Сочинение по картине Маковского Свидание (описание)

Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс

В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием “Свидание”. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

На полотне изображена долгожданная встреча матери и сына, которые по стечению обстоятельств живут далеко друг от друга, так как мать отдала сына работать в подмастерья в город, потому что не хватало денег, чтобы существовать.

Одета женщина просто, обычный тулуп из-под которого выглядывает часть красного платья, голова покрыта шерстяным платком, это указывает на то, что на дворе властвует зима.

Сын же напротив, одет в простую рубаху, поверх которой накинут рабочий фартук. Ноги босые и искалеченные. Он ест калач, который привезла ему мать, и ест его с жадностью и какой-то отречённостью от происходящего.

Поза матери, показывает то, насколько она устала с долгой дороги, а её взгляд отражает искреннюю нежность и любовь по отношению к своему чаду. Она хочет обнять его, но не смеет мешать ему есть. Хочет налюбоваться своим дитём, ведь неизвестно, увидятся они еще раз или нет. Полупустая котомка и трость указывают нам на то, что женщина тратит огромное количество сил и времени на дорогу к ребёнку.

Комната, в которой находится эта семья, тоже не сверкает богатством, а наоборот, хранит скромный аскетизм. Одинокий кувшин с водой, который стоит на трухлявой бочке, используется скорее всего рабочими, во время недолгих перерывов, указывает на то, насколько сильно голодали и мучались люди в то тяжёлое время.

В картине используются преимущественно тёмные краски и тона. Единственный источник света – это небольшое оконце, которое даёт нам увидеть эту одновременно печальную и долгожданную встречу.

Художник постарался передать нам всю суть и трагичность тех времён, когда людям приходилось делать жёсткий выбор в пользу жизни своих близких и родных.

Описание картины Маковского Свидание

Картина написана в конце 19 века. Она передаёт житейский быт бедных крестьян.

На репродукции картины «Свидание» можно рассмотреть долгожданную встречу матери и сына. На переднем плане изображены главные герои: пожилая женщина и её взрослый не по годам ребёнок. Задний фон смешан из оттенков грязного цвета, создавая картину мрачного помещения.

По тоскливому взгляду женщины понятно, что она не видела своё чадо довольно долгое время. Она одета в несколько слоёв одежды, из чего следует, что на репродукции, за предполагаемым «окном», зима. Одеяние её выглядит скудно и бедно. Очевидно, что несчастная мать шла из деревни на встречу с сыном. В силу своей бедности она смогла принести только один подарок – хлеб.

Рассматривая мальчика, можно увидеть, что он одет в специальную рабочую форму подмастерья. Становится понятно, что он отправлен в город на обучение и живёт вдали от семьи. Он смиренно стоит и молчит, поедая единственный подарок матери, будто боится, что его лакомство отберут. То, как он жадно поедает хлеб, означает, что живёт он в плохих условиях. Его босые ноги, стоящие на холодном полу, грязное одеяние и суровое огрубевшее детское лицо показывают, что, несмотря на его юный возраст, все считает его полноценным взрослым рабочим.

По грязному заднему фону понятно, что их свидание проходит в мастерской, где и живёт мальчонка. На переднем фоне, рядом с главными героями, стоит ветхий деревянный бочонок, на котором стоит кувшин. Внизу разбросаны грязное тряпьё для уборки комнаты. По отсутствию рабочего оборудования можно понять, что встреча происходит в общей комнате. Из еле заметного окна сочится дневной свет. Становится понятно, что условия для работы там не самые лучше, тем более для мальчика.

Такое обилие мрака и черноты показывает не только загрязнённую обстановку в мастерской, но и чувства матери и сына. Художник очень точно показал всю боль и горечь, отражённую в лицах персонажей. Дети вынуждены отдаляться от дома в столь юном возрасте и жить во мраке и грязи. Также видно, на что способны матери ради своих «повзрослевших» детей. Маковских отлично передал не только чувства крестьян, но и их быт. Грязные мрачные одежды на взрослой женщине, специально накинутые друг на друга для сохранения тепла. Испачканное лицо и форма мальчика показывает как относились даже к детям того времени.

Описание настроения картины Свидание

Популярные сегодня темы

Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет

Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались

В 1884 году, родился талантливый художник – живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.

Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей

Сочинение-описание по картине Свидание Маковского (3, 4, 7 класс)

В 1883 году замечательный художник Владимир Маковской написал картину и назвал ее «Свидание». В ней много горести, страдания и трагизма. Глядя на картину можно увидеть нищих людей, которые утратили многое, но не перестали любить. Творец изобразил бедную семью и сильную любовь матери к своему ребенку.

Художник изобразил долгожданное событие – это была встреча мамы и ее сына. Из-за определенных обстоятельств они вынуждены жить в разных местах далеко друг от друга. Это очень бедная семья им не хватало денег, поэтому мать была вынуждена отправить своего ребенка на работу в город.

На картине изображена женщина в скромной одежде, на ней надет черный тулуп, а из-под него виднеется платье красного цвета. На голове у нее завязан платок из шерсти. Все это говорит о том, что в тот момент на улице была зима, и в доме было холодно.

Ее сын одет более легко. На нем надета рубаха, сверху которой отчетливо видно фартук простого рабочего. Он стоит босыми ногами на полу. Если хорошо присмотреться, тогда можно увидеть некоторые увечья на ногах мальчика. Ребенок жадно кушает калач, ему его привезла мама. Видимо он давно не ел ничего подобного.

Мать сидит на стуле и сутулится. Это говорит о том, что ее путь был долог, и она очень устала. Оно нежно смотрит на своего ребенка в ее взгляде можно увидеть нежность и огромную любовь к сыну. Женщина сильно хочет приобнять своего мальчика, но не боится помешать ему, кушать. Мать любуется своим чадом. Она не знает, состоится их встреча еще один раз или нет. Для матери это очень долгий и изнурительный путь.

Они находятся в убогой комнате. На старой бочке можно увидеть кувшин с водой. Из него пьют воду рабочие во время перерыва. Все это говорит нам о том, что работают там очень бедные люди, которые, скорее всего не доедают.

Картина выполнена в темных тонах. Единственно светлое пятно это маленькое окошко, из которого проникает в комнату солнечный свет. Встреча мамы с сыном было очень желанной и долгожданной. И благодаря естественному освещению комнаты мы можем видеть это.

Художник в своей картине показал нам, как раньше жили люди. Их жизнь была очень сложной и трагичной. Для того что бы выжить им приходилось совершать различные поступки. Разлука матери и сына это вынужденная мера для того, что бы выжить и не умереть от голода. Глядя на картину понимаешь, как страдает мать от разлуки с сыном, а маленькому мальчику приходится работать в столь раннем возрасте.

Сочинение №2

Свидание бывает романтическое, а бывает – тюремное… Но тут совсем другое! Значит, в старые времена так могли назвать встречу матери с работающим сыном.

На картине темноватая комната, не самая чистая. Тут какие-то обрывки, разбитый кувшин. Справа сидит женщина в платке Вид у неё грустноватый, серьёзный. Она почти закрывает себе рот рукой. Психолог бы сказал, что она не хочет высказать то, что думает. Наверняка, мысли у нее не самые приятные, мнение по поводу работы сына точно плохое. Но она понимает, что от её высказываний ничего не измениться. И тогда зачем расстраивать сына, если лучше его подбодрить… Ему и так тяжело.

Сын рядом стоит. Ему лет пятнадцать, но он такой слабенький, что выглядит моложе. Он в грязном черном фартуке, который ещё местами и порван. Наверное, работает он в кузнечном цеху… Сын жадно ест булку. Держит её двумя руками, спешит есть. Наверняка, он очень голоден. А булку эту привезла ему мама – сама испекла. Наверное, сыну приходится работать, так как семье не хватает денег. Мог бы ещё бегать и играть на улице, а приходится в душном цеху вкалывать. Может быть, у них нет отца – погиб, а дома ещё много маленьких братьев и сестёр, поэтому просто приходится работать.

Читайте также:  Сочинение по картине Шишкина Зима в лесу (Иней) 3, 2 класс

И не факт, что так легко маме было испечь эту булку. Наверное, пришлось копить, экономить муку. Видно, что рядом с этой женщиной палка, то есть посох и узелок. То есть пришла она явно не их этой же деревни. Одежда на ней довольно теплая – на улице не лето, скорее всего.

Мальчик может тоже, чтобы не расстраивать маму, говорить, что всё нормально, что не так уж тяжело… Но она видит, как он выглядит, с каким аппетитом он ест.

Я не думаю, что в те времена (пару веков назад) за правилами детского труда очень следили. То есть он работает не меньше взрослых, еды ему дают не больше… А нагрузка вполне взрослая! И его ещё могут все гонять, могут обижать. Посылать за кофе, то есть за… квасом.

Мне от этой картины грустно. Не хотелось бы работать в таких условиях… Лучше уж закончить два института! Хотя студенты тоже иногда не доедают. К ним тоже приезжают обеспокоенные родители с гостинцами. Но я надеюсь, что условия сейчас получше! Но когда-нибудь я сам на себе проверю.

Свидание

Популярные сочинения

Я часто думал о том, что скрывается совсем рядом, ведь идя по дороге многие люди и не подозревают что за слоем кирпича и штукатурки от них может быть что угодно

Среди талантливых многогранных представителей русской культуры ХХ века имя И. Э. Грабаря занимает особое место. Это человек, для которого вся жизнь была связана с занятием живописью.

Это душещипательная история про шотландского сеттера с черным ухом. Который, из-за болезни хозяина стал бездомным.

Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)

В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее, а их колорит отличался многообразным сочетанием цветов и оттенков.

В работах художника можно заметить многообразие жанров и стилей, к примеру, многообразие бытовых сцен. Одним из шедевров данного мастера является картина «Свидание», написанная в 1883г. Рассмотрим данное полотно и подчеркнем особенности творчества В.Е. Маковского.

В своей работе В.Е. Маковский описывает встречу сына и матери. Люди на полотне крестьяне, и судя по их внешнему виду и жилищным условиям, можно подчеркнуть, что они ничем не отличаются от простых крестьян того времени. Женщина, сидя на стуле, наблюдает за сыном, который стоит рядом и быстро съедает буханку хлеба.

Женщина уже пожилого возраста, одета в простую одежду, если посмотреть, то можно заметить, как из-под тулупчика видно подол ее красной юбки. Мальчишка стоит босиком и в оборванной одежде, с явно голодным лицом. На нем грязная одежка, а на полу валяется растрепанный узелок. Можно догадаться, что он обучается какому-то мастерству в городе.

Мать смотри на сыночка с грустью в глазах. Жизнь этих людей явно не самая сладкая. Сама картина выполнена в темных тонах черного и коричневого цветов. Данным приемом автор нагнетает обстановку, которая царит на картине, добавляя тем самым некую грусть и печаль в детали. Лишь иногда помелькают светлые тона желтого и розового оттенка, они добавляют в картину немного тепла и нежности, исходящей от такой долгожданной встречи матери с сыном.

В.Е. Маковский – замечательный мастер своего дела. Данная работа художника очень точно показывает положение крестьян того времени. Сочетание красок и цвета позволяют нам проникнуть в данную эпоху и почувствовать, какого жилось этим людям. Полотно В.Е. Маковского проникает в душу и вызывает чувство жалости к мальчишке и его матери.

Их грустные и опечаленные глаза способны опечататься в самых тайных уголках тех людей, кто, когда-нибудь, захочет познакомиться с творчеством данного великого живописца. Многие картины художника Маковского влияют на чувства и эмоции человека именно так же как и картина Свидание». Недаром говорят, что художник вкладывает в свою работу душу и сердце, оживляя ее и воплощая ее в шедевр.

Вариант №2

Художник Маковский создавал довольно много картин, посвящённых простой деревенской жизни. Как известно из его биографии, он много разъезжал по различным губерниям и селам и брал свои образы прямо из жизни. Выбирал различные сюжеты и натурщиками использовал простых крестьян того времени. Благодаря этому художник не только сумел изобразить довольно много простых людей, именно таких, какими они представали в реальной жизни, то есть создать в некоторой степени документ эпохи, но и сумел лучше узнать этих людей, видеть, как они ведут себя в действительности, чем живут, какими мыслями заполняют собственный ум.

Хотя во многих картинах этого художника присутствует какая-то понятная простота. Однако, на самом деле, в смысловом плане там есть существенная глубина, даже трудно передать словами.

Мне кажется, что отличительной особенностью, а также задачей художника в этом мире является способность отыскать красоту в чём-то простом и, казалось бы, обыденным открыть глубинные смыслы в таких феноменах, которые мы можем видеть каждый день, в чём-то, что неотъемлемо от самой жизни. Тем не менее, художник способен видеть не просто происходящие действия, слова, но он видит всю суть происходящего и поэтому даже простое его высказывание становится наполнено невероятной глубиной.

Именно такую работу мы можем видеть на картине Свидание. Маковский изображает здесь маленького мальчика и взрослую женщину. Вероятнее всего, перед нами мать и сын. Судя по всему, они сидят в каких-то сенях или просто в каком-то довольно невзрачно помещении. Маковский особенно не прорисовывает задний фон, он делает акцент на переднем плане, где изображены герои. Мальчик поедает привезённый матерью провиант, а она задумчиво и трепетно смотрит на своё чадо. Если поразмышлять над этой ситуацией, то становится понятно, что Маковский изобразил, вероятнее всего, то как мать приезжает к своему отпрыску в город, где он учится подмастерьем. Заботливая женщина, понятное дело, привозит ребёнку еду, она наполнена нежными чувствами. Мальчик, в свою очередь, с благодарностью принимает принесенную пищу и просто сидит под пристальным и нежным взором.

Наверное, существует не много сюжетов в искусстве, которые бы превосходили по своей значимости и глубине такие. Конечно, ассоциации сразу отсылают нас к фигуре Богородицы с младенцем. Эта классика европейского и не только искусства лежит в основе самых разнообразных культур. Мне кажется, перед нами своеобразная вариация этого вечного сюжета.

Если говорить о глубине, которая заключена в такой, при поверхностном взгляде, простой картине, то, конечно, речь идёт о материнской любви и любви как таковой. Вообще именно такая любовь является одним из самых мощных факторов в этом мире и трудна представить нечто более глубокое, самоотверженное и трепетное. Поэтому Маковский через простую ситуацию позволяет зрителям заглянуть в вечность и увидеть вневременную истину, которая существует всегда и везде, истину о настоящей любви.

Описание картины

Каждый, кто хоть раз посмотрит на картину Маковского «Свидание» испытает некое разочарование. Нет, вовсе не потому, что полотно написано плохо. Основной причиной служит некое несоответствие содержания заявленному названию. В подавляющем большинстве своем люди надеются увидеть на холсте счастливую влюбленную пару. Однако это лишь иллюзия.

На самом же деле, смысл, который автор вложил в свое творение, совершенно иной. Художник воспевает мытарства русского народа и тягу его к состраданию. В центре полотна мальчик и женщина. Ребенку на вид около 10-ти лет. Он жадно впился зубами в краюху белого хлеба. Что же касается второй героини, она с наслаждением смотрит, как изголодавшийся паренек уплетает угощение.

Учитывая, что женщина одета в теплый тулуп, платок и длинную юбку, на дворе зима. Вполне очевидно, она является мамой мальчика. Скорее всего, что в сложное для государства и семьи время, ребенок вынужден трудиться на фабрике подмастерьем, а родительница принесла ему обед. Конечно же, со стороны он выглядит бедно – но, вполне очевидно, что мать могла сама пожертвовать одним, а то и несколькими приемами пищи ради того, чтобы у сына были силы работать.

Несмотря на то, что мальчик немного бледен и голоден, он не выглядит изможденным. Возможно, потому, что привык к подобному образу жизни и обладает недюжинными для своего возраста моральными и физическими силами. Что удивляет, так это его лицо. Оно совершенно не детское.

Скорее всего, этим приемом Маковский показывает, насколько рано приходилось взрослеть тем детям, семьи которых бедствовали, терпели голод, холод и лишения. Ведь зачастую детство подразумевает беззаботность. Когда для последней исчезают поводы, наступает вынужденное время стать взрослым.

Увы, обидно, что жизнь порой не оставляет поводов на то, чтобы удержать счастливое и безрассудное время. И возраст может отпечатываться на лицах даже очень юных особ. Именно таким является герой картины. Вполне очевидно, что в силу обстоятельств он не только работает наравне с взрослыми, но и мыслит и действует, как взрослый, ответственный мужчина.

Читайте также:  Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

Тона и оттенки в большинстве своем темные – черный, коричневый (последний смешивается с красным) немного зеленого и желтого. Образы написаны достаточно реалистично. Зачастую автор внимателен к деталям и уделяет им пристальное внимание.

Холодные тона лишают затхлую каморку всякого уюта. Обстановка мрачная, будничная. Впрочем, если бы здесь преобладали яркие краски, то полотно смотрелось бы в высшей степени дико. Какова жизнь героев – такова и палитра. В данном случае она суровая, неприветливая. Однако эмоции персонажей несколько сглаживают неприятные ощущения. Люди выглядят достаточно живыми, одухотворенными.

Судя по облачению мамы и мальчика, они из деревни. Живут более, чем небогато. Вероятно, что отец ребенка не особенно заботится о своем отпрыске. Скорее всего, они живут и трудятся вдвоем. Мальчик бос. Вполне очевидно, что у них даже не хватает средств приобрести ему подходящую обувь. Хотя, возможно, плохонькие башмачки у него и есть – но трудиться он предпочитает без ботинок (чтобы не износить их, ведь неизвестно, когда появится возможность купить новые).

Картину можно назвать даже в некотором смысле исторической. Поскольку во все века существовали бедные семьи, в которых по воле судьбы (не важно, ввиду утраты кормильца, бедности, войны либо иных причин) маленькие люди лишались детства, но взамен вмиг обретали огромное количество иных положительных качеств, на формирование которых у ребятни с сытым желудком порой уходят годы.

В своих произведениях Фёдор Михайлович Достоевский рассматривает глубокие философские проблемы, персонажи его романов незаурядные люди, целью которых является поиск истины. Одним из ярчайших героев романов Достоевского является Родион Раскольников.

Для того чтобы понять, что до нас хочет донести великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов в своей картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» необходимо рассмотреть реальные исторические события,

Городом первого фейерверка с 1943 года признан Белгород. Это мой город и он поистине уникален. Ближе, дороже и роднее его для меня нет. Здесь я родилась и живу. Учусь и общаюсь с друзьями. Здесь живут близкие и родные мне люди.

В этом сочинении я приведу свои мысли по поводу прозвищ. Это такие «дополнительные имена», которые даются человеку другими людьми. Обычно в прозвище содержится отличительная особенность человека, напоминание о каком-то обстоятельстве…

В знаменитой пьесе Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» такие персонажи, как Аня и Петя не являются главными героями. Стоит отметить, что всех главных героев Антон Павлович так или иначе связывает с вишневым садом,

В произведении А. П. Чехова «Хирургия» рассказывается о том, как дьячок Вонмигласов пришёл к фельдшеру Курятину сообщить о зубной боли. Фельдшер решил вырвать больной зуб. Но что-то пошло не так.

Сочинение по картине Свидание

Сочинение по картине Свидание художника Маковского 7 класс

1.Проблемы общества в творчестве художника.

2.Герои картины «Свидание».

3.Мое отношение к картине.

Художник Владимир Егорович Маковский жил и творил в середине девятнадцатого, начале двадцатых веков. Он считается мастером жанровых сцен.

Ещё в юношеском возрасте Маковский очень близко к сердцу принимал социальные проблемы общества. Уже в15 лет он написал первую свою картину, посвященную жизни людей низшего сословия, «Мальчик, продающий квас».

О жизни крестьян и их детей рассказывают и другие произведения художника: «Крестьянские дети», «Пастушки».

Самая печальная из таких картин – «Свидание». На картине изображены деревенская женщина и мальчик. Это, по-видимому, мать и сын, которые давно не виделись. Судя по одежде, это бедные люди. Разлучила их нужда в деньгах.

В те времена, чтобы хоть как-то свести концы с концами, в больших крестьянских семьях родители были вынуждены отдавать своих старших детей в услужение богачам в город. Именно это и произошло с героем картины В.Маковского. Таким детям приходилось работать с утра до вечера, кормили их впроголодь, одевали в обноски, обижали и платили копейки. Но даже этим деньгам были рады в их голодающих семьях.

Мальчику на картине не более десяти – двенадцати лет, но детство его давно закончилось. Об этом говорит его нахмуренное неулыбчивое лицо. Он сосредоточенно ест гостинец, принесенный матерью, и понимает, что его не заберут домой, он будет здесь работать и дальше. На мальчишке поношенная рубаха с закатанными рукавами и длинный рабочий фартук. Видимо, он совсем ненадолго прервал свою работу, чтобы повидаться с матерью. Из-под фартука видны штаны, которые ему велики, поэтому он их подвернул. Мальчик босой, хотя, судя по одежде женщины, на дворе совсем не лето.

Мать героя картины еще не старая женщина, но измученная и усталая. Одежда на ней крестьянская: из-под темного тулупа выглядывает длинная красная юбка. На голове черный платок, повязанный по-старушечьи. Возможно, женщине пришлось пешком преодолеть длинную дорогу из деревни в город. Рядом с женщиной у стены стоит палка, на которую она опиралась в пути, и лежит дорожный узелок. Она даже не сняла верхнюю одежду, так как разговаривать особо некогда: сына ждет работа, а мать – долгая обратная дорога.

Женщина не смотрит на мальчика, возможно, боится расплакаться от своей беспомощности перед судьбой и расстроить сына. В ее глазах печаль и боль. Крестьянка переживает за своего мальчика, но все, что может сделать для него – принести немного хлеба и подбодрить. Она надеется, что работая здесь, сын сможет научиться какому-либо мастерству и жизнь его станет легче.

Свидание родных людей происходит в мрачном сыром помещении с зеленовато-серыми стенами. Видимо, эта комната, в которой работникам разрешается немного передохнуть и попить воды из бочки, расположенной на переднем плане картины. Художник использует в картине только темные тона. В такой беспросветной жизни нет места ярким краскам. И только лица людей выделяются светлыми пятнами на холсте.

Картина «Свидание» напоминает о других детях трудной судьбы. Это и чеховский Ванька и некрасовский мужичок с ноготок. Я не могу равнодушно смотреть на произведение «Свидание». Становится горько от того, что взрослые люди могли допустить такое отношение к детям. Это хорошо, что Владимир Маковский и другие художники, писатели и поэты донесли до нас историю того времени. Это послужит уроком всем людям и больше никогда не должно повториться. Картину «Свидание» в настоящее время можно посмотреть в Третьяковской галерее.

картина Свидание художника Владимира Маковского фото

Сочинение по картине Свидание 3, 4 класс

3.Мое отношение к картине.

Русский художник Владимир Егорович Маковский свои произведения живописи посвящал сценам из жизни людей. Самым печальным его произведением является «Свидание». На картине изображена встреча матери и сына. Мальчик работает у богатых людей, а его мама пришла повидаться с ним и покормить. Он ест гостинец, принесенный матерью. На нем рубашка, штаны и длинный рабочий фартук.

Мальчик школьного возраста, но вместо школы ему приходится работать, чтобы помогать своей семье в деревне. Его мама одета в теплый крестьянский тулуп и платок. Она прошла долгий путь пешком. Герои картины грустят, потому что им сейчас снова придется расстаться. Свидание проходит в помещении с неприятными серо-зелеными стенами. На эту картину невозможно смотреть равнодушно. Мне очень жаль мальчика и его маму. Хорошо, что в наше время такого не бывает.

Сочинение по картине “Свидание” Маковского: о картине и не только о ней

Предварим рассказ о том, как писать сочинение по картине “Свидание” Маковского, некоторыми сведениями о художнике и времени, когда было создано полотно.

В. Е. Маковский и художники-передвижники

Владимир Егорович Маковский – известнейший российский художник, представитель товарищества Передвижных художественных выставок. Мастера, работающие в этом объединении, отстаивали в своем творчестве принципы, противоположные художественному академизму. Они ратовали за критический реализм в искусстве, их полотна были проникнуты мотивами реальной жизни и чертами быта, а не псевдонародными и мифологическими сценами, которые все еще ценились в Академии художеств.

В сочинении по картине “Свидание” Маковского скажем, что работа была написана в 1883 году, в период, который принято считать расцветом творчества художника.

Тематически для работ большинства художников-передвижников характерны так называемые жанровые сценки, которые отражали реальную жизнь народа во всех ипостасях и во всех социальных слоях. Такой демократический подход мы находим и в большинстве картин Маковского.

Колористика и сюжет картины

В сочинении по картине “Свидание” Маковского опишем общее цветовое решение картины. Полотно выдержано в довольно мрачных тонах. Встреча матери и сына проходит, видимо, в сенях перед мастерской. Полы каменные, стены из грубых, разного цвета досок. Стоит бочка с кувшином для питья – сюда, вероятно, приходят освежиться рабочие.

Одежда героев

Мальчишку отдали на обучение к какому-то мастеровому. Тогда многие крестьянские семьи так делали – тут мальчик не только получал хоть какие-то гроши, но и необходимые для будущей работы профессиональные навыки. Правда, как мы помним по рассказам Чехова и Горького, ребятишек, отданных “в люди”, часто использовали в качестве слуг, лакеев, нянек в домашнем хозяйстве. Но мальчик, изображенный на картине, занят в общем деле: на нем заляпанный фартук, рукава рубахи засучены, он босой.

Читайте также:  Сочинение по картине Венецианова Захарка (описание)

Его семья, наверное, очень бедна – мальчишка одет в явно большие ему, с чужого плеча штаны и рубаху. Штаны подвернуты, рубашка на плечах собрана. Лицо утомленное, под глазами мешки. Он с жадностью ест принесенную матерью булку.

А вот рядом его мать. Вернее, мы не знаем точно, матерью ли она приходится мальчику. Но по ее лицу – сострадательному и покорному своей скорбной доле – мы понимаем это. Лицо женщины словно застыло в своем обыденном несчастье и бедности, ей жалко сына, она не знает, долго ли он выдержит, так тяжело трудясь и так скудно питаясь. Но делать нечего – надо терпеть. А там, глядишь, и Бог поможет. Иного выхода ведь нет. Вся поза этой женщины говорит нам об этой ее безысходности. Так ведь и рассуждали простые русские люди, и так показывает нам это художник.

Оба персонажа, как необходимо отметить в нашем кратком сочинении по картине Маковского “Свидание”, выписаны с особой тщательностью. Мы видим, что мать одета в верхнюю одежду, на голову повязан платок, у ног лежит узелок – значит, ради того, чтобы навестить сына, ей пришлось проделать не короткую дорогу. Котомку простые люди, случись им идти куда-то пешком, раньше часто носили на палочке, которую клали на плечо. Палку это можно было использовать и как посох. Обычно так делали в селах – значит, думаем мы, семья мальчика, скорее всего, живет в селе.

Общее впечатление

В заключении сочинения по картине В. Е. Маковского “Свидание” скажем о том, чего, на наш взгляд, не хватило картине. Ей не хватило настоящего трагизма. Настоящим горем могло бы быть детство, закованное в бедность – но такое, чтобы зритель действительно почувствовал, что это детство. Что ребенок все-таки остается ребенком, и когда он тяжело болен, и когда он устал, и когда он голоден. Мальчик с картины Маковского – просто измученное маленькое существо. Это социальный элемент окружающей его среды. Художник старательно, чтобы прониклись бедой героев зрители, написал портреты ребенка и его матери. Но вряд ли сам мастер, выросший в обеспеченной интеллигентной семье художников, где никогда не знали беспросветной нищеты и борьбы за существование, мог сострадать так, чтобы показать нам всю горечь написанной им сцены.

Подготовка к сочинению по картине В.Е. Маковского “Свидание”

Задачи:

  • приобщить школьников к шедеврам живописи, познакомить с замечательным русским художником В.Е.Маковским и его картиной «Свидание», учить выделять главную мысль картины, рассмотреть выразительные возможности наречий, совершенствовать умение использовать их в своих тексте описательного характера.
  • Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание, расширять их кругозор, словарный запас, формировать речь (научиться переводить зримый образ в словесный), развивает логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к произведению искусству.

Оборудование: репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», учебник «Русский язык» 7 кл.

Ход урока

1. Сообщение учителем темы урока.

– Сегодня мы отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтоб там познакомиться с картиной русского художника В.Е.Маковского «Свидание». Мы приступили к изучению темы «Наречие» и важно не только находить эту часть речи в тексте, но и необходимо правильно использовать ее в своей речи. А сейчас послушаем наших экскурсоводов (Запись на доске темы урока; «Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. Художник В.Е.Маковский и его картина «Свидание». Составление рассказа по картине с использованием наречий).

2. Сообщение уч-цы о художнике (С использованием презентации.)

Эта картина относится к бытовому жанру, жанру, который изображал жизнь в ее повседневных проявлениях и занимал одно из ведущих мест в русской живописи 19 века. Свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, свое уважение и сочувствие к ним передовые русские художники 60 – 80 годов выразили в своих картинах. Одной из картин, ставшей подлинной классикой нашего искусства является картина Владимира Егоровича Маковского «Свидание». Он родился в Москве в семье крупного чиновника, большого любителя живописи, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Маковский поступил в это училище, затем перешел в Академию художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей», написанной для академической выставки, получил академическую золотую медаль имени Лейбрена. В 1874 году за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика.

Тонкий и наблюдательный, Маковский создал картины, с тяжелым изображением сторон быта и жизни людей. В своей картине «Крах банка»(1881) художник с психологической глубиной передал отчаяние и удивление жертв краха. Правдивые жизненные сцены передал он в картинах «Посещение бедных» (1874), «В приемной доктора» (1870) и «Получение пенсии».

На картине «Посещение бедных» изображена барыня – благодетельница, посетившая бедную семью чиновника. С любопытством разглядывает она бедняков. Невольно задерживаешь взгляд на фигуре ожиревшего лакея, который с презрением смотрит на неказистую обстановку.

На второй картине притягивает к себе внимание женщина, советующаяся со священником и ожидающая от него исцеления.

В картине «Получение пенсии» очень удачно дана дама генеральша, пришедшая со своим мальчиком и лакеем за пенсией.

Картина «Вечеринка» показывает людей, готовых к борьбе за благо народа.

В картине «Осужденный» он ввел невинно осужденного революционера.

Маковского интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывает тяжелую долю. Свои сюжеты он берет из сельской и городской жизни.

С любовью рисует художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Ночное», «Игра в бабки».

Тяжелая доля детей, живущих в городе, представлена в других красках и других образах. Здесь он изображает забитых, потерявших детский облик детей. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними. Об этом в русской литературе говорилось много раз. Ярким примером является стихотворение «Плач детей» Н. А. Некрасова.

3. Чтение стихотворения «Плач детей» Н. А. Некрасова учеником.

4. Художественное чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька» учителем наизусть.

-Что объединяет все эти произведения? (Тема детства)

– Ярким примером является картина «Свидание», написанная в 1883 году.

5. Рассматривание репродукциикартины «Свидание»

6. Беседа по картине.

Какое впечатление производит картина?

– О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе).

– Какова композиция картины?

– Кто является героями картины?

(В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево – красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком).

– Какие мелкие детали дополняют этот образ? (Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой).

– Какая деталь в облике много говорит о женщине? (Палка – путь был долгий, трудный).

– Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.

– Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. – В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними).

– Проанализируем колорит картины. Какие краски преобладают? (Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей).

– Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)

– Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)

– Я рада тому, что вы очень внимательно рассмотрели картину. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием наречий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется наречием. (Дети дают формулировку правила).

– Итак, ваша задача: как можно больше подобрать по картине наречий, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем (Дети проговаривают, я записываю на доске).

7. Работа по учебнику. Упр. 240. Чтение словосочетаний

8. Составление плана сочинения.

I. Слово о русском художнике К. Е. Маковском.

II. Встреча матери с сыном. (Описание картины «Свидание»).

1. Композиция картины.

2. Описание главных героев.

3. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Мое впечатление о картине.

9. Устный рассказ по картине.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине В. Е. Маковского “ Свидание”.

Использованная литература: Д .Д. Зверев Беседы об искусстве на уроках рисования.

Ссылка на основную публикацию