Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение

Сочинение по картине Врубеля Тамара и Демон Михаила (Описание)

Полотно Михаила Врубеля Тамара и Демон является одной из иллюстраций к произведению М.Ю., Лермонтова «Демон». По сюжету поэмы Демон влюбляется в прекрасную грузинскую царевну Тамару и пытается соблазнить ее. Он обещает девушке статус владычицы мира. Если она согласится полюбить его, Демон положит весь мир к ее ногам.

Картина отсылает к моменту, когда Тамара оплакивает гибель жениха в монастыре. На изображении мы видим двух главных героев. Безутешная Тамара лежит на кровати. Голова ее покрыта белым платком, а длинные смоляные косы спускаются до пола. Рядом с ней сидит Демон. Он закутан в темный плащ, а роскошные кудри обрамляют его утонченное лицо со строгими чертами. В первую очередь в его образе привлекают глаза. Такие ясные и живые. По ним видно, с какой страстью он глядит на возлюбленную.

Демон Врубеля не олицетворяет дьявола или черта. Первоначально слово демон обозначало дух. Здесь Демон предстает символом мятущейся человеческой души, погрязшей в страстях и сомнениях. Еще недавно этот красивый юноша грезил о разрушении всего земного, а сейчас смиренно сидит у постели красавицы и пылко говорит о своей любви. Тамара же его полная противоположность. Это подчеркивается даже цветами картины. Ее одеяния светлого оттенка. Тогда как Демон одет в темную одежду.

Девушка закрыла лицо руками от переполняющих ее эмоций. Она горько плачет. Совсем недавно она потеряла жениха. Но сам образ Демона, его голос и речи так манят ее. Вся ее поза говорит о том, как стыдно ей слушать уговоры юноши. Ведь какая-то часть ее души уже поверила ему и готова отдать свое сердце. Но душу девушки терзают сомнения, стоит ли ей доверять такому персонажу.

Необычность картины подчеркивает манера ее исполнения. Изображение выполнено с использованием всего двух красок: черной акварели и белил. Особенности придает и светло-коричневая бумага. Но выбор только двух цветов не ограничивает полет мысли художника. Эта картина не уступает другим, выполненным с использованием множества цветов и оттенков. В ней чувствуется целостность, законченность мысли. Наличие других оттенков уничтожило бы ту гармонию, которой удалось достичь Врубелю.

Описание №2

Картина Тамара и Демон была написана выдающимся русским художником Михаилом Врубелем. Основой для написания картины послужила поема М.Ю. Лермонтова «Демон». Над своим «Демоном» Лермонтов работал целых десять лет. Врубель работал над картиной, около года с 1890 по 1891 год. Является наиболее выдающимся художественным творением художника.

В 1891 году, готовилось юбилейное издание произведений Лермонтова, Врубель готовил к нему иллюстрации.

Сама композиция картины написана на бумаге коричневого цвета, он использовал белило и чёрную акварель. Тем не менее, картина полностью передаёт, эстетику и мысль автора, очень красочно.

Главная мысль это синтез смертного и потустороннего. Сама картина получилась довольно мрачная, художник гениально передал состояние потустороннего. Врубель ассоциировал себя с Демоном поэмы, поэтому смог точно прочувствовать весь посыл Лермонтова. Главный на картине «должен быть» демон. А уже как второй персонаж девушка Тамара. Она худа, боязлива и утомлена, хочет закрыть лицо руками (от ужаса).

Рядом с ней находится Демон он смотрит ей прямо в глаза. Приводя её в ужас. Сам демон выглядит очень внушительно и страшновато. У него чёрные как смоль волосы, жёсткий и властный взгляд. Художник соединил две сущности демона и дьявола воедино.

Однажды на одном приёме у Лермонтова спросили, кого же он изобразил демоном, тот ответил самого себя.

Когда у Врубеля спросили, что у него олицетворяет демон, тот ответил: что он отобразил мятежную сущность людей в одном лице.

Картина Врубеля очень детализирована. Он использует специальную технику перехода от тёмных тонов к более светлым.

Врубель наиболее точно передал суть произведения Лермонтова. Его картины дополняют произведения великого русского поэта и писателя.

Это было уже не в первый раз, когда Врубель обращается к теме демона – в 1890 году он написал картину «Демон сидящий», она висела (до революции) в особняке фабриканта-миллионера Морозова.

В 1899 году художник пишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира.

В данный момент обе картины выставлены в Третьяковской галереи.

Как говорил Врубель: Демон — не дух зла, а дух страдания и скорби, в то же время он властный, величавый.

Врубеля Тамара и Демон

Популярные сочинения

Большинство читателей считают, что произведения Салтыкова-Щедрина написаны достаточно трудным языком, который могут понимать далеко не все читатели. Но на сегодняшний день его произведения достаточно актуальны

Как бы это не звучало банально, но моё любимое время года – это лето. Во многом это связано именно с летними каникулами, освобождающими томимый учёбой школьный контингент от зубрёжек и обязанностей

Татьяна Назаренко живописно сотворила замечательный художественный шедевр московского храма. Он заслуживает особенного внимания, так как создан творчески и с большим вдохновением! Картина восхищает красотой

Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение

Сочинение по картине М.А. Врубеля “Демон”

1 вариант сочинения

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
(как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов

Михаил Александрович Врубель – известнейший русский художник, наиболее самобытный и значительный выразитель тенденций символизма и модернизма в русской живописи и графике. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску». Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».

Демон Врубеля предстает перед нами в облике искусительно-прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.

В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «…полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката…».

Я считаю, что изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств.

2 вариант сочинения

Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель в своем творчестве часто обращался к глубоким философским проблемам: смысл человеческого бытия, противоборство добра и зла, место и роль человека в окружающем мире. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Эти противоречия отразились в его картинах, которые содержат элементы таинственности, загадочности и зачастую носят мистический характер. Он обращался в своем творчестве и к античной мифологии, и к мотивам русских народных сказок, и к сюжетам романтических произведений писателей и поэтов различных эпох.

Характерный для Врубеля мотив противоречия между мечтой о преобразовании мира и жестокой действительностью, попытки отразить в своих образах все высокое и прекрасное в человеке ярко представлены в ряде работ, посвященных теме Демона. Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. На полотне «Демон» автор изображает героическую личность, бросающую вызов несправедливой действительности, личность с бунтарским характером, которая в то же время ощущает трагическое одиночество.

Мы видим на фоне экзотического пейзажа гордого, но печального юношу. Весь его облик, могучая стать, сильные мускулистые руки говорят о том, что это сильный, независимый человек, с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями. Но взгляд его грустных глаз, в задумчивости направленный куда-то вдаль, говорит о внутренних переживаниях этого юноши. Он одинок. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Здесь мы видим не злого возмутителя спокойствия и порядка на земле, не врага человека и человечества, несущего разлад и бедствия людям. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. Как Демон он всемогущ. Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, примирить добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь, свет и тьму.

Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. Как противопоставлены небо и земля, суша и вода, ангелы и демоны, так же контрастны и цвета картины. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Художник переплетает эти цвета, но не объединяет их, словно показывая стремление к гармонии и невозможность ее достижения. Резкие, ломающиеся линии, расчленение изображения на множество пересекающихся граней и плоскостей, напоминающий мозаику фон — все это передает напряженность и тревожность, с которой художник воспринимает действительность. Яркие, насыщенные, словно пылающие краски, сочетания цветов, наполненные богатой эмоциональностью, еще больше подчеркивают драматизм сюжета. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона.

Подобная эмоциональность, сильная напряженность и трагизм в целом очень характерны для работ М. А. Врубеля. Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Разносторонность поисков автора, мечта о соединении искусства с жизнью, величественные монументальные замыслы выразились во многих его произведениях. На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, сложная, часто напряженная и противоречивая жизнь. И картина «Демон» — один из заметных шагов на этом нелегком пути.

Картина “Демон” Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля

Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать “Демона” Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.

История создания

“Демон” Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История “Демона” Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

“Демон” Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

Читайте также:  Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс (описание 4 шт.)

Цветовая гамма

“Демон” Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон – это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье – вот главные заслуги художника.

Скульптура

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них – это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Демон и Тамара

Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры – так считал художник. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.

Летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто. Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

Читайте также:  Сочинение по картине Поленова Московский дворик 5 класс описание

Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий»

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля , притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.
Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык — украинское бюро переводов Традос.

История одной картины. Демоны Михаила Врубеля

Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. Художник начал над ним работу еще в Киеве в 1885 году, но что-то помешало ему закончить работу, и он уничтожил свое творение. Позже образ демона стал для Врубеля чуть ли не ключевым в последние годы его. С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже.

Все началось с картины «Демон сидящий».

Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире.

Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный.

Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».

Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему? Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер. Но в то же время, художник наперед знает, чем закончится этот полет. Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя.

Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать.

Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он.

В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным

И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего – все они светлые и умиротворенные.

Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике: “Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым”.

Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь.Он изобрел свой метод лечения – то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное – Врубелю удается заставить болезнь отступить.

Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись. Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.

Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания. Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего рисованного демона, зрительный образ стал частью его собственной жизни. Спустя еще какое-то время художник слепнет. Свою последнюю картину “Портрет поэта Брюсова” Врубель так и не успел дописать.

Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе.

Газеты пишут, что его «Демон», уничтожил своего творца.

Удивительным образом Врубель словно мнит себя самого демоном. Он рассказывает жене разные причудливые истории из жизни, что он жил во все времена, строил готический собор, расписывал стены Ватикана вместе с Рафаэлем и Микеланджело. А еще, что скоро у него появятся изумрудные глаза, совсем такие же, как и у его бессмертного демона.

Картина Михаила Врубеля “Демон сидящий”, 1890 г.: история создания и интересные факты

От Masterweb

Картина Михаила Александровича Врубеля “Демон сидящий” – одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова. Но именно образ “духа изгнания” из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Читайте также:  Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины “Демон сидящий”. Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого “Анна Каренина”. На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии “Гамлет”. Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля – “Ангел с кадилом”, “Богоматерь с младенцем”, “Пророк Моисей”, “Царевна-лебедь”.

Эксцентричный живописец

Автор картины “Демон сидящий” – М. А. Врубель – был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон – но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась “Демон поверженный”. Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма – направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину “Демон поверженный”. Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Второй кризис

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и “Демон сидящий”. Врубель написал эту картину в 1890 году. “Демона поверженного” – спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание “Демона сидящего” Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

“Демон” Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине “Сидящий демон”. Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как “дух лукавый”.

Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в “царицу мира”. В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля “Демон сидящий”. Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.

Картина “Демон сидящий” Врубеля

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной “Демон сидящий” Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание “Демона сидящего” Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж.

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин – инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля “Демон сидящий”, невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: “Демоном сидящим”, описание которого представлено выше, и “Тамарой и Демоном”. Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала “Золотое руно”. И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной “Демон сидящий”.

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ “духа лукавого”. В 1902 году он написал картину “Демон поверженный”. Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.

Охваченный демоном

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину “Демон сидящий” Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина “Демон сидящий” (1890 г.), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово “демон” в переводе с греческого означает “душа”. Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина “Демон сидящий” была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину “Демон поверженный”, но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

“Демон поверженный”

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине “Демон поверженный”.

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: “Как художник он здоров”. У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его “демоны” получили мировое признание, он так и не узнал.

Ссылка на основную публикацию