Северная повесть – краткое содержание рассказа Паустовского

Краткое содержание произведений Паустовского

Акварельные краски

Берг не понимал значения слова «родина». Он не ощущал привязанности к своему детству, а родной город вспоминался ему, как плохо написанная картина. Читать далее

Бакенщик

Автор приходит на озеро. Здесь он должен встретиться с бакенщиком. Бакенщик человек немолодого возраста. Он умный и мудрый. Бакенщика зовут Семеном. Несмотря на свой пристойный возраст, он не любить сидеть сложа руки. Читать далее

Барсучий нос

Рыбаки остановились на стоянке в лесу возле Безымянного озера. Однажды ночью на запах жарившейся на огне картошки к рыбачьей стоянке приходит барсук. Он аккуратно подбирается к еде Читать далее

Белая радуга

Художника Петрова эвакуировали из Москвы в большой среднеазиатский город, из которого его призвали на фронт на втором году войны. Читать далее

Дело было в Москве в далёком пороховом 1944 году. Моряк, коих много участвовало в Севастопольской кампании находился в кабинете доктора и с нетерпением ждал салюта в честь освобождения города русских моряков. Читать далее

Дремучий медведь

В одной деревне жил да был ребенок по имени Петр. Сирота, одна только бабушка у него и была. А когда он был совсем маленьким, была и сестра, но в осеннюю пору она сильно застудилась и померла Читать далее

Желтый свет

Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе Читать далее

Жильцы старого дома

В старом деревенском доме за Окой живут такие обитатели, как хромоногая такса Фунтик, задиристый кот Степан, разъярённый петух, злая курица, напоминавшая своим видом вывеску из вальтеровских романов, лягушка Читать далее

Заботливый цветок

В рассказе К. Паустовского “Заботливый цветок” рассказчик повествует о своем пребывании в небольшом живописном городе, который не особо отличался от других городов. Читать далее

Заячьи лапы

Мальчик принес к ветеринару больного зайца и попросил осмотреть его. Врач сначала отказывался, но Ваня начал объяснять, что его послал дедушка. Он очень просил вылечить животное. Читать далее

Золотая роза

Эта книга состоит из нескольких рассказов. В первом рассказе главный герой Жан Шамете находится на службе в армии. По удачному стечению обстоятельств ему так и не удаётся узнать настоящей службы. Читать далее

Золотой линь

Наша жизнь, судьба и просто каждое утро должно проходиться с уважением. Ведь без этого никак не быть. А потому иногда бывает трудно что-то делать, когда знаешь, что тебя все равно не уважают, не ценят, и считают смешным до жути. Читать далее

Исаак Левитан

Туманным мартовским днем художник Саврасов сидел за столом. Он выпивал водку из серой рюмки, рядом сидел худющий мальчик, его ученик Левитан. Саврасов говорил ему, что множество людей стесняются своей Родины Читать далее

Квакша

В деревне месяц стояла небывалая жара. Старый рыбак Глеб тщетно пытался найти червей, перекапывая близлежащие огороды. Читать далее

Колотый сахар

Этот необыкновенный рассказ Константин Георгиевич Паустовский написал о широте русской души а так же человеческой доброте. Данное действие происходит в небольшом городке Забайкалья Читать далее

Корзина с еловыми шишками

Основные действия произведения начинаются в осеннем лесу. Композитор по имени Эдвард Григ встречает там восьмилетнюю девчушку, которую зовут Дагни. Читать далее

Кот ворюга

Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным. Читать далее

Мещерская сторона

Произведение является прозаической поэмой, которая повествует о родном крае писателя. Этот край очень дорог сердцу, хоть в нем и нет каких-то несметных богатств. Зато природа его неописуемо красива Читать далее

Повесть о жизни

В повести описаны воспоминания юного мечтателя, увлечённого морем. В ней рассказывается о событиях и людях, каждый из которых повлиял на дальнейшую судьбу юного мореплавателя. Читать далее

Подарок

Автор очень сильно грустил из-за уходящего лета. Тогда мальчик сделал ему подарок – березку. Он думал, что автор посадит ее в собственном доме. Березка должна была вырасти, и радовать автор своей зеленой листвой круглый год. Читать далее

Похождения жука-носорога

Петр Терентьев собирался на войну. От своего сына Степы, в подарок он получил жука, которого тот нашел на огороде. Читать далее

Прощание с летом

Один из ноябрьских пасмурных дней. В конце ноября в деревне становится очень скучно и уныло. Погода по нескольку дней становится невыносимой. Постоянные дожди и сильные ветры превращают каждый день нудным и однообразным. Читать далее

Разливы рек

Поручика Лермонтова сослали на Кавказ. Из-за сильного наводнения, которое образовалось в результате весны, сильно задержало его в пути, и торопиться он не желал. Читать далее

Растрепанный воробей

История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Читать далее

Рождение рассказа

Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд. Читать далее

Сказочник

Автор начинает свое повествование с рассказа о первом своем знакомстве с великим писателем Гансом Христианом Андерсеном. Это произведение – воспоминание из жизни Паустовского, он рассказывает о себе. Читать далее

Скрипучие половицы

Среди высоких сосен на опушке стоял старый дом. Из-за жары, которая шла из леса, дом полностью иссох. Воздух всегда был наполнен прекрасным ароматом цветов. Этот старый дом был целым миром и вдохновением для Чайковского. Читать далее

Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте. Читать далее

Собрание чудес

В рассказе К.Г. Паустовского герой отправляется в путешествие к озеру Боровое вместе с деревенским мальчишкой Ваней, рьяным защитником леса. Путь их лежит через поле и село Полково с удивительно высокими крестьянами Читать далее

Стальное колечко

В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя. Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье Читать далее

Старый повар

Основные действия рассказа происходят на окраине Вены. Здесь стоит ветхий домик, в котором умирает старый повар. Мужчина всю свою жизнь проработал в имении одного богатого аристократа. Читать далее

Телеграмма

Содержание рассказа позволительно передать даже в нескольких предложениях: незамужняя женщина преклонного возраста проживает в дальнем тихом селе, в жилище, сооруженном еще ее родителем, великим живописцем Читать далее

Тёплый хлеб

В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Читать далее

Об авторе

Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ “На воде” написал во время учебы в киевской гимназии.

В своем творчестве Паустовский был романтиком, несмотря на то, что он был человеком с суровым опытом жизни и познавшим тяжелый физический труд. Так, в 1935 году вышло произведение автора “Романтики”. Также, Паустовским был написан роман “Блистающие облака”. Так, герои данных произведений, как и сам писатель, видят жизнь через призму духовности человека. Для писателя характерен отход от суровых будней к прекрасным чувствам, надеждам и мечтаниям.

Наиболее яркими являлись книги, написанные автором в 30-е годы 19 столетия. Тогда писатели отражали в своих творениях попытки человека поставить природу себе на службу. Тогда Паустовский написал книгу “Кара-Богаз”, в которой смешал историю с естественными науками, прошлое с настоящим и будущим.

В 1937-1938 годах автор создает повести о поэтах и художниках. Такими произведениями стали “Орест Кипренский”, “Тарас Шевченко”, “Маршал Блюхер”, “Исаак Левитан”.

Спустя некоторое время писатель в своем творчестве перешел от покорения природы к преобразованию человеческой души. Любой уход от гуманности Паустовский считает как нарушение общечеловеческих норм. Например, в рассказе “Телеграмма” писатель описывает прелестную природу среднерусского края. Также, хвалит любимую землю автор и в произведениях “Летние дни”, “Кордон 273” и “Дождливый рассвет”.

Последней ступенью творчества Паустовского является созданная шеститомная “Повесть о жизни”. В ней он описывает жизнь людей, с которыми был знаком., а также события, встречи и наблюдения своей жизни.

В 50-х годах Паустовский выпустил сборник-альманах “Тарусские страницы”, в котором разместил стихи М. Цветаевой, также повесть Б. Окуджавы “Будь здоров, школяр”.

Проанализировав творчество Паустовского, можно сказать, что в своих произведениях он был романтиком, уходил от суровости жизни, от проявлений жестокости и лишений. Его романтичность приподнималась над действительностью.

Северная повесть – краткое содержание рассказа Паустовского

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 088
  • КНИГИ 592 382
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 739

Ботнический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи. Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег. Залив угрюмо блестел по ночам, как черное стекло, и отражал звезды.

Офицеры Камчатского полка, греясь у трескучих каминов, вспоминали стихи Евгения Баратынского о том, как «чудный хлад сковал Ботнические воды». Многие еще помнили Баратынского. Изредка они рассказывали о молчаливом поэте, тяготившемся службой в пехотном полку в крепости Кюмель, о печальном «певце Финляндии», и завидовали его спокойной славе.

Камчатский полк стоял в то время на Аландских островах, в городке Мариегамне.

Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей. Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности маленького северного архипелага, жили знаменитые корабельные мастера. Они строго хранили и передавали старшим сыновьям законы своего искусства. Равнодушно закусив трубки, они смотрели на дым от первых «пироскафов», грязнивших чистые морские горизонты: «Все равно пар никогда не справится с океаном».

Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. Приводили их шведские шкипера – неразговорчивые и честные люди.

Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. Офицеры Камчатского полка, выбегая во двор проветриться от винного и табачного чада во время пирушек, видели перед собой темные кузова кораблей, желтые фонари на смерзшихся частях и слышали шум ветра в толстых реях.

К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. Их перестали замечать. Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в черную мглу.

Время было неясное и неспокойное. Кончался январь 1826 года. Недавно пришли известия из Петербурга о декабрьском восстании и сражении на Сенатской площади.

Командир Камчатского полка Киселев, бывший забулдыга гусар, переведенный в пехоту за дуэли и нечистую карточную игру, приказал выставить по островам караулы. Мера эта казалась офицерам излишней. Они посмеивались над ней, но никто не решался возразить командиру.

Киселев был человек самомнительный и не терпел своеволия. Он участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан саблей. «Для меня еще не отлита пуля», – говорил он хвастливо.

Передавали, что в 1814 году, после занятия Парижа, он сидел как-то в одном парижском кабачке. Вошли пятеро французов. Они потребовали пять пустых стаканов и одну бутылку шам-панского. Киселев тотчас приказал подать себе один пустой стакан и пять бутылок шампанского, выпил все бутылки до дна и твердо вышел из кабачка под громкие рукоплескания пьяных посетителей.

О Киселеве офицеры Камчатского полка сложили эпиграмму:

Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек твердых жизненных правил, службист и любитель музыки.

Мерк заставлял полковой оркестр играть на плацу по нескольку часов во время жестоких морозов. Кровь текла у музыкантов по лопнувшим, обожженным холодной медью губам. Слюна примерзала к трубам. Седой морозный дым висел над ревущими тромбонами.

Когда оркестр, сыграв полковой марш, затихал, Мерк выходил на крыльцо в накинутой на плечи шинели и кричал заикаясь:

– Слышу скрип сапог! Грязно играете, братцы! Повторяйте марш, пока не будет ни единого лишнего звука.

Солдаты коченели от холода и играли. Они переминались с ноги на ногу очень тихо, чтобы Мерк не услышал скрипа сапог, но у заики был очень тонкий слух, и обмануть его не удавалось. Почти у всех музыкантов были обморожены ноги.

Мерк считал себя человеком прямым, правдивым. В полку его недолюбливали и боялись. Он говорил офицерам: «Вы, сударь, не умеете прилично есть рыбу – это срам», «Отучитесь наконец, поручик, трясти ногой под столом».

Читайте также:  Стекольный мастер - краткое содержание рассказа Паустовского

Финляндия была покорена недавно. Еще у всех в памяти был знаменитый переход русской армии по льду замерзшего Ботнического залива к берегам Швеции. Славу этого похода не могли затмить даже недавние победы над французами.

Гарнизонная служба в Финляндии считалась очень тяжелой. Ее приходилось нести среди сурового и молчаливого народа. Особенно трудна была служба в Камчатском полку, расквартированном на Аландских островах. Летом из Петербурга и Гельсингфорса еще приходили на острова корабли, зимой же единственная дорога на берег лежала по жгучим льдам. Но чаще всего залив замерзал только около берегов, и тогда на острова нельзя было попасть ни на корабле, ни на лошадях.

В Камчатский полк ссылали провинившихся офицеров. Среди них был прапорщик Бестужев, недавно произведенный в офицеры из солдат.

Бестужев попался на улице в Петербурге великому князю Михаилу Павловичу в меховой шапке вместо офицерского кивера. Был ветреный, холодный вечер. Бестужев страдал после ранения в висок под Бородином сильной мигренью и надел шапку, чтобы не простудить голову. Великий князь сорвал с Бестужева шапку и хотел бросить ее на землю. Бестужев вырвал шапку из рук князя, надел ее и пошел своей дорогой, не оборачиваясь на грозные приказы остановиться.

На допросе Бестужев сказал:

– Честь свою я почитаю выше присяги.

Об этом доложили императору Александру. Тотчас последовал приказ о разжаловании поручика Бестужева в солдаты и отправке его в Камчатский каторжный полк.

Солдат Семен Тихонов стоял в карауле около маяка Эрасгрунд. Низенький каменный маяк был построен на островке против Мариегамна. На караул нужно было ходить через узкий замерзший пролив.

На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. Весь день он что-то сердито бормотал, жевал сухими желтыми губами и искоса поглядывал на заиндевелого солдата в башлыке, заходившего в сторожку греть красные большие руки.

– Ты не бранись, дед! – кричал Тихонов простуженным голосом. – Будто я по своей воле тут топчусь, холоду напускаю. Царская служба, она, дед, не житье, а каторга. Понял?

Дед молчал. Тихонов садился на корточки около печки. Его замерзшая шинель стучала по полу, как деревянная.

– Эх, беда, беда! – говорил, сокрушаясь, Тихонов и затирал сапогами лужи, натекавшие с шинели на чистый кирпичный пол.

Швед кивал головой.

– Понимаешь, значит? – спрашивал Тихонов. – Да и как не понять, когда мы люди простые, с малолетства к работе приучены. Ты сторожишь, и я сторожу. Только чего я сторожу – об том один Господь Бог ведает да его высокородие полковник Киселев.

– О-о-о! – говорил швед.

– Вот то-то что «о-о-о»! – сердито отвечал Тихонов. – Злодейский командир наш Киселев. Один во всем полку стоящий человек – прапорщик Бестужев, мой полуротный командир, а твой постоялец.

Бестужев снимал комнату в Мариегамне у маячного сторожа. Старик все дни проводил на маяке. В Мариегамн он возвращался только по воскресным дням. Прислуживали прапорщику жена старика, седая старушка, и дочь Анна – темноволосая застенчивая девушка, бегавшая на лыжах как мальчик.

Константин Паустовский – Северная повесть

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Северная повесть”

Описание и краткое содержание “Северная повесть” читать бесплатно онлайн.

Ботнический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи. Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег. Залив угрюмо блестел по ночам, как черное стекло, и отражал звезды.

Офицеры Камчатского полка, греясь у трескучих каминов, вспоминали стихи Евгения Баратынского о том, как «чудный хлад сковал Ботнические воды». Многие еще помнили Баратынского. Изредка они рассказывали о молчаливом поэте, тяготившемся службой в пехотном полку в крепости Кюмель, о печальном «певце Финляндии», и завидовали его спокойной славе.

Камчатский полк стоял в то время на Аландских островах, в городке Мариегамне.

Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей. Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности маленького северного архипелага, жили знаменитые корабельные мастера. Они строго хранили и передавали старшим сыновьям законы своего искусства. Равнодушно закусив трубки, они смотрели на дым от первых «пироскафов», грязнивших чистые морские горизонты: «Все равно пар никогда не справится с океаном».

Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. Приводили их шведские шкипера – неразговорчивые и честные люди.

Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. Офицеры Камчатского полка, выбегая во двор проветриться от винного и табачного чада во время пирушек, видели перед собой темные кузова кораблей, желтые фонари на смерзшихся частях и слышали шум ветра в толстых реях.

К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. Их перестали замечать. Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в черную мглу.

Время было неясное и неспокойное. Кончался январь 1826 года. Недавно пришли известия из Петербурга о декабрьском восстании и сражении на Сенатской площади.

Командир Камчатского полка Киселев, бывший забулдыга гусар, переведенный в пехоту за дуэли и нечистую карточную игру, приказал выставить по островам караулы. Мера эта казалась офицерам излишней. Они посмеивались над ней, но никто не решался возразить командиру.

Киселев был человек самомнительный и не терпел своеволия. Он участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан саблей. «Для меня еще не отлита пуля», – говорил он хвастливо.

Передавали, что в 1814 году, после занятия Парижа, он сидел как-то в одном парижском кабачке. Вошли пятеро французов. Они потребовали пять пустых стаканов и одну бутылку шам-панского. Киселев тотчас приказал подать себе один пустой стакан и пять бутылок шампанского, выпил все бутылки до дна и твердо вышел из кабачка под громкие рукоплескания пьяных посетителей.

О Киселеве офицеры Камчатского полка сложили эпиграмму:

Поля сражения для труса безопасны,
Он, славу бранную переменив на ром,
Громит врага за ломберным столом
Отменно и всечасно.

Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек твердых жизненных правил, службист и любитель музыки.

Мерк заставлял полковой оркестр играть на плацу по нескольку часов во время жестоких морозов. Кровь текла у музыкантов по лопнувшим, обожженным холодной медью губам. Слюна примерзала к трубам. Седой морозный дым висел над ревущими тромбонами.

Когда оркестр, сыграв полковой марш, затихал, Мерк выходил на крыльцо в накинутой на плечи шинели и кричал заикаясь:

– Слышу скрип сапог! Грязно играете, братцы! Повторяйте марш, пока не будет ни единого лишнего звука.

Солдаты коченели от холода и играли. Они переминались с ноги на ногу очень тихо, чтобы Мерк не услышал скрипа сапог, но у заики был очень тонкий слух, и обмануть его не удавалось. Почти у всех музыкантов были обморожены ноги.

Мерк считал себя человеком прямым, правдивым. В полку его недолюбливали и боялись. Он говорил офицерам: «Вы, сударь, не умеете прилично есть рыбу – это срам», «Отучитесь наконец, поручик, трясти ногой под столом».

Финляндия была покорена недавно. Еще у всех в памяти был знаменитый переход русской армии по льду замерзшего Ботнического залива к берегам Швеции. Славу этого похода не могли затмить даже недавние победы над французами.

Гарнизонная служба в Финляндии считалась очень тяжелой. Ее приходилось нести среди сурового и молчаливого народа. Особенно трудна была служба в Камчатском полку, расквартированном на Аландских островах. Летом из Петербурга и Гельсингфорса еще приходили на острова корабли, зимой же единственная дорога на берег лежала по жгучим льдам. Но чаще всего залив замерзал только около берегов, и тогда на острова нельзя было попасть ни на корабле, ни на лошадях.

В Камчатский полк ссылали провинившихся офицеров. Среди них был прапорщик Бестужев, недавно произведенный в офицеры из солдат.

Бестужев попался на улице в Петербурге великому князю Михаилу Павловичу в меховой шапке вместо офицерского кивера. Был ветреный, холодный вечер. Бестужев страдал после ранения в висок под Бородином сильной мигренью и надел шапку, чтобы не простудить голову. Великий князь сорвал с Бестужева шапку и хотел бросить ее на землю. Бестужев вырвал шапку из рук князя, надел ее и пошел своей дорогой, не оборачиваясь на грозные приказы остановиться.

На допросе Бестужев сказал:

– Честь свою я почитаю выше присяги.

Об этом доложили императору Александру. Тотчас последовал приказ о разжаловании поручика Бестужева в солдаты и отправке его в Камчатский каторжный полк.

Солдат Семен Тихонов стоял в карауле около маяка Эрасгрунд. Низенький каменный маяк был построен на островке против Мариегамна. На караул нужно было ходить через узкий замерзший пролив.

На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. Весь день он что-то сердито бормотал, жевал сухими желтыми губами и искоса поглядывал на заиндевелого солдата в башлыке, заходившего в сторожку греть красные большие руки.

– Ты не бранись, дед! – кричал Тихонов простуженным голосом. – Будто я по своей воле тут топчусь, холоду напускаю. Царская служба, она, дед, не житье, а каторга. Понял?

Дед молчал. Тихонов садился на корточки около печки. Его замерзшая шинель стучала по полу, как деревянная.

– Эх, беда, беда! – говорил, сокрушаясь, Тихонов и затирал сапогами лужи, натекавшие с шинели на чистый кирпичный пол.

Швед кивал головой.

– Понимаешь, значит? – спрашивал Тихонов. – Да и как не понять, когда мы люди простые, с малолетства к работе приучены. Ты сторожишь, и я сторожу. Только чего я сторожу – об том один Господь Бог ведает да его высокородие полковник Киселев.

– О-о-о! – говорил швед.

– Вот то-то что «о-о-о»! – сердито отвечал Тихонов. – Злодейский командир наш Киселев. Один во всем полку стоящий человек – прапорщик Бестужев, мой полуротный командир, а твой постоялец.

Бестужев снимал комнату в Мариегамне у маячного сторожа. Старик все дни проводил на маяке. В Мариегамн он возвращался только по воскресным дням. Прислуживали прапорщику жена старика, седая старушка, и дочь Анна – темноволосая застенчивая девушка, бегавшая на лыжах как мальчик.

Анна недавно кончила школу в Стокгольме, а теперь жила у родителей, помогала матери и все вечера напролет читала.

– Бестужев… – прошамкал старик, улыбнулся и похлопал Тихонова по шинели, вздувшейся горбом на спине. – О-о-о! Бестужев!

– Верно, лед, – сказал Тихонов и с удовольствием вытер лицо шершавой ладонью. – Ничего не скажешь, наш полуротный – душа человек!

Тихонов выкурил трубку крепкого табаку и, гремя ружьем и тесаком, вышел из сторожки. Он захлопнул дубовую черную дверь, зажмурился от колючего снега, ударившего в глаза, и перекрестился.

– Ну и морок, упаси Господи!

Тяжелая январская ночь стояла вплотную около тускло освещенных окон сторожки. Маяк не горел: зимой он был не нужен.

Тихонов ходил по берегу с ружьем на плече, часто останавливался и стоя дремал.

Изредка в заливе лопался от мороза лед. Унылый гул долго катился к берегам. Тихонов встряхивал головой, чтобы прогнать сон, ругался и хрипло кричал:

Кричал он по привычке. Вблизи часовых не было, и никто на его крик не отзывался. Только старый швед в сторожке каждый раз после этого крика медленно вставал, поправлял дрова в печке, возвращался к столу и продолжал читать толстую желтую Библию.

Северная повесть

Содержание

Первая часть [ ред. ]

Гарнизонная служба в недавно покорённой Финляндии считалась очень тяжёлой, особенно на Аландских островах. В Камчатский полк ссылали провинившихся офицеров. Среди них был прапорщик Бестужев, недавно переведённый в офицеры из солдат. Время было неясное и тревожное. Кончался январь 1826 года. Недавно пришли известия из Петербурга о декабрьском восстании на Сенатской площади. Командир Камчатского полка, Кисилёв, жестокий человек, гусар, переведёный в пехоту за дуэли и нечистую карточную игру, приказал выставить по островам караулы.

Бестужев снимал комнату у старика, сторожа маяка. Прислуживали Бестужеву жена старика, седая старушка, и дочь Анна – застенчивая темноволосая девушка, отлично бегавшая на лыжах.

Читайте также:  Краткое содержание Паустовский Стальное колечко

Солдат Семён Тихонов стоял в карауле около маяка, когда на него вышли раненный в руку офицер и матрос, идущие из Петербурга в Швецию после разгрома восстания на Сенатской площади. Тихонов провёл их в сторожку. Здесь их арестовал командир полка Кисилёв, проверявший по ночам караулы. За то, что Тихонов прозевал беглецов, он приказал дать ему триста шпицрутенов.

Бестужев был на офицерской пирушке, когда к нему пришла Анна и рассказала об аресте мятежников. Бестужев объявил, что Анна – его невеста. В зал после обхода караулов вошёл Кисилёв. Он увидел Анну, стоящую рядом с Бестужевым, и оскорбил её. Бестужев ударил Кисилёва по лицу. Через день была назначена дуэль.

Бестужев навестил в полковом лазарете солдата Семёна Тихонова, умирающего от потери крови после истязания шпицрутенами. Он обещал написать жене Тихонова. За несколько часов до дуэли Бестужев написал письмо Анне. Он просил прощения за то, что не сообщил о предстоящей дуэли, о своей любви к ней, о плане побега мятежников вместе с сочувствующими им офицером, полковым лекарем и моряками. Он просил Анну помочь беглецам, если будет убит или тяжело ранен на дуэли.

Кисилёв убил Бестужева. Его похоронили в одной могиле с Тихоновым. Мятежникам и их местным сообщникам удалось бежать на французском корабле.

Вторая часть [ ред. ]

Штурман Александр Щедрин окончил морское училище, и в конце 1916 года, во время германской войны был отправлен на Аландские острова. У Щедриных было семейное предание: дед Александра, Николай Щедрин, участвовал в восстании декабристов, был ранен в руку и бежал после восстания за границу.

На Аландах Александр Щедрин заболел воспалением лёгких. Доктор запретил ему возвращаться на корабль. По его совету Щедрин снял комнату у рыбака Петера Якобсена.

У Якобсена была была дочь Мария трёх лет, но жила она не у родителей, а у доктора. Бездетные доктор и его жена воспитывали девочку и собирались дать ей хорошее образование.

Однажды Щедрин пошёл н кладбище. Около одного из валунов он увидел жену Петера Марту. Год назад у Марты умер четырёхлетний сын. На одной из могил Щедрин заметил надпись на шведском языке, но он всё же понял, что здесь похоронена женщина двадцати четырёх лет, Анна-Христина Якобсен, умершая в 1827 году. Марта сказала, что Анна – бабушка Петера. Она показала могилу Павла Бестужева. Александр Щедрин объяснил Марте, что здесь лежат люди, спасшие от смерти его деда. Доктор подтвердил, что Александр – внук декабриста, спасённого двумя русскими – солдатом и офицером, и показал портрет Анны.

Через восемь месяцев после смерти Бестужева у Анны родился от него сын, отец Петера. Анна вскоре умерла. Она долго болела и считалась немного помешанной.

Петер и Марта подарили Александру Щедрину семейные реликвии – письмо Бестужева Анне, её портрет и книгу Баратынского «Эда», принадлежавшую Бестужеву.

Третья часть [ ред. ]

Художник Алексей Тихонов жил в Петергофе. Он часто заходил в Ботанический сад. В стволах деревьев, в разнообразии ветвей и листьев он находил формы и краски, помогавшие ему работать над своими картинами.

24 июня ленинградский совет решил устроить большой народный праздник в связи с открытием академий, готовящих мастеров архитектуры, скульптуры, живописи и гравюры, художественной обработки камня, дерева и металла, фарфорового и гранильного дела.

К празднику Ленинград был разделён на районы. В каждом районе убранство зданий и улиц было поручено художнику и архитектору. Тихонову достался Петергоф. Сюда должны были прибыть из Кронштадта команды военных кораблей. Во дворце решено было устроить встречу двух поколений моряков.

Краснодеревщик Никанор Ильич, обучавший Алексея Тихонова своему ремеслу, попросил сообщить заказчику Щедрину, преподавателю метеорологии и астрономии в Морской академии, что работа для него – крышка от рояля – готова. В маленьком доме с садом, где жил Щедрин, Тихонов увидел прекрасный портрет молодой женщины, похожей на незнакомку, которую он недавно встретил на пристани.

Щедрин, высокий седой моряк, сказал, что это портрет Анны Якобсон, жены офицера Павла Бестужева, убитого на дуэли, которая сошла с ума. В разговоре выяснилось, что прадед Алексея Тихонова похоронен в одной могиле с Павлом Бестужевым. Оба они были убиты в один день. Их связала общая судьба. Щедрин сказал, что недавно приехала с Аландских островов его родственница Мари, правнучка Анны Якобсон.

В день праздника во дворце Петергофа собрались моряки. Пришли Щедрин с Мари, его друзья, близкие Алексея Тихонова. Вместо праздничной речи, Щедрин зачитал несколько строк из письма Бестужева Анне: “Наши мучения и гибель ударят по сердцам с томительной силой. Не забывайте нас, счастливцы!”.

Краткое содержание «Золотой розы» К. Паустовского

Повесть «Золотая роза» К. Паустовского, краткое содержание которой представлено в этой статье, считается особенным произведением, олицетворяющим любовь писателя к природе. Сам автор назвал это произведение важным, особенно для начинающих писателей, ведь здесь он поделился своими мыслями и переживаниями. Перед тем, как читать краткое содержание повести по главам, рекомендуем ознакомиться с его тезисным пересказом.

Пересказ тезисно

Произведение К. Паустовского «Золотая роза» включает в себя несколько рассказов. Повествование начинается с истории про военнослужащего Жана Шамете. По случаю болезни ему не удается подолгу пребывать в армии, поэтому Жан уезжает домой. Его просят о небольшом одолжении — провести маленькую дочь бывшего начальника. На обратном пути попутчики молчат. Чтобы развеять молчание девочки, Жан рассказывает ей истории из своей жизни.

Его повествование началось с легенды о золотой розе. Согласно поверьям, того, кто обладает такой розой, принято считать большим счастливчиком. Но для действия цветка его необходимо подарить любимой девушке. При попытке продать золотую розу человека ждут несчастья. Жан поведал, что лишь единожды видел этот цветок — в доме у одной бедной рыбачки. Женщина со временем стала счастливой, а ее жизнь кардинально изменилась.

На родине уставший от одиночества Жан решает сделать такую же розу. На эту мысль его натолкнула встреча с Сюзанной – девушкой, в которую он был уже давно влюблен. Та не ответила ему взаимностью и уехала прочь. Мужчина умирает, но все же счастье живет в его душе. Далее автор повествует о своих размышлениях, о писательском труде, встречах с разными людьми и личных наблюдениях.

Краткое содержание по главам

Ниже представлено общий пересказ произведения Паустовского «Золотая роза» по главам.

Одно из изданий замечательной книги

Драгоценная пыль
Жан Шамет служит во французском взводе. Внезапно он серьезно заболевает, и его отправляют в родные края. Командир поручает солдату проводить его восьмилетнюю дочь. Жан соглашается. В дороге попутчики едут молча, тишина нарушается лишь рассказом солдата о золотой розе, которая является символом счастья и благополучия.

На родине Жан встречает свою бывшую любовь — девушку по имени Сюзанна. Она рассказывает о своей ссоре с молодым человеком и селится в доме у Жана. Через неделю она снова сходится со своим возлюбленным и покидает солдата. Он не хочет так просто расставаться с Сюзанной и решает сделать для нее золотую розу. Однако девушка вскоре уезжает в Америку. Жан окончательно теряет здоровье и лежит в постели, в гости к нему приходит только ювелир, который делал ту самую розу. Спустя некоторое время солдат умирает. После его смерти мастер продает розу, рассказывая покупателю о трогательной истории Жана Шамета.

Надпись на валуне
В этой части мы знакомимся с образом самого автора. Он проживает в небольшом доме на берегу моря. Недалеко от этого места находится каменный валун с философской надписью. Писатель видит это послание эпиграфом к своему произведению об авторских возможностях. Писательство — это дар. Авторы пытаются передать в строках все свои мысли и переживания. Они могут стать настоящим героями, вынеся все народные испытания. В качестве примера автор приводит жизнь и творческий путь Эдуарда Деккера и Ван-Гога.

Цветы из стружек
Настоящий дар для человека — возможность воспринимать жизнь поэтически. Люди, способные сохранить эту особенность, со временем становятся величайшими писателями. В свои ранние годы сам Паустовский увлекается поэзией, однако со временем понимая – это лишь цветы из раскрашенных стружек. Так он погружается в написание своей первой повести.

Первый рассказ
Йоська встречает красивую девушку, которую зовут Христя. Он понимает, что любит ее. Это любовь, на счастье, оказывается взаимной. Окружающих начинает заботить брак еврея и православной женщины, что приводит к сильной ссоре Йоськи со священнослужителем. За нелицеприятные высказывания парня отправляют в тюрьму. Христя не может справиться со сложностями и покидает этот мир. Йоська выходит из мест заключения и сходит с ума.

Паустовский пишет свою повесть, находясь в Киеве. Перечитав ее, он понимает, что не смог до конца передать преданность бедной девушки. Писатель осознает, что его собственный опыт и познания о жизни ничтожно малы. Он оставляет рассказ и путешествует по стране на протяжении долгих лет, чтобы общаться и узнавать разных людей.

Молния
Замысел истории — это настоящая молния. Она приходит после осмысления некоторых события, переоценки ценностей. Чтобы замысел появился, необходим настоящий толчок в сознании. Постепенное появление идеи — это ливень.

Вдохновение — это душевный подъем, осознание собственных творческих возможностей.

Бунт героев
План повествования имеют практически все творческие личности. Без него могут творить лишь те, кто обладает особенным даром. Однако чаще всего все герои протестуют против установленного плана. Еще Толстой говорил, что его персонажи ведут себя так, как им заблагорассудится, живя собственной жизнью.

История одной повести. Девонский известняк
Автор снимает жилье у какой-то семьи, временно пребывая в пределах центральной России. У отца семейства две дочери. Одну из них, Анфису, автор как-то раз видит близ озера с парнем. Оказывается, девушка влюблена в мальчика, который болен туберкулезом. Не выдержав жизненных испытаний, она накладывает на себя руки.

Со временем Паустовский переезжает жить к врачу М. Шацкой, где начинает тесно общаться с ее братом, который сошел с ума, находясь в плену. Писатель находит его интересным собеседником. Именно в доме Шацких у него появляются идеи для произведения.

Изучение географических карт
Пребывая в Москве, автор постоянно изучает карту Каспийского моря, представляя, как проплывает вдоль берегов. Однако отец Паустовского надсмехается над его мечтаниями — они кажутся ему провальными. Писатель все же остается непреклонным, ведь именно представления о разных местах помогают ему глубже погрузиться в действительность.

Зарубки на сердце
Новый день оставляет в душе Паустовского особые «зарубки». Работая над одним из своих произведений, автор привязывается к нынешнему дому, в котором проживает старая женщина — Катерина Ивановна. Она часто рассказывает автору о своей тоске и одиночестве. Через время старушка начинает сильно болеть и практически не встает с кровати. Писатель вызывает ее дочь из другого города, но слишком поздно. Катерина Ивановна умирает. Автор размышляет о жизни разных людей, тонкостях родного языка.

Алмазный язык. Родник в мелколесье
Особые просторы своего языка могут увидеть только те, кто с теплотой и уважением относится к своему народу. Автор размышляет, как много в русском языке бесценных слов и определений, которые помогают описать все вещи и события, происходящие в мире.

Автор считает, что вдохновителем языка является сам русский народ. Он рассуждает о лексике, повествует о родстве некоторых слов.

Язык и природа
Летняя пора, которую писатель провел в лесной тиши, стала для него периодом открытий. Там он познакомился со многими словами, которые были для него когда-то далекими. Особенно его поразили «дождевые» слова. Оказывается, у нас для каждого вида дождя имеется свое определение. Например, спорый идет напористо. Грибной — аккуратно сыплется из хмурых туч, после чего появляются грибы.

Груды цветов и травы
В один из дней писатель ловит рыбу. Он садится на самый берег водоема, близ густых зарослей. Недалеко от него бегают дети, они срывают различные растения. Одна из пробегавших девочек поражает писателя знанием нескольких десятков названий трав. Немного позже автор узнает, что ее бабушка является лучше в районе травницей.

Словари
В этой главе Паустовский делится своей мечтой. Он хочет, чтобы в новых толковых словарях были обозначения различных природных явлений, местных и профессиональных диалектов, канцеляризмов и мусорных слов, которые употреблять в своей речи не стоит. Однако для создания таких словарей потребуется усердная работа многих людей. Ведь Россия богата местечковыми наречиями, профессиональной терминологией, разговорными и просторечными выражениями.

Случай в магазине Альшванга
Автор служит секретарем в одной одесской газете. Ранее на этом месте находился магазин «Альшванг и компания». Однажды утром в редакцию приходит А. Соболь, который решает поделиться своим новым творением. После прочтения в нем находят недочеты, но никто не хочет оповестить об этом автора. Корректор поправляет написанное, расставляя недостающие знаки препинания. Мужчина благодарен за проделанную работу.

Читайте также:  Краткое содержание Паустовский Дремучий медведь

Как будто пустяки
Паустовский вдохновляется творчеством Стендаля. Автор уверяет читателя, что чаще всего именно незначительные факторы влияют на работу писателей. Например, Пушкину легче и интереснее всего было писать в осеннее время. Гайдар сочинял некоторые фразы, фиксируя их в записной книжке, а после доделывая. Ведется рассуждение о трудах великих писателей.

Старик в станционном буфете
Автор повествует о нищем старике, у которого не было возможности накормить своего любимого пса. Однажды он посетил местный буфет, где работяги распивали пиво. Собака, увидев колбасу, начала лаять, как бы выпрашивая угощение. Посетители кинули мясо псу, попутно оскорбив его хозяина. На это пожилой мужчина запрещает питомцу подбирать подачку и на последнюю мелочь приобретает для него бутерброд. Продавец не скупится и дает старику два бутерброда.

Паустовский дискутирует на тему отсутствия подробностей в современном творчестве писателей. Он считает, что нельзя опускать главные моменты, необходимо описывать жизнь героев максимально подробно. Это поможет читателям получить правильное представление о персонажах.

Белая ночь
В данной главе повествование заходит о Горьком, который думает о том, как напечатать несколько рассказов об истории различных фабрик и заводов. Паустовский посещает старый завод в городе Петрозаводск. Там в его архивах и библиотеках автор находит много полезной информации, однако не может собрать ее воедино. Он решает покинуть Петрозаводск. Но перед отъездом он посещает местное кладбище и ходит могилу французского солдата, который был в плену и работал на петрозаводской фабрике. Картинка восстанавливается. Чуть позже появляется произведение «Судьба Шарля Лонсевиля».

Животворящее начало
Автор высказывает мысль о том, что именно воображение помогает создавать людям образы, заполняя внутреннюю пустоту. Оно основывается на памяти человека. А память, в свою очередь, на реальной действительности. Способность постоянно представлять картинки и создавать образы говорит о богатом внутреннем мире человека.

Ночной дилижанс
Паустовский желает создать рассказ о силе человеческого воображения. Однако вскоре он повествует об одной любопытной поездке в ночном дилижансе. Писатель Андерсен едет в Верону ночным рейсом. Там он знакомится со своей попутчицей — женщиной в темном одеянии. Во время поездки Андерсен предлагает выключить свет. Он любит темноту, ведь именно она позволяет ему придумывать образы и картинки в своей голове.

Через какое-то время молодой человек окунается в действительность. Он видит, что дилижанс стоит на месте, а рядом с ним торгуются женщины, у которых не хватает денег для проезда. Андерсен доплачивает за них. Девушки интересуются, как же зовут их спасителя. Они подходят к нему и начинают общаться. Молодой человек предсказывает дамам светлое будущее. В знак благодарности те целуют его. По приезде в Верону одна из женщин приглашает Андерсена к себе домой, обещая обрести любовь и счастье.

Давно задуманная книга

Автор решает издавать короткие биографии известных и давно забытых людей. В своем творении он хочет упомянуть директора краеведческого музея, которого считал преданным своему делу человеком. Далее автор рассказывает о некоторых известных писателях.

Чехов
Автор называет произведения Чехова поучительными. Он ставит Антона Павловича в пример, ведь в течение всей своей жизни он пытался вытеснить из себя раба. Чувствуется, как Паустовский любит дом Чехова на Аутке, храня его частичку в своем сердце.

Александр Блок
Блок — это вечные озарения. В ранних его стихах можно найти одну поучительную строчку: «Весна моей мечты далекой». Она напоминает о туманности юных лет и способствует последующему озарению.

Ги де Мопассан
Судьба французского писателя Мопассана стремительна и насыщенна. Всю свою жизнь он олицетворял зло. А к ее концу прославлял любовные и радостные чувства. В последний день своего жизненного пути Мопассану казалось, что его мозг был отравлен ядом. Он искренне сожалел о том, что отвергал светлые чувства в своей бушующей юности.

Максим Горький
Для автора Горький был олицетворением всей России. Невозможно вообразить российскую реальность без его таланта. Он досконально знал менталитет русских людей, каждый уголок страны. По мнению автора, он определил развитие целой эпохи. От таких людей можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго
Автор называет Гюго неистовой и бурной личностью. Он любил свободу и являлся ее рыцарем. Виктор Гюго привил многим литературным деятелям любовь к Парижу. За это ему стоит быть благодарным.

Михаил Пришвин
Михаил Пришвин был рожден в старом русском городке Ельце, который был окружен живописной и загадочной природой. Ее красоты и лежат в основе многих произведений этого автора. Он завораживает читателя и покоряет его своим непомерным обаянием.

Александр Грин
Паустовский поражается биографией Грина. Полжизни он бродяжничал, но при этом сумел сохранить дар чистого воображения и любви к жизни. Автор называет Грина замечательным человеком.

Эдуард Багрицкий
Писатель утверждает, что Багрицкий всю жизнь любил сочинять о себе различные факты. При чтении его биографии сложно догадаться, где правда, а где ложь. Однако это не отменяет того факта, что Эдуард Багрицкий был отменным поэтом, который ушел из жизни непростительно рано.

Искусство видеть мир
Знание многих областей искусства делает писателей внутренне обогащенными. Живопись дает возможность увидеть краски мира. Архитектура не дает автору составить тяжелую композицию. Русский язык обогащает именно поэзия.

В кузове грузовой машины
В 1941 году писатель скрывается от немецких захватчиков. Он едет в грузовике. Попутчик спрашивает его о мыслях. Автор отвечает, что в самые трудные моменты думает о русской природе. Он считает, что именно она помогает человеку найти себя и обрети любовь.

Напутствие самому себе
Писатель заканчивает книгу о своем сложном творческом пути. Однако понимает, что этот рассказ еще не закончен. Паустовский считает, что существует немало тем, которые нужно обсудить со своими читателями.

В чем авторская идея

Автор хотел показать тяжесть писательского труда. Личные наблюдения, неожиданные встречи, частые переезды — все это составляет основу творческой деятельности писателей. Золотая роза из пыли — это всего лишь метафора. Она означает, что успех, любовь и жизненное счастье приходят в жизнь каждого человека постепенно.

Повесть заставляет задуматься о человеческом счастье, о жизни простых людей.

Константин Паустовский – Северная повесть

Константин Паустовский – Северная повесть краткое содержание

Северная повесть – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Ботнический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи. Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег. Залив угрюмо блестел по ночам, как черное стекло, и отражал звезды.

Офицеры Камчатского полка, греясь у трескучих каминов, вспоминали стихи Евгения Баратынского о том, как «чудный хлад сковал Ботнические воды». Многие еще помнили Баратынского. Изредка они рассказывали о молчаливом поэте, тяготившемся службой в пехотном полку в крепости Кюмель, о печальном «певце Финляндии», и завидовали его спокойной славе.

Камчатский полк стоял в то время на Аландских островах, в городке Мариегамне.

Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей. Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности маленького северного архипелага, жили знаменитые корабельные мастера. Они строго хранили и передавали старшим сыновьям законы своего искусства. Равнодушно закусив трубки, они смотрели на дым от первых «пироскафов», грязнивших чистые морские горизонты: «Все равно пар никогда не справится с океаном».

Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. Приводили их шведские шкипера – неразговорчивые и честные люди.

Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. Офицеры Камчатского полка, выбегая во двор проветриться от винного и табачного чада во время пирушек, видели перед собой темные кузова кораблей, желтые фонари на смерзшихся частях и слышали шум ветра в толстых реях.

К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. Их перестали замечать. Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в черную мглу.

Время было неясное и неспокойное. Кончался январь 1826 года. Недавно пришли известия из Петербурга о декабрьском восстании и сражении на Сенатской площади.

Командир Камчатского полка Киселев, бывший забулдыга гусар, переведенный в пехоту за дуэли и нечистую карточную игру, приказал выставить по островам караулы. Мера эта казалась офицерам излишней. Они посмеивались над ней, но никто не решался возразить командиру.

Киселев был человек самомнительный и не терпел своеволия. Он участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан саблей. «Для меня еще не отлита пуля», – говорил он хвастливо.

Передавали, что в 1814 году, после занятия Парижа, он сидел как-то в одном парижском кабачке. Вошли пятеро французов. Они потребовали пять пустых стаканов и одну бутылку шам-панского. Киселев тотчас приказал подать себе один пустой стакан и пять бутылок шампанского, выпил все бутылки до дна и твердо вышел из кабачка под громкие рукоплескания пьяных посетителей.

О Киселеве офицеры Камчатского полка сложили эпиграмму:

Поля сражения для труса безопасны,
Он, славу бранную переменив на ром,
Громит врага за ломберным столом
Отменно и всечасно.

Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек твердых жизненных правил, службист и любитель музыки.

Мерк заставлял полковой оркестр играть на плацу по нескольку часов во время жестоких морозов. Кровь текла у музыкантов по лопнувшим, обожженным холодной медью губам. Слюна примерзала к трубам. Седой морозный дым висел над ревущими тромбонами.

Когда оркестр, сыграв полковой марш, затихал, Мерк выходил на крыльцо в накинутой на плечи шинели и кричал заикаясь:

– Слышу скрип сапог! Грязно играете, братцы! Повторяйте марш, пока не будет ни единого лишнего звука.

Солдаты коченели от холода и играли. Они переминались с ноги на ногу очень тихо, чтобы Мерк не услышал скрипа сапог, но у заики был очень тонкий слух, и обмануть его не удавалось. Почти у всех музыкантов были обморожены ноги.

Мерк считал себя человеком прямым, правдивым. В полку его недолюбливали и боялись. Он говорил офицерам: «Вы, сударь, не умеете прилично есть рыбу – это срам», «Отучитесь наконец, поручик, трясти ногой под столом».

Финляндия была покорена недавно. Еще у всех в памяти был знаменитый переход русской армии по льду замерзшего Ботнического залива к берегам Швеции. Славу этого похода не могли затмить даже недавние победы над французами.

Гарнизонная служба в Финляндии считалась очень тяжелой. Ее приходилось нести среди сурового и молчаливого народа. Особенно трудна была служба в Камчатском полку, расквартированном на Аландских островах. Летом из Петербурга и Гельсингфорса еще приходили на острова корабли, зимой же единственная дорога на берег лежала по жгучим льдам. Но чаще всего залив замерзал только около берегов, и тогда на острова нельзя было попасть ни на корабле, ни на лошадях.

В Камчатский полк ссылали провинившихся офицеров. Среди них был прапорщик Бестужев, недавно произведенный в офицеры из солдат.

Бестужев попался на улице в Петербурге великому князю Михаилу Павловичу в меховой шапке вместо офицерского кивера. Был ветреный, холодный вечер. Бестужев страдал после ранения в висок под Бородином сильной мигренью и надел шапку, чтобы не простудить голову. Великий князь сорвал с Бестужева шапку и хотел бросить ее на землю. Бестужев вырвал шапку из рук князя, надел ее и пошел своей дорогой, не оборачиваясь на грозные приказы остановиться.

На допросе Бестужев сказал:

– Честь свою я почитаю выше присяги.

Об этом доложили императору Александру. Тотчас последовал приказ о разжаловании поручика Бестужева в солдаты и отправке его в Камчатский каторжный полк.

Солдат Семен Тихонов стоял в карауле около маяка Эрасгрунд. Низенький каменный маяк был построен на островке против Мариегамна. На караул нужно было ходить через узкий замерзший пролив.

На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. Весь день он что-то сердито бормотал, жевал сухими желтыми губами и искоса поглядывал на заиндевелого солдата в башлыке, заходившего в сторожку греть красные большие руки.

– Ты не бранись, дед! – кричал Тихонов простуженным голосом. – Будто я по своей воле тут топчусь, холоду напускаю. Царская служба, она, дед, не житье, а каторга. Понял?

Ссылка на основную публикацию