Анализ пьесы Прошлым летом в Чулимске Вампилова

ПЬЕСА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» А. ВАМПИЛОВА: СИНТЕЗ ЭПИЧЕСКОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО

Творческая судьба Александра Вампилова насчитывает 11 лет. Начало ее положено в 1961 г., когда в Иркутске под псевдонимом А. Санин была издана книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств». Завершением творчества можно считать драму «Прошлым летом в Чулимске» (1970), которая замыкает поиски художника, пытавшегося соединить две несоединимые «реальности», и начинает, на наш взгляд, новый этап в обретении синтеза эпического и драматического начал.

Первоначальное название пьесы – «Валентина» – по имени главной героини (Вампилов изменил название пьесы, так как тогда была уже известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина»). Валентина – «чудная» для окружающих ее людей: она упорно, изо дня в день чинит палисадник и калитку, через которые, ломая их и сокращая путь, ходят почти все посетители чайной, «не утруждая себя «лишним шагом» (1, с.291). Калитка находится не там, где привыкли ходить люди, где им удобнее, вот почему они ломают палисадник, который как раз «мешает рациональному движению». Но Валентина продолжает «чудить» на протяжении всей пьесы и завершается она тем, что с помощью старика-эвенка Еремеева «восстанавливает» в который раз порушенный забор палисадника. Бытовая деталь вырастает в образ-символ, по-чеховски емкий и поэтичный. Валентина как бы заставляет людей помнить о правильном пути, настоящей дороге, которая неудобна, трудна и непроста, но которая ведет к высоте, не имеющей ничего общего с удовлетворением только насущных нужд.

То, как действующие лица подходят к чайной, где работает официанткой Валентина, сам их выбор дороги к старинному купеческому дому, в котором и находится чайная, становится как бы лакмусовой бумагой, позволяющей определить степень их нравственной приземленности и глухоты. Соответственно этому все действующие лица могут быть поделены на три группы: первая – Валентина, Еремеев – люди-праведники, носители идеи сохранения в обыденной жизни высокого, светлого начала; вторая – Пашка, Мечеткин, Помигалов, Дергачев, Хороших, – те, кто ходит прямо через палисадник, кто считает занятие Валентины «чудным», а ее желание видеть палисадник целым – блажью, детством; третью группу составляют Шаманов и Кашкина. Кашкина ходит то «правильно», то обходит его. Шаманов всегда обходит палисадник по тротуару, даже помогает его чинить, хотя считает это «напрасным трудом». То есть в нем, разуверившемся во всем: в любви, в работе, в самой жизни, можно увидеть заложенный автором потенциал к перерождению.

В уста Кашкиной Вампилов вкладывает характеристику Шаманова как человека «благоразумного», то есть следующего принятым стереотипам, не способного на поступок, сугубо рационального. И действительно, все реплики Шаманова в начале пьесы сопровождаются ремарками «вяло, равнодушно», «вялый жест». На все серьезные вопросы Кашкиной о его чувствах к ней он иронизирует, отгораживается от ее любви, не пускает к себе в душу, дискредитирует иронией важность своего ответа, самого вопроса.

«К а ш к и н а. …Если бы я тебе изменила, сделал бы ты что-нибудь вообще, а если бы сделал, то что именно?

Ш а м а н о в (со вздохом). Что бы я сделал. Ну, известное дело. Я бы тебя застрелил. Или бы задушил. Ты что предпочитаешь. В свою защиту я бы сказал, что ты замучила меня нелепыми вопросами. Суд бы меня оправдал. А вообще я хочу на пенсию» (1, с.310).

Его слова о желании уйти на пенсию по-настоящему искренни, поскольку единственно чего ему хочется – это полностью отключиться от всего, едва ли не умереть. Следователь Шаманов, этот еще один бывший молодой герой Вампилова, когда-то пытался изменить жизнь к лучшему, но убедился в бесполезности противостоять круговой поруке властей предержащих. Его фраза о пенсии перекликается с ключевой фразой из «Утиной охоты»: «В сущности, жизнь проиграна».

Шаманов глух, слеп к чувствам Кашкиной. Не замечает он и любви Валентины, не замечает до тех пор, пока она сама не признается ему в своих чувствах. Валентина в сцене признания называет его слепым: «Вы здесь один такой: ничего не видите… Вы слепой. Слепой – ясно вам?». Сцена эта происходит в палисаднике, где Валентина говорит о том, что собирается посадить здесь маки. Как заметила Н.В. Погосова, в контексте древнего поверья о ласточке, собирающей сок мака для возвращения зрения слепорожденным, цветок мака намекает в пьесе на возможность духовного прозрения человека (2, с.13). Именно в этой сцене Шаманов пробуждается от своей «спячки», здесь его пронзает молния идеального, слетает защитная корка безразличия. Позднее он скажет Кашкиной: «Этот мир я обретаю заново… Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес…» (1, с.348-349). И в этом признании уже нет всепоглощающего равнодушия, иронии и скептицизма.

Как видим, серьезность сюжетно-фабульной основы пьесы не оставляет места ироническому мироощущению, трагикомическим ситуациям. М. Липовецкий считает «Прошлым летом в Чулимске» «единственным примером современной трагедии» у Вампилова (3, с.345). Вместе с тем в сюжетной схеме пьесы и в образе героини явно прослеживается ироническое отношение к мелодраматической ситуации и модели «святой блудницы». Дело в том, что Валентина сама делает выбор, когда соглашается пойти с Пашкой на танцы, заранее понимая, что ни к чему хорошему эта прогулка ее не приведет. Увидев грубого Пашку плачущим от того, что родная мать назвала его «крапивником», то есть нежеланным, незаконным ребенком, Валентина не могла не пожалеть его. Такова миссия святой праведницы – жалеть обиженных и несчастных. Утром, изнасилованная Пашкой и избитая отцом, она вновь выходит к палисаднику и принимается его ремонтировать. Произошедшая с ней трагедия лишь укрепила ее решимость, ведь за святость достается дорогой ценой – собственной покалеченной судьбой, собственной болью.

Как и в «Старшем сыне», безнадежно провинциальный мир обнаруживает центр, придающий ему высокий духовно-религиозный смысл. Скромная Валентина вслед за незадавшимся музыкантом Сарафановым близка к святости, исцеляющей и спасающей мир, который пребывает в нравственной спячке. Об этом говорит заключительная ремарка: «Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник». И действительно, в провинциальном глухом Чулимске произошло нечто очень важное. И хотя разбиты надежды Кашкиной на личное счастье, не осуществятся «серьезные намерения» Мечеткина жениться на Валентине, а Пашка своим вероломством убил в себе человека, происходит главное – «ежедневный стоический подвиг… среди всеобщего морального одичания» (3, с.345) не пройдет даром для всех, кто явился его свидетелем, а один из них «проснулся», начал обретать новую жизнь, смысл и истинность бытия: Шаманов решает вернуться в город, чтобы добиться справедливости. Произошло чуть ли не чудо. Как сам Шаманов признается: «А бог все-таки существует… Кто докажет мне теперь, что бога нет… Если можно объяснить чудо, то я попробую…» (1, с.353).

Пьесу «Прошлым летом в Чулимске» многое сближает с ранними эпическими произведениями Вампилова. Как и в рассказах, в ней вновь мы видим столкновение умудренных жизненным опытом людей и наивно- детского, природного идеализма. Бесхитростность «природных» людей – Валентины и старика Еремеева противостоит неблагополучному миру «взрослых», лишенных каких-либо прекраснодушных иллюзий. В отличие от предыдущей драматургии, Вампилов пытается отойти от прежнего моноцентризма – в центре пьесы уже не излюбленный молодой герой, а тип праведника, открытый им в «Старшем сыне». Как и в «Старшем сыне, побеждает вера в то, что все люди – братья, правда, за эту истину теперь заплачено дорогой ценой – поруганы чистота и целомудрие.

На этот раз отказ от иронии объясняется во многом тягой драматурга к эпической полифонии, поисками эпической структуры, приближающейся к романной форме. Дело в том, что в пьесе доминирует идея эпической взаимосвязи. В основном конфликте, связанном с упорным противостоянием Валентины духовной глухоте окружающих и прозрением Шаманова, не менее важны другие сюжетные линии и коллизии: драма Анны Хороших и Дергачева, ошибки Кашкиной и Пашки, страдания Еремеева. Уже нет двойственного характера в мотивах поведения центрального героя, хотя финал выдает двойственность авторского сознания: с одной стороны, упорство и духовная стойкость праведницы Валентины вселяют веру в осуществление высокого идеала, веру в возможность улучшить мир, научить людей ходить, не ломая палисадник, но с другой, – социальная беспомощность, бесплодный идеализм героини выдают неустойчивость этой веры. По-прежнему любящие друг друга Анна и Дергачев будут драться, отец Валентины, желая добра дочери, все так же упрямо будет устраивать ее судьбу на свой деспотический манер и т.д. Исследователи справедливо усмотрели в пьесе тягу автора к утопическим построениям, которая соседствует с противоположным, антиутопическим мироотношением (4, с.57- 58).

В последней пьесе Вампилова авторская двойственность вызвана не в последнюю очередь стремлением к эпическому, романному повествованию: при всем классическом драматическом триединстве времени, пространства и действия подробно описана полудеревенская жизнь Чулимска, выведено немало внесценических персонажей, тщательно прописана прошлая жизнь, предыстория героев. Романный характер придает пьесе и незавершимость «живой становящейся действительности» (М. Бахтин), та «эстетика неопределенности», которая, сталкивая противоположные, разнонаправленные силы: утопию и антиутопию, бытописание и символику, повседневное и чудесное, безверие и веру в идеал, – рождает синтезирующий жанр драмы-романа. Даже ироническое переосмысление мифа о «святой блуднице», привнесение в трагедийную форму мелодраматических случайностей (подслушанные разговоры, перехваченные записки), соединение бытовой драмы с интеллектуальной, выразившееся в определенной условности характера героини, притчеобразности, – все это свидетельствует о некой переходности, экспериментальности пьесы. Как справедливо заметил критик, Вампилов «искал форму, в которой события разворачивались бы в двух планах одновременно: в жизнеподобном мире повседневности, и в условном измерении философского спора о самых важных категориях бытия: о добре, зле, свободе, долге, святости. Причем, как видно по «Чулимску», Вампилов не пытался дать прямые ответы на все эти вопросы. Он стремился превратить всю пьесу в развернутый философский вопрос с множеством возможных ответов (один ответ – позиция Валентины, другой – скептицизм Шаманова в начале пьесы, третий – его же активность в финале, четвертый – спокойствие обитателей Чулимска…)» (3, с.348). Так рождалась синтетическая форма с элементами полифонического романа, принципиально амбивалентного, нацеленного на поиски гармонии, порядка в хаосе человеческих судеб, игры случайностей и исторических закономерностей, жизни и судьбы – и это был тот путь, по которому пошел бы Вампилов, если бы случайность не оборвала его жизнь в 1972 г.

Рассматривая драму «Прошлым летом в Чулимске» рядом с ранними прозаическими опытами, можно лишний раз подтвердить вывод о синтезе эпического и драматического, о единстве идеального и рационального, утопического и антиутопического в творчестве Вампилова. Художник намеренно сталкивал крайности и противоречия, чтобы отразить какие-то важные моменты в жизни современного общества. Это столкновение, совмещение несовместимых оппозиций неизбежно должно было привести к дуальному, ироническому мировосприятию как способу видеть мир, отражать духовную атмосферу кризисного, переломного времени.

Список литературы

1. Вампилов А. Прошлым летом в Чулимске // Вампилов А. Дом окнами в поле. – Иркутск, 1981.

2. Погосова Н.В. Театр Александра Вампилова: культурологический аспект: Автореф. дис… канд.– М., 1990.

3. Липовецкий М. «Шестидесятники» как потерянное поколение: трагикомедии Александра Вампилова // Континент. – 2000. – № 104.

4. Козлова С.М. Парадоксы драмы – драма парадоксов: поэтика жанров драмы 1950-1970-х гг. – Новосибирск, 1993.

Анализ произведения Вампилова Прошлым летом в Чулимске

Александр Вампилов русский драматург прозаик. Он написал множество пьес: одноактные, короткие сцены, прозу. По его произведениям ставят спектакли, созданы фильмы, поставлена, опера на музыку на музыку Г. Гладкова. Написано замечательное произведение «Прошлым летом в Чулимске.”

События пьесы происходит в таежном центре. В ней разворачивается драма девушки Валентины и других главных героев. В пьесе показана социальная среда со своим укладом, косностью, дикостью. Показан деревенский быт, жителей Чулимска: ломают заборы, насилует девушку Валентину, молодой человек, который привык брать от жизни всё что пожелает. Самоуверенный и наглый тип. На самом деле он не испытывает никаких чувств к Валентине. Молодую девушку, у которой, естественно есть поклонники, Пашка лишает права выбора.

Вампилов в своей пьесе изображает реальную жизнь в Чулимске без прикрас. Молодёжи негде проводить свой досуг, Дом культуры находится за несколько километров от их посёлка, крутят одни и те же фильмы по несколько раз.

Писатель показывает и положительные моменты: меняется поведение действующих лиц, когда появляются чувства, любовь. Люди становятся внимательными друг к другу, появляются чувства справедливости. При неправильном поведении Павел (пристает к Валентине) Шаманов его останавливает. Этот поступок, вселяет надежду на лучшее. Он воспитанный человек может и должен заступиться за женщину, что он и делает. У него иногда сдают нервы, провоцируют Пашку на выстрел от душевного неравновесия.

Читайте также:  Родители, семья и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов

Тем самым писатель хочет сказать: люди разные, проявляют себя в зависимости от сложившихся обстоятельств. Вместе с тем Шаманов не задумывается о последствиях выстрела для Пашки.

Последняя точка в произведении не поставлена. Его герои постоянно испытываются на прочность. Главная идея пьесы заключается в воспитание моральных качеств людей. Писатель видит в людях доброе начало, несмотря на все жизненные обстоятельства. Творчество Вампилова актуальна на сегодняшний день. Нельзя заставить людей любить чьё то творчество. Но, если до сих пор о нём помнят, значит что-то осталось в культуре, памяти и это неслучайно. Вампилов, сердечный, откровенный и, прямолинейный человек, он рассуждал и писал: о нашем отношении к окружающим людям и их поступкам: о страсти, надежде и недостатках. Он хорошо знал психологию людей и человеческую природу. Это хранится надолго.

2 анализ

Произведение, которое носит название «Прошлым летом в Чулимске», написано писателем А.В. Вампиловым. Анализ данного творения представлен в этой статье. Это произведение принадлежит к жанру пьесы.

Таежный райцентр. В центре внимания находится трагедия юной особы по имени Валентина. Она влюблена в следователя по фамилии Шаманов. О том, что девушка влюблена в следователя знает вся округа, кроме него самого. Он даже и не подозревает.

В произведении девушка является символом красоты, из-за которой возникают ссоры и конфликты. За ее сердце борются между собой молодой парень Пашка, который несколько лет назад покинул город, а теперь вернулся во время отпуска навестить мать, и Мечеткин.

Пашка представляет собой человека избалованного, который обычно получает от жизни все, что считает нужным. Валентина еще не ответила ему на его чувства, но тот уже считает, что она принадлежит ему. Она его собственность. Павел уверен, что безоговорочно добьется ее внимания и прикладывает все для этого силы. Мечеткин уже стар, но тоже у него уверенности в самом себе хоть отбавляй. В глазах общества он считается богатым, состоятельным человеком, у которого большое домашнее хозяйство. Он нуждается в хозяйке, которую видит в лице Валентины. Личные чувства девушки его абсолютно не интересуют. Поэтому перед тем, как предложить выйти за него самой девушке, он идет к ее отцу за благословением, как это было заведено раньше.

Скоро Шаманов узнает о том, что Валентина влюблена в него. Он всполошился и принял решение открыть новый лист своего существования. Еще больше он желает поменяться после того, как Пашка стреляет в него и осекается. Шаманов расценивает это как символ на спасение, шанс начать все заново. Шаманов сам выводит Пашку из себя и подталкивает на выстрел. В итоге Шаманов начинает новую жизнь.

Автор показывает окружение каждого из героев пьесы. Они разговаривают между собой и выдают какие-то свои самые сокровенные мысли и тайны.

Основная идея заложена в том, что каждый из героев пьесы имеет возможность стереть в порошок несчастные чувства девушки.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Вампилова Прошлым летом в Чулимске

Популярные сегодня темы

Полковник Петр Анисимович является самым противоречивым персонажем в произведении «После бала». Но, как известно, любовь отца бывает слепа.

В повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь вложил очень много труда. Это рассказ о периоде казачества, когда проходила безжалостная борьба за самостоятельность, а также формирование сильной державы.

Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

В повестях образы горцев основаны на правдивой действительности, на их обычаях и укладе их жизни.

В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.

Два финала пьесы «Прошлым летом в Чулимске» (опыт сравнительно-текстологического анализа)

(г. Иркутск, Россия)

ДВА ФИНАЛА ПЬЕСЫ А. В. ВАМПИЛОВА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Как известно, пьеса «Прошлым летом в Чулимске», – последнее произведение . Первая публикация состоялась уже после смерти драматурга в альманахе «Сибирь» (1972., №6)

в статье «Прошлым летом в Чулимске», размышляя о композиции пьесы, отмечает: «…драматург использует, сюжетную схему, предложенную в «Чайке» [ 4,135]. Точно также, как Чехов, Вампилов действительно вводит в пьесу: три женских роли, шесть мужских, … пейзаж, мало действия, пять пудов любви. По мнению : «Вампилов «выхватывает» сутки из жизни персонажей, давая не только открытый финал (выделено мною: ), но и открытую завязку пьесы: прошлое героев дано лишь намеками, но без этого прошлого не произошло бы то, что произошло»[4, 135].

Аналогии между чеховской «Чайкой» и вампиловским «Прошлым летом в Чулимске», на наш взгляд, далеко не исчерпываются составом действующих лиц, они куда глубже и весомее. Точнее почувствовать и оценить это обстоятельство помогает сопоставление двух редакций финала пьесы Вампилова – «Валентина»(1970) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Известно, что зимой 1970 года Вампилов представил пьесу по частям в театре «1-й акт зарегистрирован 20 января, 2-й акт – 14 февраля»[3,17]. Согласно «Летописи жизни и творчества А. Вампилова» (), зимой 1970 года драматург «участвует в семинаре молодых драматургов в Дубултах. Переработана и завершена пьеса «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске»). 26 апреля пьеса зарегистрирована в театре им » [3, 17].

– автор «Летописи…» для коллективного труда «» подчеркивает «фактическую идентичность» «Валентины» и «Прошлым летом в Чулимске».

Действительно, общепринятым в вампиловедении является тот факт, что пьеса была переименована драматургом с сохранением центрального конфликта, действующих лиц и их основных характеристик. Существенным изменением в тексте 1971 года подвергаются название и финал, но именно они, на наш взгляд, расставляют принципиально новые акценты в нравственно-философской проблематике произведения.

Впервые вариант финала пьесы «Валентина» был опубликован в рубрике «Из неопубликованного». Материал был подготовлен для приложения к газете «Восточно-Сибирская правда» от 01.01.01 года. Годом позже без существенных изменений этот вариант финала вошел в самое полное собрание текстов вампиловских пьес и их вариантов – «Драматургическое наследие».

Книга была подготовлена к изданию Иркутским областным Вампилова и кафедрой новейшей русской литературы Иркутского государственного университета. Научную редакцию этого уникального издания осуществил ведущий специалист-вампиловед, доктор филологических наук .

Интерес к творческой лаборатории Вампилова-драматурга растет с каждым годом. Воспоминания людей знавших Александра Валентиновича, публикации его записных книжек; статьи и монографии, анализирующие важные этапы работы драматурга над своими произведениями – это свидетельство всё возрастающего интереса к личности и творчеству .

В монографии «Недопетая песня… Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова»[ 5 ], автор анализирует многочисленные варианты вампиловских текстов, вводя в научный оборот бесценные материалы, способствующие глубокому проникновению в творчество этого гениального художника.

Сравним тексты финальных сцен первого и второго варианта: в финале «Валентины» читаем: «Со двора вбегает Помигалов с ружьем в руках. За ним, вцепившись в него, – Валентина. Все поворачиваются к ним. Шаманов выпустил Пашку. Валентина. Нет, папа. Не сме-ей! Помигалов отшвырнул Валентину в сторону. Кашкина выбегает на балкон.

Помигалов. Где он? Где? – Дай мне гада!

Помигалов. Не беги… Не убежишь.

Пашка замер, прижавшись к ограде палисадника. Кашкина, стоя на балконе, закрывает лицо руками. Так простоит она до последней реплики этой картины.

Хороших (бросилась к Пашке, но Дергачев её схватил). Не виноват он! Не виноват!

Помигалов. Не подходи! Пристрелю любого, кто подойдет… Он получит чё заслужил. (Взводит курок.)

Шаманов (делает шаг в сторону Помигалова). Остановитесь. С Валентиной был я.

Помигалов на мгновение застывает.

Он не виноват. С ней был я.

Валентина (кричит). Не-ет!

Но секундного замешательства Помигалова достаточно для того, чтобы с одной стороны Еремеев, а с другой Дергачев подошли к нему и отняли у него ружье.

Шаманов. С ней был я (Обращаясь к Валентине.) Валентина. (Остальным) Мы … Я увезу её от сюда.

Пашка. Врешь. Врет он! Не слушайте его! (Сорвался с места, бросился на Шаманова, но его схватили Хороших и Дергачев.)

Еремеев (с ружьем в руках, качая головой). В зверя можно стрелять, разве можно в человека? (Валентине). На, спрячь. Подальше спрячь.

Валентина берет ружье сначала одной рукой, машинально, потом – крепко, двумя, и уходит во двор.

Помигалов. Я. Валентина и Я мы отсюда уезжаем. Завтра же (Всем). Вам всем понятно?

Пашка. Врешь! (Всем) Не он! Не он! Я! Я! Я!

Во дворе раздается выстрел. Тишина. Только стучит дизель. Все разом. Валентина!

Стук прерывается – это перебой, и наступает темнота[1, 677-678].

«Треск мотоцикла рядом, выхватывает всех троих из полутьмы. Затем мотоцикл глохнет, и к скамейке быстро подходит Помигалов.

Помигалов (всем горзно). Ну?

(Валентине) Где ты была. С кем?

Шаманов. Со мной. Она Была со мной… Мы были в Потеряехе.

Пашка. Врешь! (Помигалову.) Я с ней был! Я. Он врет.

Пашка бросается на Шаманова, но Помигалов его осаживает.

Помигалов. Стой. (Валентине)

Кто с тобой был?

Пашка (Валентине) Скажи!

Помигалов. Говори! (Указывает на Пашку.) Этот?.

Помигалов (указывая на Шаманова). Он?

Не верь им отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным… Успокойся…

Они здесь ни при чем, пусть они не врут… И пусть… пусть они больше ко мне не вяжутся.

Идем отец… Идем домой…

Отдаленный стук дизеля прерывается и медленно умолкает. Лампочка под карнизом тускнеет и гаснет. Всё погружается в полную темноту

Утро следующего дня…[2, 672-673]»

Второй вариант этой сцены (даже на первый взгляд) выглядит более лапидарно. Это влечет за собой усиление психологического напряжения, как в тексте, так и в подтексте сцены. Очень важным обстоятельством так же является исчезновение из действия и авторских ремарок упоминание о ружье в руках отца Валентины.

В первом варианте Валентина стреляется, а утром следующего дня, продолжая дело Валентины, Шаманов «восстанавливает ограду» палисадника, тогда как во втором варианте в сцене «Утро следующего дня» в телефонном разговоре Шаманова появляется мотив принятия решения, что свидетельствует об изменениях в сознании героя.

«Шаманов (поднимается, подходит к буфету. Взял телефон, снял трубку) Дайте милицию… Начальника… Добрый день. Шаманов… Скажите есть у нас сейчас машина. Нельзя ли подбросить меня к самолету. В город. Да, хочу выступить на суде… Да, завтра… Нет, я решил ехать… Нет, я поеду… Мне это надо. И не мне одному… Да… Спасибо…

Со двора выходит Валентина… Хорошо… Спасибо… До свидания (положил трубку)

Появление Валентины сопровождается немой сценой. Вампилов не раз подчеркивает важность момента ремарка «Тишина».

«Все повернулись к Валентине. Тишина. Строгая, спокойная, она поднимается на веранду. Вдруг останавливается, повернула голову к палисаднику. Не торопясь, но решительно спускается в палисадник. Подходит к ограде, укрепляет доски. Ворота распахиваются и как и все, молча наблюдает за Валентиной. Валентина перешла к калитке палисадника. Налаживает калитку и, когда, как это случается часто, в работе её происходит заминка, сидящий ближе всех к калитке Еремеев поднимается и помогает Валентине. Тишина. Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник.

Самым простым, лежащим на поверхности, объяснением изменений в тексте является желание драматурга уйти от установки, ставшей к XX веку в театре устойчивой до банальности: если ружье появилось на сцене, то оно непременно должно выстрелить. Подобное объяснение возможно, ведь, как известно одной из стилевых черт Вампилова-драматурга (по его собственному признанию) было избавление от стереотипов и шаблонов. Однако напрашивается и другое объяснение – изменения в тексте финала обусловлены мучительными исканиями драматурга связанными с нравственно-философской составляющей концепции героя. И вновь перекличка гениев.

в письме к от 01.01.01 года из Сумы (усадьба Линтваревой, где гостил Чехов) пишет не только о шаблонах в жизни и искусстве «… природа и жизнь построены по тому самому шаблону, который теперь так устарел и бракуется в редакциях… »[7, 11; 228], но и о долге художника по отношению к своим персонажам. Обращая внимание Суворина на их предыдущую переписку Чехов замечает: «Вы пишите, что ни разговор о пессимизме, ни повесть Кисочки нимало не подвигают и не решают вопроса о пессимизме. Мне кажется, что не беллетристы должны решать такие вопросы, как бог, пессимизм и т. п. Дело беллетриста изобразить только, кто, как и при каких обстоятельствах говорили или думали о боге или пессимизме. Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, т. е. уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком… Пишущим людям, особенно художникам, пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберешь…». [7,11; 232] Многозначность и в то же время недосказанность сюжетных ходов и конфликта героев и второстепенных персонажей вот та стилевая доминанта, что стала как для Чехова так и для Вампилова краеугольным камнем, поэтики их драматургии.

Читайте также:  Анализ книги Путешествие Гулливера Джонатана Свифта

В письме к «Между 10 и 12 октября 1887 года отправлены из Москвы Чехов, размышляя о некой пьесе (скорее всего о пьесе «Иванов») выдерживая шутливый тон на протяжения всего письма пишет, то «… пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал…» [7,12; 159]. Но в этом же письме драматург замечает что: «… как ни плоха пьеса, но я создал тип, имеющий литературное значение, я дал роль, которою возьмется играть только такой талант, как Давыдов, роль на которой актеру можно развернуться и показать талант …»[7,12; 159]. А в письме к этому же адресату спустя полтора месяца того же года Чехов упоминает, что из коротенького диалога героя в финале спектакля получилось что-то «… тягучее и гнусное. Публика недоумевает. В конце пьесы герой умирает от того, что не выносит нанесенного оскорбления. Охладевшая и утомленная публика не понимает этой смерти которую отстаивали у меня актеры; у меня есть вариант». [7,12; 170]

Проблема самоубийства, рассматриваемая Чеховым как тема «очень благодарная и заманчивая»[7,11; 179] одновременно пугала мудрого Чехова – драматурга. Не случайно он замечает: «… ведь страшно за нее браться! На измучивший всех вопрос нужен и мучительно – сильный ответ…»[7,11;179-180]

Так же как его гениальный предшественник, Вампилов, вероятно, понимал, что осмысление реальности его героем (Шамановым) неизменно приводит к углублению пессимизма и экзистенциальному отчаянию.

Рассматривая проблему современного героя, Вампилов всей логикой развития конфликта в таких пьесах, как «Утиная охота», «Валентина», «Прошлым летом в Чулимске», показывает, что в литературной жизни России конца 60х – 70х годов наблюдается поворот к внутреннему миру героя, что героический пафос, как основная положительная характеристика героя уже остается в прошлом, а на смену ему приходит чеховский тип «плохого – хорошего человека».

Логика развития конфликта и образов в пьесе «Валентина» вела драматурга к пониманию, что современный герой переживший большие исторические события не может быть ни абсолютным скептиком, ни абсолютным светочем в мире потерянных ценностей. Это не отрицательная или положительная сила, это – человек. Весь ход развития истории научил такого человека рассчитывать больше на себя. Именно поэтому вампиловские Шаманов и Валентина в первом варианте финала свободны в своем выборе.

Однако, изолированное, внебытейное существование как исходная основа концепции героя, закрывало пути к реальному решению проблемы человеческого существования. Также как и , считавший, что «… нет ни низких, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дала нам во время оно Иисуса Христа и которая мне, Вам и Баранцевичу мешает красть, оскорблять, лгать и проч…»[7,11; 429], и Вампилов понимал, что со времени Чехова, с усилением психологической составляющей, инструментом истинного утверждения себя для героя, становится его направленность на мир переживаемого, а не утверждаемого.

При всем предельно трагическом психологизме «Валентины», драматург не стал довольствоваться констатацией права героев на свободу, доведенную до абсурда. В основе авторских корректировок финалов пьес «Валентина» и «Прошлым летом в Чулимске» открытие драматурга, приведшего своих героев от выявления своих сущностных характеристик до раскрытия наисложнейших смыслов воспринимаемой героями действительности.

Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» − это произведение, в котором корректировки финала свидетельствует о том, что Вампилов-драматург пришел к принципиально новым подходам в концепции героя.

1. Вампилов, Вариант финала// А. Вампилов. Драматургическое наследие. − Иркутск, 2002.

2. Вампилов, летом в Чулимске// А. Вампилов. Драматургическое наследие. − Иркутск, 2002.

3. Гушанская, жизни и творчества А. Вампилова (1937 − 1972)/ // . − Иркутск, 2000.

4. Никитюк, летом в Чулимске/// : Жизнь. Творчество. Судьба. − Иркутск, 2000.

5. Смирнов, песня… Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова, − Иркутск, 2004.

6. Собенников, А. С. «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова: два финала /// Проблемы литературных жанров. − Томск, 2002.

7. Чехов // . Собр. Соч., − М., 1956; т. т. 11 − 12

Урок литературы в 11-м классе. Драма А.Вампилова “Прошлым летом в Чулимске”

Разделы: Литература

“Сохранить и преумножить человеческое в человеке”. А.Вампилов

Урок этот может быть проведен в 11-м классе.

Цель: познакомить учащихся с последней пьесой А.Вампилова, на её примере проследить особенности его драматургии.

Одной из особенностей драматургии А.Вампилова является изображение реальной жизни, которая скрывается за вымыслом, театральностью и яркостью диалога. “Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах при всей узнаваемости происходящего возникает особый вампиловский мир, со всей определённостью обозначенный художником”. (Г.Товстоногов).

Учащиеся предварительно знакомятся с содержанием пьесы и готовятся к обсуждению прочитанного материала. В начале урока привлекаем внимание учеников к высказываниям и просим выразить своё отношение к ним: “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” (В.Гёте); “Путём зла не доходят до добра” (В.Шекспир); “Зритель, приходя в театр на Вампилова, невольно попадает под нелёгкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекается ещё во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля”. (В.Распутин).

Определяем жанр пьесы, вспоминаем литературоведческое определение этого жанра.

Драма – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля); а также один из жанров драматургии, построенный на драматическом конфликте.

  1. Стадия вызова
  • Рассмотрим название драмы, какую информацию она несёт?
  • Обратимся к афише. Познакомимся с героями. Что мы узнаём о героях пьесы, судя по их фамилиям? (Нейтральные – Помигалов, Дергачёв, Мечеткин; говорящие – Шаманов, Хороших).
  • Почему некоторые герои названы по именам: Валентина, Пашка?

Первоначально пьеса была названа “Валентина”, но в то время появились в печати роман В.Сёмина “Женя и Валентина” и пьеса М.Рощина “Валентин и Валентина”, и драматург уже в последний момент придумал новое название.

  • Какое из названий точнее определяет смысл драмы?

История создания пьесы.

“Строительный материал” драмы был поистине пёстрым: жизнь родного посёлка, куда драматург съездил специально для наблюдений над работой районного следователя, факты печально нашумевшей в Иркутске в те годы истории геологов Карасёва, Эдельмана и других ответственных лиц, злоупотребивших служебным положением, и во многом вымышленная, но покоряющая подлинностью драма Хороших – Дергачёва – Пашки.

Обратимся к ремаркам пьесы. Вспомним о роли ремарок.

Ремарки – авторские пояснения пьесы, дающие указания о месте действия, обстановке, игре актеров, о психологическом состоянии персонажей.

  • Где происходит действие? (“В таёжном райцентре” находится “старый деревянный дом с высоким крыльцом”, над которым “прибита вывеска “Чайная”).
  • Казалось бы, заурядное село, обычные дома, но красота живёт и в этом мире – в виде чего? (“На карнизах, оконных наличниках, ставнях воротах– всюду ажурная резьба ; старый…(ограда его тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и цветами посредине ”).
  • Кто в Чулимске является хранителем этой красоты?
  • Вспомним, что в основе драмы лежит действие. Действия показаны через конфликт (столкновение, противоборство – в форме диалога: разговор двух или более лиц).
  • Прочтите первые реплики героев, конфликт налицо. (Валентина нечаянно будит старика Еремеева, он же впоследствии поможет отремонтировать калитку, которая станет символом действенной доброты девушки).

Не случайно Вампилов объединил героев Валентину и Еремеева. Они оба добры, сострадательны, жертвенны, вспомним дочь Еремеева, которую он не хочет обременять своей старостью.

Автор максимально уплотнил время пьесы (сутки), но оно насыщено драматическими моментами.

  • Почему Валентина, начав работу в чайной ранним утром, услышав стук двери на балконе мезонина, “на секунду замирает”? Она слышит разговор Кашкиной со следователем Шамановым, которого глубоко любит.

Вампилов ставит во главу угла пьесы любовный конфликт двух героев: Валентины и Шаманова.

  • Что мы узнаём о следователе Шаманове? Мужчина, которому всего за тридцать, “во всём у него – в том, попустительство , непритворные небрежность и рассеянность”, его знаменитая фраза , “хочу на пенсию” говорит о многом.

Метафора “жизнь есть сон” применима к душевному состоянию героя, не случайно Кашкина произносит: “Неужели уснул? Успел уже…(Помолчав). Ну и спи. (Не без горя.) Спать – на это ты способен. Это единственное, что тебе не надоело…”

В таком состоянии он не замечает любви Валентины, хотя о её чувствах к Шаманову знают все , а не догадывается лишь сам он.

  • Всегда ли Шаманов был таким? Прочтём из действия 1 разговор Шаманова и Кашкиной и ответим на вопрос внесценической героини Ларисы из облздрава: “У него было всё, чего ему не хватало – не понимаю”. “Он бы далеко пошёл, если бы не свалял дурака”…

Так автор поднимает проблему активности человека. Шаманов начал свою жизнь с бурного вмешательства в жизнь, стремления защитить интересы пострадавшей в аварии “старушки”. Но, столкнувшись со сложностями, сдался без боя. И вот в глуши Чулимска уныло тянет свою лямку. Однажды его самого поразило, как безжизненны его руки, все его существо. “Даже мысли показались мне не моими”. В первом варианте пьесы автор хотел показать непомерно великую цену, которой расплатился Чулимск за бездумную жизнь Шаманова – самоубийство Валентины, но и 2 вариант пьесы не менее выразителен.

  • Чем завершается пьеса? Как называется такое построение произведения? (Кольцевая композиция).

Смысл словесных каламбуров в пьесе серьёзный, драматичный. Когда на глазах Шаманова Пашка начинает грубо приставать к Валентине, тот, согласно мужской этике, останавливает его. (Зачитать диалог героев из 1 действия).

Вместе с тем в сцене, когда следователь дразнит Пашку, добиваясь его выстрела как избавления от душевной муки, Вампилов вызывает в читателе чувство содрогания , ощущение катастрофы. Порыв героя уйти из жизни, потому что не победил несправедливость, благороден, но и страшен. Чем? Он не думает о последствиях для Пашки и для всех окружающих. Действие на сцене разворачивается как цепь событий и психологический поединок (душевные переживания, тщательно маскируемые героями).

В пьесе Дергачёв лишь на первый взгляд бранится с женой по пустякам. Но его судьба трагична.

  • Что об этом говорит Кашкина? (Воевал на фронте, за что-то отсидел после войны не один год, любит хороших людей, недолюбливает своего пасынка Пашку, называя его “крапивником”).
  • Почему Дергачёв исполняет народную песню “Это было давно, лет пятнадцать назад, вёз я девушку тройкой почтовой …”? (В ней выражается несбывшаяся мечта о любви и счастье).
  • В чём сходство истории Хороших и Дергачёвых и судьбы Валентины? (Её изнасиловал Пашка, может, она повторит судьбу Хороших?).

Драматург выбрал один день, но такой, в котором всё переплелось и затянулось тугим узлом.

Обратимся к финалу 1 действия. Валентина поражена тем, что о её чувствах к Шаманову знают все, но не догадывается лишь сам он. А он в свою очередь уверяет Кашкину, что у него ничего не может быть с этой доверчивой и чистой провинциальной девушкой, но в душе вынашивает мысль о новом повороте судьбы.

Прочитаем финал 2 действия. Как изменился герой? Он обретает мир заново: “Всё ко мне возвращается : вечер, улица,лес,- я сейчас ехал через лес , – трава , деревья запахи – мне кажется, я не слышал их с самого детства…Где Валентина?” Она ушла с Пашкой, произошло самое страшное. Не случайна в финале реплика Хороших,обращённая к сыну: “Она тебя возненавидела…”

Трагичен финал пьесы. Валентина уходит со сцены, произнеся слова: “Нет… Не верь им, отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным…Успокойся…Они здесь ни при чём, пусть они не врут… И пусть… пусть они больше ко мне не вяжутся. Идём, отец… Идём домой… ”

Почему в последних словах Валентины автор использует многоточия? Как бы закончилась пьеса, не будь продолжения – “Утро следующего дня ”. Что значит ремарка автора: “Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник”? (Это духовная победа Валентины. Вера писателя в добрые начала жизни была оправданной).

Читайте также:  Сочинение на тему Хлестаков в современной жизни 8 класс

Пьесы Вампилова лишены заданности, их отличает “открытый” финал (автор не склонен ставить непременную “точку” в судьбе героя).

Творческое задание группам: написать мини-сочинение в форме эссе.

  • 1-я группа. Какова дальнейшая судьба Валентины? (Выйдет замуж по совету отца за состоятельного и состоявшегося Мечеткина, повторив судьбу Хороших).
  • 2-я группа. Судьба следователя Шаманова. (Уедет в город, чтобы работать в милиции, окунётся с головой в будни следователя, стараясь забыть Валентину).
  • 3-я группа. Судьба семьи Хороших и Дергачёва, Пашки. (Пашка уедет со стыда на север на заработки, Дергачёв бросит пить и наладит семейную жизнь с Хороших).
  • 4-я группа. Судьба старика Еремеева. (Уйдёт жить в тайгу, так и не добившись пенсии).
  • 5-я группа. Судьба Кашкиной. (Останется жить и работать в Чулимске, надеясь на возвращение к ней из города Шаманова).

Обобщающий характер пьесы.

  1. Герои Вампилова испытываются на прочность в атмосфере быта.
  2. “…герои его пьес – люди далеко не однозначные”.
  3. Лучшие из них, именуемые “праведниками” (Валентина), сопоставимы с героями классической литературы 19-го века. (Татьяна Ларина, Соня Мармеладова), их оберегает, по словам В.Распутина, “какая-то высокая охранительная сила, не дающая даже и помыслить о них дурно”…
  4. Вера в человека,непрестанное испытание его моральных качеств – главная идея жизни и творчества А.Вампилова.

– Как вы понимаете слова В.Распутина, взятые нами в качестве эпиграфа?

Валентина.Шаманов.
  • Труженица.
  • Простая, чистая.
  • Любит, страдает, прощает.
  • Луч света в Чулимске.
  • Идеал.
  • Путаник.
  • Опустившийся, потерянный.
  • Разочаровался, прозрел, воскрес.
  • Пробуждение от духовного сна.
  • Любовь.

Жизнь подтвердила, что забота драматурга об утверждении добрых начал так своевременна и необходима и нам, людям 21-го века…

В тот роковой августовский день, когда перевернулась на Байкале лодка, зацепившаяся за топляк, Александр Вампилов поплыл и был уже в нескольких метрах от берега, там, на берегу, рядом со своей легковой машиной, стоял неизвестный человек. Увидев, что подплывший к берегу упал и не встаёт, он бросил окурок себе под ноги, притушил его, сел в машину и уехал. А навстречу беде рвался из автобуса на помощь молодой солдат. Но когда он остановил автобус, побежал и бросился в воду – было уже поздно…

Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…

Пусть это будет нравственным уроком всем нам.

  1. Домашнее задание. Написать отзыв о драме “Прошлым летом в Чулимске”.
  1. А. Вампилов. Пьесы. – Иркутск, 1987.
  2. Н. Тендитник. Мастера. – Иркутск, 1981.
  3. В. Муромский. Сохранить и перемножить человеческое в человеке // Литература в школе. – 1997. – № 5. с.83 – 84.
  4. Н.Фёдорова. А.Вампилов.// Приложение к журналу “Литература в школе” – 2000. – № 3. с.14 – 15.

«Прошлым летом в Чулимске», или шедевр Вампилова на сцене

Мне нравится читать произведения, а потом думать над ними, постигая глубокий авторский замысел. После просмотра в Классическом театре драмы «Прошлым летом в Чулимске» я задумалась над смыслом произведения, которое стало последним для талантливого драматурга Вампилова. Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателя? Мысли о простом, человеческом счастье.

Главная героиня – Валентина, юная красивая девушка, безнадежно влюбленная в разочаровавшегося в жизни следователя Шаманова, но при этом ее активно добивается сын буфетчицы Павел. Все усложняется тем, что аптекарша Кашкина имеет виды на следователя и не очень-то жалует Валентину. С началом пьесы мы уже предчувствуем, что ничего хорошего из этого не выйдет. Слишком много судеб на одной сцене, слишком разные люди. И до самого последнего зритель находится в предчувствии трагедии. В постановке, на которую мы ходили, финал был не трагичным. Но ведь Вампилов написал две концовки. В одной замученная такой жизнью, непониманием окружающих и чрезмерным вниманием со стороны сразу двух мужчин в финале пьесы Валентина застреливается из ружья, в другой – никто не умирает, все остаются живы. Но счастливы ли?

Пока я смотрела пьесу, мне не давал покоя один вопрос: зачем Валентина все время чинит палисадник? Ведь все, кроме Шаманова, продолжают ходить сквозь него, снова ломают калитку, переступают, но не обходят по тропинке вокруг. Почему она это делает? Да ведь это олицетворение ее собственной трагедии. Страдая от непонимания окружающих, она восстанавливает то, что все равно сломают. И не отступается от этого. В разговоре с Шамановым она говорит, что никакого неудобства починка палисадника ей не доставляет. А ведь он – это и есть ее жизнь. Девушку никто не понимает и не воспринимает серьезно. Отец, боясь потерять последнюю дочь, так как все остальные уже уехали в город, запрещает Валентине покидать Чулымск, ее возлюбленный следователь Шаманов – запутавшийся в своей жизни и уже ничего, кроме пенсии, в ней не желающий, Пашка, сын буфетчицы, который привык получать все, что захочет… Никому из них не важна судьба девушки. Через нее просто переступают, также, как и через палисадник.

Когда Шаманов узнает о любви девушки, он решает начать новую жизнь. В нем просыпается то, что давно казалось безвозвратно потеряно в его серых буднях. Он решает добиться ее, назначая свидание в столовой в 9 часов вечера, но даже не думает, что ревнивая Кашкина перехватит его послание, и Валентина, пожалев Пашку, которого мать выгоняет в город, пойдем с ним на танцы. В итоге, вернувшись на место встречи, он находит лишь аптекаршу, которая во всем ему признается. Вскоре возвращаются с танцев Паша и Валентина. На девушке нет лица, она рыдает, прижавшись к стене. Молодой человек принудил ее к близости, надеясь, что теперь она будет только его. Но нет. В финале пьесы Валентина отказывается от всех. И от любимого, и от теперь уже ненавидимого ею сына буфетчицы и просит отца, чтобы «они больше никогда к ней не вязались». Теперь – перед каждым героем неизвестность. Вампилов дает читателю самому додумать финал произведения. Что будет дальше?

Вапмилов рассказывает историю любви. Историю несчастной девушки в потерянном городе. Даже названия соседних городов говорят сами за себя: Потеряхи и Ключи. По сути, у героев драмы и не могло быть счастливого конца, ведь все указывало на это. И вечный, не кончающийся ремонт в столовой, и разрушаемый ежедневно палисадник, и Шаманов, пытающийся скрыть свою связь с Зинаидой Кашкиной, и ружье, вынесенное на сцену, но так и не выстрелившее, и даже дедушка Еремеев, не имеющий документов и живущий в лесу. Все это создает атмосферу упадка, бесконечности серых будней и отсутствие будущего. Все эти люди никогда не выберутся из Чулимска, ведь сами ничего из себя не представляют. Привыкшие к пустой размеренной жизни, они уже и не нуждаются в чем-то большем. Даже не пытаются. Пустая бесцельная любовь, роман между героями, ссоры и драки… Но Валентина упорно чинит палисадник, потому что она единственная, кто еще хоть немного верит в то, что можно все это изменить. И в конце пьесы палисадник уже не просто ее жизнь, а жизнь всего Чулимска.

«Они будут ходить через палисадник. Всегда».

Режиссерский анализ пьесы А.В. Вампилов « Прошлым летом в Чулимске».

При первом прочтении этой пьесы у меня возникло чувство разочарования, досады, печали, окружающие люди морально «убивают» единсвенного человека, способного на настоящие , искренние чувства, способного любить, не требуя ничего взамен.

Пьесу я выбрала не случайно. Сейчас, как и во все времена, многим близка тема любви. Высоко чувство Любовь рассматривается здесь с разных точек зрения, для кого –то это высокое чувство, а для кого-то –это вещь,или само собой разумеющееся явление. Также раскрывается тема человеческого эгоизма. Мне близок символизм в этой пьесе-полисадник-символ возможности изменить мир к лучшему: «Валентина (весело:. Ну тогда я вам объясню. Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.»-и в этом вся Валентина. Она воспринимает эту жизнь, как единое целое.

Действие пьесы А.В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» происходит в таежном райцентре.

Пьеса написана в 1971 году.

Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину,но так как она очень отличается ото всех окружающих своей непосредсвеностью, наивностью, упорством. в тетради про глоток он проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое, он защищает ее, а потом влюбляется. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.

Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью(Паша взял ее силой, думая, что этот поступок привяжет ее к нему,но это оказалось не так), отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».

Я думаю, автор хотел раскрыть в этой пьесе проблему человеческого самолюбия, эгоизма,не спосибность люьить и совершать правильные поступки.. Ведь каждый герой,по сути, намерен удовлетворить свои желания, не ставя в счет желания окружающих.

Режиссер в своем спектакле должен донести до зрителей всю порочность людей,не способных на великое чувство, а так же показать,что не смотря на все невзгоды не стоит опускать руки,а нужно жить дальше.

А.В. Вампилов показывает социальную среду, в которой живут герои пьесы. Из их разговоров мы узнаем, что до ближайшей танцплощадки надо идти пешком пять-семь километров. А в Дом культуры привозят один и тот же кинофильм. Молодежи в такой глуши нечем заняться. Старшие сестры Валентины, например, давно уехали в город, хотя и жизнь у них сложилась по-разному. Помигалов, торопясь выдать Валентину замуж, не только хочет материально устроить ее жизнь, но и боится, что она уедет вслед за сестрами в город. Он заявляет: «Об городе не мечтай. Помни: пока я жив, твой дом здесь. Вот он стоит. Советская, тридцать четыре. Отсюда и располагай». Помигалов по-своему любит дочь, но в то же время жизненная программа, которую он ей приготовил, состоит лишь из хозяйственных обязанностей и рабочих будней. Неслучайно отец так удивился, когда выяснил, что дочь ушла с кем-то на танцы, так как он нашел для нее более выгодную партию.

Пьеса « Прошлым летом в Чулимске» имеет кольцевую композицию: первая и последняя сцена в ней формально совпадает, место действия одно и то же. Однако в конце пьесы герои вышли на новый этап жизни. Действие начинается возле чайной летним утром: Валентина чинит полисадник, ей помогает старик Ермеев. События разворачиваются стремительно. Уже через сутки, утром следующего дня, после всех выяснений отношений между конфликтующими персонажами (Шаманов – Валентина; Шаманов-Кашкина; Шаманов-Пашка;тДергачев-Хороших- Пашка; Помигалов-Валентина-Мечеткин;), после интриг, скандалов, крушения надежд героев, после страшных событий, что произошли с Валентиной-жизнь продолжает свое течение. Валентина с прежним упорством чинит полисадник, ей помогает Ермеев. Шаманов, как и накануне, ждет служебную машину, но уже не прежним состоянием сонного равнодушия ко всему, а в полной решимости отстаивать справедливость. Но внутренний мир героев уже не будет прежним.

Дата добавления: 2015-10-28 ; просмотров: 808 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. II Анализ литературного текста.
  2. II. Анализ фактов
  3. II. Музыкально – теоретический анализ
  4. III Музыкально-теоретический анализ.
  5. III. Анализ анкет родителей
  6. III. Анализ произведения
  7. III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».