Сочинение по картине Фирсова Юный живописец 5 класс

Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_ivana_ivanovicha_firsova_yunyy_zhivopisets.zip1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Технология: коммуникативная технология обучения на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы: исследовательский, поисковый, эвристический, метод творческого чтения, метод творческого письма.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5 класс: основной курс /авт.-сост. С.И. Львова.– М.: Мнемозина, 2013; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2013.

Обучающие: формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

Развивающие: развивать умение описывать произведение живописи.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к искусству на примере произведений живописи, формировать нравственные и эстетические ценности.

Предметные – проводят анализ содержательной, стилистической, языковой сторон текста; рассматривают текст в единстве содержания и способов языкового выражения этого содержания; осознают и используют на практике механизмы функционирования языка.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, стремятся ее выполнить и оценивать достижения на уроке; самостоятельно формулируют определения; выполняют практическую работу по составленному плану; готовят устные сообщения, используя дополнительную учебную литературу.

УУД познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

УУД личностные – дают адекватную оценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

УУД регулятивные – формируют потребность активного обучения, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя.

УУД коммуникативные – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивают способности решать наиболее типичные коммуникативные задачи, соблюдают правила речевого этикета, умеют высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относятся к мнению других, развивают монологическую речь.

Используемые средства: компьютер, интерактивная доска, авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point.

Название современных образовательных

Этапы урока/занятия, в которых

Здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества

предусматривающий комфортный психологический настрой на урок; целеполагание.

Технология уровневой дифференциации

Проверка домашнего задания

Коммуникативная технология обучения на уроках русского языка и литературы

Актуализация имеющихся опорных знаний и умений; формирование новых понятий и способов действий; Синтезирующий анализ (применение знаний, формирование умений и компетенций).

Технология критического мыщления через чтение и письмо

Самостоятельная (творческая) работа

Примечание: содержание урока, его этапы обеспечивают формирование у обучающихся коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций; развивают виды речевой деятельности: говорение, письмо; проведение различных анализов на уровне морфологическом, лексическом, синтаксическом.

I. Организационный момент: приветствие кадет, доклад о готовности к уроку.

Создание эмоционального настроя для дальнейшей деятельности на уроке (кадеты знакомятся с видеофрагментом презентации) .

-Попробуйте сформулировать тему урока после знакомства с предложенным видеофрагментом.

II. Проверка домашнего задания:

Игра «Самый умный» (см. презентацию)

Ш. Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

1. Актуализация имеющихся опорных знаний.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

2.Формирование новых понятий и способов действий.

Обратим внимание кадет на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым кадеты ещё незнакомы, – к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: «Фирсов пишет свободно и мягко. Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

3. Составление плана.

План составляем совместно:

I. Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II. Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

III. Мастерство художника.

IV. Синтезирующий анализ.

1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упр. 234 словосочетаний.

Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

V. Самостоятельная творческая работа.

Предложить кадетам устно описать картину И.И.Фирсова.

VI.Рефлексия. Обмен впечатлениями.

VII.Задание на самоподготовку: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 234, печатная рабочая тетрадь часть 1 – упр. 48 стр. 48).

Сочинение по картине Фирсова Юный живописец 4, 5 класс

И.И. Фирсов знаменит благодаря своей единственной картине «Юный живописец». Фирсов был придворным художником, делал роспись петербургских дворцов и церквей, писал иконы и работал над декорациями в театре.

Картина написана в XVIII веке и представляет собой образец жанровой живописи. Сложное произведение, описывающее сцену из жизни, с множеством деталей и в то же время без излишеств – она не сразу завоевала признание других художников. Возможно, из-за новизны жанра.

Перед зрителем предстает бытовая сцена. Художник подросткового возраста рисует на мольберте девочку, которая позирует ему. Девочка настолько мала и активна, что за ней приглядывает мать. Возможно, девочка желает взглянуть на картину, оттого она склонила голову. А может, она устала и заскучала от долгих часов сидения на одном месте, потому оперлась на мать. Женщина легко обнимает ее и грозит пальцем со строгим выражением лица.

Наверное, она настаивает, чтобы малышка не меняла позу и не мешала живописцу. Мальчик сосредоточенно смотрит на полотно, делает уверенный мазок, прорисовывая деталь платья. Портрет получается очень натуральным и искусным, сразу видится талант и мастерство.

Комната, в которой происходит творческий процесс, похожа на мастерскую. Мольберт, специальная высокая скамейка, на которой сидит девочка, ящик с красками и свисающая с мольберта тряпка вся в краске – все это признаки серьезного занятия живописью. Здесь на заднем плане бюст из какого-то материала, скульптура человека. На стене висят картины в рамах – пейзаж и женский портрет.

Неизвестно, принадлежат ли эти произведения искусства руке мальчика, либо они служат для его вдохновения. Тона картины очень гармонично сочетаются, все естественно. Яркие оттенки женских платьев – розового и красного – приглушены. На художника и его моделей падает естественный свет из окна. В самой мастерской нет дополнительного освещения. Те объекты, на которые не попадает свет, сами окрашены в темные цвета: например, тяжелая зеленая штора в углу, картины на стенах, стул и деревянный ящик художника. Они будто создают темное обрамление картины.

Полотно «Юный живописец» создает приятное, легкое настроение. Здесь показан быт людей из XVIII века. Они не могли сфотографироваться на память, а долго позировали умельцам, которые создавали их портреты. Юный возраст художника не помеха его таланту, возможно, у него природный дар к рисованию и он развивал его с малых лет. Эта картина вдохновит начинающих художников на высокие достижения на художественном поприще.

Фирсов – Юный живописец

Я стараюсь помогать маме каждый день. Мама много работает, и я стараюсь сделать ее труд легче. Каждый день я убираю дома: подметаю, протираю пыль и ставлю грязное белье стираться в стиральную машину

Кто-то не может представить свое утро без чашки крепкого кофе. Если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Безумный темп жизни заставляет работать больше, отдыхать меньше, а кофе пить большими кружками, ибо без него невозможно проснуться.

Осенняя пора настолько прекрасна и непредсказуема, что не написать про осень просто невозможно. Осень на самом деле очень разная. То она угрюмо серая, а бывает осенью свежо и ярко. Именно про это мы поговорим далее.

Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.

Мой город – Орск. Он находиться в Уральских горах, в Оренбургской области, на территории, где происходит слияние двух рек Орь и Урала. Река Урал делит город на две половины азиатскую и европейскую. Город родился в 1735 году.

В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

Сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец»

Сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец»

Иван Иванович Фирсов считается основополож­ником жанровой живописи в нашей стране и являет­ся одним из немногих представителей этого жанра в России того времени. Найдётся ещё несколько имён в немногочисленном списке сторонников жан­ровой живописи того периода, когда Академия ху­дожеств не признавала данный жанр, он был не популярен и не приветствовался в обществе. Тем ценнее становится работа, которая вопреки обще­принятому мнению заявляет о себе и подтверждает право жанровой живописи на своё существование. Картина «Юный живописец» была написана в сере­дине XVIII века.

На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображён мальчик, который пишет портрет девочки. Картина имеет бытовой жанр. Юный художник одет в зеленоватый камзол, на правом рукаве которого видна большая дыра. Значит, мальчик не имеет до­статочно средств и, возможно, созданием портретов зарабатывает деньги на своё обучение и жизнь. Во­лосы мальчика взъерошены, поза непринуждённая. Весь его вид свидетельствует о том, что мальчик полностью поглощён своим занятием. Юный живопи­сец настолько занят своей работой, что не замечает ничего вокруг. Мальчик держит палитру с красками и семь кисточек. У холста висит тряпка с пятнами от красок. Вероятно, художник пользуется ею, что­бы удалить грязь со своих рук или одежды. Около ног мальчика на деревянном полу стоит раскрытый ящик с красками, многие из которых непременно понадобятся юному живописцу для работы.

На большом мольберте юный художник стара­тельно изображает девочку. Видно, что мальчик за­канчивает картину. Наблюдается большое сходство юной непоседы со своим портретом. Мальчик точно подметил и изобразил черты её лица, одежды, уловил игривое настроение. Это свидетельствует о таланте юного художника. Возможно, его ждёт блестящее будущее, и он станет знаменитым живописцем.

На скамейке сидит простодушная девочка. Она одета в длинное бледно-красное с персиковым отли­вом платье, из-под которого виднеется белая коф­точка. Из-под юбки немного выглядывают чёрные туфельки, которые располагаются на маленькой ска­мейке, поставленной, вероятно, для того, чтобы де­вочке было удобнее позировать. Светлые волосы на голове маленькой особы покрыты красивым белым чепчиком с оборками. У юной непоседы озорные лу­кавые глаза. Белоснежное лицо украшает румянец. На алых губах еле заметна улыбка. Видно, что де­вочке трудно позировать. В силу своего возраста она не может долго усидеть на одном месте. Ей хочется двигаться и, конечно, посмотреть на работу юного мастера.

Рядом с девочкой стоит её мама со строгим выра­жением лица и грозит ей пальцем, призывая терпели­во сидеть и не двигаться. Женщина одета в красное платье с длинным белым фартуком. Её голова, по­крытая красно-белым платком, опущена вниз, глаза внимательно следят за поведением непоседливой де­вочки. Она нежно и бережно обнимает свою дочку.

В мастерской художника на мольберт падает сол­нечный свет. В этой скромной комнате многое сви­детельствует о творческой обстановке: есть мрамор­ный бюст, фигура человека, выполненная в технике «папье-маше», и несколько книг. На стене висят порт­реты в овальной и прямоугольной рамках. У окна находится темно-зелёный занавес. Такое множество изображённых предметов придаёт реалистичность картине и позволяет узнать быт людей прошлых вре­мён. В «Юном живописце» чувствуется атмосфера уюта и творчества. Благодаря ярким краскам, непри­нуждённости обстановки и положения людей, картина стала реалистичной, поэтичной и выразительной.

Картина «Юный живописец» долго считалась работой неизвестного автора. Первоначально автор­ство приписывалось художнику А. Лосенко. Впо­следствии специалисты обратили внимание, что вся одежда, в которую одеты изображённые на картине люди, и их внешний вид несвойственны русским национальным традициям. Это явилось одной из при­чин для присвоения авторства неизвестной картины немецкому живописцу Д. Ходовецкому. Впослед­ствии выяснилось, что И. И. Фирсов в середине XVIII века жил и работал во Франции и, возможно, написал «Юного живописца» именно там. И лишь в 1913 году, благодаря И. Грабарю, была восста­новлена историческая справедливость и доподлинно установлено, что данная картина принадлежит кисти И. И. Фирсова. «Юный живописец» занял достойное место среди замечательных произведений русской живописи.

Сочинение по картине Юный живописец Фирсова 5 класс

На картине перед зрителем открывается скромная мастерская художника. Это простая небольшая комната. Тусклый деревянный пол и стены немного мрачные, грустного коричневого цвета. Да и сам художник одет в темный синий костюм. Он совсем юный, еще мальчишка. Немного сгорбившись, он сидит на краю стула в левом темном углу. Соломенные волосы живописца растрепались, но он очень увлечень своей работой. Он пишет портрет маленькой девочки.

На высоком деревянном мольберте перед художником помещено полотно, значительная часть портрета уже нарисована. Возле ног парнишки находятся его рабочие инструменты: белая с разноцветными следами тряпка, чтобы вытирать кисти, а также массивный деревянный ящик с множеством отделений для красок.

Передний план картины довольно темный, мрачный. Зато средний план – светлый и жизнерадостный благодаря милой озорной девчушке, которая позирует художнику. На ней красивое розовое платье, светлые кудрявые волосы уложены в аккуратную прическу. Под ногами стоит специальный стульчик, чтобы ей удобнее было сидеть. Глаза девочки широко распахнуты, она робко улыбается.

По лицу девочки понятно, что ей немного надоело позировать и ужасно хочется посмотреть на свой портрет. Но ее мама, стоящая рядом, строгим жестом поучает дочурку, чтобы та не вертелась и не мешала юному художнику работать. Другой рукой женщина ласково обнимает девочку, видно, что она ее очень любит.

На матери надето белое с красным платье с очень пышной юбкой, а волосы повязаны платком. Женщина очень красивая, что подчеркивает жемчужное ожерелье и серьги. Большой белоснежный передник матери освещает фигуру девочки, на которую к тому же падает дневной свет сквозь окно. Она – самое светлое и жизнерадостное, что присутствует в мастерской художника.

Дальний план картины чуть осветляет белый гипсовый бюст, стоящий на деревянном столе. Рядом с ним расположена небольшая скульптура, а на стене висят два полотна. Одна картина – это портрет женщины, вторая – еле различимый пейзаж. Темная зеленая штора из плотной тяжелой ткани собрана, чтобы не перекрывать свет.

Описание картины Фирсова Юный живописец

На переднем плане картины изображен мальчик, примерно 12-ти лет. Он – художник. Сидит мальчик на мягком стуле темной окраски. Перед юным художником стоит мольберт, на котором уже написана маленькая девочка. Сидит мальчик, наклонившись набок и слегка откинувшись назад. Одна нога у него стоит на полу, вторая – на перемычке мольберта. В левой руке он держит кисти. Кистью в правой руке он выписывает платье девочки. Одет он в зеленый камзол, черные короткие штаны с пуговицами по бокам, белые чулки, темные туфли. У художника светлые волосы. Около мольберта стоит ящик с красками. На выступающем гвозде на ножке мольберта висит светлое полотенце.

Позирует мальчику девочка 4–5 лет. Девочка сидит на высоком стуле. Ноги девочки стоят на маленькой табуретке. Одета она в розовое платье с белыми рукавами. Из – под платья выглядывает светлая нижняя юбка. У девочки светлые волосы, покрытые головным убором.

Рядом с девочкой стоит ее мать. Она прижала к себе дочь и грозит ей пальцем. Видимо, девочка шалит. Женщина одета в оранжевое платье, полосатый бело – оранжевый камзол, белый фартук. На голове оранжевый с золотым головной убор. На ногах одеты черные туфли с небольшим каблуком.

Действие происходит в комнате, которая скорее всего является мастерской художника. Мебели в комнате нет. Виден угол окна. Через окно льется яркий солнечный свет. На окне темно – зеленые шторы. Они скручены и убраны вбок, чтобы не закрывать солнечный свет. На стене висят две картины. На картине в овальной рамке написан портрет женщины. На картине в прямоугольной рамке изображен летний пейзаж. Снизу, на полке стоят две скульптуры. Одна скульптура желто – коричневого цвета изображает человека в полный рост. Вторая – бюст женщины из белого гипса.

Описание настроения картины Фирсов – Юный живописец

Популярные сегодня темы

Большинство почитателей русской живописи, любили, когда на картине изображен правдоподобный пейзаж. Особенно если это пейзаж связан с Родиной. Рылов Аркадий Александрович, был именно тем художником-пейзажистом

Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.

В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.

«Все в прошлом» – картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд.

На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.

Сочинение-описание по картине Юный живописец Фирсова (4, 5 класс)

В мире современных технологий интеллектуальная собственность стала также охраняемой, как и материальная. На сегодняшний день существует масса разных способов идентификации принадлежности тому или иному автору. Но в давние времена не было таких технологий как сейчас, поэтому мошенникам было намного проще своровать плод чужих работ, завладеть не своим. Кроме того было немало случаев, когда установка точного авторства творения искусства становилась непосильной задачей из-за полной потери данных.

Полотно «Юный живописец» является одним из тех, чьё авторство не могло быть установленным на протяжении долгого промежутка времени. Полотно было написано в восемнадцатом веке, однако его авторство было определено только в двадцатом. Два столетия понадобилось ученым, что бы определить, что автором этого шедевра является русский художник И.И. Фирсов.

На полотне изображен совсем ещё юный художник. Он рисует маленькую девочку с натуры. Это довольно хлопотный процесс, так как ребёнку скучно стоять на протяжении долгого промежутка времени в неподвижном состоянии. Рядом с ребёнком стоит его мать. Она, судя по всему ,приказывает девочке вести себя спокойно, что бы художник мог сделать качественный портрет, не потратив при этом слишком много времени. Если обратить внимание на одежду женщины и девочки, становится ясным, что это вовсе не простые люди, а достаточно обеспеченные. Они одеты дорого и со вкусом. На фоне виднеется очень красивый интерьер с замечательными картинами и скульптурами. Сзади за спиной художника, как и полагается, есть окно, сквозь которое проходит солнечный свет, освещая полотно для того, что бы из простого портрета получился настоящий шедевр. Художник уже нарисовал картину до такой степени, что можно разглядеть лицо девочки и часть её тела, однако судя с размеров полотна и наличия контуров снизу можно предположить, что портрет будет в полный рост, или около того, поэтому работы осталось немало. Следует подметить, что у художника в наличии хороший инвентарь, который на то время являлся профессиональным.

Среди ценителей искусства бытую, разные версии того, в каком же месте изображена вся эта сцена. Одни говорят, что это определённо дом девочки и её матери, другие же твердят, что это в любом случае мастерская. Как бы оно ни было, от разгадки этой «тайны» ничего не измениться. В любом случае картина признана во всём мире. Почти все, увидев её в живую говорят, что данное полотно погружает человека в атмосферу происходящего на нём. Оно заставляет наблюдать на протяжении долгого промежутка времени.

Вариант №2

Правильная картина! Думаю, что она изображает вундеркинда. Может, даже какого-то в будущем известного художника. Вот многие музыканты, как я слышал, начинают играть в раннем детстве. Талант проявляется! И тут важно, как говорит бабушка, не упустить этот талант. Начать его развивать, пока он не затерялся…

У этого мальчика точно хорошая бабушка. Она сразу отдала его на курсы. И вообще, у него уже своя мастерская. (Надеюсь, что это его, а не его папы, дяди, дедушки… Хотя тогда тоже не так плохо, ведь он продолжает традиции семьи!) Живописец в таком «придворном», вполне праздничном костюме. Но он уже немного устал, хотя и увлечен работой. Он так сидит, ногу закинул на мольберт… Наверное, взрослый художник бы так не сделал. И я смотрю, что у него волосы собраны то ли в косу, то ли в хвост. Так вот, волосы растрепались, выбились. Ещё тут на мольберте так тряпка неаккуратно висит. Но художник юный уже много нарисовал, кстати.

И модель тоже устала. Она моложе живописца. Ей лет шесть. Она такая маленькая, что под ногами у неё даже скамеечка для ног. Рядом с ней няня или родственница. Эта красивая женщина обнимает девочку, но немного и грозит ей пальцем. Наверное, чтобы девочка продолжала позировать, а не крутилась. Этой женщины нет на портрете.

Картина, по-моему, получается у мальчика хорошо. Тут ещё рядом голова какой-то статуи. Портрет почему-то немного похож на неё! И ещё на стене картина взрослой женщины. Вдруг той самой кормилицы! Ей работа понравилась, поэтому она и привела дочку своей знакомой… Не думаю, что у этого мальчика очень дорогие картины. (На тот момент хотя бы.) Ещё тут есть женская статуя в полный рост. Для художника это всё нормальная атмосфера. Вот только не так много тут незаконченных картин, набросков и подобного. Коробка с красками есть.

Сама по себе картина темная. Наверное, так и надо для мастерской. И слева синие краски – это мальчик, а справа – розовые. Здесь и девочка, и её взрослая спутница, и сам портрет.

Мне картина нравится – она показывает интересную ситуацию. У мальчика талант, но живописец ведь рисует не цветы или еду, а людей. Ему нужно работать с людьми. Надеюсь, они будут довольны!

Юный живописец Фирсова

Популярные сочинения

Николай Семёнович Лесков очень любил русский быть, культуру. Он любил свою Родину, в его произведениях можно увидеть, что ключевую роль играют обычные русские люди.

У классика русской литературы, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина тема любви – одна из основных в творчестве. Рассказы о любви объединены в книгу под общим заглавием «Темные аллеи»

Антон Павлович Чехов известен широкой публике прежде всего своими юмористическими рассказами. Для них характерна простота и лаконичность. У произведений автора есть и другие особенные свойства

Методическая разработка урока русского языка на тему “Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова “Юный живописец”” (5 класс, с презентацией)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Цели урока: 1) развивать умение описывать произведение живописи; 2) тренировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; 3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

Рассмотрение и описание картины

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова — один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных

Просмотр содержимого документа
«И.И. Фирсов Юный живописец»

Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Цели урока: 1) развивать умение описывать произведение живописи; 2) тренировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; 3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

Рассмотрение и описание картины

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова — один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счёт и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была нисана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

2. Беседа по картине

Попросим учащихся вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Ребята могут назвать пейзаж «Полевая рябинка» А. Рылова, портрет «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля.

Сообщим пятиклассникам, что картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру — жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сцен из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим учащихся изложить сюжет художественного полотна (И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась).

После этого организуем работу по описанию расположения фигур в художественном пространстве, а также выражения лица каждого из персонажей картины. Предложим пятиклассникам следующие задания.

• Попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу. (Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но он этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.)

• Опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и её матери. (Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на её личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.)

• На следующем этапе работы попросим ребят рассмотреть и описать мастерскую, в которой создаёт портрет девочки юный художник. (Мастерская залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.)

На заднем плане картины — обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене — две картины.) Обратим внимание учеников на то, что в картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника — главного персонажа картины, поэтому основной темой картины можно считать творческий процесс.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: «Фирсов пишет свободно и мягко. Розо вые, бруснично-красные, белые и бледновато-жёлтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зелёном тоне занавеса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

3. Составление плана

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» — один из лучших образцов бытового жанра.

1. Сюжет картины.

2. Описание персонажей.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

Ш. Мастерство художника.

Определение лексического значения малознакомых слов.

Интерьер — внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен — деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт — подставка, на которой помещается холст на подрамнике или ка для работы художника.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец ей руки, которая служит художникам для смешивания красок. Цветовая гамма — подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упражнении 234 словосочетаний.

Предложим учащимся назвать группы словосочетаний, которые можно использовать в описании колорита картины, каждого её персонажа, мастерской художника.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлечённо творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льётся из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринуждённые позы; искусно передать.

Просмотр содержимого презентации
«И.И. Фирсов Юный живописец»

Урок развития речи

Иван Иванович Фирсов –

Информации о художнике сохранилось очень мало, не удалось установить даже точных дат жизни, а из произведений до нашего времени дошло лишь несколько — еще ученическое декоративное панно « Цветы и фрукты » , датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец, один десюдепорт (декоративное обрамление над дверью) и картина « Юный живописец » , авторство которой долго приписывалось совсем другому художнику.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счёт и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

По одной из версий, дед и отец Ивана Фирсова тоже были художниками, и первые навыки в живописи он получил от отца — мастера резьбы и золочения по дереву. А по другим источникам, он происходил из купеческого сословия и был сыном московского купца.

В возрасте 14 лет Иван Фирсов был определен в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, к художникам-декораторам для обучения.

А через пару лет, в 1747 г. его имя числится в «живописной команде» Канцелярии от строений, где он работает под руководством И. Я. Вишнякова и

Д. Валериани. Его работа состояла в росписи потолков, панно и тому подобное.

«Амуры с охотничьей добычей»

В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров , с которым он будет связан до конца своей деятельности.

И.И. Фирсов, безусловно, считался талантливым художником, потому что зимой 1765 года по личному распоряжению Екатерины II был отправлен «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения» , а подобной чести, — учебы за границей за казенный счет, — удостаивались лишь самые талантливые.

Париже Иван Фирсов, обучаясь в Королевской академии, посещал мастерскую французского художника Вьена.

Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Деньги из России во Францию поступали с большими задержками, художник материально крайне нуждался: надо было оплачивать и проживание, и питание, и учебу

В Париже он написал свое произведение, признанное ныне шедевром, — это знаменитая картина « Юный живописец ».

Картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру — жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сцен из повседневной жизни.

Содержание картины. Герои картины.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

  • Холст, масло, 67 x 55.
  • Это первая русская картина на бытовой сюжет, где художник изобразил не героев и вельмож, а людей простого сословия.

Попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но он этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и её матери.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на её личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Рассмотрите и опишите мастерскую, в которой создаёт портрет девочки юный художник.

Мастерская залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову.

На заднем плане картины — обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене — две картины.

И.Э. Грабарь писал о мастерстве художника

«Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней».

Значение творчества художника

  • Иван Фирсов настолько опередил свое время, что остался непонятым современниками.
  • Ныне картина «Юный живописец» находится в Москве в Третьяковской галерее

Скромная комната, мастерская художника, большой мольберт , писать портрет, пятна от красок, неуклюже пристроился, простодушная девочка, чепчик с оборками, длинное платье, долго позировать , терпеливо уговаривает, естественные позы, солнечный свет, зелёный занавес, зеленоватый камзол, мраморный бюст, фигура человека, серебристые краски, розовые тона, атмосфера уюта.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлечённо творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льётся из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринуждённые позы; искусно передать.

Определим лексическое значение слов

  • Интерьер – внутреннее пространство помещения
  • Манекен – деревянная кукла для изображения художником человеческих поз
  • Мольберт – подставка для холста на подрамнике
  • Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок
  • Цветовая гамма – подбор красок для картины

  • Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал;
  • Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка;
  • Художник, живописец, Иван Фирсов;
  • Юный художник, молодой живописец;
  • Девочка, натурщица, маленькая озорница.

I . Картина И.И. Фирсова «Юный живописец»— один из лучших образцов бытового жанра.

Читайте также:  Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)
Ссылка на основную публикацию