Сочинение описание по фотографии (картине) Гиппенрейтера Пятнистый олень (описание)

Урок русского языка в 5 классе “Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера “Пятнистый олень”

Автор материала: Коренькова Елена Викторовна

Содержимое документа:

Коренькова Елена Викторовна, г. Красноярск, МБОУ Лицей №10

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сочинение-описание по фотографии В.Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Коренькова Елена Викторовна

Цели урока: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (животное); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: учебники, тетради для творческих работ, черновики, мультимедийное оборудование (проектор), доска, мел.

Запись числа, названия работы:

Двадцать пятое апреля

Сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Первичное восприятие фотоснимка

– Сегодня нам предстоит работа над текстом определенного типа речи, каков это тип?

– Что характерно для этого типа речи?

Составление опорной записи в виде кластера

(одновременные признаки, текст будет отвечать на вопрос «какой?», текст будет насыщен прилагательными, все содержание текста можно зафиксировать с помощью одного фотоснимка)

– Отлично, вы назвали все признаки данного типа речи. А теперь я предлагаю вам взглянуть на саму фотографию, которая сделана Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером.

– Что изображено на фотографии? Да, это олень. Какие ощущения возникают при просмотре этого фото? Какие чувства вызывает у вас этот снимок?

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о пятнистом олене»)

Пятнистый олень — вид парнокопытного млекопитающего рода.

Животное легкого и стройного телосложени. Самцы крупнее самок, с ветвистыми рогами, достигающими 80 см.

Летний мех с ярко выраженной пятнистостью, которая зимой выражена слабо.

Зимой лучшим кормом пятнистому оленю служат желуди, которые он достает из-под снега. Ест он сухие листья, почки и побеги дуба, ивы, клена, ясеня. Опавшие листья, особенно дуба, олени поедают в течение всей зимы.

Главный враг пятнистого оленя — волк. Чаще олени гибнут в марте — апреле, когда они ослаблены зимовкой. Спасаясь от волков, олени уходят в воду.

Охота на пятнистого оленя полностью запрещена. Он включен в «Красную книгу» и подлежит всемирной охране.

– Ребята, что вам показалось самым запоминающимся в ответе Сережи? А что вы можете добавить к его сообщению?

– Скажите, можно ли использовать данную информацию в наших сочинениях? Всю? В какую часть сочинения можно включить данные факты о пятнистом олене? Обязательно говорить только об олене?

(ребята устанавливают, что информацию об олене можно заменить небольшой биографической вставкой о самом фотографе)

– Конечно, вы правы. А теперь послушаем краткое сообщение о Вадиме Гиппенрейтере, которое приготовила Полина.

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о Вадиме Евгеньевиче Гиппенрейтере»)

Вадим Гиппенрейтер родился 22 апреля 1917 года в Москве.

С фотографией был знаком с детства. В их семье было принято, собравшись с родней и гостями, делать праздничные фотографии. Проявляли и печатали фотографии тоже сами.

Гиппенрейтер всегда самостоятельно осуществлял весь процесс, начиная от постановки кадра и до печати готовых снимков.

В. Гиппенрейтер – автор 30 опубликованных альбомов с пейзажными фотоочерками. Объектами фотосъемки стали заповедные места России, средневековые города XII-XVI веков, фрески старинных соборов, фантастические и труднодоступные области Камчатки, Урала, природа Карелии. Вадимом Гиппенрейтером выпущены сборники «В горах Карачаево-Черкессии», «Сказки русского леса», в которых он запечатлел красоту нашего мира и нашей страны.

– Ребята, что оказалось самым интересным и необычным в личности В. Гиппенрейтера? Какую информацию вы включили бы в свои сочинения?

Составление опорной таблицы языковых средств, которые могут использоваться в сочинениях

– Итак, мы определили примерное начало наших сочинений. Вернемся к самой фотографии. Еще раз внимательно ее рассмотрим.

(пауза для повторного зрительного восприятия)

– Как бы вы описали пятнистого оленя, которого видите на снимке? Какие детали затронули бы?

Предмет, или его деталь

(имена сущ-е и местоим.)

Признаки (имена прилагательные;

художественные и языковые средства: эпитеты, метафоры, сравнения и др)

Голова, морда, уши, глаза, нос

Массивные, огромные, зрелые (взрослая особь), внушающие силу и страх

Черная, бурая, прочная, жесткая, с серыми пятнами

Величественный, царственный, спокойный, грациозный, настоящий царь тайги

Березовая роща, тайга, белоснежные стволы берез, ослепительно белый снег

Лексическая работа (орфографический анализ трудных слов)

– Ребята, при подборе лексических средств, мы встретили с вами большое количество слов, которые могут вызвать орфографические затруднения. Какие это слова? В чем их особенность? Давайте вместе проверим, правильно ли мы записали трудные слова. Запомним, как они пишутся.

Ослепительно белый снег

Выявление основной мысли фотографии.

– Теперь, когда мы увидели и обсудили, какие детали внешнего вида оленя будем описывать, узнали, как правильно написать слова, которые встретятся в сочинении, попробуем ответить на некоторые вопросы. Как вы считаете, почему автор решил сфотографировать оленя? Что фотограф хотел показать? Чем привлекло его это животное?

(фотографа привлекло, его заинтересовал….)

Вспоминаем структуру сочинения.

– Ребята, мы не случайно начали рассуждать о том, почему фотограф запечатлел именно это животное, о том, что его привлекло в нем. На каком этапе сочинения мы обычно выявляем авторскую позицию? Верно, речь идет об основной мысли фотографии. Давайте еще раз вспомним, из каких структурных частей состоит сочинение-описание.

(Сочинение-описание будет состоять из трех опорных частей, которые представят собой абзацное членение)

1)Введение (На фотографии изображен ….).

2)Основная часть (на снимке я вижу …(последовательное описание внешнего вида животного).

3)Заключение (Для чего автор сделал этот снимок? Что он хотел показать нам? Какие чувства возникают при просмотре этой фотографии? Нравится ли она мне, и почему?).

– Что мы напишем во введении? В основной части? В заключении?

6. Памятка «Помни о правилах грамотного сочинения!»

(отсутствие речевых повторов, абзацное членение, объем от 1,5 страниц)

Работа над сочинением в черновиках

(учитель помогает при возникших затруднениях)

– Ребята, наш урок подходит к концу. Я вижу, что большинство из вас уже сделало неплохие наброски своих сочинений, это здорово! Нам необходимо подвести итоги этого занятия. Ребята, давайте вместе попробуем продолжить следующую фразу «Сегодня на уроке я…»

9. Домашнее задание: оформить чистовой вариант сочинения в тетрадях для творческих работ

Список используемой литературы

1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

2) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др./ сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007.

3) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» /М.М. разумовская, С.И. Львова, В.И. капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015.

Урок русского языка в 5 классе “Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера “Пятнистый олень”

Автор материала: Коренькова Елена Викторовна

Содержимое документа:

Коренькова Елена Викторовна, г. Красноярск, МБОУ Лицей №10

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сочинение-описание по фотографии В.Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Коренькова Елена Викторовна

Цели урока: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (животное); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: учебники, тетради для творческих работ, черновики, мультимедийное оборудование (проектор), доска, мел.

Запись числа, названия работы:

Двадцать пятое апреля

Сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Первичное восприятие фотоснимка

– Сегодня нам предстоит работа над текстом определенного типа речи, каков это тип?

– Что характерно для этого типа речи?

Составление опорной записи в виде кластера

(одновременные признаки, текст будет отвечать на вопрос «какой?», текст будет насыщен прилагательными, все содержание текста можно зафиксировать с помощью одного фотоснимка)

– Отлично, вы назвали все признаки данного типа речи. А теперь я предлагаю вам взглянуть на саму фотографию, которая сделана Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером.

– Что изображено на фотографии? Да, это олень. Какие ощущения возникают при просмотре этого фото? Какие чувства вызывает у вас этот снимок?

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о пятнистом олене»)

Пятнистый олень — вид парнокопытного млекопитающего рода.

Животное легкого и стройного телосложени. Самцы крупнее самок, с ветвистыми рогами, достигающими 80 см.

Летний мех с ярко выраженной пятнистостью, которая зимой выражена слабо.

Зимой лучшим кормом пятнистому оленю служат желуди, которые он достает из-под снега. Ест он сухие листья, почки и побеги дуба, ивы, клена, ясеня. Опавшие листья, особенно дуба, олени поедают в течение всей зимы.

Главный враг пятнистого оленя — волк. Чаще олени гибнут в марте — апреле, когда они ослаблены зимовкой. Спасаясь от волков, олени уходят в воду.

Охота на пятнистого оленя полностью запрещена. Он включен в «Красную книгу» и подлежит всемирной охране.

– Ребята, что вам показалось самым запоминающимся в ответе Сережи? А что вы можете добавить к его сообщению?

– Скажите, можно ли использовать данную информацию в наших сочинениях? Всю? В какую часть сочинения можно включить данные факты о пятнистом олене? Обязательно говорить только об олене?

(ребята устанавливают, что информацию об олене можно заменить небольшой биографической вставкой о самом фотографе)

– Конечно, вы правы. А теперь послушаем краткое сообщение о Вадиме Гиппенрейтере, которое приготовила Полина.

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о Вадиме Евгеньевиче Гиппенрейтере»)

Вадим Гиппенрейтер родился 22 апреля 1917 года в Москве.

С фотографией был знаком с детства. В их семье было принято, собравшись с родней и гостями, делать праздничные фотографии. Проявляли и печатали фотографии тоже сами.

Гиппенрейтер всегда самостоятельно осуществлял весь процесс, начиная от постановки кадра и до печати готовых снимков.

В. Гиппенрейтер – автор 30 опубликованных альбомов с пейзажными фотоочерками. Объектами фотосъемки стали заповедные места России, средневековые города XII-XVI веков, фрески старинных соборов, фантастические и труднодоступные области Камчатки, Урала, природа Карелии. Вадимом Гиппенрейтером выпущены сборники «В горах Карачаево-Черкессии», «Сказки русского леса», в которых он запечатлел красоту нашего мира и нашей страны.

– Ребята, что оказалось самым интересным и необычным в личности В. Гиппенрейтера? Какую информацию вы включили бы в свои сочинения?

Составление опорной таблицы языковых средств, которые могут использоваться в сочинениях

– Итак, мы определили примерное начало наших сочинений. Вернемся к самой фотографии. Еще раз внимательно ее рассмотрим.

(пауза для повторного зрительного восприятия)

– Как бы вы описали пятнистого оленя, которого видите на снимке? Какие детали затронули бы?

Предмет, или его деталь

(имена сущ-е и местоим.)

Признаки (имена прилагательные;

художественные и языковые средства: эпитеты, метафоры, сравнения и др)

Читайте также:  Сочинение по фотографии (картине) Гиппенрейтера Зарянка, 5 класс (описание)

Голова, морда, уши, глаза, нос

Массивные, огромные, зрелые (взрослая особь), внушающие силу и страх

Черная, бурая, прочная, жесткая, с серыми пятнами

Величественный, царственный, спокойный, грациозный, настоящий царь тайги

Березовая роща, тайга, белоснежные стволы берез, ослепительно белый снег

Лексическая работа (орфографический анализ трудных слов)

– Ребята, при подборе лексических средств, мы встретили с вами большое количество слов, которые могут вызвать орфографические затруднения. Какие это слова? В чем их особенность? Давайте вместе проверим, правильно ли мы записали трудные слова. Запомним, как они пишутся.

Ослепительно белый снег

Выявление основной мысли фотографии.

– Теперь, когда мы увидели и обсудили, какие детали внешнего вида оленя будем описывать, узнали, как правильно написать слова, которые встретятся в сочинении, попробуем ответить на некоторые вопросы. Как вы считаете, почему автор решил сфотографировать оленя? Что фотограф хотел показать? Чем привлекло его это животное?

(фотографа привлекло, его заинтересовал….)

Вспоминаем структуру сочинения.

– Ребята, мы не случайно начали рассуждать о том, почему фотограф запечатлел именно это животное, о том, что его привлекло в нем. На каком этапе сочинения мы обычно выявляем авторскую позицию? Верно, речь идет об основной мысли фотографии. Давайте еще раз вспомним, из каких структурных частей состоит сочинение-описание.

(Сочинение-описание будет состоять из трех опорных частей, которые представят собой абзацное членение)

1)Введение (На фотографии изображен ….).

2)Основная часть (на снимке я вижу …(последовательное описание внешнего вида животного).

3)Заключение (Для чего автор сделал этот снимок? Что он хотел показать нам? Какие чувства возникают при просмотре этой фотографии? Нравится ли она мне, и почему?).

– Что мы напишем во введении? В основной части? В заключении?

6. Памятка «Помни о правилах грамотного сочинения!»

(отсутствие речевых повторов, абзацное членение, объем от 1,5 страниц)

Работа над сочинением в черновиках

(учитель помогает при возникших затруднениях)

– Ребята, наш урок подходит к концу. Я вижу, что большинство из вас уже сделало неплохие наброски своих сочинений, это здорово! Нам необходимо подвести итоги этого занятия. Ребята, давайте вместе попробуем продолжить следующую фразу «Сегодня на уроке я…»

9. Домашнее задание: оформить чистовой вариант сочинения в тетрадях для творческих работ

Список используемой литературы

1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

2) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др./ сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007.

3) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» /М.М. разумовская, С.И. Львова, В.И. капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015.

Урок русского языка в 5 классе “Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера “Пятнистый олень”

Предмет:Русский язык и литература
Категория материала:Конспекты
Класс:5 класс
Автор:Коренькова Елена Викторовна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:32.82 Kb

Коренькова Елена Викторовна, г. Красноярск, МБОУ Лицей №10

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сочинение-описание по фотографии В.Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Коренькова Елена Викторовна

Цели урока: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (животное); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: учебники, тетради для творческих работ, черновики, мультимедийное оборудование (проектор), доска, мел.

Запись числа, названия работы:

Двадцать пятое апреля

Сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Пятнистый олень»

Первичное восприятие фотоснимка

– Сегодня нам предстоит работа над текстом определенного типа речи, каков это тип?

– Что характерно для этого типа речи?

Составление опорной записи в виде кластера

(одновременные признаки, текст будет отвечать на вопрос «какой?», текст будет насыщен прилагательными, все содержание текста можно зафиксировать с помощью одного фотоснимка)

– Отлично, вы назвали все признаки данного типа речи. А теперь я предлагаю вам взглянуть на саму фотографию, которая сделана Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером.

– Что изображено на фотографии? Да, это олень. Какие ощущения возникают при просмотре этого фото? Какие чувства вызывает у вас этот снимок?

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о пятнистом олене»)

Пятнистый олень — вид парнокопытного млекопитающего рода.

Животное легкого и стройного телосложени. Самцы крупнее самок, с ветвистыми рогами, достигающими 80 см.

Летний мех с ярко выраженной пятнистостью, которая зимой выражена слабо.

Зимой лучшим кормом пятнистому оленю служат желуди, которые он достает из-под снега. Ест он сухие листья, почки и побеги дуба, ивы, клена, ясеня. Опавшие листья, особенно дуба, олени поедают в течение всей зимы.

Главный враг пятнистого оленя — волк. Чаще олени гибнут в марте — апреле, когда они ослаблены зимовкой. Спасаясь от волков, олени уходят в воду.

Охота на пятнистого оленя полностью запрещена. Он включен в «Красную книгу» и подлежит всемирной охране.

– Ребята, что вам показалось самым запоминающимся в ответе Сережи? А что вы можете добавить к его сообщению?

– Скажите, можно ли использовать данную информацию в наших сочинениях? Всю? В какую часть сочинения можно включить данные факты о пятнистом олене? Обязательно говорить только об олене?

(ребята устанавливают, что информацию об олене можно заменить небольшой биографической вставкой о самом фотографе)

– Конечно, вы правы. А теперь послушаем краткое сообщение о Вадиме Гиппенрейтере, которое приготовила Полина.

Информация для справки (индивидуальное сообщение учащегося в виде презентации «Интересные факты о Вадиме Евгеньевиче Гиппенрейтере»)

Вадим Гиппенрейтер родился 22 апреля 1917 года в Москве.

С фотографией был знаком с детства. В их семье было принято, собравшись с родней и гостями, делать праздничные фотографии. Проявляли и печатали фотографии тоже сами.

Гиппенрейтер всегда самостоятельно осуществлял весь процесс, начиная от постановки кадра и до печати готовых снимков.

В. Гиппенрейтер – автор 30 опубликованных альбомов с пейзажными фотоочерками. Объектами фотосъемки стали заповедные места России, средневековые города XII-XVI веков, фрески старинных соборов, фантастические и труднодоступные области Камчатки, Урала, природа Карелии. Вадимом Гиппенрейтером выпущены сборники «В горах Карачаево-Черкессии», «Сказки русского леса», в которых он запечатлел красоту нашего мира и нашей страны.

– Ребята, что оказалось самым интересным и необычным в личности В. Гиппенрейтера? Какую информацию вы включили бы в свои сочинения?

Составление опорной таблицы языковых средств, которые могут использоваться в сочинениях

– Итак, мы определили примерное начало наших сочинений. Вернемся к самой фотографии. Еще раз внимательно ее рассмотрим.

(пауза для повторного зрительного восприятия)

– Как бы вы описали пятнистого оленя, которого видите на снимке? Какие детали затронули бы?

Предмет, или его деталь

(имена сущ-е и местоим.)

Признаки (имена прилагательные;

художественные и языковые средства: эпитеты, метафоры, сравнения и др)

Голова, морда, уши, глаза, нос

Массивные, огромные, зрелые (взрослая особь), внушающие силу и страх

Черная, бурая, прочная, жесткая, с серыми пятнами

Величественный, царственный, спокойный, грациозный, настоящий царь тайги

Березовая роща, тайга, белоснежные стволы берез, ослепительно белый снег

Лексическая работа (орфографический анализ трудных слов)

– Ребята, при подборе лексических средств, мы встретили с вами большое количество слов, которые могут вызвать орфографические затруднения. Какие это слова? В чем их особенность? Давайте вместе проверим, правильно ли мы записали трудные слова. Запомним, как они пишутся.

Ослепительно белый снег

Выявление основной мысли фотографии.

– Теперь, когда мы увидели и обсудили, какие детали внешнего вида оленя будем описывать, узнали, как правильно написать слова, которые встретятся в сочинении, попробуем ответить на некоторые вопросы. Как вы считаете, почему автор решил сфотографировать оленя? Что фотограф хотел показать? Чем привлекло его это животное?

(фотографа привлекло, его заинтересовал….)

Вспоминаем структуру сочинения.

– Ребята, мы не случайно начали рассуждать о том, почему фотограф запечатлел именно это животное, о том, что его привлекло в нем. На каком этапе сочинения мы обычно выявляем авторскую позицию? Верно, речь идет об основной мысли фотографии. Давайте еще раз вспомним, из каких структурных частей состоит сочинение-описание.

(Сочинение-описание будет состоять из трех опорных частей, которые представят собой абзацное членение)

1)Введение (На фотографии изображен ….).

2)Основная часть (на снимке я вижу …(последовательное описание внешнего вида животного).

3)Заключение (Для чего автор сделал этот снимок? Что он хотел показать нам? Какие чувства возникают при просмотре этой фотографии? Нравится ли она мне, и почему?).

– Что мы напишем во введении? В основной части? В заключении?

6. Памятка «Помни о правилах грамотного сочинения!»

(отсутствие речевых повторов, абзацное членение, объем от 1,5 страниц)

Работа над сочинением в черновиках

(учитель помогает при возникших затруднениях)

– Ребята, наш урок подходит к концу. Я вижу, что большинство из вас уже сделало неплохие наброски своих сочинений, это здорово! Нам необходимо подвести итоги этого занятия. Ребята, давайте вместе попробуем продолжить следующую фразу «Сегодня на уроке я…»

9. Домашнее задание: оформить чистовой вариант сочинения в тетрадях для творческих работ

Список используемой литературы

1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

2) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др./ сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007.

3) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» /М.М. разумовская, С.И. Львова, В.И. капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: Скачиваний: 47

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Описание по картине в. гиппенрейтера “пятнистый олень”

Ответы на вопрос

ПериодыКлимат, растительностьОсновные этапы эволюции животных
ТретичныйВ первой половине периода преобладает тропическая и субтропическая растительность, во второй происходит остепнение, однодольные вытесняют древесную растительность.В первой половине периода возникли все современные отряды млекопитающих. От насекомоядных млекопитающих обособляется отряд приматов. В середине периода появились предки понгид (человекообразных обезьян) и гоминид (прямоходящих приматов). В конце периода от гоминид произошли люди.
ЧетвертичныйЕвразия и Северная Америка четырежды подвергались оледенениям. Накопление гигантских запасов льда привело к снижению уровня мирового океана на 60—90 м. Появились сухопутные мосты между Европой и Британскими островами, Азией и Северной Америкой.Вымиранию мамонтов, шерстистых носорогов мастодонтов способствовали древние охотники. Сухопутные мосты способствовали обмену фауной и флорой между материками, расселению людей. Отсутствие моста сохранило жизнь примитивным млекопитающим Австралии.
Читайте также:  Сочинение описание по фотографии (картине) Гиппенрейтера Стволы берез (описание)

Название идейного течения

1. Земское движение (земцы-помещики)

Братья Пётр и Павел Долгоруковы,

Земство должно стать основой конституционных преобразований. На основе губернских земств нужно организовать Всероссийский представительный орган, предоставив ему возможность участвовать в законодательной работе.

Объединились негласно: 1899 г. — кружок “Беседа”. Издавали сборники “Нужды деревни”, “Политический строй”, сыгравшие важную роль в идейном становлении либерализма.

2. Конституционалисты (интеллигентская верхушка — университетская профессура, известные юристы)

Политические реформы играют первостепенную роль.

В конце XIX — начале XX века группировались вокруг газеты “Русские ведомости” и журнала “Русская мысль”.

Поддерживали тесные связи с земскими лидерами.

3.Либеральные народники (“Идейная ” земская интеллигенция: врачи, учителя, статистики)

Политические реформы играют второстепенную роль. Жизненно необходимы преобразования социально-экономического характера.

Уверены в том, что в России победит общинный социализм. Добиться этого — мирным путем: через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию путём реформ крестьянского малоземелья, развитие сельской кооперации.

Сотрудники журнала “Русское богатство”.

4.”Легальные марксисты” (ученые и общественные деятели)

Доказывали неизбежность распада старых, феодальных, и утверждение новых, капиталистических, отношений. Неприятие “легальными марксистами” революционных методов борьбы, стремление к смягчению классовых антагонизмов, превращало их в противников социал-демократии как большевистского, так и меньшевистского образца. Социализм — высокий, но несколько абстрактный идеал, обращенный в будущее.

В полемике с либеральным народничеством “легальные марксисты” сотрудничали с революционными.

5. Летом 1903 г. на совещании двадцати конституционалистов решено было учредить нелегальную организацию “Союз освобождения”.

Январь 1904 г., Петербург — учредительный съезд “Союза освобождения”.

Консолидирующиеся либеральные силы.

Земские либералы, интеллигенция ( в т. ч. либеральные народники и “легальные марксисты”).

Рассчитывали на мирное развитие России, для этого необходимы реформы. . Потеснить самодержавно-бюрократическую власть, чтобы она допустила к управлению государством представителей общества и народа.

Центральным пунктом программы “Союза” был созыв Учредительного собрания, которому предстояло провозгласить Конституцию Российского государства.

Важную роль в консолидации либеральных сил сыграл журнал “Освобождение”, издававшийся за границей с 1902 г. (редактор П.Б. Струве).

“Союз освобождения” вёл борьбу на два фронта: 1) . подтолкнуть самодержавие дать стране конституцию, 2) найти общий язык с радикалами, чтобы избежать насильственного решения назревших задач общественного развития.

сочинение-описание по фотографиям В.Гиппенрейтера
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Презентации и конспекты уроков развития речи по фотографиям В. Гиппенрейтера

Скачать:

ВложениеРазмер
подготовка и материалы к сочинениям-описаниям по фотографиям В.Гиппенрейтера27.54 КБ
sochinenie_opisanie_po_foto_gippenreytera_suhie_stvoly_sosen.pdf936.57 КБ
spravochnyy_material.docx15.3 КБ
tehnologicheskaya_karta_uroka-podgotovki_k_sochineniyu_suhie_stvoly_sosen.docx26.82 КБ
foto_gippenreytera_buryy_medved.pptx462.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».

Тип урока: развитие речи

Технология : развития критического мышления посредством чтения и письма

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная

  • закрепить и углубить представление об описании;
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
  • познакомить с творчеством фотографа Гиппенрейтера;
  • учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка;
  • формировать умение описывать пейзажи по фотографии.
  • развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
  • развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
  • развивать творческие способности .
  • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к родному языку;
  • способствовать формированию коммуникативных качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству фотографии и к творчеству фотографов; любовь к природе, чувство прекрасного.
  • репродукци и фотографий В. Гиппенрейтера;
  • з апись композиции Э. Кортазара ;
  • р аздаточный материал для обучающихся (Справочный материал);
  • Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля .
  1. Стадия вызова. Введение в тему. Постановка учебной цели.
  1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.
  2. Стратегия «Вопросительные слова».
  3. Актуализация знаний.
  1. Стадия осмысления.
  1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий).
  2. Устное описание фотографии.
  3. Задание-эксперимент.
  4. Интересные находки. Проверка домашнего задания.
  1. Стадия рефлексии.

Запись числа и темы урока.

Введение в тему. Постановка учебной цели.

  1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно. Можно даже, сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, – вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежностью припухлостью между тоненьких жилок.

Индивидуальная работа – 2 человека:

  • выписать на доске значение слова пытливый из Толкового словаря С.И. Ожегова;
  • подобрать однокоренные слова к слову пытливый (пытаться, попытка, любопытный, опыт, опытный).

Вопросы для анализа текста

Беседа с классом.

  1. Определите тему текста (о чем?)
  2. Определите основную мысль. В каком предложении содержится основная мысль? Можно записать это предложение как эпиграф? Что такое эпиграф?

( Все зависит от пытливости и остроты взгляда) Запись эпиграфа.

Какого стиля текст?

  1. А что значит пытливость? Какого человека можно назвать пытливым? Подберите синоним к слову. Что такое синоним? Проверка индивидуального задания (работа со словарем С.И. Ожегова).

Запись в тетрадь : пытливый, любопытный, любознательный, стремящийся все знать, понимать.

Кто же сегодня будет самым пытливым, у кого будет острый взгляд?

  1. Стратегия «Вопросительные слова».

А для начала давайте определимся: какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте вопросы, используя слова «что», «какие», «как», «зачем». (Проверяем глубину понимания цели, например, я сегодня хочу узнать, как писать сочинение-описание, что такое описание, зачем нужно уметь писать сочинения, где это пригодится, какие средства выразительности используются в описании?).

Что такое описание как тип речи? Прочитаем справочный материал на партах, отметим особенности текста-описания. (Читает ученик). Мы на предыдущих уроках развития речи создавали тексты-описания осени. Осень в ваших сочинениях была яркой, золотой, дарящей радость, гармонию, множество красок. Но природа все время разная. И фотография способна запечатлеть эти неповторимые мгновения.

По фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» вы будете писать домашнее сочинение (рассмотрите цветную вклейку 9 в учебнике).

Кто автор фотографии?

  1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий). Запись в тетрадь.

Вадим Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США. Это человек, который объехал всю нашу страну, автор многочисленных фотоальбомов, уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы.

У.: Можно сказать, что профессия фотографа предполагает такие качества, как пытливость и остроту взгляда?

2. Устное описание фотографии.

Обратимся к фотографии «Сухие стволы сосен». Что изображено? Какое общее впечатление от фотографии? (Обращаем внимание на план сочинения в «Справочном материале»).

(Производит мрачное впечатление, грустное, тяжелое, задумываешься, почему они сухие, какими они были раньше).

У.: Что на переднем плане? Стволы занимают центральное место на фотографии. Какие цвета преобладают на заднем плане? Основная мысль фотографии? Что нам хотел сказать автор?

(Природа необычайна, неповторима и величественна в любом проявлении, будь то золотая аллея берез или сухие перекрученные ветром сухие стволы деревьев. Нужно быть пытливым и внимательным, чтобы это видеть и понимать).

Готовим рабочие материалы для сочинения.

У.: А зачем нужны деревья? Что бы ответил поэт?

В одной притче о деревьях я прочитала, что деревья нужны для того, чтобы слушать музыку ветра. А еще говорят, что «музыка – это поэзия воздуха» (Жан Поль). Для многих поэтов звучащая музыка была и является непременным условием творчества. Стихия музыки подпитывает вдохновение, создает удивительную атмосферу для выражения собственных чувств и настроений. Предлагаю вам прослушать музыкальную композицию Эрнесто Кортазара (пианиста и композитора) и письменно выразить свои эмоции, чувства, настроение от музыки и фотографии «Сухие стволы сосен».

Запись в тетрадь:

  • 1 ряд, слушая музыку, записывает «я вижу…»
  • 2 ряд записывает «я чувствую…»
  • 3 ряд «я представляю…»

Это могут быть слова, словосочетания, предложения.

Звучит музыка (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

У.: Дома вы подбирали выразительные средства, которые можно использовать при описании леса, неба, травы, деревьев. Послушаем ваши варианты.

Материал для описания деталей фотографии есть также в «Справочном материале» на партах. Вы можете взять его домой. Обратите внимание на план сочинения. Не забудьте передать основную мысль фотографии. Запишите домашнее задание – написать сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». Объем сочинения 10-12 предложений.

У.: Какие из заданий привели вас к новым идеям? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире фантазий, идей?

Заключительное слово учителя.

Увы, очень редко мы обращаем внимание на проплывающие в небе облака или шепчущиеся между собой осенние листья, танцующие хороводы берез или плачущие струи дождя…

Смотрите и учитесь наслаждаться. И постарайтесь не забывать, что мир вокруг нас полон самой совершенной живописи, надо лишь внимательнее смотреть на него…

Попробуйте сделать свои интересные находки в природе, а если умеете фотографировать, то сделайте снимки. Мы устроим выставку лучших работ. А по самому интересному снимку напишем следующее сочинение-описание…Удачи! Спасибо за общение, умные и необычные мысли.

Сочинение по фотографии В. Гиппенрейтера Зарянка

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 5 «А» КЛАССА

Сочинение по фотографии В. Гиппенрейтера

На фотографии изображена певчая птичка зарянка. Эта птичка отличается редкой красотой. Ее расцветка очень необычная. Верх тела окрашен в однотонный оливково-бурый цвет, низ – светло-сероватый, грудь, вокруг клюва – оранжево-желтые. Наверное, эту птичку нельзя спутать ни с какой другой.

Эта лесная птичка кажется очень нежной и хрупкой. Она стоит на широком стволе березы. У птички коротенькие и тонкие ножки. Зарянка смотрит прямо на нас своими задумчивыми и выразительными глазами. Птичка крохотна и грациозна. Создается впечатление, что она вот-вот встрепенется, дернет хвостом, полетит и запоет свою переливчатую, временами даже щемящую душу песню.

Мне нравится эта безобидная, неназойливая птичка.

Каждый человек был в лесу. И кто видел зарянку, тому повезло. Ее облик – великая осторожность. Немного мельче воробья, она окрашена в коричневый цвет с оранжево-желтой грудкой. Услышав песню зарянки, ты словно окунаешься в тайну весеннего леса. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна. Ей свойственны журчащие звуки.

В предрассветном лесу звуки песен зарянки создают основной фон. Позднее, когда просыпаются другие птицы, голос зарянки теряется в общем пении.

Пищу зарянки собирают не земле в лесной подстилке. Весной и летом питаются червями, личинками, пауками, насекомыми.

В начале мая, когда образуются первые проталины на полях и лугах, эти маленькие птички плетут свои гнезда.

В лесу есть много интересного и приятного для души.

На фотографии виден поваленный ствол дерева, кора которого уже потрескалась и стала приютом для многих насекомых. На стволе сидит маленькая лесная птичка. Судя по всему, это зарянка. Встревоженный вид птички говорит о том, что в любую минуту, почуяв опасность, зарянка вспорхнет и тут же скроется с глаз.

Очень необычная птичка! С бежевым хвостом, черным с проседью тельцем и палевой головкой, она кажется принцессой леса, знающей каждый уголок своего лесного дома.

Сочинение по картине В.И.Левитана «Осенний день. Сокольники»

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Скромный осенний пейзаж. Картина написана в пленительно-мягких тонах.

В центре картины – аллея, которая тянется где-то вдали. По этой аллее идет одинокая женщина . Справа и слева от аллеи рядами стоят клены во всей красе осеннего убранства. Хочется подойти и нежно поднять рыжеватый золотистый листочек, густо покрывающий дорожку.

Рядом с молодыми кленами огромной серой массой стоит увядающий лес. Кроны деревьев сливаются с небом. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски свободными мазками кисти.

Аллея усыпана опавшей листвой. Природа словно вздремнула. Осень сняла с полей и лесов, со всей природы насыщенные цвета. Небо окрашено тончайшими оттенками бирюзового, лилового, желтого тонов. Картина передает какую-то щемящую тоску и печаль, грусть и задумчивость.

Глубокой затаенной грустью веет от серого, печального леса, но в то же время картина заставляет нас любоваться родной русской природой в ее осеннем наряде.

Осень – закат природы. Но даже у нее есть свои прелести. Недаром многие поэты воспевают это время года. Яркие краски золотой осени способствуют хорошему, радостному настроении..

В своем стихотворении И. Бунин сравнивает лес с расписным теремом. Лиловый, золотой, багряный, стоит он над светлой поляной и радует глаз. В такой светлый, яркий день хочется гулять и радоваться жизни.

Но есть у осени и хмурые, сумрачные дни, которые наводят грусть. О такой осени пишет А. Фет.

Картина «Осенний день. Сокольники» по настроению близка стихотворению Фета. Изображен пасмурный день середины осени. Деревья сбрасывают свои наряды. Аллея в опавших листьях. Опустевшие скамейки. Редко можно встретить прохожего. Пустынная аллея наводит грусть, холодные осенние дни ранят душу.

Осень. По дорожке идет женщина в черном одеяниии. Рукой она что-то поправляет около лица. Тропинка светло-коричневого цвета. По ее краям лежат желтые, красные, бурые листья. Прямо возле дорожки на небольшом расстоянии друг от друга растут маленькие стройные деревца. Их листья разные цветов: там красные и оранжевые, а там – светло-коричневые. Под одним из деревьев стоит мало заметная, почерневшая от времени и сырости маленькая деревянная скамья.

С обеих сторон дорожки – трава. Осень еще не успела ее полностью раскрасить. Кое-где травка сочно-зеленая, а где-то уже пожелтевшая. А вдали грозно стоит мрачный, темно-зеленый хвойный лес. Он полон загадок и тайн.

Облака на небе грязновато-малинового цвета. Ближе к нам они становятся светлее. А меж ними виднеется светло-голубое небо.

Картина выполнена в темных тонах. Кажется, что от нее веет прохладой.

По-моему, картина слишком мрачна, и было бы радостней, если б в небе ярко светило солнце.

На картине изображена женщина в черном. На ее лице читается грусть, печаль. Зачем она здесь?

Женщина идет по узкой аллее, по краям которой растут молодые деревца, одевшиеся в осенние наряды. Кругом танцуют опавшие листья. Трава за деревьями еще зеленая, но уже собирается желтеть. Около молоденького деревца приютилась темная малозаметная скамейка. А в глубине стоит стеной темный, мрачный лес. И только небо голубовато-белое.

На картине изображена природа, раскрасившая себя в светлые и темные цвета. Этим она мне и нравится.

Как-то раз моя бабушка делала домашнее вино. Она попросила своих внуков, моих братьев, вылить осадок, оставшийся после вина, в канаву. Те решили подшутить над бабушкой и вылили осадок в птичью поилку. Гуси напились и свалились замертво.

Чтобы добро не пропадало, бабушка гусей соседке на перья для подушек. Та ощипала их и выбросила в канаву.

Утром бабушка видит такую картину: стоят во дворе ощипанные, голые гуси и гогочут…

Зима лютая, она всё хотела бы заморозить насмерть: людей, зверей, птиц, деревья –и всех с голоду уморить. Но солнце – символ жизни! Оно перешло в решительное наступление – началась оттепель. В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток – ночью – зима морозила землю, чинила разрушенные укрепления. Эта борьба продолжалась до весны. А весной, после окончательной победы тепла, зиму посадили в холодильник.

Когда открываешь двери холодильника, чувствуешь, как зима пытается вырваться на свободу.

Где-то когда-то в математическом царстве, в шахматном государстве жила прекрасная стройная Фигура.Многих восхищала ее красота, многие преклонялись перед нею. Но были и такие, которые завидовали ей и ненавидели прекрасную девушку. Среди них было Кривое зеркало. Оно взяло и отобразило Фигуру в виде страшного чудовища. И тогда все стали потешаться над красавицей: «Какая же ты прекрасная, если твое собственное отражение так ужасно?» Удивилась Фигура и сказала: «Можно, конечно, самое прекрасное представить ужасным, но прекрасное всегда остается прекрасным».

В нашем доме живет котенок сиамской породы. Зовут его Кузя. Малышу нет еще и двух месяцев, но он уж очень смышленый. А какой красивый! Шерстка короткая, густая, пушистая, светло-бежевого цвета с едва заметными темными полосками. На грудке шерсть несколько светлее, будто на Кузю надели желтоватый фартучек.

У моего любимца симпатичная черненькая мордашка. На ней отчетливо вырисовываются пушистые белые усы и такие же белые бровки.

У Кузи большие и очень красивые голубые глаза. Когда он сердится, они становятся ярко-зелеными, а в темноте светятся, как два красных уголька.

Носик у котенка черненький, атласный. Ушки остренькие, с темно-коричневой каймой.

Кузя совсем еще маленький, поэтому и зубки у него крохотные, но уже достаточно острые. Острые у него и коготочки, выглядывающие из темных перчаточек-лапок.

Когда котенок сыт и хорошо выспался, он любит побаловаться. Тут уж его проказам нет конца: то он ложится на спинку и начинает играть с моими руками, то из-за угла неожиданно бросается прямо под ноги.

Кузя – хороший «танцор». Встав на задние лапки, котенок начинает кружиться, стараясь передними достать бумажку на ниточке. Но есть предел его играм. К вечеру он устает и, забравшись ко мне на колени, дремлет и мурлычет

Моей кошке Маркизе десять лет. Несмотря на преклонный возраст, она остается красавицей: белая грудка и такие же белоснежные лапки, черный хвост и темная пятнистая спина. А возле больших зеленых глаз – будто подведенные, как у Клеопатры, темные ободочки.

У наших соседей есть кот. Он гораздо моложе нашей Маркизы и вроде бы не толстый, но ходит очень медленно и почти весь день спит. Наша же кошка всегда в форме: бегает, прыгает, лазает по деревьям.

Маркиза подкупает умом. Если она захочет есть, то подойдет к холодильнику и начинает мяукать: мол, пора ее накормить. Если захочет гулять, то опять же подойдет к двери, мяукнет и ждет, пока ей откроют. С улицы может в комнату через форточку войти, а может дверь лапой открыть – плохо только, что закрывать за собой не умеет. Раньше она даже пила из-под крана.

Я очень люблю свою Маркизу.

У меня есть знакомый кот. Бароном кличут. Его еще в шутку называют «Бароншвили» или «Швили».

На него смотришь и думаешь: «Ну и котище! Какой огромный! Наверное, всех мышей в округе переловил, остальные коты по струнке ходят, а сам он никаких неудобств не доставляет». Но это не так! Верно только то, что коты по струнке ходят, а так Барон – настоящий лентяй. Распорядок дня у него всегда одинаковый: утром он ест, потом весь день спит, разве что иногда поужинает. С наступленьем темноты кот идет на улицу – драться, кусать всех и село обследовать. Утром приходит то с порванным ухом, то хромающим. Все на него ворчат, но все равно Барон для нас умничка и симпатяга.

Барон не то чтобы красивый – он обаятельный. Наш Швили очень большой, толстый и тяжелый, килограммов пять весит. Шерсть у него короткая. Окрас почти тигровый: белый с рыжеватыми полосками. Глаза круглые и большие, загадочного желтого цвета, с велосипедными колесиками внутри. Сейчас он стал еще ленивее и глаза все время щурит. Из-за этого даже не видно, какие они были огромные. Раньше он был очень любопытным, а теперь ни на что не обращает внимания. Но остается по-прежнему умным: знает нашу машину и нас издалека узнает. Увидит нас – и бежит, подняв хвост трубой, все дела бросает.

Мы его очень любим, и он нас тоже.

Долорес – это имя моей кошки. Она персидской породы. В семье все ее ласково называют Дунечка. Она очень красивая! Шерсть – белая. с серебристыми полосками, мордочка – маленькая, хвост – длинный и очень пышный.

Долорес – большая умница. Когда ей что-нибудь нужно, она подходит к маме и громко мяукает. Мама говорит: «Дунечка, веди. Куда тебе нужно?» И та ведет то на кухню к миске, то в ванную комнату.

Наша любимица умеет петь и танцевать. Когда я включаю музыку в сотовом телефоне, Долорес начинает тереться об ноги, прыгать, то громко мяукать, то нежно мурлыкать. И даже перекрикивает мой сотовый.

Из еды Дунечка предпочитает сухарики «Вискас». Когда она их ест, хруст слышен в любом уголке нашей квартиры.

Моя мама любит пить кефир в постели. Только она поставит пустую чашку на тумбочку, как Долорес тут как тут. Опускает в чашку свою лапку, а потом облизывает ее. Так она делает до тех пор, пока посуда не станет чистой.

Дунечка не любит, когда к нам приходят гости. Она прячется под кровать, и заставить ее вылезти оттуда почти невозможно.

Я очень люблю свою кошку. Она – член нашей семьи.

Мой Кузя – забавный, умный и веселый пес. У него маленькие и озорные глаза, а нос вытянутый и всегда влажный. Шерсть густая, блестящая, черная, с хохолком посередине спины. Этот хохолок сделала ему я, когда была совсем маленькой. Однажды несла на улицу чайник с горячей водой, а Кузя вертелся рядом. Чайник был тяжелый, я случайно разлила кипяток, и он попал на моего любимца. С тех пор в этом месте шерсть у него стоит дыбом.

Кузя очень любит купаться. Как только мы подходим к реке, он с разбегу прыгает в воду. Брызги разлетаются во все стороны, и все радостно смеются. А Кузя, довольный, выскакивает на берег и шумно отряхивается.

Каждый раз, когда я прихожу из школы, Кузя встречает меня у калитки, радостно виляя хвостом. Он прыгает на меня, как будто говорит: «Поиграй со мной!» Его любимые игры – догонялки и футбол. Забавно наблюдать, когда он отбирает у меня мяч и носом подталкивает его. Сейчас, правда, он иногда не в силах играть, стал староват. Но мы все равно его очень любим.

Ссылка на основную публикацию