Маленький солдат – краткое содержание рассказов Платонова

Рассказ “Маленький солдат”, Платонов: краткое содержание и анализ

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй. Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат». Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

Андрей Платонович Климентов (Платонов – псевдоним писателя) родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже. Он хорошо понимал детскую душу и поэтому его работы пользуются популярностью.

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами – Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика. К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует. Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Поезд в их направлении будет завтра, поэтому офицер, мальчик и рассказчик идут на ночлег в общежитие. Там Бахичев кормит ребенка из своего пайка, и пока мальчик ест, он не начинает рассказ. Маленький солдат заснул, майор поведал историю парня.

Подвиги юного солдата

Сергей – сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя – Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его. Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной. Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Второй майор из другой части давно знает названного отца Сергея. И пока Савельев на курсах, то за мальчиком будет присматривать Бахичев.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей. Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе. Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Читателю не стоит беспокоиться о дальнейшей судьбе героя, ведь его силы, мужества и отваги достаточно, чтобы достичь желаемой цели. А из контекста понятно, главная цель Сергея – вернуться к Савельеву, который стал для него единственной родной душой.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача – свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой – майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он – солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг. Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне. Единственное, что сказатель добавляет от себя – это размышления о том, куда отправился ребенок.

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей – светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он – маленький солдат – Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.05.2019

Платонов А. “Маленький солдат”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Маленький солдат” и их характеристика

  1. Сережа Лабков. Мальчик 10 лет. Сирота. Рано узнал ужасы войны, хитрый, ловкий, находчивый, смелый.
  2. Майор Савельев. Заменил мальчику отца.
  3. Майор Бахичев. Должен был приглядеть за Сережей.

План пересказа рассказа “Маленький солдат”

  1. Уцелевший вокзал
  2. Два майора и мальчик
  3. Прощание с Сережей
  4. Немецкий самолет-разведчик
  5. В общежитии
  6. История Сережи
  7. Рейды в тыл врага
  8. Смерть родителей
  9. Исчезновение мальчика

Кратчайшее содержание рассказа “Маленький солдат” для читательского дневника в 6 предложений

  1. На вокзале спали красноармейцы, а два майора держали за руки мальчика.
  2. Потом один майор попрощался с Сережей, а второй увел мальчика в общежитие.
  3. Сережа Лабков жил с родителями в полку, он совершал вылазки во вражеский тыл.
  4. Отец Сережи был ранен и умер, а потом умерла мать.
  5. Отца мальчику заменил майор Савельев, передавший Сережу майору Бахичеву на время своего отсутствия
  6. Сережа ночью сбежал и никто не знал куда он делся.

Главная мысль рассказа “Маленький солдат”
Даже маленький мальчик может быть героем.

Чему учит рассказ “Маленький солдат”
Рассказ учит любит Родину и быть настоящим патриотом. Учит стремится принести пользу родной стране, любимым людям. Учит верности и твердости духа. Учит настойчивости, решительности, смелости.

Отзыв на рассказ “Маленький солдат”
Это интересный, но словно бы незаконченный рассказ. Автор описал начало истории мальчика Сережи, но мне очень хотелось бы узнать, что дальше случилось с мальчиком. Поэтому, после прочтения рассказа осталось чувство неудовлетворенности.

Пословицы к рассказу “Маленький солдат”
Героями не рождаются, героями становятся.
Герой за Родину горой.
В жизни всегда есть место подвигу.
Воин воюет, а детки горюют.
Живы родители – почитай, нет – вспоминай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Маленький солдат”
В чудом уцелевшем вокзале спали красноармейцы. В дальней комнате стояли два майора и каждый держал за руку ребенка. Ребенок доверчиво прильнул к руке одного майора и старался отдалиться от второго.
Было видно, что первый майор ему как отец, а второй чужой человек.
Мальчик был одет в сапоги, шинель, пилотку и выглядел как заправский боец.
Первый майор был опечален предстоящим расставанием и обещал, что они снова встретятся, но мальчик не верил ему, зная как трудно отыскать близкого человека на фронтах войны.
Майор попрощался с Сережей, так звали мальчика, и наказал ему не рваться воевать. Он повел ребенка к выходу, второй майор шел следом. Назад вернулся только второй майор, ведущий за собой мальчика.
Невдалеке стали бить зенитки и мальчик оживился. Он сказал, что разведчик высоко и надо послать истребителя.
Нужный поезд ожидался завтра и майор повел мальчика в общежитие. Там он его накормил, а когда мальчик уснул, рассказал его историю.
Сереже Лабкову было десять лет и он был сыном командира полка и военного врача. Родители служили в одном полку и взяли сына к себе. Мальчик быстро стал понимать, что такое война.
Однажды, он услышал от отца, что немцы хотят перед отступлением взорвать склад боезапасов, пробрался на территорию склада и перерезал взрывной провод.
В другой раз Сережа пробрался в тыл немцев, и разведал расположение командного пункта и батарей. Потом он рассказал об этом отцу, и тот залпом накрыл позиции немцев.
Потом случилась беда, отца Сережи ранило и через два дня он умер. А через месяц умерла мать, наверное от горя. Командование полком перешло к майору Савельеву, который стал для мальчика вторым отцом. Да и Сережа прикипел к майору всей душой.
Но Савельева вызвали в штаб на курсы усовершенствования, и он оставил Сережу с майором Бахичевым, своим другом, но из другой части.
Утром майор Бахичев не увидел Сережу. Никто не знал когда мальчик ушел и куда. Может быть вслед за майором Савельевым, а может быть в родной полк, где были могилы его родителей.

Читайте также:  Еще мама - краткое содержание рассказа Платонова

«Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Маленький солдат» Платонов написал в 1943 г. В 1942 г. Платонов был призван в Красную Армию как корреспондент газеты «Красная звезда». Тема детства – излюбленная в творчестве писателя. Его герои-дети беззащитны и открыты, порой они напоминают ответственных взрослых или стариков, как герой рассказа «Маленький солдат».

Литературное направление и жанр

Военный рассказ Платонова «Маленький солдат» исследует психологию ребёнка. Судьбу Серёжи нельзя назвать обычной, хотя среди детей было немало героев, да и сын полка – явление во время войны нередкое. Но всё-таки Серёжа – типичный герой реалистического направления. В его судьбе проявились страшные тенденции военной жизни детей: раннее взросление и сиротство, готовность к подвигу и кочевая бездомная жизнь как норма.

Тема и проблематика

Тема рассказа «Маленький солдат» – дети на войне. Платонов пытается найти ответ на вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом.

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Художественное своеобразие

Весь рассказ построен на контрасте естественно детского в образе мальчика и взрослых черт, привнесённых войной.

Заголовок рассказа – это оксюморон. Солдат не может быть маленьким ни в прямом смысле (детский возраст – помеха для службы), ни в переносном, потому что каждый защитник страны велик. У Серёжи даже одежда по размеру, как у солдата на довольствии. К тому же мальчик совершает настоящие подвиги.

С этими солдатскими чертами контрастирует уязвимость детской души ребёнка. Это проявляется в деталях, в умоляющем взгляде мальчика, в том, как он льнёт лицом к руке майора перед расставанием, в страхе Серёжи перед одиночеством, равнозначным смерти.

Черты ребёнка и взрослого проявляются в портрете спящего Серёжи. Он всхрапывает «как взрослый, поживший человек», а спокойное и невинно-счастливое лицо Серёжи являет «образ святого детства».

Война и дети. А.Платонов. “Маленький солдат”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели:

  • знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого маленького произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа;
  • вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора);
  • познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране.

Оборудование: рассказ А.П.Платонова, выставка книг, портреты писателя, плакаты времён Великой Отечественной войны на слайдах, компьютер.

1. Целевая установка (Приложение, слайды 1, 2)

2. Показ фотографий писателя

– Обратим внимание детей на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», – говорят в народе о таких глазах. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать.

Писал Платонов не только для взрослых, для детей вышло более двадцати его книг. Самые известные его рассказы для детей – «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле». Он выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли такие сказки, как «Финист – Ясный сокол», «Волшебное кольцо», «Солдат и царевна».)

4. Выставка книг А.Платонова

5. Вступительное слово учителя о писателе

– Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.
Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).

6. Анализ рассказа А.Платонова «Маленький солдат»

1) Впечатления ребят от прочитанного дома рассказа.

Учителем конкретизируется задача урока: выяснить, в чем секрет воздействия этого маленького произведения на читателя.Приложение

Вспомнить определение этого литературоведческого понятия.

– Что особенного вы заметили в построении рассказа?

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

– Поговорим о своеобразии каждой части.

3) Выразительное чтение 1 части (дом.зад.). Беседа по вопросам:

  • От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? Вспомнить определение термина «рассказчик»

– Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток, гул самолетов.

  • Что поражает нас во внешности и поведении ребенка при первой встрече? Каким вы его себе представляете? Словесно нарисуйте портрет героя, опираясь на текст.

Важно, чтобы дети увидели противоречия во внешности и поведении мальчика.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и , несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.
Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.
В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.

  • Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи? Вспомнить определение терминов «сравнение», «метафора»

– «светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца».
– «…Сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что оставшись одно, умрет».

Читайте также:  Усомнившийся макар - краткое содержание рассказа Платонова

– О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих проникновенных строк.

Учитель обобщает: Платонов, благодаря мастерству, смог в нескольких фразах передать «неизбывную грусть», взрослую силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.

– Вторая часть рассказа по интонации отличается от первой.

4) Пересказ 2 части (дом.зад.). Беседа по вопросам:

  • О чем поведал рассказчику майор Бахичев? Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?

– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.

– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.
Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева , хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)

  • Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?

– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.

5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль. Беседа по вопросам:

  • Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».

6. Стихи учащихся по теме «Дети войны»

К 65-летию Великой Победы детям войны посвящается:

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Настал чудесный светлый День Победы,
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена.

Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены,
Теперь уже все старики седые
Мы – дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.

Баллада о детях войны

Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.
А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,

Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.
Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.

Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.
Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.

Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.
Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.

Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас.

Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод.

Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.

Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил.

Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд.

А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба, не всех оставляя в живых.

Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.

7. Рисунки детей о войне

8. Итоги урока

9. Домашнее задание

  • Что я узнал о детях войны?
  • Найти и прочитать произведения по этой теме, поделиться своими впечатлениями.

Краткое содержание Платонов «Возвращение»

Рассказ «Возвращение», краткое изложение которого приведено ниже, был первой ласточкой грядущей «оттепели» пост-сталинского Советского Союза. Однако написано произведение было намного раньше, в 1946 году, и тогда же опубликовано под титулом «Семья Иванова» в журнале «Новый мир».

Произведение вызвало противоречивые эмоции – его называли и «сплетней обывателя» и «гнуснейшей клеветой на советских воинов». Уж очень непохож был рассказ А. Платонова на сталинскую агитку тех лет. Кроме того, критики были склонны сравнивать почти одноименные произведения Платонова и Ремарка.

Краткое содержание рассказа Андрея Платонова «Возвращение» сводится к тому, как вернувшийся с войны солдат, несмотря на душевные травмы, сумел адаптироваться к мирной жизни.

Основные персонажи

Первым названием произведения Платонова было «Семья Ивановых», и это не случайно. Основные персонажи – это члены одной семьи, тем самым автор показывает повсеместность представленной темы.

Главные герои

  • Алексей Алексеевич – глава семейства, вернувшийся с фронта;
  • Любовь Васильевна – его супруга, в одиночку воспитывавшая двух детей, которой приходится работать на кирпичном заводе;
  • Петруша – 12-летний сын пары, не по годам развитый, трудолюбивый мальчик, ставший во время отсутствия отца главой семьи;
  • Настя – 5-летняя девочка, не помнящая отца и привязавшаяся к соседу Семену Евсеевичу.

Второстепенные лица

  • Маша – 20-летняя девушка, также возвращающаяся с фронтом, где она работала помощником повара.
  • Семен Евсеевич – сосед, утративший в годы войны жену и детей. Сам он в рассказе не появляется, но о нем супруги ведут жаркие споры.

Очень краткий пересказ

Алексей Иванов по возвращении домой с фронта встречает на небольшом полустанке девушку Машу. Двое суток они едут в одном поезде, а потом мужчина остается на несколько дней в родном городе своей попутчицы. Наконец, Алексей, в последний раз обняв любовницу, продолжает свой путь домой.

А дома объятия жены показались Иванову «знакомым и забытым прикосновением родного человека».

За обедом маленькая Настя кладет отдельно кусочек пирога. Она хочет угостить им «дядю Семена». Вечером, когда дети пошли спать, Алексей завел тяжелый разговор об этом мужчине. Жена уверяет, что между ними не было ничего, но, в конце концов, признается в измене. Это признание несказанно обидело и разозлило только недавно изменившего супруга. Проснувшись от плача матери, Петя высказал отцу все, что он о нем думает.

Утром Алексей собрал вещи и ушел на станцию, чтобы уехать к Маше. Петя, увидев, что отца нет (а мама спозаранку побежала работать), быстро одел сестру и потащил ее к станции. Завершим краткий пересказ счастливой развязкой сюжета. Бегущие за поездом дети изменили решение Алексея начать новую жизнь с Машей. Он соскочил с подножки вагона и вернулся домой – теперь уж окончательно.

Краткое содержание рассказа

Очень краткое содержание произведения «Возвращение» может не объяснять мотивации главных героев. Постараемся внести больше подробностей. Алексей чувствует в случайной попутчице Маше духовное родство – ведь она тоже была на фронте. Девушка делится с мужчиной своими переживаниями о будущем и о том, какова жизнь без войны.

«Оба они ощущали себя без армии осиротевшими»

На станции поселка отца встречает сын Петруша. Иванов помнит его совсем маленьким, и чувствует себя неловко от деловитости подростка. В родных стенах Алексея встречает жена. Обняв ее, и прижавшись к родному телу, он приходит в радостное возбуждение.

Но супруги чувствуют и отчуждение. Жена стесняется мужа «как невеста». Да и главный герой ожидаемой полноты радости от того, что он попал домой, не ощутил. Сын успокаивает сестру, не узнающую отца: «Это папа наш, он – родня!»

Обедая, мужчина обратил внимание, что Петруша очень мало кушал, хотя старательно собрал даже крошки и все их съел. Он сказал, что желает оставить другим членам семьи больше еды. А добрая Настя даже решила накормить «дядю Семена». Так муж узнал о роли соседа в их семейной жизни, «по-недоброму ухмыльнулся и закурил».

Читайте также:  Честь имею - краткое содержание рассказа Пикуля

Конфликт

Поздно вечером между супругами произошел напряженный разговор. Алексей выпытывал у жены, что за Семен Евсеевич захаживает к ним домой. Любовь уверяла, что это хороший человек. Его семья погибла, а он просто заботится о детях, когда она целый день, до позднего вечера пропадает на заводе. Алексей говорит, что «без расчета добра не бывает».

Наконец, измученная расспросами женщина признается, что однажды, «когда душа совсем обмерла», она позволила себе близость с другим высокопоставленным мужчиной, но потом очень об этом жалела. Он был партийным инструктором района. «Я живой человек, не игрушка!» – вспылил вчерашний солдат. Подслушивавший этот разговор Петя жалеет плачущую мать. Он появляется перед родителями и говорит очень мудрые для своего возраста слова:

«У нас важное дело имеется – жить дальше. А вы ругаетесь, как глупцы!»

Мальчик рассказывает про дядю Харитона, которому стало известно, что в его отсутствие жена ему изменяла. Тогда он сказал, что у него на фронте тоже были разные женщины. И хотя Харитон соврал, это дало возможность супругам простить друг друга и зажить счастливо. Петя рассказывает, как тяжело им приходилось с матерью, сколько она перетерпела, чтобы поднять на ноги его и Настю.

Но Алексей остался тверд в своем намерении. Дождавшись ухода жены на работу, он собрал вещи и подался на вокзал. Стоя в тамбуре вагона, мужчина видит, как в последний раз перед его глазами проплывает родной поселок. Он замечает две маленькие фигурки, которые бегут, падают и вновь бегут вслед за поездом. Мужчина спрыгивает с подножки вагона и идет навстречу детям – своим детям.

Основная идея произведения

Андрей Платонов в своем рассказе показывает, что всякая война катком проезжается по человеческим жизням, а фронтовые обстоятельства настраивают смотреть на мир в черно-белых красках, не замечая нюансов. Однако Алексей Иванов сумел перебороть душевную травму. Он вернулся домой по-настоящему тогда, когда спрыгнул с подножки поезда, уходящего к Маше.

Краткое содержание рассказа позволяет ознакомиться лишь с сюжетом. Чтобы вникнуть в переживания героев, следует читать произведение полностью. Сам рассказ небольшой. Для чтения оригинала потребуется всего 45 минут.

Андрей Платонов – Маленький солдат

Андрей Платонов – Маленький солдат краткое содержание

Маленький солдат читать онлайн бесплатно

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, – людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

– Ну, Сережа, прощай пока, – сказал тот майор, которого любил ребенок. – Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, – держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

– Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе. – Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

– Пошлют, – сказал майор. – Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. “Как он мне надоел за войну, этот мешок, – сказал майор, – и как я ему благодарен!”

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата – ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. “Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели – ведают, что отойти придется”, – сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно – память же ничем не порченная, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца, – неизвестно, кто из них, – а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала. Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

– А я-то не их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет. Да и когда еще Володя вернется, и куда его направят! Ну, это там видно будет.

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях – майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Ссылка на основную публикацию