Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

Сочинение по картине Дейнека Будущие летчики 6 класс

Данная картина написана накануне Великой Отечественной войны в городе Севастополе. Автор имел непреодолимую любовь к летательным аппаратам. У него скорее всего была мечта стать летчиком. Пилотировать боевые машины в то время было мечтой каждого мальчишки.

На холсте написаны двое мальчишек и один взрослый мужчина, сидящих на, что они набережной морского побережье. Они взирают на небосвод, где изображен самолет. То, что они восседают на набережной говорит нам о том, что они находятся в городской черте. Троица очень загорелая. Судя по этому факту мы можем предположить, что они ежедневно пропадают на море. Один из них худощавое телосложение. Мы видим как отчетливо проступают позвонки.

Мальчишки военных лет не проводили время в квартире целый день, а занимались активным провождением времени на свежем воздухе. Стрижки у них по моде того времени, короткие с зачесом назад. Мальчишек хлебом не корми, а дай погонять по улице. По этой причине у них худощавое телосложение. Не телосложение, а тело вычитание. Они ни в какое сравнение не идут с современными ребятами, проводящими очень большое время сидя перед монитором.
Пацаны скинули с себя всю одежду. Мужчина же сидит в трусах. По всей видимости он рассказывает мальчикам о небе, о самолетах. Скорее всего он сам лётчик, либо имеет какое-то отношение к авиации.Пацаны внимательно слушают мужчину, а так же внимательно наблюдают за самолетом выписывающем замысловатые кульбиты в небосводе.

На небе нет ни одного облачка, если не считать два небольших облачка. Скорее всего аэроплан проводит учебный вылет, либо показательные полеты. Два гидроплана уже присели на морскую поверхность, третий же продолжает полоть.

Судя пор всему мальчишки пришли на море одни, а мужчина присоединился чуть позже и сразу завладел всеобщим внимание. Мужчина же по всей видимости сам летчик, либо воевал в Испании, ранен и сейчас находится на излечении. Вполне может быть, что он является отцом пацанят и привел их для того, чтобы они понаблюдали за соревнованиями аэропланов. Заодно привить им любовь к летному искусству. Что может быть лучше, чем находиться в свободном полете ?

Детство-самая счастливая и незабываемая пора в нашей жизни. В это время зарождаются идеи и мечты, которые мы стремимся воплотить в жизнь. Из содержания картины видно, что мальчишки полны надежды. Мы не видим их глаз и лиц, но можно предположить, что они сияют и горят, а лица полны вожделений и мечтаний.

То, что Дейнека изобразил сорванцов обнаженными, по всей видимости для того, чтобы показать их душевную чистоту и открытость помыслов и нравов. Ребята того времени обладали чистыми мыслями, простотой взглядов.

Море спокойно плещется в своем бассейне, лишь кое-где видны перекатывающие мелкие волны. Конструкция гидропланов разрешает им приводниться на поверхность моря. Днище сконструировано таким образом, что имеет вид лодки. По этой причине гидроплан и имеет возможность совершить посадку на любой поверхности.

Справа изображена какая-то архитектурная постройка, то ли парапет, то ли какой-то выступ. Неизвестно какое предназначение она несет и для какой цели произведена постройка. Возможно она служит обычным крашением, а возможно несет оборонительное значение.

Вариант №2

Картина написана великим художником Дайнеки. А для того чтобы четко и конкретно понять картину нужно сначала прочитать биографию самого художника. Также многие должны понять как же им жилось в это время.

По написанию картины можно понять, что она была написана как в то время когда началась Великая Отечественная война. Все происходило в Севастополе. Автору больше всего на свете хотелось не только любоваться самолетами, но и самому попробовать на них полетать, а также стать настоящим летчиком.

На картине нам представляется три человека. Два мальчика и вместе с ними взрослый мужчина. Некоторые могут подумать, что это отец с сыновьями. Все они сидят спиной к зрителям. Судя по тому, как описана набережная можно понять, что они находятся на набережной, которая находится за городом большого города. Набережная выложена аккуратно при помощи светлого камня.

Тело всех присутствующих на картине загорелые. А судя по тому, что они очень долго находятся на этой набережной, их тела сгорбились. У старшего человека даже видно ребра. Многие ребята гуляют летом на улице постоянно и заходят только ближе к ночи. Именно поэтому они и являются худыми. А вот современным детям лучше всего и проще всего сидеть за компьютером и играть постоянно. Естественно они и толстеют.

По телу мужчины тоже видно, что он также ведет здоровый образ жизни. Все они до пояса голые. Поскольку солнце яркое, то и волосы у ребят немного выгорели. У мужчины короткая стрижка и волосы зачесаны назад.

По тому, что мальчишки сидят практически без одежды, а вот на взрослом мужчине надеты трусы, то из всего этого можно сделать вывод о том, что они недавно купались. Рядом с ними нет ни единого человека, именно поэтому они и решили купаться голышом. А когда они вышли из воды, то неожиданно увидели гидроплан, который проплывает по небу.

Наверное, раньше мужчина и сам был летчиком, а теперь находится на заслуженном отдыхе. Он повторяет все движения рукой, которые выполняет в небе гидроплан. Мальчишки внимательно и не перебивая, смотрят не только за всеми действиями мужчины, но и слушают его. И это не замечают, что не успели при этом одеться.

Небо изображено специально в белых тонах для того чтобы четко были видны гидропланы. На небе как раз нет ни единого облачка, есть, конечно, пара облачков, но это не мешает им совершать свои пируэты. Они показывают показательные выступления и тренировочные полеты. Немного позже два гидроплана садятся на воду, а вот один продолжает совершать свои тренировочные полеты. Далеко в небе он кажется маленькой птичкой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что ребята уже практически решили кем они будут когда немного подрастут и для того чтобы исполнить данную мечту они готовы пройти множество препятствий и преград.

При этом синее море спокойное и ровное, лишь иногда по нему может прокатиться небольшая волна. Но и это не является причиной для выполнения трюков гидропланов. Они специально сделаны из легкого материала для того чтобы можно было при помощи них подняться на любую волну. А широкое днище нужно для того чтобы не потонуть при посадке на воду.

Если вы долго будете смотреть на воду, то может показаться, что она начинает оживать и волны потихоньку качаются по волнам.

Смотря на данную картину можно представить яркое и теплое солнце, которое нагревает землю и воду. Также хочется сразу же чтобы поскорее настало лето, и чтобы можно было прогуляться по теплому или даже горячему песку и искупаться в теплом и чистом море.

6 класс обществознание

Дейнеки – Будущие летчики

Осень — холодное время года. В это время мы меньше гуляем и чаще сидим дома. А когда сидишь дома, иногда хочется посмотреть в окно. Осенью вид из окна красивый.

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга – это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.

Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом. Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества

Каждый человек в своей жизни совершает ошибки. Без ошибок невозможно жить, ведь тот, кто самостоятельно ничего не делает и не принимает самостоятельно решения, никогда не ошибается.

У меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,

Живая и богатая планета, своей уникальностью занимает первое место в солнечной системе, ведь на ней есть жизнь. Это обуславливается наличием уникальной атмосферы — воздушной оболочки вокруг Земли.

Сочинение-описание картины Будущие летчики Дейнеки (6 класс обществознание)

Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.

Лето – беззаботное время года для юных мальчишек, которые ещё не вступили во взрослую жизнь. Время, когда можно много отдыхать и радоваться жизни. Именно в это время года юнцы мечтают и представляют, как они достигают желаемого.

На картине нашему взгляду предстаёт бескрайнее море и синева. На берегу сидят два русых мальчугана и взрослый мужчина. Вероятно, это их отец. Автор расположил своих героев спиной к зрителю. Мы будто со стороны наблюдаем за действием, которое происходит на картине. Нашему взору предстаёт юная невинность и мечты. Судя по каменному парапету, действие происходит в крупном городе. Иначе, нам бы представили каменный или песчаный пляж.

Лето – любимое время года художника. С ним у него ассоциируется счастливая и беззаботная пора. Это время для Александра Александровича также ассоциировалось с любовью и теплом родителей. Именно по этой причине Дейнека часто пишет картины о море, солнце и таком времени года, как лето.

Глядя на эту картину сразу возникает желание погрузиться в атмосферу лета. На картине изображено бескрайнее море, где-то далеко плывёт корабль. Но не море и корабль в центре внимания. Возможно, если бы автор хотел быть моряком, акцент был сделан на море.

Нашему взору предстаёт самолёт, который мгновенный овладевает вниманием сидящих на берегу. Мальчишки внимательно слушают слова старшего мужчины. Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец. Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал.

Детство – счастливая пора. Именно в это время появляются светлые мечты. Только неизвестно, станут ли они реальностью. Только время покажет. Маленькие мальчишки полны решимости и надежд, что всё будет именно так, как они ожидают.

Автор не просто так изобразил мальчиков обнажёнными. В этом можно разглядеть дополнительный смысл. Автор делает акцент на их открытости миру, душевной чистоте перед другими людьми. Мужчина выглядит уверенно и твёрдо, это говорит о том, что он надёжен и может многому научить юнцов.

Читайте также:  Сочинение по картине Рылова Цветистый луг (описание)

2 описание

Картина была написана перед Великой Отечественной войной в Севастополе. В то время все мальчишки хотели быть лётчиками. Главные герои картины – два мальчика и мужчина. Они сидят на прогретом солнцем каменном парапете набережной. Мы видим их загорелые голые спины. Мальчишки сидят голышом. Они, наверное, купались и только что вылезли из моря.

Все трое худые, и сидят, выгнув спину и наклонившись вперёд, что видно позвоночник. У мужчины видны рёбра. Летом мальчишки в приморских городах целые дни проводят на море. И явно еду с собой они не берут. И домой их не загнать – носятся целыми днями на улице. Вот поэтому такие худенькие. У них светло-русые волосы – выгорели от долгого пребывания на солнце. Ведь ни кепку, ни панамку они не носят.

Мужчина быть может лётчик, военный, приехал в отпуск к морю. Возможно, раз картина написана перед войной, то мужчина воевал уже где-то в Испании. Был ранен, лежал в госпитале в Севастополе. А теперь восстанавливает своё здоровье – купается и загорает. У него короткая стрижка, волосы зачёсаны назад. В то время мужчины не носили длинных волос, как это принято сейчас. Да и лёгкая небритость тоже была не в моде.

Возможно, мальчишки пришли первыми и увидели летающие над морем гидропланы. Стали, как всегда обсуждать их, спорить. Мужчина услышал их бурный разговор, подошёл и сел рядом. Видно, что он разбирается в гидропланах. Он что-то рассказывает мальчикам и показывает рукой на летящий самолёт. Они внимательно слушают.

Мальчики поглощены происходящим в воздухе и на море, что не обращают внимания на свой внешний вид. Тем более, что поблизости никого нет. А в почти безоблачном ультра-мариновом небе проходят тренировочные полёты гидропланов. Один из них только что пролетел над головой у троицы, а два другихуже «приводнились» на темно-синюю поверхность моря.

Оно спокойно, но кое-где видны белые барашки волн. Это не опасно для гидропланов. Их конструкция позволяет им «сесть» на любую водную поверхность, за исключением высоких волн. У них широкое днище, похожее на большую лодку. Вот поэтому они не тонут, а покачиваются на волнах, как кресла-качалки.

Справа на картине виден каменный выступ какой-то архитектурной композиции. Тот парапет, на котором сидит троица, тоже является частью этой композиции. По всей видимости, она была специально построена на набережной Севастополя для красоты.

Будущие летчики

Популярные сочинения

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» относится к величайшим произведениям русской классики. История, описанная автором основана на реальных событиях.

Петя Трофимов является двадцатипятилетним мужчиной, который был учителем сына Раневской. Мальчик утонул, а Петр так и продолжал жить в поместье. Он очень яркий персонаж в этом произведении, хотя и второстепенный.

Сочинение по произведениям Салтыкова-Щедрина

Сочинение по картине Александра Александровича Дейнека «Будущие летчики»

Жанр и история создания

Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.

Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:

  • «Оборона Севастополя»;
  • «Футбол»
  • «Девушка, завязывающая ленту на голове»;
  • «Левый марш»;
  • «Перед спуском в шахту»,

Его творчество было востребовано, его понимали и принимали. Оно вызывало восхищение и одобрение.

В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину”Будущие летчики”. Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.

Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.

В название полотна художник вложил глубокий смысл. В этом случае название определяет содержание и имеет глубокий подтекст. Если бы произведение называлось «Юность», «Лето» или «На морском побережье», то оно бы стало простым описанием бытового сюжета про лето, море и детство.

Описание полотна

На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.

Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.

Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.

Выразительные средства

Художник гармонично соединяет высокое художественное исполнение и жизнеутверждающий сюжет. Живописец мастерски выстраивает композицию полотна. Она позволяет автору видоизменить окружающее пространство. Благодаря изображению летящего гидроплана живописец приближает линию горизонта.

Все объекты, расположенные на полотне, написаны под углом. Зритель располагается как бы за спинами главных героев и наблюдает за происходящим сзади. Он становится участником действия. Такой прием позволяет соединить взглядом детские фигурки, заходящий на посадку гидроплан и горизонт в одну линию.

Художнику удалось подобрать выразительные средства, характеризующие происходящие в стране события. Для его картин характерны такие черты:

  • лаконизм и отсутствие лишних деталей;
  • четкая выверенная композиция;
  • цельность изображения.

Для работы автор использует яркие прозрачные краски, которые позволяют почувствовать теплый воздух и солнечные лучи, нагревшие каменную набережную.

Каждая поездка мастера в Крым дарила не только яркие впечатления, но и помогала найти новые образы и сюжеты, вдохновлявшие на создание новых картин.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю современной живописи не только как мастер, воспевающий советский строй и восторгающийся действительностью. Его картины уникальны и неподражаемы. Они полны новаторских идей в использовании выразительных средств и композиционного построения. Каждая работа живописца — это стремление к идеалу и вера в светлое будущее.

«Будущие летчики» Александра Дейнеки – лучшее из соцреализма

Александр Александрович Дейнека, автор картины «Будущие летчики» – ярчайший представитель соцреализма, один из его создателей. В его творчестве это течение полно искренности и силы, лишено официальной пустоты и лицемерия, оттенка радостной глупости, свойственных позднейшим или просто менее талантливым живописцам, работавшим в этом направлении.

Одна из лучших работ художника – полотно «Будущие летчики», поразительно светоносное, прекрасное и радостное. В этой удивительной картине слилось все: соцреалистическая тематика, культ прекрасного тела, напоминающий об античности, красота фресок эпохи Возрождения. Традиция и революционные, новые веяния соединились в единую, свежую эстетику.

«Будущие летчики»

Перед нами три мальчика на Севастопольской набережной, у самого моря. Они повернуты к нам спиной и мы, не видя их лиц, только хрупкие юношеские спины, понимаем, что художник рисует собирательный образ молодого советского поколения, детей, на которых не лежит условное «проклятие прошлого». Но подростки заворожены отнюдь не морем, они наблюдают за полетом гидроплана. Один подросток, явно постарше, самый загорелый, не просто смотрит и обсуждает с другими то, что видит, но рассказывает им о чем-то со знанием дела, жестикулируя. Очевидно, он уже изучает или собирается изучать летное дело; из всей троицы он ближе всего к осуществлению своей мечты – стать летчиком.

Колорит картины поразительно светоносный, радостный. Такая оптимистическая палитра станет почти обязательной для раннего соцреализма. Но у Дейнеки это не программный пункт, а находка, его собственный творческий почерк. И это не размытый, дрожащий свет, как у импрессионистов, которые первыми догадались впустить свет в европейскую живопись. Энергия этих цветов напоминает о солнце Греции, она так идет к культу молодости, прекрасного юного тела, культу здоровья и социального оптимизма. Нельзя не заметить искренности, с которой все написано.

Отдельно нужно отметить искусно выстроенную композицию, необычный ракурс, благодаря которому пространство в полотне видоизменяется. Как правило, в море, лежащем перед взглядом зрителя на картине, нет никакого фокуса – это безбрежное, бесконечное пространство. Однако Дейнека четко задает вектор, энергию движения, устремленности именно благодаря гидроплану. В одну линию слились линия горизонта, самолет и сидящие мальчики. Почти у самого горизонта мы видим маленький белый корабль, похожий на один из барашков на волнах или на облако в небе. И даже скала справа, выступающий утес, тоже напоминает корабль. Здесь все устремлено к чему-то радостному и будущному.

Отметим также, что врожденная любовь художника к графику, к рисунку дала многое его живописи – линии в этой картине поют, живописец явно наслаждается своей властью над пространством.

Полотно написано в 1938 году и в любом описании картины Дейнеки «Будущие летчики» отмечается этот удивительный контраст, который существует для современного зрителя – между радостным, светлым настроением этой Севастопольской набережной и героическим, мужественным другой севастопольской картины художника, посвященной ее защитникам. Но даже сегодня, когда мы знаем, как страшно могли сложиться судьбы этих ребят, ожидающих от завтрашнего дня только радости и счастья, мы поддаёмся настроению этого полотна и отбрасываем все скорбное, все трагичное.

Дейнека и молодость

Многие картины Дейнеки живописуют молодость, юное и здоровое тело, ставшее для художника символом счастливого будущего, которое строит весь советский народ. Особенно хорошо удавались ему спортсмены и спортсменки. Еще в 1924 году он создал свой «Футбол», которым сам, впрочем, остался не вполне доволен. Как замечательный рисовальщик он понимал, что нужна особая, новая композиция, чтобы передавать динамизм спортивных игр. И он ее изобрел…

Дейнека даже общался с футболистами, чтобы понять законы движения в игре. Так на его полотнах появляются динамичные позы, фигуры в полете («Вратарь»). При этом Дейнека избегает ненужной детализации, обходясь минимумом дополнительных акцентов. Тело человека достаточно выразительно, чтобы передать весь замысел живописца.

Прославился Александр Дейнека умением точно схватить позу спортсмена в матче: для этого он ходил на стадион с блокнотом и карандашом, делал свои «снайперские зарисовки». Обнаженное тело на картинах художника полно силы и целомудрия до такой степени, что его даже называли «спартанцем». Культ человеческого здоровья – душевного и телесного, вот что такое его «спартанство». Энергией и бодростью пышут такие его полотна, как знаменитое «Раздолье», «Эстафета», «Юность» и другие.

Читайте также:  Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание

Неудивительно, что Александр Дейнека до сих пор остается едва ли не самым востребованным советских живописцем на всех биеналле и выставках, в музеях и среди частных коллекционеров. Его искусство прошло проверку временем.

Сочинение по картине Александра Дейнека «Будущие летчики»

Александр Дайнеко — талантливый художник, автор множества скульптур, фресок и мозаик. Одна из самых известных работ мужчины — «Будущие летчики».

Сочинения по картине живописца ежегодно пишут школьники всей страны, это предусмотрено в учебной программе 6 класса. Произведение в стиле соцреализма практически сразу полюбилось публике.

Творческая деятельность художника

Живописец утверждал, что искусство способно показывать будущее и воскрешать прошлое. Государство в то время планировало ведение хозяйства на последующие 5 лет, а для художника главной задачей было показать красоту завтра, не забывая про вчера. Дайнека считал, что творчество должно быть не подобием, а самой жизнью.

Художник появился на свет в 1899 году в семье простого рабочего. Его родной город Курск. Окончив школу, юный Саша стал студентом художественного училища в Харькове, однако в 1919 году его призвали в ряды Красной Армии.

По окончании срочной службы молодой человек отправился в столицу, где спустя 5 лет получил диплом художника.

В двадцатые годы он работал в издании «Безбожник у станка», а также делал иллюстрации на стихи популярных писателей.

Некоторые из них:

Дебютной работой живописца стало произведение «Оборона Петрограда». Затем последовали и другие картины, среди которых «Будущие летчики». Александр Александрович Дейнека создал яркую и живописную работу, глядя на которую хочется улыбаться и радоваться.

Главные персонажи картины — бронзовые от загара мальчики. Они изображены со спины, поэтому зритель не видит их, однако прекрасно ощущает, насколько внимательно дети наблюдают за улетающим гидропланом.

Каждый персонаж органично вписывается в пейзаж — бездонное голубое небо, бескрайние морские дали. На первый взгляд кажется, что все достаточно просто, однако именно этой простотой художник и достиг высоких результатов. Его произведения всегда отличались высоким мастерством и глубиной идеи. Творчество художника — наглядный пример поиска оригинального и неповторимого языка в искусстве.

К большому сожалению, в творческой карьере Александра Дейнеки были не только взлеты, но и падения. Однажды мужчину объявили формалистом. Его произведение «Оборона Петрограда» именно поэтому долго не выставлялось, а находилось в запаснике музея. Конечно же, мужчина сильно переживал, однако не позволял себе опускать руки.

Он продолжал творить и отстаивать свои взгляды на искусство. Живописец создал собственный неповторимый стиль, который стал образцом нравственной чистоты.

Описание картины

Свое произведение «Будущие летчики» Дейнека написал в 1938 году, за 3 года до начала Великой Отечественной войны. На картине голубое небо поражает безмятежностью, мирно летают воздушные судна. В центре представлены 3 фигуры, сидящие спиной.

Несмотря на отсутствие возможности увидеть лица, зритель ощущает напряжение и понимает, что дети с огромным удовольствием слушают рассказ бывшего летчика, комментирующего полет.

Вполне возможно, что главные герои — отец и сыновья: один — помладше, второй — постарше. Мужчина искренне желает, чтобы отпрыски пошли по его стопам, поэтому старается в красках описать им красоту неба из иллюминатора. Складывается впечатление, что в этой семье получится целая династия летчиков.

Море спокойное, местами вода темная, с черным отливом. Белые гребни небольших волн пробегают по водной глади. С правой стороны виднеется выступ скалы, на горизонте идет корабль, ближе к переднему плану изображен самолет.

Трудно сказать о задумке художника, но так как на первом плане находятся люди, напрашивается вывод, что они являются центральными объектами картины. Дети без одежды, скорее всего, автор так подчеркивает их душевную обнаженность.

Небо отличается разнообразием оттенков, облака подчеркивают его высоту. В каждой фигуре есть какая-то своя изюминка, приковывающая взгляд.

В картине отсутствует мелочи, все элементы гармонично дополняют друг друга. Чувствуется даже легкий ветерок, который обдувает обнаженные тела мальчиков. В фигуре взрослого мужчины чувствуется решительность и сила. Такой человек достоин восхищения. Александр Дейнека не повторяется, каждый образ в этой тематической композиции тонко выписан.

«Будущие летчики» — известная картина художника Александра Дейнека, написанная в 1938 году. Она завораживает зрителя с первого взгляда красотой и глубоким смыслом.

Будущие летчики Александра Дейнеки

Удивительно дело, но работы Александра Дейнеки, не блиставшие чистотой стиля, всегда становились ключевыми экспонатами выставок, в том числе и зарубежных. Их высоко отметили на Веницианских биенале. Его изобразительный язык настолько впечатлял, что картины художника, купленные на выставках, сразу оседали в западных собраниях.

Картина «Будущие летчики», о которой сейчас пойдёт речь, была написана в 1938 году. В тридцатые годы Дейнека часто ездил в Крым и полотно стало итогом одной из творческих командировок. Надо сказать, что художник очень увлекался авиацией. «Будущие летчики» не единственная работа, посвящённая этой теме. Впервые картина экспонировалась на выставке, посвященной 20-ю Рабоче-Крестьянской армии и Военно-Морского флота в разделе «Авиация». Затем поступила на хранение в Центральный музей им. М.Ф, Фрунзе. В Третьяковскую галерею попала только в 1948 году.

Сюжет картины не сложен. Три обнаженных подростка наблюдают за гидропланом, появившимся над морем. Мальчики сидят к зрителям спиной. По их позам легко догадаться, что ребята увлечённо следят за полётом. Тот, кто постарше, явно рассказывает о гидропланах, профессии летчика и жестикулирует при этом рукой. Чувствуется, что разговор друзьям интересен. Герои мечтают о будущем.

На тёмно-синем водном просторе отчётливо выделяются белые гребни невысоких волн. Море удивительно спокойное. На горизонте еле заметен белый корабль. Он будто сливается с голубым небом, на котором плывут прозрачные облака. Справа на картине скала, похожая на нос огромного корабля.

Вся картина пронизана спокойствием и умиротворённостью. Вполне вероятно, именно эти подростки в 1941-м будут защищать небо страны от фашистских асов…

Работы художника можно увидеть на станциях метро

Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, «талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов… Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности».

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике, монументальном искусстве, скульптуре. Его работы можно увидеть на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

У Дейнеки не было причин противиться переменам

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал потом Дейнека. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные.

Во время учебы в Курском начальном училище он страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Одновременно занимался рисованием в студии местных курских художников Михаила Якименко-Забуги, Василия Голикова. Педагоги разглядели в мальчике талант. Именно они посоветовали ехать в Харьковское художественное училище. Мальчик прислушался и в результате успешно сдаёт экзамены и поступает в класс Михаила Пестрикова. Отец к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

Дейнеку тянуло к графике

Художник академической выучки, Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов. Причём, не только из-за творческих предпочтений. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берёг и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Увидев это, профессор Александр Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками. В итоге на один эскиз ушел почти весь набор. Дейнека был расстроен. На новые краски пришлось снова копить целый месяц.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в Курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов… Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу. К тому же, у него не было никаких причин, чтобы противиться переменам.

Он собирался писать красоту заводов

Под впечатлением от происходящего он даже напечатал в курской газете подобие манифеста о задачах искусства в новое время. В статье значилось: «Глубоко верю в большое искусство наших дней… Кого ни захватят наши дни? … Яркие порывы, титанические размахи пролетариата …хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс…». Дейнека объявил всем — собираюсь писать «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Что следует рисовать он понимал, а вот как — не очень…

Кубизм и графика в творчества художника

Наробраз Курска привлёк художника к агитационной работе. Он поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Насмотревшись на модные «измы» во время командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Потребность продолжать обучение чувствовалась. Поэтому в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию в Высшие художественно-технические мастерские, сокращённо ВХУТЕМАС. Так он оказался на графическом факультете Владимира Фаворского, который считал графическое искусство самым полезным для агитационных целей. Сам же художник мечтал создать такие рисунки, чтобы их потом можно было бы издавать тысячными тиражами.

В своём творчестве художник ушёл далеко от сатиры

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка». Чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. За это время им были созданы сотни рисунков. Многие из них послужили основой для будущих картин.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Специфика работы в периодических изданиях заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Читайте также:  Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание

Спорт в творчестве художника

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Это были молодые художники, объединённые любовью к станковой живописи. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленён ещё с детства. Поэтому в ОСТе он стал одним из главных участников.

Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. На Первой дискуссионной выставке в 1924 году Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дело в том, что он давно хотел написать картину о любимой игре. Однако многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. И тогда Дейнека решил: раз пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию. Как он потом сказал: «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

За первой работой последовали и другие картины, посвященные этому виду спорта. Для реалистичности и композиционной точности Дейнека советовался с футболистами. Он называл их «разговаривающими натурщиками». Например, когда художник создавал полотна «Футболист» и «Вратарь», то общался с футболистами братьями Старостиными.

Александр Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста, изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей.

Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты, работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», написанные после командировки на Донбасс.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». К юбилейным выставкам, приуроченным к 10-летию Октябрьской революции и Рабоче-крестьянской Красной Армии Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение. Он создал около 20 агитационных плакатов. Многие из которых были очень популярны. Периодически Дейнека работал в книжной иллюстрации и оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но в целом «журнально-плакатная работа» Дейнеку порядком утомила. Он всё больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Графика отошла на второй план. Однако полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения. Его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

В первой половине 1930-х впервые заговорили о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод. Ему было подобрано имя — социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, как именно будет выражаться новый стиль. Однако уже было ясно — главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в её революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Впоследствии Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты, но тогда он был в фаворе.

Обнажённые на картинах Дейнеки — это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…»

Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем. На самом деле его картины помогали создавать культ беззаботности, силы и красоты.

Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года, куда его направил ВМС РККА. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и, конечно, морем. Но Севастополь в работах Дейнеки прежде всего смотрится как база военного флота и авиации, а не разнеженный солнцем курорт.

Наиболее одарённый и ушедший вперёд

Талант Дейнеки постоянно подпитывался новыми впечатлениями. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 годах. Она была устроена Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам, так что там его восприняли как старого друга. Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперёд в своем художественном развитии».

Кроме того, Дейнека проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал мастер. Он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам… Все его работы неизменно встречали восторженные отзывы.

Со своей задачей Дейнека справился

По возращении в СССР Дейнека, вдохновленный работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берётся за заказы на плафоны, панно и мозаики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили. власти побоялись, что он там останется. Так что ему пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. С задачей он справился.

В том же году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещённые в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов. «…Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки», — вспоминал он потом.

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Сейчас уже мало кто знает, её планировали назвать «Донбасской». Поэтому восьмигранные мозаики объединялись одной темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны.

Из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым, удалось сохранить только семь. Они установлены на соседней «Новокузнецкой». Где остальные мозаики — неизвестно…

«Оборона Севастополя» считается лучшим произведением, посвящённым войне

Одной из первых работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожжённых домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Но были и другие не менее значимые творения. Драматические полотна «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи»…

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Увидев на фотографии в немецкой прессе любимый город в руинах и представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается лучшим произведением о Великой Отечественной войне.

Выставку в Академии художеств он не увидел

В конце 1940-х — начале 1950-х Дейнеку начали критиковать за «формализм» и «схематизм». Художник пытался приспособиться, укротить свой авангардный стиль. Старался писать в духе академического реализма. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета. Однако приёмная комиссия признала его «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

Дейнеке, как человеку творческому, в тот период очень сложно. Отдушиной для него стали скульптура и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи.

С наступлением «оттепели» чиновники немного поменяли свое отношение к художнику. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава. Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было её увидеть. В день открытия он слёг с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.

Александр Дейнека относится к числу художников признанных публикой, критикой и арт-рынком

В 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2011». В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи. В 2010-м в Государственной Третьяковской галерее состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.

Но, самое главное, что в рамках проекта вышли в свет исследования по графике, живописи и монументальным работам художника. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Их получилось около 300. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Самой дорогой работой Александра Дейнеки, проданной на открытых торгах, является «Девушка, завязывающая ленту на голове» (1951). В 2008 году на аукционе «Совком» (Москва) покупатель заплатил за этот почти метровый (99 х 79) эскиз сангиной и углем на бумаге к картине «Купальщица» (1951, ГТГ) 25 млн. руб.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Тираж репродукций картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова превысил тринадцать миллионов»

Ссылка на основную публикацию