Подружки идут в школу», «Командир звездочки» .

Около сорока лет занималась литературной деятельностью Любовь Федоровна Воронкова. Книги Любовь Федоровны Воронковой не стареют и не забываются. [2] Сегодня мы поговорим об одном из произведений Воронковой «Девочка из города».

Педагог: Эта теплая, задушевная повесть написана в 1943 году, в разгар войны. На примере семьи Шалихиных автор показывает, как в суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие и сострадание.

– Кто прочитал это произведение?

-Давайте проверим насколько вы были внимательными читателями. На столе у вас карточки с тестом. Прочитайте вопросы теста и обведите правильные ответы. (Приложение 1)

Педагог : А теперь из выбранных букв составьте слово.

– Что у вас получилось? «Сердце»

Педагог: Что вы знаете о сердце?

Ответы детей: Орган кровеносной системы.

Педагог: От взрослых людей вы не раз слышали такие выражения как:

  • сердце радуется;
  • сердце кровью обливается;
  • принять близко к сердцу.

Давайте объясним смысл этих выражений. (Ответы детей)

Педагог: Из ваших ответов следует, сердце – это символ души, переживаний, чувств, настроений. Каким может быть сердце?

Педагог: Ребята, я вам предлагаю ещё одно слово – «Осердечивание». Как вы его понимаете?

Ответы детей : (Сердце наше станет добрее и более чутким к чужим бедам)

Педагог: Мы с вами непросто так затронули тему о сердце. Ребята, у нас сегодня с вами, не простой урок, а урок осердечивания. Говорить мы будем на уроке о войне, о детстве без матери, о материнской любви. Поэтому всё прочитанное и увиденное мы должны принять близко к сердцу, т.е. пережить, прочувствовать все несчастья Валентинки. Потому что, размышляя, думая о ближнем, мы становимся лучше. Наше сердце становится добрым, чутким и отзывчивым. И я, предлагаю продолжить нашу работу под лозунгом «Думай, размышляй, делись своими мыслями!».

На экране проецируется слайд из презентации с вопросами викторины.

Викторина « Думай, размышляй, делись своими мыслями!»

(вопросы по книге)

1.Сколько детей было у Дарьи Шалихиной? Охарактеризуйте их.

(Груша, Таиска, Романок).

2. Почему Дарья оставила девочку у себя?

3. Как вы думаете, почему Валентинка не смогла сразу назвать тетю Дарью мамой?

4.Чем отличалась Валентинка от деревенских детей?

(Мама Валентинке читала много книг. Девочка знала названия птиц: колибри, варакушка, знала истории о мореплавателях, собирала красивые картинки, У неё была богатая фантазия, умела придумывать истории).

5.В деревенской жизни много нового необычного для городской девочки. Что нового узнала, увидела Валентинка?

( Узнала что такое баня по-чёрному и подпол – подвал, как прорастают семена, интересные факты из жизни домашних животных – ягнят, телят и из жизни леса – цветы. Праздник весны – когда пекли жаворонков).

6.Что подарили маме дети на День рожденья?

(Романок нарисовал танк на печке, Таиска перемыла крынки, Валентинка нарисовала цветы на столешнице)

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «Подарки маме »

7. Валентинке нелегко было в новой семье. Она очень хотела, чтобы её полюбили.

Найдите в тексте слова, подтверждающие, что ей «надо, чтобы, кто-нибудь её полюбил». (Приложение 2)

8. Найдите в тексте эпизод, где рассказывается, как Валентинка встретила тетю Даша после долгого дня расставания. (Приложение 3)

9. Как Валентинка подружилась с дедом?

(Наблюдала как прорастают семена и об увиденном рассказала деду).

10. Какие события, произошедшие в семье, подтверждают, что Валентинка стала своим человеком?

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «Письмо отца с фронта»

(Таиска защищает её от мальчишек. Валентинка спасает Романка. Письмо отца с фронта.).

11. Когда впервые Валентинка назвала тетю Дашу мамой?

(Когда убегала от быка, девочка кричала: «Мама, мама!»).

Педагог: Давайте ещё раз вместе с Валентинкой переживём самый волнующий, трогательный момент её новой жизни. Она вновь сказала самое тёплое, ласковое слово: «МАМА». Предлагаю прочесть по ролям этот эпизод. (Приложение 4)

12. Что принесла Валентинка маме в подарок после прогулки по лесу?

И что сказала, когда их дарила?

( «Это я тебе принесла … мама»)

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «Цветы маме»

13. О каком чувстве к самому дорогому человеку рассказывает книга?

Педагог: Правильно, эта книга о материнской любви, о любви дочери к матери, о том, что человеку необходимо, чтобы его кто-то любил.

Педагог: Я полагаю, что книга вызвала в вас много чувств, поэтому давайте поговорим о ваших впечатлениях. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

На экране проецируется слайд из презентации «Делаем выводы».

  • Для меня было открытием то, что…
  • Что на меня произвело наибольшее впечатление?
  • Для чего автор написал книгу?
  • Я почувствовал, что…

Педагог: Отвечая на вопросы по книге, каждый из вас, делился своими мыслями и переживаниями о прочитанном. Вы говорили о важности для каждого ребёнка жить в семье, чувствовать себя любимым и родным и, конечно же, говорили о великой материнской любви.

Сегодня на нашем необычном уроке присутствуют гости – это ваши дорогие и любимые мамы, для которых вы – главная ценность в жизни. Давайте поблагодарим мам за их бессонные ночи, за ласку и тепло рук, за безграничную любовь, подарив цветы, которые вы сами сделали.

Дети вручают цветы .

Данное мероприятие способствует воспитанию чувства прекрасного у детей. Теплая, задушевная повесть «Девочка из города» Л. Воронковой обращена к мыслям и чувствам ребенка. На примере семьи Шалихиных автор показывал, как в суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие и сострадание, именно этих качеств и недостаёт современному обществу. Поэтому мной была выбрана данная книга.

Сценарий необычного урока можно использовать не только библиотекарям, но и педагогам для проведения урока внеклассного чтения или мероприятия, приуроченного ко Дню матери.

1. Воронкова, Л.Ф. Девочка из города [Текст]/ Л.Ф.Воронкова.- Ростов – н- Д: «Ростовское книжное издательство», 1985. С. 40-41.

2. Каменецкая, С.Б. Воронкова Любовь Фёдоровна//Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь [Текст]/С.Б. Каменецкая.- М.: Флинта, Наука,1997.-С.101-103.

3. Ушинский К. Родное слово//Умом и сердцем: Мысли о воспитании [Текст]/ М.: изд-во политической литературы, 1989.- С.164.

Ссылка на основную публикацию