Сочинение по картине Левитана Лесистый берег 6 класс (описание)

Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс

Среди великих пейзажистов работы И. И. Левитана узнаваемы во всем мире. С одной стороны, они отражают реальность, существующую в родном крае в виде неподражаемых пейзажей. С другой, изображения явлений окружающего мира несут определенный философский смысл.

Одна из работ художника называется «Лесистый берег». На ней представлено наступление сумерек. Краски сгущаются, большую часть полотна занимают темные оттенки, что не противоречит законам природы, а наоборот, знакомит с тем состоянием природы в лесу, которое наступает перед приходом ночи.

Не слишком широкая река делит картину на две неодинаковые части. Благодаря темно-синему цвету воды в ней создается ощущение, что это место очень глубокое. Именно поэтому не покидает чувство скрытой тайны. Извилистая река уходит вправо, не раскрывая до конца дальнейшего хода своего течения. В настоящий момент в природе такое затишье, что вода будто замерла на одном месте.

Слева взору открывается огромный обрыв, глядя на который возникает мысль об опасности. Настолько сыпучими кажутся представленные автором картины пески, а сухие корни на берегу безжизненными, что каждый, кто видит эту работу, невольно задумывается о скоротечности жизни и вечности, о том, что все руках Божиих. На этой же стороне изображен густой сосновый лес, который с наступлением темноту поторопился погрузиться в грозный зеленый цвет. Лишь изредка кое-где просматриваются крепкие коричневые стволы хвойных деревьев. Некоторым деревьям суждено корнями уцепиться на склоне обрыва, будто оставаясь на плаву. Этот дремучий лесной массив четко отражается в темных водах реки.

Противоположный берег представляет более спокойную обстановку, хотя видна его небольшая часть. Это песчаное место художник определил как пляжное, где покой, нет обрыва и опасности.

На небе не осталось ни облачка. Воздушные просторы мрачные, но выражают лишь вечернее умиротворение, которое привычно для этого времени суток и безветренной погоды.

Таким образом, в картине И. И. Левитана «Лесистый берег» есть собственное настроение, связанное предчувствием загадочных обстоятельств. На подобные думы наводят подобранные художником тона, выбор времени суток и места изображения пейзажа. Этот природный уголок является еще одним напоминанием того, что в родном краю бесчисленное количество таинственных пейзажей, где можно освободиться от ненужных мыслей, принять правильные решения благодаря полной гармонии и покою.

Сочинение №2

Водная гладь на картине заставляет задуматься о «вечном», дарит тепло и спокойствие. Близится вечер, даже лес застыл в его ожидании. Река тиха и спокойна. Однако делится она на два «противоборствующих» лагеря, одним из которых является крутой берег, а другим – ухоженный пляж. Однако эти две противоположности не портят и не отрицают друг друга, а наоборот – создают весьма прелестное сочетание, от которого просто невозможно оторвать взор.

Зрителю словно предоставляется выбор, где оставить навек свое сердце? На лоне дикой природы, близ загадочного леса или там, где отдых полон релаксации и комфорта? Ответ здесь прост: каждый выбирает то, что по душе.

Цветовая гамма достаточно гармонична и приятна. А талант Левитана и его внимание к деталям делают природу многогранной. Оттенки теплые – не пугают даже загадочная темная вода и осыпающийся берег, на котором, к слову, присутствуют и корни вырубленных деревьев.

Создается впечатление, что еще немного – и человечество покусится и на этот девственный кусочек природы, дабы превратить его в такой же пляж, как тот, что показан справа. Кажется, работы уже начались, потому скоро прекрасному лесу настанет конец.

Кто знает, возможно против этого «протестует» художник. Ведь насколько бы выгодными и удобными не казались нам блага цивилизации, достаточно печально осознавать, что с каждым годом первозданность и гармония природы нарушаются все больше и больше. И скоро заводы полностью вытеснят огромное количество лесов, полей, степей и пр.

Конечно же, Левитан не застал всего этого. Но кто знает? Возможно, живописец предчувствовал исход событий – как все мы знаем, великие умеют опережать свое время.

Так или иначе, полотно весьма живописно и приятно. Невольно кажется, что зритель и сам присутствует на отрывистом берегу и чувствует под своей ступней хрупкую, осыпающуюся землю.

Картина обладает неимоверным реализмом, создает невероятную атмосферу. Цвета и оттенки приятные, завораживающие. Автор действительно был мастером своего дела, умевшим создавать настоящие шедевры, неповторимые и уникальные – те, что запомнятся на все времена.

Лесистый берег

Популярные сочинения

Герой произведения Осадчий, женат, а также является главным командиром пехоты, он получает большое удовольствие в тот момент, когда издеваются над солдатами.

Первым источником информации были рисунки на скалах, потом появился папирус, а ещё позже люди стали делать бумагу и придумали писать пером, обмоченным в чернилах. Так и создавались первые книги

Когда наступают холода, природа замирает и больше не существует будто движения и живность куда-то исчезает. Наступает сон, который идет естественным ходом как противоположность активности лета.

Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

Пейзаж “Лесистый берег” написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

На переднем плане изображена широкая река, которая уходит за горизонт. Она привлекает внимание своим обрывистым берегом, вдоль которого стоит густой зелёный лес. Пни спиленных деревьев, которые можно увидеть вдоль обрывистого песчаного берега, создают контраст с могучими соснами. На переднем плане сухие пни с извилистыми корнями напоминают сказочных лесных персонажей.

Другой пологий берег реки покрыт немного травой. Вода спокойно текущей реки напоминает зеркало, в котором отражается вся красота природы: темнеющее небо в закате, песчаный берег, величавые сосны.

Лесистый берег как будто хочет защитить речку. Близко расположенные друг от друга деревья напоминают непроходимый лес. Создаётся ощущение, что они не хотят пропустить чужого в свою лесную сказку. У самого края леса выгнулась одна берёзка, которая так и хочет вырваться из могучей стены сосен.

Картина завораживает переходом дня к ночи. Наступление сумерек как будто готовит всё вокруг к умиротворённому сну. Вдали на небе виден красный свет заходящего солнца, отблески которого слегка отражаются и придают толстым стволам деревьев золотистый цвет.

Тёмная вода с зеленоватым оттенком и светлый песчаный берег создают необычный контраст. Жёлтый цвет обрывистого берега доминирует над холодными цветами на полотне. Эта тёплая цветовая гамма придаёт картине безмятежность и спокойствие.

Когда смотришь на картину, создаётся впечатление, что всё замерло вокруг на миг. Не ощущается дуновение ветерка. Полное затишье не пугает, а завораживает тебя. Бесконечная водная гладь манит. Обрывистый и пологий берега реки напоминают тебе взлёт и падение. Хочется рассматривать картину, обращая внимание на каждый мазок, выполненный великим художником.

Описание картины Левитана Лесистый берег

Нельзя сказать, что это такая уж красивая картина. Здесь нет приятных, ярких красок… Нет цветов, птиц, солнца. И всё-таки она мне вполне нравится. Нашу природу в Российской Федерации часто видишь такой – печальной. Ещё бы дорисовать тут дождик мелкий и противный, так было б совсем точно!

Итак, на картине изображен, действительно, берег реки (или ручья). Относительно крутой, но не очень высокий, тут, на самом деле, вокруг лес. С одной стороны старые засохшие пни, с другой – ещё совсем молодые деревца, которые «спускаются» к воде. Она спокойная и серая. Небо тоже серое, облака полупрозрачной пеленой. Солнца нет, но светло. Вечер, утро или день (без солнца). Деревья от темно-серого до светло-зелёного. С другой стороны тоже берег. Он пологий и песчаный. Слева видна трава, кустарники. Деревья разные: сосны, берёзы…

Конечно, весь этот берег и небо отражается в ручье. Это довольно красиво.

На переднем плане те самые пни. Их корни нависают над берегом, который, наверное, разрушается постепенно. Они вытянуты корни эти, как руки. Дальше по берегу среди деревьев тоже много пней. Значит, тут вырубка. Но деревья ещё стоят стеной. Интересно, что, кроме прибрежных, деревья кажутся одного «роста». Ровный такой забор получается.

По самому низу берега то ли водоросли, то ли какая-то трава. Или кусты. На другом (пологом) берегу точно трава. Песок здесь более белый. На обрыве его цвет переходит в более темный – почти коричневый.

Время года здесь, думаю, начало осени. Когда ещё не пожелтели листья. Или это конец лета – с плохой погодой.

Линии на картине мягкие: овальный берег, верхушки деревьев, облака… Всё спокойно, нет движения. Даже поверхность ручья гладкая. Людей (даже тех, кто вырубает деревья) не видно. Нет ни животных, ни птиц.

Картина будто замерла. Вероятно, скоро вернутся лесорубы или на пикник кто-то приедет. Но сейчас тут царит спокойствие. Вот поэтому мне и нравится эта картина.

Описание настроения картины Лесистый берег

Популярные сегодня темы

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Пластов Аркадий Александрович – великий советский художник. Родился в небольшом селе Прислониха, Ульяновской области. Учился художественному ремеслу в Москве

Читайте также:  Сочинение описание картины После дождя. Плес Левитана

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Василий Поленов – выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема

Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать.

Сочинение по картине Левитана Лесистый берег 6 класс

Левитан, по праву считается основоположником русской школы пейзажного жанра, так как большинство его знаменитых работ выполнены в этом прекрасном жанре, что и сейчас вызывает очень большой интерес и удивление у поклонников его бесценного искусства.

История этой картины очень интересная, так как наш художник нарисовал ее во время своего очередного отпуска, который проводил в этой прекрасной местности, и окружающие его пейзажи не смогли оставит его равнодушными. Он решил их запечатлеть и в результате получилась очень хорошая работа, которая получила название «Лесистый берег», она показывает всю красоту и прелесть родной природы.

На переднем плане, нашему взору открывается простая лесная речушка, которая бежит вдоль высокого обрывистого берега, который состоит из желтого песка. Река полностью черная, так как в ее глади отображается кромка берега и край леса, который возвышается над берегом, что дает нам ощущение умиротворенности и спокойствия, которое несет в себе эта речка. Мастер прекрасно подобрал все краски природы, что позволяет нам досконально прочувствовать весь текущий момент и понять всю прелесть родной природы, что доказывает еще раз, что художник обладает очень большим талантам.

Берег очень крутой и обрывистый, он повсеместно усеян мелкими, старыми от времени пнями, которые разбросаны повсеместно, что придает этому пейзажу определенную красоту и первозданность. Лес, кажется достаточно густым и зеленым, а зеленый цвет кажется очень натуральным, так как мы слышим запах сосен, которые очень тихо шумят. Все спокойно и прекрасно.

Небо очень хмурое, и даже немного черное, но это не умоляет всей прелести данного природного уголка нашей необъятной Родины, которая дарит нам возможность наслаждаться ее неописуемыми просторами, которые на маня к себе. Мастер очень хорошо потрудился над созданием этого бесценного шедевра, который доставляет нам удовольствие, и мы невольно задумываемся: как прекрасна наша родная страна?

Мы и наши дети, просто обязаны сохранить эти заповедные места, так как наши предки об этом очень хорошо позаботились, и мы так же должны это сделать, так как природа, эта наше бесценное богатство, а художники будут ее описывать и делать прекрасные работы, подобно этой. Мы можем сквозь сотни лет наслаждаться этой девственной красотой, которая нам подарена свыше, а это наивысшее благо, которое нужно просто ценить.

Вариант №2

Картина «Лесистый берег» словно притягивает и вызывает двойственные впечатления. С одной стороны, это ощущение гармонии и умиротворения от близости природы, а с другой – чувство необъяснимой тревожности. Если долго глядеть на лес, он постепенно начинает оживать – кажется, что зрителю слышен шорох листвы, пение птиц и каждое дуновение ветра.

Судя по красному пятну, застывшему над макушками деревьев, близится закат. Кстати, цвет деревьев настолько насыщенный, что, кажется их кроны преисполнены величественной, несколько мистической энергии.

Ели спилены. Внимание привлекает достаточно высокий обрыв. За ним – река, словно разделяющая два мира: один, величественный и зеленый, приближает человека к истокам, а другой – холодный, пустынный, неприветливый коварно затягивает в сети отчаяния.

Кстати, художник намерено выделяет глинистый склон – ведь даже невооруженным глазом можно заметить, что он резко контрастирует с остальными тонами и оттенками картины. Молодые деревья уже имеют крепкие, расположенные под землей, корни – и, благодаря этому удерживают обрыв, спасают от оползней. Благодаря им берега до сих пор не размыты.

Лес отражается в воде, как в зеркале. Однако всю прелесть портит тот факт, что природа, кажется, уже пострадала от бесцеремонного человеческого вмешательства. Вполне возможно, своей работой Левитан хочет сказать, что не стоит злоупотреблять теми дарами, которые дает Мать – Земля, и нужно не только рационально расходовать их, но и, принимая, быть благодарными.

Увы, немногие на это способны. Зачастую люди предпочитают брать, не оставляя ничего взамен. Причем, делают они это неаккуратно и эгоистично. Вероятно, правый берег служит наглядным примером того, каким может быть левый, если представители рода человеческого вновь захотят все «переиначить» – вырубить лес и завладеть имеющимся пространством для своих целей.

Картина поражает неимоверным реализмом. Как и представители флоры, так и водная гладь кажутся живыми. Детали прорисованы достаточно хорошо. Глядя на несколько пней у реки, невольно возникает разочарование. Кажется, что прежде нетронутый левый берег уже начал страдать от бесцеремонных поползновений. И это достаточно печально.

Видение мира на полотне сумеречное, неприветливое. Однако это не значит, что работа Левитана не притягивает взгляды – наоборот, на нее хочется смотреть снова и снова. Цветовая гамма весьма насыщенная. Однако несколько мрачноватая. Впрочем, это типично для художника. Подобную атмосферу источают и иные его полотна: «Владимирка», «Над вечным покоем» и.т.д.

Как и прежде, Левитан внимателен даже к мельчайшим деталям. Что же касается истории создания творения, считается, что картина писана с реки Пекши во Владимирской области. Возможно, это действительно так – ведь водоем простирается практически через все полотно. А, следовательно, ему уготовано главенствующее место.

Несмотря на то, что лес кажется таким безмятежным, следы пребывания людей внушают угрозу. Все словно остановилось в ожидании – и чаща, и река. Берега абсолютно пусты. Скорее всего, в лесу есть обитатели – но они также затаились. Кто знает? Быть может, люди только что покинули эти места либо же вот – вот намереваются сюда прийти. Видно, что творец тоскует по былой свободе, молодости и красоте природы и понимает, что вернуть ее уже не представится возможным.

Внешне лес живой, но вот снаружи кажется мертвым. Хотя это может быть его защитной реакцией на вмешательства. В данный момент деревья прекрасны, но источают таинственность. Кажется, что спустя несколько минут солнце зайдет за горизонт, наступит ночь, и берега реки окутает зловещая, непроглядная тьма…

Описание картины

Исаака Левитана, одного из самых лиричных пейзажистов XIX века, не случайно называли певцом настроений, тончайших оттенков, переливов одного состояния в другое. Его полотна не просто показывают красоту русской земли, глядя на них, мы ощущаем переживания, чувства художника, и они невольно передаются и нам, зрителям.

Таким же глубоким, символичным является и пейзаж «Лесистый берег. Сумерки», написанный в 1892 году во время пребывания Левитана во Владимирской области. В то время он подолгу бродил по окрестностям, много работал. В один из дней художник вышел к лесистому берегу реки Пекши, высокому, песчаному, так контрастирующему с равнинными берегами других местных рек и озер. Возможно, именно в это время у художника возник замысел будущей картины.

На круто обрывающемся песчаном берегу темной стеной стоит густой лес. Он выглядит почти черным: кажется, что среди его темных стволов быстрее сгущаются сумерки, наступает ночь. На его мрачном фоне лишь кое-где белеют искривлённые стволы невысоких берез.

Нельзя не заметить обилия пней на переднем плане. Видно, что в лесу ведется вырубка деревьев, и зрителя охватывает чувство сожаления о том, что высокие красавцы сосны скоро тоже погибнут под топорами и пилами. Серые пни уродливыми пауками торчат на зеленом мху, словно стремятся уцепиться обнаженными корнями за край берега.

А вдали песчаный скат берега уже зарастает кустарником. Зелень этой молодой поросли лишена яркости, сочных красок, она выглядит серо-зеленой, тусклой. Кто знает, возможно, через несколько лет берег уже не будет таким обрывистым, заполнится деревьями и кустами. В природе происходят изменения, и это неизбежно и закономерно, как и в жизни людей, на смену одному поколению приходят новые.

Внизу взгляду открывается спокойная гладь реки, которая в этом месте делает крутой поворот. В воде отражается и золотистый песок берега, и темный лес, и пасмурное, вечереющее небо. Поверхность реки кажется серой, стальной, холодной, как и небо над лесом. Оно низко нависает серыми облаками, возможно предвещая дождь. На его фоне выделяются некоторые резные кроны деревьев, а вдали небо словно бы еле заметно розовеет от гаснущей за лесом зари.

Другой берег реки – это небольшой песчаный уголок, очень пологий, с редкими растениями. У зрителя складывается ощущение, что этот берег гораздо ниже, более плавно подходит к поверхности воды.

В картине художник использует много контрастных тонов: светло серое небо и золотистый берег особенно ярко смотрятся на фоне темной зелени леса и ее отражения в реке.

Читайте также:  Сочинение по картине Ракши Поле куликово (описание)

Исследователи творчества художника утверждают, что в этом полотне Левитан воплотил философские раздумья о жизни человека: о стремящейся ввысь молодости, житейской мудрости и плавном течении лет в зрелые годы и так часто приходящей вдруг трагической гибели… Возможно, об этом задумается внимательный зритель картины, рассматривая один из удивительных пейзажей Левитана «Лесистый берег. Сумерки».

Левитан – Лесистый берег

Как говорил барон Врунгель в известном детском мультфильме: « Как назовёшь корабль, так он и поплывёт». Грибоедов в своей комедии не случайно многим героям дал фамилии, которые кратко, но метко характеризуют героев

Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, дедушки, прабабушки и бабушки.

Считается, что сюжет поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтов не придумал, а услышал от одного старого монаха, которого встретил на Кавказе. Монах был горцем по происхождению, но в детстве был пленен русским генералом, но позже болезненный мальчик

Маленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,

Молодой крестьянин Ермил Гирин ­— один из персонажей поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Ермила Гирина показывает человека, который ценился среди русского народа. О Ермиле Гирине читатель узнает из уст крестьян.

В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины,

Сочинение по картине И. И. Левитана Лесистый берег – 6 класс

Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер русского пейзажа — за свою недолгую жизнь успел создать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин “Март” и “Золотая осень”. Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются. Его работы хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яркие образы России. По словам художника И. Грабаря “Он самый большой поэт. и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже. Смог. создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”. Поэтическое настроение, возникающее при просмотре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, меланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.

Написана картина “Лесистый берег” в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он наслаждался видами местной природы, выбирал понравившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нисходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется “Лесистый берег. Сумерки”. Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки — и крутой, и пологий — песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы.

Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Русский язык. 6 класс. Разработка урока

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Читайте также:  Сочинение по картине Шишкина Дубовая роща 3 класс (описание)

Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины И.И.Левитана “Лесистый берег. Сумерки.”

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию репродукции картины И.И.Левитана состоит из конспекта урока, презентации к данному уроку. На уроке использовались различные формы работы: индивидуальные, групповые, повторение и закрепление пройденного материала по стилям и типам речи, подбор тематической лексики. Сочинения получились интересные, природа на картине, благодаря использованным художественным средствам, как будто ожила.

Содержимое разработки

Конспект урока. Русский язык. 6 класс. Урок развития речи.

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины

И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

овладеть навыками описания изображённого на картине посредством творческой активности и особым восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова;

познакомить учащихся с творчеством И.И. Левитана, выявить особенности жанра пейзажная живопись;

продолжить формирование навыка монологической речи на определенную тему;

продолжить работу по воспитанию любви к родному краю;

развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Назовите типы речи уже известные вам.

-Какой тип речи называется описанием?

– Из каких частей состоит сочинение-описание?

(Слайд 2. (Композиция описания)

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

2. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

3. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

-Что можно описывать?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Как называются художники, изображающие на своих полотнах природу?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Однажды картина И.И Левитана «Лесистый берег» навеяла замечательные поэтические строки поэту Олегу Глечикову

Взяв кисти и мольберт, художник вышел в “поле”.
Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух.
Излучина реки – вот место золотое,
Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг.

И вот на полотне явился из-под кисти
Сосновый, старый бор, обрыв по-над рекой,
И разгорелся день, день летний, и лучистый,
На полотне царит безветренный покой.

Деревья под лучами как будто загорели,
И золото коры, притягивает взгляд,
И кажется, летят с картины птичьи трели,
И слышно, как песчинки в струе воды шуршат.

От жара разомлев, деревья входят в воду,
Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом.
Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу.
Так и застыл под кистью, на берегу крутом.

Российская земля – край нежный, милый сердцу,
Лежит на полотне как будто бы живой,
И смотришь на него, не можешь наглядеться. –
Написан Левитана талантливой рукой.

– Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.

– Кто из вас попытается сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Тема. «Подготовка к сочинению по репродукции картины И.И.Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

Цель: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Индивидуальная проектная работа группы учащихся.

1.Слово о И. И. Левитане. (презентация)

2. Краткий обзор его творчества. (презентация)

Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег».

(Найдите во вкладыше картину И.И.Левитана «Лесистый берег» и рассмотрите её.)

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Проблемное слово учителя.

– Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

-Какое впечатление производит на вас эта картина?

-Что мы видим на картине?

(перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо)

-Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что такое «сумерки»? За объяснением лексического значения этого слова мы обратимся к «Толковому словарю» под редакцией Ожегова.

Значение слова Сумерки по Ожегову:
Сумерки – Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи

– Прежде чем мы приступим к следующему заданию, давайте вспомним, какие художественные средства вы знаете?

– Что называется олицетворением?

– Какой художественный троп мы называем метафорой?

– Дайте определение сравнению.

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем над подбором лексического материала для будущего сочинения. Вам предстоит работа в группах. Вы должны будете подобрать изобразительно-выразительные средства к определённым образам и самостоятельно оценить работу каждого участника группы.

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

А шестая группа у нас получает особенное задание: во время вашей работы будет звучать музыка вечернего леса, вы должны будете подобрать лексический материал к тем звукам, которые вы услышите. Благодаря этим звукам мы оживим нашу картину, проникнем в её лесные тайны.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Какое впечатление вызывает у вас картина?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

– Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства).

(желтый, золотистый, багряный, оранжевый, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый, здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

(Слайд 10. Проверка словарной работы) (взаимопроверка)

• На переднем плане картины..

Берега у речки разные…

• Небо художник изобразил…

• Контрастными образами являются…

• Следов пребывания людей не наблюдается…

На высоком берегу плотной стеной стоят …

• Жёлтые краски передают ощущение того, что…

Глядя на пейзаж, представляется, будто…

Художник заставляет зрителя задуматься о…

Составление плана сочинения.

Кто и когда написал картину?

К какому жанру живописи она относится?

Что на ней изображено? (зрительные, звуковые, ассоциативные образы)

Какие краски использует художник для выражения чувств?

Почему нужно беречь и ценить природу.

Какое впечатление она вызывает у вас?

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

-Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Лесистый берег».

Ссылка на основную публикацию