Еще мама – краткое содержание рассказа Платонова

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

30.10.2018

“Еще мама”

Платонов А., рассказ “Еще мама”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Еще мама” и их характеристика

  1. Артем Федотов, мальчик семи лет. Заботливый, боязливый, сильно волнуется за родных.
  2. Евдокия Алексеевна. Мать мальчика. Очень любит своего сына.
  3. Аполлинария Николаевна. Учительница. Добрая и заботливая. Стала мальчику второй мамой.

План пересказа рассказа “Еще мама”

  1. Не буду учиться
  2. За руку с мамой
  3. Дорога в школу
  4. Страшный гусак.
  5. Волк Жучка
  6. Жук на дороге
  7. Умные ребята
  8. Раненый Артем.
  9. В комнате учительницы
  10. Как пишется слово “мама”
  11. Бык в окне
  12. Много мам

Кратчайшее содержание рассказа “Еще мама” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Артему исполнилось семь лет, мама повела его в школу.
  2. Она показала школу и Артем отправился дальше один.
  3. Его укусил гусь, он испугался собаки, и его стукнул жук.
  4. В школе Артем сидел на коленях учительницы, потому что был раненый.
  5. После уроков Аполлинария Николаевна учила Артема писать в своей комнате.
  6. Учительница спасла мальчика от быка и сказала, что теперь у него очень много мам, целая Родина.

Главная мысль рассказа “Еще мама”
Родина – мать для всех людей. Все люди должны любить свою Родину.

Чему учит рассказ “Еще мама”
Рассказ учит любви к Родине и воспитывает чувство патриотизма. Учит не бояться препятствий и трудностей, а уметь их преодолевать. Учить заботиться о своих родителях. Учит тому, что учение нужно каждому человеку, чтобы стать взрослым.

Отзыв на рассказ “Еще мама”
Мне очень понравился этот рассказ и особенно мальчик Артем. Он был совсем маленьким, но уже очень добрым и ответственным. Он сумел преодолеть свои страхи перед большим миром, он сумел справиться со своим беспокойством за маму. Он нашел себе еще одну маму – добрую учительницу, и понял, что живет в стране, которую называют Родиной, и что Родина ему такая же мать.

Пословицы к рассказу “Еще мама”
Без отца полсироты, а без матери вся сирота.
Лучше матери друга нет.
Чужая сторона мачеха.
Нет земли краше, чем земля наша.
Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Еще мама”
Маленький Артем часто говорил маме, Евдокии Алексеевне, что не будет ходить в школу, когда вырастет, чтобы мама без него не скучала. И его мама соглашалась с сыном.
Но когда прошло лето и Артему исполнилось семь лет, она крепко взяла его за руку и повела в школу. Артем утешал ее, что он быстро вернется и уговаривал не скучать. Мама смеялась и говорила, что напечет ему оладьев, а Артем просил, чтобы она не умирала, и чтобы обязательно его дождалась.
Но вот вдали показалась школа, и мать отпустила Артема, сказав ему идти дальше самому, а в школе слушаться учительницу. Артем пошел к школе, но обернулся и посмотрел на маму. Евдокия Алексеевна стояла и смотрела ему вслед. Ей тоже хотелось побежать за сыном, но она только вздохнула и пошла домой.
Артем снова обернулся и уже не увидел матери. Он пошел один и даже заплакал. А тут еще какой-то гусак ущипнул его за штанину, прихватив и кусок кожи. Артем еле вырвался от страшной птицы.
В соседнем дворе он увидел лохматое существо, которое принял за волка. Но волк повернул голову и Артем узнал собаку Жучку. Жучка спокойно махнула хвостом.
Вдруг что-то ударило Артема в плечо. Он обернулся и увидел на дороге большого жука. Артем побежал в школу, потому что боялся опоздать.
Во дворе школы сидели взрослые ребята из другой деревни и вели умные разговоры. Они говорили о шрифте, о хоботковых насекомых и прочих непонятных Артему вещах. Мальчик подумал, что совсем ничего не знает и чуть было не убежал домой.
Но тут прозвенел звонок и на крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна. Она пригласила всех в класс и отдельно стоящего в стороне Артема. Артем попросил отвести его домой, но учительница сказала, что здесь она ему мама, взяла мальчика на руки и занесла в класс. Там она хотела его посадить за парту, но Артем уперся и остался сидеть у нее на коленях.
Ребята засмеялись и кто-то назвал Артема толстым селезнем. Но Артем ответил, что он раненый и что его укусил гусак. Он сел за парту, а учительница спросила его, доживет ли он до конца урока.
Мальчик ответил, что доживет и стал смотреть в окно. Там плыло белое облако как раз к его дому. И мальчик заволновался, не умерла ли его мама, и не случился ли пожар.
Но учительница сказала, что пожар и без него потушат.
Потом уроки кончились и Аполлинария Николаевна отвела Артема к себе в комнату. Она упрекнула мальчика, что тот ничего не слушал и ничего не узнал, а значит мама его расстроится. Тогда Артем стал учиться писать слово “мама”. Сперва у него получалось криво, но мальчик старался. А учительница уже написала на доске слово “Родина”.
И тут вдруг раздался страшный голос “У-у”, и в окно просунулась голова быка. Учительница обхватила Артема и прижала его к груди. Она сказала, что убережет его но Артем усомнился, ведь она не мама. Но учительница сказала, что теперь она тоже его мама.
И тут в комнату вошел старик пастух и попросил воды. Напившись, он дал Артему яблоко а мальчик спросил, есть ли у него еще мамы. А Аполлинария Николаевна ответила, что у него теперь много мам, вся Родина теперь его мама.
На следующее утро Артем сам собрался в школу, ведь он боялся, что Аполлинария Николаевна соскучилась. А мама поцеловала его и сказала учиться и расти большим.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Еще мама”

Платонов “Еще мама”: краткое содержание,главные герои,какова главная мысль?

Главная мысль заключается в том, что человек в мире не один, и за маленьким человеком есть кому побеспокоиться. Мать – это превыше всего, но рано или поздно она отпускает свое чадо плыть дальше по течению, зная, что кроме нее есть другие мамы, зная, что вся Родина и есть мать.

Главные герои – мама Евдокия Алексеевна, ее сын Артем, учительница Апполинария Николаевна.

Рассказ начинается с того, что мальчик говорит маме, что никогда не пойдет в школу, ибо мама заскучает по нему. Проходит лето, и мама, вопреки своим недавним словам, ведет сына в школу. Сын до самой школы добирается сам, по пути его щиплет гусак, пугает собака и жук. Артем торопится. Наконец он видит ребят, свою учительницу. У Артема идет голова кругом, и Апполинария Николаевна берет его на руки. Мальчик настолько испуган, что не дает спустить себя с рук, и некоторое время сидит во время урока на ногах учительницы. Ребята пристыжают его, а он отвечает, что является раненым.

После урока, который Артем не слушал, учительница не отпускает его, а ведет к себе в комнату с целью обработать рану. Затем она предлагает ему выслушать урок снова, Артем соглашается. В окне появляется бык, сильно пугает мальчика, учительница уверяет, что прогонит его. Также она уверяет его в том, что в школе – она ему мама, а точнее, еще мама. И вообще, вся Родина ему тоже приходится матерью.

Артем к учебе привык, и на все последующие занятия торопился, дабы Апполинария Николаевна не расстраивалась.

В рассказе “Еще мама”, все начинается с того, что мальчик по имени Артем не хочет идти первый раз в школу и оставлять свою маму. По дороге в школу мама говорит, что там будет еще одна мама и это учительница. Артем с этим не согласен.

После прощания Артем пошел один и мама смотрела ему в след. По дороге на Артема нападает гусак и мальчик получает небольшую рану. На школьном дворе ребята постарше хвастались своими знаниями и Артему было очень обидно, что он ничего не знает.

Настал момент и учительница позвала всех к себе, но Артем не пошел. Тогда учительница подошла сама и спросила в чем дело. Мальчик сказал, что хочет к маме, ведь дома может что-нибудь случиться. Учительница сказала, что она теперь тоже будет его мамой.

Артем все уроки ничего не слушал и смотрел в окно. Тогда учительница привела его к себе домой и подлечила рану. Там же Артем смог выучить несколько букв. Потом она написала на доске слово мама и Артем согласился, что теперь у него две мамы. А потом учительница добавила, что вся Родина это общая мама.

Главных героев можно выделить только двоих.

Первый герой это мальчик Артем, который не хотел уходить от мамы.

Вторая героиня это его учительница.

Этим рассказом автор хотел сказать, что в мире много людей, которые будут помогать тебе как родному. Нельзя стоять на месте и ограничивать себя маленьким миром. Автор хочет показать детям, что в большом мире бояться нечего. Главное быть смелее и понимать, что нужно скорее становиться самостоятельным.

Малыш Артем отправляется в школу. Ему страшно, ведь сегодня он в первый раз оставил свою маму и шел до школы один, и, надо сказать, – не без приключений, по дороге его ущипнул злой гусь. Учительница и ребята в классе нравятся Артему, но он скучает по маме.

После урока учительница позвала Артема в кабинет, она решила поговорить с ним. Узнав, что тревожит и беспокоит мальчика, учительница постаралась его утешить. Она сказала, что, кроме мамы, вокруг него есть много людей, которые любят его и могут о нем позаботиться. Ведь вся наша бескрайняя родина – мама.

Главная мысль рассказа – человек не должен ограничивать себя только кругом семьи, вокруг него много хороших и преданных людей, ведь все мы – жители одной великой страны, нашей мамы.

Главные герои рассказа Платонова “Еще мама”:

  1. Артем Федотов – семилетний мальчик, который только пошел в школу. Он очень любит свою родную маму и боится идти учиться.
  2. Евдокия Алексеевна – мама Артема, которая так же любит своего сына как и он ее;
  3. Аполлинария Николаевна – первая учительница Артема, которая по-доброму относилась к своему ученику.

Краткое содержание рассказа “Еще мама” для читательского дневника:

1) Когда Артему Федотову исполнилось семь лет его любимая и заботливая мама повела его учиться в школу;

2) Она провела его по дороге, но не до конца и мальчик должен был дальше идти одни;

3) На пути к школе с ним происходят разные переключения;

4) Когда Артем пришел в школу, то понял, что мало знает и захотел вернуться домой;

5) Учительница Аполлинария Николаевна помогла Артему освоиться в школе;

6) Она сказала, что теперь она тоже является его мамой и еще мама это вся родина.

Главная мысль рассказа Платонова “Еще мама”:

Произведение говорит нам о том, что не только родные люди могут быть для человека опорой, но и те, кто не является ему близкими родственниками. Так же о том, что не нужно бояться узнавать что-то новое и страшиться перемен в жизни.

Краткое содержание:

Мальчик по имени Артём к своей маме был сильно привязан и постоянно ей твердил, что не пойдёт школу! Но когда пришло время и пришлось ему идти учиться в школу, он пообещал маме, что быстро вернётся домой. На уроках в школе он всё время отвлекался, через окно вглядывался по направлению своего дома. На пути в школу его ущипнул гусь и учительница сделала ему перевязку. Эта учительница была очень добра с ним и ласкова, она убедила Артёма, что очень расстроится, когда узнает, что сын её зря ходит в школу, поэтому с тех пор мальчик решил для себя хорошо учиться. Когда на улицы громко замычал бык и Артём испугался, то учительница его прижала к себе и погладила по голове. Тогда Артём понял, что его учительница Апполинария Николаевна тоже для него мама и она подтвердила это, сказав, что теперь у него много мам, вся Родина!

Читайте также:  Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Главные герои:

Мальчик Артём, его мама, учительница Апполинария Николаевна, старик.

Главная мысль:

Родина и родная земля для человека точно так же дорога и горячо любима, как родная мама!

Рассказ Андрея Платонова “Еще мама” включает на восьми страницах следующее содержание. Он повествует про Артема, – мальчика семи лет, которому настала пора пойти в школу.

Мама главного героя выводит того на улицу и отправляет учиться, указав направление к школе. Ребенка по пути сопровождают приключения, – щипает гусь, встречается рычащая собака, жук стукается, прямиком в щеку!

Добравшись до школы, знакомится с учениками, которые Артему кажутся умнее его, даже хочется вернуться обрано. Когда учительница встречает мальчика, то доводит до класса, усаживает на колени, потом Артем уже находится за своей партой. Сосредоточиться на занятиях не получается, так как из головы не выходит, что может “сгореть дом”.

Еще в этот день учительница водит ребенка сделать перевязку, потом разучивают вместе буквы, как пишется слово “мама”. Когда из-за окна слышится мычание быка, то Артем волнуется, а учительница прижимает поближе, поглаживая по волосам. Так ребеное понимает, что у него на свете есть “еще мама”. Она не позволит никому причинить вред Артему и говорит, что еще есть мама – Родина, так что мама на свете не единственная – это основная мысль небольшого рассказа.

Из персонажей – мама Артема Федотова – Евдокия Алексеевна, он сам и Апполинария Николаевна, – учительница.

В рассказе Платонова “Еще мама” повествуется о семилетнем Артеме Федотове, который собирался первый раз в школу. Ему не хотелось расставаться с мамой, он боялся, что она без него будет скучать, а то и вовсе помрет. Артем является главным героем повествования, впрочем, как и его мама, Евдокия Алексеевна. Женщине тоже не хотелось расставаться с сыном, но она взяла его за руку и повела в школу.

Когда Артем с мамой дошли до места, откуда уже была видна новая рубленная школа, мама велела сыну идти к ней самому. Она сказала, чтобы мальчик слушался учительницу, и она будет ему такая же родная, как мама. Артем продолжил путь в одиночестве и вскоре на него набросился гусак, который защемил ему кожу на ноге. После этого мальчик увидел животное, напоминающее волка, и очень испугался. Но через мгновение он узнал в нем собаку Жучку.

Артем дошел до школы и во дворе увидел ребят, они показались ему очень умными. Дети говорили о каком-то жирном шрифте и о хоботковых насекомых, о которых мальчик пока еще ничего не знал. На пороге школы стояла учительница Аполлинария Николаевна, и она тоже является главной героиней повествования.

Учительница позвала первоклассников в класс, но Артем забоялся и не пошел, пришлось женщине самой подойти к мальчику. Он признался ей, что хочет домой к маме, на что Аполлинария Николаевна ответила ему, что в школе она ему будет мамой. Учительница занесла Артема в класс на руках, но он побоялся сесть за парту, поэтому остался сидеть у неё на коленях. Позже он пересел за парту, но урок не слушал, поскольку думал о маме и о возможном пожаре в доме.

После уроков Артем хотел было побежать домой, но учительница его остановила и повела в свою комнату, которая была расположена в школе. Она обработала ему рану, а после этого предложила мальчику немного поучиться, поскольку урок он не слушал.

В классе Аполлинария Николаевна показала ему как пишется слово “мама” и Артем долго выводил буквы в тетради. Она пояснила мальчику, что сейчас она для него является мамой. А когда в окно заглянул бык, перепугавший Артема, учительница заверила его, что в обиду его не даст. Артем спросил у учительницы, есть ли еще у него мамы, и Аполлинария Николаевна ответила, что есть у него много мам, и вся Родина ему мама.

На следующий день Артем рано утром стал собираться в школу, к учительнице, и мама благословила своего сына.

Главная мысль рассказа состоит в том, что ребенок должен понимать, что кроме родной мамы, найдется еще множество людей, которые будут его любить. А самая главная мама для мальчика и всех людей – это Родина-мать.

Андрей Платонов – Еще мама

Андрей Платонов – Еще мама краткое содержание

Еще мама читать онлайн бесплатно

– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. – Правда, мама?

– Правда, правда, – ответила мать. – Чего тебе ходить!

– Чего мне ходить? Ничего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

– Не надо, – сказала мать, – не надо!

А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

– Ну что ж! – сказал Артем. – Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

– Скоро, скоро, – ответила мать. – Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

– Я чуть-чуть, – соглашался Артем. – А ты по мне дома не скучай!

– Не буду, сынок, я не буду скучать.

– Нет, ты немножко скучай, – сказал Артем. – Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

– А я тебя ждать буду, – сказала мать, – я тебе оладьев нынче испеку.

– Ты будешь ждать меня? – обрадовался Артем. – Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

– Да уж ладно! – засмеялась мать Артема. -Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

– Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, – сказал Артем. – Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа – ее целое лето строили, – а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов – дворов десять или одиннадцать.

– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

– А то будто! Вон она!

– Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

– Нету, она за тебя не будет, – тихо произнес Артем, – она чужая.

– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. “Это страшные дикие птицы, – решил Артем, – они живут вместе с орлами”.

На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

“Ктой-то это? – подумал Артем. – Волк, что ли?” Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, – и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

Артем узнал собаку Жучку.

– Р-р-р! – ответила собака-волк.

– Тронь только! – сказал Артем. – Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

– Ммм, – смирно произнесла Жучка и

– Эх, далече еще до школы! – вздохнул Артем и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

– Это ктой-то еще? – напугался было Артем. – Ты чего дерешься, а то я тебе тоже. Мне в школу надо. Я ученик – ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

– Спрятался? – сказал Артем. – Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух.

– Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: “Ффурфурчи!”

– Не трожь меня: мне некогда! – ответил Артем и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили.

– А ты знаешь жирный шрифт? Ого! – сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

– Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

– А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

– Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелёта проходили.

“А я ничего не знаю, – подумал Артем, – я только маму люблю! Убегу я домой!”

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

– Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

– А ты чего? Оробел, что ли?

– Я к маме хочу, – сказал Артем и закрыл лицо рукавом. – Отведи меня скорее ко двору.

– Нет уж, нет! – ответила учительница. – В школе я тебе мама.

Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла.

Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, – она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая.И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях.

– Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! – сказал один мальчик.

– Я не толстый! – ответил Артем. – Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

– Где? – спросила учительница. – Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

– А вот тута! – Артем показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

– До конца урока доживешь?

– Доживу, – обещал Артем.

Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь – вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Читайте также:  Сокровенный человек - краткое содержание повести Платонова

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

– А ты чего, Федотов Артем, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

– Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

– Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

– Без меня потушат? – спросил Артем.

– Без тебя управятся.

После уроков Артем первым побежал домой.

– Подожди, подожди, – сказала Аполлинария Николаевна. – Вернись назад, ты ведь раненый.

А ребята сказали:

– Эк, какой – инвалид, а бегает!

Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко – щипок гусака – белой марлей.

– А мама твоя будет горевать! – сказала Аполлинария Николаевна. – Вот горевать будет!

– Не будет! – ответил Артем. – Она оладьи печет!

– Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

– И правда! – испугался Артем.

– Правда. Давай сейчас учиться.

– Чуть-чуть только, – сказал Артем.

– Ладно уж, чуть-чуть, – согласилась учительница. – Ну, иди сюда, раненый.

Она взяла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. “Не страшно”, – подумал Артем.

В классе Аполлинария Николаевна написала на Доске одно слово и сказала:

– Так пишется слово “мама”. – И велела писать эти буквы в тетрадь.

– А это про мою маму? – спросил Артем.

Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие “маму”, а учительница не сводила с него своих радующихся глаз.

Ещё мама

(в сокращении)
А. Платонов

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артём своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама?

— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!

— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

— Не надо, — сказала мать, — не надо!

А когда прошло лето и стало Артёму семь лет, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артём хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из её руки!

— Ну что ж! — сказал Артём. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

— Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдёшь.

— Я чуть-чуть, — соглашался Артём. — А ты по мне дома не скучай!

— Не буду, сынок, не буду скучать.

— Нет, ты немножко скучай, — сказал Артём. — Так лучше тебе будет. А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

— А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев испеку.

— Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артём. — А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

— Да уж ладно! — засмеялась мать Артёма. — Уж дождусь тебя, милый мой.

Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда ещё было далеко.

— А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

— Ну иди, иди, Артёмушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет!

— Нет, она за тебя не будет, — тихо произнёс Артём, — она чужая.

— Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну иди! — Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл далее один.

Оглянулся на мать: она стояла на месте и смотрела на него.

Артёму хотелось заплакать по матери, вернуться к ней, но он опять пошёл вперёд, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артём снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако её уже не было видно.

И пошёл он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артёма, а заодно захватил и кожу на его ноге. Артём рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артём, — они живут вместе с орлами».

На другом дворе были открыты ворота. Артём увидел лохматое животное.

«Кто это? — подумал Артём. — Волк, что ли?» Артём оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — и не видать ли её там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк её не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артёма пасть с зубами.

Артём узнал собаку Жучку.

— Р-р-р! — ответила собака-волк.

— Тронь только! — сказал Артём. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду.

— Ммм, — мирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом.

Артём дальше пошёл.

На дворе школы сидели ребята. Их Артём не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артём не понимал, что они говорили.

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала:

— Здравствуйте, дети! Идите ко мне.

Все ребята пошли в школу, один Артём остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему:

— А ты чего? Оробел, что ли?

— Я к маме хочу, — сказал Артём и закрыл лицо рукавом.

— Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама.

Она подняла Артёма к себе на руки и понесла.

Артём поглядел на учительницу: она была лицом белая, добрая, глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от неё так же, как и от матери, тёплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела посадить Артёма за парту, но он в страхе прижался к ней. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артёма оставила у себя на коленях.

— Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик.

— Я не толстый! — ответил Артём. — Это меня орёл укусил, я раненый.

Он сошёл с колен учительницы и сел за парту.

— Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи её, покажи!

— А вот тут! — Артём показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

— До конца урока доживёшь?

— Доживу, — обещал Артём.

Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далёкое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает. Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

— А ты, Федотов Артём, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

— Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

После уроков Артём первый побежал домой.

— Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый.

Артём остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто, хорошо. Аполлинария Николаевна посадила Артёма на стул, обмыла его ногу тёплой водой из таза и перевязала белой марлей.— А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет!

— Не будет! — ответил Артём. — Она оладьи печёт.

— Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артём в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошёл учиться, — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

— И правда! — испугался Артём.

— Правда. Давай сейчас учиться.

— Чуть-чуть только, — сказал Артём.

— Ладно уж, чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый.

В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала:

— Так пишется слово «мама». — И велела написать эти буквы в тетрадь.

— А это про мою маму? — спросил Артём.

Тогда Артём старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась. Артём писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз.

— Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна.

Она увидела, что теперь Артём сумел написать буквы хорошо и ровно.

— Ещё учи! — попросил Артём.

Учительница написала на доске: «Родина». Артём стал переписывать слово в тетрадь.

Вскоре Артём пошёл домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу.

— Куда ты? Рано ещё, — сказала мать.

— Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артём.

— Ну что ж, что учительница. Она добрая.

— Она, должно быть, соскучилась, — сказал Артём. — Мне пора.

Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу.

Читать онлайн “Еще мама” автора Платонов Андрей Платонович – RuLit – Страница 1

– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. – Правда, мама?

– Правда, правда, – ответила мать. – Чего тебе ходить!

– Чего мне ходить? Ничего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

– Не надо, – сказала мать, – не надо!

А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

– Ну что ж! – сказал Артем. – Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

– Скоро, скоро, – ответила мать. – Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

– Я чуть-чуть, – соглашался Артем. – А ты по мне дома не скучай!

– Не буду, сынок, я не буду скучать.

– Нет, ты немножко скучай, – сказал Артем. – Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

– А я тебя ждать буду, – сказала мать, – я тебе оладьев нынче испеку.

Читайте также:  Река Потудань - краткое содержание рассказа Платонова

– Ты будешь ждать меня? – обрадовался Артем. – Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

– Да уж ладно! – засмеялась мать Артема. -Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

– Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, – сказал Артем. – Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа – ее целое лето строили, – а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов – дворов десять или одиннадцать.

– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

– А то будто! Вон она!

– Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

– Нету, она за тебя не будет, – тихо произнес Артем, – она чужая.

– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. “Это страшные дикие птицы, – решил Артем, – они живут вместе с орлами”.

На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

“Ктой-то это? – подумал Артем. – Волк, что ли?” Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, – и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

Артем узнал собаку Жучку.

– Р-р-р! – ответила собака-волк.

– Тронь только! – сказал Артем. – Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

– Ммм, – смирно произнесла Жучка и

– Эх, далече еще до школы! – вздохнул Артем и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

– Это ктой-то еще? – напугался было Артем. – Ты чего дерешься, а то я тебе тоже. Мне в школу надо. Я ученик – ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

– Спрятался? – сказал Артем. – Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух.

– Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: “Ффурфурчи!”

– Не трожь меня: мне некогда! – ответил Артем и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили.

– А ты знаешь жирный шрифт? Ого! – сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

– Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

– А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

– Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелёта проходили.

“А я ничего не знаю, – подумал Артем, – я только маму люблю! Убегу я домой!”

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

– Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

– А ты чего? Оробел, что ли?

– Я к маме хочу, – сказал Артем и закрыл лицо рукавом. – Отведи меня скорее ко двору.

– Нет уж, нет! – ответила учительница. – В школе я тебе мама.

Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла.

Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, – она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая.И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях.

– Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! – сказал один мальчик.

– Я не толстый! – ответил Артем. – Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

– Где? – спросила учительница. – Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

– А вот тута! – Артем показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

– До конца урока доживешь?

– Доживу, – обещал Артем.

Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь – вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

– А ты чего, Федотов Артем, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

– Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

– Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

– Без меня потушат? – спросил Артем.

– Без тебя управятся.

После уроков Артем первым побежал домой.

– Подожди, подожди, – сказала Аполлинария Николаевна. – Вернись назад, ты ведь раненый.

А ребята сказали:

– Эк, какой – инвалид, а бегает!

Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко – щипок гусака – белой марлей.

– А мама твоя будет горевать! – сказала Аполлинария Николаевна. – Вот горевать будет!

– Не будет! – ответил Артем. – Она оладьи печет!

– Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

Платонов «Еще мама»: краткое содержание,главные герои,какова главная мысль?

Дома твоя мама и есть мама, а в школе твоя мама учительница. Оцени ответ

Не нашёл ответ?
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Презентация “Платонов «Еще мама»” — скачать бесплатно

Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова «Ещё мама». Скачать:
ВложениеРазмер

Предварительный просмотр:Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №15

Тема : А.А.Платонов «Ещё мама»

Продолжение наблюдений над художественными средствами создания образов главных героев произведения. (Ребята представляют устные пересказы от имени главного героя — Артема. Оценка учащимися пересказов проводится по тем же критериям, что и на предыдущих уроках. Кроме того, учитель и ребята должны следить за тем, чтобы выполнялось главное условие пересказа: он должен вестись не от имени автора, а от имени героя.

Краткое содержание платонова еще мама | Ответим Школа

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умения работать с текстом; воспитывать любовь и уважение к матери и своей Родине. Познавательные УУД: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Главная мысль в рассказе Платонова

Рассказ АндреяПлатонова «Еще мама» описывает один день маленького Артема, который в первый разидет в школу. Мальчик преодолевая себя, входит в новый этап своей жизни. Он противитсятому, что нужно идти в школу, так как переполнен страхами перед неизвестным ибоится расставаться с мамой. Мальчик уверен, что, как он не может без нее, таки она – без него.

Краткое содержание Платонов Еще мама для читательского…

Следующий вопрос >> Главная мысль рассказа заключается в том, что учительница в школе тоже как родная мать. Она относится к ученикам по матерински и с любовью. Выбрать
Загрузить файл

Сомневаешься в ответе?
Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском
на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи
ответ в течении нескольких минут.

Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама»

Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.

Платонов еще мама основная мысль рассказа — Незнайка.НЕТ

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Какова основная мысль рассказа А.П.Платонова «Ещё мама»

Маленький Артём Федотов считал, что он не будет ходить в школу. Но когда ему исполнилось 7 лет, мама взяла его крепко за руку и повела учиться. По дороге они разговаривали. Мать пообещала сыну не скучать и испечь ему блинов. Когда в конце улицы показалось здание школы, мама поцеловала мальчика и сообщила, что дальше он должен идти один. Сама вздохнула и вернулась домой. Артём же продолжил свой путь. Ему пришлось испытать много приключений. Сначала его ущипнул гусак, потом он принял собаку Жучку за волка. А ещё его ударил в щёку жук и напугал жарким дыханием какой-то зверь.

Платонов “Еще мама”: краткое содержание, главные герои…

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

А. Платонов. Ещё мама, с. 81 | Развивайка

Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту. Своим рассказом «Ещё мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Ссылка на основную публикацию