Сочинение по картине Сычкова Трудный переход (описание)

Урок развития речи “Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова “Учительница-мордовка” (7-й класс)

Класс: 7

Цели: познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины;

-углубить представление об описании внешности;

-показать, как замысел художника определяют выразительные средства;

-совершенствовать умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;

-развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к своей Родине.

Самая занимательная для нас
поверхность на земле – это
человеческое лицо.
Г. Лихтенберг

Какие красивые костюмы, и
как красивы душой были люди,
которые придумали их.
Н. Ситникова

Оборудование: эпидиаскоп, диапроектор, набор слайдов “Творчество Ф.В.Сычкова”, магнитофон, аудиозаписи (мордовская лирическая музыка, “Лунная соната” Л. ван Бетховена).

Оформление: репродукции портретов работы Ф.В.Сычкова, мордовский национальный костюм.


    Вступительное слово учителя.

/Звучит лирическая музыка/

Ребята, представьте, мы с вами, не торопясь, идем по залам музея. С развешанных по стенам холстов на нас смотрит множество человеческих глаз – одни вопрошающе, другие – грустно, третьи – холодно и надменно, четвертые – насмешливо и иронично. В них мысль и боль, страдание и молчаливая исповедь, погруженность в себя и приглашение к диалогу. Бесконечное разнообразие лиц, характеров, судеб…

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица,
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то.
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине, мир и велик, и чудесен!
Есть лица – подобье ликующих песен.

Мы внимательно всматриваемся в лица на портретах, воочию убеждаясь в мудрости афоризма немецкого писателя Г. Лихтенберга: “Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо”.

Сегодня урок мы посвятим подготовке к сочинению-описанию внешности. А для этого мы познакомимся с творчеством Ф.В.Сычкова, соберем материал для домашнего сочинения и составим примерный план.


Подготовка к сочинению по картине Ф.В.Сычкова

“Учительница-мордовка”.

    Словарно-орфографическая работа.

/Через эпидиаскоп проецируется текст/

Художник создает свои портреты, обогащенный впечатлениями, полученными во время общения с людьми. Многие картины овеяны атмосферой радости, непринужденного веселья. Наш взор привлекает многокрасочная палитра, яркий колорит. Автор изображает крестьянских девушек, наряженных в праздничные сарафаны и платки. Они стоят среди буйной зелени и цветов, насыщенных солнцем и светом.

а. Прочитайте текст, запишите слова художник, картина, изобразил, подберите к ним синонимы /автор картины, живописец, портретист; репродукция, полотно, холст, произведение живописи; показал, передал, запечатлел, написал/.
б. Выпишите слова колорит, палитра, портрет. Обращаясь к словарю С.И.Ожегова, дайте толкование этих слов, составьте словосочетания или предложения с ними /многокрасочная палитра, яркий колорит, живописный портрет/.
в. Выпишите из текста причастия, объясните правописание Н и НН.
г. Перескажите текст.

Портрет – это ни что иное как описание внешности. Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием в художественном стиле. А для этого обратимся к творчеству нашего талантливого земляка художника Ф.В.Сычкова, изобразившего на своих полотнах удивительную землю с удивительной историей и замечательными людьми.

Я не случайно обратилась к работам мордовского художника. Мне хочется, чтобы вы больше узнали об истории родного края, знали и бережно относились к традициям мордовского народа. Ведь каждый народ во все времена своего существования воспевает свой край, свою малую родину. О том, как прекрасна земля владимирская, убедительно рассказал нам Владимир Солоухин, Сергей Есенин заставил полюбить рязанщину, о своей большой и малой родине писал Расул Гамзатов. Открыть красоту мордовской земли, повседневную, будничную, помогают музыкальные произведения Кирюкова, скульптура С.Д.Эрзи, живопись Ф.В.Сычкова.


    Сообщение учащегося о художнике Ф.В.Сычкове.

/Звучит “Лунная соната” Л. ван Бетховена, проецируются слайды/.

Родился художник 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Мордовии/. Беспросветная нужда крестьянина-бедняка, лишившегося в детстве отца, саманная, под соломенной крышей изба, лапти, зипун, домотканая рубаха, кусок черного хлеба – вот что было уделом Федота Васильевича в детстве. Но природная одаренность, отменное трудолюбие и содействие добрых учителей открыли путь подростку к глубокому пониманию прекрасного. Симпатии и сердце художника раз и навсегда были отданы одной теме – жизни родного села Кочелаево. Труд, праздники односельчан, природу родного края воспел он в своих произведениях. В народе, среди которого жил Федот Васильевич, он видел и ценил особые черты – оптимизм и жизнелюбие. “Не люблю, когда плачут”,- так чуть рассеянно и даже наивно объяснял свою творческую позицию художник.

Вглядитесь в лица на полотнах портретиста. Какие разные люди и судьбы. Вот портрет матери Ф.В.Сычкова, задумчиво сидящей у окна.

А это – романтический портрет его жены.

Вот перед вами характерный для художника детский портрет “Гринька”.

На следующем слайде мы видим трактористок-мордовок, изображенных в праздничных национальных костюмах.

Когда внимательно смотришь на эти картины, понимаешь, что за кажущейся простотой содержания скрывается буря чувств художника, страстно влюбленного в свою Родину, в благородные качества человеческой души.

Но особое внимание хочу обратить на портрет учительницы-мордовки.

Чтобы написать этот живой портрет, самые звонкие, яркие, сочные краски собрал на холст живописец. Картина была создана в 1937 году. У портрета есть конкретный прототип – мордовская учительница Софья Павловна Рябова. Но не только в передаче внешнего сходства, которое так поразительно для сычковских портретов, видел свою задачу автор. Он раскрывает черты характера и внутренний мир героини.

Сбор материала и составление плана.

У каждого из вас на столах есть репродукция этой картины. Давайте рассмотрим ее. Обратим внимание на внешность женщины, костюм, краски, которым написано полотно. Таким образом, мы подберем материал для домашнего сочинения. Попутно мы будем составлять план и записывать его в тетрадь.

План

  • История создания картины.
  • Описание внешности героини:

а. Поза /сидящая на скамье, в минуты отдыха, спокойная, свободная/;

б. Черты лица /овальное, правильной формы, румяное, задумчивое, немного строгое; глаза большие, карие, выразительные, умные, смотрят пристально; брови чуть нахмурены, нос прямой, губы полные/;

Молодая женщина представлена в праздничном национальном костюме. Чтобы лучше рассмотреть его, я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мордовское село.

/Звучит лирическая мордовская музыка/.

Представьте, мы идем по улице. Перед нами деревянные дома с резными наличниками. Здесь работают девушки-мокшанки. Долгими зимними вечерами под протяжную мордовскую песню вышивают они свои праздничные наряды.

Все вышивала долгими веками
Рубаху из льняного полотна.
Как будто это мудрыми руками
Писала о своей судьбе она.

Справа налево мелькает проворная рука с иглой, то прямо, то наклонно ложатся на ткань плотные короткие стежки, бегут друг за другом по прямой линии. Скрещиваясь по два, по шесть, образуя крестики, ромбики, розетки. И простенькая белая рубаха расцветает красивыми рельефными узорами, которые мордовские мастерицы вышивают без всякого рисунка, без канвы, просто по счету нитей. Почти всегда вышивка дополняется всевозможными отделочными материалами – бисером, разноцветными бусами, лентами, блестками, цепочками, кисточками из шерсти, раковинами и даже пуговицами.

Обратите внимание на эти костюмы. Они еще хранят тепло человеческих рук, человеческой души. Так и хочется вслед за Н.Ситниковой воскликнуть: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”.

Любая деталь мордовского костюма имеет свое название.

Ркава, расшитая затейливыми яркими узорами.

Вокруг шеи – всевозможные украшения из бисера, монет, стекляруса. Одно из них – сюлгамо – является частью герба Мордовии.

У пояса несколько кистей потяжелее, набранных из более крупных бусин и раковин-каури, которые привозились с моря.

На голове кокошник – панго – разукрашенный блестками, бусинами, вышивкой.

Не правда ли красиво!

Запишите слова, обозначающие детали мордовского костюма.

г. Характер /добрый, спокойный, влюбленный в свое дело и в свой народ человек/.

  • Фон картины /краски яркие, сочные: красные, желтые, зеленые, синие; выражают жизнерадостность, красоту человека и красоту родного края/.
  • Мои впечатления от картины.
  • Чтение текста-образца (авт. Сурина М.И.).

    Одна из лучших работ мастера, посвященных людям Мордовии, картина “Учительница-мордовка”, написанная в 1937 году. Сидящую на скамье молодую женщину художник представил в окружении цветущих садовых растений, в праздничном национальном наряде.

    В серьезном, немного строгом лице, в задумчивом взгляде внимательных глаз, в спокойной позе чувствуется возвышенность помыслов. Пристально, сосредоточенно смотрят умные глаза. Брови чуть нахмурились, повинуясь внутреннему движению мысли. И только юная свежесть чистого овала, нежный румянец на еще пухлых щеках, цветущих здоровьем, удивительно гармонирует с фоном портрета – ярким, залитым солнцем, напоенным благоуханием цветов.

    Это восторженная красочная поэма о том, как представляет себе Ф.В.Сычков среду, мир, в котором должен жить человек. Цветовое решение портрета способствует раскрытию цельности и чистоты образа. Особенно щедро художник использует красный цвет, создавая тем самым настроение праздничной приподнятости. Как под лучами щедрого летнего солнца цветет и благоухает земля Мордовии, так же расцветают таланты, творческие и духовные возможности людей.

  • Домашнее задание: напишите сочинение по картине Ф.В.Сычкова “Учительница-мордовка”.
  • Подведение итогов.
  • Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы узнали для себя много нового и интересного /познакомились с творчеством Ф.В.Сычкова, узнали интересные сведения о создании мордовского костюма, собрали материал и составили план будущего сочинения/.

    /Звучит лирическая мордовская музыка/.

    Картины Ф.В.Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут заражать оптимизмом, верой в человека, будут дарить людям радость, потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота труда и счастья.

    Сочинение по картине Сычкова Трудный переход

    В нынешнее время мало кто знаком с творчеством Федора Сычкова. Это самобытный художник, который стал успешным в 1910-х годах. Любители живописи с удовольствием выкупали его картины, одной из которых была и “Трудный переход” создана в 1912 году. На этом холсте изображено сцену из деревенской жизни. Простолюдины пытаются перейти реку с одного берега на другой.

    В то время хороших мостов еще не было, и народ проложил два длинных, но тоненьких, бревна. С помощью палок мужчина и пять девушек с осторожностью один за другим аккуратно ступают на опасный путь. На их лицах не видно страха, а на оборот все улыбаются и шутят.

    На полотне изображено осенний день. Небо светло голубое, чистое и лишь несколько белых тучек проплывают вдали. Видно, что еще не очень холодно и солнышко вовсю освещает местность. На заднем плане растут высокие сосны, и небольшие кусты одеты в желто-зеленую листву. Трава, где нигде только начинает желтеть.

    А на поверхности воды плавают зеленые листы кувшинок.

    Скромное одеяние выдает их бедность, но это не мешает людям быть счастливыми. Скорее всего, они держат путь на базар, их кошелки наполнены грибами, яблоками и другими вкусностями. Собрав осенние дары, селяне идут заработать копеечку.

    Твір на тему: Сочинение по картине Сычкова Трудный переход

    Related posts:

    Сочинение по картине Щербакова Вода уходит Щербаков, один из великих художников, который умел писать пейзажи с точностью до мелочей. В своих произведениях он мог показать погоду, время года и саму природу так реалистично, что полотно можно.

    Сочинение по картине Сатарова Мороз На картине Михаила Сатарова “Мороз” мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода. Снег.

    Сочинение по картине А. А. Пластова “Летом” На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”. На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье, красном платке и с бусами из ягод.

    Сочинение по картине Нисского Февраль подмосковье Сочинение №1 Прекрасны леса в белом убранстве, горы с лавиноопасными спусками, реки замершие, заливные луга под снегом. Но по своему красива зима в окрестностях города. На картине “Февраль. Подмосковье” автор.

    Сочинение по картине Морозова (Коваленко) За чаепитием Не много картин оставил Александр Морозов после своей смерти. Причиной этому была постоянная нужда в деньгах. Он больше 30-ти лет работал преподавателем, в свободное время давал частные уроки, писал портреты.

    Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке “Иван-царевич и царевна-лягушка”, нарисовал Иван Яковлевич Билибин. На переднем плане картины он разместил “лягушку-квакушку”. Она не главный герой это иллюстрации. Художник подчеркнул.

    Сочинение по картине Ромадина Керженец Пейзаж под названием Кержанец работа руки великого мастера Николай Михайловича Ромадина. Творение появилось на холсте в своем законченном виде в 1946 году. Описание картины Тонкость картины, ее внутренний мир, чувства.

    Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Еще мне очень нравится название картины. “Корабельная роща”, наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие.

    Сочинение по картине “Летний сад осенью” Бродского На картине Исаака Бродского мы видим Летний сад в Петербурге. Стоит ослепительно яркий солнечный день. Уже осень, но осень золотистая, теплая. Такие погожие дни часто выпадают в сентябре или начале.

    Сочинение по картине Шишкина Рожь Эта картина наполняет светом. Часто лето не очень солнечное и жаркое, хочется солнца… Вот почему я особенно рад, что узнал о такой солнечной, теплой картине как “Рожь”. Там изображено ржаное.

    Сочинение по картине “Зимний вечер” Крымова Художник Николай Крымов посвятил свой пейзаж “Зимний вечер” русской деревне и русской зиме. На картине изображено время заката над сельской местностью. Вокруг все занесено снегом, только большие кусты торчат из.

    Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев. На переднем плане полотна изображен небольшой.

    Сочинение по картине Юона Зимнее солнце Когда смотришь на картину К. Ф. Юона “Зимнее солнце” сразу вспоминается тихий солнечный и морозный декабрьский денек. Настроение картины светлое и радостное. Краски пестрые и яркие. Пейзаж полон спокойствия и.

    Сочинение по картине Поленова Заросший пруд 1 вариант сочинения описания Картина В. Поленова “Заросший пруд” несет в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При ее создании художником были использованы темные тона, однако это не делает ее мрачной.

    Сочинение по картине И. Э. Грабаря “Зимний пейзаж” Картина художника И. Э. Грабаря “Зимний пейзаж” написана в 1954 году. на ней живописец изобразил зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. На полотне изображен зимний пейзаж. мы видим.

    Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей. Одно из удивительных полотен.

    Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской 1 вариант – краткое мини сочинение Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа. Каждая деталь на этой картине имеет.

    Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная Картина русского живописца Щербакова “Русь подмосковная” – одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа. На картине изображена летняя.

    Сочинение по картине Куинджи Березовая роща Архип Иванович Куинджи – один из признанных русских мастеров пейзажа. Каждая из его картин поражает зрителя глубиной цветопередачи и игрой цвета. Талантливо расставляя акценты, художник добился того, что его картины.

    Сочинение по картине БорисоваМусатова Осенняя песня Картина В. Э Борисова-Мусатова “Осенняя песня” – это невероятный шедевр. Глядя на картину, с первого взгляда можно сказать, что художник очень любит эту пору года. Ведь изображенная на ней природа.

    Сочинение по картине Дузельханова Охота Бескрайний вид цветущей природы всегда завораживает и привлекает взор человека своим богатством и великолепием. На картине А. Дузельханова можно лицезреть бесконечную степь с несущимся по ней всадником на коне, увлеченным.

    Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой его картине угадывается наличие.

    Сочинение по картине Кустодиева Сирень Центральное место в этой картине занимает роскошный куст цветущей сирени, из-за которого виден деревянный дом, и молодая женщина с ребенком на руках. День, запечатленный художником, – теплый и ясный. Отблески.

    Сочинение-описание по картине “Февральская лазурь” Грабаря Картина “Февральская лазурь” знаменитого российского художника Игоря Грабаря – это удивительно радостное, светлое полотно. Оно дарит весеннее, праздничное настроение, хотя на картине изображено зимнее время. С одной стороны, картина очень.

    Сочинение по картине Жилинского Желтый букет Прекрасная картина талантливого советского и российского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского “Желтый букет” привлекает своей теплотой и удивительной гаммой красок. Если взглянуть на это полотно, сердце тотчас же наполнится любовью и.

    Сочинение по картине Решетникова Прибыл на каникулы Произведение “Прибыл на каникулы” Федор Павлович Решетников написал в 1948 году. Практически сразу это полотно приобрело популярность у советских зрителей. На переднем плане картины изображены пожилой человек в очках и.

    Сочинение по картине Яблонской Хлеб Картина Т. Н. Яблонской “Хлеб” заряжает оптимизмом. Написана она в послевоенное время, в 1949 году. Страна тогда только восстанавливалась. На переднем плане мы видим двух женщин. Одна завязывает мешки с.

    Сочинение по картине Зимние забавы 1 вариант Вот и пришла долгожданная зимняя пора. Все кругом покрыто белоснежным, воздушным, переливающим, снежным покровом. Деревья надели белые нарядные полушубки. Ребята вышли во двор. Всем нашлось занятие по душе.

    Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада “Лесная прохлада” – очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца. По этому и.

    Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии В осеннее время пейзажи природы так прекрасны и наполненными многими оттенками, что поэты посвятили осени свои стихи, художники отражают ее внешний облик в красках своих полотен. Но при этом каждый.

    Сочинение по картине Сычкова Трудный переход

    Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Ф.В. Сычков прожил долгую и плодотворную жизнь, написал около шестисот картин и свыше тысячи этюдов. Главной тематикой творчества живописца была деревенская жизнь, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Огромное наследие мастера разошлось по всей стране и за рубеж. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира. А в начале ХХ века были очень популярны красочные открытки, выпущенные издательством Ришар, являющиеся на сегодняшний день раритетом.

    Родился будущий художник в марте 1870 года в бедной деревенской семье в селе Пензенской губернии. С раннего детства он вместе с матерью ходил по деревням с сумой, из-за чего их односельчане дразнили нищими. Для мальчика это было так унизительно, что с малолетства он мечтал научиться какому-нибудь ремеслу, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом.

    Бабушка Федота настояла на том, чтобы отдать внука в трехклассную земскую школу. Там мальчик сразу же проявил большой талант к рисованию, а его учитель всячески пытался развить в нем этот дар.

    После окончания трехлетки, все помыслы Федота были об художественной школе в Петербурге. Однако безденежье в семье препятствовало мечте мальчишки. Чтобы заработать необходимые деньги на учебу, подросток работал в иконописной мастерской подмастерьем. Он расписывал фрески в церквях, выполнял живописные портреты по фотографиям. Путь в искусство для парнишки из бедной семьи был тернист и сложен, но огромное желание и целеустремленность все же сделали свое дело.

    Видя в юноше незаурядный талант и стремление, земляки помогли деньгами Федоту. И он окончил Рисовальную школу в Петербурге, правда, не за шесть лет – как все, а за три года, так как умудрился в короткий срок освоить всю учебную программу.

    Потом была учеба в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств в мастерской батальной живописи, которое Сычков окончил в 1900 году. По завершении учебы получил звание художника за конкурсную работу “Письмо с войны”. А вот о дипломе не могло быть и речи, та как у художника не было документа о полном среднем образовании.

    Так и пошел Федот Сычков в дальнейшем по творческому пути без диплома, но имея незаурядный талант и стремление развиваться и созидать.

    Несколько лет он прожил на малой родине, которая всегда была для художника живительным источником творческого вдохновения.

    А в 1908 году Сычков с женой отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, чтобы воочию увидеть творения мирового искусства. За границей он написал множество серийных пейзажей и выставлял свои работы в парижском Салоне.

    К 1917 году живописец уже имел в Европе немалую популярность, а его работа «Учительница у себя дома» была удостоена серебряной медали на Международной выставке в Сент-Луисе (США).

    Вернувшись после революции на родину, художник начал оформлять революционные праздники, писать жанровые полотна о жизни в новой стране. В 1937 году художник, разочаровавшийся в новых порядках и, чувствуя свою невостребованность, пытался уехать из России.

    Но по воле случая его творчество было замечено и оценено по достоинству, Федот Васильевич был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. За последующие годы жизни художник напишет большое множество колоритных картин, пронизанных позитивом, молодостью, энергетическим зарядом.

    Сочинение по картине Ф. В. Сычкова.

    Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни.

    АВТОПОРТРЕТ,1893г.
    Твои глаза меня пронзили.
    В них огневая страсть кипит,
    Они меня воспламенили,
    Судьба твоя в них говорит.

    Ты в Качелаево родился,
    На Мокше в дальней стороне,
    И в рисование влюбился,
    И жил с ним в будни и во сне.

    •Колорит – (итал. colorito – от лат. color – цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности – может быть

    • теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и

    • холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые),

    спокойным и напряженным, ярким и блеклым

    •Улыбчивая, краснощекая, сильная, жизнерадостная девушка – излюбленный персонаж Сычкова.
    •«В нем выразились представления художника о том ярком, здоровом и цельном, что есть в народном характере»(М.И. Сурина.)

    Просмотр содержимого документа
    «Сочинение по картине Ф. В. Сычкова. »

    Мастер живописи Федот Васильевич Сычков 1870-1958 г.

    • Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни.Ф. В. Сычков

    • Автопортрет. 1899Холст, масло, 67х55 смМордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

    Дом-музей Федота Васильевича Сычкова в селе Кочелаево

    • АВТОПОРТРЕТ,1893г. Твои глаза меня пронзили. В них огневая страсть кипит, Они меня воспламенили, Судьба твоя в них говорит. Ты в Кочелаево родился, На Мокше в дальней стороне, И в рисование влюбился, И жил с ним в будни и во сне..

    • Музой Федота Васильевича являлась жена Лидия Васильевна Акундина

    Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны

    Реализм — направление в искусстве

    • Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный)

    в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

    Жанры, в которых работал Ф. В. Сычков

    • Портрет
    • Пейзаж
    • Натюрморт
    • Жанровая сцена

    Определите жанр картины

    Возвращение с сенокоса

    Определите жанр картины

    • Школьница-отличница.1934.

    Определите жанр картины

    • Алма-атинские яблоки. 1937.

    Определите жанр картины

    • Зимняя дорога. 1940.

    • 1937 г.
    • Софья Павловна Рябова

    • Трактористки-мордовки. 1938.

    • За работой. Подруги. 1935

    • Колорит – (итал. colorito – от лат. color – цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности – может быть
    • теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и
    • холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые),
    • спокойным и напряженным, ярким и блеклым,

    Определите колорит картины

    • Праздничный день. Подруги. Зима.1941.

    • Колхозный базар. 1936.

    • Девушка в синем платке. 1935 г

    • Девушка. 1945.

    • У изгороди. Лето. 1931.

    • У изгороди. Зима. 1931

    • Улыбчивая, краснощекая, сильная, жизнерадостная девушка – излюбленный персонаж Сычкова.
    • «В нем выразились представления художника о том ярком, здоровом и цельном, что есть в народном характере»(М.И. Сурина.)

    • Интенсивность цветового , построенного на контрастах, аккорда (на полотнах органически сочетаются синие, красные, желтые и зеленые оттенки) делает образ крестьянок открытым, звонким, праздничным.

    Федот Василь6вич Сычков

    Тройка (Ученики мастеровые везут воду) ,

    Василий Григорьевич Перов

    Дети – герои картин

    • Приятели. 1911.

    • Девочка, собирающая полевые цветы

    • Гринька. Этюд. 1937.

    • Христославы. (Дети старой деревни). 1935

    • Возвращение из школы.

    • Сычков всегда с гордостью говорил:
    • Знание жизненного уклада деревни помогало ему создавать свежие, красочные картины. До конца дней Федот Васильевич работал с упоением и вдохновенно.
    • “Жизнь на земле так прекрасна… но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий”, – писал Федот Васильевич Сычков.

    Конспект урока развития речи “Подготовка к написанию сочинения-отзыва о посещении выставки работ Ф.В. Сычкова”

    • закрепить знания учащихся об отзыве как композиционной форме сочинения;
    • подготовить к самостоятельной работе над отзывом.

    ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о Ф.В.Сычкове, доска отзывов известных людей, посетивших Республиканский музей изобразительных искусств; записи мордовских мелодий («Торама»).

    1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (читается эпиграф).

    -Наш народ будет жить вечно с выдумкой и неувядаемой молодостью художника Федота Сычкова.(Г.И.Горбунов)

    Так передает восхищение талантом нашего земляка мордовский критик, педагог, и мы гордимся, что именно МОРДОВИЯ (наша маленькая республика) дала миру талантливого художника.

    Вчера мы побывали в музее изобразительных искусств. Целью нашего посещения было: познакомиться с жизнью и творчеством художника, посмотреть выставку его работ, а затем передать свои впечатления, написав отзыв.

    Человеку свойственно делиться своими чувствами и мыслями, вызванными от посещения выставки, просмотренного спектакля, прочитанной книги.

    Выразить свои впечатления можно не только словами, но и кистью, музыкой.

    – Давайте послушаем впечатления, которые Валеева Эльвира передаст музыкой.

    – А так передала свои впечатления от работ Федота Васильевича Сычкова Гурьянова Даша.

    (Все вызывает восхищение).

    Мы передадим свои впечатления словами .Сегодня наша задача – проанализировать отзыв-образец и создать свои.

    ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ. ЗАПИСЫВАЕМ.

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ.

    (Учащиеся прослушивают значения слов, записывая слово, обозначающее это понятие, или наоборот, называется слово, учащиеся дают ему определение, по выбору).

    1.Выставка – показ произведений искусства широкой публике.

    2. Музей – учреждение, здание, где хранятся выдающиеся произведения творческой деятельности человека.

    3.Экспозиция – размещение экспонатов.

    5. Шедевр – образцовое произведение, высшее достижение искусства, мастерства.

    6. Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

    7. Экскурсовод- специалист, дающий пояснения экскурсантам.

    8. Экскурсант – участник экскурсии.

    9. Жанр (в изобразительном искусстве) – основа предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина).

    10. Портрет ( в искусстве) – один из жанров, в котором воссоздается облик человека и его духовный мир.

    11. Натюрморт (фр.) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (букет цветов, утварь и т.д.)

    11.- ДАВАЙТЕ ПОВТОРИМ ТЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ, КОТОРЫЕ НАМ УЖЕ ИЗВЕСТНЫ.

    – Что называется отзывом?

    – Мы с вами будем писать отзыв о выставке. На чем заострить наше внимание?

    (Выскажем свое мнение и обоснуем его).

    -Кто может быть адресатом отзыва?

    (Различные люди, организации).

    – Каковы могут быть цели и задачи отзывов? Может ли быть отзыв написан в виде рассуждения? Что содержит этот тип речи? (1.ТЕЗИС. 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. 3. ВЫВОД.)

    – Включая в отзыв повествование, о чем вы расскажете?

    (Где, при каких обстоятельствах узнали о Сычкове, о его работах, как складывалось впечатление о его творчестве).

    – Если вы включаете такой тип речи как описание, то что будет отражено в отзыве?

    (Здесь мы скорее всего прочтем описание предметов, героев картин).

    – Могут ли в отзыве сочетаться разные типы речи? (Да).

    -ПРОЗВУЧАЛА ФРАЗА: ОТЗЫВ МОЖЕТ БЫТЬ НАПИСАН В ФОРМЕ СТАТЬИ В СТЕНГАЗЕТУ (Стиль здесь уместен публицистический). ЧТО ВЫ ПОМНИТЕ О ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ?

    1.СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ: газеты, журналы. ЗАДАЧА: воздействие на массы.

    2.КАКАЯ ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ЭТОГО СТИЛЯ? Назовите языковые средства.

    Собирание материалов к сочинению.

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. Подготовительные упражнения.

    – Подберите синонимы к слову ХУДОЖНИК.

    (Федот Васильевич Сычков, живописец, сын мордовского народа , автор полотна, создатель картины).

    КАРТИНА ( полотно, произведение живописи, произведение искусства).

    – Назовите глаголы, которые можно использовать, говоря о действиях художника.

    (Написал, создал, изобразил).

    КАРТИНА МОЖЕТ НРАВИТЬСЯ, привлекать внимание, запомниться, восхищать, завораживать, произвести неизгладимое впечатление, запасть в душу.

    2.РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.

    (Пропустить орфограммы, запятые, по усмотрению).

    1. Иногда(в свободное время) достаю альбом «Федот Васильевич Сычков». Стоит мне только несколько минут побыть наедине с картинами художника, вглядеться в них, и начинает звучать музыка.
    2. На выставке нас окружают холсты Ф.В Сычкова. Глядя на картины, подивишься неистощимости фантазии художника, красочному богатству его палитры, уменью. Высмотрев композицию в самой жизни, он переносит ее на холст.

    – Назовите вид ошибки, тип ошибки.

    Сколько бы ни прошло лет, картины Ф.В. Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут дарить людям радость, как дарят уже многим поколениям людей. Потому что Ф.В.Сычкова (замечательного живописца) , певца Мордовии вдохновляла на творчество красота земли, красота человека.

    !У.РАБОТА НАД ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ. ( Использую начальную часть предложения, закончите суждения).

    Побывайте на выставке…..

    Горжусь тем, что я земляк замечательного живописца….

    V. ВЫБОР НАЗВАНИЯ.(КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ СВОЮ РАБОТУ?)

    1.Приглашение к Прекрасному (мои впечатления о посещении выставки работ Ф.В Сычкова).

    3. Певец родного края.

    4. Моя встреча с выдающимся мастером живописи Ф.В Сычковым.

    VI. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. (У каждого ученика на столе лежит написанный отзыв, необходимо восстановить последовательность абзацев).

    – Ребята, вам необходимо восстановить последовательность текста данного отзыва.

    1. К пониманию творчества Ф.В Сычкова нельзя подойти с незнанием его судьбы, жизни, времени, в котором он творил. Посещение картинной галереи помогло мне раскрыть личность Ф.В.Сычкова как человека-творца, раскрыть национальные корни его искусства.

    2. Федот Васильевич Сычков. Это имя я знаю давно. Но только сегодня он открылся мне. Сегодня состоялась мо я встреча с художником. С восхищением осмотрел музей, работы великого художника привели меня в душевное смятение, которое не скоро пройдет.

    3. Жанры творчества Ф.В.Сычкова разнообразны: портрет, натюрморт, пейзаж, графика.

    Главной и любимой темой художника стала жизнь деревни. Он предпочитал писать о людях, рядом с которыми жил; хорошо знакомую ему природу села Кочелаева и его окрестностей, реку Мокшу. Любимые времена года – зиму и раннюю весну.

    4. С огромным удовлетворением покидаю музей. Надеюсь на новую встречу с великим живописцем.

    5. Неожиданное наслаждение вызывает экспозиция музея. Каждая картина завораживает. Такие работы как «Катание с гор», «Подружки», «Трудный переход» надолго задерживают внимание.

    6. Совсем небольшие холсты, но сычковские краски горят в них, как самоцветы! И мы подолгу глядим на яркие, жизнерадостные полотна, не замечая, как непроизвольно наше лицо освещает улыбка, взгляд сам собою теплеет.

    7. Трудно выразить словами чувства, которые испытываешь, встречаясь с искусством певца мордовской земли – Ф.В.Сычковым.

    8. Ходил по залам, завороженный рассказом экскурсовода. Люди, которые ведут рассказ, влюбленные в свое дело знатоки. Сердечная признательность им, наилучшие пожелания, новых удач в их благородном деле.

    Полный текст материала Конспект урока развития речи “Подготовка к написанию сочинения-отзыва о посещении выставки работ Ф.В. Сычкова” смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    Автор: Орлова Галина Николаевна → gnorlova

    –> 31.10.2015 0 4689 290

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Конспект занятия «Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «С гор»

    Елена Коцура
    Конспект занятия «Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «С гор»

    Программное содержание. Расширить представление детей о творчестве художника Ф. В. Сычкова; вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое наслаждение от изображенной художником красоты, чувство гордости за красоту окружающей нас природы, за свой народ; развивать наблюдательность, индивидуальное видение картины; обогащать словарь детей эмоционально- оценочной лексикой.

    Подготовительная работа. Посещение музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, рассматривание альбомов изобразительного содержания, беседы о творчестве Ф. В. Сычкова, посещение мордовской «избы» в детском саду, чтение книг о художниках; создание в группе выставки репродукций картин Ф. В. Сычкова; наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

    Материалы. Репродукции картин художника Ф. В. Сычкова.

    Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его границ является изобразительное искусство, в частности живопись.

    Сегодня, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на выставку репродукций картин нашего мордовского художника Ф. В. Сычкова.

    Он родился в селе Кочелаево Ковылкинского района республики Мордовия.

    Федот Васильевич рос в бедной крестьянской семье. Он любил рисовать с детства. Его талант увидели добрые люди. Сначала ему помогал школьный учитель. Но однажды о талантливом мальчике Федоте Сычкове узнал местный помещик генерал Арапов. Благодаря ему он поступил в художественную школу в Петербурге.

    После окончания Академии Сычков возвращается в Кочелаево и не расстается со своим родным селом до конца жизни.

    Наш замечательный художник известен не только в России, но и в других странах мира.

    Его называют певцом народной жизни, певцом родного края.

    Федот Васильевич писал картины в разных жанрах. На своих полотнах он изображал простых людей и мордовских крестьян, людей труда и родную природу.

    Людей показывает Сычков в труде, во время праздников и народных гуляний.

    Обратите, пожалуйста, внимание на то, с какой теплотой и любовью пишет он свои картины, видно, что он любит людей, восхищается ими.

    Художник очень любил изображать крестьянских детей. Они являются героями большинства его картин: показывает их труд, дружбу, развлечения.

    На картинах дети изображены в разных вариациях – просто у забора, одетыми, в мордовские костюмы, то в окружении цветущих растений.

    Особенно любил художник мордовскую зиму, поэтому часто писал картины зимой. На фоне заснеженных деревенских улиц горят румянцем разгоряченные лица, ярче выглядят народные костюмы.

    Сычковвсегда изображает своих героев на фоне знакомого пейзажа: Кочелаево, его окрестности, Мокша, на берегу которой расположилось село.

    Уважаемые коллеги, вы все были в республиканском Музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

    Какие картины Ф. В. Сычкова оказали на вас наибольшее впечатление?

    На полотнах Сычкова перед нами предстают яркие, запоминающиеся, убедительные народные образы.

    Одну из таких картин мы с вами сегодня рассмотрим, она называется «С гор».

    Здравствуй гостья – зима!

    Просим милости к нам

    Песни севера петь по лесам и степям.

    Есть раздолье у нас-

    Где угодно гуляй,

    Строй мосты по рекам

    И ковры расстилай.

    Нам не стать привыкать-

    Пусть Мороз твой трещит:

    Наша русская кровь на морозе горит!

    Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что изобразил художник на переднем плане?

    На картине мы видим детей. Они пришли на заснеженный склон оврага кататься на санках. Детей здесь собралось много, но художник обратил внимание на группу ребят. Вот они, как уже отметили, на переднем плане.

    Здесь мы видим двух девочек, на одной длинная до пят юбка красного цвета, коротенькая жакетка, на ногах лапти, на голове легкий ярко красный платок; без рукавиц, хотя на улице холодно.

    Кто желает описать вторую девочку?

    Вторая девочка тоже в длинной юбке, в теплой шубейке, в валенках, на голове теплый платок и в рукавицах. Видно, что художник любуется ими. Они едут с горки с нарочито изящными движениями, поэтому и мальчик остановился и с интересом наблюдает за ними.

    Что изобразил художник на втором плане?

    На втором плане мы с вами видим еще одну горку, здесь тоже катаются дети. Рядом глубокий овраг и речка, спящая подо льдом. Чуть дальше видны огороды. Они загорожены старой изгородью.

    На заднем плане видны избы. Это село Кочелаево. Избы низенькие, как – будто вросли в землю, с маленькими окнами.

    На этой картине Сычков показал своих героев на фоне зимнего сельского пейзажа. Он использовал теплые и холодные тона красок.

    Что изобразил художник холодной гаммой красок?

    С помощью теплых цветосочетаний Федот Васильевич передает радостное, приподнятое настроение.

    Высокая линия горизонта (которая характерна для многих картин Сычкова) приближает передний план, поэтому мы видим не только яркую одежду, но и улыбающиеся, румяные лица детей.

    Федот Васильевич выбрал этот сюжет не случайно. Для него всёглавное: и природа, и дети, и село. Все это он отразил на этой прекрасной картине, посвященной веселью и забавам деревенской молодежи.

    Здесь мало увидеть

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Уважаемые коллеги, давайте представим себя в этом зимнем пейзаже. Кто- то захочет покататься с детьми, некоторые просто полюбоваться зимнем пейзажем, окрестностями села Кочелаева, а кому- то захочется зайти в эти низенькие избы и познакомиться с бытом народа того времени. А во всем этом нам поможет музыка.

    (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).

    А сейчас прошу вас отобразить свои впечатления при помощи красок (на листе бумаги) или с помощью теста (кто «заходил» в избы и успел разглядеть предметы быта).

    (Во время работы звучит музыка).

    Глядя на ваши работы видно, что вы увидели и почувствовали то, что хотел передать нам через картину художник.

    Творчество Ф. В. Сычкова снискало себе большую популярность и любовь широкого зрителя.

    Своим трудом он внес огромный вклад в живописную культуру Мордовии и способствовал развитию творчества молодых национальных художников Мордовии.

    1.Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТУ. Сфера, 2006 г.

    2. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000 г.

    3. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск 2012 г.

    4. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии.Составитель: Костюнина Т. Д. Саранск 2007 г.

    5.Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой. М., 2004 г.

    6. М. И. Сурина «Ф. В. Сычков. Воспоминания, переписка» Саранск, 1998г.

    7. Н. А. Курочкина «знакомим с пейзажной живописью» СПБ, «Детство-Пресс» 2003 г.

    Конспект занятия «Рассматривание картины «Осень» Модель образовательной деятельности: Речевое развитие (27.09.2016) воспитатель Резник Е. А Тема: «Рассматривание картины «Осень» и чтение.

    Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Дед Мороз» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» 683030, г. Петропавловск-Камчатский,.

    Конспект занятия по приобщению к искусству «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к искусству в старшей группе «Рассматривание репродукции картины И. И.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Программное.

    Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Последний снег» Программное содержание. Познакомить детей с картиной В. Д. Илюхина «Последний снег». Развивать интерес к произведениям живописи. Учить видению.

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины онспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины (картина из серии для детских садов «Работа на пришкольном.

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Март» Конспект занятия. Подготовительная группа. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины И. И. Левитана «Март». Программное содержание: Продолжать.

    Конспект занятия Рассматривание картины: «Зайцы». для детей логопедической подготовительной группы МБДОУ детский сад №26 г. Ельца. Конспект занятия Рассматривание картины: «Зайцы». для детей логопедической подготовительной группы.

    Конспект занятия в старшей группе «Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март» Конспект открытого занятия в старшей группе «Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март» Дифференциация звуков [к] [х]» Провела.

    Конспект занятия «Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Цель: Научить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, закрепить произношение звука «ц» в слогах и словах. Вызвать.

    Читайте также:  Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию
    Ссылка на основную публикацию