Вольный стрелок – краткое содержание оперы Вебера

Опера “Вольный стрелок”. Краткое содержание

Вольный стрелок. Макс. Эскиз костюма к опере Вольный стрелок. Германия, XIX в.

Вольный стрелок. Агата. Эскиз костюма. Германия, XIX в.

“Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы… После Моцарта не было написано ничего более значительного в области немецкой оперы, чем бетховенский Фиделио и Вольный стрелок. Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойдённая передача настроения, где нужно – поразительная глубина, при этом всё отмеченное печатью оригинальности – таковы элементы, из которых Вебер соткал своё произведение” , – написал Э.Т. Гофман в своей статье о постановке оперы “Вольный стрелок”.

Премьера “Вольного стрелка” (“Волшебный стрелок”) состоялась в Берлине в 1821 г. Либретто было написано хорошим знакомым композитора – Ф. Киндом – по новелле из «Книги призраков» немецкого писателя Апеля, в основу которой легли старые саксонские легенды. От первоисточника оно отличается прежде всего тем, что в столкновении добра и зла у Кинда побеждают светлые силы. Уже после представления Вебер напишет своему либреттисту: “Наш стрелок попал точно в цель”.

Легендой, которая стала драматическим фундаментом первой романтической оперы Карла Вебера, композитор заинтересовался еще 1810 г., однако к разработке ее приступил не раньше 1817 г. Широко распространенная в Чехии и Германии, она рассказывает о юноше, который заключил сделку с дьяволом – уже здесь видна характерная завязка для типично романтической истории. Вебера этот сюжет привлек еще и тем, что давал возможность одновременно описать как традиционный немецкий быт, так и дать волю своему романтическому воображению, рисуя фантастические образы и лесную природу.

Поэтому, с одной стороны, музыка “Вольного стрелка” пронизана мелодиями немецких народных песен и танцев, а, с другой, резкими гармониями, драматически напряженными темами, где большую роль играет оркестр.

Особенной выразительностью отличается музыка увертюры, в которой Вебер стремительно движется к будущему, освобождаясь от оков оперного искусства прошлого. Его увертюра не только целиком построена на мотивах, взятых из оперы – она обозначает драматический конфликт произведения, показывает основные противоборствующие силы, раскрывает главную идею.

История охотика Макса и его возлюбленной Агаты, бесподобно в своей простоте воплощенная Карлом Вебером, незамедлительно принесла композитору славу основоположника немецкой национально-романтической оперы. В обстановке бурного национально-освободительного подъема “Вольный стрелок” был встречен не только как необыкновенное художественное событие, но и как произведение глубоко патриотическое. Бетховен, услышав новую оперу, с удивлением сказал, что не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать оперу одну за другой.

Обобщив искания ранних композиторов-романтиков (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), Вебер предвосхитил таких композиторов, как Беллини, Доницетти и Россини, поставившего “Вильгельма Телля” в 1829 г.

Романтическая опера в трех действиях

Граф Оттокар. баритон Куно, графский лесничий. бас

Агата, его дочь. сопрано Анхен, её подруга. сопрано Каспар, егерь. бас Макс, егерь. тенор Пустынник. бас Килиан. баритон Самиель, “чёрный охотник” (без пения)

Крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки

Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 г.)

Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку “стрелкового короля”. Крестьяне поздравляют “короля”. Общее веселье не разделяет егерь Макс. Он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка. К нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий графа Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного графа однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению графа, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует судьба, и его тревожит исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот расстреливает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом “волчьим оврагом”. Каспар торжествует: он теперь не сомневается в том, что ему удастся отомстить Агате, от которой он получил отказ.

Картина первая
Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, стоя на стуле, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Агата наедине предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт ему навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в “волчий овраг” и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внимает их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает.

Картина вторая
“Волчий овраг”. Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: “Он или ты”. В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль из материала, доставляемого Каспаром. Их окружают адские видения. При последней, самой роковой пуле, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю.

Картина первая
Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Она убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая.

Картина вторая
Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля.

Картина третья
Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Граф Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; потом она постепенно приходит в себя. Граф Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает графу о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Граф уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.

Краткое содержание оперы Вольный стрелок Вебера для читательского дневника

Наступил праздник стрелков. Сельчане начали поздравлять победителя состязаний Килиана. Егерь по имени Макс не смог попасть в мишень ни разу и стал посмешищем. От злости Макс лезет с кулаками к Килиану. Лесничему Куно получается разнять стрелков. На завтрашний день Макс должен показать перед князем свое умение стрелять.

По предложению Каспара, Макс решил выпить. Каспар предложил ему выстрелить в птицу через его оружие. Прицелившись, Макс убил птицу. Каспар рассказал, что пуля в оружие была волшебной. Макс хочет еще такие пули и договаривается с Каспаром о встрече в Волчьем ущелье. В ущелье Макс узнал о настоящих намерениях Каспара. Он продал собственную душу Самиэлю – нечисти, которой принадлежат магические пули. Каспар должен привести человека ради спасения собственной души.

В Волчьем ущелье пришел Каспар. Герой предложил Самиэлю торг. Самиэль предложил своему пленнику 7 пуль. 6 из них должны попасть по цели во время состязания. А последняя пуля должна поразить сердце Агаты. Агата являлась невестой Макса. Каспар презирал Агату за то, что девушка отвергла его. После смерти Агаты, Макс будет принадлежать Самиэлю. Каспар начал отливать пули. Призраки Агаты и матери хотели остановить Макса. Но герой хотел выиграть состязания. Макс получил 7 пуль. Состязания уже проходили несколько дней. Макс истратил 6 пуль, попав прямо в цели. Стрелок не знал, что последняя пуля должна убить Агату.

В третьем акте должен пройти заключительный тур состязаний. Перед завершающим днем соревнований Агата видела вещий и ужасающий сон. Во сне девушка была в печали. Несколько девушек во сне принесли Агате цветы. Агата открыла коробку и нашла в ней погребальный убор вместо подвенечного цветка. Девушки во сне начинают плести венок из белых цветов. Агата получила венок от старца – отшельника.

Наступил завершающий день соревнований среди стрелков. Князь Оттокар и его придворные вместе с лесничим Куно приветствовали всех участников состязания. Среди участников был Макс. Парень должен выстрелить. Мишенью для выстрела стал голубь. Герой прицеливается и тут из кустов выходит Агата. Вылетевшая волшебная пуля попадает в Каспара, который прятался за кустом. Каспар был смертельно ранен. Его душа отправилась в ад вместе с Самиэлем.

Князь потребовал объяснений, увидев, как Макс убил Каспара. Макс рассказал о событиях, произошедших прошлой ночью. Оттокар разгневался и приговорил Макса к изгнанию. Молодой парень не может рассчитывать на свадьбу с Агатой. Тут появляется старец – отшельник и выносит приговор с отсрочкой свадьбы Агаты и Макса на год. Все собравшаяся публика начала славить Бога.

Читать краткое содержание Вебер – Вольный стрелок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Вебер – Вольный стрелок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повествование начинается с того, что главный герой Витя, потерял свой завтрак. Он понимает, что теперь ему придется остаться голодным, что мальчика совершенно не радует. Он рассказывает о происшествии Коле

Ничем не примечательное происшествие попадания автомобиля в лужу для писателя явилось сюжетом к созданию литературного произведения. Банальная и вполне привычная для российских водителей ситуация дает повод о многом задуматься.

Главный герой пьесы – Виктор Александрович Зилов просыпается утром в собственном доме, находящемся в небольшом городке.

Читайте также:  Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

По дороге в бричке едет молодой купец по фамилии Красильников. Рядом с лошадью бежит охотничья собака. Красильников — выпускник Московского университета, живет в Москве, а в Тульской губернии владеет усадьбой

Двое детей – мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, не хотели идти в школу и приняли решение пойти в тенистую рощу. Они решили, что именно там им будет намного лучше и прохладнее, чем в душном классе.

Вольный стрелок (Вебер)

Романтическая опера «Вольный стрелок» была написана Карлом Марии фон Вебером. Первый показ был 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Сценарий произведения основывался на популярную в Германии и Чехии историю о парне, который подписал договор с дьяволом. Именно, когда Вебер узнал данную историю, у него появилось желание написать оперу. Случилось это в 1810 году. Но к написанию произведения Вебер приступил в 1817 году. Ему нравилось то, что в произведении он мог не только отобразить традиционную немецкую жизнь, но и предоставить свободу своей романтической фантазии, изображая вымышленные образы и лесную природу. «Вольный стрелок» открывает новую страницу в истории культуры Германии. Именно с возникновением данного произведения связано появление нового направления, а также художественных тенденций в немецком искусстве.

Произведение состоит из трех актов. В первом действии рассказывается о том, как в деревне произошел праздник стрелков, в котором победу одержал крестьянин Килиан. В то время, как егерь Макс, который считался великолепным стрелком, на состязании ни разу не попал в мишень. В результате между Максом и Килианом завязывается драка. Тут появляется лесник Куно, который и прекращает спорт между юношами. На следующий день, Максу необходимо было сделать пробный выстрел при князе, поэтому он слишком волнуется. Друг Макса егерь Каспар предлагает выпить и выстрелить в орла. На удивление Макс попадает, хотя птицы была слишком далеко. Каспар утверждает, что пуля имела магическую силу, но таких больше нет. Максу нравится идея о магических пулях, ведь они могут спасти его. Друзья договариваются встретиться в Волчьем ущелье в полночь. После ухода Макса, Каспар открывает свое настоящее лицо. Он отдал свою душу дьяволу взамен на магические пули. Если же он сможет до полуночи отдать дьяволу другую душу, Каспар спасется.

Второе действие состоит из двух картин. В первой картине представлена комната в хижине лесничего Куно. Его дочь Агата шьет, при этом настроение ее печальное, оно чувствует что-то плохое. Ее подруга Анхен изо всех сил старается поднять девушке настроение и напоминает ей о скорой свадьбе. После ухода подруги, Агата остается наедине со своими мыслями. Она мечтает о Максе и увидев его на горизонте – выбегает к нему навстречу. Макс сообщает о том, что он убил оленя и ему необходимо забрать его до полуночи. Как бы подруги не упрашивали его не идти туда, Макс не слушается.

Во второй картине вниманию зрителей предстает «Волчий овраг». Каспар в ожидании Макса подписывает договор с дьяволом, но вместо своей души предлагает душу Макса. На что дьявол говорит ему: «Он или ты». Тут на горе виднеется Макс. Юношей охватывают адские видения и оба юноши теряют сознание.

Третье действие состоит из трех картин. Первая картина начинается с молитвы Агаты. Она чувствует что-то недоброе и не может успокоиться. Приходят друзья Макса и поздравляют Агату со скорым замужеством, но вместо свадебного венка принесли могильный. Подруга Агаты старается поднять ей настроение, подшучивает, но это не помогает.

Во второй картине появляется Макс и Каспар, которые идут по лесу. Макс просит у Каспара еще одну волшебную пулю, но он стреляет в лису. В итоге у Макса остается только одна пуля.

Третья картина переносит нас на площадь, на которой состоится состязание по стрельбе. Граф Оттокар велит Максу попасть в белого голубя. Когда Макс целиться в птицу, появляется Агата, которая кричит юноше, чтоб он не стрелял. Макс, испугавшись неожиданного крика, случайно выстрелил в Каспара, который спрятался за деревом. И тут слышен злой смех дьявола. Граф в не себя от злости и сообщает Максу, что выгонит его из государства. На помощь парня приходит благочестивый старец, который рассказывает графу о злых намерениях Каспара и просит предоставить Максу год на исправление, а такой конкурс больше не проводить. Граф соглашается и счастью Макса и Агаты больше ничто, и никто не мешает. Их свадьба произойдет через год. В конце все благодарят небеса за счастливый конец.

Главным драматическим конфликтом произведения является схватка светлых и темных сил. Такой конфликт получает романтическое воплощение. Вебер хотел показать процесс внутренней жизни персонажа. Такое желание заставило композитора отойти от традиционных вокальных форм и создать новый тип произведения.

Данная опера сочетает в себе романтические картины и картины быта. Благодаря такому эффекту достигается ощущение реальности. Музыка передает обстановку происходящего, а также подчеркивает характеры всех героев. Это величайшее творение покорило всех своим национальным колоритом и демократизмом. В постановках оперы принимали участие знаменитые певцы и певицы. За границей оперу немного искажали, поэтому от оригинала она была далека.

Вольный стрелок – краткое содержание оперы Вебера

К.М. Вебер опера «Вольный стрелок»

Долгое время две крупнейшие европейские нации – немцы и австрийцы – не имели своего «лица» в опере. Были попытки развить традиционную форму музыкального спектакля – зингшпиль, но даже при наличии беспрецедентной государственной поддержки и имени Моцарта на партитурах, национальному жанру не удалось преодолеть господство итальянской и французской оперы. Все изменилось после рождения «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера . Романтическая опера с уникальной музыкой, основанная на германском сюжете, показала путь, по которому пошли многие немецкие композиторы.

Краткое содержание оперы Вебера «Вольный стрелок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

ОттокарбаритонкнязьКунобаскняжеский лесничийАгатасопранодочь КуноАнхенсопраноподруга АгатыКаспарбасмладшие егеряМакстенорКилианбаритонзажиточный крестьянин

Краткое содержание оперы «Вольный стрелок»

Богемия, середина 17 века.

Дочь княжеского лесничего Агата собирается замуж за егеря Макса. Однако для того, чтобы Куно отдал ему руку дочери и свою должность в наследство, Максу необходимо успешно пройти испытание по меткой стрельбе. Стреляя по мишеням, Макс проигрывает местному крестьянину Килиану и становится посмешищем прямо накануне самого важного турнира своей жизни.

Утопив печаль в вине, Макс легко поддается на уговоры Каспара, который открывает ему тайну обладания волшебными пулями – они летят туда, куда их направляет стрелок, вопреки законам природы, даже если цель кажется абсолютно недоступной. Каспар назначает Максу встречу ночью в Волчьем ущелье – там он сможет добыть такие пули для грядущего состязания. Одно утаивает Каспар – он давно продал душу Черному охотнику Самьелю. Пришла пора окончания их договора и душа егеря должна будет отправиться в ад – если только не приведет кого-то себе взамен. Этой заменой и должен стать Макс.

Макс навещает Агату – девушка полна дурных предчувствий. Она умоляет его не ходить в Волчью долину, но Макс полон решимости отправиться туда.

Тем временем в долине Каспар видит Самьеля. Он просит у него 7 волшебных пуль для Макса. 6 из них тот пустит в свои цели, а седьмая по велению Самьеля полетит в сердце Агаты – девушка когда-то отвергла Каспара. После этого душа несчастного Макса будет навсегда отдана дьяволу.

Сделка заключена, и Каспар начинает ковать волшебные пули. Макса пытаются остановить призраки его матери и Агаты, вокруг начинается страшная буря… Но дело сделано – Макс получает семь пуль. Шесть из них он потратил на подготовку. На состязание у него остается последняя пуля.

Агата готовится к свадьбе, но вместо свадебного венка находит похоронный. Святой отшельник передал ей букет белых роз, из которых Анхен делает новый венок. Сон накануне свадьбы также обернулся кошмаром – девушка увидела себя белой голубкой, в которую стреляет Макс. К ее ужасу, в момент состязания князь указывает ее жениху на такую же птицу и приказывает подстрелить ее. Агата бросается к нему с криком: «Не стреляй! Эта голубка – я!». Но поздно, седьмая волшебная пуля уже вылетела навстречу жертве. Одновременно двое падают на землю – Агата и Каспар. Девушка – в обморок, а егерь – насмерть. Цветы, подаренные отшельником, оградили ее смерти, и Самьель забрал того, кто и должен был отправиться вместе с ним.

Макс признается в своем обмане князю, который сперва хочет изгнать бесчестного, но затем отдает решение в руки отшельника. Старец дает возможность милосердию победить правосудие: состязаниям по стрельбе пора положить конец, а Максу дать шанс на раскаяние и возможность через год вновь просить руки своей возлюбленной.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
50 мин.45 мин.40 мин.


Фото

Интересные факты

  • Вебер всегда писал увертюру в последнюю очередь, чтобы включить в нее мотивы ключевых сцен и персонажей.
  • Самиель – разговорная роль. У персонажа есть свой лейтмотив, но он единственный в опере не поет.
  • Вебер мастерски использовал инструменты, определив каждому свою роль. Звук рога является не только символом охоты, но и тоски, и надежды. Молитва Агаты сопровождается звуками виолончели, в то время как Макс характеризуется любимым инструментом композитора – кларнетом. Мелодические черты Анхен (предположительно, аллегорически являющейся музыкальным портретом невесты Вебера, певицы Каролины Бранд) исполнены на гобое (полонез) и скрипке (романс). Флейте отдана главная роль в финальной речи Отшельника, представляющей победу человеческой мудрости и божественной справедливости (отсылка к моцартовской «Волшебной флейте»).

  • Опера имеет счастливый конец, в то время как в народной легенде история заканчивалась наихудшим образом: невеста гибла от выстрела, ее жених сходил с ума.
  • «Вольный стрелок» исполняется 120 раз в сезон в постановках 19 театров мира и является самой популярной оперой Вебера.
  • После премьеры «Вольного стрелка» Бетховен был невероятно удивлен мощью и красотой этой музыки и сказал Веберу, что писать оперы – его предназначение. Вебер последовал совету знаменитого соотечественника, в последующие годы выпустив еще две работы – «Эврианту» для Вены и «Оберон» для Лондона. Через полтора месяца после премьеры последнего Вебер скончался от туберкулеза, не дожив до своего 40-летия.

Лучшие номера из оперы «Вольный стрелок»

История создания и постановок

В истоках сюжета лежат народные немецкие легенды о Волшебном стрелке. Познакомившись с одной из них, 23-летний Карл Мария фон Вебер зажегся идеей оперы на эту благодатную для творца тему, в которой есть все – любовь, мистика и родные мелодии. Идея вынашивалась несколько лет, пока в Дрездене, будучи руководителем музыкального театра, он не познакомился с драматургом Фридрихом Киндом. В 1817 году из-под пера Кинда вышло насыщенное событиями либретто, и Вебер смог приступить к созданию музыки. Взяв за основу традиционный немецкий жанр зингшпиль, который к этому времени уже исчерпал себя, он создал первого в 19 веке полноправного конкурента итальянской и французской опере.

Время создания «Вольного стрелка» созвучно времени его действия. В 1813 году состоялась «Битва народов» под Лейпцигом, положив конец наполеоновскому господству в Австрии и Пруссии. События оперы разворачиваются сразу после Тридцатилетней войны. Послевоенный период символизирует надежды людей на спокойную, счастливую жизнь. Но это же время полно сомнений и тягостных переживаний о потерях и поисках своего предназначения в новом мире.

Читайте также:  Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) - краткое содержание оперы Пуччини

Все эти мотивы нашли свое место в «Вольном стрелке»: предательство Каспара, рефлексия Макса, мирная жизнь простых людей на своей земле среди родных лесов, в глубине которых, подчас, таится неизвестное.

Опера стала настоящим откровением со дня ее премьеры 18 июня 1821 года в Берлине. В первый же сезон «Вольного стрелка» поставило множество театров Германии и Австро-Венгрии: Вена, Лейпциг, Прага, Карлсруэ; а также Датская королевская опера. В 1824 стартовали сразу четыре постановки в Лондоне и в парижском театре Одеон.

В 1841 году за «Вольного стрелка» взялся сам Гектор Берлиоз. Он готовил постановку оперы для Гранд-Опера на французском языке. «Офранцуживанию» должен был способствовать также и новый балет, включенный в третий акт. Музыку для него Берлиоз взял, разумеется, у Вебера, оркестровав его фортепианную пьесу «Приглашение к танцу». Объективно, это не пошло опере на пользу, и вставной номер выглядел чужеродно и нелепо. В 1823 году опера прозвучала в Санкт-Петербурге. В 1901 вышла постановка в Мариинском театре с Иваном Ершовым в партии Макса.

«Вольный стрелок» на видео

  • Фильм «Невеста охотника», 2010. В главных партиях – М. Кёниг (Макс), Д. Банс (Агата), М. Волле (Каспар).
  • Постановка оперы Цюриха, 1999. В главных партиях – П. Сейфферт, И. Нильсен, М. Сальминен.
  • Постановка фестиваля в Людвигсбурге, 1988. В главных партиях – У. Хельман, Н. Джонсон, Т. Мор.
  • Постановка Гамбургской государственной оперы, 1968. В главных партиях – Э. Козуб, А. Саундерс, Г. Фрик.

После того как за дело принялись музыковеды, «Вольный стрелок» претерпел множество толкований. Одни считали, что это опера про мистику, другие – что про силу природы, третьи видели в Вебере приемника оперы Французской революции, четвертые – мастера использования народной песни в духе Гайдна и Бетховена . Независимо от этих соображений, «Вольный стрелок» остается самой романтической оперой всего немецкоязычного репертуара.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Карл Мария фон Вебер «Вольный стрелок»

Карл Мария фон Вебер (1786 – 1826)

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Вебер

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром. Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера – фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично[1].

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» – самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1-я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры. Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском). Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример – темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» – писал А.Н. Серов.

2. Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3. Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически. Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера – хор охотников, хор подружек невесты – стали народными. Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» – народно-сказочная опера с чертами зингшпиля[2]. Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно–жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев – Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы – самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация – в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков – « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел – возбужденный диалог Каспара и Самьеля. Самьель – лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве – Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает). Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив – зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел – эпизод отливки пуль – кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами. Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок. Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis – a – C – Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка – несколько наивная, простодушная, искренняя – пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы – Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением. Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия). Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

[1] С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

[2] Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель – лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

Изучение оперы К. М. Вебера “вольный стрелок” Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримова Гулчехра Абдуваситовна

В данной статье рассмотрены правила изучения жанра оперы в музыкальном лицее имени В. Успенского на примере оперы К. Вебера «Вольный стрелок», подробно описаны история создания и сценическая судьба, либретто и первоисточник, жанр , структура и особенности драматургии , хор и оркестр оперы , а также разобраны характеристики основных музыкальных образов. В конце статьи излагаются взгляды на оперу в качестве первой немецкой романтической оперы . Изучение оперы в курсе музыкальной литературы процесс сложный и трудоемкий. По программе, разработанной и апробированной в течение ряда лет в РСМАЛ им. Успенского, с оперным жанром учащиеся знакомятся в седьмом классе. Они подробно изучают элементы оперы , оперные жанры , историю развития оперы . В восьмом классе полученные знания закрепляются при целостном анализе «Орфея» Глюка и «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Каримова Гулчехра Абдуваситовна

Текст научной работы на тему «Изучение оперы К. М. Вебера “вольный стрелок”»

ИЗУЧЕНИЕ ОПЕРЫ К.М. ВЕБЕРА «ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК» Каримова Г.А. Email: Karimova17137@scientifictext.ru

Каримова Гулчехра Абдуваситовна – свободный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены правила изучения жанра оперы в музыкальном лицее имени В. Успенского на примере оперы К. Вебера «Вольный стрелок», подробно описаны история создания и сценическая судьба, либретто и первоисточник, жанр, структура и особенности драматургии, хор и оркестр оперы, а также разобраны характеристики основных музыкальных образов. В конце статьи излагаются взгляды на оперу в качестве первой немецкой романтической оперы. Изучение оперы в курсе музыкальной литературы – процесс сложный и трудоемкий. По программе, разработанной и апробированной в течение ряда лет в РСМАЛ им. Успенского, с оперным жанром учащиеся знакомятся в седьмом классе. Они подробно изучают элементы оперы, оперные жанры, историю развития оперы. В восьмом классе полученные знания закрепляются при целостном анализе «Орфея» Глюка и «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

Ключевые слова: музыка, опера, жанр, драматургия, романтизм, либретто, хор, оркестр, сюжет, ария.

THE STUDY OF THE OPERA K.M. WEBER “FREE SHOOTER”

Karimova Gulchehra Abduvasitovna – free Student (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Читайте также:  Аида - краткое содержание оперы Верди

Abstract: this article describes the rules for studying the genre of opera at the Musical Lyceum named after V. Uspensky using the example of K. Weber’s opera “The Free Arrow “, describes in detail the history of creation and stage destiny, the libretto and original source, the genre, structure and features of drama, the choir and orchestra opera, as well as dismantled the characteristics of the main musical images. At the end of the article views on the opera as the first German romantic opera.

The Study of the opera in course of the music literature – a process complex and labour-consuming. On program, designed and опробированной during row of the years in RSMAL im. Assumotion, with operatic genre учащиеся get acquainted in седьмом class. They in detail study the elements of the opera, operatic genres, history of the development of the opera. In восьмом class got knowledges are bolted under holistic analysis “Orfeya ” Gluk and “Weddings Figaro” Mosart.

Keywords: music, opera, genre, dramaturgy, romanticism, libretto, choir, orchestra, plot, aria.

В девятом классе учащиеся знакомятся с романтической оперой на примере «Волшебного стрелка» Вебера. При изучении оперы используется проблемный тип урока. Перед учащимися ставится основная проблема, которая формулируется в начале урока: «Волшебный стрелок» – первая немецкая романтическая опера. Предварительно актуализируются знания в области оперных жанров и форм. Поэтапный анализ оперы направлен на выявление новаторских оперных принципов Вебера, позволяющих сделать заключение о рождении нового оперного жанра. По

тематическому плану на изучение и частичное прослушивание произведения отводится шесть академических часов.

Педагог подробно рассказывает историю создания и сценическую судьбу оперы, излагает сюжет и сравнивает его с либретто, совместно с учащимися выявляет основную идею произведения, говорит о структуре и драматургии оперы и переходит к анализу. Анализ оперы целесообразно проводить по образным сферам: народно-жанровой, фантастической и лирико-психологической. Подробный разбор отдельных музыкальных номеров должен быть направлен на выявление комплексов музыкально -выразительных средств, характерных для каждой образной сферы оперы, а также новаторских черт оперы. Роль и функции хора и оркестра определяются учащимися после прослушивания и анализа хоров «Победа!», подруг невесты и охотников, увертюры и сцены в Волчьей долине. И, наконец, результатом анализа становятся выводы о новаторстве оперы, которые делаются совместно педагогом и учащимися.

Итоговой ступенью изучения оперы становится эвристическая беседа педагога и учащихся, в ходе которой составляется план-конспект. Для более сильных учащихся план-конспект может послужить канвой будущего ответа, для более слабых он станет основным его содержанием, что тоже вполне приемлемо.

1. История создания. Сценическая судьба. В 1820 году после нескольких лет работы Вебер закончил оперу «Волшебный стрелок». Год спустя в Берлине состоялась ее премьера, которая стала историческим событием: она возвестила рождение немецкой национальной романтической оперы. Премьера прошла с триумфальным успехом, опера быстро обошла всю страну и сделала автора самым популярным композитором Германии. Мелодии из оперы распевались на улицах как народные песни. Судьба оперы и в дальнейшем складывалась очень счастливо. Ее высоко оценили в разных странах Европы как великие композиторы, так и широкий круг слушателей.

2. Либретто и первоисточник. Сюжет был заимствован из «Книги привидений» немецкого писателя-романтика А.Апеля, изложившего старинное народное сказание о «черном охотнике», продавшем душу дьяволу. Вебера привлекли в этом сюжете обрисовка народной жизни, поэзия лесной природы, фантастический элемент.

Либретто составил приятель Вебера Ф. Кинд, сам композитор принимал в этом деятельное участие. Конец либретто изменен по сравнению с литературным первоисточником. Благополучная концовка – это не только дань традициям. Она логична из моральных соображений: добро должно победить зло [1, 284].

3. Жанр. Опираясь на традиционный немецкий (сюжет из жизни народа; разговорные диалоги), Вебер создал в «Волшебном стрелке» новый жанр – немецкую романтическую народно-бытовую сказочную оперу. Основная идея оперы – борьба добра и зла. В сюжете переплетаются реальные и фантастические элементы.

4. Структура и особенности драматургии. Строение оперы симметрично. В основе драматургии лежит принцип контраста: в первом и третьем действиях сосредоточены народно-жанровые музыкальные образы, преобладают силы добра; финал второго действия (середина оперы) – фантастическая сцена в Волчьей долине, где господствуют инфернальные образы, силы зла.

Основная идея оперы непосредственно влияет на ее драматургию. Здесь нет разграничения между областью возвышенного и бытового, как было у классицистов. Явления показываются в их противоречии и диалектическом единстве. Вебер, как и другие романтики, намеренно сталкивает жизненные противоречия, подчеркивая не только их контрастность, но и внутреннюю связь. Этот тип драматургии получил название «драматургии антитез» [2, 37].

В музыке это воплощается через взаимодействие трех образных сфер и связанных с ними комплексов выразительных средств: народно-жанрового, фантастического и лирико-психологического. Мир добра господствует в народно-жанровых образах и

образах центральных персонажей – Агаты, Анхен, Куно, отчасти Макса, мир зла – в демонических образах Самиеля, Каспара, в фантастических эпизодах оперы.

а) народно-жанровая образная сфера воплощена в основном в первом и третьем действиях, в массовых сценах, играющих громадную роль в опере, отчасти в характеристике побочных персонажей (например, образ Анхен передается через жанры полонеза и вальса).

б) фантастическая образная сфера наиболее ярко раскрывается во втором действии, в сцене в Волчьей долине. Кроме финала II д. интонационная сфера фантастики появляется в увертюре, где звучат лейтмотивы Самиеля (вступление), адских сил (ГП), бури (СП). Эти же лейтмотивы проникают в арию Макса (второй и четвертый разделы), звучат в сцене литья пуль, в сцене смерти Каспара (III д.). В интонационную сферу фантастики входит также музыкальный образ Каспара (застольная песня из I д., где происходит взаимопроникновение жанровых и демонических интонаций).

Для фантастической интонационной сферы характерны: угловатая мелодика инструментального или речитативно-декламационного склада, хроматизированные обороты, ходы по уменьшенным интервалам, широкие скачки; преобладание минора, уменьшенные гармонии, диссонансы, хроматизмы, сопоставления далеких тональностей, эллиптические модуляции; синкопированный, пунктирный, «рваный» ритм; преобладание оркестра над вокальной партией; изобразительные приемы, тремоло; низкие регистры (виолончели, контрабасы, фагот, кларнет, литавры).

в) лирико-психологическая интонационная сфера господствует в характеристиках основных действующих лиц – Агаты, Макса. Для этой сферы характерны: романсовый, ариозный типы мелодики; диатоника, преобладание мажора; господство вокальной партии над оркестровой.

5. Характеристика основных музыкальных образов. Персонажи оперы обрисованы ярко и индивидуально. Музыкальные характеристики сосредоточены в сольных законченных номерах, отчасти в ансамблях и сценах, где также сохраняются их индивидуальные черты. Образы, в соответствии с традициями singspiel, показаны в статике. Основные герои – Макс и Агата – представлены в развернутых ариях-характеристиках, где Вебер вырабатывает новый тип оперной формы -драматический монолог, написанный в свободной форме и состоящий из ряда контрастных эпизодов.

Ария Макса содержит пять разделов. Первый (Moderato, Es-dur) и третий (Andante con moto, G-dur) – ариозные, с комплексом выразительных средств лирико-психологической сферы. Второй (c-moll) и четвертый (Allegro con fuoco, c-moll) -речитативные, построенные на демонических темах (лейтмотиве Самиеля и теме адских сил). Пятый, основанный на лейтмотиве Макса, является обобщением и сочетает характерные черты обеих образных сфер (мажорная диатоника, в то же время декламационный тип мелодии и тремоло струнных). В результате перед нами возникает новый музыкальный образ романтического героя – неудовлетворенного, раздираемого противоречиями, находящегося в поисках, сомнениях, глубоко переживающего.

Агата – простая крестьянская девушка, достаточно типичный персонаж оперы singspiel – превращается у Вебера в романтический идеальный образ, воплощение чистоты, нежности, женственности, любви и преданности. Эти качества позволяют ей оставаться довольно пассивной, за нее как бы действуют высшие силы добра и, в конце концов, одерживают решающую победу. Два сольных номера Агаты – ария во втором действии и каватина в третьем взаимодополняют ее музыкальную характеристику.

6. Хор и оркестр. Большое место в опере принадлежит народным сценам. Хоры, марши, танцы выполняют различные функции: фона (марш крестьян и лендлер из I д.; хор подруг невесты из III д.), действенную (хор «Победа!» из I д.; хор охотников из

III д.), средства характеристики (песня Килиана с хором из I д.). Вебер крайне редко прибегает к цитированию фольклорного материала (народная богемская мелодия в марше крестьян), но создает яркий народный колорит другими, более тонкими средствами, используя жанровость (лендлер, марш, полонез, вальс, песню) и характерные для немецкого фольклора музыкально-выразительные средства, формы, способы развития.

Важная роль принадлежит оркестру. Народно-жанровая сфера имеет свой лейттембр (валторны, трубы), рисующий атмосферу леса и охоты. В лирической сфере оркестр играет выразительную роль, углубляя тонкие психологические нюансы образа. Особенно велика его роль в фантастической сфере, где он имеет практически самостоятельное значение. Исключительно оркестровую характеристику получает Самиель. Его жуткий, таинственный демонический образ обрисован в лейтмотиве (тремоло струнных pianissimo, глухие удары литавр, лейтгармония уменьшенного септаккорда, тембры кларнетов и виолончелей в низком регистре). В сцене в Волчьей долине все вокальные партии сводятся к речитативу и декламации, а основное музыкальное содержание находится в оркестре. «Рваный» ритм передает нервно-возбужденное состояние страха и ужаса Каспара в его сцене с Самиелем.

Жемчужиной оркестровой техники и колористики является увертюра. Вебер разработал новый тип увертюры, который прошел практически через весь XIX век. Она построена на темах из оперы и является симфоническим обобщением ее содержания. Увертюра написана в сонатной форме со вступлением и кодой. В ней представлены все три основных образных сферы: народно-жанровая во вступлении (тема леса); фантастическая в лейтмотиве Самиеля (конец вступления), ГП (тема адских сил, c-moll) и СП (тема бури, которая будет звучать в кульминации сцены литья пуль в Волчьей долине); лирико-психологическая в двух темах ПП (лейтмотивы Макса и Агаты, Es-dur). В разработке происходит столкновение всех тем экспозиции, символизируя непримиримую борьбу добра и зла. Реприза значительно сокращена (в ней отсутствует вторая тема ПП) и знаменует победу инфернального начала (тема Макса сливается с темой Самиеля и как бы растворяется в ней). Жутковатая длительная остановка (фермата на паузе) воспринимается как трагический исход борьбы. Но внезапно фейерверком света, гимном радости и ликования вспыхивает тема Агаты у всего оркестра, на fortissimo в C-dur (кода), возвещая окончательную победу добра над злом. Так увертюра в сжатой симфонической форме передает содержание и основную идею оперы.

7. «Волшебный стрелок» – первая немецкая романтическая опера. Ее новаторство заключается в следующем:

а) в основе сюжета лежит чешско-немецкий национальный фольклор; на сцене действуют герои народных преданий с близкими и понятными широкому слушателю чувствами, мыслями и представлениями; вечно актуальна основная идея оперы -борьба добра и зла;

б) широкое развитие и поэтизация народно-жанровых интонаций, что является средством демократизации музыкального языка;

в) большая и многообразная роль хора (три функции);

г) увеличение роли оркестра; новаторство в использовании оркестровых тембров, особенно духовых инструментов, использование лейттембра, звукоизобразительность;

д) увертюра раскрывает симфоническими средствами основную идею оперы и передает драматическое содержание спектакля.

Таким образом, опираясь на достижения отечественной музыкальной классики, а также французского и итальянского оперного искусства, углубляя новые романтические тенденции, Вебер создал национальную немецкую романтическую оперу. Найденные Вебером оперные принципы имели большие перспективы для следующего поколения романтиков, в частности, для великого оперного реформатора Р. Вагнера.

Список литературы /References

1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III, М.: Музыка, 1974.

2. ПлазинскаяМ. Зарубежная музыкальная литература. Т.: Гафур Гулям, 2006.

Ссылка на основную публикацию